kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная гостиная "А он, мятежный, просит бури..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальная гостиная была проведена к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

 Цель данного мероприятия - привлечь внимание, вызвать интерес к самой личности поэта, его творческому наследию, показать важные этапы жизни и творчества поэта, необычность и своеобразие его таланта, актуальность его творчества в наши дни.

 В литературной гостиной приняли участие  учащиеся 7 - 9 классв, изучающие творчество Лермонтова по школьной программе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная гостиная "А он, мятежный, просит бури..." »

Литературно-музыкальный вечер «А он, мятежный, просит бури…»

Собранье зол его стихия.

Несясь меж тёмных облаков,

Он любит бури роковые

И пену рек, и шум дубрав.

М.Ю. Лермонтов, «Мой демон»

1-й ведущий.

М.Ю. Лермонтов – поэт загадка. Прожив 27 лет, он оставил большое литературное наследие. В своё время Лермонтов многим был непонятен, ядовит в своих стихах. Это объяснялось уверенностью поэта в несовершенстве человеческого рода и мирового устройства. Отсюда противоречия, метания и страдания.

Чтец.

Моё грядущее в тумане,

Былое полно мук и зла,

Зачем не позже иль не ране

Меня природа создала?

2-й ведущий. В ночь со 2-го на 3-е октября 1814 года родился М.Ю. Лермонтов. Трагична личная судьба поэта. Мальчику не исполнилось и трёх лет, как умерла его мать. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева взяла на себя воспитание внука. Она боготворила внука, жила им одним.

Музыка П. И. Чайковского. 6 симфония.

1-й ведущий. В 1828 году Арсеньева определила внука в Благородный пансион при Московском университете, здесь ярко проявились его разносторонние дарования. Он в совершенстве овладел французским, английским, немецким языками. Много времени юноша отдавал искусству: рисовал, лепил, играл на фортепиано и на скрипке. Но любимым занятием было литературное творчество.

2-й ведущий. В 17 лет Лермонтовым написано удивительно автобиографическое стихотворение «Ангел». Ангел несёт живую душу, чтобы вселить её в земного человека, и поёт песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни, память о ней осталась. Человек живёт на земле, но земные песни не могут заменить ему позабытых небесных звуков. Душа человека томится, вспоминая о них.

Музыка. Шопен. Вальс-Музыка любви.

Чтец.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли. («Ангел»)

1-й ведущий. Но разве не точно также мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение «Ангел» - ключ к пониманию всей почти поэзии Лермонтова. В нём - изначальный родник, в который вольётся новый поток, новые строки, лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.

2-й ведущий. Для ранней лирики Лермонтова характерны мотивы одиночества, свободы, мятежа. «Если б умчаться в море, как парус одинокий! В огромное море – одной…ведь в море одной не страшно, ведь парус не боится бури, - я тоже!» (Ольга Берггольц)

Варламов. Романс «Парус»

Чтец читает «Парус»

1-й ведущий. Огромную роль в формировании Лермонтова сыграло увлечение творчеством Пушкина, Шиллера, Шекспира и в особенности бунтарской и мятежной поэзией Байрона. Увлечение Байроном было характерно для всей эпохи Лермонтова.

Я молод, но кипят на сердце звуки,

И Байрона достигнуть я б хотел.

Но поэт осознаёт своё особое предназначение.

Чтец читает стихотворение «Нет, я не Байрон…»

2-й ведущий. Лермонтов ищет свой идеал в жизни, в реальности, а не в мечтаниях. Таким идеалом для него становится Пушкин. Лермонтов не подражал Пушкину, а соизмерял себя с ним, творчески развивая пушкинские традиции в новых условиях.

Музыка.С. Прокофьев. Вальс «Война и мир».

1-й ведущий. Пушкин в своём творчестве отразил патриотический подъём и свободолюбие 10 – 20-х годов, Лермонтов выразил атмосферу глубокого отчаяния и всеобщего уныния, охвативших общество в 30-е годы. Выдающийся критик В.Г. Белинский так охарактеризовал лирические произведения Лермонтова: «…в них нет уже надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства».

Музыка резко обрывается.

2-й ведущий. 27 января около 5 часов пополудни на Чёрной речке состоялся поединок Пушкина с Дантесом. 29 января в 2 часа 45 минут умер Пушкин.

Чтец.

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Убит!...к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужных хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

1-й ведущий. Лермонтов не был знаком с Пушкиным, но знал и высоко ценил его творчество. Печальное известие о кончине поэта потрясло Михаила Юрьевича. Он пишет стихотворение «Смерть поэта». Стихотворение было написано в полный голос, без оглядки на цензуру и без расчёта на публикацию.

2-й ведущий. В своём стихотворении Лермонтов выразил мысль о земном наказании, которое постигнет истинных виновников гибели поэта, водивших рукою наёмного убийцы – Дантеса, придворную знать.

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждёт;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперёд.

1-й ведущий. Стихи «На смерть поэта» переписывались в десятках тысяч экземпляров в Москве, Петербурге, по всей России.

Кто-то по городской почте отправил стихотворение царю с надписью: «Воззвание к революции».

2-й ведущий. Когда стихи попали во дворец, Николай I сказал: «Приятные стихи, нечего сказать», - и добавил: «Мы поступим с Лермонтовым согласно закону». Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ в драгунский полк под пули горцев.

Чтец.

Прощай, немытая Россия, Быть может, за стеной Кавказа

Страна рабов, страна господ, Сокроюсь от твоих пашей,

И вы, мундиры голубые, От их всевидящего глаза,

И ты, им преданный народ. От их всеслышащих ушей.

1-й ведущий. Жизнь Лермонтова была тесно связана с Кавказом. Там он бывал в раннем детстве, там он написал многие произведения, там погиб на дуэли. Кавказ стал для поэта символом жизненных сил, красоты первозданной природы, свободы и воли. Здесь на Кавказе написана им в 1839 году романтическая поэма «Мцыри».

2-й ведущий. «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри, - это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности», - писал В.Г. Белинский.

1-й ведущий. В образе Мцыри поэт воплотил свой идеал. В умении героя бороться Лермонтов видит выход из тех противоречий, в которых оказалось его поколение.

Чтецы. Читаются отрывки из поэмы «Мцыри».

1-й ведущий. Летом и осенью 1840 года Лермонтов участвует в кровопролитных боях. Солдаты любили своего храброго поручика. А командование просило о награждении Лермонтова. Пришёл ответ из Петербурга: «Царь не изъявил монаршего соизволения на испрашиваемую награду».

Музыка. М.И. Глинка.Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

2-й ведущий. Лермонтова привлекают легенды горцев, их своеобразный быт, вольнолюбивый дух. Мрачные мысли поэта, его клокочущие силы протестанта ищут выход и выливаются в давно задуманную поэму «Демон». Эта поэма относится к самым загадочным и противоречивым произведения поэта. Над ней он работал в течение почти всей творческой жизни.

Чтец.

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня.

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда

И, дав предчувствие блаженства,

Не даст мне счастья никогда,

1-й ведущий. Белинский назвал Демона – царя свободы и познания образом революционным, но Лермонтову было близко именно разочарование Демона.

Чтец читает отрывок из поэмы «Демон».

2-й ведущий. Лермонтов жил единой жизнью с Родиной, народом. Он пишет глубоко народные произведения: «Песня… про купца Калашникова», «Бородино», «Родина», в которых выражает сыновнюю любовь к Отчизне и русскому народу.

Чтецы. Инсценированный отрывок из «Песни…про купца Калашникова», стихотворение «Родина»

1-й ведущий. Любовная лирика Лермонтова переплетается с мотивами судьбы, свободы и одиночества. Стихотворение «Молитва» 1837 года – шедевр любовной лирики поэта. В стихотворении дышит такая благовейная любовь, что его можно назвать гимном чистоте, нежности, душевной красоте. Стихотворение строится как монолог героя, молитва, но не о себе, это мольба о счастье любимой женщины, о её душе.

Чтец читает «Молитву» (1837 г.)

2-й ведущий. Спустя два года, в 1839 году, Лермонтов пишет стихотворение, которое опять называет «Молитвой». По словам современников, его он посвящает Марии Щербатовой. В этом стихотворении с удивительной психологической и поэтической проникновенностью передано состояние душевной просветлённости.

Чтец читает «Молитву» (1839 г.)

1-й ведущий. Тема поэта и поэзии – одна из центральных у Лермонтова. В понимании Лермонтова поэт – это человек, одарённый «высокой мыслью и душой», ни перед кем не склоняющий «гордого чела». Лермонтов сближает образы кинжала и поэта, выражая мысль о том, что поэзия подобна оружию. То миссия поэта приближена к библейскому пророку, вещавшему слова правды. Лермонтовский пророк – гонимый мученик, изгой, осмеянный и презираемый людьми.

Чтецы читают «Кинжал» и «Пророк».

2-й ведущий. Уже в ранней юности поэт мучительно размышлял над судьбой своих сверстников, обречённых на вынужденное бездействие. Плодом таких размышлений стал роман «Герой нашего времени». В этом романе решалась проблема: почему люди умные и энергичные не находят применения своим способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного поприща.

1-й ведущий. В стихотворении «Дума» даётся оценка современников Лермонтова.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

…………………………………..

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

2-й ведущий.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдём без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

1-й ведущий. В последние годы жизни у Лермонтова усиливаются настроения тоски и отчаяния, которые приходят на смену пылу страстей и боренью дум. Появляются стихи, полные душевного надлома: «И скучно, и грустно…», «Благодарность», «Выхожу один я на дорогу…»

2-й ведущий. Торжественная и чудная красота мира и внутренняя дисгармония: «Что же мне так больно и так трудно?» А заканчивается стихотворение прославлением жизни!

Чтецы читают «И скучно, и грустно…», «Выхожу один я на дорогу…».

Музыка. Бетховен .Лунная соната.

1-й ведущий. Из письма А. Булгакова Петру Вяземскому:

«Не знаю, известно ли уже у вас о смерти Лермонтова. Он убит на дуэли. Сообщу тебе подробности. Судьба предоставила Лермонтову первый выстрел. Он объявил Мартынову, что не имел в виду его оскорбить, что всё была одна шутка… Но, что ежели он не так это принимает, то он …при всех тотчас готов просить у него прощения, но ответ был: Стреляй! – Я буду стрелять, но только не в тебя, - сказал Лермонтов и выстрелил в воздух… Мартынов подошёл к самому Лермонтову, выстрелил ему прямо в сердце. Смерть была скоропостижна, как выстрел».

2-й ведущий. Пётр Вяземский Булгакову: «В нашу поэзию стреляют удачнее, нежели в короля Луи-Филиппа. Второй раз не дают промаха… На Пушкина целила, по крайней мере, французская рука, а русской руке грешно было целить в Лермонтова».

Музыка. Варламов. Романс «Горные вершины».

Чтец.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать…

Чтец.

…отчего не понял свет

Великого, и как он не нашёл

Себе друзей, и как любви привет

К нему надежду снова не привёл?

Он был её достоин. (М. Лермонтов)

Чтец.

Прощай, размах крыла расправленный,

Полёта вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство. (Б. Пастернак)

1-й ведущий. Многие поколения писателей учились, учатся и будут учиться у Лермонтова «глубине мыслей, неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности». (В.Г. Белинский)

Музыка. Вальс А.Хачатуряна

Чтец.

Земля поэта не забыла

За песни, сложенные им.

В них гордость наша, наша сила,

В них видим мы его живым.

Чтец.

Вершины гор задумчивы и строги,

Звезда со звездою говорит.

И молод ты, и нет конца дороге,

И пыль веков летит из-под копыт.

Музыка. Шопен.Музыка любви.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературно-музыкальная гостиная "А он, мятежный, просит бури..."

Автор: Башинская Татьяна Викторовна

Дата: 04.04.2015

Номер свидетельства: 196894


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства