Литературная гостиная, посвященная теме любви в творчестве М.Ю.Лермонтова.
Литературная гостиная, посвященная теме любви в творчестве М.Ю.Лермонтова.
Цель: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый
характер, любящее сердце, способность увлекаться; постараться воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях М.Ю. Лермонтов.
Задачи: Образовательные:
Систематизация и обобщение знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;
Формирование представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;
Обучение выразительному чтению лирических произведений.
Развивающие:
Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование формы – литературная гостиная;
Развитие эстетического вкуса.
Воспитательные:
Формирование дружеских отношений между учащимися;
Формирование умения быстро принимать решения;
Формирование толерантного отношения к представителям других народов;
Формирование навыков публичного выступления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная, посвященная теме любви в творчестве М.Ю.Лермонтова. »
Хрящикова Л. Д., учитель русского языка и литературы, высшей категории, учитель-методист средней общеобразовательнойшколы№35г.Симферополя
« И я любил всем напряжением душевных сил…»
Литературная гостиная, посвященная теме любви в творчестве М.Ю.Лермонтова.
Чтец.
Не верят в мире многие любви
И тем счастливы; для иных она
Желанье, порожденное в крови,
Расстройство мозга иль виденье сна.
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил…
1 – й ведущий. Эти строки из стихотворения «1831 – го июня 11 дня» - словно эпиграф к любовной лирике Лермонтова, лирике «сильнейших страстей» и глубоких страданий. И хотя Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником Пушкина, тема любви – зазвучала у него совершенно по-иному. «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило нашей поэзии» - писал Д. Мережковский. И воистину, если для Пушкина любовь – источник счастья, то для Лермонтова она неразлучна с печалью. У него мотивы одиночества, противостояния «бесчувственной толпе» пронизывают и стихи о любви: в его художественном мире высокое чувство всегда трагично.
2 – й ведущий. Лишь изредка в стихах юного поэта мечта о любви сливалась с мечтою о счастье:
Меня бы примирила ты
С людьми и буйными страстями, -
писал он, обращаясь к Н. Ф. И. – Наталии Федоровне Ивановой, в которую был страстно и безнадежно влюблен. Но это лишь одна, не повторившаяся большая нота. Горькие откровения звучат в любовной лирике Лермонтова, боль обжигает читателя в его стихах о любви. Весь же цикл посвященных Ивановой стихов – это история неразделенного чувства:
Чтец.
Я недостоин, может быть,
Твоей любви; не мне судить,
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Ты не коварна, как змея,
Лишь часто новым впечатленьям
Душа вверяется твоя.
Она увлечена мгновеньем;
Ей милы многие, вполне
Еще никто; но это мне
Служить не может утешеньем…
1 – й ведущий. Перед нами словно страницы дневника, где запечатлены все оттенки пережитого: от вспыхивающей безумной надежды до горького разочарования:
Чтец.
И стих безумный, стих прощальный
В альбом твой бросил для тебя,
Как след единственный, печальный,
Который здесь оставлю я.
2 – й ведущий. Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятным, но это лишь усиливает в нем сознание свое предназначенья для иной, высшей свободы и иного счастья – счастья творить. Завершающее цикл стихотворение – одно из самых прекрасных у Лермонтова – это не только расставание с любимой, это и освобождение от унижающей и порабощающей страсти:
Чтец.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам…
1 – й ведущий. Контраст между высоким чувством героя и «коварной изменой» героини в самом строе стиха, насыщенном антитезами, столь характерными для романтической поэзии:
Чтец.
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней…
2 – й ведущий. Этот типично романтический прием определяет стиль не только одного стихотворения – на контрастах, противопоставлениях построена вся лирика поэта. И рядом с образом «изменившегося ангела» под его пером возникает другой женский образ, возвышенный и идеальный:
Чтец.
Улыбку я твою видал,
Она мне сердце восхищала…
1 – й ведущий. Эти стихи посвящены Варваре Лопухиной, любовь к которой не угасала у поэта до конца дней. Это к ней обращены слова:
Чтец.
У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней;
Так память, демон-властелин,
Вся будит старину,
И я твержу один, один:
Люблю, люблю одну!
1 – й ведущий. И упреки, обращенные к женщине, не сумевшей оценить чувства поэта, мы тоже услышим:
Моей любви ты знала ль цену?
Ты знала. Я тебя не знал.
2 – й ведущий. Во всех остальных он любил «прошлое страданье и молодость погибшую свою». Поэт предчувствовал, что судьба не соединит его с Лопухиной. Еще в 1831 году он написал:
Чтец.
Принадлежишь другому ты,
Забыт певец тобой;
С тех пор влекут меня мечты
Прочь от земли родной,
Корабль умчит меня от ней
В безвестную страну,
И повторит волна морей:
Люблю, люблю одну!
И не узнает шумный свет,
Кто нежно так любим,
Как я страдал и сколько лет
Я памятью томим…
1 – й ведущий. Почти так и случится. Почти, потому что забыть Лермонтова Лопухина не сможет, известие о «смерти Мишеля» стало для не ударом. А он всю свою недолгую жизнь хранил мечту о ней. Пленительный облик этой нежной, одухотворенной женщины предстает перед нами и в живописи, и в поэзии Михаила Юрьевича:
Чтец.
… Все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней.
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
1 – й ведущий. В стихах, посвященных Варваре Александровне, звучит мотив разлуки и роковой неосуществимости счастья:
Чтец.
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем.
1 – й ведущий. Это к ней, Варваре Лопухиной, он просит милости Божьей Матери, поручает ее заботам «теплой заступнице мира холодного».
Чтец.
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Перед твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного…
2 – й ведущий. Отчего же так трагична судьба любящих? Известно, что Лопухина ответила на чувство Лермонтова. Между ними не было непреодолимых преград. Разгадка, наверное, кроется в том, что лермонтовский « роман в стихах» не был зеркальным отражением его жизни. Поэт писал о трагической невозможности статья в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света». Перед нами опять возникает романтический контраст между высоким идеалом и низкой действительностью, в которой любовь существовать не может. Поэтому Лермонтова так притягивают ситуации, таящие в себе нечто роковое. Это может быть чувство, восставшее против власти «светских цепей»:
Чтец.
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе,
Мне грустно… потому что весело тебе.
1 – й ведущий. Это может быть гибельная страсть, изображенная в таких стихотворениях, как «Дары Терека», «Морская царевна». Вдумываясь в эти стихи, невозможно не вспомнить знаменитый «Парус»:
…Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит;
Увы! – Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!..
1 – й ведущий. Этим строкам вторят другие:
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
2 - й ведущий. Лермонтовский герой будто бежит от безмятежности, от покоя, за которым для него – сон души, угасание и самого поэтического дара.
1 – й ведущий. Нет, в поэтическом мире Лермонтова не найти счастливой любви в ее обычном понимании. Душевное родство возникает здесь вне «чего б то ни было земного», даже вне обычных законов времени и пространства. Вспомним поразительное стихотворение « Сон».
Чтец.
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснился кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня – но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но, в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В ее груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
2 – й ведущий. Его даже нельзя отнести к любовной лирике, но именно оно помогает понять, что есть любовь для лермонтовского героя. Для него это прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. Такова любовь в том мире, что зовется поэзией Михаила Юрьевича Лермонтова.