kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиная "Об этом забывать нельзя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, развитие критического мышления через чтение и письмо, метод проектов.

Цели урока:

  • Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства; показать,ужас войны,вызвать чувства сопереживания,соучастия..
  • Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
  • Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«литературная гостиная "Об этом забывать нельзя" »

Внекл

ассное мероприятие. «Об этом забывать нельзя».16.02.2010г.

Учитель Жукова Ольга Леонидовна.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, развитие критического мышления через чтение и письмо, метод проектов.

Цели урока:

  • Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства; показать,ужас войны,вызвать чувства сопереживания,соучастия..

  • Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.

  • Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Методические приемы: работа в группах, выразительное чтение стихотворений, защита проекта, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей и информатикой )

Оборудование: мультимедийная презентация “Об этом забывать нельзя”; медиапроектор; песни о Великой Отечественной войне: «Священная война», «Он вчера не вернулся из боя», «Саласпилс», «Москвичи», «Бухенвальдский набад».

Предварительная работа: учащиеся класса распределяются на творческие группы, каждая группа выполняет индивидуальное задание.

  • 1-я группа работает над темой «Начало войны»

  • 2-я – «Он вчера не вернулся из боя»

  • 3-я – ««Дети и война»

  • 4-я –« Материнская боль»

  • 5-я – «Плен и лагеря»

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Цели и задачи

Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Но мы поговорим немного о другой стороне войны.Вот перед вами темы.Прочтите.И давайте нацелимся на восприятие

-узнать

Уметь

Развивать

Слово учителя: Каждый день мы слышим по много раз: «в войне», «о войне», «на войне».Странно,пропускаем мимо ушей,не вздрагиваем,даже не останавливаемся.Потому что некогда?Или потому,что много зная о войне,мы не знаем только одного –что это такое?Сейчас много снимают фильмов о войне,где война,как в детских играх :стреляют,убивают,стреляют…Я не спорю,это так и было,но ведь война –это прежде всего люди.Не вообще смерть, а смерть человека,не вообще страдание, а страдание человека!Остановитесь на секунду и подумайте:такого,как мой отец,как моя мама…мой сын,как я!..Я хочу ,чтобы сегодня вы узнали о войне именно это… Вслушайтесь в слова стихов и песен,которые прозвучат сегодня,пропустите через сердце,дайте волю эмоциям.У нас 5 групп,эстафетная палоч ка-это звучащая песня,она задаёт тему очередной группе …… . Течёт река времени .Заросли шрамы окопов,исчезли пепелища сожжённых городов,выросли новые поколения.Но в памяти поколений 22 июня 1941 года осталось не только как роковая дата,но и как рубеж,начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

(Звучит голос Левитана (звучит песня «Священная война»)

Чтец №1.М.Луконин.Напоминание.

Самый светлый,самый летний день в году,

Самый длинный день Земли-

Двадцать второго.

Спали дети,зрели яблоки в саду.

Вспоминаем,вспоминаем это снова.

Вспоминаем эту ночь,и в этот час взрыв,

Что солнце погасил в кромешном гуле . Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне,

Шаг за шагом вспоминаем,день за днем,

Взрыв за взрывом,

Смерть за смертью,боль за болью,

Год за годом опалённые огнём,

Год за годом,истекающие кровью.

Чтец № 2.Г.Шпаликов.Я жизнью своею рискую.

Я помню страны позывные

Они раздавались везде ,

На пункты идти призывные,отечество наше в беде .


Живыми вернуться просили,

Живыми вернуться не все,

Вагоны идут по России,

По травам её ,по росе.


И брат расставался с сестрою,Покинув детей и жену,

Я юностью связан с войною,

И я ненавижу войну.


Я знаю,я понял как важно

Веслом на закате грести,

Сирени душистой и влажной

Невесте своей принести.


Я видел и радость и горе,

И я расскажу молодым,

Как дым от пожарища горек,

И сладок Отечества дым


(Звучит песня В.Высоцкого «Он вчера не вернулся из боя».Интервью с В .Высоцким)

Чтец №4.В.Высоцкий.Высота. А может,её стороной обойти,

Ну,что мы к ней прицепились?

Но видно уж точно,все судьбы-пути

На этой высотке скрестились.


И снова в атаку не хочется всем,

Земля-как горелая каша,

В восьмой раз возьмём мы её насовсем

Своё возьмем,кровное,наше!


Все наши деревни,леса,города

В одну высоту эту слились,-

В одну высоту, на которой тогда

Пути нашм,судьбы скрестились!


Вцепились они в высоту,как в своё.

Огонь миномётный ,шквальный,

Свинец и железо кромсали её

Словно кулич пасхальный

.

Ползли к высоте в огневой полосе,

Бежали и снова - ложились

Как будто на этой высотке вдруг все

Дороги и судьбы скрестились.


И крики «ура» застывали во рту,

Когда мы пулм глотали,

Семь раз занимали мы ту высоту,

Семь раз мы её оставляли.



Вцепились они в высоту,как в своё,

Огнем высоту поливая,

А мы упрямо ползли на неё.

Товарищей оставляя…


Чтец № 5.В.Туринский.В лесах Смоленска.


В лесах смоленских.да под Вязьмой

Свинцовый дождичек во ржи.

Братишка мой в рубашке бязевой

Убитый пулею лежит.


И в гимнастёрочке зелёной,

В пилотке с красною звездой.

Не знавший женщин,несмышленый.

Теперь навечно молодой.


Ах,43-й,43-й,

Проклятый 43-й год.

Когда убитый – каждый третий,

Когда и взвод—уже не взвод.


А после боя на поверке.

Хрипит усталый старшина,

Когда солдатская манерка ,

За недосчитанных полна.


Потом схоронят под пробитой

Чужими пулями сосной,

С последним словом замполита

Их путь окончится земной.


Под залп за мальчиков военных

Хлебнут казенного вина

«За всех,невинно убиенных

Так тихо скажет старшина.


Чтец №6.М.Дудин.Соловьи.

Ещё рассвет по листьям не дрожал.

И для острастки били пулемёты…

Вот это место,здесь он умирал

Товарищ мой из пулемётной роты.


Тут бесполезно было звать врачей,

Не дотянул бы он и до рассвета.

Он не нуждался в помощи ничьей

Он умирал.И, понимая это,


Смотрел на нас,и молча ждал конца,

И как-то улыбался неумело,

Загар сначала отошёл с лица,

Потом оно темнея ,каменело.


Ещё мгновенье.Перекосит рот

От сердце раздирающего крика,

Но успокойся,посмотри: цветёт,

Цветёт на минном поле земляника.


Нелепа смерть.Она глупа,Тем более

Когда он руки разбросав свои

Сказал: «Ребята,напишите Поле,

У нас сегодня пели соловьи.»


Он не дожил,не долюбил,не докурил

Не доучился,книг не дочитал.

Я был с ним рядом.Я в одном окопе,

Как он о поле,о тебе мечтал.


Пусть даже так.Потом родятся дети,

Для подвигов,для песен,для любви,

Пусть их разбудят рано на рассвете

Томительные наши соловьи.


Чтец № 7.Мирза Геловани «Ты»


Ты помнишь,

Мины рвались то и дело

И вся земля вокруг была черна?

Ты помнишь,

Пуля мимо пролетела,

Но сердце друга встретила она.


Лежал он у ограды церкви бывшей

В шинели непомерной ширины,

Ещё не знавший счастья,не любивший,

Неделю не доживший до весны.


Взрывной волною сплющен был и согнут

Его видавший виды автомат…

И ты сказал,что главное—не дрогнуть

От скорби,испытаний и утрат.


Идём с боями…

Медленные ветры!

В глазах убитых—злых пожарищ медь…

Ничто и нас не оградит от смерти,

Коль не сумеем смерть мы одолеть.


(Дети и война.) (Звучит песня «Саласпилс»)

Дети и война… Трудно представить себе что-либо более противоположное./

Дети –это олицетворение радости и нежности,самой жизни.Они не должны испытывать слёзы и скорбь,принесённые войной.Дети не должны знать страданий и смерти.Во время Второй мировой войны в мире погибло 13 миллионов детей.Неважно,сколько среди них было русских.казахских,польских или французских ребят.Погибали дети –граждане мира.


Чтец № 8.М.Джалиль.Кукла.

С зарёй немецкие солдаты

Угнали маму со двора.

Совсем одна в затишье хаты

Осталась девочка одна.


Она запомнила едва ли,

Как ночью немцев принесло,

Как страшно жители кричали,

А к утру вымерло село.


Котёнка за уши толкая,

Возилась девочка в углу,
И кукла,кукла городская

Лежала кукла на полу.


ИТАК,о немцах в день весенний
Забыла девочка давно,

Как вдруг они ввалились хату,

Прикладом вышибли стекло.


Как волки рыскали по хате,

Хвалясь награбленным добром.

Сорвали простыни с кровати,

Сундук взломали топором,


Затем пошли,зно в чём же дело?

Один ,уже берясь за дверь,звернулся
Девочка глядела и ждала:

Но что же он теперь?


Он к ней пошёл…потехи ради

Иль так от жадности,спьяна,

Он куклу взял у ней не глядя
Тогда заплакала она,


Она заплакала сначала.

Но от обиды этой вдруг,

На немца громко закричала

И куклу вырвала из рук.


И с нею в угол девочка зажалась,

Трясясь затравленным зверьком.

И кукла спрятаться пыталась

У ней под сбившимся платком.


Тогда по солнечному полу,

Вином и злобой распаляясь,

Он к ней пошёл большой,тяжёлый,

Рванул он куклу,зло смеясь.


Лишь крепче стиснули ручонки

Кудрявый кукольный парик,

Был крик по-заячьему тонкий

Ребячий крик, последний крик.


Было тихо,лишь билось в хате

Большое солнце о стекло,

На косы куклы и на платье

Немного крови протекло.


Но немец взял её обратно,

Исунул в глубину мешка,

Потом он вытер аккуратно,

До блеска лезвие штыка.


Пошёл и худенькое тело

Жестоко оттолкнул ногой,

Ах,как бы я тогда хотела

Быть рядом с маленькой,с тобой.


Чтобы могла прижаться к маме,

А я не помня никого,

Могла хоть голыми руками,

Убить его,убить его!


Чтец № 9.Иосиф Уткин «Я видел сам»


Я видел сам…Но нет не верю,

Не верю собственным глазам,

Чтоб то,что я увидел сам,

Свершили люди ,а не звери.


Не верю,нет!Но тише,тише…

Я видел сам…Я видел их.

Невинных,мёртвых и нагих,

Штыками проткнутых детишек.


И,как слепой,руками шаря,

Не веря собственным глазам,-

Их матерей в костре пожара,

Товарищи,я видел сам.


Тяжёлый сон?Ну нет,едва ли,

Приснятся нам такие сны!

Пилотки сняв,потрясены,

Безмолвно мы вокруг стояли.


Стояли мы ,застыв на месте,

И как взлетали к небесам

Слова о беспощадной мести,

Товарищи,я слышал сам!


(звучит песня «Москвичи» 1 куплет.)


Их матери не спят…Боль матери…с чем она сравнима?Ещё в 19 веке известный русский поэт Н.А.Некрасов в стих—ии «Внимая ужасам войны» писал:Одни я вмире присмотрел,святые.искренние слёзы,-то слёзы наших матерей. Проводив сыновей на фронт,они ждали их всю оставшуюся жизнь,гордясь сыновьями героями и проклиная предателей сыновей.


Чтец №10 .Р.Рождественский «реквием»


Ой,

Зачем ты\

Солнце красное,

Всё уходишь-

Не прощаешься?

Ой зачем с войны безрадостной,

Сын,

Не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу,

Прилечу орлицей быстрою…

Отзовись моя кровиночка!

Маленький ,единственный…


Белый свет не мил…

Изболелась я.

Возвратись моя надежда,

Зёрнышко моё,зорюшка моя.

Горюшко моё…

Горюшко моё,- где же ты?

Не могу найти дороженьки,

Чтоб заплакать над могилою…


Не хочу я ничегошеньки,только сына милого.

За лесами моя ластынька!

За горами,за громадами…

Если выплаканы глазоньки,

Сердцем плачут матери.

Белый свет не мил,изболелась я.

Возвратись моя надежда,

Зёрнышко моё…

Зорюшка моя…

Горюшко моё,-где же ты..?

(Учитель читает стих-е А.Дементьева «Баллада о матери»

ЧТЕЦ №11.Джек Алтаузен «Мать»(стр.14-15) Джек Алтаузен.Мать.

Ей не спиться,что-то сердце ноет, -С фронта,милый,как же ты,откуда?

Ломит грудь,а ночь темным-темна. Отпустили?

Звёзд не видно,зимний ветер воет. –Нет,я сам ушёл.

И ,куда ни глянь ,везде война. Сам ушёл!-Он повторил и замер.

Стонет явор за окном уныло, Повторил,не пощадив седин.

Кот мурлычет в сонной тишине, Как чужие встретились глазами,

Пусто в хате.Мужа схоронила, И отвёл лицо в сторонку сын.

А сыны?Где ж быть им-на войне. Долгим взглядом мать его пытала,-

Двое шлют ей радостные вести. Страшен долгий материнский взгляд,-

Хоть и горько в доме жить одной, А потом беззвучно прошептала:

Но за старших двух душа на месте, -Будь ты проклят,уходи назад!

Только младший-жив ли он, родной? Есть у нас свои законы жизни:

От него ни писем,ни открытки. Мы в боях фашистских бьём зверей,

Где он?Что с ним?Полночь.Спит село. Кто изменит в этот час Отчизне,-

Услыхала кашель у калитки, Того ждёт проклятье матерей.

Встала: «Ну, кого там принесло?

Эх ты горе,так и не уснула…»

Дверь раскрыла,ветер валит с ног,

Вышла и руками вдруг всплеснула:

Младшенький,родименький сынок!

Обняла,к лицу его припала,

И стоял,обросший бородой,

Тот.кого в тазу она купала,

Мыла чистой тёпленькой водой.

Дрожь в ногах-всё старость и простуда.

Затопила печь,накрыла стол.




5 группа.

Только что прозвучало стих-е,в котором мать проклинает сына ,покинувшего поле боя.Такая же участь ждала и тех,кто возвращался из плена.

Тысячи людей разных национальностей были взяты в плен и загублены фашистами в концлагерях.Каждый год на местах бывших концлагерей расцветают красные маки. Они алеют ,как брызги крови жертв фашизма,напоминая о трагедии войны.В лагеря попадали мирные жители с захваченных немцами территорий и военные,попавшие в плен.О жестокости фашистов в концлагерях рассказывается в книгах.В статье С.И.Шешукова «Люди,когда же вы вспомните о нас?» автор..

В данный момент я работаю над темой «Лейтенантская проза.» и познакомился с творчеством К.Воробьёва.Хочу зачитать фрагмент из его повести «Это мы,господи!»

Я тоже начала работу над темой для областного конкурса сочинений по творчеству А.Т.Твардовского.Читая тексты поэм и критическую литературу,я поняла,что Твардовский одним из первых с великой болью заговорил о пленных:о злополучных сынах родной земли,называвшихся в ту пору «изменниками родины»и во множестве находившихся уже в своих лагерях.

И ещё продолжая мысль о том,что война-это люди,хочу прочитать отрывок из поэмы «Василий Тёркин»,глава «Переправа».

Переправа,переправа!

Берег правый,как стена…

Этой ночи след кровавый

В море вынесла волна.

Было так: из тьмы глубокой,

Огненный взметнув клинок,

Луч прожектора протоку

Пересёк наискосок.

И столбом поставил воду

Вдруг снаряд.Понтоны—в ряд

Густо было там народу--

Наших стриженых ребят…

И увиделось впервые,

Не забудется оно:

Люди,тёплые,живые,

Шли на дно,на дно,на дно…

Это очень страшные строки..


(Звучит песня «Бухенвальдский набат»)


РЕФЛЕКСИЯ.Хотелось бы узнать ваше мнение об услышанном?



Слово учителя:Все мирные силы планеты никогда не забудут фашистского варварства.Склоняя головы перед светлой памятью защитников Родины,освободим сердца от гнева и жестокости,вспомним,что мы-сыны и дочери великих народов,и будем достойны их.И пусть больше никогда мир не будет объят пламенем войны!Пусть бесконечная вселенная расцветает от детских улыбок и живёт по законам солнца и весны!























ГУ «Выдрихинский комплекс «Школа-детский сад»имени А.С.Иванова»




















10 класс.

Учитель:Жукова О.Л.








2010год.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
литературная гостиная "Об этом забывать нельзя"

Автор: Жукова Ольга Леонидовна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 162796

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И. Чуковского "
    ["seo_title"] => string(73) "litieraturnaia-ghostinaia-posviashchiennaia-tvorchiestvu-k-i-chukovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "169335"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423398758"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Литературная гостиная в гостях у К.И. Чуковского "
    ["seo_title"] => string(56) "litieraturnaia-ghostinaia-v-ghostiakh-u-k-i-chukovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "169399"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423404475"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Строки, опалённые войной "
    ["seo_title"] => string(25) "stroki-opalionnyie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "182854"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425627124"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "классный час "Год культуры - история Кубани в лицах" "
    ["seo_title"] => string(52) "klassnyi-chas-god-kul-tury-istoriia-kubani-v-litsakh"
    ["file_id"] => string(6) "222535"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436432728"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства