Литературно – музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…»
Литературно – музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…»
: познакомить учащихся с жизнью и творчеством замечательного человека, прекраснейшей женщиной, выдающейся поэтессой, раскрыть трагизм судьбы в горниле истории, навыки и умения выразительного чтения стихотворений, раскрыть всю глубину лирических произведений М. Цветаевой, духовный мир поэтессы, воспитание патриотизма, духовности, красоты человеческих чувств.
Оформление: фотопортрет М. Цветаевой, листья рябины, подсвечник с тремя свечами, фотографии фасада Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, сборники стихов А. С. Пушкина, А. А. Блока, М. А. Цветаевой, музыкальные записи произведений Р. Шумана, Л. Бетховена, В. Моцарта, П. Чайковского, А. Петрова, Е. Доги
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературно – музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…» »
«Красною кистью рябина зажглась…»
Литературно – музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой
(урок русской литературы в 11 классе)
Цели и задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством замечательного человека, прекраснейшей женщиной, выдающейся поэтессой, раскрыть трагизм судьбы в горниле истории, навыки и умения выразительного чтения стихотворений, раскрыть всю глубину лирических произведений М. Цветаевой, духовный мир поэтессы, воспитание патриотизма, духовности, красоты человеческих чувств.
Оформление: фотопортрет М. Цветаевой, листья рябины, подсвечник с тремя свечами, фотографии фасада Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, сборники стихов А. С. Пушкина, А. А. Блока, М. А. Цветаевой, музыкальные записи произведений Р. Шумана, Л. Бетховена, В. Моцарта, П. Чайковского, А. Петрова, Е. Доги
Звучит музыкальный фрагмент из «Карнавала» Р. Шумана
1 чтец : 26 сентября 1882 года в семье И. В. Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя московского Музея изящных искусств, и М. А. Мейн родилась дочь Марина.
2 чтец : Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний :
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Луч света освещает девочку, сидящую за пианино.
3 чтец : Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала : « По крайней мере, будет музыкантша». Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку.»
Звучит музыка Е. Доги. Луч света гаснет, зажигаются свечи под портретом.
4 чтец : Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю !
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
5 чтец : Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке постепенно угасает. У нее появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся ( так называли ее в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком.
Звучит музыка Л. Бетховена (соната № 30).
6 чтец : Я расскажу тебе – про великий обман :
Я расскажу тебе, ниспадает туман
На молодые деревья, на старые пни.
Я расскажу тебе, как погасают огни
В низких домах, как – пришелец египетских стран -
В узкую дудку под деревом дует цыган.
Я расскажу тебе – про великую ложь :
Я расскажу тебе, как зажимается нож
В узкой руке, как вздымаются ветром веков
Кудри у юных – и бороды у стариков.
Ропот веков.
Топот подков.
Это была уже Марина Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забывать литературная Москва. Многие знали или, вернее, догадывались, что революция не вдохновляла ее Видели, что она сторонится общества молодых московских поэтов, живет почти в полном отчуждении. Поэтому ее появление воспринималось как вызов происходящему.
И не на то мне пара крыл прекрасных
Дана, чтоб на сердце держать пуды.
Спеленатых, безглазых и безгласных
Я не умножу жалкой слободы.
Звучит музыка Р. Шумана ( фрагмент из «Карнавала», соч. №9)
Стихи Цветаевой, напоминающие маленькие музыкальные пьесы ( особенно Шумана), завораживают потоком гибких постоянно меняющихся ритмов. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца 19 – начала 20 века.
Стремительно и властно в жизнь Цветаевой вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Великому русскому поэту Цветаева посвятила целый цикл стихотворений, эссе « Мой Пушкин», « Пушкин и Пугачев».
Звучит музыка П. И. Чайковского ( соч. 45)
2 чтец В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, со своим будущим мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.
3 чтец Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности – жена, не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге. Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно – великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно – бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие - в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
Звучит вальс Е. Доги
4 чтец Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я вас не целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью- всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами : аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! –
Так любите : за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не – гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами, -
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!
5 чтец 1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – ее друзья, любимый человек и крохотная дочка Аля. Это было время расцвета Марининой красоты. Она знает себе цену и во внешнем очаровании и во внутреннем.
Тихо плещется море. Темно – синее небо, мерцающие звезды и стихи :
В огромном липовом саду –
Невинном и старинном –
Я с мандолиною иду
В наряде очень длинном.
Вдыхая теплый запах нив
И зреющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной мандолины.
Пробором кудри разделив…
Мой шаг изнежен и устал,
И стан, как гибкий стержень,
Склоняется на пьедестал,
Где кто – то ниц повержен.
Упавшие колчан и лук
На зелени так белы!
И топчет узкий мой каблук
Невидимы стрелы…
1 чтец Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы
Гаснут свечи. Романс А. Петрова « Под лаской плюшевого пледа»
2 чтец В мае 1922 г. М. Цветаева вместе с дочерью покинула Россию, направившись в Прагу, находился С. Эфрон. Начались долгие годы эмиграции. Берлин, Прага, Париж… Эмигрантская интеллигенция, поначалу встретившая Цветаеву с распростертыми объятиями, как единомышленницу, довольно скоро отшатнулась от поэтессы, увидя в ней не только оппозиционера, но и обличителя. В стихотворении « Эмигрант» ( 1923 г.) есть строки, которые передают настроения Цветаевой тех лет : « Не слюбившись с вами, не сбившись с вами… Заблудившийся между грыж и глыб Бог в блудилище». Духовное одиночество, частичная изоляция, трудное, а подчас полунищенское существование не сломили Цветаеву. Гораздо тяжелее было переносить тоску по родине.
3 чтец Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится…
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Ты, в погудке дождей и бед –
То ж, Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку – на весь тот свет!
Здесь – мои обе заняты.
4 чтец Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Марина Цветаева возвращается на родину. Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.
5 чтец 31 августа 1941 года М. Цветаева приняла решение уйти из жизни. Как Н. Заболоцкий, Н. Клюев, Б. Пильняк, О. Мандельштам и многие другие писатели она стала жертвой сталинского тоталитарного режима.
Звучит " Реквием» Моцарта.
6 чтец Вскрыла жилы : неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет – мелкой,
Миска – плоской.
Через край – и мимо –
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.
Звучит « Реквием» М. Цветаевой в исполнении А. Пугачевой: « Уж сколько их упало в эту бездну…»
Гаснет свет и зажигаются свечи под портретом М. Цветаевой