kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная игра "Умники и умницы" (по биографии и творчеству А.С. Пушкина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная литературная игра составлена по принципу известного телепроекта "Умники и умницы" и предназначена для учащихся 9-х классов. Цель - обобщить, систематизировать и проверить знания учеников по творчеству поэта. Игра содержит вопросы, касающиеся как биографии А.С. Пушкина, так и литературной деятельности поэта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра "Умники и умницы" (по биографии и творчеству А.С. Пушкина)»

Литературная игра "Умники и умницы" (по биографии и творчеству А.С. Пушкина) для учащихся 9-х классов.

________________________________________

Цели:

- обучающая: вспомнить основные биографические сведения из жизни А.С.Пушкина, а также литературные произведения, написанные им;

- развивающая: систематизация, обобщение и углубление учебного материала по данной теме; развитие творческих способностей учащихся;

- воспитательная: воспитание уважения к культурному наследию нашей страны.


Форма работы: групповая .


В игре участвуют команды разных классов. Количество участников в каждой команде – четыре-пять человек. В игре три отборочных тура и финал, в котором выявляются победители. Перед каждым туром всем командам дается творческое задание, по результатам выполнения которого распределяются дорожки: красная, желтая и зеленая. На красной дорожке команде задается два вопроса, но команда не может ответить неверно, в этом случае она выбывает из игры. На желтой дорожке команда может ответить на три вопроса, причем один раз неправильно. На зеленой дорожке команда имеет возможность дважды дать неверный ответ, а количество заданных вопросов равно четырём. Побеждает команда, дважды ответившая правильно и сделавшая это первой. В финал выходят две команды, набравшие наибольшее количество баллов. В финале командам предлагается ответить на две группы вопросов, победитель определяется суммарным подсчётом баллов за всю игру.

Ответы на вопросы оценивает ареопаг, состоящий из учителей русского языка и, возможно, учащихся. Зрители тоже участвуют в игре: если команды затрудняются с ответами, то любой зритель может дать ответ на вопрос, за что получает “Орден Умника”. Зритель, набравший к концу игры набольшее количество “орденов”, получает приз, как и команда, ставшая победителем.


Ход игры.

Вступительное слово ведущего.

Александр Сергеевич Пушкин… Гордость русской поэзии…Олицетворение всего национального, самобытного и примечательного, что есть у нашего народа… Нет ни одного русского человека, да и, пожалуй, не только русского, кто не слышал бы этого имени. Поэт А.Т.Твардовский писал о Пушкине: “Он входит в нашу жизнь в самом её начале и не покидает нас до конца”. И это, действительно, так. Человек любого возраста найдёт в безграничном творчестве поэта что-то своё. Мы были ещё маленькими детьми, а наши мамы читали нам удивительные сказки Пушкина. Растём мы, и к нам приходит другой Пушкин: “Руслан и Людмила”, “Капитанская дочка”, “Пиковая дама”, чарующие стихи и роман “Евгений Онегин”, прочитав который однажды, ты уже никогда не забудешь его. Да, у каждого свой Пушкин.

Так давайте снова окунёмся в творчество этого незабвенного поэта и порадуем себя и присутствующих блестящей игрой и прекрасными ответами.


Первый тур.

Творческое задание. Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина.

Вопросы первого тура.

Для умников на красной дорожке:

1. Как звали родителей А.С.Пушкина? (Сергей Львович Пушкин, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал)

2. Январь 1815 г., в Лицее экзамен. Очередь доходит до Пушкина. Какое стихотворение читал Пушкин? (“Воспоминания в Царском Селе”)

Для умников на желтой дорожке:

1. Когда и где родился Пушкин? (6 июня 1799 г., в Москве)

2. Кто слушал Пушкина на экзамене в Лицее в январе 1815 года? (Г.Р.Державин)

3. К какому произведению эпиграфом была взята пословица: “Береги честь смолоду”? (К повести “Капитанская дочка”)

Для умников на зеленой дорожке:

1. Кому посвящено стихотворение “Я помню чудное мгновенье…”? (А.П.Керн)

2. В каком году был открыт Царскосельский Лицей? Каким царем? Кого туда направляли учиться? (19 октября 1811 года Александром I. Учились мальчики из дворянских семей).

3.Кто посвятил Пушкину эти строки: “Победителю ученику от побежденного учителя”? (В.А.Жуковский)

4.Какие повести были включены в книгу “Повести Белкина”? (“Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”, “Метель”, “Выстрел”, “Гробовщик”)


Второй тур.

Творческое задание. Какие предметы изучали лицеисты? (Математика, словесность и риторика, история, география, языки: русский, латинский, немецкий, французский, танцы, плавание, фехтование, верховая езда)

Вопросы второго тура.

