kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная композиция «Будто слушаешь музыкальные аккорды…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Оформление: для интерьера можно использовать кресло, банкетку, столик, на котором лежат книги, портрет М.Ю.Лермонтова. В композиции по возможности рекомендуется использовать музыкальные произведения на упомянутые тексты Лермонтова.

    Действующие лица: чтецы,  музыковеды.

     Оформление: для интерьера можно использовать кресло, банкетку, столик, на котором лежат книги, портрет М.Ю.Лермонтова. В композиции по возможности рекомендуется использовать музыкальные произведения на упомянутые тексты Лермонтова.

    Действующие лица: чтецы,  музыковеды.

     Оформление: для интерьера можно использовать кресло, банкетку, столик, на котором лежат книги, портрет М.Ю.Лермонтова. В композиции по возможности рекомендуется использовать музыкальные произведения на упомянутые тексты Лермонтова.

    Действующие лица: чтецы,  музыковеды.

     Оформление: для интерьера можно использовать кресло, банкетку, столик, на котором лежат книги, портрет М.Ю.Лермонтова. В композиции по возможности рекомендуется использовать музыкальные произведения на упомянутые тексты Лермонтова.

    Действующие лица: чтецы,  музыковеды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция «Будто слушаешь музыкальные аккорды…» »

Муратова Фарида Талгатовна – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории КГУ «Средняя школа №5» г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область, д.т. 36-90-73










Литературно-музыкальная композиция «Будто слушаешь музыкальные аккорды…»

Оформление: для интерьера можно использовать кресло, банкетку, столик, на котором лежат книги, портрет М.Ю.Лермонтова. В композиции по возможности рекомендуется использовать музыкальные произведения на упомянутые тексты Лермонтова.

Действующие лица: чтецы, музыковеды.


Музыковед 1: Михаил Юрьевич Лермонтов, подобно своему гениальному современнику – Александру Сергеевичу Пушкину, - один из самых одаренных русских поэтов.

Чтец 1: «Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взором за потрясенными струнами, с которых они сорваны рукой невидимой», - писал В.Г.Белинский.

Музыковед 2: Музыка была спутницей Лермонтова от первых дней и до конца его жизни. Самые ранние музыкальные впечатления будущего поэта связаны с порой «младенческих ночей». В записи 1830 года он вспоминает мелодию песни, которую слышал от матери, умершей, когда ему было около трех лет…

Чтец 2: «То была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал ее, она произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать…»

Музыковед 3: «Песню матери моей» поэт не раз вспоминал в своих стихах. У мальчика был абсолютный слух. Его развитию, несомненно, способствовала мать, Мария Михайловна, хорошо певшая, любившая музицировать. В ранние годы, проведенные в деревне, в Тарханах близ Пензы, пробудилась любовь юноши к народным песням, сказкам и преданиям, услышанным от местных крестьян.

Во время учебы в Благородном пансионе при Московском университете он начал писать стихи и продолжал занятия музыкой, начатые еще в доме бабушки Е.А.Арсеньевой у Орлова, первого учителя, знатока и прекрасного исполнителя русских песен.

В пансионе много времени уделялось музыке. Лермонтов учился не только на фортепиано, но и особенно успешно – на скрипке под руководством Карла Геништы. Успехи юноши-скрипача были столь несомненны, что на одном из переходных экзаменов, когда начались « испытания в искусствах», он выступал на вечере воспитанников и сыграл довольно сложную пьесу – Аллегро из скрипичного концерта Людвига Маурера, немецкого композитора.

Иосиф Геништа, брат Карла Геништы, был известен не только как композитор и исполнитель, но и как организатор концертных вечеров, пропагандист музыки Бетховена. Вполне вероятно, что он пробудил интерес юного Лермонтова к музыке великого композитора.

Чтец 3: «Раздается согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена, в которой густой рев контрабаса, треск литавр, с пением скрипки флейты, образуют одно великое целое; мнится, что бестелесные звуки принимают видимую форму, что духи неба и ада свиваются под облаками в один разнообразный, неизмеримый, быстро вертящийся хоровод!»

Музыковед 1: В годы московской жизни Лермонтова был частым посетителем не только концертов, но и оперных спектаклей по произведениям А.Н.Верстовского, К.М.Вебера и других, водевилей русских авторов, включая Алябьева. Известно также, что Лермонтов, будучи студентом, познакомился с гитаристом М.Н.Высотским, знаменитым виртуозом; бывал у него, начинал даже учиться игре на гитаре. Игрой Высотского навеяно одно из ранних стихотворений «Звуки», написанное в 1830 году…

Чтец1:

Что за звуки! Неподвижен, внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

Всемогущий! Что за звуки! Жадно

Сердце ловит их,

Как в пустыне путник безотрадной

Каплю вод живых!

И в душе опять они рождают

Сны веселых лет

И в одежду жизни одевают

Все, чего уж нет.

Принимают образ эти звуки,

Образ милый мне;

Мнится, слышу тихий плач разлуки,

И душа в огне.

И опять безумно упиваюсь

Ядом прежних дней.

И опять в мыслях полагаюсь

На слова людей.

Музыковед 2: Разнообразием и глубиной звуковых впечатлений отмечены и многие другие стихотворения поэта разных лет, в них почти всегда имеется в виду пение без слов. Это прежде всего «Ангел», где мелодия приобретает самостоятельный смысл…

Чтец 2:

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался – без слов, но живой.

Музыковед 3: То же самое можно сказать о стихотворениях «Сосед» (1837), «Еврейская мелодия» (1836), «Она поет – и звуки тают»(1838).

Музыковед1: Московские музыкальные увлечения вскоре прервались – Лермонтов переехал в Петербург(1832). Военная муштра в юнкерской школе, где он провел четыре года, оставляла мало времени для духовной жизни. Однако и тогда удавалось писать стихи и прозу, порой музицировать.

Чтец 3: «Я каждый день ездил в театр» (Запись 15 февраля 1838 года). И даже следил за новыми спектаклями, появившимися на русской сцене. Например, «Фанелла» ф.Обера, шедшая в Петербурге в сезон 1833-1834 годов, не раз упомянута в повести «Княжна Лиговская». Лермонтов воссоздает театральную обстановку, отмечает исключительную популярность оперы у петербургской публики, называют имена исполнителей. Известно также, что он любил увертюру к этой опере и сам играл ее на фортепиано.

Музыковед 2: Из самого текста романа «Княгиня Лиговская» видно, что Лермонтов придавал особое значение оркестровому вступлению к опере Обера.

Музыковед 3: В эти годы (1838-1841) на столичной сцене – в Большом и Михайловском театрах – ставились оперы В.Беллине, Дж. Россини, М.И.Глинки.

В разные периоды жизни, Михаил Юрьевич любил посещать литературно-музыкальные салоны, где исполняли музыку. Это салоны Вяземских, Карамзиных, Валуевых, Одоевских, Озеровых. В салоне Владимира Федоровича Одоевского нередко выступали крупнейшие отечественные и зарубежные музыканты. Музыкой проникнуто все творчество Лермонтова, музыкальны его лирика, поэмы, проза, драматургия.

Во многих стихотворениях поэт стремится к насыщению лирики сравнениями из мира музыки. Он утверждает:…мысль сильна…

Чтец 1:

Когда размером слов не стеснена,

Когда свободна, как игра детей…

Как арфы звук в молчании ночей!

Музыковед 1: Выраженные с исключительной силой таланта и мастерства связи творчества Лермонтова с миром музыки обнаруживаются в звучании его поэзии. От гармонического сочетания поэтической и музыкальной одаренности поэта рождалась пленительная красота его произведений. Для многих поколений композиторов музыка его стала неиссякаемым источником вдохновения.

Музыковед 2: Не только музыкальностью стиха поэт привлекал композиторов, но постепенно авторы романсов погружались в раздумья о жизни и судьбах людей.

Великий русский композитор М.И. Глинка создает два романса на стихи Лермонтова: «Слышу ли голос твой» (1848), «В минуту жизни трудную» (1839).

Чтец 2:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.


Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.


С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется

И так легко, легко…

Музыковед 3: Большую популярность приобрели романсы А.Варламова: «Ангел», «Молитва», «Казачья колыбельная». Он хорошо уловил и передал дух и смысл лирики Лермонтова. Воплощение зрительских образов, присущее лермонтовской лирике, было созвучно творчеству Варламова. С особой силой это сказалось в романсе на текст стихотворения «Парус», где достигнуто полное единение поэзии с музыкой.

(Звучит романс «Парус»)

В нем настроение тоски, неясных надежд переплелись с чувством радости, гордости. В образе белеющего паруса для современников таился глубокий смысл. Не случайно это образ стал символом свободомыслия и воспринимался многими поколениями как жажда действия и борьбы.

Музыковед 1: Вслед за Варламовым русские композиторы берутся за создание романсов, ценным качеством которых является богатство, выразительность, широкая распевность, гибкость и пластичность мелодии, унаследованные ими от русских народных песен.

Надолго в памяти посетителей карамзинского кружка остался апрельский вечер 1840 года, когда хозяева и гости провожали Лермонтова во вторую ссылку на Кавказ.

Чтец 3: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, но, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение…»(Шеголев «Книга о Лермонтове»).

Музыковед 2: Когда поэт кончил писать, его окружили и просили прочесть стихи.

Чтец 1: «Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и задумчиво начал читать: «Тучки небесные, вечные странники…»Когда он кончил, глаза были влажны от слез…Поэт двинулся в путь прямо от Карамзиных. Тройка, увозившая его в ссылку на Кавказ, подъехала к подъезду их дома» (Шеголев «Книга о Лермонтове»)

Музыковед 3: Даргомыжский вскоре после гибели поэта запечатлел в музыке «Тучки». Проникновенный характер стихотворения «И скучно и грустно» с его интонациями горестных восклицаний и тревожных вопросов целиком воспроизведен в музыке Даргомыжского. Романс близок монологу в драме. Аналогичен и другой романс – «Мне грустно».

Одним из популярных романсов пятидесятых годов был романс Н.Огарева «Выхожу один я на дорогу…».

Музыковед 1: Романсы на тексты лирики Лермонтова создавали выдающиеся русские композиторы. Каждый из них открывал в поэзии наиболее созвучную ему страницу. Одного из создателей классического романса – Н.Римского-Корсакова привлекли стихотворения элегического характера: «Мне грустно», «Когда волнуется желтеющая нива».

Лирика Лермонтова вдохновляла на создание романсов П.И.Чайковского, А.С.Аренского, С.В.Рахманинова и других.

Музыковед 2: О популярности лермонтовской лирики говорят следующие цифры: еще в IXX веке «Казачья колыбельная песня» была положена на музыку 31 раз. «Нет, не тебя так пылко я люблю» - 22 раза и до 10 раз ряд других стихотворений. Стихи русского поэта привлекли и зарубежных музыкантов. На стихотворение «Молитва» написал романс Ф.Лист.

Музыковед 3: На протяжении всей своей жизни Лермонтов знакомиться с фольклором: песнями, сказками.

Чтец 2: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях», - писал он в тридцатые годы.

Музыковед 1: Широкую известность в народе получили «Казачья колыбельная песня», «Бородино», «Выхожу один я на дорогу». Черкесская песня из поэмы «Измаил-Бей», впервые напечатанная в 1843 году, через четыре года стала на Кавказе народной песней.

Чтец 2:

Много дев у нас в горах,

Ночь и звезды в их очах;

С ними жить завидна доля,

Но еще милее воля!

Не женися, молодец,

Слушайся меня:

На те деньги, молодец,

Ты купи коня!

Черкесская песня

Музыковед 2: Песни как часть поэтического целого включены в поэмы: «Кавказский пленник», «Беглец», «Мцыри». В драму «Испанцы» веден «еврейский хор», в «Маскарад» - романс Нины. Настроение героев романа «Вадим» раскрывается в их пении – это пение Ольги и казака. Песнями насыщены повести «Бэла» и «Тамань». Вся «Песня про купца Калашникова» построена как древнерусский сказ.

Музыковед 3: Создавая в драме целые музыкальные эпизоды, Лермонтов сам предусматривал музыкальное оформление своих пьес. Так, в драме «Маскарад» писали музыку А.К.Глазунов, Б.Зейдман, С.Прокофьев, С.Рахманинов, А.Хачатурян, Д.Шостакович. Наряду с многообразным использованием песенных форм в поэмах и драмах Лермонтов вводит их в прозу. С характеристикой Печорина в романе «Герой нашего времени» связан важнейший музыкальный эпизод его рассказа «Тамань».

Музыковед 1: Музыкальность произведений Лермонтова и глубокое их содержание вдохновляли композиторов на создание оперных спектаклей. Зачинателем музыкального раскрытия поэм был великий русский пианист и композитор А.Г.Рубинштейн.

Музыковед 2: Новым в музыке 30-х годов XX века явился переход от романтических образов к произведениям реалистического направления.

Интересный опыт представило создание оперы по поэме «Тамбовская казначейша» виднейшим композитором Б.В.Астафьевым.

Музыковед 3: В годы Великой Отечественной войны на сцене Армянской филармонии была показана одноактная опера композитора Б.Аветисова «Беглец», сюжет которой был созвучен патриотическим настроениям слушателей.

Музыковед 1: Создание музыкальных произведений и музыки к произведениям Михаила Юрьевича Лермонтова продолжается и в XXI веке, такт как творчество – неисчерпаемый источник для вдохновения и творчества музыкантов и композиторов.

Обретая новую жизнь в музыке композиторов сегодня, по образному выражению В. Маяковского, «К нам Лермонтов сходит, презрев времена…»

(Звучит аудизапись вальса А.Хачатуряна к драме «Маскарад»)

Литература:

1. Лермонтов М.Ю. Избранное. – Ленинградское отделение, 1989.

2. Андроников И.Л. Музыкальность Лермонтова. – М., 1975.

3. Музыка в жизни и творчестве Лермонтова // Литературное наследство. Т.45-46.- М., 1948.

4. Лермонтов в музыке: Справочник. – М., Советский композитор, 1983.














Министерство образования и науки Республики Казахстан

Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №5»















Литературно-музыкальная композиция,

посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

«Будто слышишь музыкальные аккорды…»

(В рамках регионального Лермонтовского фестиваля «Поэт, философ, гражданин»)










Учитель русского языка и литературы:

Муратова Фарида Талгатовна










г.Петропавловск, 2014


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературно-музыкальная композиция «Будто слушаешь музыкальные аккорды…»

Автор: Муратова Фарида Талгатовна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 154812


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства