Внеклассное мероприятие для учащихся 9-11 классов даёт учителю возможность позакомить старшеклассников с жизнью и творчеством Марины Цветаевой. Использование картин, музыки, видеофрагментов задаёт эмоциональный фон занятия, помогает подростка глубже понять цветаевскую лирику, воспитывает любовь к поэтическому слову, способствует развитию творческих способностей школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная, посвящённая Марине Цветаевой»
Методическая разработка внеклассного мероприятия Литературная гостиная,посвящённая Марине Цветаевой.
Разработала Пиджакова Любовь Львовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Шокшинская СОШ»
(Республика Карелия, Прионежскийр-н, село Шокша)
2016г.
Пояснительная записка
Возрастная аудитория: учащиеся 9-11 классов
Цели и задачи:
-знакомство с биографией М.Цветаевой;
-расширение знаний о цветаевской лирике;
-развитие творческих способностей;
-воспитание любви к поэтическому слову, к литературе; воспитание патриотизма
Оборудование:
-Аудиозаписи колокольного звона; Шопен «Вальс» №7 до-диез минор; песни И.Аллегровой «Я тебя отвоюю..»; «Аве Мария»Баха;
-метроном;
-видеофрагмент фильма «Жестокий романс» ( песня Ларисы «Под лаской плюшевого пледа..»);
-рябиновые ветки (если осень);
-презентация ( или видеоряд. Или один портрет Цветаевой в обрамлении рябиновых гроздьев)
Сценарий мероприятия
На фоне звона колоколов:
ВЕД.1
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Так написала о дне своего рождения М.Цветаева - одна из неугасимых звёзд русской поэзии. Рябина, пылающая и горькая, стала символом её судьбы, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.
Вед.2.В мае1913 в Крыму, в Коктебеле, она предскажет:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт.
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти.
-Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Время - великий и беспристрастный браковщик - свергал кумиров настоящего, из забвения поднимая гонимых, опальных, проклятых властью. « И главное- я ведь знаю, как меня будут любить ..через100 лет,»- писала Цветаева. Утечёт много не только воды, но и крови, потому что жизнь и творчество поэтессы пришлись на10-30-е годы нашего катастрофического века -волкодава. Попробуем же прикоснуться к истории «цветаевских правд». К истории её жизни и любви.
Звучит «Вальс» Шопена(№7 до-диез минор. Сначала громко. Затем как фон)
ВЕД.3.Осенью 1910 года частная типография публикует поэтический сборник 18-тилетней гимназистки Марины Цветаевой «Вечерний альбом», который получил одобрительные отзывы таких мэтров, как Брюсов, Волошин, Гумилёв. Почему «вечерний»? Порог юности - вечер детства. А детство было прекрасно. Оно прошло отчасти в Москве, отчасти за границей: в Италии, Швейцарии, Германии..В16 лет, закончив гимназию, уехала в Париж, чтобы в Сорбонне изучать старофранцузскую литературу.Дом, быт и мир её семьи пронизан постоянным интересом к искусству. Мать - замечательная пианистка, отец-создатель Музея изящных искусств (ныне музей имени Пушкина). С ранних лет девочка погружена в атмосферу Пушкина, в юности открыла для себянемецких поэтов-романтиков, любила и прекрасно знала Державина, Некрасова, Лескова, Аксакова. Очень рано ощутила в себе тайный жар, «скрытый двигатель жизни» и назвала его «любовь». Всю жизнь горел душевный и творческий костёр любви к людям, к природе, «святому ремеслу», к «дорогим теням прошлого»
ЧТЕЦ.Звучит стихотворение «Бабушке»( по желанию можно использовать музыкальный фон или пустить видеоряд старинных женских портретов)
ВЕД4.Как поэт и как личность она развивалась стремительно. За каких-то два года попробовала разные маски, голоса и темы. Успела побывать в образах грешницы, куртизанки, цыганки-все эти примерки остались яркими и прекрасными стихами. А 1912 году она вышла замуж за Сергея Эфрона. Она много писала, вдохновлённая этой любовью .Если сказать, что Марина любила мужа - значит ничего не сказать. Она его боготворила.
ЧТЕЦ.Звучат стихи «Писала я на аспидной доске..»
ВЕД.5. А это, пожалуй, одно из самых известных и проникновенных стихотворений, так называемая «Песнь к любимому»
ВЕД.6.До революции Цветаева выпустила 3 свои книги. Сумев сохранить собственный голос среди пёстрого многоголосья литературных школ и течений.. А между тем был уже канун революции. Шла война, и ей не виделось конца. Мир корчился в неистребимых страданиях, позоре, унижении. Трагично, горестно, бедственно звучат стихи, вызванные войной. Это голос в защиту страдающего человека:
Простите меня, мои горы!
Простите меня, мои реки!
Простите меня, мои нивы
Простите меня, мои травы!
Мать крест надевала солдату,
Мать с сыном прощалась навеки…
И снова из сгорбленной хаты:
«Простите меня, мои реки…»
В годы революции Цветаева вглядывалась в открывшуюся ей новь без вражды и раздражения. Всей своей смятенной и сумбурной душой она была на стороне голодных и любила демонстративно подчеркнуть это обстоятельство: «Себя причисляю к рвани».
Если душа родилась крылатой-
Что ей хоромы и что ей хаты!
Что Чингисхан ей и что-Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца-неразрывно-слитых:
Голод голодных- и сытость сытых!
Она хотела жить исключительно личной, частной жизнью, но Время вторгалось в эту жизнь, и История диктовала свои сюжеты её чувствам и её творчеству.
ВЕД.7.В ноябре 1917г. муж Цветаевой, Сергей Эфрон,уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии. Он любил Россию фанатично и свято верил , что спасает её.
Белая гвардия - путь твой высок.
Чёрному дулу - грудь и висок…
Божье да белое твоё дело:
Белое тело твоё в песок.
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает…
Старого мира -последний сон:
Молодость-Доблесть-Вандея-Дон.
Почти три года Марина жила в голодной красной Москве, не получая от мужа вестей. Терпела не просто нужду, а нищету. На руках - две дочери .И она билась, как могла: меняла по деревням вещи на сало и муку, стояла в очереди за пайковой селёдкой, таскала саночки с гнилой картошкой. В самое тяжёлое время-осенью 1919-го- по совету знакомых отдала девочек в приют. Но вскоре забрала тяжело заболевшую Алю, а в феврале 1920-го потеряла маленькую Иру, погибшую от голода и тоски.
ЧТЕЦ-звучит стихотворение «Две руки»
ВЕД1.Таково было её «хождение по мукам». Но никогда она не писала так вдохновенно, напряжённо и разнообразно.Поэтесса ломала инерцию старых привычных ритмов. «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся-да..». Стихи-как «физическое сердцебиение.
ЧТЕЦ-стихотворение «Приметы»( на фоне сердечного стука)
ВЕД.2.С 1912 по 1920 Марина Цветаева пишет непрерывно, но ни одна книга не вышла, только несколько случайных стихов в петербургских «Северных записках».Её знал только узкий круг завзятых любителей поэзии. «Меня нене помнят,- скажет она однажды в беседе с корреспондентом.-Просто не знают»
Аудиозапись песни Аллегровой «Я тебя отвоюю..»
Вскоре выяснилось, что СергейЭфрон жив: волной отступления корниловской армии его унесло в Чехию. Отныне белый офицер Эфрон превратился для неё в мечту, в белого лебедя, героического и обречённого
ЧТЕЦ:
Кто уцелел -умрёт, кто мёртв -воспрянет.
И вот потомки, вспомнив старину:
-Где были вы?-вопрос как громом грянет,
Ответ как громом грянет: - На Дону!
-Что делали?-Да принимали муки,
Потом устали и легли на сон.
И в словаре задумчивые внуки
За словом :ДОЛГ напишут слово ДОН.
Он не мог вернуться в Россию, и Марина едет к мужу, взваливая на свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки. Так началась 17-тилетняя одиссея за рубежом.Германия. Чехия… Здесь в феврале 25-го у них родится сын Георгий.
ВЕД.3..В Чехии Цветаевой удалось издать несколько книг: «Разлука», «Психея», «Ремесло». Это был своеобразный пик, после которого наступил спад. Она не прижилась в эмиграции: очень быстро проявились расхождения между нею и бело-эмигрантскими кругами.Всё чаще её стихи, поэмы, проза отвергаются и газетами, и журналами. Последний прижизненный сборник 2После России2 появится в1928году. А писала Цветаева по крайней мере ещё 15 лет.
Нищета, унижения, бесправие окружали её со всех сторон. У мужа случайные заработки. И найти постоянную работу невозможно: Франция охвачена безработицей. Вместе с разочарованием в эмиграции приходит сознание того, что её читатель-там. На родине. Что русское слово может найти отклик прежде всего в русской душе.
Чтец:
Тоска по родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно-
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с котомкою базарной
В дом, и не знающий, что-мой,
Как госпиталь или казарма…
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё- равно, и всё-едино.
Но если по дороге - куст
Встаёт, особенно – рябина…
ВЕД.4.Письма её знакомым и близким полны сетования на одиночество и беспросветную нужду. Но в письмах были и стихи. Главным адресатом её стихов был Пастернак. Его мнением она дорожила. Ему посвятила немало стихов. Одно из них написано в марте 1925 года:
Чтец: стихотворение «Рас-стояние: вёрсты, мили..»
Спустя годы это стихотворение обрело особое звучание, выйдя за рамки личного послания. Вёрсты, дали. Мили разделили в послереволюционные годы не только двух прекрасных поэтов-они расслоили и развели по разным концам земли множество замечательных людей России, разлучив их с Родиной
Стихи Цветаевой, несмотря на преграды сталинского режима, текли в Россию. Их везли знакомые и незнакомые. Их заучивали , запоминали, прятали, дожидаясь, когда «стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд».
Черёд настал в 1939году, когда Марина Цветаева появилась в Москве. Но это был узкий круг любителей поэзии, без публичных выступлений. Приходит горькое осознание: «Здесь я не нужна, там я невозможна».
Она вернулась в Россию вместе с сыном вслед за мужем и дочерью, уехавшими двумя годами раньше. В 17-м она заклинала мужа: «Если Бог сделает это чудо -оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами следом, как собака.» В 39-м году сказала: «Вот и пойду как собака»…Но семейное воссоединение было недолгим: в августе 39-го арестовали дочь, в октябре-мужа.Марина осталась без квартиры, без средств к существованию. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, занимается переводами. Осенью 1940года Гослитиздат планировал издать сборник её стихов. Но книга так и не вышла..
Чтец:
Знаю: умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух- не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле!-Неба дочь!
С полным передником роз!-Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре!- Ястребиную ночь
Бог не пошлёт по мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари- и ответной улыбки прорез…
-Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
ВЕД.5.В начале войны Цветаева вместе с сыном в составе писательской организации эвакуируется в Елабугу. «Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня-всё меньше и меньше. Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами крюк. Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно. Я не хочу умереть. Я хочу не быть..»
Пора снимать янтарь,
Пора менять словарь,
Пора гасить фонарь
Наддверный…
Она повесилась 31 августа 1941 года в Елабуге, в грязных сенях деревянной убогой избы, где жила со своим сыном. Могила её затерялась…
ВЕД.1(На фоне музыки «Аве Мария» Баха):
«Нет в мире виноватых»-, сказал когда-то Шекспир. Но, может быть, тот великий, который скажет, что все виноваты, будет не менее прав.
Литература
Журнал «Литература в школе», 1991, №3,5
М.Цветаева. Избранное/Сост, коммент. Л.А.Беловой
Акимов В.М. От Блока до Солженицина. Судьбы русской литературы 20 века.- Санкт-Петербург, 1993
Марина Цветаева. Где отступается Любовь/Сост. Н.В.Ларцева.- Петрозаводск:»Карелия», 1991
Орлов В. Марина Цветаева: Судьба. Характер. Поэзия. М:Просвещение, 1990