Любовь и дружба - радостные, волнующие, возвышающие душу чувства, и этим они глубоко родственны между собой. Когда человек испытывает чувство большой, бескорыстной дружбы или большой, настоящей любви, то весь мир, все окружающее кажется ему лучше, светлее, прекраснее. И в самом человеке эти чувства пробуждают все самое лучшее, благородное.
Любовь и дружба, как высокие, идеальные чувства, воспевались многими поэтами во все века и времена, начиная с лириков античности. Однако у Пушкина эти чувства получили совершенно новое освещение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературная композиция: "Всё волновало нежный ум..." »
«Все волновало нежный ум...!»
Дружба и любовь, два великих чувства, Которые совершенно изменяют человека.
Иоганн Рихтер
Зав. библиотекой:
Любовь и дружба - радостные, волнующие, возвышающие душу чувства, и этим они глубоко родственны между собой. Когда человек испытывает чувство большой, бескорыстной дружбы или большой, настоящей любви, то весь мир, все окружающее кажется ему лучше, светлее, прекраснее. И в самом человеке эти чувства пробуждают все самое лучшее, благородное.
Любовь и дружба, как высокие, идеальные чувства, воспевались многими поэтами во все века и времена, начиная с лириков античности. Однако у Пушкина эти чувства получили совершенно новое освещение.
{звучит «Пушкинский вальс») Ведущий:
Пушкин Александр Сергеевич! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые шышали его в раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяли со слов бабушки и мамы: «Зетер по морю гуляет и кораблик подгоняет...»
В школьные годы приходит мир пушкинских сказок:
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей...
Ведущий:
Есть какая-то тайна в поэзии Пушкина. Может быть, за ясным и глубоким смыслом таится еще что-то большее, пока еще не открытое. Но именно этой тайной и манит поэзия, в том и есть ее чудо.
Любовь и дружба, по мнению Пушкина, свободные чувства, человек свободен в своем выборе и счастлив этим.
Любовь и дружба - священные чувства для Пушкина, состояние души поэта, из эх; х чувств он черпает вдохновение, из них рождается творчество поэта. Ведущий:
Первая любовь... она пришла к 16-летнему лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньки Бакуниной, 20-летней фрейлины императрицы. Она была стройна, грациозна, с живыми темными глазами, правильными чертами лица. Любила и умела танцевать, недаром часто избиралась царицей бала. Ведущий:
«Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи». Влюбленный лицеист скрывал от товарищей свою чистую, платоническую любовь и, лишь оставшись один «в лицейской келье», давал волю чувствам на страницах дневника.
На протяжении всего 1816 года Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной свое поэтическое вдохновение, весь пыл своего сердца. Двадцать два стихотворения с «бакунинским мс ивом» - своего рода энциклопедия юной любви.
Наверное под впечатлением свидания, отмеченного душевной взаимностью, родилось это стихотворение. Ведущий:
Здесь ею счастлив был я раз, В восторге сладостном погас. И время самое для нас Остановилось на минуту! Ведущий:
С нежностью вспоминал поэт о «милой Бакуниной» и многие годы спустя.
Ведущий:
В те дни... в те дни, когда впервые Заметил я черты живые Прелестной девы и любовь Младую взволновала кровь, И я, тоскуя безнадежно, Томясь обманов пылких снов, Везде искал ее следов, Об ней задумывался нежно, Весь день минутной встречи ждал И счастье тайных мук узнал. Ведущий:
Лицей окончен. Друзья расстаются трогательно и душевно. В альбоме Ивану Пущину поэт вписывает прощальные стихи об их первой любви к Бакуниной: .. .Что было и не будет вновь... И с тихими тоски слезами Ты вспомни первую любовь. Мой друг, она прошла... Ведущий:
Вырвавшись в Петербург из царскосельской «кельи», юный поэт стал театралом, подобно своему герою Онегину, театралом. «Под сенью кулис» Пушкин был очарован знаменитой актрисой романтического театра - балета Авдотьей Истоминой. Это увлечение нашло отзвук в его стихах. Ведущий:
Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой, касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит как пух, из уст Эола; То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет. Ведущий:
Пушкинский гимн Истоминой, как называли эти строки поклонники яркого дарования балерины, широко распространился среди петербургской публики. Ведущий:
В 1819 году в Петербурге 20-летний Пушкин встретился с 19-летней Анной Керн, в то время женой 52-летнего генерала Керна. Она произвела на юного поэта большое впечатление. Ведущий:
Я думал: сердце позабыло Способность легкую страдать, Я говорил: тому, что было, Уж не бывать, уж не бывать! Прошли восторги, и печали, И легковерные мечты...! Как сладостно!., но, боги, как опасно Тебе внимать, твой видеть милый взор!.. Забуду ли улыбку, взор прекрасный И огненный, волшебный разговор! Волшебница, зачем тебя я видел - Узнав тебя, блаженство я познал - И счастие мое возненавидел.
Ведущий:
Затем начались годы ссылки - сперва на юг, потом в Михайловское. И лишь спустя шесть лет он вновь увидел ее в Тригорском, у своих знакомых Осиповых. Так появилось стихотворение «Я помню чудное мгновенье...». В нем он доверительно рассказывает о своих чувствах к Анне Петровне Керн, хотя, вероятно Пушкин и не хочет, чтобы эти стихи воспринимались биографически приземлено. Эти стихи о святыне любви и ее роли в судьбе человека. Ведь обращены они к «гению чистой красоты» - образу высокому небесному. Ведущий:
Что касается бессмертного стихотворения «Я помню чудное мгновенье», то Керн передала его Михаилу Ивановичу Глинке, очарованному дочерью Анны Петровны, который написал романс - восторженный, «сладостный гимн любви», ставший так же бессмертным, как и имя той, кому стихи были посвящены. Музыка М. И. Глинки еще сильнее оттенила пленительность этого стихотворения, выделяющегося особенной глубиной чувства, чудесной гармонией стиха. В нем заключено и волнение страсти, целомудренное восхищение, и горькое раздумье, и радость творческого вдохновения поэта.
(романс «Я помню чудное мгновенье) Ведущий:
В отличии от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность - любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным, но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, безуханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Ведущий:
Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя:
Где цвел? Когда? Какой весною? И долго ль цвел? И сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И полажен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли Как сей неведомый цветок? Ведущий:
Любовь для Пушкина-лирика - предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». Стихи Пушкина - вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим психологическую правду любовных переживаний, философские представления поэта о Женщине, как об источнике красоты, гармонии. Ведущий:
Вы избалованы природой; Она пристрастна к вам была, И наша вечная хвала Вам кажется докучной одой. Вы сами знаете давно, Что вас любить немудрено, Что нежным взором вы Армида, Что легким станом вы Сильфида,
Что ваши алые уста Как гармоническая роза... И наши рифмы, наша проза Пред вами шум и суета. Но красоты воспоминанье Нам сердце трогает тайком - И строк небрежных начертанье Вношу смиренно в ваш альбом. Авось на память поневоле Придет вам тот, кто вас певал В те дни, как Пресненское поле Еще забор не заграждал...
Ведущий:
Зимой 1826 года Пушкин тепло был принят в просвещенной семье президента Академии художеств и директора публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина, где царила живая и обаятельная Аннет.
По свидетельству современников, Анна Алексеевна в то время была назначена фрейлиной к императрицам; при дворе считалась одной из выдающихся красавиц, выделялась, кроме того, блистательным и игривым умом и особенно любовью ко всему изящному. Пушкин увлекся ею бурно и мучительно, о чем свидетельствуют прекрасные стихи: «Ты и вы», «Не пой красавица при мне...», «Ее глаза» и др.
(звучит романс «Не пой красавица при мне») Ведущий:
О любви к Аннет свидетельствуют и рисунки ее профиля на полях рукописи поэмы «Полтава» и надписи «А. О. Аннет Оленина» и даже «Аннет Пушкиной» недвусмысленно свидетельствующие о желании Пушкина связать с ней свою судьбу. Но предложение поэта было отклонено матерью невесты. Сыграли свою роль и равнодушие самолюбивой, избалованной девушки, и репутация Пушкина как политического ссыльного или политически неблагонадежного человека, и, наконец, мнение семьи Олениных: «Он был вертопрах, не имел никакого положения в обществе и не был богат».
Ведущий:
Прощание с уходящей любовью нашло отражение в знаменитой элегии «Я вас любил...», выделяющейся высотой нравственного чувства, взлетом его души, его любви, стоящей на грани самоотречения. В стихотворении выражено удивительное по чистоте и подлинной человечности чувство. Неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить ее своими признаниями, жел: г, чтобы любовь к ней ее будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь по та. (звучитроманс «Явас любил...»)
Ведущий:
В лирике Пушкина оживают его «любви пленительные сны». Это стихи-воспомш ания, в которых поэт чутко прислушивается к себе, стремится выразить в слове психологическую уникальность и в то же время сходство своих любовных переживаний. В стихотвореп «Я вас любил...»много психологических деталей. Пик чувства пройден, поэта не мучает олезнь» любви. Он пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсе . В его душе оживает любовь-воспоминание. Это была любовь невысказанная, «безмолвная», не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью. В стихотворении нет ни упреков, ни Зид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную» и безответную л ювь. К женщине он относится бережно и с теплотой: разлюбив ее, он верит в то, что она ві г, будет любима.
Ведущий:
Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Ведущий:
Черты любимых женщин Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминал: и снов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогий. Только так по может передать свои впечатления о возлюбленных. С особой силой в своих стихотворениях подчеркивает поэт мысль о том, что вместе с женщиной появляются и «божество, и вдо: ювенье, и жизнь, и слезы, и любовь», которые уходят, когда женщина исчезает из памяти, из сно; юэта. Ведущий:
Нет, нет, не должен я, не смею, не могу Волнениям любви безумно предаваться; Спокойствие мое я строго берегу И сердцу не даю пылать и забываться; Нет, полно мне любить; но почему ж порой Не погружуся я в минутное мечтанье, Когда нечаянно пройдет предо мной Младое, чистое, небесное созданье, Пройдет и скроется?., ужель не можно мне, Любуясь девою в печальном сладострастье, Глазами следовать за ней и в тишине Благословлять ее на радость и на счастье, И сердцем ей желать все блага жизни сей, Веселый мир души, беспечные досуги, Все - даже счастие того, кто избран ей, Кто милой деве даст название супруги. Ведущий:
Любовь, «замыкая» перечисление того, что, заставляет душу поэта «пробудитьс; как бы увенчивает все, из чего состоит жизнь. Именно любовь способна дать человек) высшее наслаждение. Любовь - символ духовного возрождения. Даже сама надежда на «г; зднюю» любовь, может быть только на ее «прощальную», способна примирить поэта с мрачной гороной жизни. Надежда на то, что новая любовь впереди, самая высокая и светлая надежда Пуи на. Ведущий:
Ты богоматерь, нет сомненья, Не та, которая красой Пленила только дух святой, Мила ты всем без исключенья; Не та, которая Христа родила. Есть Бог другой земного круга - Ему послушна красота, Он Бог Парни, Тибулла, Мура, Им мучусь, им утешен я. Он весь в тебя - ты мать Амура, Ты Богородица моя! Ведущий:
В любви поэт находит источник новых ярких переживаний, она - искра, зажигают сердце, которое не может не любить. Вечна сама потребность любить, любовь возникает в сер. ,де поэта как эхо женской красоты и гармонии. Даже чужая, неведомая любовь способна напол;: ь душу поэта «мечтою странной», воскресив целый рой воспоминаний о своей и чужой мо;. дости, о красоте и счастье.
Ведущий:
630 раз в прозе и письмах поэта встречаются слова «любовь», «любить», «лк оимый», влюбиться».
Как легко и быстро окружающие находили в поэте легкомысленного ветреника, пылкого волокиту, искателя наслаждений. И вдруг строчки - лучшие из лучших: Ведущий:
Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть, на мой закат печальный, Блеснет любовь улыбкою печальной.
Ведущий:
От плена изящной Олениной поэта избавила юная 16-летняя Наталья Николаевна Г чарова, поразившая Пушкина царственной, гармоничной и одухотворенной красотой. Она толью недавно начала выезжать, но о ней уже говорили в свете, называли ее одной из первых м овских красавиц.
«Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное пре;. увствие томило и волновало душу. Вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я уві ,ол ее в прозрачном облаке воланов и кружев в толпе молодых поклонников, в с сужении многочисленной родни и знакомых. Я шагнул навстречу своей судьбе»
Очарованный поэт вскоре сделал ей предложение и получил неопределенны; ответ - полуотказ, полусогласие. Но он не отступил: слишком сильна была его влюбленность .,іечта о счастье с этой девочкой, такой не похожей на него, такой спокойной, нежной, умироті хющей, кружила ему голову. Около двух лет тянулась история пушкинского сватовства. Ведущий:
«Я счастлив был!., нет, я вчера не был счастлив. Поутру я мучился ожи, нем, с неописуемым волнением под окошком смотрел на снежную дорогу - ее не было вид* ! Вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице - сладкая минута! Как она мила была! Как чері платье пристало к милому стану! Но я не видел ее с 18 часов - ах, какое положение, какая мука о я был счастлив 5 минут!» Ведущий:
И вот, наконец, в апреле 1830 года согласие было получено. «Участь моя г ена. Я женюсь... Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали пк . мои, с которой встреча казалась мне блаженством - Боже мой - она...почти моя... Я гото чвоить жизнь и без того неполную. Я никогда не хлопотал о счастье, я мог обойтись без него. Т ,зь мне нужно на двоих, а где мне взять его?» так писал Пушкин 1830 года, сразу после помолвг С этого времени Пушкин постоянно возвращается к мысли о возможности счастья для него, бі і -много, гонимого поэта с зыбким и туманным будущим...» ( Тихо звучит музыка «Пушкинский вальс) Ведущий:
Увы! Язык любви болтливый, Язык неполный и простой, Своею прозой нерадивой Тебе докучен, ангел мой. Но сладок уху милой девы Честолюбивый Аполлон. Ей милы мерные напевы, Ей сладок рифмы гордый звон. Тебя страшит любви признанье, Письмо любви ты разорвешь, Но стихотворное посланье С улыбкой нежною прочтешь. Благословен же будь отныне Судьбою вверенный мне дар. Доселе в жизненной пустыне, Во мне питая сердца жар,
Мне навлекал одно гоненье, Иль лицемерную хулу, Иль клевету, иль заточенье, И редко хладную хвалу. Ведущий:
С тех пор, как Пушкин повстречал Натали, для него не было ничего прекраснее и ; Он понял, что это прелестное создание составит его счастье. Тогда-то и открыло Пушкина большой любви. Он встретил женщину, самобытная личность которой полностью пленили его,
Всем прежним увлечениям противостояла «могучая страсть»: не романтическі «вечная любовь», но подлинно высокое, живое, исполненное горечи, страдания і чувство.
Ведущий: ...Душа моя
Хранит ли образ незабвенный? Любви блаженство знал ли я?
Тоскою ль долгой изнуренный, таил я слезы в тишине? Где та была, которой очи, Как небо улыбались мне? Вся жизнь, одна ли, две ли ночи? С кем поделюсь я вдохновеньем? Одна была.. .пред ней одной Дышал я дивным упоеньем Любви поэзии святой.
Там, там - где тень, где лист чудесный, Где льются вечные струи -
Я находил язык небесный, сгорая жаждою любви...
Она одна бы разумела Стихи неясные мои, Одна бы в сердце пламенела Лампадой чистою любви!
Ведущий:
Свадьба беспрестанно откладывалась. Пушкин настаивал, чтобы поскорее их обве ли. Но Наталья Ивановна напрямик ему объявила, что у нее нет денег. Тогда Пушкин заложі іменье, привез денег и просил шить приданное.
Свадьба прошла торжественно. Наталья Николаевна перестала быть отдаленной л :расной мечтой. Он стал относиться к ней менее возвышенно и еще больше полюбил. «І. сенат и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось», - пишет пс своему другу Плетневу вскоре после свадьбы. Ведущий:
оже ее. сердце ее ум
шжная ;расоты
Какой заботливостью, сдержанной нежностью, восхищением дышат его письма жене и детям:
сльзя на
«Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу» «Не можешь вообразить, какая тоска без тебя!»
«Что с вами? Здорова ли ты? Здоровы ли дети? Сердце замирает, как подумаешь!» «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить свете - а душу твою я люблю еще более твоего лица».
Ведущий:
Свобода, творчество, любовь - это те константы нравственного мира человека, бе огорых нет истинной личности. Любовные стихи Пушкина с потрясающей поэтически-испо альной силой открыли личность поэта, запечатлели его духовное богатство, которое он так с одно и щедро отдавал людям - и близким современникам, и дальним потомкам. Ведущий:
Поэзия Пушкина - это неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит «жив водой» всех, кто прикасается к нему.
Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого, благородного с*. . да, она дарит нам «неизъяснимые наслажденья», воспитывает в нас «чувства добрые», учит эить и понимать «гений чистой красоты».
Стихи Пушкина - это и живопись, и музыка. Они сопровождают нас с самог раннего детства. И каждый раз, возвращаясь к ним, находишь в них нечто новое. Ведущий:
И Пушкинским стихам
Звучать на свете белом,
Покуда в нас самих,
Как радостная весть,
Живут наперекор
Случающимся бедам
Надежда и любовь,
Достоинство и честь
И если можно жить с оглядкою, иначе,
Заботясь лишь о том, чтоб дать душе покой,
Скажите, отчего украдкою мы плачем
Над Пушкинской строкой
Над Пушкинской строкой?
Зав. библиотекой:
Сегодня, вместе со стихами А. С. Пушкина мы прикоснулись к великой тайне - к овной лирике. О любви написано огромное количество стихотворений, потому что любовь - ворец доброго, возвышенного, светлого. Пусть ваша жизнь будет наполнена любовью, ведь (звучит Пушкинский вальс)