kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиная «Они были молодыми…», посвящается 70-летию Великой Победы, 100-летнему юбилею поэта-песенника, нашего земляка, М.Л. Матусовского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великая Победа. Путь к ней был долог и труден. Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом. Весенним солнечным днем – 9 мая 1945 года -  усталый, но счастливый солдат великой страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках страны радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!» С того памятного мая минуло семьдесят лет. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашей истории.

В Амвросиевской ОШ I-III ступеней № 6  29 апреля проведена литературная гостиная «Они были молодыми…», посвящённая 70-летию Великой Победы, 100-летнему юбилею поэта-песенника, нашего земляка, М.Л. Матусовского,подготовленная творческим коллективом учителей русского языка и литературы: Шибаевой Натальей Владимировной, Чёрной Галиной Леонидовной, Граф Еленой Викторовной и учителем музыкального искусства Данильченко Светланой Анатольевной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная «Они были молодыми…», посвящается 70-летию Великой Победы, 100-летнему юбилею поэта-песенника, нашего земляка, М.Л. Матусовского »




ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АМВРОСИЕВСКОГО РАЙОНА

АМВРОСИЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 6

ул. Молодёжная, 3а г. Амвросиевка, Амвросиевский район. 87300 тел.3-24-42 email – school6 - amvr @mail.ru




Литературная гостиная


«Они были молодыми…», посвящается 70-летию Великой Победы, 100-летнему юбилею поэта-песенника, нашего земляка, М.Л. Матусовского




Подготовили:

Директор школы, старший учитель

русского языка и литературы

Шибаева Наталья Владимировна;

учитель-методист русского языка и литературы

Черная Галина Леонидовна;

старший учитель русского языка и литературы

Граф Елена Викторовна;

учитель-методист музыкального искусства

Данильченко Светлана Анатольевна


Цель:


- актуализировать жестокие факты фашизма в годы Великой Отечественной войны; показать биографические данные о жизни и творчестве М.Л. Матусовского;

- воспитывать чувство национальной гордости за народ, уважение к героическому прошлому Отечества, к личности поэта-песенника;

- создавать условия для раскрытия индивидуальных качеств и развития творческих способностей школьников;

- организацией сотрудничества в разновозрастной группе развивать чувство личной ответственности за общее дело.

Оформление и материалы: свечи, макет походной печи образца военных лет, гитара, магнитофон, компакт-диск СD с записями музыкальных произведений: вальс, (голос Левитана) об объявлении войны 1941-1945 г.г., запись взрывов снарядов.


Участники: ученики 6,7,8,9,10,11 классов


Ведущий 1. Каждая эпоха оставляет свой след в истории: в хрониках, кадрах кино и фотодокументах, в жизнеописаниях великих и не очень, но дух эпохи остается в сердцах.

Песня «С чего начинается Родина» (М.Л. Матусовского).



Ведущий 1. Михаил Матусовский и Вениамин Баснер в своей песне придали совершенную форму народной мысли, почти поговорке «с чего начинается Родина», и, уж во всяком случае, сделали ее поговоркой наших дней.


Ведущий 2. Михаил Львович Матусовский родился 23 июля 1915 года в городе Луганске в семье рабочих. Первый литературный опыт Миша Матусовский начал приобретать, едва окончил начальную школу, излагал свои мысли еще нетвердым детским почерком. К 11 годам он уже пытался писать о прожитом и пережитом, но был остановлен рекомендацией учительницы повременить с мемуарами и для начала прочитать настоящую литературу. Уже тогда душу юнца переполняли эмоции. Рядом бурлила жизнь. Люди жили в ожидании светлого будущего, нового государства.


Ведущий 1. Во многом видеть эту жизнь ему помог отец. Он был летописцем города, в фотостудию Льва Матусовского, расположенную в центре Луганска, приходили горожане от мала до велика, и потом десятилетиями хранили снимки с оттиском: фотография Льва Матусовского.


Ведущий 2. Из воспоминаний самого Матусовского: «Отец мой работал фотографом, перед старомодным, покрытым сукном фотоаппаратом, прошла жизнь многих горожан. Отец фотографировал их, когда они рождались, были подростками, женихами и невестами, в форме солдат и матросов, на выпускном вечере, на экзаменах и свадьбах, а позднее в окружении множества детей и внуков.


Ведущий 1. 30 годы. Весь Луганск, как и вся страна, становится похож на большую строительную площадку. Становятся в почете профессии: каменщика, маляра, бетонщика. Миша Матусовский стремится в строительный техникум, но, поступив, все чаще вместо лекций рисует плакаты, работает в кинотеатре тапером, выступает в агитбригаде, начинает печататься со своими стихами в областных газетах и журналах. Матусовский поступает в литературный институт в Москве, окунается в бурный водоворот студенческой жизни. Будущий поэт заканчивает обучение в Литинституте и поступает в аспирантуру, там он изучает древнерусскую словесность и занимается исследованием поэтического стиля средневековой Руси. Вместе с Константином Симоновым издает свою первую книгу «Луганчане». А через год самостоятельный поэтический сборник «Моя родословная».

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Звучит мелодия вальса «Школьный вальс» (Матусовского). На сцене танцующие пары. Выпускной вечер.

Юноши и девушки:

  • Какое утро, какой рассвет. Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь.

  • Как же хорошо, уже и птички просыпаются, и теплынь такая.

  • Все когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.

  • Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдет, мы все институты закончим. Вырастем.

  • Может, кто и замуж выскочит.

  • Не, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика.

  • А я вот хочу летчиком быть, испытателем.

  • А я на учителя пойду, зачем нам в мирное время военные профессии?

  • А я мечтаю приносить людям добро.

  • А я мечтаю о любви…

Ведущий 1. Песню «Школьный вальс» Матусовский посвятил своей первой школьной учительнице. «Донбасс, - говорил он, - первая школа, которую мне пришлось пройти в жизни.»

Звучит «Священная война» (А. Александров, В. Лебедев-Кумач)

Диктор: (на фоне песни)

От Советского Информбюро: Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города.

Юноши и девушки (расходятся по сцене):

- Я мечтал…

- Я мечтала…

- Мы мечтали…


Ведущий 2. 41 год. Уже 22 июня Матусовский в группе других писателей получает обмундирование, военные документы и отправляется на фронт, чтобы воевать словом, осваивая еще неведомую ему профессию военного корреспондента.


Ведущий 1. Из автобиографии поэта. В том же году недалеко от г. Дубовицы мы пробирались на командный пункт полка, меня подстрелили немецкие автоматчики. Мой спутник, корреспондент фронтовой газеты, стал звать санитара, какой-то санинструктор, оказавшийся поблизости, за пригорком, пополз на наш голос; я увидел уже совсем близко его лицо, неприкрытое каской, его плащ-палатку, раскрашенную в цвет осени. Он был уже почти рядом, когда его убили. Так он и остался лежать, припав лицом к земле. Кем он был, этот не знакомый мне санитар, откуда он родом, где его дом, была ли у него мать, или жена, или сестра, или невеста, о чем он думал, когда полз ко мне по мокрой и холодной земле? Как же обязан жить, что я должен сделать такое, чтобы хоть в тысячной доле оправдать этот поступок.


Песня «Воспоминания о войне» (Матусовского)


СЦЕНА ВТОРАЯ

Мама и дочка:

- Снова дралась во дворе?

- Ага!

Мама, но я не плакала!..

Вырасту – выучусь на моряка.

Я уже в ванне плавала!..

- Боже, не девочка, а беда!

Сил моих больше нету…

- Мама, а вырасту я когда?

- Вырастешь, ешь котлету…

- Мама, купим живого коня?.

- Коня?! Да что ж это делается?!

- Мама, а в летчики примут меня?

- Примут, куда они денутся?!

Ты же из каждого, сатана,

Душу сумеешь вытрясти!..

- Мама, а правда, что будет война,

И я не успею вырасти?


Звучит музыка Баха Токката адажио, фуга.


Ведущий 1:

На войне детей не бывает. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать!



Ученица читает письмо узницы Кати Сусаниной:

Дорогой папенька!

Пишу тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет.

Маму расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу, а когда она с гордостью говорила о тебе, он выстрелил ей в рот. Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет., и если бы ты встретил меня, ты бы не узнал свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие.

Здесь все люди бродят голодные, затравленные овчарками. Я, папа, рабыня немецкого барона: стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю 2 раза в день в корыте с Розой и Кларой – так зовут хозяйских свиней. «Русс была и будет свиньей»,- сказал барон. Я очень боюсь Клары. Это большая и жирная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная, полька Юзефа, дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу. Недавно я узнала, что хозяева уезжают в Германию и берут меня с собой. Нет, я не поеду в эту трижды проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..

Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Отомсти за маму и за меня.

Твоя дочь Катя Сусанина.

Мое сердце верит: письмо дойдет. (Опускает письмо)


Ведущий 2:

Вскоре после освобождения белорусского города Лозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов… был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В этом конверте оказалось письмо белорусской Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику.

Доведенная до отчаяния. Катя в день своего 15-летия решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью она написала письмо своему отцу.

Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть по адресу, но оно дошло до сердец советских людей. Письмо было опубликовано в газете «Комсомольская правда» 27 мая 1944 года.


Песня «Фронтовые подруги» (Матусовского)


Чтец:

Опять война,

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне,

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться,

Правы

И убедительны слова…

Чтец:

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна…


Чтец:

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, - где, не знали сами.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки,

Убивали мальчиков за побег на месте…

Не продали мальчики совести и чести.

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В черный дым сражений, на броне покатой,

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Повидали мальчики – храбрые солдаты

Волгу – в сорок первом,

Шпрею – в сорок пятом…

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

Песня «Баллада о солдате» (Матусовского)

Ведущий 1:

У Михаила Львовича Матусовского было сильное ранение ног, фронт ушёл дальше, и поэта перевели во фронтовую газету «За Родину».


Ведущий 2:

Песня «Баллада о солдате» была написана Матусовским к одноимённому фильму. Ему хотелось, чтобы в ней как бы прозвучали мерные шаги солдата – шаги истории: испокон веков, когда было необходимо, вставали на защиту родимой земли её бесстрашные воины.


СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Включается запись взрывов, на ее фоне солдат в землянке пишет письмо, проговаривая вслух:

Милая Тонечка!

Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки. Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой, жаркий, смертельный, танк подбит. Кругом нас фашисты, весь день отбиваем атаку. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем. Но мы не боимся умереть за Родину.

Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий человек. Он помнит обо мне, думает, любит.

Ты не плачь. На могилу мою, наверное, ты не придешь, да и будет ли она – могила-то?

Александр Голиков.

28 июня 1941 года.


СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ

Звучит запись песни «До свидания, мальчики». Старшеклассники в военной форме выходят, встают спиной к залу, в руках свечи и письма.

(Или Звучит «Адажио» Альбиони.) По очереди разворачиваются и читают письма:


  • Завтра я умру, мама. Ты прожила 50, а я лишь 24. Мне хочется жить, ведь я так мало сделала… Они издевались надо мной, но я ничего не сказала…( бросает письмо и гасит свечу).


  • Здравствуй, моя Варя! Нет, мы не встретимся с тобой. Из трех танкистов остался я один. Придет время, люди залечат раны, вырастят новые сады, новые песни будут петь. ( бросает письмо и гасит свечу).


  • У вас, оставшихся в живых, будет такая красивая жизнь, как цветы, яркая-яркая! А мне было 24 ( бросает письмо и гасит свечу).


  • Не плачь, мама! Я смерти не боюсь. Ты получишь письмо, а меня уже не будет на свете. А как бы хотелось еще пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь. Ладно, отбрасываю мечты… (Бросает письмо и гасит свечу).


  • В будущем году соберемся снова все вместе: и папа, и я, и ты с Ленусей, тогда будет о чем поговорить. Крепко-крепко целую вас, самых дорогих и любимых… Не пришлось, мне было всего 20. (Бросает письмо и гасит свечу).


  • Сегодня по приказу наркома мне присвоено новое воинское звание. Можешь встречать меня теперь старшим лейтенантом… Мне было 20. (Бросает письмо и гасит свечу).

Ребенок (вбегает):

Помогите мне! Спасите меня! Я не хочу умереть. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову – и все? И мое горячее тело уже не будет горячим? Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я много боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Я ведь пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил… (Падает).

Чтец:

Юные безусые герои,

Юными остались вы вовек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев тому сейчас причиной.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие, стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас, попробуй, перечисли.

Не сочтешь. А впрочем, все равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В сердце, в песне, постучавшейся в окно.


Ведущий 1:

После войны у поэта Матусовского и композитора Баснера накануне двадцатилетия Победы родилась песня «На Безымянной высоте». Поэт нарисовал в этой песне картину, достоверно передающую боевую обстановку, рассказывал эпизод, который мог бы показаться придуманным – мало ли было на пути от Бреста до Волги и от Волги до Эльбы безымянных высот, тяжелых сражений и потерь.     Но поиск, проведенный редакцией газеты “Советская Сибирь”, подтвердил, что в основу песни “На безымянной высоте” положена действительная история, что в Новосибирске помнят имена всех “восемнадцати ребят “, что, как ни много безымянных высот, но в песне речь шла об одной – о высоте, которая находится у поселка Рубеженка, Куйбышевского района, Калужской области. Какой же боевой эпизод стал основой песни “На безымянной высоте” ?

Ведущий 2:

Безымянная находилась в полосе наступления 139-ой стрелковой дивизии, там, впереди, в руках врага. Эта высота была господствующей, ее взятие могло резко изменить в нашу пользу положение на этом участке фронта.     В августе 1943 года в дивизию прибыло пополнение – сибиряки – добровольцы, новосибирские рабочие. Боевая группа, состоящая из сибиряков, коммунистов, под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина должна была произвести смелую операцию – пройти в ночь на 14 сентября в тыл противника и захватить высоту Безымянную. Радиопозывным этой группы смельчаков было слово “Луна”.     ”Луна” сообщила командованию, что высота занята . Дальше события разворачивались трагически . Обнаруженные врагом сибиряки были со всех сторон окружены во много раз превосходящими силами противника . Восемнадцать приняли бой против двухсот !! В песне поется : “Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят” Лишь в этой цифре поэт не был предельно точен. Увы, только двое, всего лишь двое остались в живых – сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин. Раненые и контуженные, они чудом спаслись – Власов попал в плен, оттуда бежал к партизанам ; Лапин был найден нашими наступающими бойцами среди трупов – пришел в себя, оправился от ран и вновь воевал в составе 139-ой дивизии. 

Исполняется песня «На безымянной высоте». М. Матусовский, В. Баснер


Чтец:

Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчанья.


Минута молчания


Чтец:

Не обожженные сороковыми,

Сердцами, вросшими в тишину, -

Конечно, мы смотрим глазами иными

На нашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.


Учитель:

Помните строки «И родина щедро поила меня берёзовым соком, берёзовым соком» или «Сиреневый туман над нами проплывает, над тамбуром горит полночная звезда…». Наш народ – по обе стороны украино-российской границы, существующей только формально на географических картах, а также в воспалённых мозгах националистов, согласно подтягивает знакомые строки. И знать не знает, что стихи эти сочинил поэт Михаил Матусовский («Сиреневый туман» написан в соавторстве с ещё одним студентом, Яном Сашиным, для институтского вечера самодеятельности). А это значит, что песни стали, по сути, народными. И дело теперь не столько в том замечательном факте, что в Луганске на Красной площади благодарно установлен памятник Михаилу Матусовскому, похороненному, к слову, в Москве. Может ли быть бóльшая награда для стихотворца, чем стать частью речи своего народа, остаться – вместе с чудесными мелодиями – в сердцах миллионов соотечественников?

Чтец:

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами –

Такими же, полными слез.


Песня «Я хочу, чтобы не было больше войны»










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шибаева Наталья Владимировна, Чёрная Галина Леонидовна, Граф Елена Викторовна, Данильченко Светлана Анатольевна

Дата: 10.10.2015

Номер свидетельства: 238093


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства