kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «Я ВАС ЛЮБИЛ…» (любимые женщины Пушкина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                        ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

                                 «Я ВАС ЛЮБИЛ…» (любимые женщины Пушкина)

Цель: знакомство с адресатами любовной лирики А.С. Пушкина и обстоятельствами, при которых рождались поэтические шедевры; раскрытие духовно- художественного потенциала произведений; активизация художественно - творческих потребностей учащихся; содействие тому, чтобы общечеловеческие нравственные идеалы становились личностно значимыми для ребят.

Оборудование: портреты любимых женщин; современные музыкальные композиции, сопровождающие речь ведущих; романс М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»

1ВЕДУЩИЙ Пушкин. Воистину в нашей духовной культуре он на­чало всех начал, и вряд ли найдется такая сторона рус­ской жизни, которая не несла бы на себе более или менее отчетливого отпечатка пушкинского гения.

2 ВЕДУЩИЙ  Его короткая жизнь вместила в себя столько душев­ных бурь, что их хватило на полтора века русской жизни и хватит еще на столетия.

3 ВЕДУЩИЙ Три темы в пушкинской лирике стоят рядом, перепле­таясь между собой так плотно, что, кажется, невозможно одну отделить от другой. Они и образуют основу нрав­ственного мира этой поэзии: Воля, Дружба, Любовь. Это даже не темы в обычном понимании этого слова, но основные формы проявления жизни. Уберите одну из них — померкнет поэзия, а то и вовсе исчезнет.

1 ВЕДУЩИЙ Питаясь жизнью, ее событиями, пушкинская поэзия тем не менее не сводима к стихотворной фиксации их, к лири­ческому дневнику. Она была не комментарием к жизни, не иллюстрацией и не украшающим дополнением, она" бы­ла сама по себе жизнью, причем высшей ее формой.

2 ВЕДУЩИЙ  Влюбчивый, увлекающийся до беспамятства, чью биог­рафию пушкинисты вычислили и расписали с точностью, кажется, до часа, поэт оставил множество любовных сти­хотворений, которые при многочисленности «адресатов» поражают тем, что с трудом поддаются обычной лирической циклизации. Кажется, легче сгруппировать их по пе­риодам — этапам развития его души. Тем более, что строч­ки, вызванные чувством к одной, он мог безо всякого переосмысления и переделки переадресовать другой, как это случилось, например, со ст. «Вы избалованы приро­дой», первые шесть строк которого были первоначально адресованы Анне Олениной, а затем включены в стихотво­рение, посвященное Ел.Н. Ушаковой. В стихотворении «На холмах Грузии» исследователи находят отголоски чувств и к М„ Н. Раевской, и. к Н. Н. Гончаровой.

3 ВЕДУЩИЙ Судить по стихам Пушкина о его действительных ув­лечениях трудно: случайная встреча могла породить пре­краснейшие стихи, а сильная страсть — не оставить почти никаких следов. Сам поэт признавался, что, в отличие от Петрарки, «любя, был глуп и нем.  Прошла любовь— явилась Муза, и прояснился темный ум.» Возможно, по этой причине любовные стихи Пушкина написаны большей частью как воспоминание, так что строки, посвященные Е. Воронцовой, например, могут перемежаться со стихами к А. Ризнич, вовсе не свидетель­ствуя при этом о «ветренности» или «неверности» поэта. Скорее, это было признаком верности тому, что сам он называл идеалом, с которого создавались и Тать­яна. II другие героини его поэзии, реальные и вымышлен­ные.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «Я ВАС ЛЮБИЛ…» (любимые женщины Пушкина) »

ЛИТЕРАТУРЕНАЯ ГОСТИНАЯ

«Я ВАС ЛЮБИЛ…» (любимые женщины Пушкина)

Цель: знакомство с адресатами любовной лирики А.С. Пушкина и обстоятельствами, при которых рождались поэтические шедевры; раскрытие духовно- художественного потенциала произведений; активизация художественно - творческих потребностей учащихся; содействие тому, чтобы общечеловеческие нравственные идеалы становились личностно значимыми для ребят.

Оборудование: портреты любимых женщин; современные музыкальные композиции, сопровождающие речь ведущих; романс М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»


1ВЕДУЩИЙ Пушкин... Воистину в нашей духовной культуре он на­чало всех начал, и вряд ли найдется такая сторона рус­ской жизни, которая не несла бы на себе более или менее отчетливого отпечатка пушкинского гения.

2 ВЕДУЩИЙ Его короткая жизнь вместила в себя столько душев­ных бурь, что их хватило на полтора века русской жизни и хватит еще на столетия.

3 ВЕДУЩИЙ Три темы в пушкинской лирике стоят рядом, перепле­таясь между собой так плотно, что, кажется, невозможно одну отделить от другой. Они и образуют основу нрав­ственного мира этой поэзии: Воля, Дружба, Любовь. Это даже не темы в обычном понимании этого слова, но основные формы проявления жизни. Уберите одну из них — померкнет поэзия, а то и вовсе исчезнет.

1 ВЕДУЩИЙ Питаясь жизнью, ее событиями, пушкинская поэзия тем не менее не сводима к стихотворной фиксации их, к лири­ческому дневнику. Она была не комментарием к жизни, не иллюстрацией и не украшающим дополнением, она" бы­ла сама по себе жизнью, причем высшей ее формой.

2 ВЕДУЩИЙ Влюбчивый, увлекающийся до беспамятства, чью биог­рафию пушкинисты вычислили и расписали с точностью, кажется, до часа, поэт оставил множество любовных сти­хотворений, которые при многочисленности «адресатов» поражают тем, что с трудом поддаются обычной лирической циклизации. Кажется, легче сгруппировать их по пе­риодам — этапам развития его души. Тем более, что строч­ки, вызванные чувством к одной, он мог безо всякого переосмысления и переделки переадресовать другой, как это случилось, например, со ст. «Вы избалованы приро­дой», первые шесть строк которого были первоначально адресованы Анне Олениной, а затем включены в стихотво­рение, посвященное Ел.Н. Ушаковой. В стихотворении «На холмах Грузии» исследователи находят отголоски чувств и к М„ Н. Раевской, и. к Н. Н. Гончаровой.

3 ВЕДУЩИЙ Судить по стихам Пушкина о его действительных ув­лечениях трудно: случайная встреча могла породить пре­краснейшие стихи, а сильная страсть — не оставить почти никаких следов. Сам поэт признавался, что, в отличие от Петрарки, «любя, был глуп и нем. Прошла любовь— явилась Муза, и прояснился темный ум...» Возможно, по этой причине любовные стихи Пушкина написаны большей частью как воспоминание, так что строки, посвященные Е. Воронцовой, например, могут перемежаться со стихами к А. Ризнич, вовсе не свидетель­ствуя при этом о «ветренности» или «неверности» поэта. Скорее, это было признаком верности тому, что сам он называл идеалом, с которого создавались и Тать­яна. II другие героини его поэзии, реальные и вымышлен­ные.


1 ВЕДУЩИЙ С именем Амалии Ризнич (1803—1825), жены одес­ского негоцианта (иноземного купца), связан целый сти­хотворный цикл. Познакомился Пушкин с нею летом 1823 года, переехав из Кишинева в Одессу на новое место службы. По словам современника, Амалия была «высока ростом, стройна и необыкновенно красива. Особенно при­влекательны были ее пламенные очи, шея удивительной формы и белизны и черная коса, более двух аршин дли­ною».

2 ВЕДУЩИЙ «... Она всегда носила длинное платье, которое тяну­лось по земле. Она ходила в мужской шляпе и одевалась в наряд полуамазонки. Все это придавало ей оригиналь­ность и увлекало молодые и немолодые головы и сердца». Этот образ часто встречается в карандашных рисунках поэта на полях его рукописей. Пушкин увлекся Ризнич очень сильно, хотя увлечение и оказалось недолгим.


Мой голос для тебя и ласковый и томный

Тревожит поздное молчанье ночи темной.

Близ ложа моего печальная свеча

Горит; мои стихи, сливаясь и журча,

Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

Мне улыбаются, и звуки слышу я:

Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя.

26 октября 1823


Простишь ли мне ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье?

Окружена поклонников толпой,

Зачем для всех казаться хочешь милой,

И всех дарит надеждою пустой

Твой чудный взор, то нежный, то унылый?

Мной овладев, мне разум омрачив,

Уверена в любви моей несчастной,

Не видишь ты, когда, в толпе их страстной

Беседы чужд, один и молчалив,

Терзаюсь я досадой одинокой;

Ни слова мне, ни взгляда... друг жестокий!

Хочу ль бежать,—с боязнью и мольбой

Твои глаза не следуют за мной.

Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разгозор,—

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

Скажи еще: соперник вечный мой,

Наедине застав меня с тобой,

Зачем тебя приветствует лукаво?..

Что ж он тебе? Скажи, какое право

Имеет он бледнеть и ревновать?..

В нескромный час меж вечера и света,

Без матери, одна, полуодета,

Зачем его должна ты принимать?..

Но я любим... Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

Тебе смешны мучения мои;

Но я любим, тебя я понимаю.

Мой милый друг, не мучь меня, молю:

Не знаешь ты, как сильно я люблю,

Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

11 ноября 1823


К ней же обращены прощальные строки:


Всё кончено: меж нами связи нет.

В последний раз обняв твои колени,

Произносил я горестные пени.

Всё кончено — я слышу твой ответ.

Обманывать себя не стану вновь,

Тебя тоской преследовать не буду,

Прошедшее, быть может, позабуду —

Не для меня сотворена любовь.

Ты молода: душа твоя прекрасна,

И многими любима будешь ты.

1824

3 ВЕДУЩИЙ Разрыв между Пушкиным и Ризнич произошел, воз­можно, потому, что в сердце поэта возникло другое, бо­лее сильное и глубокое чувство к Е. К. Воронцовой. Но Ризнич осталась и в памяти, и в сердце. В мае 1824 она, тяжело больная, покинула Одессу и уехала на свою ро­дину, в Италию. Там вскоре она скончалась. Получив из­вестие о ее смерти уже в Михайловском, поэт описал свою возлюбленную в строфах, предназначавшихся для «Пу­тешествия Онегина».

Тогда же, в июле 1826 года, было написано еще одно стихотворение. Оно было вызвано, возможно, странным совпадением, которое поэт отметил в рукописи: 25 июля 1825 года он узнал о смерти Ризнич, через год—24 июля узнал о казни пяти декабристов. Пушкин написал сти­хотворение памяти недавней возлюбленной.

Под небом голубым страны своей родной

Она томилась, увядала...

Увяла, наконец, и верно надо мной

Младая тень уже летала;

Но недоступная черта меж нами есть.

Напрасно чувство возбуждал я:

Из равнодушных уст я слышал смерти весть,

И равнодушно ей внимал я.

Так вот кого любил я пламенной душой

С таким тяжелым напряженьем.

С такою нежною, томительной тоской,

С таким "безумством и мученьем!

Где муки, где любовь? Увы, в душе моей

Для бедной легковерной тени,

Для сладкой памяти невозвратимых дней

Не нахожу ни слез, ни пени.

29 июля 1826

1 ВЕДУЩИЙ Это стихотворение поражает впервые прозвучавшей в русской поэзии глубоко исповедальной нотой, резкостью откровенности, противоречащей романтической маске, ро­мантической позе, по которой поэт должен вечно помнить, обливаясь слезами, умершую подругу свою. Поражает и образ любви — не радостной, легкой и веселой, а любви-болезни, тяжелой, томительной, безумной.




2 ВЕДУЩИЙ Елизавета Ксаверьевна Воронцова /1792—1880/ пора­жала современников не только красотою, но и живым умом, хорошим образованием. Она была женой Новорос­сийского генерал-губернатора М. С. Воронцова, в подчи­нении у которого находился ссыльный Пушкин. Их зна­комство состоялось осенью 1823 года. Первые впечатления от этого знакомства нашли свое отражение в рисунках на полях первой и второй глав «Евгения Онегина». Любовь эта была во многом трагической, ее значение в духовной и творческой биографии Пушкина чрезвычайно велико.

Морей красавец окрыленный!

Тебя зову — плыви, плыви

И сохрани залог бесценный

Мольбам, надеждам и любви.

Ты, ветер, утренним дыханьем

Счастливый парус напрягай,

Волны неззпным колыханьем

Ее груди не утомляй.

1824

3 ВЕДУЩИЙ Стихи были написаны в связи с поездкой Воронцовой в большом обществе из Одессы в Крым. Находившийся в очень недобрых отношениях с М. Воронцовым, который ни во что не ставил поэзию, Пушкин быть среди гостей не мог. Обращает внимание почти фольклорное обращение к ве­тру и кораблю, интонационно родственное «Плачу Ярос­лавны».

1 ВЕДУЩИЙ 1 августа Пушкин должен был покинуть Одессу, выс­ланный в Михайловское. Теперь, когда он разлучен, и ста­нут складываться стихи, на которых отсвет его любви к Е.К. Воронцовой, таковы строчки в знаменитом стихотворении «К морю»:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.

2 ВЕДУЩИЙ А тем временем в Михайловское приходят письма Во­ронцовой, о которых его сестра Ольга рассказывала, что, получив их, он запирался в своей комнате и никого не принимал.

Стихотворение, написанное, видимо, под влиянием ее портрета:


Пускай увенчанный любовью красоты

В заветном золоте хранит ее черты

"И письма тайные, награды долгой муки,

Но в тихие часы томительной разлуки

Ничто, ничто моих не радует очей,

И ни единый дар возлюбленной моей,

Святой: залог любви, утеха грусти нежной —

Не лечит ран любви безумной, безнадежной.

1824

СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела...

Как долго медлил я, как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал: гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не -внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет...

Минуту!..вспыхнули... пылают... легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди.

1825

3 ВЕДУЩИЙ Как резко переменился тон любовных стихотворений! Спали романтические черты вымышленного образа— пе­ред нами глубоко страдающий человек, эпизоды его лич­ной биографии. В стихотворении упомянут перстень. Он был подарен Пушкину Е. К. Воронцовой, им поэт запечаты­вал свои письма и не снимал никогда, называя своим та­лисманом. Снял его с мертвой руки Пушкина Жуковский. К этому перстню обращается поэт в стихотворении «Хра­пи меня, мой талисман».

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи,

Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,

Души волшебное светило...

Оно сокрылось, изменило..

Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных paн

Не растравит воспоминанье.

Прощай, надежда: спи, желанье;

Храни меня, мой талисман.


3 ВЕДУЩИЙ Одно из самых сильных любовных стихотворений Пушкина по напряженному чувству, по порыву (ни одно­го глагола)»— стихот­ворение «Всё в жертву памяти твоей», которое она отно­сит тоже к «воронцовскому» циклу:

Всё в жертву памяти твоей:

И голос лиры вдохновенной,

И слезы девы воспаленной,

И трепет ревности моей,

И славы блеск, и мрак изгнанья,

И светлых мыслей красота,

И мщенье, бурная мечта

Ожесточенного страданья.

1825

1 ВЕДУЩИЙ Будут возникать в жизни поэта новые имена, новые увлечения, но профиль Е. К. Воронцовой еще не раз воз­никнет на полях черновиков и 1828, и 1829 годов. Отголоски этого чувства прозвучат в отдельных строфах поэмы «Цыганы» и в драме «Русалка», в стихотворении «Ангел» и в неоконченном романе «Арап Петра Великого». Болдинской осенью 1830 года, готовясь к новой, се­мейной жизни, мысленно оглядываясь па прожитое, поэт попрощался и с Е. Воронцовой:



В последний раз твой образ миль

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Бегут меняясь наши лета,

Меняя все, меняя нас,

Уж ты для своего поэта

Могильным сумраком одета,

И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальная подруга,

Прощанье сердца моего,

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его.

1830, 5 октября

2 ВЕДУЩИЙ...Готовя это стихотворение в издание 1832 года, поэт обозначил его буквами «К Е. W.»,

Она пережила поэта на сорок с лишним лет и до кон­ца своей долгой жизни ежедневно читала его сочинения. «Когда зрение совсем ей изменило, она приказывала чи­тать их себе вслух, и притом сподряд, так что когда кон­чались все томы, чтение возобновлялось с первого то­ма»,— так писал о ней П. И. Бартенев.


3 ВЕДУЩИЙ 1 августа Пушкин был сослан из Одессы в село Михайловское Псковской губернии. Ссылка была бы для него много тяжелее, если бы не было неподалеку села Тригорское, хозяйка которого, со­рокалетняя Прасковья Александровна Осипова, жила там с многочисленным семейством своим: сын Алексей и две. дочери, Анна и Евпраксия Вульф, от первого брака, две дочери — Мария и Екатерина Осиповы — от второго да еще падчерица Александра, которую все звали Алина. Га­щивала в Тригорском и племянница Прасковьи Алексан­дровны — Анна Керн. А сын хозяйки Алексей — студент университета — привозил сюда своего однокашника — мо­лодого поэта Николая Языкова. Словом, атмосфера до­ма была насыщена молодостью, весельем, влюбленностью. Кумиром был Пушкин.

Тригорским, его встречами и атмосферой и рождена почти вся любовная лирика Пушкина этих лет.

Одно из самых знаменитых стихотворений в русской лирике было посвящено Анне Петровне Керн /1800—1879/.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь,

июль 1825

1 ВЕДУЩИЙ Эти стихи не только навеки прославили А. П. Керн, но стали подлинным гимном любви, ее самым чистым вы­ражением. Воздействие стихов было усилено музыкой М. И. Глинки, которую тот написал в 1839 году, посвятив ее дочери А. П. Керн — Екатерине Ермольевне. Так мать и дочь были навсегда введены в историю русской поэзии и музыки» Однако при всей автобиографичности пушкин­ская лирика была прежде всего результатом поэтической фантазии.

2 ВЕДУЩИЙ Еще в декабре 1824 года он спрашивал в письме у приятеля: «Объясни мне, милый, что такое А. П. Керн, которая написала много нежностей обо мне своей кузине? Говорят, она премиленькая вещь — но славны Лубны за горами».

Полгода спустя Анна Петровна приехала недели на три в Тригорское, и поэт, едва увидев ее, влюбился. Че­рез два дня после ее отъезда писал: «Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе: она была здесь — камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе, подле ветки увядшего гелиотропа, я пишу много стихов — все это, если хотите, очень похоже на любовь, но клянусь вам, что это совсем не то. Будь я влюблен, в воскре­сенье со мной сделались бы судороги от бешенства и ревности, между тем мне было только досадно...»

3 ВЕДУЩИЙ В пись­ме же, адресованном самой Анне Керн и написанном в середине августа (месяца еще не минуло), он уже вовсю иронизировал, не скрывая своей насмешки: «Перечиты­ваю ваше письмо вдоль и поперек и говорю: милая! прелесть! божественная!., а потом: ах, мерзкая! — Простите, прекрасная и нежная, по это так. Нет никакого сомнения в том, что вы божественны, но иногда вам не хватает здравого смысла... Вы уверяете, что я не знаю вашего, характера. А какое мне до него дело? очень он мне ну­жен— разве у хорошеньких женщин должен быть харак­тер? главное — это глаза, зубы, ручки, и ножки...»

1 ВЕДУЩИЙ «Гений чистой красоты»—это и цитата из стихотворе­ния Жуковского «Лалла Рук», и полемика с ним: у Жу­ковского этот образ — мистический символ совершенства, недостижимого в реальном мире, у Пушкина — восхище­ние реальной, земной красотой.

Позднее Пушкин и Керн встречались в Петербурге, поддерживали добрые отношения, но ничего похожего на чувство, породившее «Я помню чудное мгновение», не возникало. Это было действительно всего лишь мгновенье.


2 ВЕДУЩИЙ Александра Ивановна Осипова—Алина (в замужестве Беклешева) (1805—1864) — падчерица П. А. Осиповой, дочь ее второго мужа, ей посвящено стихотворение «При­знание». В сентябре 1835 года, находясь в Тригорском и узнав, что Александра Ивановна — в Пскове, он писал ей: «Мой ангел, как жаль, что я Вас уже не застал, и как обрадовала меня Евпраксия Николаевна, сказав, что Вы опять собираетесь приехать в наши края! Приезжайте, ради бога, хоть к 23-му. У меня для Вас три короба при­знаний, объяснений и всякой всячины. Можно будет, на досуге, и влюбиться. »

Поэт с нетерпением ждал ее приезда, «был очень весел, хохотал и прыгал по-прежнему», однако сви­дание так и не состоялось.

ПРИЗНАНИЕ

К Александре Ивановне Осиповой

Я вас люблю, хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Мне не к лицу и не по летам...

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно,— я зеваю;

При вас мне грустно,— я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

Когда я слышу из гостиной

Ваш легкий шаг, иль платья шум,

Иль голос девственный, невинный,

Я вдруг теряю весь свой ум.

Вы улыбнетесь—мне отрада;

Бы отвернетесь— мне тоска;

За день мучения—награда

Мне ваша бледная рука.

Когда за пяльцами прилежно,

Сидите вы, склонясь небрежно,

Глаза и кудри опустя,—

Я в умиленье, молча, нежна

Любуюсь вами, как дитя!..

Сказать ли вам мое несчастье.

Мою ревнивую печаль,

Когда гулять, порой, в ненастье,

Вы собираетеся вдаль?

И ваши слезы в одиночку,

И речи в уголку вдвоем,

И путешествия в Опочку,

И фортепьяны вечерком?.

Алина! сжальтесь надо мною.

Не смею требовать любви:

Быть может за трехи мои,

Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд

Все может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!

1826

3 ВЕДУЩИЙ Любовная лирика второй половины 20-х годов - это новый этап, жизни, когда, освобожденный от ссыл­ки, Пушкин начал задумываться о собственной семье. Ме­няется его отношение к женщине, меняется представле­ние о любви. Не бурное наслаждение жизнью, не беше­ное веселье, а тихая спокойная, умиротворенная радость, наслаждение покоем, счастье семейное -вот что все боль­ше привлекает его, меняя тональность его стихотворений.

1 ВЕДУЩИЙ Первое серьезное московское увлечение Пушкина — его дальняя родственница и однофамилица Софья Федо­ровна Пушкина (1806—1862), с которой он познакомился осенью 1826 года в доме у своего приятеля Василия Зубкова. Она считалась одной из первых московских краса­виц. Современница так описывала ее внешность: «Строй­на и высока ростом, с прекрасным греческим профилем и черными, как смоль, глазами». Поэт Ф. А. Туманский посвятил Софье Пушкиной мадригал:

Она черкешенка собою,—

Горит агат в ее очах,

И кудри черные волною,

На белых лоснятся плечах.

2 ВЕДУЩИЙ Увлечение Пушкина было так велико, что, едва позна­комившись, он сделал Софье Пушкиной предложение, ко­торое было отвергнуто, так как любила она другого, за ко­торого вскоре и вышла замуж. Пушкин покинул Москву. Сохранились его письма В. Зубкову той поры: «Я надеял­ся увидеть тебя и еще поговорить с тобой до моего отъез­да; но злой рок преследует меня во всем том, чего мне хо­чется. Прощай же, дорогой друг,— еду похоронить себя в деревне до первого января,— уезжаю со смертью в серд­це». Это письмо от 1—2 ноября.

Тогда же Пушкин возвращается к черновому наброску шестилетней давности «Зачем безвременную скуку» и пе­реписывает его набело, вкладывая в него новое чувство, новую печаль: . .

Зачем безвременную скуку

Зловещей думою питать,

И неизбежную разлуку

В унынье робком ожидать?

И так уж близок день страданья!

Один, в тиши пустых полей,

Ты будешь звать воспоминанья

Потерянных тобою дней.

Тогда изгнаньем и могилой,

Несчастный, будешь ты готов

Купить хоть слово девы милой,

Хоть легкий шум ее шагов.

1820. 1826

2 ВЕДУЩИЙ Месяц спустя, 1 декабря, снова в письме к Зубкову, по­эт вернется к горестным и печальным размышлениям о своей личной жизни: «Мне 27 лет, дорогой друг. Пора жить, т. е. познать счастье. Ты говоришь мне, что оно не может быть вечным: хороша новость! Не личное мое счастье за­ботит меня, могу ли я возле нее не быть счастливейшим из людей,— но я содрогаюсь при мысли о судьбе, которая, быть может, ее ожидает—содрогаюсь при мысли, что не смогу сделать ее столь счастливой, как мне хотелось бы. Жизнь моя, доселе такая кочующая, такая бурная, харак­тер мой— неровный, ревнивый, подозрительный, резкий и сла­бый одновременно—вот что иногда наводит на меня тягостные раздумья.—Следует ли мне связать с судьбой столь пе­чальной, с таким несчастным характером — судьбу сущест­ва, такого нежного, такого прекрасного?.. Бог мой, как она хороша! и как смешно было мое поведение с ней! До­рогой друг, постарайся изгладить дурное впечатление, ко­торое оно могло на нее произвести... Объясни же ей, что прав я, что увидев ее хоть раз, уже нельзя колебаться, что у меня не может быть притязаний увлечь ее, что я, сле­довательно, прекрасно сделал, пойдя прямо к развязке, что, раз полюбив ее, невозможно любить ее еще больше, как невозможно с течением времени найти ее еще более пре­красной, потому что прекраснее быть невозможно... Ангел мой, уговори ее, упроси ее настращай ее Паниным сквер­ным и жени меня. А. П.»


3 ВЕДУЩИЙ В мае 1927 года Петербурге Пушкин пережил сильное увлечение Анной Алексеевной Оле­ниной.

Особенно часто они виделись весной и летом 1828 года. Поэт был настолько, увлечен, мыслью о женить­бе па Олениной, что не только то и дело рисовал ее на полях своих рукописей, но и примерял ее имя к своей фа­милии: Armete Pouchkme (Анета Пушкина). Он сделал предложение и услыхал решительный отказ. Полвека спус­тя племянник Анны Алексеевны спросил у тетушки, почему она не приняла предложение поэта, и услыхал в ответ: «Он был вертопрах, не имел никакого положения в об­ществе и, наконец, не был богат».

Почти все стихи, посвященные А. А. Олениной, напи­саны в 1828 году.

С именем А.Олениной связывают один из шедевров пушкинской и мировой лирики – стихотворение «Я вас любил», поражающее трогательностью глубокого чувства, когда счастье любимого человека важнее собственного:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем,

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

1829

3 ВЕДУЩИЙ Это стихотворение особенно выразительно потому, что отказ Пушкину, сделанный от имени родителей, был не только безусловным, но и резким по форме.

1 ВЕДУЩИЙ В числе любовных увлечений Пушкина конца двадца­тых годов была и Аграфена Федоровна Закревская (1799— 1879). Экстравагантная женщина, одна из блестящих петер­бургских красавиц, поражавшая современников, независи­мостью своего характера, эксцентричностью поведения, А. Ф. Закревская была героиней любовной лирики Е. А. Ба­ратынского и его поэмы «Бал». Увлечение Закревской последовало после неудачного сватовства и разрыва с Олениной, Может быть, это была попытка «выбить клин клином». Пушкин посвятил ей три стихотворения:

Один, среди толпы холодной,

Твои страданья я делю

И за тебя мольбой бесплодной

Кумир бесчувственный молю.

Но свет... Жестоких осуждений

Не изменяет он своих:

Он не карает заблуждений,

Но тайны требует для них.

Достойны равного презренья

Его тщеславная любовь

И лицемерные гоненья:

К забвенью сердце приготовь;

Не пей мучительной отравы;

Оставь блестящий, душный круг;

Оставь безумные забавы;

Тебе один остался друг.

1829

2 ВЕДУЩИЙ Стихотворение примечательно сочувствием жертве све­та, сочувствием женщине, презревшей общественное мне­ние. В нем словно предвосхищается и лирика раннего Лермонтова, и интонация будущего стихотворения Н. Некра­сова «Когда из мрака заблужденья». Пушкинские посе­вы давали богатые всходы, прорастая в русской лирике, русской общественной мысли.

1 ВЕДУЩИЙ Наталья Николаевна Пушкина (1812—1863) была един­ственной героиней пушкинской лирики последних лет. О ней написано, наверное, больше, чем о какой-либо другой жене русского поэта или писателя: научные исследования и художественные произведения, мемуары и фантазии, яро­стные обвинения и не менее страстные защитительные речи.

Сам Пушкин, словно бы предвидя будущую несправед­ливость, заранее отвечал на нее: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчаст­лив».

2 ВЕДУЩИЙ Впервые поэт увидел ее на балу у танцмейстера Иогеля . Это было зимой 1928—1829 года. Ей только недавно минуло шест­надцать лет. «Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение,— вспоминал он впоследствии в письме к ее матери,— ваш ответ при всей его неопреде­ленности /Пушкину не было совсем отказано, но ему, со­славшись на молодость Натали, сказали, что еще рано го­ворить о ее замужестве.— Ал. Г./, на мгновение свел меня е ума; в ту же ночь я уехал в армию...»

3 ВЕДУЩИЙ Он уехал в действующую армию на Кавказ. Там в мае 1829 года было написано первое стихотворение, которое связывают с именем Натальи Николаевны:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

15 мая 1829

1 ВЕДУЩИЙ Исследуя черновики Пушкина, одни из крупнейших наших ученых, С. М. Бонди, убедительно показал, что это стихотворение было продиктовано не только новым чувст­вом. Здесь отразились и воспоминания о жизни на Кавка­зе девять лет назад: ведь писалось оно в Горячеводске, где молодой Пушкин был вместе с семейством Раевских. На это указывают вычеркнутые поэтом строчки о бывшей некогда любви:

Прошли за днями дни. Сокрылось много лет.

Где вы, бесценные созданья?

Иные далеко, иных уж в мире нет —

Со мной одни воспоминанья,

Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь...


МАДОННА

Сонет

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали кроткие, во славе и лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона,

Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

8 июля 1830

2 ВЕДУЩИЙ 30 июля 1830 г. поэт писал Наталье Николаевне Гон­чаровой— своей невесте: «Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли во­ды...» Речь идет о картине знаменитого художника италь­янского Возрождения Перуджино «Мадонна». Сион — здесь: Иерусалим, с которым связана история жизни Хри­ста.

3 ВЕДУЩИЙ Не только влюбленному Пушкину приходило в голо­ву сравнение Натальи Николаевны с мадонной. Внучка М. И. Кутузова, умная и тонкая графиня Д. Ф. Фикельмон, записывала в дневнике в 1831 году, увидев впервые Наталью Николаевну: «Это очень молодая и очень краси­вая особа, тонкая, стройная, высокая,— лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и меланхо­лическим выражением,— глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные,— взгляд не то чтобы косящий, но неопределенный,— тонкие черты, красивые черные волосы».

1 ВЕДУЩИЙ Наталье Николаевне посвятил поэт одно из самых по­разительных стихотворений о любви — «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем...»

Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем,

Восторгом чувственным, безумством, исступленьем,

Стенаньем, криками вакханки молодой,

Когда, виясь в моих объятиях змией,

Порывом пылких ласк и язвою лобзаний

Она торопит миг последних содроганий!

О, как милее ты, смиренница моя!

О, как мучительно тобою счастлив я,

Когда, склоняяся на долгие моленья,

Ты предаешься мне нежна без упоенья,

Стыдливо-холодна, восторгу моему

Едва ответствуешь, не внемлешь ничему '

И оживляешься потом все боле, боле —

И делишь наконец мой пламень поневоле!

(1831?)

2 ВЕДУЩИЙ Примерно за год до женитьбы Пушкин писал В.Ф.Вя­земской: «Первая любовь всегда является делом чувстви­тельности: чем она глупее, тем больше оставляет по себе чудесных воспоминаний. Вторая, видите ли,—дело чувст­венности. Параллель можно было бы провести гораздо дальше». «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем...» явилось как бы развитием параллелей, дав удивительное соединение чувственности и чувствительности, если под последней понимать возвышенно-нравственные представ­ления.

3 ВЕДУЩИЙ В 1834 году Пушкин посвятил жене стихотворение, полное грустных предчувствий:


Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить... И глядь — как раз умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый .раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «Я ВАС ЛЮБИЛ…» (любимые женщины Пушкина)

Автор: Кузьменко Ирина Викторовна

Дата: 24.02.2015

Номер свидетельства: 178200


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства