Литературно-музыкальная композиция, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова
Внеклассное мероприятие посвящено 200- летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Форма проведения - устный журнал с элеменами театрализации.Повествование ведется от лица самого поэта, который знакомит зрителей с разными этапами своей биографии, рассказывает об этапах своего творчества. Со сцены звучат стихи поэта, Мероприятие сопровождается показом слайдов с изображение близких поэта: отца, матери, бабушки. Ребята знакомятся с рисунками поэта, которые он посвящал Кавказу. Содержание внеклассного мероприятия позволяет зрителям окунуться в амосферу 19 столетия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
На сцену через зал идут герои: М. Лермонтов; два господина.
Лермонтов останавливается у края сцены, два господина подходят к экрану.
На экране: Петербург, дом Пушкина на Мойке, квартира А.С. Пушкина.
Голос за сценой на фоне музыки (ведущий):
« Редко кто из жителей Петербурга не знал небольшого дома на Мойке с окнами, обращенными на канал, с подъездом под сводами ворот – дома, где жил Пушкин.
Вихри снега, подхваченные метелью, пролетали в тот вечер над его кровлей и бились в большие окна, где передвигались то темные фигуры людей, то огонек свечи, поспешно зажигаемый чьей-то рукой и так же поспешно исчезавший.
Дверь подъезда беспрерывно открывалась, принимая и выпуская посетителей. Пробегали по лестницам обитатели дома, и плакал в углу прихожей старый слуга.
Перед дверью затихали, обрываясь, шаги и смолкали вопросы. Сюда входили с ободряющим видом, а уходили с отчаянием в сердце».
Два господина идут к краю сцены.
1-й: Боже мой, боже мой, за что же так мучается человек?! Как его надо было беречь!
2-й: (мрачно) Доверчив был Александр Сергеевич. Такие люди раз в пятьсот лет родятся.
1-й : А у нас его травили!
2-й: Вы домой?
1-й: Нет, я пойду поброжу по улицам. Я никак не могу собрать своих мыслей … Не могу поверить, Пушкин, наш Пушкин, который еще вчера… Нет, не могу!..
(Уходят)
На сцену поднимаются дама в черном с седыми буклями и придворный врач Арендт.
Дама: Неужели же, неужели нельзя помочь?
Арендт отрицательно качает головой.
Дама: Но вы же врач!
Арендт (печально): Да. Увы, я только врач… Меня ждут во дворце, но если разрешите, я довезу вас.
Дама и Арендт пытаются уйти. Лермонтов преграждает им дорогу. В руках у него кивер.
Лермонтов: Скажите мне ради бога, его рана опасна, смертельна?
Арендт: Весьма возможно.
Лермонтов: Но в чем опасность? В чем?
Арендт: (немного помолчав) И в месте ранения и в потере крови.
Арендт подает даме руку, пытается уйти, но Лермонтов, приближаясь к даме, тихо спрашивает: «Но все-таки есть надежда, не правда-ли?! Надежда есть?!»
Дама: Ни-ка-кой!
Арендт: Разрешите. (Предлагает руку даме, они уходят).
Лермонтов (прижав голову к стене, бормочет): «Погиб… Погиб поэт! Дивный гений угасает…»
На сцене появляется Раевский. Быстро подходит к Лермонтову.
Раевский: Мишель! Я так и знал, что ты здесь! Меня сани ждут… Едем домой.
Лермонтов: Оставь меня, Святослав Афанасьевич, я один вернусь.
Раевский: Мишель, ты все равно ничем ему не поможешь .
Лермонтов: Но я хочу сказать за него! Какими словами не знаю, но должен это сделать! Хочу сказать так, как сказала бы вся Россия, - все светлое, что в ней есть!
Раевский: Да ты хоть кивер-то надень ( Берет у него из рук кивер, надевает на голову) С ума сошел, на такой вьюге, с непокрытой головой! Поедем, Мишель!
Лермонтов: Нет, нет! Я побуду один, я похожу немного!
Выходит Жуковский, обращается к зрителям.
Жуковский: Александр Сергеевич Пушкин … скончался…
ЧАСТЬ 2.
Светская гостиная. На сцену заходят пары. Дамы садятся на стулья, господа остаются стоять.
Входит еще один господин: «Господа, великое горе! Сегодня днем скончался Пушкин!»
Дамы соскакивают со своих мест. Вошедший господин раздает пачку листочков.
Дама (читает): Погиб поэт! – невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!...
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Господин ( продолжает): Убит!... К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!»
Дама: Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Господин: Что ж? Веселитесь… - он мучений
Последних вынести не мог.
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
1-й голос ( возмущенно, почти шепотом): Воззвание к революции! Воззвание к революции!
2-й голос: Воззвание к революции?! Стихи на смерть поэта Пушкина!
3-й голос: Возмутительно!
4-й голос: Более того, с такой надписью положили рукопись на стол самому императору!
1-й голос: Вы знаете автора этих возмутительных стихов?
2-й голос: А как же! Это поручик лейб-гвардии Лермонтов. Куда смотрит Государь?
( Уходят)
Выходит Лермонтов. Его игровая площадка – это центр сцены. Лермонтов ходит по сцене.
Лермонтов: Раз-два, три-четыре… Четыре шага а одну сторону и пять в другую. Есть о чем подумать в тюрьме, если тебе к тому же 22 года
(Звучат аккорды «Тройки» из сюиты Свиридова «Метель»)
На экране : Тарханы, портрет Лермонтова – ребенка, портреты отца, матери, бабушки.
Лермонтов садится на лавку, укрывается шинелью.
Лермонтов: Мать свою я не помню. Я был ребенком трех лет, когда ее не стало. Но помню песню, которую она пела мне. И от нее плачу.
Звучит « Романс» из музыки Хачатуряна к драме « Маскарад»
Лермонтов: По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов:
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
ОН душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез.
И звук его песни в душе молодой
Остался, – без слов, но живой
И долго на свете томилась она
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
ЧАСТЬ 3
Звучит «Вальс» Хачатуряна . Кавалеры приглашают дам, дамы делают реверанс. Появляются два господина.
1-й господин: Вы слышали новость? Лермонтова исключили из университета!
2-й господин: Каков наглец! Пререкался с экзаменаторами! Читать что-то сверх программы! Возмутительное поведение!
Лермонтов: Я оказался исключенным из университета. Пришлось уехать из Москвы, оставить опальный университет. Меня ждал Петербург и школа гвардейских подпрапорщиков. Палочная военная дисциплина, муштра, наказание за малейшее отклонение от формы, отсутствие книг. Страшные годы.
1-й господин: Как он может так говорить?! О, Петербург! Здесь собрался цвет столицы!»
2-й господин: Вы слышали, его переводят на Кавказ, где идет война с горцами.
Лермонтов (встает, подходит к краю сцены):
Прощай немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза
От их всеслышащих ушей.
Полк, к которому я был прикомандирован – это Нижегородский драгунский полк. Мы все время сражались. А в минуты отдыха я любовался величием Кавказа.
На экране: репродукции картин Лермонтова, посвященных Кавказу.
(Звучит восточная мелодия)
Лермонтов: Хотя я судьбой на заре своих дней,
О, южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить,
Там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей
Люблю я Кавказ
Лермонтов ( пишет): « Я был уже известным литератором. Вчера на водах одна дама спросила, не тот ли это Лермонтов, что написал « Герой нашего времени». Я направил на нее свой лорнет. « Какая дерзость!» - вскричала дама. И тот час вокруг нее образовалась группа «доброжелателей». Не надо было этого делать. Она из «фешенеблей»,- так теперь стали называть сливки общества. А они слишком хорошо знают мой стих, « облитый горечью и злостью»! Но так уж я устроен: во имя сильнейшего чувства поступаю вопреки здравому смыслу.»
ЧАСТЬ 4
На сцену выходят драгунский капитан, Грушницкий, два офицера.
Драгунский капитан: Господа! Это ни на что не похоже! Печорина надо проучить! Он думает, что только один и жил на свете, оттого, что носит всегда чистые перчатки и вычищенные сапоги.
1-й офицер: И что за надменная улыбка! А я уверен между тем, что он трус! Да трус!
Грушницкий: Я думаю то же. Он любит отшучиваться. Я раз ему таких вещей наговорил, что другой бы меня изрубил на месте, а Печорин все обратил в смешную сторону. Я, разумеется, его не вызвал, не хотел связываться…
Капитан: Да я вас уверяю, что он первейший трус, то есть Печорин, а не Грушницкий, - о , Грушницкий молодец, и притом он мой истинный друг! Господа! Никто здесь не защищает Печорина? Никто? Тем лучше! Хотите испытать его храбрость? Это вас позабавит…
1-й офицер: Хотим
2-й офицер: Только как?
Капитан: А вот слушайте. ( Садится на скамью, другие его окружают)
Грушницкий на него особенно сердит, - ему первая роль! Он придерется к
какой-нибудь глупости и вызовет Печорина на дуэль… (2-й офицер и Грушницкий хотят возразить) Погодите, вот в этом-то и штука… Вызовет на дуэль: хорошо! Все это – вызов, приготовления, условия,- будет как можно торжественнее и ужаснее, - я за это берусь; я буду твоим секундантом, мой бедный друг! Хорошо! Только вот где закорючка: в пистолеты мы не положим пуль. Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит! На шести шагах их поставлю, черт возьми! Согласны ли, господа?
1-й офицер: Славно придумано! Конечно, согласны!
Капитан: А ты, Грушницкий?
Грушницкий (после некоторого молчания протягивает руку капитану и говорит и очень важно): Хорошо, я согласен.
1-й офицер: Молодец, Грушницкий!
2-й офицер: Браво, Грушницкий!
Капитан: Я был уверен в тебе, черт возьми!
( Обнимает Грушницкого. Вся компания уходит).
Печорин ( выходит из-за кулисы): «Если б не случай, то я мог бы сделаться посмешищем для этих дураков. ( Пауза). За что они меня ненавидят? За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет! ( Прохаживается взад и вперед ). Берегитесь, господин Грушницкий! Со мной этак не шутят! Вы дорого можете заплатить за одобрение ваших глупых товарищей. Я вам не игрушка!»
ЧАСТЬ 5
Звучит « Вальс». На экране сцена бала из фильма « Война и мир».
Лермонтов: «И снова Петербург. ( Читает стихотворение « И скучно и грустно» )
Входят два господина.
1-й господин: Царь увидел его на балу в Аничковом дворце и повелел немедленно выслать.
2-йгосподин: И снова на Кавказ?
1-й: Он должен покинуть столицу в 48 часов.
2-й: Но ведь он же поэт и поэт признанный!
1-й: Тем хуже! Цари не любят поэтов!
2-й: Опасно, « коль полон ум желаний и страстей.
Лермонтов подходит к окну, поднимает голову, долго молчит. Затем читает стихотворение « Тучи».
Два господина, прогуливаясь по сцене, беседуют.
1-й: Он опять уехал на Кавказ. Вновь перед ним вставали голубые сказочные горы.
2-й: Здесь жили его герои.
1-й: Да, там жили его герои. И там шла война.
2-й: Что ждало его впереди? Счастье или гибель?
1-й: А ему было только 27 лет…
Лермонтов: Я как Печорин предавался безумным мечтам о счастье, а встретил суетный мир голубых мундиров и « фешенеблей». Искал друзей, а были в лучшем случае спокойные и равнодушные люди.
Звучит песня «Выхожу один я на дорогу» до слов « Я б хотел забыться и уснуть.