Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству М. Цветаевой. Методическая разработка.
Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству М. Цветаевой. Методическая разработка.
Внеклассное мероприятие по литературе включает в себя викторину по биографии и творчеству М. Цветаевой, презентацию и конкурс чтецов. Цель данного мероприятия: познакомить обучающихся с центральными событиями жизни и творчества поэтессы, с особенностями её мировоззрения, основными темами и мотивами лирики Цветаевой, особенностями лирической героини стихотворений.
Методическая разработка может быть использована преподавателями литературы полностью и выборочно как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Познакомить студентов с центральными событиями жизни и творчества поэтессы, с особенностями её мировоззрения, основными темами и мотивами лирики Цветаевой, особенностями лирической героини стихотворений.
Оформление:
Выставка книг о М. Цветаевой и сборников её стихов, фотографии поэтессы, документальный фильм «Роман её души. М. Цветаева», запись песен «Генералам двенадцатого года», «Хочу у зеркала…», «Мне нравится, что вы больны не мной», запись исполнения стихотворения «Уж сколько их упало в эту бездну…», компьютерная презентация.
План проведения мероприятия
1. Просмотр документального фильма «Роман её души. М. Цветаева».
2. Викторина, посвящённая биографии и творчеству М. И. Цветаевой.
3. Литературная гостиная с просмотром презентации и конкурсом чтецов.
Эпиграф:
Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед.
Викторина по биографии и творчеству М.И. Цветаевой
1. Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
В какой день недели родилась М. Цветаева? Какой праздник отмечает в этот день православная церковь?
2. Будет скоро тот мир погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь ещё не срублен
И не продан ещё наш дом.
Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь ещё, спеши!
В переулок сходи ………
В эту душу моей души.
Восстановите название переулка, который так дорог М. Цветаевой.
3. Обеим бабкам я вышла – внучка:
Чернорабочий – и белоручка!
Кто были бабушки М. Цветаевой? Назовите стихи, посвящённые им.
4. Когда снежинку, что легко летает,
Как звёздочка упавшая скользя,
Берёшь рукой – она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя…
Оставь полёт снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками…
Кому посвящено это стихотворение и по какому поводу оно написано?
5. Отец Марины Ивановны Цветаевой был учёным и общественным деятелем. Какой вклад внёс он в отечественную культуру?
6. О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена: …………….
Закончите строфу. О каких временах вспоминает поэтесса?
7. Я – бренная пена морская…
Какое основание имела М. Цветаева так сказать о себе?
8. Какой год М. Цветаева считала счастливейшим в своей жизни?
9. Когда вышла первая книга стихов М. Цветаевой и как она называлась?
10. Кто из поэтов серебряного века восхищался первым сборником стихов Цветаевой и написал о ней большую статью?
11. Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья……..
Кто шлёт прощальный привет поэту, кто эти «неизменившие друзья»?
12. Из рук моих – нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат…
- И я дарю тебе свой колокольный град,
……………….! – и сердце своё в придачу.
Кому из своих современников Цветаева дарила такие щедрые подарки?
13. Я знаю: наш дар неравен.
Мой голос впервые - тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих…
Эти строки посвящены поэту-современнику, на котором, по мнению М. Цветаевой, лежит след «десницы Державина». Кто он?
14. В каком раннем произведении Цветаева предсказала судьбу своих стихов?
15. Отвечая в 1926 году на вопросы анкеты о самых любимых книгах, Цветаева назвала три книги («… с которыми сожгут»). Какие это книги?
16. Какое первое слово (по семейному преданию) произнесла маленькая Марина Цветаева?
17. Ты солнце в выси мне застишь,
Все звёзды в твоей горсти!..
О ком эти стихи?
18. Владенья наши царственно-богаты,
Их красоты не рассказать стиху…
О каких богатствах идёт речь в этом стихотворении?
19. М. И. Цветаева пишет: «Стихи растут, как звёзды и как розы…» С ней полемизирует другой поэт: «Когда б вы знали, из какого сора // растут стихи…» Кто этот поэт?
20. Почему к поэме «Крысолов» М. Цветаева даёт посвящение: «Моей Германии»?
21. Какое название пьесы М. И. Цветаевой совпадает с названием повести А.С. Пушкина?
22. «Плачем гнева и любви» встретила М. Цветаева начало второй мировой войны. Она оплакивала две страны: одна из них – в слезах, а другая – в крови. О каких странах идёт речь?
23. Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнёт так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.
О каком имени идёт речь?
24. … И не жалость – мало жил,
И не горечь – мало дал, -
Много жил – кто в наши жил
Дни, всё дал – кто песню дал…
О ком эти стихи? По какому случаю?
Ответы на вопросы викторины
по биографии и творчеству М. И. Цветаевой
1. Осенью – 26 сентября (8 октября) 1892 года.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
2. Трёхпрудный переулок.
3. Одна бабка – жена сельского священника; другая принадлежала к старинному польскому дворянскому роду. «У первой бабки – четыре сына…», «Бабушке».
4. Поэту-символисту Эллису (Л.Л. Кобылинскому) в ответ на предложение выйти за него замуж.
5. Иван Владимирович был создателем и первым директором Музея изящных искусств императора Александра III, ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.
6. «Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий». О детстве.
7. Марина – в переводе с латинского означает «морская».
8. 1912-й. Замужество, рождение дочери Ариадны, выход второй книги стихов «Волшебный фонарь».
9. В 1910 году «Вечерний альбом».
10. Максимилиан Волошин.
11. «Книги в красном переплёте».
12. О. Мандельштаму и А. Ахматовой.
13. Осип Мандельштам.
14. «Моим стихам, написанным так рано…» (1913).
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
15. «Нибелунги», «Илиада» Гомер, «Слово о полку Игореве».
16. Гамма.
17. Об Анне Ахматовой («Стихи к Анне Ахматовой», 1916).
18. О богатстве детских впечатлений:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.
Мы обе – феи, добрые соседки,
Владенья наши делит тёмный лес… «Наше царство»
19. А. Ахматова.
20. Предки М. Цветаевой по материнской линии – выходцы из Германии; она знала немецкий язык, любила немецкую музыку.
21. «Метель».
22. Чехия и Испания – первая в слезах, вторая – в крови.
23. А.А. Блок.
24.О С. Есенине. «Памяти Сергея Есенина» (1926).
Литературная гостиная
«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд»
I. Вступительное слово. Выставка книг. Представление жюри конкурса чтецов.
II. Литературная гостиная. Демонстрация компьютерной презентации.
Сентябрь — самый насыщенный важными событиями месяц в биографии Марины Цветаевой. В сентябре родилась её единственная сестра Ася. В сентябре Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который родился в один день с Мариной Цветаевой, только годом позже. В сентябре родилась Аля, первая дочь, самая знаменитая дочь в истории мировой литературы. Наконец, на сентябрь пришлось и рождение самой Марины. Она родилась 26 сентября (по старому стилю) 1892 года в Москве в высококультурной семье.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Русская поэтесса была дочерью профессора Московского университета, основателя музея изящных искусств Ивана Владимировича Цветаева. Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906 году, оставив двух дочерей на попечение отца.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы.
Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов, Гумилев и Волошин.
С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов следовали один за другим, привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью.
В первый альбом вошло известное стихотворение «Молитва», которое прочтёт _______________________________________________________________
В 1911 году в Коктебеле Цветаева знакомится с Сергеем Эфроном, который через год становится не только ее мужем, но и самым близким другом.
В 1912 году выходит вторая книга стихов, получившая название «Волшебный фонарь». В том же году рождается дочь Ариадна, Аля – так называли её в семье. Стихотворение «Але» читает ______________________________________
Годы Первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. Её муж был офицером, воевал в Добровольческой армии.
Прослушивание записи романса на музыку
композитора А. Петрова, слова М. Цветаевой
«Генералам двенадцатого года» из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово»
На многие стихотворения Марины Цветаевой была положена музыка, получились замечательные романсы, которые исполнила Алла Пугачёва. Один из них стал популярным благодаря телефильму «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» исполнит
В 1917 году у Цветаевой родилась вторая дочь Ирина. После революции муж эмигрировал за границу вместе с остатками армии. Цветаева переживала трудные голодные времена в разлуке с мужем. Ариадна тяжело болела, а совсем маленькая Ирина умерла от голода.
Суровая доля Сергея Эфрона послужила толчком к созданию цикла стихов «Лебединый стан», посвящённого Белой армии. Этот цикл не был гимном белому движению, а был реквиемом его обречённой жертвенности, скорбному пути мужа. Стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель…» читает ________________
В 1922 году Цветаева выпускает книгу «Вёрсты». Однако эту книгу не приняли читатели, даже любящий и понимающий Марину Осип Мандельштам в статье журнала «Литературная Москва» дал резкий отзыв о её стихах.
Неизвестность судьбы мужа, бытовая неустроенность, голод, смерть маленькой дочери, а тут ещё и творческая драма – всё это усиливало у Цветаевой ощущение собственной ненужности в России. Она принимает решение уехать за границу.
Прослушивание записи романса на музыку М. Таривердиева, слова М. Цветаевой
«Хочу у зеркала…» в исполнении Аллы Пугачёвой
Итак, в мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 года после рождения сына семья перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.
Творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: в 1923 году в Берлине, в издательстве «Геликон», вышла книга «Ремесло», получившая высокую оценку критики. В 1924 году, в пражский период — «Поэма Горы», «Поэма Конца». В 1926 году закончила поэму «Крысолов», начатую еще в Чехии, работала над поэмами «С моря», «Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха» и др.
Прослушаем следующее стихотворение Марины Цветаевой в исполнении
Если поначалу русская эмиграция приняла Цветаеву как свою, то очень скоро ее независимость, ее бескомпромиссность, ее одержимость поэзией определяют ее полное одиночество. За свою предельную честность и гуманность она расплачивалась тем, что её перестали печатать в эмигрантской прессе, ограничив возможность зарабатывать на жизнь.
Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928 году под названием «После России», включивший стихотворения, написанные в 1922 — 1925 годах.
Замешанный в ряде скандалов, причастный к политическому убийству, Сергей Эфрон был вынужден в октябре 1937 года под чужим именем бежать из Франции в Москву. Эмиграция отвернулась от жены «агента Москвы», хотя Цветаева была далека от политики. Она просто разделяла долю своей семьи.
В 1939 она восстановила свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью возвратилась на родину. Она мечтала, что вернется в Россию «желанным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в сталинском лагере.
Цветаева изнурительно занималась переводами, чтобы заработать на жизнь себе и сыну, а также иметь возможность отвозить передачи на Лубянку, где находилась Ариадна, и в Лефортовскую тюрьму для мужа.
Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Под гнётом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии поэтесса 31 августа 1941 года покончила с собой. В одной из предсмертных записок есть строки: «А меня простите – не вынесла».
Лишь много лет спустя после её смерти на елабужском кладбище на месте предполагаемой могилы Цветаевой была поставлена надгробная доска с надписью:
Сегодня мы лишь немного прикоснулись к огромному миру поэзии Марины Цветаевой. Литературное наследие её велико: поэтические сборники, поэмы, мемуарные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое её произведение подчинено только правде сердца.
Многие современные поэты посвящают свои стихи любимой поэтессе. Одно такое стихотворение мы сейчас послушаем. Елена Фролова «Была б жива Цветаева», читает _________________________________________________________
Пока жюри подводят итоги конкурса чтецов, послушаем
песню-монолог «Уж сколько их упало в эту бездну…» на музыку Марка Минкова в исполнении Аллы Пугачёвой.
III. Подведение итогов конкурса. Вручение грамот и ценных подарков.
IV. Заключительное слово.
Чтение истинного поэта – всегда труд души и мысли. Цветаеву нужно научиться читать и понимать. И если это случается, она начинает отдавать много больше, чем мы способны взять при первом прикосновении. Прежде всего, откроется нам жизнь замечательного человеческого сердца, которое требовательно не только к окружающим, но и умевшего отдавать себя без остатка.
Викторина по биографии и творчеству М.И. Цветаевой
1. Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
В какой день недели родилась М. Цветаева? Какой праздник отмечает в этот день православная церковь?
2. Будет скоро тот мир погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь ещё не срублен
И не продан ещё наш дом.
Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь ещё, спеши!
В переулок сходи ………
В эту душу моей души.
Восстановите название переулка, который так дорог М. Цветаевой.
3. Обеим бабкам я вышла – внучка:
Чернорабочий – и белоручка!
Кто были бабушки М. Цветаевой? Назовите стихи, посвящённые им.
4. Когда снежинку, что легко летает,
Как звёздочка упавшая скользя,
Берёшь рукой – она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя…
Оставь полёт снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками…
Кому посвящено это стихотворение и по какому поводу оно написано?
5. Отец Марины Ивановны Цветаевой был учёным и общественным деятелем. Какой вклад внёс он в отечественную культуру?
6. О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена: …………….
Закончите строфу. О каких временах вспоминает поэтесса?
7. Я – бренная пена морская…
Какое основание имела М. Цветаева так сказать о себе?
8. Какой год М. Цветаева считала счастливейшим в своей жизни?
9. Когда вышла первая книга стихов М. Цветаевой и как она называлась?
10. Кто из поэтов серебряного века восхищался первым сборником стихов Цветаевой и написал о ней большую статью?
11. Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья……..
Кто шлёт прощальный привет поэту, кто эти «неизменившие друзья»?
12. Из рук моих – нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат…
- И я дарю тебе свой колокольный град,
……………….! – и сердце своё в придачу.
Кому из своих современников Цветаева дарила такие щедрые подарки?
13. Я знаю: наш дар неравен.
Мой голос впервые - тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих…
Эти строки посвящены поэту-современнику, на котором, по мнению М. Цветаевой, лежит след «десницы Державина». Кто он?
14. В каком раннем произведении Цветаева предсказала судьбу своих стихов?
15. Отвечая в 1926 году на вопросы анкеты о самых любимых книгах, Цветаева назвала три книги («… с которыми сожгут»). Какие это книги?
16. Какое первое слово (по семейному преданию) произнесла маленькая Марина Цветаева?
17. Ты солнце в выси мне застишь,
Все звёзды в твоей горсти!..
О ком эти стихи?
18. Владенья наши царственно-богаты,
Их красоты не рассказать стиху…
О каких богатствах идёт речь в этом стихотворении?
19. М. И. Цветаева пишет: «Стихи растут, как звёзды и как розы…» С ней полемизирует другой поэт: «Когда б вы знали, из какого сора // растут стихи…» Кто этот поэт?
20. Почему к поэме «Крысолов» М. Цветаева даёт посвящение: «Моей Германии»?
21. Какое название пьесы М. И. Цветаевой совпадает с названием повести А.С. Пушкина?
22. «Плачем гнева и любви» встретила М. Цветаева начало второй мировой войны. Она оплакивала две страны: одна из них – в слезах, а другая – в крови. О каких странах идёт речь?
23. Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнёт так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.
О каком имени идёт речь?
24. … И не жалость – мало жил,
И не горечь – мало дал, -
Много жил – кто в наши жил
Дни, всё дал – кто песню дал…
О ком эти стихи? По какому случаю?
Ответы
1. Осенью – 26 сентября (8 октября) 1892 года.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
2. Трёхпрудный переулок.
3. Одна бабка – жена сельского священника; другая принадлежала к старинному польскому дворянскому роду. «У первой бабки – четыре сына…», «Бабушке».
4. Поэту-символисту Эллису (Л.Л. Кобылинскому) в ответ на предложение выйти за него замуж.
5. Иван Владимирович был создателем и первым директором Музея изящных искусств императора Александра III, ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.
6. «Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий». О детстве.
7. Марина – в переводе с латинского означает «морская».
8. 1912-й. Замужество, рождение дочери Ариадны, выход второй книги стихов «Волшебный фонарь».
9. В 1910 году «Вечерний альбом».
10. Максимилиан Волошин.
11. «Книги в красном переплёте».
12. О. Мандельштаму и А. Ахматовой.
13. Осип Мандельштам.
14. «Моим стихам, написанным так рано…» (1913).
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
15. «Нибелунги», «Илиада» Гомер, «Слово о полку Игореве».
16. Гамма.
17. Об Анне Ахматовой («Стихи к Анне Ахматовой», 1916).
18. О богатстве детских впечатлений:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.
Мы обе – феи, добрые соседки,
Владенья наши делит тёмный лес… «Наше царство»
19. А. Ахматова.
20. Предки М. Цветаевой по материнской линии – выходцы из Германии; она знала немецкий язык, любила немецкую музыку.
21. «Метель».
22. Чехия и Испания – первая в слезах, вторая – в крови.
23. А.А. Блок.
24.О С. Есенине. «Памяти Сергея Есенина» (1926).
МАМЕ
В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.
Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.
К детским снам клонясь неутомимо,
(Без тебя лишь месяц в них глядел!)
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.
С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров...
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!
Все бледней лазурный остров — детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!
Молитва
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
— «Терпи, еще не кончен срок».
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень...
Чтоб был легендой — день вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый день!
Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след...
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!
С. Э.
Я с вызовом ношу его кольцо
-- Да, в Вечности -- жена, не на бумаге.-
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно -- великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза -- прекрасно-бесполезны! --
Под крыльями распахнутых бровей --
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна.
-- Всем вам, кто жил и умирал без страху.
Такие -- в роковые времена --
Слагают стансы -- и идут на плаху.
x x x
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,
Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою — как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —
Оттого что в земной ночи я вернее пса.
Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Но пока тебе не скрещу на груди персты —
О проклятие! — у тебя остаешься — ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир, —
Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир!
АЛЕ
Да, я тебя уже ревную,
Такою ревностью, такой!
Да, я тебя уже волную
Своей тоской.
Моя несчастная природа
В тебе до ужаса ясна:
В твои без месяца два года -
Ты так грустна.
Все куклы мира, все лошадки
Ты без раздумия отдашь -
За листик из моей тетрадки
И карандаш.
Ты с няньками в какой-то ссоре
Все делать хочется самой.
И вдруг отчаянье, что "море
Ушло домой".
Не передашь тебя - как гордо
Я о тебе ни повествуй! -
Когда ты просишь: "Мама, морду
Мне поцелуй".
Ты знаешь, все во мне смеется,
Когда кому-нибудь опять
Никак тебя не удается
Поцеловать.
Я - змей, похитивший царевну, -
Дракон! - Всем женихам - жених! -
О свет очей моих! - О ревность
Ночей моих!
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!
***
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
Золото моих волос
Золото моих волос
Тихо переходит в седость.
- Не жалейте! Всё сбылось,
Всё в груди слилось и спелось.
Спелось - как вся даль слилась
В стонущей трубе окрайны.
Господи! Душа сбылась:
Умысел твой самый тайный.
Несгорающую соль
Дум моих - ужели пепел
Фениксов отдам за смоль
Временных великолепий?
Да и ты посеребрел,
Спутник мой! К громам и дымам,
К молодым сединам дел -
Дум моих причти седины.
Горделивый златоцвет,
Роскошью своей не чванствуй:
Молодым сединам бед
Лавр пристал - и дуб гражданский.
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что - невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
И не моя вина, что я с рукой
По площадям стою - за счастьем.
Пересмотрите все моё добро,
Скажите - или я ослепла?
Где золото моё? Где серебро?
В моей ладони - горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
- И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
ЕЛЕНА ФРОЛОВА
Была б жива Цветаева,
пошел бы в ноги кланяться,
пускай она седая
и в самом старом платьице.
С собой взял водку белую
и пару вкусных шницелей,
присел бы зорким беркутом –
знакомиться?! мириться ли?!
Пускай была бы грустная,
а скатерть даже грязная,
но только б слышать с уст ее
то – розовое, разное.
Но только б видеть глаз ее
фиалковые тени
и чудо челки ласковой
и чокнуться в колени.
Жила на свете меточка
курсисточкой красивой,
в бумажном платье девочка
петлю с собой носила.
Писала свитки целые,
курила трубку черную,
любила спать за церковью,
ходить в пацанских чеботах.
И доигралась, алая,
и потеряла голову,
одно лишь слово балуя,
ты засыпала голая.
Один лишь стол в любовниках,
одна лишь ночь в избранницах.
Ах, от тебя садовнику
навеки не избавиться!
Небесному – небесное,
земному лишь земное,
и ты летишь над бездною
счастливейшей звездою.
Все поняла – отвергнула,
поцеловала – ахнула,
ну а теперь ответа жди
от золотого ангела.
Пусть сыну честь – гранатою,
а мужу слава – пулей,
зато тебя с солдатами
одели и обули.
Ни милости, ни благости –
божественная ягода,
ты удавилась в августе
над табуреткой Дьявола.
И ничего не вспомнила,
перекрестилась толечко.
Налей стаканы полные,
заешь все лунной корочкой.
Здоровье пью рабы твоей,
заложницы у вечности,
над тайнами разрытыми
страстями подвенечными.
Какое это яблоко
по счету, своевольное?
Промокшая Елабуга,
печаль моя запойная.
Была б жива Цветаева,
пришел бы в ноги кланяться,
за то, что не святая,
а лишь Страстная Пятница.
И грустная, и грешная,
и горькая, и сладкая,
сестрица моя нежная,
сестрица моя славная.
Дай Бог в аду не горбиться,
седые патлы путая,
малиновая горлица,
серебряного утра!..
Список используемой литературы
1. Аннинский Л. Серебро и чернь // Литература (Приложение к газете «Первое сентября». 1995. № 2). Воспоминания о Марине Цветаевой. М., 1992.
2. Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэма. Драматургия. Эссе. – М.: Олимп; 1997. – (Школа классики).
3. Марина Цветаева. За всех – противу всех! М., 1992.
4. Павловский А. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. Л., 1989.
5. Саакянц А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества (1910 – 1922). М., 1986.
6. Серебряный век русской поэзии: Пособие для учителей / Сост. Е. В. Карсалова, А. В. Леденев, Ю. М. Шаповалова. М., 1994.
7. Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по литературе: 11 класс: К учебнику «Русская литература XX века. 11 класс» Под ред. В. П. Журавлева / Т. М. Фадеева. – М., 2005. – (Серия «Учебно-методический комплект»).
8. Цветаева А. Воспоминания. М., 1974.
9. Эфрон А. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери. М., 1989.