kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиная "Женщинами славится Россия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Введение. Вступительное слово учителя (тема, цели, комментарий эпиграфов).

2. Выступление учащихся (чтение стихотворений).

3. Просмотр отрывков фильмов, где исполнялись песни на стихи  поэтессы. 

4. Заключительное слово учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "Женщинами славится Россия"»

Литературная гостиная

« Женщинами славится Россия»

(Марине Цветаевой посвящается....)

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Ольга Алексеевна Новикова

Цели мероприятия:

  • детально познакомить учащихся с биографией М.Цветаевой;

  • рассказать об основных темах и мотивах её лирики;

  • помочь разобраться в особенностях поэтического текста;

  • прививать ученикам глубокое уважение к истории и культуре своей страны.

Участники – старшеклассники, учителя.

Оформление кабинета: экран, портрет поэтессы, эпиграф на доске, выставка книг, кисти рябины в вазе. Парты расставлены по кругу.


Эпиграфы на доске:


«Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась».


«Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!).

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд».

На экране видео (исполнение песен на слова Цветаевой).

План

1.Введение. Вступительное слово учителя (тема, цели, комментарий эпиграфов).

2. Выступление учащихся (чтение стихотворений).

3. Просмотр отрывков фильмов, где исполнялись песни на стихи поэтессы.

4. Заключительное слово учителя.

Учитель: Конечно, время Марины Цветаевой настало давно, а эти строки написала с большой уверенностью она ещё совсем юной и никому не известной. Прошли годы нелёгкой жизни, и уверенность обернулась полным неверием: «Мне в современности и в будущем - места нет!» Это её добросовестное заблуждение.

Время показало то, что Цветаева – это имя Серебряного века!

(Видео - стихи)

Ученики рассказывают: Марина Цветаева родилась в Москве в 26 сентября 1892 году. Она принадлежит к трудовой научно- художественной интеллигенции. Страсть к стихам у неё – от матери, страсть к работе и природе - от обоих родителей. К семи годам она знала русский, немецкий и французский языки.

(Ученица читает наизусть «В пятнадцать лет»).

Отец её – сын бедного сельского попа, уроженец села Талицы Владимирской губернии. Рос в такой бедности, что до 20 лет сапог в глаза не видел. Трудом и талантом Иван Владимирович Цветаев пробил себе дорогу в жизни, стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета и директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Музей имени Пушкина, у подъезда которого прибита мемориальная доска в честь И.В.Цветаева).

Мать—из польско-немецкой семьи, натура художественно одаренная, музыкантша. По словам дочери, мать успела оказать на неё «главенствующее влияние». ( После смерти матери от чахотки в 1906 году осталась на попечении отца с сестрой Анастасией).

Детство и юность Марины Цветаевой прошли в Москве и в тихой калужской Тарусе, иногда за границей (Италия, Швейцария, Германия, Франция).

Она много училась, начала писать стихи с шести лет (не только по-русски, но по-французски и по-немецки), печататься с 16 лет.

В 1910 году, тайком от семьи, выпустила первый объёмный сборник стихов - «Вечерний альбом». Его заметили и одобрили В.Брюсов, Н.Гумилёв М. Волошин.

В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.

(Стихи ученики читают по кругу)

В 19181919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».

Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного роста Цветаевой. С писательской средой прочных связей не было. Недолго дружила с Осипом Мандельштамом, встречалась с В.Маяковским, дружила с Бальмонтом, ценила Есенина. Блока видела дважды, но подойти не решилась. В литературном мире Цветаева держалась особняком.

(Стихи ученики читают по кругу)

Октябрьской революции не поняла и не приняла.

В мае 1922 года советская власть разрешила Марине Цветаевой с дочерью уехать за границу - к мужу, который был белым офицером, пережил разгром Деникина и Врангеля, а к тому времени стал пражским студентом.

За рубежом Цветаева жила сперва в Берлине, потом 3 года в Праге. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.

Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. В столицах жить было не по средствам, приходилось селиться в пригородах. Однажды Цветаева живописала обстановку, в которой жила и творила:

« Крохотная горная деревенька, живём в последнем доме её, в простой избе. Действующие лица жизни: колодец – часовней, куда чаще всего по ночам или ранним утром бегаю за водой – цепной пёс – скрипящая калитка. За нами сразу - лес. Справа - высокий гребень скалы. Деревня вся в ручьях». ( Ст. «Ручьи»).

«Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода».

(Из воспоминаний Марины Цветаевой).

В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком. Поначалу белая эмиграция приняла Цветаеву как свою, её охотно печатали. Но вскоре всё изменилось. Муж Цветаевой, Сергей Яковлевич Эфрон, прошедший с белой армией её сложный путь, рассказал правду о «белом движении», и она не могла не признать этой суровой правды. Она пыталась сохранять некоторое подобие независимости: «Ни к какому поэтическому или политическому направлению не принадлежала и не принадлежу». Её печатают всё меньше, но Цветаева была твёрдо убеждена, что её читатель остался в России.

(«Ответ на анкету» читает ученик)

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…» Поэзия Цветаевой была монументальной, мужественной и трагической. Мелководье эмигрантской литературы было ей по ступню. Она думала и писала только о большом – о жизни и смерти, о Пушкине и Гёте…

(Стихи читают ученики)

В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.

(Стихи из цикла читает ученица)

В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком…»). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

Возвращение в СССР (1939—1941).В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон.

16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке (по другим данным — в Орловском централе). Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.

Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. 8 августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; 18 августа прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.

Самоубийство и тайна могилы

31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.
Записка сыну:

Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.

Записка Асеевым:

Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!

Записка «эвакуированным»:

Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы — страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом — сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте.

Не похороните живой! Хорошенько проверьте.

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.

Хотя отпевание самоубийц в русском православии запрещено, в 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Марины Цветаевой. Основанием послужило прошение к патриарху группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона Андрея Кураева.

Отпевание состоялось в день пятидесятилетия кончины Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.

Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие. Позднее, будучи уже в возрасте за 90, Анастасия Цветаева стала утверждать, что могила находится на точном месте захоронения сестры и все сомнения являются всего лишь домыслами. С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия, обрамлённое плиткой и висячими цепями, по решению Союза писателей Татарстана именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой». В экспозиции Мемориального комплекса М. И. Цветаевой в Елабуге демонстрируется также карта мемориального участка Петропавловского кладбища с указанием двух «версионных» могил Цветаевой.В связи с тем, что ни дочь Ариадна, ни сын Георгий не имели детей, прямых потомков у Марины Цветаевой нет.

Учитель: Марина Цветаева – большой поэт, и вклад её в культуру русского стиха 20 века значителен. Её стихи на поверхностный взгляд могут показаться косноязычными, но это «высокое косноязычье», свойственно большим поэтам, от Гёте до Маяковского…Для нас, читателей и любителей русской литературы, имя Марины Цветаевой значит многое. Каждый нашёл для себя свою Цветаеву.(Чтение учениками любимых стихотворений М.Цветаевой. Просмотр отрывков фильмов, где исполнялись песни на стихи поэтессы).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературная гостиная "Женщинами славится Россия"

Автор: Новикова Ольга Алексеевна

Дата: 13.11.2016

Номер свидетельства: 358632

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "классный час "Год культуры - история Кубани в лицах" "
    ["seo_title"] => string(52) "klassnyi-chas-god-kul-tury-istoriia-kubani-v-litsakh"
    ["file_id"] => string(6) "222535"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436432728"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Час-реквием "Афганистан" "
    ["seo_title"] => string(26) "chas-riekviiem-afghanistan"
    ["file_id"] => string(6) "117821"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412930854"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства