kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная гостиная по литературе «Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!..»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий  является   реализацией группового краткосрочного  проекта  по творчеству М.Цветаевой.

Процессу предшествовал  этап  поисково - исследовательской деятельности ( сбор и обработка информации  текстов для выступления на уроке, подбор аудиозаписей, создание презентации, создание сценария, отработка художественного  чтения и проведение литературно – музыкальной гостиной).

Созданию положительного эмоционального настроя на восприятие материала всеми учащимися способствовало эмоциональное чтение стихотворения  учителем.

Педагогом  Борисовой И.Н. использован репродуктивный, исследовательский  методы обучения учащихся. Проблемный материал, переданный педагогом и учащимися, способствовал восприятию информации, переживаемой лично, мобилизовал внутренний мотив, дал возможность почувствовать, увидеть, мысленно прикоснуться к сложному духовному миру Цветаевой. Это достигалось  с помощью ассоциативных переживаний каждого отдельного ученика.

Ассоциации были вызваны просмотром фотографий, звучанием музыки, художественного  чтения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная гостиная по литературе «Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!..» »

Литературно-музыкальная гостиная

по литературе

«Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!..»


Тема : Биография и творчество Марины Цветаевой.

Цели :

  • Познакомить учащихся с основными вехами жизни М.И.Цветаевой.

Задачи:

  • определить основные этапы жизни и творчества поэта;

  • создать атмосферу «погружения» в творчество Цветаевой;

  • систематизировать лекционный материал, сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал;

  • обучать выразительному чтению стихотворений,прозы;

  • создавать мотивацию для дальнейшего изучения творчества поэта;

  • воспитывать интерес к личности и творчеству Цветаевой.


Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор.

Урок сопровождается презентацией Microsoft PowerPoint.

См приложение


Ход урока :

1. Организационный момент

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

2.1. Художественное чтение стихотворения подготовленным учащимся

Оглянись: вокруг весна поет,

Солнце так безудержно смеется!

Пусть оно энергией своей

В душу каждого из вас прольется!

Улыбнись, стараясь мир понять,

Сбрось с себя ненужный груз волнений,

Приготовься сердцем воспринять

Глубину Цветаевских творений!

(О.Головко)


2.2. Начало презентации - фотография М. Цветаевой


Прослушивание аудиозаписи «Моим стихам, написанным так рано…»





3. Усвоение новых знаний

3.1. Слово о поэте

В бурно развивающемся "серебряном веке" литературы Марина не примыкала ни к одному направлению - она творила вне групп.

3 слайд Автору стихов Марине Цветаевой - двадцать лет, но она уже поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем поэтическом успехе.

Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории 20 века в своем творчестве.

Нежней и бесповоротней

Никто не глядел вам вслед...

Целую вас - через сотни Разъединяющих лет.

4 слайд Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. Её творчеству характерна открытая эмоциональность, откровенность, бурная темпераментность, свобода поэтического

дыхания, крылатая легкость стиха. Она убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния ; ее произведения учат дорожить каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением. 5 слайд Литературный манифест Цветаевой «Записывайте точнее! Нет ничего не важного!»

6 слайд Именно рябина стала своеобразным символом жизни и творчества Цветаевой. Родилась Марина Ивановна Цветаева 26 сентября 1892 года в Москве в творческой семье.

3.2. Художественное чтение ( аудиозапись) «Красною кистью рябина…»


7 слайд Отец, Иван Владимирович Цветаев, сын сельского попа - профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств

8 слайд Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо - природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.

Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.

Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ:

«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным... с ловом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке.. .Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».

9 слайд После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угас, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Она погружена в атмосферу Пушкина, открыла для себя Гете, любит и прекрасно знает Державина, Некрасова, Лескова, Аксакова.

10 слайд Поэтому вполне объяснима романтическая, бунтарская, практичная натура Марины Цветаевой.

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина...

11 слайд Марина и Ася - они были как «крылья одной, летящей в небеса души». Сходство их и внешнее, и внутреннее было поражающим и восхищающим. Похожи были черты лица, прическа, голос...

Может быть, волшебство двойного голоса при чтении сестрами в унисон стихов Марины было одной из причин первых успехов Марины Цветаевой в московских литературных кругах.

Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ: «Когда мы вышли на сцену в огромной зале в форменных гимназических платьях, публика заметно приветственно заволновалась. В два одинаковых голоса, сливающихся в один в каждом понижении и повышении интонации, мы, стоя рядом, читали стихи по голосовой волне. Внятно и просто. Певуче? Пусть скажет, кто помнит. Мы прочли несколько стихотворений, Из них помню: и

3.3. Прослушивание аудиозаписи «На трудных тропах бытия…»

12 слайд Какой была Марина Цветаева?

Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза зеленые, цвета винограда.


Привычные к степям глаза,

Привычные к слезам глаза.

Зеленые - соленые

Крестьянские глаза

13 слайд Из воспоминаний дочери Ариадны: Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика " ростом. Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть..

Лицо было полно постоянного внутреннего движения.

Но мало кто умел читать в нем.

Голос был девически высок, звонок, гибок. Речь — сжата, реплики — формулы.

Умела слушать; никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна: на диспутах, дискуссиях и обсуждениях молниеносным выпадом сражала оппонента.

Была блестящим рассказчиком.

Стихи читала не камерно, а как бы на большую аудиторию.

Читала темпераментно.

Была действенно добра и щедра: спешила помочь, выручить, спасти — хотя бы подставить плечо; делилась последним....

Поздно ложилась, перед сном читала. Вставала рано.

Была спартански скромна в привычках, умеренна в еде.

Пила черный кофе: светлые его зерна жарила до коричневости....

Ненавидела быт — за неизбывность его, за бесполезную повторяемость ежедневных забот, за то, что пожирает время, необходимое для основного.

Общительная, гостеприимная, охотно завязывала знакомства, менее охотно развязывала их. Обществу «правильных людей» предпочитала окружение тех, кого принято считать чудаками. Да и сама слыла чудачкой.

Из всех видов зрелищ предпочитала кино, причем «говорящему» — немое, |за большие возможности со-творчества, со-чувствия, со-воображения, предоставлявшиеся им зрителю.

Была человеком слова, человеком действия, человеком долга.

При всей своей скромности знала себе цену.

14 слайд Стихи Цветаева начала писать с шести лет. Юная Цветаева пишет стихи как на русском, так и на немецком и французском Ее первые стихи были напечатаны, когда поэтессе было всего 16 лет, адресатом первых стихотворений была сестра Ася.

Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ: Первая моя книга вышла, когда мне было 17 лет, - стихи 15-ти, 16-ти, и 17-ти лет. Книгу издать в то время было просто: собрать стихи, снести в типографию, выбрать внешность, заплатить по счету - все. Так я и сделала, никому не сказав, гимназисткой VII кл.

15 слайд Первый сборник ее стихов под названием «Вечерний альбом» увидел свет в 1910 году и сразу же удостоился похвал таких взыскательных критиков, как Валерий Брюсов, Николай Гумилев и Максимилиан Волошин

Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.

Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно. Но Цветаева не была знаменита в России, как, например, Ахматова. Ее творчество знали лишь завзятые любители поэзии.

3.4.Художественное чтение ( аудиозапись) «Идешь на меня похожий…»


16 слайд Марина Цветаева и Сергей Эфрон... Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и всё прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых».

Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон) подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована! дата свадьбы и имя Марина.


3.5. Художественное чтение стихотворений учащимися.

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге!

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге

Безмолвен рот его, углами вниз.

Мучительно - великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно - бесполезны!

Под крыльями бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

- Такие - в роковые имена -


***

Да, я, пожалуй, странный человек,

Другим-на диво!

Быть, несмотря на наш двадцатый век,

Такой счастливой!

Не слушая о тайном сходстве душ,

Ни всех тому подобных басен,

Всем говорить, что у меня есть муж,

Что он прекрасен.


17 слайд Ее избранник казался ей воплощением всего высокого, романтического, героического. Ему выпала редкая для мужчины роль — быть не только супругом, но и музой своей жены. Наступает самая счастливая /увы, не долгая/ пора в жизни Цветаевой.

Долгие годы многие стихи Цветаевой либо прямо обращены к Сергею Эфрону, либо так или иначе связаны с ним.

Ему она посвятила стихотворение «Генералам 12 года».


3.6 Прослушивание аудиозаписи песни «Генералам двенадцатого года».

18 слайд Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ: 5 сентября 1912 г. у меня родилась дочь. Я назвала ее Ариадной, назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью. В апреле 1917 г. родилась вторая дочь. Я собиралась назвать ее в честь Ахматовой Анной, но потом передумала: «ведь судьбы не повторяются», - и назвала Ириной.

Осенью 19-го - в самое тяжелое время - Марина Ивановна отдала своих девочек в подмосковный приют; вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го потеряла маленькую Ирину, погибшую в приюте от истощения и тоски... Таковы ее хождения по мукам за эти четыре года.

3.7 Художественное чтение стихотворения подготовленным учащимся

Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были - по одной на каждую -

Две головки мне дарованы.

Но обеими - зажатыми –

Яростными - как могла! –

Старшую у тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

19 слайд Революцию 1917 года Цветаева не поняла и не приняла.

В ноябре 1917 года, после революционных событий, муж Сергей Эфрон уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии. Сергей был человек, безусловно, одаренный: в чем-то слабый, в чем-то - очень сильный духом. Россию он любил фанатично. И, служа в Белой армии, свято верил, что спасает Россию.

В годы гражданской войны их связь прервалась. Марина стоически переносила разлуку и беспомощно — разруху и лишения.

Как ни удивительно, но никогда еще не писала Цветаева так вдохновенно, напряженно и разнообразно. С 1917 по 1920 год она успела создать больше 300 стихотворений, поэму-сказку «Царь-Девица», шесть романтических пьес. И кроме того — сделать множество записей-эссе.

20 слайд Событие, перевернувшее всю последующую жизнь Цветаевой, произошло 14 июля 1921 г. В этот день она получила письмо от мужа - первое за четыре с половиной года. Из письма стало ясно, что Сергей жив, он находится в Праге. Без мужа Марина не мыслила своего существования, и она стала хлопотать о заграничном паспорте. 11 мая 1922 г. она с дочерью выехала из Москвы через Берлин в Прагу.


3.8. Аудиозапись стихотворения « Рас-стояние, версты, мили...»

Эти строки дышат горечью.

21 слайд Сначала эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу.

Встреча с Сергеем, конечно, для нее была большой радостью. И некоторое время они жили такой семейной идиллией, когда по вечерам рассказывались сказки, с Алей занимались французским языком - Марина Цветаева, математикой - Сергей Эфрон.

Русская интеллигенция, жившая в Праге и ее окрестностях, вела богатую культурную жизнь. Здесь часто устраиваются литературные чтения, музыкальные вчера, встречи с литераторами.

В Чехии Цветаева выросла в поэта. Самой заветной темой в то время стала философия и психология любви.

22 слайд Любить - значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой»/ всегда спор, конфликт и чаще всего - разрыв.

3.9 Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Вчера еще в глаза глядел».

23 слайд 1 ноября 1925 г. Марина Ивановна расстается с милой сердцу Прагой и с детьми уезжает в Париж. Во Франции Цветаевой суждено было прожить 13 с половиной лет. Но там она не прижилась.

В Чехии жилось ей трудно, потому что она не знала чешского языка, во Франции, зная язык, она не могла печататься на французском, и знала, что печатаясь на русском е России, она нашла бы своего читателя. В то время она говорила: «как меня будут читать, что читать, любить через сто лет».

Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать её стихи. «...Мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят...»

Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ:

Кому нужны были там, за границей, эти истерзанные болью строки, обращенные назад в Россию…

3.10 Прослушивание аудиозаписи « Тоска по Родине…»

24 слайд И эти пронзительные строки - снова о любви, яростной и напряженной любви к России.

Ее взор постоянно обращен "туда", на Русь уже Советскую; себя русскую она противопоставляет всему нерусскому. В результате полностью порывает с эмигрантской средой.

Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ:

«Здесь я никому не нужна. Все меня выталкивает в Россию, в которую, я ехать не могу. Здесь я не нужна, там я не возможна».

В 1939 году Марина Цветаева вернулась наконец на родную землю... Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались.

25 слайд Когда началась Великая Отечественная война, Марину Ивановну вместе с сыном эвакуируют сначала в Чистополь, потом в Елабугу. Не имея возможности найти работу, предполагая, что мужа нет в живых,

3 1 августа 1941 года покончила с собой.

Так прервалась жизнь замечательного поэта 20 века.


Слово учителя

Марина Цветаева. . . Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Она оставила нам сборники лирических стихотворений, семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.

Вся моя жизнь - роман

с собственной душой

Возьмите стихи — это и есть моя жизнь.

Это ведь совсем неважно - с кем роман... в конечном счёте важно то,

чтобы не было этой устрашающей пустоты!


Душа не терпит пустоты, для неё - это просто гибель!


Каждый стих - дитя любви,

Нищий незаконнорожденный,

Первенец у колеи

На поклон ветрам положенный.

Сердцу - ад и алтарь,

Сердцу - рай и позор,

Кто отец? Может - царь,

Может - царь, может - вор.

4. Проверка понимания и закрепления учащимися нового материала( беседа по содержанию гостиной)


5. Подведение итогов





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Борисова Ирина Николаевна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179516


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства