Литературно-музыкальная гостиная "А он, мятежный, просит бури..."
Литературно-музыкальная гостиная "А он, мятежный, просит бури..."
Литературно-музыкальная гостиная была проведена к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.
Цель данного мероприятия - привлечь внимание, вызвать интерес к самой личности поэта, его творческому наследию, показать важные этапы жизни и творчества поэта, необычность и своеобразие его таланта, актуальность его творчества в наши дни.
В литературной гостиной приняли участие учащиеся 7 - 9 классв, изучающие творчество Лермонтова по школьной программе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная гостиная "А он, мятежный, просит бури..." »
Литературно-музыкальный вечер «А он, мятежный, просит бури…»
Собранье зол его стихия.
Несясь меж тёмных облаков,
Он любит бури роковые
И пену рек, и шум дубрав.
М.Ю. Лермонтов, «Мой демон»
1-й ведущий.
М.Ю. Лермонтов – поэт загадка. Прожив 27 лет, он оставил большое литературное наследие. В своё время Лермонтов многим был непонятен, ядовит в своих стихах. Это объяснялось уверенностью поэта в несовершенстве человеческого рода и мирового устройства. Отсюда противоречия, метания и страдания.
Чтец.
Моё грядущее в тумане,
Былое полно мук и зла,
Зачем не позже иль не ране
Меня природа создала?
2-й ведущий. В ночь со 2-го на 3-е октября 1814 года родился М.Ю. Лермонтов. Трагична личная судьба поэта. Мальчику не исполнилось и трёх лет, как умерла его мать. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева взяла на себя воспитание внука. Она боготворила внука, жила им одним.
Музыка П. И. Чайковского. 6 симфония.
1-й ведущий. В 1828 году Арсеньева определила внука в Благородный пансион при Московском университете, здесь ярко проявились его разносторонние дарования. Он в совершенстве овладел французским, английским, немецким языками. Много времени юноша отдавал искусству: рисовал, лепил, играл на фортепиано и на скрипке. Но любимым занятием было литературное творчество.
2-й ведущий. В 17 лет Лермонтовым написано удивительно автобиографическое стихотворение «Ангел». Ангел несёт живую душу, чтобы вселить её в земного человека, и поёт песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни, память о ней осталась. Человек живёт на земле, но земные песни не могут заменить ему позабытых небесных звуков. Душа человека томится, вспоминая о них.
Музыка. Шопен. Вальс-Музыка любви.
Чтец.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли. («Ангел»)
1-й ведущий. Но разве не точно также мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение «Ангел» - ключ к пониманию всей почти поэзии Лермонтова. В нём - изначальный родник, в который вольётся новый поток, новые строки, лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.
2-й ведущий. Для ранней лирики Лермонтова характерны мотивы одиночества, свободы, мятежа. «Если б умчаться в море, как парус одинокий! В огромное море – одной…ведь в море одной не страшно, ведь парус не боится бури, - я тоже!» (Ольга Берггольц)
Варламов. Романс «Парус»
Чтец читает «Парус»
1-й ведущий. Огромную роль в формировании Лермонтова сыграло увлечение творчеством Пушкина, Шиллера, Шекспира и в особенности бунтарской и мятежной поэзией Байрона. Увлечение Байроном было характерно для всей эпохи Лермонтова.
Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел.
Но поэт осознаёт своё особое предназначение.
Чтец читает стихотворение «Нет, я не Байрон…»
2-й ведущий. Лермонтов ищет свой идеал в жизни, в реальности, а не в мечтаниях. Таким идеалом для него становится Пушкин. Лермонтов не подражал Пушкину, а соизмерял себя с ним, творчески развивая пушкинские традиции в новых условиях.
Музыка.С. Прокофьев. Вальс «Война и мир».
1-й ведущий. Пушкин в своём творчестве отразил патриотический подъём и свободолюбие 10 – 20-х годов, Лермонтов выразил атмосферу глубокого отчаяния и всеобщего уныния, охвативших общество в 30-е годы. Выдающийся критик В.Г. Белинский так охарактеризовал лирические произведения Лермонтова: «…в них нет уже надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства».
Музыка резко обрывается.
2-й ведущий. 27 января около 5 часов пополудни на Чёрной речке состоялся поединок Пушкина с Дантесом. 29 января в 2 часа 45 минут умер Пушкин.
Чтец.
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!...к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужных хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
1-й ведущий. Лермонтов не был знаком с Пушкиным, но знал и высоко ценил его творчество. Печальное известие о кончине поэта потрясло Михаила Юрьевича. Он пишет стихотворение «Смерть поэта». Стихотворение было написано в полный голос, без оглядки на цензуру и без расчёта на публикацию.
2-й ведущий. В своём стихотворении Лермонтов выразил мысль о земном наказании, которое постигнет истинных виновников гибели поэта, водивших рукою наёмного убийцы – Дантеса, придворную знать.
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперёд.
1-й ведущий. Стихи «На смерть поэта» переписывались в десятках тысяч экземпляров в Москве, Петербурге, по всей России.
Кто-то по городской почте отправил стихотворение царю с надписью: «Воззвание к революции».
2-й ведущий. Когда стихи попали во дворец, Николай I сказал: «Приятные стихи, нечего сказать», - и добавил: «Мы поступим с Лермонтовым согласно закону». Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ в драгунский полк под пули горцев.
Чтец.
Прощай, немытая Россия, Быть может, за стеной Кавказа
Страна рабов, страна господ, Сокроюсь от твоих пашей,
И вы, мундиры голубые, От их всевидящего глаза,
И ты, им преданный народ. От их всеслышащих ушей.
1-й ведущий. Жизнь Лермонтова была тесно связана с Кавказом. Там он бывал в раннем детстве, там он написал многие произведения, там погиб на дуэли. Кавказ стал для поэта символом жизненных сил, красоты первозданной природы, свободы и воли. Здесь на Кавказе написана им в 1839 году романтическая поэма «Мцыри».
2-й ведущий. «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри, - это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности», - писал В.Г. Белинский.
1-й ведущий. В образе Мцыри поэт воплотил свой идеал. В умении героя бороться Лермонтов видит выход из тех противоречий, в которых оказалось его поколение.
Чтецы. Читаются отрывки из поэмы «Мцыри».
1-й ведущий. Летом и осенью 1840 года Лермонтов участвует в кровопролитных боях. Солдаты любили своего храброго поручика. А командование просило о награждении Лермонтова. Пришёл ответ из Петербурга: «Царь не изъявил монаршего соизволения на испрашиваемую награду».
Музыка. М.И. Глинка.Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
2-й ведущий. Лермонтова привлекают легенды горцев, их своеобразный быт, вольнолюбивый дух. Мрачные мысли поэта, его клокочущие силы протестанта ищут выход и выливаются в давно задуманную поэму «Демон». Эта поэма относится к самым загадочным и противоречивым произведения поэта. Над ней он работал в течение почти всей творческой жизни.
Чтец.
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда,
1-й ведущий. Белинский назвал Демона – царя свободы и познания образом революционным, но Лермонтову было близко именно разочарование Демона.
Чтец читает отрывок из поэмы «Демон».
2-й ведущий. Лермонтов жил единой жизнью с Родиной, народом. Он пишет глубоко народные произведения: «Песня… про купца Калашникова», «Бородино», «Родина», в которых выражает сыновнюю любовь к Отчизне и русскому народу.
Чтецы. Инсценированный отрывок из «Песни…про купца Калашникова», стихотворение «Родина»
1-й ведущий. Любовная лирика Лермонтова переплетается с мотивами судьбы, свободы и одиночества. Стихотворение «Молитва» 1837 года – шедевр любовной лирики поэта. В стихотворении дышит такая благовейная любовь, что его можно назвать гимном чистоте, нежности, душевной красоте. Стихотворение строится как монолог героя, молитва, но не о себе, это мольба о счастье любимой женщины, о её душе.
Чтец читает «Молитву» (1837 г.)
2-й ведущий. Спустя два года, в 1839 году, Лермонтов пишет стихотворение, которое опять называет «Молитвой». По словам современников, его он посвящает Марии Щербатовой. В этом стихотворении с удивительной психологической и поэтической проникновенностью передано состояние душевной просветлённости.
Чтец читает «Молитву» (1839 г.)
1-й ведущий. Тема поэта и поэзии – одна из центральных у Лермонтова. В понимании Лермонтова поэт – это человек, одарённый «высокой мыслью и душой», ни перед кем не склоняющий «гордого чела». Лермонтов сближает образы кинжала и поэта, выражая мысль о том, что поэзия подобна оружию. То миссия поэта приближена к библейскому пророку, вещавшему слова правды. Лермонтовский пророк – гонимый мученик, изгой, осмеянный и презираемый людьми.
Чтецы читают «Кинжал» и «Пророк».
2-й ведущий. Уже в ранней юности поэт мучительно размышлял над судьбой своих сверстников, обречённых на вынужденное бездействие. Плодом таких размышлений стал роман «Герой нашего времени». В этом романе решалась проблема: почему люди умные и энергичные не находят применения своим способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного поприща.
1-й ведущий. В стихотворении «Дума» даётся оценка современников Лермонтова.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
…………………………………..
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
2-й ведущий.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
1-й ведущий. В последние годы жизни у Лермонтова усиливаются настроения тоски и отчаяния, которые приходят на смену пылу страстей и боренью дум. Появляются стихи, полные душевного надлома: «И скучно, и грустно…», «Благодарность», «Выхожу один я на дорогу…»
2-й ведущий. Торжественная и чудная красота мира и внутренняя дисгармония: «Что же мне так больно и так трудно?» А заканчивается стихотворение прославлением жизни!
Чтецы читают «И скучно, и грустно…», «Выхожу один я на дорогу…».
Музыка. Бетховен .Лунная соната.
1-й ведущий. Из письма А. Булгакова Петру Вяземскому:
«Не знаю, известно ли уже у вас о смерти Лермонтова. Он убит на дуэли. Сообщу тебе подробности. Судьба предоставила Лермонтову первый выстрел. Он объявил Мартынову, что не имел в виду его оскорбить, что всё была одна шутка… Но, что ежели он не так это принимает, то он …при всех тотчас готов просить у него прощения, но ответ был: Стреляй! – Я буду стрелять, но только не в тебя, - сказал Лермонтов и выстрелил в воздух… Мартынов подошёл к самому Лермонтову, выстрелил ему прямо в сердце. Смерть была скоропостижна, как выстрел».
2-й ведущий. Пётр Вяземский Булгакову: «В нашу поэзию стреляют удачнее, нежели в короля Луи-Филиппа. Второй раз не дают промаха… На Пушкина целила, по крайней мере, французская рука, а русской руке грешно было целить в Лермонтова».
Музыка. Варламов. Романс «Горные вершины».
Чтец.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать…
Чтец.
…отчего не понял свет
Великого, и как он не нашёл
Себе друзей, и как любви привет
К нему надежду снова не привёл?
Он был её достоин. (М. Лермонтов)
Чтец.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство. (Б. Пастернак)
1-й ведущий. Многие поколения писателей учились, учатся и будут учиться у Лермонтова «глубине мыслей, неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности». (В.Г. Белинский)