Литературно-музыкальная композиция по творчеству Бэллы Ахмадулиной
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Бэллы Ахмадулиной
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции по творчеству Б.Ахмадулиной.Текстовый материал, который сопровождается презентацией с одноименным названием. В разработке освещены важные вехи жизни и творчества современной советской поэтессы, показан трудный путь к успеху.Рассказывается об отношении поэтессы к опальным поэтам, к друзьям. Напечатаны отрывки из известных стихотворении. Разработку можно использовать как на уроке литературы по современной поэзии, так и во внеклассной работе по предмету
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция по творчеству Бэллы Ахмадулиной »
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 с. Семеновка г. Йошкар-Олы»
«Я из людей, и больно мне людское…»
Литературно-музыкальная композиция,
посвященная 75-летию со дня рождения
Бэллы Ахмадулиной.
Выполнила: учитель русского языка
и литературы 1кв. категории –
Смирнова Т.В.
г. Йошкар-Ола 2014 год.
(Слайд 1.)
Литературно-музыкальная композиция,
посвященная 75-летию со дня рождения
Бэллы Ахмадулиной.
«Я из людей, и больно мне людское…»
(Слайд 2. Фото Б.Ахмадулиной)
10 апреля 2012 года исполнилось бы 75 лет Белле Ахмадулиной – одной из самых талантливых поэтов второй половины XX века. Лауреат Нобелевской премии поэт Иосиф Бродский назвал ее «Сокровищем русской поэзии».
Поэзия Беллы Ахмадулиной – это неповторимый и удивительный поэтический мир,
в основе которого лежат ощущения. Вот уже более полувека читатели и истинные ценители современной поэзии замирают перед напряженным, нервным и прозрачным одновременно явлением её стихов. Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина родилась в Москве 10 апреля 1937 года в семье служащих.
Её отец, Ахат Валеевич Ахмадулин, был родом из казанских татар;
бабушка с материнской стороны, Надежда Митрофановна Баранова, происходила
из семьи Стопани (родоначальником которой был занесенный судьбой в Россию шарманщик из Генуи) и доводилась родной сестрой известному революционеру Александру Михайловичу Стопани, сподвижнику Ленина.
Ритм присутствовал в едва ли не первых произнесенных Беллой
словах: «Я такого не видела никогда», - сказала маленькая девочка, увидев тюльпан. Она сочиняла везде: в школе, во дворце пионеров, - занималась в литературных студиях и кружках.
Во время войны семья Ахмадулиных была эвакуирована в Уфу, и Белла навсегда запомнила, как бабушка в поезде под бомбежкой читала ей стихи Пушкина.
Родители, надеясь, что Белла станет журналистом или филологом, не разрешили ей поступать после школы в литературный институт. Она сдала экзамены в университет, но не прошла по конкурсу и впоследствии никогда об этом не жалела.
(Слайд 3. Фото Б.Ахмадулиной)
Белла устроилась внештатным корреспондентом в многотиражную газету «Метростроевец». Первая заметка за ее подписью «Метростроевцы учатся», вышла
12 сентября 1954 года. В конце 1954 года Белла пришла в литературное объединение при автозаводе им. Лихачева, которым руководил Евгений Винокуров. Он принял живое участие в творческой судьбе начинающей поэтессы. Благодаря Винокурову состоялась первая поэтическая публикация Ахмадулиной. Её стихотворение «Родина» появилось в газете «Комсомольская правда» 5 января 1955 года.
В 1955 г. Ахмадулина поступила в Литературный институт имени Горького. Рецензент, поэт Илья Сельвинский, написал в отзыве: «Стихи поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства. Принять обязательно!».
Ахмадулина никогда никому не навязывала своих стихов, не заботилась о том, чтобы их пристроить, не старалась любой ценой «пробиться» к читателю, не
хлопотала об издании своих книг. Она никогда не переступала порога редакции, считая, что «вести» ее стихи должна сама судьба. Быть может, именно поэтому многие известные поэты: Евгений Винокуров, Степан Щипачев, Илья Сельвинский,
Ярослав Смеляков – очень помогали ей, старались поддержать её талант.
(Слайд 4. С Антокольским)
Важную роль в творческом становлении молодой поэтессы сыграл
поэт Павел Григорьевич Антокольский. Белла восхищалась его талантом,
неукротимой энергией, жизнелюбием, душевной щедростью. В стихотворении, посвященном любимому учителю, она пишет:
Он не старик, он – семь чертей пригожих.
Он, палкою по воздуху стуча,
Летит мимо испуганных прохожих.
Едва им доставая до плеча.
Он – десять дровосеков с топорами,
Дай помахать и хлебом не корми!
Гасконский, что ли, это темперамент.
И эти загорания в крови?
Было ей тогда 19 лет, а её учителю – 60. Её стихи публиковались в «толстых» журналах, звучали на вечерах поэзии. Белла Ахмадулина не вошла в поэзию – ворвалась в неё. Громко заявила о себе вместе с такими поэтами-шестидесятниками, как
А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский. Их объединяла молодость, антисталинские убеждения, любовь к свободным рифмам и нелюбовь к «мещанству». Во всем же прочем она диаметрально отличалась от них.
28 апреля 1957 г. в «Комсомольской правде» появилась статья «Чайльд Гарольды с Тверского бульвара», в которой молодым поэтам, и в том числе Ахмадулиной, было «высочайше» указано на «идеологические ошибки».
Что не понравилось чиновникам в произведениях Ахмадулиной? Её стихи будили
в читателях и слушателях генетическую память о «проклятом прошлом», которую в те годы изо всех сил старались вытравить. Темы произведений тоже были весьма далеки от злобы дня. И любимые поэты Ахмадулиной были «не те»: Мандельштам, Цветаева, Пастернак, Ахматова.
(Слайд 5. Б. Пастернак)
Пастернака Ахмадулиной посчастливилось увидеть дважды; первый раз - зимой 1954 года, когда тот выступал на поэтическом вечере в клубе МГУ. «Зал был пуст, - вспоминает поэтесса, – занято было три ряда…,на сцене стоял Пастернак, застенчиво кланялся и словами просил за что-то прощения. Ничего подобного я
не видела и не увижу, и никто не увидит».
Вторая встреча состоялась осенью 1959 года в Переделкине. Ахмадулина
вспоминала: «Он неожиданно вышел из убогой чащи переделкинских дерев,
поздно вечером… От нежности к нему, от гордости к себе я почти не видела
его лица». Позже она напишет в стихотворении, посвященном памяти Пастернака:
Сурово избегая встречи с ним,
Я шла в деревья, в неизбежность встречи…
23 октября 1958 года было объявлено о присуждении Борису Пастернаку Нобелевской премии за опубликованный на западе роман «Доктор Живаго».
Это было сигналом к началу травли поэта. Студенты литературного института,
по мнению чинуш от литературы, были обязаны присоединиться к «всенародному осуждению». Но как могла Белла предать обожаемого поэта?
За отказ отречься от Пастернака Ахмадулину в апреле 1959 года исключили
из института, над ней глумились, угрожали арестом. В октябре она вернулась
в институт и 14 апреля 1960 года на «отлично» защитила дипломную работу
«Стихи и переводы».
(Слайд 6. Фото сборника)
В 1962 году, в основном благодаря усилиям П.Г. Антокольского,
вышел в свет долго пролежавший под сукном ее первый поэтический сборник «Струна». В этом же году Ахмадулину приняли в Союз писателей.
«Струна» вызвала множество откликов и рецензий. В частности, Михаил Светлов написал об этой книге поэтическое эссе. Критикам и читателям стало ясно, что
о поэтессе следует говорить как о самостоятельном литературном явлении.
Казалось бы, было положено начало успешной поэтической карьеры.
Но Белла повела себя крайне неосмотрительно: ее следующий сборник «Озноб» вышел в 1968 году в самом что ни есть «логове махровой антисоветчины» -
во франкфуртском издательстве «Посев».
В 1969 году «Озноб» в переводе на английский вышел в Нью-Йорке,
а в 1970г. – в Лондоне. Последующие сборники, вышедшие в СССР – «Уроки музыки»(1969), «Стихи»(1975), «Свеча»(1977), «Метель»(1977), по-варварски урезались из идеологических соображений.
(Слайд 7. Фото Грузии)
В 1977 году Б.Ахмадулина стала почетным членом Американской академии искусств и литературы. Но основными источниками средств к существованию
для Ахмадулиной были журналистика и переводческая работа. Она переводила
стихи с немецкого, армянского, чешского, осетинского, вьетнамского,
киргизского, абхазского… И с грузинского. Она была влюблена в эту землю,
была дружна со многими грузинскими литераторами: Симоном Чиковани,
Георгием Леонидзе, Анной Каландадзе… В журнале «Литературная Грузия»
всегда находилось место для ее стихов.
В 1977 году в Тбилиси вышла книга Ахмадулиной «Сны о Грузии». Благодаря усилиям редактора-составителя книги, литературоведа Гии Маргвелашвили, в неё удалось включить целый ряд стихотворений и прозаических произведений Ахмадулиной, которые столичная цензура никогда бы не пропустила.
(Слайд 8. Фото сборников)
Уже во времена гласности были опубликованы такие сборники стихов
Поэзию Беллы Ахмадулиной в литературоведении справедливо
характеризуют как интеллектуальную поэзию. Она вбирает в себя время, пространство, историю, судьбы. Прошлое, настоящее, грядущее в ее поэзии тесно переплетены, рождают единое человеческое время, и человек причастен ко всему, он – звено
в бесконечной цепи культуры.
(Слайд 9. Фото поэтессы)
Все творчество Ахмадулиной пронизывает благодарность жизни и память
о предках, которым посвящена поэма «Моя родословная».
В начале поэмы – прозаическое обращение автора, которое
заканчивается объяснением в любви своим предкам, всем «прекрасным»
людям:
«Люди эти, познавшие испытания счастья и несчастья, допустившие к милому миру мои дыхание и зрение, предоставляются мне прекрасными – не больше и не меньше прекрасными, чем все люди, живущие и грядущие жить на белом свете, вершащие в нем непреклонное добро Труда, Свободы, Любви и Таланта».
Завершается поэма гимном жизни, благодарностью судьбе:
Мне нравится, что Жизнь всегда права,
что празднует в ней вечная повадка –
топырить корни, ставить дерева
и меж ветвей готовить плод подарка
Пребуду в ней до края, до конца,
А пред концом – воздам благодаренье
Всем девочкам, слетающим с крыльца,
Всем людям, совершающим творенье.
Отличительной особенностью поэтического языка Беллы Ахмадулиной являются изящество, музыкальность, изысканность, выразительность. Её поэзия исповедальна, это лирический дневник. Многие ее стихотворения – это маленькие поэмы, со своим сюжетом.
(Слайд 10. Фото с девушкой. Песня «Любовь- волшебная страна»)
Одно из них – «Дачный роман» - рассказывает о великом таинстве любви.
«Вот так, столетия подряд,
Все влюблены мы невпопад
И странствуют, не совпадая,
Два сердца, сирых две ладьи,
Ямб ненасытный услаждая
Великой горечью любви!»
В своих стихах Белла Ахмадулина широко раздвигает горизонты понятия «Любовь», вмещающего в ее системе нравственных координат и добро, и женскую участливость, и бескорыстие, и вольную отвагу, и дерзость ума, и дар понимания,
и чувство прекрасной сообразности.
«Любовь к любимому есть нежность ко всем вблизи и вдалеке…»
И еще:
Я знаю истину простую:
любить - вот верный путь к тому,
чтоб человечество вплотную
приблизить к сердцу и уму.
(Слайд 11. Фото из фильма «Жестокий романс)
Любви трагической посвящен один из самых известных романсов,
написанный на стихи Беллы Ахмадулиной – «А напоследок я скажу…». Его поет главная героиня фильма «Жестокий романс» Лариса. Фильм был снят режиссером Эльдаром Рязановым по пьесе Островского «Бесприданница».
Один из критиков фильма «Жестокий романс» писал, что, когда он увидел в
титрах имена поэтов, на стихи которых написаны песни (Марина Цветаева,
Белла Ахмадулина и др.), он сразу почувствовал какое-то недоумение.
Сам режиссер Рязанов так пояснил выбор поэтов: «У них я нашел то, что мне было нужно. Правда их стихотворные строки звучат сложнее, чем
могло бы быть в эпоху Островского… Но это не показалось мне
препятствием. Наоборот, это обогащало, по-моему мнению, героиню,
говорило о многогранности её внутреннего мира…».
(Видеофрагмент из художественного фильма «Жестокий романс».
Лариса поет романс «А напоследок я скажу» )
(Слайд 12. Фото из кинофильма «Живет такой парень)
Бэлла Ахмадулина снялась в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» в роли журналистки. Написала немало сценариев.
В известном всем кинофильме «Ирония судьбы, или C лёгким паром» Алла Пугачёва поет песню на стихи Бэллы Ахмадулиной «По улице моей…»
(Слайд 13. Видеофрагмент из художественного фильма «Ирония судьбы,
или С лёгким паром»».
Надя поет романс «По улице моей…» )
(Слайд14. Фото природы)
В своей поэзии Белла Ахмадулина затрагивает самые разные темы.
Она не отгораживается от забот и тревог окружающего мира, пишет о горе
Матери, потерявшей дочь («Абхазские похороны»), о заботах щедрого душой
садовника («Садовник»), о волнении невесты перед брачной ночью(«Невеста»),
с негодованием пишет о «подонках», отравляющим жизнь и радость людям
(«О, слово точное – подонки!..»).
Целый ряд стихотворений Ахмадулиной посвящен описанию пейзажа,
временам года, времени суток: «Плохая весна», «Декабрь», «Август»,
«Апрель», «Метель», «Ночь»…
Эти описания не абстрактны, не оторваны от внутренней жизни лирического героя,
а дополняют, обогащают её. В них проявилась тонкая наблюдательность, философское осмысление жизни.
Мы расстаемся – и одновременно
овладевает миром перемена,
и страсть к измене так в нем велика,
что берегами брезгает река,
охладевают к небу облака,
кивает правой левая рука
и ей надменно говорит: - Пока!
Апрель уже не предвещает мая,
да, мая не видать вам никогда,
и распадается иван-да-марья.
О, желтого и синего вражда!
Свои растенья вытравливает лето,
долготы отстранились от широт,
и белого не существует цвета -
остались семь его цветных сирот.
Природа подвергается разрухе,
отливы превращаются в прибой,
и молкнут звуки - по вине разлуки
меня с тобой.
(Слайд 15. Фото с поэтами- друзьями)
Особое место в творчестве Беллы Ахмадулиной занимает тема поэта и поэзии – это стихотворения, посвященные А.С. Пушкину, М.Ю.Лермонтову, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернаку, О. Э. Мандельштаму, друзьям-современникам – А.А. Вознесенскому, Е.А. Евтушенко, В.С. Высоцкому, Б.Ш. Окуджаве.
Великий Пушкин для Ахмадулиной – главный дар судьбы. «Знаете, больше всего меня вот что заботит, - говорит Белла Ахмадулина, - не провиниться бы перед Пушкиным или провиниться как можно меньше. Тогда мне легче жить».
По большому счету, Белла Ахмадулина не смогла бы ни состояться, ни выжить без своих друзей-поэтов. Вознесенский назвал ее «божественным корешем». В своих стихах Ахмадулина предстает перед читателем в образе обыкновенной земной женщины, которая может и пишущую машинку взять напрокат, и таблетку аспирина проглотить, и калоши напялить, что Прекрасным Дамам и Незнакомкам, как известно, противопоказано, и поговорить с ней можно на обычном человеческом языке о самых обычных житейских вещах. Но при этом она не утрачивает женственности, стихи ее
изящны, легки, изысканны. Статус «товарища» означает для неё возможность и нравственную обязанность протянуть руку помощи другу в трудный для него час: стремление защитить друга, обогреть своей нежностью родственную душу становится нормой существования. В стихотворении «Мои товарищи» она написала:
Когда моих товарищей корят,
Я понимаю слов закономерность.
Но нежности моей закаменелость
Мешает слушать мне, как их корят.
Да будем мы к своим друзьям пристрастны!
Да будем думать, что они прекрасны!
Терять их страшно, бог не приведи!
(Слайд16. Фото с Вознесенским)
И, пожалуй, лучше всего говорит о ней, как о друге, четверостишие из этого же стихотворения, посвященное А. Вознесенскому:
И я его корю: зачем ты лих?
зачем ты воздух детским лбом таранишь?
Все это так. Но всё ж он мой товарищ.
А я люблю товарищей своих.
(Слайд 17. Фото с мужем)
Эту свою любовь она не раз доказывала на деле. Ахмадулина не только писала, но вела себя так же: в январе 1980 года заступалась за опального академика Сахарова: вместе с мужем Борисом Мессерером писала письма в защиту, навещала писателя-диссидента Георгия Владимова, на которого было заведено дело в КГБ.
На вопрос: «Что вы, думаете о Бродском?», она ответила: «Бродский – гений», несмотря на то, что в то время поэт уже жил в Америке и отношение к нему в официальных кругах было резко негативное.
В 1976-1977гг. поэтесса, приехав в Париж по приглашению Марины
Влади и Владимира Высоцкого, выступала в театре Пьра Кардена и в институте восточных языков в Сорбонне. Кроме Франции, побывала в Швейцарии, Италии, Великобритании и США.
Во время этой поездки поэтесса познакомилась с Марком Шагалом. Впоследствии художник как некую достопримечательность демонстрировал друзьям стул, на котором она читала ему стихи, посвященные памяти Мандельштама.
В начале 80-х в стихах Б. Ахмадулиной зазвучали резкие, горькие, трагические ноты.
(Слайд18. В.Путин вручает орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени)
В 90-е ей была присуждена Пушкинская премия (1994г.) и премия
Президента Российской Федерации в области литературы (1998 г.).
В 2006 году Белла Ахмадулина была удостоена Царскосельской
премии «За неоценимый вклад в развитие русской поэзии XX века».
Музыкант Юрий Шевчук, лауреат премии 2000 года, представляя поэтессу,
сказал: «Нет слов, Белла Ахатовна… Вы – чудо! Ваши стихи – это настоящая музыка».
В октябре 2007 года поэтесса награждена Орденом «За заслуги перед
Отечеством» II степени.
Творчество Беллы Ахмадулиной широко известно за рубежом, её стихи изданы на 16 языках. В сентябре 2007 года книга переводов Беллы Ахмадулиной «Поэзия народов Кавказа» была объявлена Лауреатом премии «Книга года» в номинации «Поэзия года» и попала в золотой переплет «Современной русской литературы».
(Слайд19. Фото с семьёй)
В последние годы Белла Ахмадулина вела почти потаенный образ жизни, избегала новомодных «тусовок», очень редко допускала к себе журналистов не из-за высокомерия, а просто потому, что не совсем ясно представляла, а о чем, собственно, с ними говорить, ведь всё сказано в стихах…
Белла не претендовала на власть в семье: дома всем верховодил её муж –
замечательный художник Борис Мессерер. Они были много лет вместе.
Воспитали двух прекрасных дочерей – Лизу и Аню.
Белле Ахмадулиной удалось то, что удается далеко не всем. Она сумела стать нужной – нашему времени, нашей поэзии, нам.
(Слайд20. Фто Б.Ахмадулиной с цветами)
Она скончалась после тяжелой болезни 29 ноября 2010 года
Список использованной литературы:
1. Айзенштейн, Е. «Я из людей, и больно мне людское…»: [о Белле