Для умников на красной дорожке:

1. Кто из друзей Пушкина первым навестил ссыльного поэта в Михайловском? (Иван Иванович Пущин)

2. С кем, когда и где состоялась дуэль А.С.Пушкина, в результате которой поэт был смертельно ранен? (С Дантесом 27 января (6 февраля)1837 г. на Черной речке)

Для умников на желтой дорожке:

1. Перечислите “Маленькие трагедии” Пушкина. (“Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Пир во время чумы”, “Каменный гость”)

2. К какому царю Пушкин относился с большим уважением? Назовите хотя бы два произведения о нем. (Петр I. “Медный всадник”, “Полтава”)

3. В 1825 г. было восстание декабристов. Пушкин не принимал в нём участия, почему? (Он был в это время в ссылке в Михайловском)

Для умников на зеленой дорожке:

1. Какое прозвище было у А.Пушкина в Лицее? (Француз)

2. В Лицее стало традицией в каждом выпуске выбирать своего Пушкина. В тринадцатом по счету выпуске это звание присвоили лицеисту, который стал потом известным писателем-сатириком, писавшим под псевдонимом. Назовите имя этого писателя. (М.Е.Салтыков -Щедрин)

3. Как звали няню поэта? Назовите её фамилию, имя, отчество. (Яковлева Арина Родионовна)

4. Назовите все сказки Пушкина (всего их 6). (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о золотой рыбке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о медведихе”, “Сказка о царе Салтане”)


Третий тур.

Творческое задание. Прибыв из ссылки из Михайловского в 1826 г., Пушкин сразу предстал перед Николаем I и на вопрос царя, принял бы он участие в восстании декабристов, прямо ответил: “Непременно, государь! Все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем!”. Изобразите эту сцену.

Вопросы третьего тура.

Для умников на красной дорожке:

1. Где похоронен А.С.Пушкин? (В Псковской области, у восточной стены Святогорского монастыря)

2. Назовите хотя бы четырёх лицеистов, с которыми учился Пушкин. (Пущин, Кюхельбекер, Горчаков, Дельвиг, Вольховский, Мартынов, Данзас, Матюшкин, Корф, Броглио)

Для умников на желтой дорожке:

1. Какое произведение начинается прологом “У лукоморья дуб зелёный…” (Поэма “Руслан и Людмила”)

2. Кто был секундантом Пушкина на дуэли? (Данзас)

3. Назовите географические названия, связанные с именем А.С. Пушкина. (Болдино, Москва, Петербург, Михайловское, Царское Село, Одесса, Молдавия, Тригорское, Кавказ, Оренбургская губерния)

Для умников на зеленой дорожке:

1. Первое прозаическое произведение А.Пушкина называлось “Арап Петра Великого”. О ком писал Пушкин и как связан этот человек с поэтом? (Дед Ибрагим Ганнибал)

2. Как звали жену А.Пушкина? (Наталья Николаевна Гончарова)

3. Какое природное явление легло в основу одной из повестей Пушкина? (Метель)

4. Где находится город Пушкин? Как он назывался? (Ленинградская область, ранее назывался Царское Село)


Финал.

Вопросы финала.

1. Угадай произведение.

Командам предлагается узнать произведение поэта. За каждое узнанное произведение команды получают по 1 баллу.

1. “Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!” (“К Чаадаеву”)

2. “Веленью божию, о муза, будь послушна…” (“Я памятник себе воздвиг…”)

3. “Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…” (“Зимнее утро”)

4. “Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он…” (“Пророк”)

5. “Вдруг лоно волн измял с налёту вихорь шумный…” (“Арион”)

6. «И я не гений? Гений и злодейство // Две вещи несовместные.» («Моцарт и Сальери»)

2. Угадай героя.

Командам предлагается узнать героя по его описанию, а также назвать произведение, героем которого он является. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Кто из героев:

• наряжалась в крестьянское платье, когда шла на свидание? (Лиза; повесть “Барышня-крестьянка”)

• делал змея из географической карты? (Петруша Гринёв; “Капитанская дочка”)

• перед венчанием заблудился в поле? (Владимир; “Метель”)

• “всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела”? (Ольга; “Евгений Онегин”)

• “лет 40 с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил”? (Дядя Онегина)

• “острижен по последней моде, как денди лондонский одет”? (Евгений Онегин)

• “дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива”? (Татьяна Ларина; “Евгений Онегин”)

• “красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт” (Владимир Ленский; “Евгений Онегин”)

• “родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы…”? (Евгений Онегин)

• « Над возмущенною Невою

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне» (Петр I «Медный всадник»)

Заключительное слово ведущего

На этом наша игра закончена. Я надеюсь, что она дала вам возможность вновь окунуться в творчество этого удивительного поэта А.С. Пушкина, которому в этом году исполняется 212 лет. Творчество Пушкина с детства внушает нам благородные чувства. Критик В.Г.Белинский писал, что, читая Пушкина, “можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей…” Белинский раскрыл секрет этого благотворного влияния: “Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью, показывает её в её естественной, истинной красоте…”

Далее слово предоставляется жюри для подведения итогов игры.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературная игра "Умники и умницы" (по биографии и творчеству А.С. Пушкина)

Автор: Нетовканная Наталья Юрьевна

Дата: 01.04.2016

Номер свидетельства: 313744


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства