kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная игра "Морской бой" по рассказу Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная  игра «Морской бой» по рассказу Ф. Искандера  «Тринадцатый подвиг Геракла».

Описание игры. Игру можно провести как со всем классом, так и между двумя-тремя командами. Цель игры – ответив на вопросы верно, открыть нужный квадрат, чтобы «подбить  корабль». Заранее готовится игровое поле  и вопросы, по трудности соответствующие баллу. Игроки самостоятельно выбирают вопрос и называют его код (3В). В случае правильного ответа количество баллов поступает на счёт команды и открывается расположение «корабля». Побеждает команда, набравшая большее количество баллов и «подбившая» большее количество  «кораблей».

Ход игры.

Учитель.  Истинный писатель несёт с собой целый мир, причём свой, особый, присущий только ему одному. У нашего современника, писателя Фазиля Искандера, свой мир, свои герои, своё отношение к жизни, свой оригинальный язык, а главное – свой, неповторимый тон повествования.  Автор так рассказывает о самых обыденных вещах, что читателю начинает казаться, будто он узнаёт об этом впервые. Писателю свойственна такая психологическая достоверность, такая неопровержимая правда факта, такая меткость каждой детали, что «вечные вопросы» чести, совести, трусости, предательства становятся конкретными и близкими каждому человеку.

   Фазиль Искандер часто ставит своих героев в такую ситуацию, когда им приходится выбирать между добром и злом, когда грань между ними зыбка, что особенно затрудняет выбор. Читатель же сам участвует в их внутренней борьбе.

   Идея рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» серьёзна и глубока. Писатель размышляет над тем, что физическое и социальное мужество совпадают в человеке далеко не всегда, что, обладая физической храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить  из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. И вот, вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор  пронизывает повествование от первой до последней фразы.

   Писатель умеет говорить о серьезных и важных вещах с юмором, он убеждён, что «юмор делает серьезное  ещё более  серьёзным»: «Я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. И это вполне справедливо. И ещё одно я твердо понял: всё потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. И только потерянную совесть ещё никто не находил». Ф Искандер  особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. Рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя.

Игровое поле.

А

Б

В

Г

Д

1

10

10

30

10

5

2

5

20

40

50

5

3

10

10

50

30

40

4

20

50

40

10

20

5

30

40

10

20

30

1А. Какова, по мнению героя рассказа, была основная черта всех математиков, с которыми ему приходилось встречаться? (Все математики были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными).

2А. Что общего было у Харлампия Диогеновича  с  Пифагором? (Происхождение и   род  занятий – оба были греками и математиками).

3А. Чем отличался Харлампий Диогенович  от других математиков в школе? (Он сразу же установил в классе образцовую дисциплину. Ни один ученик не смел прогулять его урок).

4А. Как Харлампий Диогенович боролся  с нерадивыми и недисциплинированными учениками? (Он ни на кого не кричал и не уговаривал заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Главное оружие – это делать человека смешным).

5А. Почему смех был очень действенным средством воспитания? (Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеётся. Все смеются против одного, и невозможно пересмеять весь класс. Хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный).

1Б. Каким был директор школы?  (Он всегда, и зимой, и летом, ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся).

2Б. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Он не решил задачу, заданную на дом. Успокоился, когда узнал, что товарищ тоже не справился с задачей. И всё свободное время до уроков играл в футбол).

3Б. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников на уроке «чёрным лебедем»? (Вытянув шею, он пытался списать контрольную работу у сильного ученика).

4Б. Как Харлампий Диогенович догадался, что герой рассказа не готов к уроку? (Мальчик слишком оживлённо жестикулировал перед отличником  Сахаровым, который решил задачу, и «обнаглев», вызвался провожать докторшу в 5 «А» класс, чтобы отсрочить наказание.

5Б. Когда происходит действие рассказа? (Во время Великой Отечественной войны).

1В. К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы доктор  и медсестра изменили свои планы  и пошли ставить уколы на уроке математики? (Герою пришлось соврать, что на следующем уроке их класс уходит организованно в музей и отменить это мероприятие  невозможно).

2В. Почему герой не боялся уколов? (Он болел малярией, и уколы ему делали «тыщу раз»).

3В. Подумал ли герой, приводя в класс докторшу, о своих одноклассниках, которые боялись уколов смертельно, до обморочного состояния? (Герой думает только о себе и о том, как ему избежать наказания. Этот поступок эгоистичен, так как выгоден только герою).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра "Морской бой" по рассказу Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла". »

Литературная игра «Морской бой» по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Описание игры. Игру можно провести как со всем классом, так и между двумя-тремя командами. Цель игры – ответив на вопросы верно, открыть нужный квадрат, чтобы «подбить корабль». Заранее готовится игровое поле и вопросы, по трудности соответствующие баллу. Игроки самостоятельно выбирают вопрос и называют его код (3В). В случае правильного ответа количество баллов поступает на счёт команды и открывается расположение «корабля». Побеждает команда, набравшая большее количество баллов и «подбившая» большее количество «кораблей».

Ход игры.

Учитель. Истинный писатель несёт с собой целый мир, причём свой, особый, присущий только ему одному. У нашего современника, писателя Фазиля Искандера, свой мир, свои герои, своё отношение к жизни, свой оригинальный язык, а главное – свой, неповторимый тон повествования. Автор так рассказывает о самых обыденных вещах, что читателю начинает казаться, будто он узнаёт об этом впервые. Писателю свойственна такая психологическая достоверность, такая неопровержимая правда факта, такая меткость каждой детали, что «вечные вопросы» чести, совести, трусости, предательства становятся конкретными и близкими каждому человеку.

Фазиль Искандер часто ставит своих героев в такую ситуацию, когда им приходится выбирать между добром и злом, когда грань между ними зыбка, что особенно затрудняет выбор. Читатель же сам участвует в их внутренней борьбе.

Идея рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» серьёзна и глубока. Писатель размышляет над тем, что физическое и социальное мужество совпадают в человеке далеко не всегда, что, обладая физической храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. И вот, вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает повествование от первой до последней фразы.

Писатель умеет говорить о серьезных и важных вещах с юмором, он убеждён, что «юмор делает серьезное ещё более серьёзным»: «Я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. И это вполне справедливо. И ещё одно я твердо понял: всё потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. И только потерянную совесть ещё никто не находил». Ф Искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. Рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя.

Игровое поле.


А

Б

В

Г

Д

1

10

10

30

10

5

2

5

20

40

50

5

3

10

10

50

30

40

4

20

50

40

10

20

5

30

40

10

20

30



1А. Какова, по мнению героя рассказа, была основная черта всех математиков, с которыми ему приходилось встречаться? (Все математики были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными).

2А. Что общего было у Харлампия Диогеновича с Пифагором? (Происхождение и род занятий – оба были греками и математиками).

3А. Чем отличался Харлампий Диогенович от других математиков в школе? (Он сразу же установил в классе образцовую дисциплину. Ни один ученик не смел прогулять его урок).

4А. Как Харлампий Диогенович боролся с нерадивыми и недисциплинированными учениками? (Он ни на кого не кричал и не уговаривал заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Главное оружие – это делать человека смешным).

5А. Почему смех был очень действенным средством воспитания? (Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеётся. Все смеются против одного, и невозможно пересмеять весь класс. Хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный).

1Б. Каким был директор школы? (Он всегда, и зимой, и летом, ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся).

2Б. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Он не решил задачу, заданную на дом. Успокоился, когда узнал, что товарищ тоже не справился с задачей. И всё свободное время до уроков играл в футбол).

3Б. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников на уроке «чёрным лебедем»? (Вытянув шею, он пытался списать контрольную работу у сильного ученика).

4Б. Как Харлампий Диогенович догадался, что герой рассказа не готов к уроку? (Мальчик слишком оживлённо жестикулировал перед отличником Сахаровым, который решил задачу, и «обнаглев», вызвался провожать докторшу в 5 «А» класс, чтобы отсрочить наказание.

5Б. Когда происходит действие рассказа? (Во время Великой Отечественной войны).

1В. К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы доктор и медсестра изменили свои планы и пошли ставить уколы на уроке математики? (Герою пришлось соврать, что на следующем уроке их класс уходит организованно в музей и отменить это мероприятие невозможно).

2В. Почему герой не боялся уколов? (Он болел малярией, и уколы ему делали «тыщу раз»).

3В. Подумал ли герой, приводя в класс докторшу, о своих одноклассниках, которые боялись уколов смертельно, до обморочного состояния? (Герой думает только о себе и о том, как ему избежать наказания. Этот поступок эгоистичен, так как выгоден только герою).

4В. Почему Харлампий Диогенович «казался грустным и немного обиженным», когда доктор пришла ставить уколы на его уроке? (Ему жаль было сорванного урока и было понятно, что это произошло не без участия его еченика).

5В. Чей это портрет: «Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый. Он властно и спокойно держал класс в руках. Спокойно перебирал чётки с бусами, жёлтыми, как кошачьи глаза.( Харлампий Диогенович).

1Г. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников «принцем Уэльским»? (Этот ученик позволил себе прийти в класс после учителя, а значит, поставил себя выше всех, как будто являлся титулованной особой).

2Г. Какова главная мысль этого рассказа? (Надо относиться к собственной персоне достаточным чувством юмора. Это поможет сохранить нравственное здоровье человека).

3Г. Случайно ли автор даёт учителю отчество Диогенович? ( Конечно, не случайно. Это отчество напоминает нам древнего философа Диогена и говорит о том, что учитель был тоже тонким психологом и философом, учил детей не только математике, но и мужеству, ответственности и порядочности).

4Г. Кто это: «Длинный, нескладный, самый мрачный человек из нашего класса, которого я же спас от неминуемой двойки»? (Шурик Авдеенко).

5Г. Как изменился герой после этой истории? («с тех пор я стал серьезнее относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам»).

1Д. Почему Алик Комаров очень боялся уколов? ( Он был худым, слабым и малокровным и боялся, что игла попадёт в кость).

2Д. Какая деталь внешности Алика Комарова обнаружилась во время укола? (Он так побледнел, что на лице его выступили веснушки, которых раньше никто не замечал).

3Д. Почему поступок нерадивого ученика учитель назвал «тринадцатый подвиг Геракла»? (Ученик приложил столько изобретательности, столько сил, чтобы спасти себя от двойки! Поистине был совершён подвиг, только Геракл совершал их из храбрости, а наш герой – из трусости признать свои ошибки, поэтому это был лишний, никому не нужный «подвиг»).

4Д. С каким чувством вспоминает рассказчик своего учителя? (С чувством благодарности за то, что Харлампий Диогенович закалял лукавые детские души).

5Д. Отчего, по мнению героя, погиб мужественный Древний Рим? («Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его императоры в своей бронзовой спеси перестали замечать, что они смешны»).

Подведение итогов.

Награждение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Литературная игра "Морской бой" по рассказу Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла".

Автор: Куренева Надежда Петровна

Дата: 04.08.2015

Номер свидетельства: 224313


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства