kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная композиция по творчеству Бэллы Ахмадулиной

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции по творчеству Б.Ахмадулиной.Текстовый материал, который сопровождается презентацией с одноименным названием. В разработке освещены важные вехи жизни и творчества современной советской поэтессы, показан трудный путь к успеху.Рассказывается об отношении поэтессы к опальным поэтам, к друзьям. Напечатаны отрывки из известных стихотворении. Разработку можно использовать как на уроке литературы по современной поэзии, так и во внеклассной работе по предмету

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция по творчеству Бэллы Ахмадулиной »

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 с. Семеновка г. Йошкар-Олы»










«Я из людей, и больно мне людское…»



Литературно-музыкальная композиция,

посвященная 75-летию со дня рождения

Бэллы Ахмадулиной.







Выполнила: учитель русского языка

и литературы 1кв. категории –

Смирнова Т.В.













г. Йошкар-Ола 2014 год.

(Слайд 1.)

Литературно-музыкальная композиция,

посвященная 75-летию со дня рождения

Бэллы Ахмадулиной.


«Я из людей, и больно мне людское…»


(Слайд 2. Фото Б.Ахмадулиной)


10 апреля 2012 года исполнилось бы 75 лет Белле Ахмадулиной – одной из самых талантливых поэтов второй половины XX века. Лауреат Нобелевской премии поэт Иосиф Бродский назвал ее «Сокровищем русской поэзии».

Поэзия Беллы Ахмадулиной – это неповторимый и удивительный поэтический мир,

в основе которого лежат ощущения. Вот уже более полувека читатели и истинные ценители современной поэзии замирают перед напряженным, нервным и прозрачным одновременно явлением её стихов. Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина родилась в Москве 10 апреля 1937 года в семье служащих.

Её отец, Ахат Валеевич Ахмадулин, был родом из казанских татар;

бабушка с материнской стороны, Надежда Митрофановна Баранова, происходила

из семьи Стопани (родоначальником которой был занесенный судьбой в Россию шарманщик из Генуи) и доводилась родной сестрой известному революционеру Александру Михайловичу Стопани, сподвижнику Ленина.

Ритм присутствовал в едва ли не первых произнесенных Беллой

словах: «Я такого не видела никогда», - сказала маленькая девочка, увидев тюльпан. Она сочиняла везде: в школе, во дворце пионеров, - занималась в литературных студиях и кружках.

Во время войны семья Ахмадулиных была эвакуирована в Уфу, и Белла навсегда запомнила, как бабушка в поезде под бомбежкой читала ей стихи Пушкина.

Родители, надеясь, что Белла станет журналистом или филологом, не разрешили ей поступать после школы в литературный институт. Она сдала экзамены в университет, но не прошла по конкурсу и впоследствии никогда об этом не жалела.


(Слайд 3. Фото Б.Ахмадулиной)


Белла устроилась внештатным корреспондентом в многотиражную газету «Метростроевец». Первая заметка за ее подписью «Метростроевцы учатся», вышла

12 сентября 1954 года. В конце 1954 года Белла пришла в литературное объединение при автозаводе им. Лихачева, которым руководил Евгений Винокуров. Он принял живое участие в творческой судьбе начинающей поэтессы. Благодаря Винокурову состоялась первая поэтическая публикация Ахмадулиной. Её стихотворение «Родина» появилось в газете «Комсомольская правда» 5 января 1955 года.

В 1955 г. Ахмадулина поступила в Литературный институт имени Горького. Рецензент, поэт Илья Сельвинский, написал в отзыве: «Стихи поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства. Принять обязательно!».


Ахмадулина никогда никому не навязывала своих стихов, не заботилась о том, чтобы их пристроить, не старалась любой ценой «пробиться» к читателю, не

хлопотала об издании своих книг. Она никогда не переступала порога редакции, считая, что «вести» ее стихи должна сама судьба. Быть может, именно поэтому многие известные поэты: Евгений Винокуров, Степан Щипачев, Илья Сельвинский,

Ярослав Смеляков – очень помогали ей, старались поддержать её талант.


(Слайд 4. С Антокольским)


Важную роль в творческом становлении молодой поэтессы сыграл

поэт Павел Григорьевич Антокольский. Белла восхищалась его талантом,

неукротимой энергией, жизнелюбием, душевной щедростью. В стихотворении, посвященном любимому учителю, она пишет:


Он не старик, он – семь чертей пригожих.

Он, палкою по воздуху стуча,

Летит мимо испуганных прохожих.

Едва им доставая до плеча.

Он – десять дровосеков с топорами,

Дай помахать и хлебом не корми!

Гасконский, что ли, это темперамент.

И эти загорания в крови?


Было ей тогда 19 лет, а её учителю – 60. Её стихи публиковались в «толстых» журналах, звучали на вечерах поэзии. Белла Ахмадулина не вошла в поэзию – ворвалась в неё. Громко заявила о себе вместе с такими поэтами-шестидесятниками, как

А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский. Их объединяла молодость, антисталинские убеждения, любовь к свободным рифмам и нелюбовь к «мещанству». Во всем же прочем она диаметрально отличалась от них.

28 апреля 1957 г. в «Комсомольской правде» появилась статья «Чайльд Гарольды с Тверского бульвара», в которой молодым поэтам, и в том числе Ахмадулиной, было «высочайше» указано на «идеологические ошибки».

Что не понравилось чиновникам в произведениях Ахмадулиной? Её стихи будили

в читателях и слушателях генетическую память о «проклятом прошлом», которую в те годы изо всех сил старались вытравить. Темы произведений тоже были весьма далеки от злобы дня. И любимые поэты Ахмадулиной были «не те»: Мандельштам, Цветаева, Пастернак, Ахматова.


(Слайд 5. Б. Пастернак)


Пастернака Ахмадулиной посчастливилось увидеть дважды; первый раз - зимой 1954 года, когда тот выступал на поэтическом вечере в клубе МГУ. «Зал был пуст, - вспоминает поэтесса, – занято было три ряда…,на сцене стоял Пастернак, застенчиво кланялся и словами просил за что-то прощения. Ничего подобного я

не видела и не увижу, и никто не увидит».

Вторая встреча состоялась осенью 1959 года в Переделкине. Ахмадулина

вспоминала: «Он неожиданно вышел из убогой чащи переделкинских дерев,

поздно вечером… От нежности к нему, от гордости к себе я почти не видела

его лица». Позже она напишет в стихотворении, посвященном памяти Пастернака:


Сурово избегая встречи с ним,

Я шла в деревья, в неизбежность встречи…


23 октября 1958 года было объявлено о присуждении Борису Пастернаку Нобелевской премии за опубликованный на западе роман «Доктор Живаго».

Это было сигналом к началу травли поэта. Студенты литературного института,

по мнению чинуш от литературы, были обязаны присоединиться к «всенародному осуждению». Но как могла Белла предать обожаемого поэта?

За отказ отречься от Пастернака Ахмадулину в апреле 1959 года исключили

из института, над ней глумились, угрожали арестом. В октябре она вернулась

в институт и 14 апреля 1960 года на «отлично» защитила дипломную работу

«Стихи и переводы».


(Слайд 6. Фото сборника)


В 1962 году, в основном благодаря усилиям П.Г. Антокольского,

вышел в свет долго пролежавший под сукном ее первый поэтический сборник «Струна». В этом же году Ахмадулину приняли в Союз писателей.

«Струна» вызвала множество откликов и рецензий. В частности, Михаил Светлов написал об этой книге поэтическое эссе. Критикам и читателям стало ясно, что

о поэтессе следует говорить как о самостоятельном литературном явлении.

Казалось бы, было положено начало успешной поэтической карьеры.

Но Белла повела себя крайне неосмотрительно: ее следующий сборник «Озноб» вышел в 1968 году в самом что ни есть «логове махровой антисоветчины» -

во франкфуртском издательстве «Посев».

В 1969 году «Озноб» в переводе на английский вышел в Нью-Йорке,

а в 1970г. – в Лондоне. Последующие сборники, вышедшие в СССР – «Уроки музыки»(1969), «Стихи»(1975), «Свеча»(1977), «Метель»(1977), по-варварски урезались из идеологических соображений.


(Слайд 7. Фото Грузии)


В 1977 году Б.Ахмадулина стала почетным членом Американской академии искусств и литературы. Но основными источниками средств к существованию

для Ахмадулиной были журналистика и переводческая работа. Она переводила

стихи с немецкого, армянского, чешского, осетинского, вьетнамского,

чувашского, казахского, венгерского, татарского, польского, башкирского,

киргизского, абхазского… И с грузинского. Она была влюблена в эту землю,

была дружна со многими грузинскими литераторами: Симоном Чиковани,

Георгием Леонидзе, Анной Каландадзе… В журнале «Литературная Грузия»

всегда находилось место для ее стихов.


В 1977 году в Тбилиси вышла книга Ахмадулиной «Сны о Грузии». Благодаря усилиям редактора-составителя книги, литературоведа Гии Маргвелашвили, в неё удалось включить целый ряд стихотворений и прозаических произведений Ахмадулиной, которые столичная цензура никогда бы не пропустила.


(Слайд 8. Фото сборников)


Уже во времена гласности были опубликованы такие сборники стихов

Б. Ахмадулиной, как: «Сад»(1957), «Гряда камней»(1995), «Звук указующий»(1955), «Самые мои стихи»(1995), «Друзей мои прекрасные черты» (2000).

Поэзию Беллы Ахмадулиной в литературоведении справедливо

характеризуют как интеллектуальную поэзию. Она вбирает в себя время, пространство, историю, судьбы. Прошлое, настоящее, грядущее в ее поэзии тесно переплетены, рождают единое человеческое время, и человек причастен ко всему, он – звено

в бесконечной цепи культуры.


(Слайд 9. Фото поэтессы)


Все творчество Ахмадулиной пронизывает благодарность жизни и память

о предках, которым посвящена поэма «Моя родословная».

В начале поэмы – прозаическое обращение автора, которое

заканчивается объяснением в любви своим предкам, всем «прекрасным»

людям:


«Люди эти, познавшие испытания счастья и несчастья, допустившие к милому миру мои дыхание и зрение, предоставляются мне прекрасными – не больше и не меньше прекрасными, чем все люди, живущие и грядущие жить на белом свете, вершащие в нем непреклонное добро Труда, Свободы, Любви и Таланта».


Завершается поэма гимном жизни, благодарностью судьбе:


Мне нравится, что Жизнь всегда права,

что празднует в ней вечная повадка –

топырить корни, ставить дерева

и меж ветвей готовить плод подарка

Пребуду в ней до края, до конца,

А пред концом – воздам благодаренье

Всем девочкам, слетающим с крыльца,

Всем людям, совершающим творенье.


Отличительной особенностью поэтического языка Беллы Ахмадулиной являются изящество, музыкальность, изысканность, выразительность. Её поэзия исповедальна, это лирический дневник. Многие ее стихотворения – это маленькие поэмы, со своим сюжетом.


(Слайд 10. Фото с девушкой. Песня «Любовь- волшебная страна»)


Одно из них – «Дачный роман» - рассказывает о великом таинстве любви.


«Вот так, столетия подряд,

Все влюблены мы невпопад

И странствуют, не совпадая,

Два сердца, сирых две ладьи,

Ямб ненасытный услаждая

Великой горечью любви!»


В своих стихах Белла Ахмадулина широко раздвигает горизонты понятия «Любовь», вмещающего в ее системе нравственных координат и добро, и женскую участливость, и бескорыстие, и вольную отвагу, и дерзость ума, и дар понимания,

и чувство прекрасной сообразности.

«Любовь к любимому есть нежность ко всем вблизи и вдалеке…»

И еще:


Я знаю истину простую:

любить - вот верный путь к тому,

чтоб человечество вплотную

приблизить к сердцу и уму.


(Слайд 11. Фото из фильма «Жестокий романс)


Любви трагической посвящен один из самых известных романсов,

написанный на стихи Беллы Ахмадулиной – «А напоследок я скажу…». Его поет главная героиня фильма «Жестокий романс» Лариса. Фильм был снят режиссером Эльдаром Рязановым по пьесе Островского «Бесприданница».

Один из критиков фильма «Жестокий романс» писал, что, когда он увидел в

титрах имена поэтов, на стихи которых написаны песни (Марина Цветаева,

Белла Ахмадулина и др.), он сразу почувствовал какое-то недоумение.

Сам режиссер Рязанов так пояснил выбор поэтов: «У них я нашел то, что мне было нужно. Правда их стихотворные строки звучат сложнее, чем

могло бы быть в эпоху Островского… Но это не показалось мне

препятствием. Наоборот, это обогащало, по-моему мнению, героиню,

говорило о многогранности её внутреннего мира…».


(Видеофрагмент из художественного фильма «Жестокий романс».

Лариса поет романс «А напоследок я скажу» )


(Слайд 12. Фото из кинофильма «Живет такой парень)


Бэлла Ахмадулина снялась в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» в роли журналистки. Написала немало сценариев.


В известном всем кинофильме «Ирония судьбы, или C лёгким паром» Алла Пугачёва поет песню на стихи Бэллы Ахмадулиной «По улице моей…»


(Слайд 13. Видеофрагмент из художественного фильма «Ирония судьбы,

или С лёгким паром»».

Надя поет романс «По улице моей…» )


(Слайд14. Фото природы)

В своей поэзии Белла Ахмадулина затрагивает самые разные темы.

Она не отгораживается от забот и тревог окружающего мира, пишет о горе

Матери, потерявшей дочь («Абхазские похороны»), о заботах щедрого душой

садовника («Садовник»), о волнении невесты перед брачной ночью(«Невеста»),

с негодованием пишет о «подонках», отравляющим жизнь и радость людям

(«О, слово точное – подонки!..»).

Целый ряд стихотворений Ахмадулиной посвящен описанию пейзажа,

временам года, времени суток: «Плохая весна», «Декабрь», «Август»,

«Апрель», «Метель», «Ночь»…

Эти описания не абстрактны, не оторваны от внутренней жизни лирического героя,

а дополняют, обогащают её. В них проявилась тонкая наблюдательность, философское осмысление жизни.


Мы расстаемся – и одновременно

овладевает миром перемена,

и страсть к измене так в нем велика,

что берегами брезгает река,

охладевают к небу облака,

кивает правой левая рука

и ей надменно говорит: - Пока!

Апрель уже не предвещает мая,

да, мая не видать вам никогда,

и распадается иван-да-марья.

О, желтого и синего вражда!

Свои растенья вытравливает лето,

долготы отстранились от широт,

и белого не существует цвета -

остались семь его цветных сирот.

Природа подвергается разрухе,

отливы превращаются в прибой,

и молкнут звуки - по вине разлуки

меня с тобой.


(Слайд 15. Фото с поэтами- друзьями)


Особое место в творчестве Беллы Ахмадулиной занимает тема поэта и поэзии – это стихотворения, посвященные А.С. Пушкину, М.Ю.Лермонтову, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернаку, О. Э. Мандельштаму, друзьям-современникам – А.А. Вознесенскому, Е.А. Евтушенко, В.С. Высоцкому, Б.Ш. Окуджаве.

Великий Пушкин для Ахмадулиной – главный дар судьбы. «Знаете, больше всего меня вот что заботит, - говорит Белла Ахмадулина, - не провиниться бы перед Пушкиным или провиниться как можно меньше. Тогда мне легче жить».

По большому счету, Белла Ахмадулина не смогла бы ни состояться, ни выжить без своих друзей-поэтов. Вознесенский назвал ее «божественным корешем». В своих стихах Ахмадулина предстает перед читателем в образе обыкновенной земной женщины, которая может и пишущую машинку взять напрокат, и таблетку аспирина проглотить, и калоши напялить, что Прекрасным Дамам и Незнакомкам, как известно, противопоказано, и поговорить с ней можно на обычном человеческом языке о самых обычных житейских вещах. Но при этом она не утрачивает женственности, стихи ее

изящны, легки, изысканны. Статус «товарища» означает для неё возможность и нравственную обязанность протянуть руку помощи другу в трудный для него час: стремление защитить друга, обогреть своей нежностью родственную душу становится нормой существования. В стихотворении «Мои товарищи» она написала:



Когда моих товарищей корят,

Я понимаю слов закономерность.

Но нежности моей закаменелость

Мешает слушать мне, как их корят.

Да будем мы к своим друзьям пристрастны!

Да будем думать, что они прекрасны!

Терять их страшно, бог не приведи!


(Слайд16. Фото с Вознесенским)


И, пожалуй, лучше всего говорит о ней, как о друге, четверостишие из этого же стихотворения, посвященное А. Вознесенскому:


И я его корю: зачем ты лих?

зачем ты воздух детским лбом таранишь?

Все это так. Но всё ж он мой товарищ.

А я люблю товарищей своих.


(Слайд 17. Фото с мужем)


Эту свою любовь она не раз доказывала на деле. Ахмадулина не только писала, но вела себя так же: в январе 1980 года заступалась за опального академика Сахарова: вместе с мужем Борисом Мессерером писала письма в защиту, навещала писателя-диссидента Георгия Владимова, на которого было заведено дело в КГБ.

На вопрос: «Что вы, думаете о Бродском?», она ответила: «Бродский – гений», несмотря на то, что в то время поэт уже жил в Америке и отношение к нему в официальных кругах было резко негативное.

В 1976-1977гг. поэтесса, приехав в Париж по приглашению Марины

Влади и Владимира Высоцкого, выступала в театре Пьра Кардена и в институте восточных языков в Сорбонне. Кроме Франции, побывала в Швейцарии, Италии, Великобритании и США.

Во время этой поездки поэтесса познакомилась с Марком Шагалом. Впоследствии художник как некую достопримечательность демонстрировал друзьям стул, на котором она читала ему стихи, посвященные памяти Мандельштама.

В начале 80-х в стихах Б. Ахмадулиной зазвучали резкие, горькие, трагические ноты.


(Слайд18. В.Путин вручает орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени)


В 90-е ей была присуждена Пушкинская премия (1994г.) и премия

Президента Российской Федерации в области литературы (1998 г.).

В 2006 году Белла Ахмадулина была удостоена Царскосельской

премии «За неоценимый вклад в развитие русской поэзии XX века».

Музыкант Юрий Шевчук, лауреат премии 2000 года, представляя поэтессу,

сказал: «Нет слов, Белла Ахатовна… Вы – чудо! Ваши стихи – это настоящая музыка».

В октябре 2007 года поэтесса награждена Орденом «За заслуги перед

Отечеством» II степени.


Творчество Беллы Ахмадулиной широко известно за рубежом, её стихи изданы на 16 языках. В сентябре 2007 года книга переводов Беллы Ахмадулиной «Поэзия народов Кавказа» была объявлена Лауреатом премии «Книга года» в номинации «Поэзия года» и попала в золотой переплет «Современной русской литературы».


(Слайд19. Фото с семьёй)


В последние годы Белла Ахмадулина вела почти потаенный образ жизни, избегала новомодных «тусовок», очень редко допускала к себе журналистов не из-за высокомерия, а просто потому, что не совсем ясно представляла, а о чем, собственно, с ними говорить, ведь всё сказано в стихах…


Белла не претендовала на власть в семье: дома всем верховодил её муж –

замечательный художник Борис Мессерер. Они были много лет вместе.

Воспитали двух прекрасных дочерей – Лизу и Аню.

Белле Ахмадулиной удалось то, что удается далеко не всем. Она сумела стать нужной – нашему времени, нашей поэзии, нам.


(Слайд20. Фто Б.Ахмадулиной с цветами)


Она скончалась после тяжелой болезни 29 ноября 2010 года








Список использованной литературы:


1. Айзенштейн, Е. «Я из людей, и больно мне людское…»: [о Белле

Ахмадулиной] // Звезда. – 1998. - №2. – С.215-222.

2. Белла Ахатовна Ахмадулина // Русские поэты XX века. –

Челябинск, 2001. – С.14-20.

3. Серафимова, В.Д. Русская литература XX века. / В.Д.

Серафимова. – М., 2002. – Ч.2. – С.196-203.

4. Дьякова, Е. Небоязливая страница: [о Белле Ахмадулиной] / Е.

Дьякова // Персона. – 2000. - №1. – С.48-57.

5. Салуцкий, А. Сиротство, как блаженство: [у Белллы

Ахмадулиной - юбилей] / А. Салуцкий // Лит. газ. – 2007. – №14

(4 -10 апр.) – С.1,6.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Бэллы Ахмадулиной

Автор: Смирнова Татьяна Васильевна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 106016


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства