Литературно-музыкальная композиция на тему: "М. Ю. Лермонтов и музыка"
Литературно-музыкальная композиция на тему: "М. Ю. Лермонтов и музыка"
Ведущий: Михаил Юрьевич Лермонтов. Кому не знакомо это имя? Кого оставляет равнодушным его прекрасная поэзия? Много поколений россиян знает наизусть его стихотворения, которые приобрели бессмертие и обессмертили их создателя.
Природа щедро наградила М. Ю. Лермонтова многими талантами: он замечательно рисовал, великолепно стрелял и фехтовал, лепил, превосходно играл в шахматы, прекрасно играл на пианино и скрипке.
И сегодня мы с вами поговорим о природной музыкальности поэта.
Какова роль музыки в жизни человека? Ответов на этот вопрос будет множество. Кого-то она сопровождает весь день, даря силы и бодрость духа. К кому-то она приходит в трудные минуты жизни, как утешение, как советчик, формирует мировоззрение. Музыка может изменить отношение человека к жизни, воспитать в нём благородство, доброту. Люди разные, и поэтому для каждого музыка имеет индивидуальное значение. Но в одном утверждении непременно сойдутся все: жизнь без музыки невозможна. Она часть нашей жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция на тему: "М. Ю. Лермонтов и музыка"»
МКОУ «СОШ а. Псаучье-Дахе имени героя России О. М. Карданова»
Литературно-музыкальная композиция
на тему:
«М. Ю. Лермонтов и музыка»
Подготовила учитель русского языка и
литературы
Ашибокова Аринат Хамталиевна
«Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясёнными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою».
В. Г. Белинский
Ведущий: Михаил Юрьевич Лермонтов. Кому не знакомо это имя? Кого оставляет равнодушным его прекрасная поэзия? Много поколений россиян знает наизусть его стихотворения, которые приобрели бессмертие и обессмертили их создателя.
Природа щедро наградила М. Ю. Лермонтова многими талантами: он замечательно рисовал, великолепно стрелял и фехтовал, лепил, превосходно играл в шахматы, прекрасно играл на пианино и скрипке.
И сегодня мы с вами поговорим о природной музыкальности поэта.
Какова роль музыки в жизни человека? Ответов на этот вопрос будет множество. Кого-то она сопровождает весь день, даря силы и бодрость духа. К кому-то она приходит в трудные минуты жизни, как утешение, как советчик, формирует мировоззрение. Музыка может изменить отношение человека к жизни, воспитать в нём благородство, доброту. Люди разные, и поэтому для каждого музыка имеет индивидуальное значение. Но в одном утверждении непременно сойдутся все: жизнь без музыки невозможна. Она часть нашей жизни.
Зачитываются цитаты о музыке.
Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с душою.
Бертольд Ауэрбах
Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь.
Ницше
Песня, которую мать поёт у колыбели, сопровождает человека всю жизнь, до гроба.
Г. У. Бигер
Разве есть на свете человек, если он не глух мыслью, который не любил бы песни?
М. О. Ауезов
Ведущий: Музыку любили, любят и будут любить всегда. Любил её и Лермонтов. Эмилия Клингенберг, его пятигорская знакомая, вспоминала: «Бывало, сестра заиграет на пианино, а он подсядет к ней, опустит голову и неподвижно сидит час, другой…».
Чтец: Что за звуки! Неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! Что за звуки! Жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадной
Каплю вод живых!
И в душе опять они рождают
Сны весёлых лет
И в одежду жизни одевают
Всё, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки,
Образ милый мне;
Мчится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне.
И опять безумно упиваюсь
Ядом прежних дней,
И опять я в мыслях полагаюсь
На слова людей.
Ведущий: Стихотворение «Звуки» было написано в 1830 году в Москве под впечатлением от игры гитариста С. Т. Высоцкого, слушать которого ездил Лермонтов вместе с другом и которому его посвятил. Это стихотворение свидетельствует о том, как сильно музыка потрясала Лермонтова, как он умел в неё вслушиваться, воспринимать её. Она отвечает его душевному настроению. Это стихотворение – свидетельство связи музыкального восприятия Лермонтова с его поэтическим воображением.
С детства слушал Михаил Юрьевич песни. И в Тарханах, где прошли первые 13 лет жизни, и в Саратовской губернии, где находилось имение брата бабушки Афанасия Алексеевича Столыпина, и в симбирском имении другого брата Александра Столыпина.
Стихотворение «Атаман» написано на основе народных песен о Степане Разине. И «Что в поле за пыль летит» - обработка песни «про татарский полон». В детстве, во время поездки на Кавказские воды и в имение Шелковое, он познакомился с казачьими и горскими песнями. «Казачья колыбельная песня» была написана, по преданию, в станице Червлёной на Тереке под впечатлением колыбельной, которую пела казачка Дунька Догадиха. «Казачья колыбельная» Лермонтова до сих пор исполняется в терских станицах.
. Звучит «Казачья колыбельная песня» в исполнении Фаустовой
Ведущий: В Благородном пансионе при Московском университете, где учился Лермонтов, воспитанников обучали не только наукам и языкам, но и искусствам: стихосложению, декламации, рисованию, музыке, танцам. Замечательные педагоги и преподавали данные дисциплины: поэт и переводчик С. Е. Раич, художник А. С. Солоницкий, композитор Иосиф Геништа и др. Друг поэта Святослав Афанасьевич писал: «Лермонтов имеет особенную склонность к музыке, живописи и поэзии, поэтому свободные у обоих нас часы проходили в сих занятиях». Лермонтов необычайно глубоко воспринимал музыку. « Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, из фортепиано, чтобы они не возмутили моего слуха»,- записал он в свою тетрадку. А вот другая запись: « Я думаю, что в душе, которая любит изящные искусства, много музыки».
Потрясающие душу впечатления от музыки знакомы Лермонтову с раннего детства. «Когда я был трёх лет, была песня, от которой я плакал,- вспоминал 16-летний поэт.- Не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал её, она произвела бы прежнее действие. Её певала мне покойная мать». Эти воспоминания вдохновили Лермонтова на создание «Ангела» - замечательного стихотворения-песни, где напеву песни «звуку» отдаётся первое место, мелодия же приобретает самостоятельный смысл.
Звучит песня «Ангел»
Ведущий: Воспоминание о песне матери стало для Лермонтова на всю жизнь мерилом прекрасного, мерилом любви.
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ!- пишет он в стихотворении «Кавказ».
Лермонтов пел. Александра Михайловна Верещагина, родственница и друг Михаила Юрьевича, в своём письме спрашивала его о музыкальных занятиях: «А ваша музыка? По-прежнему ли вы играете увертюру «Немой из Портичи», поёте ли дуэт «Семирамиды», полагаясь на свою удивительную память, поёте ли вы его, как раньше, во весь голос и до потери дыхания?» сослуживец Лермонтова по лейб-гусарскому полку Александр Тиран вспоминал , что Лермонтов 2очень хорошо пел романсы, то есть не пел, говорил их речитативом». Кроме того он сочинял музыку. Например, «Казачью колыбельную песню» положил на музыку сам. Однополчанин А. Л. Потапов утверждал, что ноты песни хранились у него. Слушал Шуберта, Бетховена, особенно любил «Лунную сонату», аккорды которой «бьются, пульсируют болью Бетховена, мечутся молнией, вспышками света, стонут, клокочут, ломаются, маются».
Звучит «Лунная соната» Бетховена
Ведущий: Смотрел оперы, ходил на концерты известных музыкантов и исполнителей. Например, популярной в то время певице Прасковье Бертеневой, с которой Лермонтов был знаком уже в московскую пору жизни, посвятил восторженный мадригал:
Чтец: Скажи мне: где переняла Ты обольстительные звуки И как соединить могла Отзывы радости и муки? Премудрой мыслию вникал Я в песни ада, в песни рая, Но что ж? — нигде я не слыхал Того, что слышал от тебя я!
Ведущий: Разнообразием и глубиной звуковых впечатлений отмечены многие стихотворения Лермонтова. Способностью чувствовать музыку он наделил многих своих героев. Кого-то волнует фортепианная музыка, кого-то «песня русская со свирелью».
У Лермонтова поёт Селим в «Измаил-Бее»
Чтец: Песня Селима
Месяц плывёт
И тих и спокоен;
А юноша-воин
На битву идёт.
Ружьё заряжает джигит,
И дева ему говорит:
«Мой милый, смелее
Вверяйся ты року,
Молися востоку,
Будь верен пророку,
Любви будь вернее!
Всегда награждён,
Кто любит до гроба,
Ни зависть, ни злоба
Ему не закон;
Пускай его смерть и погубит;
Один не погибнет, кто любит!
Любви изменивший
Изменой кровавой,
Врага не сразивши,
Погибнет без славы;
Дожди его ран не обмоют,
И звери костей не зароют!»
Месяц плывёт
И тих и спокоен;
А юноша-воин
На битву идёт!
Поют гусляры в «Песне про купца Калашникова».
Чтец: Гей вы, ребята удалые,
Гусляры молодые,
Голоса заливные!
Красно начинали – красно и кончайте,
Каждому правдой и честью воздайте.
Тороватому боярину слава!
И красавице боярыне слава!
И всему народу христианскому слава!
Ведущий: И грузинка с кувшином поёт, пробуждая сладкую тоску в душе Мцыри, и Рыбка поёт. Поёт неизвестная нам Она:
Чтец: Она поет - и звуки тают, Как поцелуи на устах, Глядит - и небеса играют В ее божественных глазах; Идет ли - все ее движенья, Иль молвит слово - все черты
Так полны чувства, выраженья, Так полны дивной простоты.
Ведущий: В стихотворении «Сосед» заключённый в темницу слушает песни узника (слушает не слова, а напевы) и, мысленно обращаясь к нему, говорит:
Чтец: Кто б ни был ты, печальный мой сосед, Люблю тебя, как друга юных лет, Тебя, товарищ мой случайный, Хотя судьбы коварною игрой Навеки мы разлучены с тобой Стеной теперь — а после тайной.
Когда зари румяный полусвет В окно тюрьмы прощальный свой привет Мне, умирая, посылает, И, опершись на звучное ружье, Наш часовой, про старое житье Мечтая, стоя засыпает, —
Тогда, чело склонив к сырой стене, Я слушаю — и в мрачной тишине Твои напевы раздаются. О чем они — не знаю; но тоской Исполнены, и звуки чередой, Как слезы, тихо льются, льются...
И лучших лет надежды и любовь В груди моей всё оживает вновь, И мысли далеко несутся, И полон ум желаний и страстей, И кровь кипит — и слезы из очей, Как звуки, друг за другом льются.
Ведущий: Звуки как слёзы – слёзы как звуки – музыкальность этих сопоставлений образует напевный стиль Лермонтова.
Музыкальность поэзии Лермонтова сподвигла многих композиторов к созданию произведений, которые приносят радость, вызывают мысли, проникающие «в самые потаённые уголки души». Драма «Маскарад» послужила толчком к сочинению выдающихся музыкальных произведений как ни одна другая русская драма.
Звучит вальс А. Хачатуряна
Ведущий: С именем Лермонтова связан демонический мотив в поэзии. Над поэмой «Демон» поэт работал 10 лет (1829-1839). В лирике Лермонтова много стихов, посвящённых демону или связанных с этим образом. Можно сказать, что он всю жизнь прожил под страшным взором этого мрачного духа зла. «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня», - думал юный поэт. Как выяснилось, образ гордого духа вдохновляет и современных композиторов на создание песен о нём.
Послушайте песню «Демон» в исполнении группы «Unreal»
Ведущий: Русский романтик Лермонтов продолжает традиции западноевропейского романтизма, прежде всего, Байрона, для которого богоборческий и демонический мотивы были очень характерны. Но Лермонтов утверждал:
Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Наверно, эта «русская душа» и помогла поэту «разделаться с демоном» стихами и вдохновила на создание такого проникновенного стихотворения , как «Молитва» (1839г.), наполненного щемящей и в то же время умиротворяющей интонацией. Слова его, подобно молитве в русской церкви, льются из самого сердца поэта:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Звучит «Молитва»
Ведущий: И как точно угадано Лермонтовым то, что всегда жило в душе русского народа: заступничество в «минуту жизни трудную» надо искать у той, которая понимает человеческие страдания – у Божьей Матери.
Чтец: Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою)
Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью, иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную, Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.
написано в 1837 году
Ведущий: М. Ю. Лермонтов умер, не дожив до 27 лет. Творческий гений его не успел раскрыться полностью и оправдать тех великих надежд, которые возлагала на него русская литература. Однако и то, что осуществил поэт, поставило его в один ряд с величайшими русскими писателями. В нём, как писал В. Г. Белинский, «живёт прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души».
Окружающий мир принимается Лермонтовым, но лишь в согласии любви, свободы и покоя. Состояние души уподоблено гармонии природы. Поэт отвергает смерть, потому что трепет жизни для него прекрасен и таинствен. В нём ещё дремлют силы жизни, ещё дорог ему сладкий голос песен, ещё дышит в его груди любовь.
Звучит романс «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Анны Герман.
Ведущий: Вот мы перевернули ещё одну страницу жизни великого поэта, которого природа наделила талантами живописца и музыканта. В. Г. Белинский писал: «Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясёнными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою». Потому-то и обращаются к ним музыканты: около 800 композиторов написали музыку на его произведения.
Стихи Лермонтова и созданные им поэтические образы навсегда останутся неисчерпаемым источником вдохновения композиторов и исполнителей всех веков и народов, источником радости для тех, кто по-настоящему любит музыку. Любит Лермонтова.
Использованная литература:
Лермонтовская энциклопедия.
Л. И. Морозова, Б. М. Розенфельд. Лермонтов в музыке. М.: Совет композиторов, 1983.