Литературно-музыкальная гостиная "Лермонтов есть Лермонтов навеки"
Литературно-музыкальная гостиная "Лермонтов есть Лермонтов навеки"
Работа представляет собой литературно-музыкальную гостиную о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.. В сценарии использованы Романс А.Варламова "Белеет парус одинокий", фрагмент симфонии П.И. Чайковского "Манфред", отрывок из романа М.И. Сизовой "Из пламя и света", Воспоминания А. Шан-гирея и др.,отрывки из писем поэта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная гостиная "Лермонтов есть Лермонтов навеки" »
«Лермонтов есть Лермонтов навеки»
Сценарий литературно-музыкального вечера,
посвященного 200-летию со дня рождения
М. Ю. Лермонтова
Начинаем мы наш вечер своеобразным обрядом. Я зажигаю свечу - символ памяти, света. Пока будет жив русский человек, будет жива память о великом русском поэте - Михаиле Юрьевиче Лермонтове.
Звучит музыка
Ведущий 1:
Меняют русла и теченье реки,
Меняются названья городов,
А Лермонтов есть Лермонтов навеки-
Ровесник новых и былых годов.
Ведущий 2:
Стало уже традицией ежегодно в это время проводить уроки, мероприятия, посвященные М.Ю. Лермонтову. Этот год особенный- год двухсотлетия со дня рождения великого поэта.
Ведущий 1:
Время-враг и время-лекарь.
Из людей творит поэтов,
Из поэтов-мудрецов.
Миссия Михаила Юрьевича Лермонтова на земле и в поэзии - одна из самых загадочных. Кто определил его судьбу? Кем он послан миру и зачем?
Белинский писал о нём: «Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли. Он прекрасен, полон поэзии даже тогда, когда человеческое чувство восстаёт против него: ему другое назначение, чем вам. Его страсти-бури, очищающие атмосферу!»
Ведущий 2:
Этот юноша буквально ворвался в русскую литературу, ошеломив всех страстной исповедальностью, смелым умом, чистотой языка и слога.
Бунин писал: «Я всегда думал, что наш великий поэт был Пушкин. Нет, это Лермонтов. Представить себе нельзя, до какой высоты мог бы подняться, если бы не погиб».
В 27 лет написано 400 стихотворений, 25 поэм, 5 драм, 7 повестей. А сколько было задумок!..
Где истоки великого таланта? Москва, Петербург, Кавказ… Но именно Тарханы стали колыбелью гения, здесь истоки его бессмертного творчества. Старинная дворянская усадьба, сам тарханский воздух хранят память о времени, когда здесь жил Лермонтов, а это половина его мятежной жизни. Расцветающие весной в Дальнем саду серебристые ландыши, разлив созревающей пшеницы по дороге в Апалиху, чета развесистых берез, аллеи старого парка и поросшие ивняком пруды – они давали вдохновение поэту, волновали сердце.
Ещё живы липы, вязы и клёны, склоняющиеся над мальчиком Лермонтовым; по-прежнему над узкими дорожками парка смыкаются ветви деревьев. Весной здесь буйно расцветает сирень. В парке много живописных, укромных уголков, тихих аллей, по которым часто бродил Лермонтов. Его стихи- лучший путеводитель по парку
И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, — памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком, и кругом Родные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями. В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами. И странная тоска теснит уж грудь мою; Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный господин — Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей, Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне.
В неоконченной повести «Я хочу рассказать вам…» мы читаем описание дома:
«Барский дом был похож на все барские дома: деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской…» Войдем в стоящий на полугоре усадебный дом, в котором помещается теперь лермонтовский музей, подняться по внутренней деревянной лестнице на второй этаж.
Волнуясь, дальше мы идём
По комнатам поэта
И на стене мы узнаём
Знакомые портреты.
В гостиной у окна рояль-
Там мать младая пела,
Всей жизни горькую печаль
Вложить в ту песнь сумела…
С собою сына посадив, Мать пела и грустила. И этот горестный мотив Сын помнил до могилы. Вот спальня бабушки. Она Оплотом стала внуку. Любила так, что не могла С ним вынести разлуку:
Куда Мишель – туда она, Об этом знает каждый. Спасала всюду и всегда, Лишь не спасла однажды… За барским домом – дивный сад, Там всё стихи рождает: И «спящий пруд», «роз аромат». И церковь в дымке тает…
В конце села – фамильный склеп И церковь, где крестили. Там мать покоится и дед, Скорбя о Михаиле. Здесь вечность дышит и покой, Прах близких охраняя, И даже дуб здесь вековой Шумит, главу склоняя.
Здесь после смерти матери он остался с бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой.
2 ведущий.Бабушка во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча «солдат» из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. И даже огромное путешествие на Кавказ… Вот учителя – какие бы ни были – лишь бы занимали внука. Всякий день, а пуще всякий праздник - дым коромыслом, лишь бы Миша был весел.
3 ведущий.Бабушка с тревогой приглядывается к нему: вот как будто задумался, да грустно так. А вдруг спросит про отца – почему он редко бывает в Тарханах, почему не живет здесь? А вдруг начнет выспрашивать о матери – почему да как умерла, да что было? Рано ему все это знать… Да об отце ли он думает?!
4 ведущий.Он ничего не спрашивал. Но с какой радостью кидался к отцу в его редкие приезды, как льнул к нему! И как сокрушала эта сыновняя радость сердце Елизаветы Алексеевны! Любящее бабушкино сердце… Миша – один сын у Юрия Петровича. Но он же и единственный внук у бабушки.
Если бы не завещание Арсеньевой - забрал бы Юрий Петрович сына к себе в Кропотово. Но связала она его этой бумагой.
3 ведущий.«После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за капитаном Ю.П.Лермонтовым, - говорилось в завещании, - остался в малолетстве законной ее сын, а мой родной внук Михаил Юрьевич Лермонтов. Завещаю и предоставляю по смерти моей ему, родному внуку моему М.Ю.Лермонтову, принадлежащее мне движимое и недвижимое имение, однако, ежели оной внук мой будет до времени совершеннолетнего его возраста находиться при мне, на моем воспитании и попечении. Ежели отец внука моего истребовает, то я, Арсеньева, все имение предоставляю в род мой Столыпиных».
1 ведущий.Вот так: все или ничего! Неограниченная любовь бабушки не признает половинчатых решений. Что было делать Юрию Петровичу? Лишить сына всех этих бабкиных благ? А что скажет сын, достигнув совершеннолетия?
Оскорблен был и унижен отец этим духовным завещанием Арсеньевой. Но ради сына, ради его будущего проглотил обиду, умолк.
Он понимал, что Арсеньева нанесла ему сокрушительный удар, на который нет возможности ответить, но понимал так же, что сделала она это из любви к внуку – его сыну.
2 ведущий. Миша много думал об отце, ни слова не говоря о нем с бабушкой. Знал, что отец тяжко страдает от разлуки с ним, своим единственным сыном. И как ни скрывал он это свое страдание, сын чувствовал его по глазам, по голосу…
Поэтому, что бы Миша ни делал, о чем бы ни думал, - за всем виделось мужественное, но глубоко печальное лицо отца.
Что он делает там, в Кропотове?
3 ведущий(на фоне мелодии).И вот Миша впервые у отца в Кропотове.
В кабинете отца он замер. На стене висел большой портрет в позолоченной раме. На него смотрела Мише в глаза и нежно улыбалась мать, как бы выступив отчетливо из его мучительно-смутных снов . Кружевные воротнички, белое платье, руки окутаны красной шалью. Открытое, прекрасное молодое лицо.
Миша не мог глаз отвести от портрета. Казалось, и Марья Михайловна смотрела на сына - глаза как будто раскрылись шире, и улыбка стала живее, и лицо просветлело…
Ах, какие это были мгновения! Казалось, мать сейчас выпростает руки из-под складок шали и протянет их к сыну и супругу.
После праздничного ужина Юрий Петрович и Миша покинули гостей, так как им нужно было побыть вместе.
Разговор шел тихий и ровный. Дом давно опустел. Бабушка легла спать. Отец и сын иногда умолкали, прислушиваясь к шуму ветра и думая об одном, своем заветном… В эти минуты все мироздание было их домом - и Мария Михайловна, конечно, была с ними. Это была семья неразлучная – неразлучная в вечности.
Потом в руках Юрия Петровича оказалась Мишина тетрадь со стихами. Он прочитал все стихи и сказал:
- У тебя талант… Это дар Божий… береги его.
Это и было главное. Отец и не подозревал, какую волшебную опору дал он своему сыну в его мечтах о поэзии.
4 ведущий.Он все реже атаманствовал в играх. Он начинал понимать одиночество. Все нужнее оно было ему.
В последнее время Миша не расставался с книгами. Он без конца перечитывал «Кавказского пленника» Пушкина, «Шильонского узника» Байрона. Получив в подарок от бабушки толстый альбом, Миша стал переписывать в него любимые поэмы.
Но, глядя на страницы переписанных поэм, он видел уже за ними свои… свое… И он начал писать. Правда, больше сидел над бумагами, чем писал, но пальцы его сжимали и вертели перо, голова клонилась к столу, отяжелев от напряжения чувств, - слишком много накипело в душе!.. Все разом просилось в стихи. Трудно было выбрать что-то в этом многоголосом урагане. Тоска по матери… Вьюга, разыгравшаяся за окном… Кропотовская пустынная осень… Любовь… Все это пылало в его груди и заставляло наб-расывать на листах бумаги пробные строфы, зачеркивать, рисовать профили… Несколько первых листов он порвал и сжег на свече. Но дальше стал все черновики складывать в ящик.
Лавина еще не сорвалась, но уже сдвинулась и нависла над краем пропасти.
Ученик-«Лермонтов».
Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова возвращу
Ведущий 2:
Не много рождается поэтов, способных, видеть, слышать, чувствовать и описать. Лермонтов мог: знал языки, на память помнил сотни стихов, прекрасно рисовал, играл на флейте, скрипке. Видимо, поэтому природа наделена у него человеческими страстями. Утёс, пальма, сосна, листок - им ведомы радость и грусть.
Чтецы (5) читают стихотворения:
«Горные вершины»,
«Ночевала тучка золотая...»,
«На севере диком», «Русалка», «Ангел».
(Звучит мелодия русской народной песни
«Ой, ты степь широкая...»)
Чтец читает стихотворение
«Люблю Отчизну я,
но странною любовью...»
Ведущий 2:
Поэма «Мцыри» была написана Лермонтовым в 14 лет. А какой взлёт мысли и чувства! Какой порыв души! Какая высокая - мечта о свободе!
Чтецы (3) читают стихотворение «Мцыри»
(гл. 1, 2, 3, 4, 5, 25, 26)
Ведущий 1: полученное дома, в Тарханах, и в Московском Благородном пансионе образование было достаточным для поступления в университет,и Лермонтов в 1831 году поступает в Московский университет, а затем продолжает учебу в Петербурге в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два петербургских года Лермонтов ничего не пишет. «Парус» был первым стихотворением того периода. Духовный мир поэта - гармония, внешний - дисгармония.
Чтец читает стихотворение
«Парус».
Звучит романс «Белеет парус одинокий»
(Муз. А. Варламова)
Он одинок: «В душе моей я создал мир иной...». Лермонтов понимает свою избранность, отдельность от толпы. Но с мотивами бегства от людей и одиночества он всё же вышел к людям.
Кто толпе мои расскажет думы?
Я - или Бог - или никто!
Марш из музыки Свиридова к повести Пушкина “Метель” 1-й ведущий: Известность, признание и всенародная слава пришли к Лермонтову в трагические январские дни 1837 года.
Звучит музыка последней части симфонии П.И.Чайковского «Манфред». Ученица читает отрывок из романа М.И.Сизовой «Из пламя и света» (частьІV, гл.VІІІ).
2-й ведущий: Редко кто из жителей Петербурга не знал небольшого дома на Мойке с окнами, обращенными на канал, с подъездом под сводами ворот – дома, где жил Пушкин.
Вихри снега, подхваченные метелью, пролетали в тот вечер над его кровлей и бились в большие окна, где передвигались то темные фигуры людей, то огонек свечи, поспешно зажигаемый чьей-то рукой и так же поспешно исчезавший. Дверь подъезда беспрерывно открывалась, принимая и выпуская посетителей. Они входили и, пробыв несколько минут, возвращались убитые горем…
Лермонтов остановился перед подъездом, не решаясь войти. Увидев двух посетителей, выходивших на подъезд, услышал, как один сказал другому:
-Боже мой, боже мой, за что же так мучается человек? Как его надо было беречь!..
-Доверчив был Александр Сергеевич, - мрачно ответил другой. – Такие люди раз в пятьсот лет родятся.
-А у нас его травили!..
Лермонтов хотел остановить их, спросить, но, передумав, решительно пошел к подъезду.
-Войду и узнаю сам, - сказал он вполголоса самому себе и посторонился, пропуская высокую даму в черном, с седыми буклями над еще прекрасным лицом и Арендта, придворного врача.
-Неужели же, неужели нельзя помочь? - со слезами в голосе спрашивала дама.
Знаменитый врач без слов покачал отрицательно головой.
-Но вы врач!
-Да, - сказал он печально. – Увы, я только врач… Меня ждут во дворце, но, если разрешите, я довезу вас.
Он с удивлением посмотрел на преградившего им дорогу невысокого гусара, который с непокрытой головой стоял, держа кивер в руке. Гусар обратил на знаменитого доктора огромные глаза и тихо спросил:
-Скажите мне, ради бога, его рана опасна?.. Смертельна?..
-Весьма возможно.
-Но в чем опасность? В чем?
Доктор секунду помолчал и твердо ответил:
-И в месте ранения и в потере крови.
Он подал руку даме в черном, но гусар приблизился еще на шаг и, уже глядя не на доктора, а на прекрасное лицо седой дамы, шепотом спросил:
-Но все-таки есть надежда?! Не правда ли? Надежда есть?..
Наступила пауза, потом седая дама, взглянув в темные глаза странного гусара, сказала медленно:
-Ни-ка-кой!..
-Разрешите? – сказал доктор, вторично предлагая ей руку.
Стук колес их кареты, заглушенный глубоким снегом, уже давно смолк за мостом, а Лермонтов все еще не двигался. Потом он отошел в темный угол у подъезда и заплакал, прижав голову к стене. Никто не слышал, как он бормотал невнятно:
-Погиб… Погиб поэт! Дивный гений угасает…
…Лермонтов возвращался к себе на Садовую поздно ночью. Он шел, не видя ничего, и сердце его горело от гнева и горя. Никогда еще он не ощущал с такой силой жажды борьбы с тем черным и страшным, что его окружало, и никогда не видел так ясно, что у него в руках есть верное оружие – его поэтическое слово.
Чтец.
Погиб поэт! – невольник чести.
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували чуть затаившийся пожар?
Что ж? Веселитесь… - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок…
1-йведущий:
Бенкендорф докладывал: «Я уже имел честь сообщить вашему императорскому высочеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека, содержал его при Главном штабе без права сноситься с кем-либо извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи, и взятии его бумаг как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец - бесстыдное вольнодумство, более чем преступное».
2-йведущий:
Николай I отвечал: «Приятные стихи, нечего сказать: я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону». Чтец: Высочайшее повеление: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение... известных стихов, перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк». 3-й ведущий: Кавказ, далекая страна, жилище вольности святой. Лермонтов полюбил «синие горы Кавказа» еще тогда, когда, приехав сюда маленьким мальчиком, с бабушкой, увидел их впервые. И вот судьба вновь привела его на Кавказ. Из письма Лермонтова Марии Александровне Лопухиной: «Милый и добрый друг... У меня здесь славная квартира; каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за письмом к вам, я то и дело останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов, так они величественны...»
1-й ведущий: Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник.
На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда – Лермонтов.
Щедро наградила его судьба. Сразу же после создания стихотворения «Смерть поэта» на него обрушились слава и опала – ссылка на Кавказ.
Чтец
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною,
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные,
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова. Сияющие горы, бурные реки, зеленеющие долины Лермонтов щедро прославляет не только пером поэта, но и кистью вдохновенного художника. Из письма Лермонтова С. Раевскому: «С тех пор, как выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в непрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю от Кизляра до Тамани... Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собой порядочную коллекцию...»
Синие горы Кавказа! Приветствую вас!
Вы взлелеяли детство моё,
Вы носили меня на своих одиноких хребтах,
Облаками меня одевали,
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю о вас и о небе.
Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы, первый в русской литературе реалистический роман в прозе «Герой нашего времени». Его творения становятся известными широкой общественности
2-йведущий: Вапреле 1838 г. благодаря неустанным хлопотам бабушки Лермонтов переведен в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Царским Селом. Период между двумя ссылками - самый плодотворный для Лермонтова. Он работает над «Героем нашего времени», публикует «Песню про купца Калашникова», написал «Мцыри», переработал «Демона». И, конечно, стихи: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно... Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа... Это строки из стихотворения «Дума». И также горько звучат размышления поэта о собственной судьбе. Возвратившись из ссылки в 1838 году, Лермонтов имел невероятный успех в свете и при дворе. Но вот дуэль с сыном французского посла Барантом.
Барант: До меня дошли слухи, что Вы, господин Лермонтов, распространяете обо мне пророчащие мою честь эпиграммы! Лермонтов: Верить сплетням - удел неумных женщин. Я считаю даже излишним вступать с вами в объяснение по такому поводу. В конце концов, это становится скучным. Барант: Вы поступаете неблагородно. Советую вам взять свои слова обратно. Лермонтов: Я не нуждаюсь в ваших советах, сударь. Барант: Если бы я был во Франции, я бы знал, как поступить с вами. Лермонтов: В России правила чести соблюдаются так же строго, как и во Франции. Барант: Однако вы пользуетесь тем, что находитесь в стране, где дуэли запрещены. Лермонтов: Это ничего не значит, сударь. Я к вашим услугам. Сегодня же я пришлю к вам моего секунданта. Барант: Но мы будем драться на шпагах. Лермонтов: Как угодно. Пистолеты вернее и решительнее кончают дело. Я предпочел бы пистолеты, но выбор оружия принадлежит вам. 1-й ведущий: Дуэль с Барантом состоялась 18 февраля 1840 г. за Черной речкой. Сначала дрались на шпагах. Потом перешли на пистолеты. Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов выстрелил в сторону. Противники тут же помирились. .Военно-полевая комиссия обвинила Лермонтова в том, что он был зачинщиком дуэли. Николай 1 приказал перевести Лермонтова в Тенгинский пехотный полк, который принимал участие в опасных делах против горцев.
Снова ссылка на Кавказ.
2 ведущий.Перед отъездом Лермонтов случайно попал к знаменитой гадалке Киргоф. Он спросил у нее, выпустят ли его в отставку, оставят ли в Петербурге? Киргоф, раскинув карты, предсказала, что Лермонтову никогда больше не бывать в Петербурге и что ожидает его другая отставка, «после коей уже ни о чем просить не станешь». Лермонтов посмеялся такому гаданию, но в груди его похолодело. Он почти поверил этому.
3 ведущий.Накануне отъезда Растопчина подарила Лермонтову стихи, где упомянула о бабушке поэта: «Но есть заступница родная, с заслугою преклонных лет; она ему конец всех бед у неба вымолит, рыдая».
ЛЕРМОНТОВ Вс. Рождественский
НО…
Не в силах бабушка помочь,
Царь недоволен, власти правы.
И едет он в метель и ночь
За петербургские заставы.
И не простит он ничего
Холопам власти, черни светской,
За то, что вольный стих его
Отравлен воздухом мертвецкой.
Нет! Будет мстить он, в палачей
Страны своей перчатку кинув,
Пока не поднял — и скорей!—
Стволов какой-нибудь Мартынов.
1928
2-й ведущий:
Нет, не помогли хлопоты бабушки ни у царя, ни у Бога. Снова предстояла дорога. Елизавета Алексеевна, попрощавшись с внуком, заболела и надолго слегла.
С дороги Лермонтов написал бабушке: «Прощайте, милая бабушка… Вы бы хорошенько спросили только, выпустят ли, если я подам в отставку».
Он не знал о секретном предписании, которое вскоре будет послано вдогонку за ним, с указанием ни под каким видом не удалять поручика Лермонтова из полка и не прикомандировывать к экспедициям, чтобы отрезать всякий путь к выслуге.
1-й ведущий: В 1840 г. Лермонтов получил разрешение для свидания с бабушкой и провел в столице более двух месяцев, а в апреле 1841 г. срочно выслан обратно на Кавказ: «Прощай, немытая Россия...» 14 апреля 1841 г. Лермонтов выехал из Петербурга в 8 часов утра. Перед этим он получил предписание покинуть столицу в 48 часов и отправиться в Тенгинский полк. Вновь Кавказ, Пятигорск. Бои, ранения, награды, карты, вечера, ссоры. Все, как обычно. 13 июня на одном из вечеров происходят столкновение и ссора Лермонтова с майором Мартыновым, бывшим однокашником по юнкерской школе, сослуживцем Ж. Дантеса, убийцы Пушкина. Мартынова давно звали человеком свирепым. Однако до поры до времени он держался в рамках, но сорвался, понимая, что царь, в случае чего, особенно преследовать его не будет. Все знали, что двор Лермонтова не любил. 15 июля, между 6 и 7 часами вечера, во время грозы, у подножия горы Машук, состоялась дуэль, закончившаяся трагически.
5 ведущий.Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все явственно услышали слова «горец с большим кинжалом», сказанные Лермонтовым о своем юнкерском друге Мартынове (Мартынов любил носить черкеску и замечательной величины кинжал).
Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к Лермонтову и произнес:
(Сценка «Мартынов вызывает Лермонтова на дуэль»)
«Мартынов».
-Лермонтов, я тобой обижен, мое терпение лопнуло; мы будем завтра стреляться, ты должен удовлетворить мою обиду!
«Лермонтов» (смеясь)
-Ты вызываешь меня на дуэль? Знаешь, Мартынов, я советую тебе зайти на гауптвахту и взять вместо пистолета хоть одно орудие; послушай, это оружие верное – промаху не даст, а силы поднять у тебя станет.
5 ведущий.
Все офицеры захохотали, Мартынов взбесился.
«Мартынов».
-Ты не думай, что это была шутка с моей стороны.
5 ведущий
А Лермонтов был уверен, что это была шутка, верил, что все закончится миром.
1 ведущий. Трагедия разыгралась июльским вечером 1841 года у подножия Машука.
Приближалась гроза, поэтому для поединка – небольшую и довольно покатую полянку – выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и опустил его тут же.
«Лермонтов».
- Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах…
1 ведущий.
Лермонтов снова поднял пистолет и выстрелил вверх.
Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел…) Лермонтов почти предсказал свою гибель, описал её детально в стихотворении «Сон». Ничего подобного в литературе тогда не было! Последнее написанное - «Пророк».
Сон
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
И вот дуэль. Благородство не позволило поэту, умевшему прекрасно стрелять, сделать это с такого близкого расстояния. И выстрелил вверх. А Мартынов целился больше минуты и в упор убил поэта...
Друг А. С. Пушкина князь Вяземский напишет: «В нашу поэзию стреляют удачно... Второй раз не дают промаха».
2-й ведущий: «Пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, пробила правое и левое легкое, поднимаясь вверх, вышла между V и VI ребром левой стороны». Пуля прошла навылет, убив Лермонтова на месте. Разразилась гроза, дождь хлестал, а ни врача, ни коляски не было. Пошли за людьми. Комендант Ильяшенко, узнав о смерти поэта, заплакал: «Мальчишки, мальчишки, убей меня бог! Что вы наделали, кого вы убили!»
Но где ты была, Россия,
когда убивали песню?
Твою убивали песню подлой пулей в упор?
Но где ты была, Россия,
когда умирал твой рыцарь?
Где были твои кувшины
с живой и мёртвой водой?
Где ты была, Россия?
Любил он тебя до смерти.
Он любит тебя до смерти.
Он горько прощает тебя.
Но где же все были, Россия,
когда убивали песню?..
3-й ведущий: Из письма бабушке: «Дорогая бабушка, пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, Мартышкой, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не промахнется. Я понял по его злобному взгляду». 4-йведущий (отрывок из пьесы Ю. Нагибина «Заступница»): «Мертвый Лермонтов лежал под дождем. Много еще чего было гадкого и глумливого: и хоронить по христианскому обычаю не хотели, и царь сказал: «Собаке собачья смерть». Ну а как были наказаны повинные в гибели поэта? Вот строки из документа: «Майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на 3 месяца и передать церковному покаянию, а князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго из уважения к полученной им в сражении тяжелой ране». 2-й ведущий: Е.А. Арсеньева, узнав о гибели внука, упала, как срубленная. А когда пришла в себя, велела вынести прочь из дома, в сельскую церковь икону: «Как же я живу еще?.. Разве я имею право жить? Ответь, Господи! Что ты все молчишь? Зачем ты отнял у земли Лермонтова, господи, лучшее твое создание, твой самый драгоценный дар людям? Неужто ты так скуп, Боже? Ты не меня одну, ты всю Россию осиротил, отнял ее звонкий голос. Зачем ты так мучаешь детей своих? Или сам не ведаешь, что творишь?.. Я ли не молила тебя?.. Нету у меня больше Бога, умер мой Бог!..» 3-й ведущий (стихотворение А. Дементьева «Бабушка Лермонтова»): Елизавета Алексеевна Арсеньева Внука своего пережила...
И четыре черных года тень его Душу ей страдальческую жгла, Как она за Мишеньку молилась! Чтоб здоров был и преуспевал. Только бог не оказал ей милость И молитв ее не услыхал. И она на бога возроптала, Повелев убрать из комнат Спас. А душа ее над Машуком витала: «Господи, почто его не спас?!» Во гробу свинцовом, во тяжелом Возвращался Лермонтов домой. По российским побелевшим селам Он катился черною слезой. И откуда ей достало силы – Выйти за порог его встречать... Возле гроба бабы голосили. «Господи, дай сил не закричать...» Сколько лет он вдалеке томился, Забывал между забот и дел. А теперь навек к ней возвратился
. Напоследок бабку пожалел.
Через 9 месяцев бабушке удалось перевезти тело внука из далекой кавказской стороны в Тарханы. (Звучит романс Е. Шашиной на стихи М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» в исполнении А.Градского)) Чтец:
Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит, Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть: Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея Темный дуб склонялся и шумел
. 4-й ведущий: Ираклий Андроников о Лермонтове: «Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого». Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно, Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
1ведущий:
Александр Сергеевич Пушкин, не знавший Лермонтова и не читавший его произведений, почти предвидел его появление в литературе.
В дверях Эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный,
Над адской бездною летал...
... «Прости, - он рек, - тебя я видел,
И ты недаром мне сиял.
Не все я в мире ненавидел,
Не всё я в мире презирал».
Ведущий 2:
Он вырос, но не состарился, так и остался в наших глазах молодым человеком с пронзительным взглядом чёрных глаз.
Л.Н.Толстой сказал о нём, что если бы этот юноша, этот мальчик дожил до преклонных лет, то и ему, и Достоевскому нечего было бы делать в литературе.
МОУ СОШ с. Свищевки
Белинского района
Пензенской области
« Лермонтов есть Лермонтов навеки»
Сценарий литературно-музыкального вечера,
посвященного 200-летию со дня рождения
М. Ю. Лермонтова
Разработан Бахлычевой Г.В., учителем русского языка и литературы