kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиная, посвящённая Марине Цветаевой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для учащихся 9-11 классов даёт учителю возможность позакомить старшеклассников с жизнью и творчеством Марины Цветаевой. Использование картин,  музыки, видеофрагментов задаёт эмоциональный  фон занятия, помогает подростка глубже понять цветаевскую лирику, воспитывает любовь к поэтическому слову, способствует развитию творческих способностей школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная, посвящённая Марине Цветаевой»


Методическая разработка внеклассного мероприятия
Литературная гостиная, посвящённая Марине Цветаевой.











Разработала Пиджакова Любовь Львовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Шокшинская СОШ»

(Республика Карелия, Прионежскийр-н, село Шокша)

















2016г.



Пояснительная записка

Возрастная аудитория: учащиеся 9-11 классов

Цели и задачи:

-знакомство с биографией М.Цветаевой;

-расширение знаний о цветаевской лирике;

-развитие творческих способностей;

-воспитание любви к поэтическому слову, к литературе; воспитание патриотизма

Оборудование:

-Аудиозаписи колокольного звона; Шопен «Вальс» №7 до-диез минор; песни И.Аллегровой «Я тебя отвоюю..»; «Аве Мария»Баха;

-метроном;

-видеофрагмент фильма «Жестокий романс» ( песня Ларисы «Под лаской плюшевого пледа..»);

-рябиновые ветки (если осень);

-презентация ( или видеоряд. Или один портрет Цветаевой в обрамлении рябиновых гроздьев)



Сценарий мероприятия

На фоне звона колоколов:

ВЕД.1

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Так написала о дне своего рождения М.Цветаева - одна из неугасимых звёзд русской поэзии. Рябина, пылающая и горькая, стала символом её судьбы, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.

Вед.2.В мае1913 в Крыму, в Коктебеле, она предскажет:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт.

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти.

-Нечитанным стихам!-

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Время - великий и беспристрастный браковщик - свергал кумиров настоящего, из забвения поднимая гонимых, опальных, проклятых властью. « И главное- я ведь знаю, как меня будут любить ..через100 лет,»- писала Цветаева. Утечёт много не только воды, но и крови, потому что жизнь и творчество поэтессы пришлись на10-30-е годы нашего катастрофического века -волкодава. Попробуем же прикоснуться к истории «цветаевских правд». К истории её жизни и любви.

Звучит «Вальс» Шопена(№7 до-диез минор. Сначала громко. Затем как фон)

ВЕД.3.Осенью 1910 года частная типография публикует поэтический сборник 18-тилетней гимназистки Марины Цветаевой «Вечерний альбом», который получил одобрительные отзывы таких мэтров, как Брюсов, Волошин, Гумилёв. Почему «вечерний»? Порог юности - вечер детства. А детство было прекрасно. Оно прошло отчасти в Москве, отчасти за границей: в Италии, Швейцарии, Германии..В16 лет, закончив гимназию, уехала в Париж, чтобы в Сорбонне изучать старофранцузскую литературу.Дом, быт и мир её семьи пронизан постоянным интересом к искусству. Мать - замечательная пианистка, отец-создатель Музея изящных искусств (ныне музей имени Пушкина). С ранних лет девочка погружена в атмосферу Пушкина, в юности открыла для себянемецких поэтов-романтиков, любила и прекрасно знала Державина, Некрасова, Лескова, Аксакова. Очень рано ощутила в себе тайный жар, «скрытый двигатель жизни» и назвала его «любовь». Всю жизнь горел душевный и творческий костёр любви к людям, к природе, «святому ремеслу», к «дорогим теням прошлого»

ЧТЕЦ.Звучит стихотворение «Бабушке»( по желанию можно использовать музыкальный фон или пустить видеоряд старинных женских портретов)

ВЕД4.Как поэт и как личность она развивалась стремительно. За каких-то два года попробовала разные маски, голоса и темы. Успела побывать в образах грешницы, куртизанки, цыганки-все эти примерки остались яркими и прекрасными стихами. А 1912 году она вышла замуж за Сергея Эфрона. Она много писала, вдохновлённая этой любовью .Если сказать, что Марина любила мужа - значит ничего не сказать. Она его боготворила.

ЧТЕЦ.Звучат стихи «Писала я на аспидной доске..»

ВЕД.5. А это, пожалуй, одно из самых известных и проникновенных стихотворений, так называемая «Песнь к любимому»

(Видеофрагмент из кинофильма «Жестокий романс»-Лариса Огудалова поёт «Под лаской плюшевого пледа..»)

ВЕД.6.До революции Цветаева выпустила 3 свои книги. Сумев сохранить собственный голос среди пёстрого многоголосья литературных школ и течений.. А между тем был уже канун революции. Шла война, и ей не виделось конца. Мир корчился в неистребимых страданиях, позоре, унижении. Трагично, горестно, бедственно звучат стихи, вызванные войной. Это голос в защиту страдающего человека:

Простите меня, мои горы!

Простите меня, мои реки!

Простите меня, мои нивы

Простите меня, мои травы!

Мать крест надевала солдату,

Мать с сыном прощалась навеки…

И снова из сгорбленной хаты:

«Простите меня, мои реки…»

В годы революции Цветаева вглядывалась в открывшуюся ей новь без вражды и раздражения. Всей своей смятенной и сумбурной душой она была на стороне голодных и любила демонстративно подчеркнуть это обстоятельство: «Себя причисляю к рвани».

Если душа родилась крылатой-

Что ей хоромы и что ей хаты!

Что Чингисхан ей и что-Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца-неразрывно-слитых:

Голод голодных- и сытость сытых!

Она хотела жить исключительно личной, частной жизнью, но Время вторгалось в эту жизнь, и История диктовала свои сюжеты её чувствам и её творчеству.

ВЕД.7.В ноябре 1917г. муж Цветаевой, Сергей Эфрон,уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии. Он любил Россию фанатично и свято верил , что спасает её.

Белая гвардия - путь твой высок.

Чёрному дулу - грудь и висок…

Божье да белое твоё дело:

Белое тело твоё в песок.

Не лебедей это в небе стая:

Белогвардейская рать святая

Белым видением тает, тает…

Старого мира -последний сон:

Молодость-Доблесть-Вандея-Дон.



Почти три года Марина жила в голодной красной Москве, не получая от мужа вестей. Терпела не просто нужду, а нищету. На руках - две дочери .И она билась, как могла: меняла по деревням вещи на сало и муку, стояла в очереди за пайковой селёдкой, таскала саночки с гнилой картошкой. В самое тяжёлое время-осенью 1919-го- по совету знакомых отдала девочек в приют. Но вскоре забрала тяжело заболевшую Алю, а в феврале 1920-го потеряла маленькую Иру, погибшую от голода и тоски.

ЧТЕЦ-звучит стихотворение «Две руки»

ВЕД1.Таково было её «хождение по мукам». Но никогда она не писала так вдохновенно, напряжённо и разнообразно.Поэтесса ломала инерцию старых привычных ритмов. «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся-да..». Стихи-как «физическое сердцебиение.

ЧТЕЦ-стихотворение «Приметы»( на фоне сердечного стука)

ВЕД.2.С 1912 по 1920 Марина Цветаева пишет непрерывно, но ни одна книга не вышла, только несколько случайных стихов в петербургских «Северных записках».Её знал только узкий круг завзятых любителей поэзии. «Меня нене помнят,- скажет она однажды в беседе с корреспондентом.-Просто не знают»

Аудиозапись песни Аллегровой «Я тебя отвоюю..»

Вскоре выяснилось, что СергейЭфрон жив: волной отступления корниловской армии его унесло в Чехию. Отныне белый офицер Эфрон превратился для неё в мечту, в белого лебедя, героического и обречённого

ЧТЕЦ:

Кто уцелел -умрёт, кто мёртв -воспрянет.

И вот потомки, вспомнив старину:

-Где были вы?-вопрос как громом грянет,

Ответ как громом грянет: - На Дону!

-Что делали?-Да принимали муки,

Потом устали и легли на сон.

И в словаре задумчивые внуки

За словом :ДОЛГ напишут слово ДОН.

Он не мог вернуться в Россию, и Марина едет к мужу, взваливая на свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки. Так началась 17-тилетняя одиссея за рубежом.Германия. Чехия… Здесь в феврале 25-го у них родится сын Георгий.

ВЕД.3..В Чехии Цветаевой удалось издать несколько книг: «Разлука», «Психея», «Ремесло». Это был своеобразный пик, после которого наступил спад. Она не прижилась в эмиграции: очень быстро проявились расхождения между нею и бело-эмигрантскими кругами.Всё чаще её стихи, поэмы, проза отвергаются и газетами, и журналами. Последний прижизненный сборник 2После России2 появится в1928году. А писала Цветаева по крайней мере ещё 15 лет.

Нищета, унижения, бесправие окружали её со всех сторон. У мужа случайные заработки. И найти постоянную работу невозможно: Франция охвачена безработицей. Вместе с разочарованием в эмиграции приходит сознание того, что её читатель-там. На родине. Что русское слово может найти отклик прежде всего в русской душе.

Чтец:

Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно-

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с котомкою базарной

В дом, и не знающий, что-мой,

Как госпиталь или казарма…

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё- равно, и всё-едино.

Но если по дороге - куст

Встаёт, особенно – рябина…

ВЕД.4.Письма её знакомым и близким полны сетования на одиночество и беспросветную нужду. Но в письмах были и стихи. Главным адресатом её стихов был Пастернак. Его мнением она дорожила. Ему посвятила немало стихов. Одно из них написано в марте 1925 года:

Чтец: стихотворение «Рас-стояние: вёрсты, мили..»

Спустя годы это стихотворение обрело особое звучание, выйдя за рамки личного послания. Вёрсты, дали. Мили разделили в послереволюционные годы не только двух прекрасных поэтов-они расслоили и развели по разным концам земли множество замечательных людей России, разлучив их с Родиной

Стихи Цветаевой, несмотря на преграды сталинского режима, текли в Россию. Их везли знакомые и незнакомые. Их заучивали , запоминали, прятали, дожидаясь, когда «стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд».

Черёд настал в 1939году, когда Марина Цветаева появилась в Москве. Но это был узкий круг любителей поэзии, без публичных выступлений. Приходит горькое осознание: «Здесь я не нужна, там я невозможна».

Она вернулась в Россию вместе с сыном вслед за мужем и дочерью, уехавшими двумя годами раньше. В 17-м она заклинала мужа: «Если Бог сделает это чудо -оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами следом, как собака.» В 39-м году сказала: «Вот и пойду как собака»…Но семейное воссоединение было недолгим: в августе 39-го арестовали дочь, в октябре-мужа.Марина осталась без квартиры, без средств к существованию. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, занимается переводами. Осенью 1940года Гослитиздат планировал издать сборник её стихов. Но книга так и не вышла..

Чтец:

Знаю: умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух- не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле!-Неба дочь!

С полным передником роз!-Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре!- Ястребиную ночь

Бог не пошлёт по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари- и ответной улыбки прорез…

-Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

ВЕД.5.В начале войны Цветаева вместе с сыном в составе писательской организации эвакуируется в Елабугу. «Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня-всё меньше и меньше. Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами крюк. Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно. Я не хочу умереть. Я хочу не быть..»

Пора снимать янтарь,

Пора менять словарь,

Пора гасить фонарь

Наддверный…

Она повесилась 31 августа 1941 года в Елабуге, в грязных сенях деревянной убогой избы, где жила со своим сыном. Могила её затерялась…

ВЕД.1(На фоне музыки «Аве Мария» Баха):

«Нет в мире виноватых»-, сказал когда-то Шекспир. Но, может быть, тот великий, который скажет, что все виноваты, будет не менее прав.



Литература

  1. Журнал «Литература в школе», 1991, №3,5

  2. М.Цветаева. Избранное/Сост, коммент. Л.А.Беловой

  3. Акимов В.М. От Блока до Солженицина. Судьбы русской литературы 20 века.- Санкт-Петербург, 1993

  4. Марина Цветаева. Где отступается Любовь/Сост. Н.В.Ларцева.- Петрозаводск:»Карелия», 1991

  5. Орлов В. Марина Цветаева: Судьба. Характер. Поэзия. М:Просвещение, 1990










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературная гостиная, посвящённая Марине Цветаевой

Автор: Пиджакова Любовь Львовна

Дата: 24.03.2016

Номер свидетельства: 309695

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Замечательное человеческое сердце Марины Цветаевой"
    ["seo_title"] => string(54) "zamechatelnoe_chelovecheskoe_serdtse_mariny_tsvetaevoi"
    ["file_id"] => string(6) "615461"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1666246775"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства