kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиная, посвященная А.Белому.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном образовании большое внимание уделяется внеурочной деятельности по предмету, поэтому как никогда актуальна работа, связанная с проведением салонов и литературно-музыкальных гостиных: предлагаю такой сценарий, который можно проводить в рамках изучения литературы Серебряного века.

(Уже несколько лет наша гимназия участвует совместно с Центром семейного чтения при городской детской библиотеке   в творческом проекте, посвященном известному поэту А.Белому. В этом году мой авторский сценарий написан к очередному мероприятию).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная, посвященная А.Белому. »

Иванова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия №11, г.о. Железнодорожный Московской области, руководитель ГМО классных руководителей, победитель областного этапа (3 место) Всероссийского конкурса работников образовательных учреждений «Воспитать человека» 2008 г., Почетный работник общего образования Российской Федерации, победитель ПНПО 2009 г.

Литературная гостиная. Серебряный век. Встреча с А.Белым.

(Уже несколько лет наша гимназия участвует совместно с Центром семейного чтения при городской детской библиотеке в творческом проекте, посвященном известному поэту А.Белому. В этом году мой авторский сценарий написан к очередному мероприятию).

В.1: Серебряный век. Произнесите это медленно и прислушайтесь… Словно где-то в глубине души прозвонил хрустальный колокольчик. Само словосочетание «серебряный век» ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. И поэзия этого периода очень музыкальна: по своей внутренней сути она является как бы мелодией слов, своеобразным звукорядом. Судьбы творцов начало века… Они были яркими, необычными, трагическими, разными…Судьба каждого- это целая книга… А творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.

В.2: Сколько тайн и имен! В этот век я влюблен. Век серебряный, Век из света… Век поэзии, Век мечты, В.1:Бытия век, Век человека, Мысли век И век красоты… Век Душа, век Поэт… Звука век, Слова век… Сколько тайн и имен! В этот век я влюблен. В.2: Перед нами длительная череда имен и трагических судеб. Александр Блок и Марина Цветаева, Дмитрий Мережковский и Константин Бальмонт, Валерий Брюсов и Николай Гумилев, Анна Ахматова и Осип Мандельштам. Игорь Северянин, Борис Пастернак, Велимир Хлебников, Иван Бунин — всех перечислить сейчас невозможно, да и, пожалуй, не нужно. В.1: Эти поэты одной из самых загадочных эпох в истории русской культуры – «серебряного века» — стали гордостью русской литературы и ее болью, потому что судьба большинства из них была трагической. Трагична тем, что Родина, которую они любили страстно, самозабвенно, перестала их понимать, она не хотела их понимать, но, несмотря на это, эти люди отдали себя до капельки, до последнего дыхания, своей прекрасной Отчизне. Но остались их бессмертные серебряные голоса. И сегодня мы будем говорить об Андрее Белом… В.2: Он родился в Москве на Арбате (точнее – в угловом доме на перекрестке Арбата и Денежного переулка), написал об этом городе множество книг, стихов, статей, эссе и воспоминаний, и хотя самый известный его роман посвящен Петербургу, он до конца жизни был предан своей родной улице, где прожил чуть ли не три десятка лет (здесь в четырехэтажном доме № 55 ныне находится музей, носящий его имя). Затем скитался по арбатским переулкам, пока не обосновался на Плющихе. Возле арбатского «дома с аптекой», как его именуют москвичи, есть другой мемориальный дом – где после женитьбы на Н. Н. Гончаровой жил А. С. Пушкин. Их бронзовые изваяния теперь обращены лицом к своему московскому пристанищу. Чуть дальше, к центру, памятник еще одному арбатскому поэту – Булату Окуджаве, также проживавшему неподалеку. В.1: Но Андрею Белому суждено было первым воспеть Арбат. Во втором томе своих мемуаров, названном «Начало века», он посвятил ему целую главу. «Помнится прежний Арбат: Арбат прошлого…В нем родился; в нем двадцать шесть лет проживал. Дома – охровый, карий, оранжево-розовый, палевый, даже кисельный, – цветистая линия вдаль убегающих зданий, в один, два и три этажа; эта лента домов на закате блистала оконными стеклами…» В.2: Здесь пришло к Борису Бугаеву первое поэтическое вдохновение, здесь же он обрел и свой псевдоним – Андрей Белый. И именно здесь начали посещать его видения – не только житейские или литературные, но и воистину космические. Ноосферу он чувствовал интуитивно или, еще говорят, нутром; она стучалась в каждую нервную клетку, рождая вихри мыслей и бури эмоций. Она определяла его поступки, направляла и защищала. Стеклянно зеленеет бирюза, И яркая заяснилась слеза — Алмазная, алмазная Венера… Неизъяснимостью бездонной, Молочный, ломкий, молодой, Дробим волною темнолонной, Играет месяц над водой. Недостигаемого бега Недостигаемой волны Неописуемая нега Неизъяснимой глубины. В.1: Белый о начале своего творческого пути позже напишет в мемуарах: «Я задумывал космическую эпопею». Одним из первых среди русских писателей и мыслителей он стал писать слово «Космос» с прописной буквы. Космическая тема лейтмотивом вселенской симфонии прошла через его жизнь и творчество. Во всем улавливал он нескончаемую и расщепленную на множество ипостасей вселенскую борьбу между Хаосом и Космосом… Бальмонту В золотистой дали облака, как рубины,- облака как рубины, прошли, как тяжелые, красные льдины. Но зеркальную гладь пелена из туманов закрыла, и душа неземную печать тех огней – сохранила… Древний хаос, как встарь, в душу крался смятеньем неясным. И луна, как фонарь, озаряла нас отсветом красным. Но ты руку воздел к небесам и тонул в ликовании мира. И заластился к нам голубеющий бархат эфира. В.2: Мироощущение поэтов-символистов стояло под знаком Космоса, а не Логоса. Поэтому Космос поглощает у них личность; ценность личности была ослаблена: у них были яркие индивидуальности, но слабо выражена личность. А. Белый даже сам говорил про себя, что у него нет личности. Языческий космизм, хотя и в очень преображенной форме, преобладал над христианским персонализмом». К этому Бердяев добавляет: у Белого человек окончательно «погрузился в космические вихри». Белый с рождения воспринимал пульс Вселенной как свой собственный. Душа мира Вечной тучкой несется, улыбкой беспечной, улыбкой зыбкой смеется… Чистая, словно мир, вся лучистая - золотая заря, мировая душа… В.1: Провидческий же дар Белого проявился, между прочим, в том, что почти за тридцать лет до бомбардировки Хиросимы он предсказал и взрыв атомной бомбы, и массовую гибель («гекатомбу») людей: Мир – рвался в опытах Кюри Атумной, лопнувшею бомбой На электронные струи Невоплощенной гекатомбой… Это, так сказать, во всемирном масштабе. Но известен и другой трагический факт, уже личного порядка: в 1903 году он предсказал собственную смерть «от солнца». Так, в общем-то, и произошло: спустя три десятилетия он умер от кровоизлияния в мозг – последствия солнечного удара… Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел… В.2: В конце 1920-х годов Андрей Белый вместе с женой на нескольких листах ватмана начертил в цвете грандиозную диаграмму своей жизни. Она так и называется «Линия жизни» и в настоящее время находится в Мемориальном музее-квартире поэта. (В письмах и дневниках он тоже пытался нарисовать «параболы и спирали» своей жизни и творчества.) Ломаная графическая линия то взмывает вверх, то падает вниз, обозначая творческие взлеты и падения, победы и поражения. Осмыслить до конца, что с ним происходит, Андрею Белому удавалось не всегда. Поэтому он и облекал свои ощущения и грезы в мистические, трансцендентальные и религиозные понятия. Родина (Те же росы...) Те же росы, откосы, туманы, Над бурьянами рдяный восход, Холодеющий шелест поляны, Голодающий, бедный народ; И в раздолье, на воле – неволя… Те же возгласы ветер доносит; Те же стаи несытых смертей Над откосами косами косят, Над откосами косят людей. Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой - Мать Россия, о родина злая, Кто же так подшутил над тобой? В.1: И все же Космос всегда оставался Космосом, для его обозначения не требовалось никаких вычурных абстракций. Он был всегда рядом – днем горел ослепительным солнцем, ночью манил бисером звезд и постоянно звучал в душе аккордами неземных сфер, предпочитая общаться с миром людей посредством символов. Я без слов: я не могу... Слов не надо мне. На пустынном берегу Я почил во сне. Не словам - молчанью – брат О внемли, внемли. Мы - сияющий закат Взвеянный с земли… В.2: Философия Владимира Соловьева сыграла в формировании мировоззрения Андрея Белого решающую роль. Главное в ней – учение о Всеединстве. Соловьев считал себя выразителем народного благоговения пред святой Софией. Постичь вселенскую сущность и природу Софии человеку непосредственно удается в моменты поэтического вдохновения или философского всеведения, а также в окружении иконописного мира православных храмов. София всегда считалась покровительницей России, лучезарным духом возрожденного человечества и небесно-космической сущностью, что отразилось в архитектуре храмов, ей посвященных, в иконописи и живописи, устном и письменном слове, гармонии семейного и государственного общежития, в тверди веры и религиозных традициях. Родине (Рыдай, буревая стихия...) Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия,- Безумствуй, сжигая меня! В твои роковые разрухи, В глухие твои глубины,- Струят крылорукие духи Свои светозарные сны… И ты, огневая стихия, Безумствуй, сжигая меня, Россия, Россия, Россия,- Мессия грядущего дня! В.1: Космическая напряженность особенно усиливается в пору грозных испытаний, выпавших на долю России. В предчувствии первой русской революции поэт писал, обращаясь к вечности:

Мои друзья упали с выси звездной.

Забыв меня, они живут в низинах.

Кровавый факел я зажег над бездной.

Звездою дальней блещут на вершинах. В.2: Конец XIX и начало ХХ века ознаменовались необычным природным явлением – красным свечением неба. Особенно сильное впечатление оно производило при восходе и заходе солнца. «/ Их запомнили все мы до конца наших дней», – писала впоследствии Анна Ахматова. Русские поэты и мыслители увидели в «красных зорях» знамение, предвещавшее кровавые катаклизмы, и сумели передать это тревожное предчувствие своим читателям и слушателям. Одновременно «красные зори» наяву демонстрировали реальность самих символов. В.1: В действительности этот небесный феномен объяснялся вулканическими процессами в разных местах Земли. Еще в 1883 году произошло катастрофическое извержение вулкана Кракатау в Индонезии, во время которого в атмосферу было выброшено около 19 кубических километров (!) вулканического пепла; его концентрация на большой высоте на протяжении многих лет вызвала зори по всему миру. В 1902 году такое же мощное извержение вулкана произошло на острове Мартиника в Карибском море, и пепел, рассеявшийся в атмосфере, дал аналогичный световой и цветовой эффект. В России необычное явление природы восприняли как символ, как знак беды или, по меньшей мере, как предостережение. Красные зори произвели на Белого такое сильное впечатление, что он сохранял его до последних дней жизни: Пепел. Россия. Отчаянье.

Довольно: не жди, не надейся -

Рассейся, мой бедный народ!

В пространство пади и разбейся

За годом мучительный год!

Века нищеты и безволья.

Позволь же, о родина-мать,

В сырое, в пустое раздолье,

В раздолье твое прорыдать…

В.2: Белый писал: «Верю в Россию. Она – будет. Мы – будем. Будут люди. Будут новые времена и новые пространства. Россия – большой луг зеленый, зацветающий цветами. Когда я смотрю на голубое небо, я знаю, что это небо моей души. Но еще полнее моя радость от сознания, что небо моей души, родное небо. Верю в небесную судьбу моей родины, моей матери. Мы пока молчим. Мы в будущем. Никто нас не знает, но мы знаем друг друга – мы, чьи новые имена восходят в душах вечными солнцами». Солнце

Солнцем сердце зажжено.

Солнце - к вечному стремительность.

Солнце - вечное окно

в золотую ослепительность.

Роза в золоте кудрей.

Роза нежно колыхается.

В розах золото лучей

красным жаром разливается.

В сердце бедном много зла

сожжено и перемолото.

Наши души - зеркала,

отражающие золото. В.1: Уже при жизни Андрея Белого называли «звездным гением». Его современники давали ему такие характеристики: «Инопланетный Гастролёр» (О. Форш); «собиратель пространства» (О. Мандельштам); «абсолютная безбрежность»; «необъятный горизонт его сознания непрерывно полыхает зарницами неожиданнейших мыслей» (Ф. Степун); «он весь пронизан светом» (Н. Мандельштам). В.2: «Весь извивающийся, всегда танцующий, уносящийся в пространство на крыльях тысячи слов» (З. Гиппиус); «гениальный, единственный, весь растерзанный: между антропософией, Заратустрой и Гоголем» (А. Ремизов…

В.1: Самобытный русский художник Кузьма Петров-Водкин, много лет друживший с Андреем Белым, ставил писателя выше всех других литераторов. Его считали своим учителем не только Борис Пастернак и Борис Пильняк, подписавшие в газете «Известия» некролог, где назвали Андрея Белого гением, но и классик западноевропейской литературы Джеймс Джойс. А Игорь Северянин, которого величали «королем поэтов», посвятил Белому сонет, в котором сравнил его ни больше ни меньше как с самим Богом: В пути поэзии, как Бог, простой И романтичный снова в очень близком, — Он высится не то что обелиском, А рядовой коломенской верстой.

В.2: В мемуарах Андрея Белого, и в воспоминаниях современников, и в свидетельствах общавшихся с ним людей, как правило, предстает далеко не один и тот же человек. Белый многолик, как античный бог Протей. У него несколько ипостасей и измерений. Похоже, что и сам поэт не постиг себя до конца. В.1: Пожалуй, наиболее точно мысли и чувства всех, кто знал его и любил, выразил в стихах Эрих Голлербах (1895–1942), написанных в 1921 году и так и названных – «Андрей Белый»:

Златую чашу зелий мировинных

Над сонными полями расплескав,

Он вызвал к жизни семена глубинных,

Отравленных, благоуханных трав…

Крылатый гений, реющий над бездной,

Над бурями безвидной пустоты, —

В наш рабский век, бездушный век железный,

Как необычен, как чудесен ты!.. В.2: Для большинства поклонников и особенно поклонниц он всегда оставался ПОЭТОМ, хотя созданное им в прозе (беллетристике, критике, мемуаристике и эссеистике) по объему многократно превосходит написанное в стихах. Осень

Мои пальцы из рук твоих выпали.

Ты уходишь - нахмурила брови.

Посмотри, как березки рассыпали

Листья красные дождиком крови.

Осень бледная, осень холодная,

Распростертая в высях над нами.

С горизонтов равнина бесплодная

Дышит в ясную твердь облаками. В.1: Борис Николаевич Бугаев. Литературный псевдоним – Андрей Белый, принятый им в начале ХХ века, – не имеет абсолютно никаких реальных корней или параллелей в семейной генеалогии. Псевдоним придумал его сосед по дому Михаил Сергеевич Соловьев, брат Владимира Сергеевича Соловьева. Смысл один – мистический, восходящий к народной мифологеме «белый свет», обозначающей, между прочим, Мироздание, другими словами, синонимичной понятию «Космос». Имя Андрей – тоже со значением – в честь высокочтимого на Руси апостола Андрея Первозванного. В.2: Андрей Белый считал язык главным носителем смысловой символики. «Язык, – писал он, – наиболее могущественное орудие творчества. Когда я называю словом предмет, я утверждаю его существование. Всякое познание вытекает уже из названия. Познание невозможно без слова». Слово создает новый, третий мир – мир звуковых символов, посредством которого освещаются тайны вне меня положенного мира, как и тайны мира, внутри меня заключенные; мир внешний проливается в мою душу; мир внутренний проливается из меня в зори, в шум деревьев; в слове, и только в слове, воссоздаю я для себя окружающее меня извне и изнутри, ибо я – слово, и только слово».

Точно взглядами, полными смысла,

Просияли,-

Мне ядом горя,-

Просияли

И тихо повисли

Облаков златокарих края... В.1: Они собирались вместе. Они были молоды и талантливы. Они были веселы и серьезны. Сочетали высокую поэзию со смехом, вином, легкими влюбленностями. Но уже тогда они многое предвидели в своих судьбах, судьбах России. В.2: Это все аргонавты. Они полетят к солнцу. Но вот они взошли на свои корабли. Солнечный порыв зажег озеро. Распластанные золотые языки лижут торчащие из воды камни. На носу Арго стоит сияющий латник и трубит отъезд в рог возврата… Будем же собирать солнечность, чтобы построить свои корабли! Собирайте, собирайте это сияние! Черпайте ведрами эту льющуюся светозарность! Каждая капля ее способна родить море света. Аргонавты да помолятся за нас!» В.1: «Аргонавты» тянулись к Белому, как подсолнечники к солнцу, безоговорочно признавали лидерство своего идейного вдохновителя, считая его писательский и поэтический талант недосягаемым для прочих представителей литературного цеха. Члены кружка «аргонавтов» ухитрялись мифологизировать вокруг себя всё и вся. Любили поозорничать: воображая себя кентаврами, единорогами, фавнами…

И блеском объятый,

светило дневное,

что факелом вновь зажжено,

несясь,

настигает наш Арго крылатый.

Опять настигает

свое золотое

руно… В.2: Женщины волновали Андрея Белого гораздо сильнее, чем принято о нем думать. Много поэтических строк посвятил он им… Жди меня

Далекая, родная,-

Жди меня...

Далекая, родная:

Буду - я...

Твои глаза мне станут

Две звезды.

Тебе в тумане глянут -

Две звезды…

Меж нами, вспыхнувшими,-

Лепет лет...

Меж нами, вспыхнувшими,

Светит свет. В.1: «Душа, что заря: у одного она красная, у другого – тигриная шкура, у иной – матово-жемчуговая. И вот, бывало, отсияет заря – и отсияет, просияв, знакомая душа. Так прежде я умел летать на заре к милым и близким»,- пишет А.Белый, в период увлечения Асей Тургеневой, которая вскоре станет его женой… Асе (Те же - приречные мрежи...)

Те же - приречные мрежи,

Серые сосны и пни;

Те же песчаники; те же -

Сирые, тихие дни;

Те же немеют с отвеса

Крыши поникнувших хат;

Синие линии леса

Немо темнеют в закат.

А над немым перелеском,

Где разредились кусты,

Там проясняешься блеском

Неугасимым - Ты!..

В давнем грядущие встречи;

В будущем - давность мечты;

Неизреченные речи,

Неизъяснимая - Ты! В.2: Когда Белому не мешали, он писал быстро. Очень быстро! Просто молниеносно! Сравнить, пожалуй, можно разве что с поразительной работоспособностью Бальзака или Дюма-отца. Вот что писал в своих воспоминаниях хорошо знавший его советский писатель Владимир Лидин: «Андрей Белый пишет. В свитере, который делает его еще более узким в плечах, весь какой-то взвихренный, словно вот-вот закрутится в спираль, с нимбом волос вокруг лысеющего черепа, он отбрасывает на пол, рядом с письменным столом, лист за листом, исписанные крупным, нервным, косо летящим почерком. В.1: Лист за листом вылетает из-под его руки с короткими промежутками, напоминая работу печатной машины. Тонкая, худая рука Белого не поспевает за выражением мысли. Сколько времени понадобилось, чтобы исписать это огромное количество бумаги, лежащей на полу? Неделю, месяц? Нет, одно утро. Словно приведен в действие необычайной стремительности аппарат.

В.2: В марте 1925 года Белый и К. Н. Васильева поселились в дачном подмосковном местечке Кучино (по Нижегородской железной дороге) неподалеку от станции. Сначала около месяца прожили в бывшем имении миллионера Рябушинского, где располагалась гидрологическая станция и на территории которой ее заведующий – профессор М. А. Великанов – предложил бездомному писателю временно две комнаты. Затем, оглядевшись, Белый с женой сняли на лето верхний этаж неподалеку расположенной дачи, а ближе к осени договорились о переезде на другую, считавшуюся зимней, дачу, где им суждено было прожить почти шесть лет. Хозяева двухэтажного дома – пожилая супружеская пара Шиповых – производили хорошее впечатление. В.1: А. Белый прозвал новое подмосковное пристанище «таинственным островом – Кучино» и несказанно радовался уединению, близлежащему заповедному лесу и предоставленной возможности спокойно работать. Впервые за много лет у него появился, как он любил выражаться, «свой угол». В.2: Клавдия Николаевна (Клодя, как ее обычно звали) теперь почти всегда находилась рядом, и Белого вновь стало посещать поэтическое вдохновение. Все его прошлые «музы» по-прежнему здравствовали: Маргарита Морозова – в Москве, Люба Менделеева-Блок – в Ленинграде, Нина Петровская и Ася Тургенева – за границей, и вот теперь Клодя Васильева – в Кучине под Москвой. Только она одна теперь его и вдохновляла. Музы – не вечны, вечна только поэзия. Но если нет музы – нет и творческого порыва. И только муза способна вдохновить на создание подлинного поэтического шедевра – как бывало уже не однажды. Теперь лучшие свои стихи Белый посвящал Клавдии Николаевне:

Не лепет лоз, не плеск воды печальный

И не звезды изыскренной алмаз,—

А ты, а ты, а – голос твой хрустальный

И блеск твоих невыразимых глаз…

Редеет мгла, в которой ты меня,

Едва найдя, сама изнемогая,

Воссоздала влиянием огня,

Сиянием меня во мне слагая.

Я – твой мираж, заплакавший росой,

Ты – над природой молодая Геба,

Светлеешь самородною красой

В миражами заплакавшее небо.

Все, просияв, – несет твои слова:

И треск стрекоз, и зреющие всходы,

И трепет трав, теплеющих едва,

И лепет лоз в серебряные воды. В.1: Клавдия Николаевна оставалась рядом с мужем до последнего вздоха. За десять минут до конца, подобно Гёте, говорил с ней о свете. Писатель и поэт, мыслитель и провидец навсегда расстался с миром, воспетым им в неповторимых стихах и прозе, 8 января 1934 года в 12 часов 30 минут… Даже на смертном одре, как отметил П. Н. Зайцев, лицо его «сияло улыбкой и было исполнено света и покоя. Это было лицо Дитяти и Мудреца, отрешенного от всего земного. » Последними словами Андрея Белого, которые услышал преданный друг и помощник, были: «Удивительна красота мира…» В.2: Судьбы творцов начала века так же, как и судьбы многих россиян в то время, были трагичны и счастливы одновременно. И все они были необыкновенно талантливы и интересны. Целая серебряная россыпь имен… В.1: Судьбы творцов начало века… Они были яркими, необычными, трагическими, разными…Судьба каждого это целая книга…А творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию. В.2:Мой серебряный век, В.1:Твой серебряный век, В.2:Наш серебряный век… В.1:Сколь тайн и имен! В этот век я влюблен. Песня на стихи П. Антокольского «Что память…» (Музыка Ю. Колочковой)


Список использованной литературы:

  1. Голощапова, З.И. Кучинский остров Андрея Белого: [к юбилею писателя] / З.Голощапова. - М.: Серебряные нити, 2005. - 320 с.
  2. Голощапова, З.И. Одинокий гений Серебряного века: [к 130-летию со дня рождения Андрея Белого] / З.Голощапова. - Железнодорожный : РАКЕЛЬ-ИНФО, 2010. - 400 с.: ил.
  3. Дёмин, В.Н. Андрей Белый / В.Дёмин. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 413[3] с.: ил. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1047).
  4. Лавров, А.В. Андрей Белый. Разыскания и этюды / А.Лавров. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 520 с.
  5. Андрей Белый. Линия жизни / отв.ред. М.Л.Спивак; сост. И.Б. Делекторская, Е.В.Наседкина, М.Л.Спивак; художник Е.А. Поликашин; Ком. по культуре г.Москвы, ГМП; ГЛМ; РГАЛИ. - М., 2010. - 272 с.: ил., фот.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Литературная гостиная, посвященная А.Белому.

Автор: Иванова Татьяна Викторовна

Дата: 30.06.2015

Номер свидетельства: 221936


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства