Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, развитие критического мышления через чтение и письмо, метод проектов.
Цели урока:
Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства; показать,ужас войны,вызвать чувства сопереживания,соучастия..
Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«литературная гостиная "Об этом забывать нельзя" »
Внекл
ассное мероприятие. «Об этом забывать нельзя».16.02.2010г.
Учитель Жукова Ольга Леонидовна.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, развитие критического мышления через чтение и письмо, метод проектов.
Цели урока:
Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства; показать,ужас войны,вызвать чувства сопереживания,соучастия..
Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
Методические приемы: работа в группах, выразительное чтение стихотворений, защита проекта, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей и информатикой )
Оборудование: мультимедийная презентация “Об этом забывать нельзя”; медиапроектор; песни о Великой Отечественной войне: «Священная война», «Он вчера не вернулся из боя», «Саласпилс», «Москвичи», «Бухенвальдский набад».
Предварительная работа: учащиеся класса распределяются на творческие группы, каждая группа выполняет индивидуальное задание.
1-я группа работает над темой «Начало войны»
2-я – «Он вчера не вернулся из боя»
3-я – ««Дети и война»
4-я –« Материнская боль»
5-я – «Плен и лагеря»
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Цели и задачи
Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Но мы поговорим немного о другой стороне войны.Вот перед вами темы.Прочтите.И давайте нацелимся на восприятие
-узнать
Уметь
Развивать
Слово учителя: Каждый день мы слышим по много раз: «в войне», «о войне», «на войне».Странно,пропускаем мимо ушей,не вздрагиваем,даже не останавливаемся.Потому что некогда?Или потому,что много зная о войне,мы не знаем только одного –что это такое?Сейчас много снимают фильмов о войне,где война,как в детских играх :стреляют,убивают,стреляют…Я не спорю,это так и было,но ведь война –это прежде всего люди.Не вообще смерть, а смерть человека,не вообще страдание, а страдание человека!Остановитесь на секунду и подумайте:такого,как мой отец,как моя мама…мой сын,как я!..Я хочу ,чтобы сегодня вы узнали о войне именно это… Вслушайтесь в слова стихов и песен,которые прозвучат сегодня,пропустите через сердце,дайте волю эмоциям.У нас 5 групп,эстафетная палоч ка-это звучащая песня,она задаёт тему очередной группе …… . Течёт река времени .Заросли шрамы окопов,исчезли пепелища сожжённых городов,выросли новые поколения.Но в памяти поколений 22 июня 1941 года осталось не только как роковая дата,но и как рубеж,начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
(Звучит голос Левитана (звучит песня «Священная война»)
Чтец №1.М.Луконин.Напоминание.
Самый светлый,самый летний день в году,
Самый длинный день Земли-
Двадцать второго.
Спали дети,зрели яблоки в саду.
Вспоминаем,вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь,и в этот час взрыв,
Что солнце погасил в кромешном гуле . Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне,
Шаг за шагом вспоминаем,день за днем,
Взрыв за взрывом,
Смерть за смертью,боль за болью,
Год за годом опалённые огнём,
Год за годом,истекающие кровью.
Чтец № 2.Г.Шпаликов.Я жизнью своею рискую.
Я помню страны позывные
Они раздавались везде ,
На пункты идти призывные,отечество наше в беде .
Живыми вернуться просили,
Живыми вернуться не все,
Вагоны идут по России,
По травам её ,по росе.
И брат расставался с сестрою,Покинув детей и жену,
Я юностью связан с войною,
И я ненавижу войну.
Я знаю,я понял как важно
Веслом на закате грести,
Сирени душистой и влажной
Невесте своей принести.
Я видел и радость и горе,
И я расскажу молодым,
Как дым от пожарища горек,
И сладок Отечества дым
(Звучит песня В.Высоцкого «Он вчера не вернулся из боя».Интервью с В .Высоцким)
Чтец №4.В.Высоцкий.Высота. А может,её стороной обойти,
Ну,что мы к ней прицепились?
Но видно уж точно,все судьбы-пути
На этой высотке скрестились.
И снова в атаку не хочется всем,
Земля-как горелая каша,
В восьмой раз возьмём мы её насовсем
Своё возьмем,кровное,наше!
Все наши деревни,леса,города
В одну высоту эту слились,-
В одну высоту, на которой тогда
Пути нашм,судьбы скрестились!
Вцепились они в высоту,как в своё.
Огонь миномётный ,шквальный,
Свинец и железо кромсали её
Словно кулич пасхальный
.
Ползли к высоте в огневой полосе,
Бежали и снова - ложились
Как будто на этой высотке вдруг все
Дороги и судьбы скрестились.
И крики «ура» застывали во рту,
Когда мы пулм глотали,
Семь раз занимали мы ту высоту,
Семь раз мы её оставляли.
Вцепились они в высоту,как в своё,
Огнем высоту поливая,
А мы упрямо ползли на неё.
Товарищей оставляя…
Чтец № 5.В.Туринский.В лесах Смоленска.
В лесах смоленских.да под Вязьмой
Свинцовый дождичек во ржи.
Братишка мой в рубашке бязевой
Убитый пулею лежит.
И в гимнастёрочке зелёной,
В пилотке с красною звездой.
Не знавший женщин,несмышленый.
Теперь навечно молодой.
Ах,43-й,43-й,
Проклятый 43-й год.
Когда убитый – каждый третий,
Когда и взвод—уже не взвод.
А после боя на поверке.
Хрипит усталый старшина,
Когда солдатская манерка ,
За недосчитанных полна.
Потом схоронят под пробитой
Чужими пулями сосной,
С последним словом замполита
Их путь окончится земной.
Под залп за мальчиков военных
Хлебнут казенного вина
«За всех,невинно убиенных
Так тихо скажет старшина.
Чтец №6.М.Дудин.Соловьи.
Ещё рассвет по листьям не дрожал.
И для острастки били пулемёты…
Вот это место,здесь он умирал
Товарищ мой из пулемётной роты.
Тут бесполезно было звать врачей,
Не дотянул бы он и до рассвета.
Он не нуждался в помощи ничьей
Он умирал.И, понимая это,
Смотрел на нас,и молча ждал конца,
И как-то улыбался неумело,
Загар сначала отошёл с лица,
Потом оно темнея ,каменело.
Ещё мгновенье.Перекосит рот
От сердце раздирающего крика,
Но успокойся,посмотри: цветёт,
Цветёт на минном поле земляника.
Нелепа смерть.Она глупа,Тем более
Когда он руки разбросав свои
Сказал: «Ребята,напишите Поле,
У нас сегодня пели соловьи.»
Он не дожил,не долюбил,не докурил
Не доучился,книг не дочитал.
Я был с ним рядом.Я в одном окопе,
Как он о поле,о тебе мечтал.
Пусть даже так.Потом родятся дети,
Для подвигов,для песен,для любви,
Пусть их разбудят рано на рассвете
Томительные наши соловьи.
Чтец № 7.Мирза Геловани «Ты»
Ты помнишь,
Мины рвались то и дело
И вся земля вокруг была черна?
Ты помнишь,
Пуля мимо пролетела,
Но сердце друга встретила она.
Лежал он у ограды церкви бывшей
В шинели непомерной ширины,
Ещё не знавший счастья,не любивший,
Неделю не доживший до весны.
Взрывной волною сплющен был и согнут
Его видавший виды автомат…
И ты сказал,что главное—не дрогнуть
От скорби,испытаний и утрат.
Идём с боями…
Медленные ветры!
В глазах убитых—злых пожарищ медь…
Ничто и нас не оградит от смерти,
Коль не сумеем смерть мы одолеть.
(Дети и война.) (Звучит песня «Саласпилс»)
Дети и война… Трудно представить себе что-либо более противоположное./
Дети –это олицетворение радости и нежности,самой жизни.Они не должны испытывать слёзы и скорбь,принесённые войной.Дети не должны знать страданий и смерти.Во время Второй мировой войны в мире погибло 13 миллионов детей.Неважно,сколько среди них было русских.казахских,польских или французских ребят.Погибали дети –граждане мира.
Чтец № 8.М.Джалиль.Кукла.
С зарёй немецкие солдаты
Угнали маму со двора.
Совсем одна в затишье хаты
Осталась девочка одна.
Она запомнила едва ли,
Как ночью немцев принесло,
Как страшно жители кричали,
А к утру вымерло село.
Котёнка за уши толкая,
Возилась девочка в углу, И кукла,кукла городская
Лежала кукла на полу.
ИТАК,о немцах в день весенний Забыла девочка давно,
Как вдруг они ввалились хату,
Прикладом вышибли стекло.
Как волки рыскали по хате,
Хвалясь награбленным добром.
Сорвали простыни с кровати,
Сундук взломали топором,
Затем пошли,зно в чём же дело?
Один ,уже берясь за дверь,звернулся Девочка глядела и ждала:
Но что же он теперь?
Он к ней пошёл…потехи ради
Иль так от жадности,спьяна,
Он куклу взял у ней не глядя Тогда заплакала она,
Она заплакала сначала.
Но от обиды этой вдруг,
На немца громко закричала
И куклу вырвала из рук.
И с нею в угол девочка зажалась,
Трясясь затравленным зверьком.
И кукла спрятаться пыталась
У ней под сбившимся платком.
Тогда по солнечному полу,
Вином и злобой распаляясь,
Он к ней пошёл большой,тяжёлый,
Рванул он куклу,зло смеясь.
Лишь крепче стиснули ручонки
Кудрявый кукольный парик,
Был крик по-заячьему тонкий
Ребячий крик, последний крик.
Было тихо,лишь билось в хате
Большое солнце о стекло,
На косы куклы и на платье
Немного крови протекло.
Но немец взял её обратно,
Исунул в глубину мешка,
Потом он вытер аккуратно,
До блеска лезвие штыка.
Пошёл и худенькое тело
Жестоко оттолкнул ногой,
Ах,как бы я тогда хотела
Быть рядом с маленькой,с тобой.
Чтобы могла прижаться к маме,
А я не помня никого,
Могла хоть голыми руками,
Убить его,убить его!
Чтец № 9.Иосиф Уткин «Я видел сам»
Я видел сам…Но нет не верю,
Не верю собственным глазам,
Чтоб то,что я увидел сам,
Свершили люди ,а не звери.
Не верю,нет!Но тише,тише…
Я видел сам…Я видел их.
Невинных,мёртвых и нагих,
Штыками проткнутых детишек.
И,как слепой,руками шаря,
Не веря собственным глазам,-
Их матерей в костре пожара,
Товарищи,я видел сам.
Тяжёлый сон?Ну нет,едва ли,
Приснятся нам такие сны!
Пилотки сняв,потрясены,
Безмолвно мы вокруг стояли.
Стояли мы ,застыв на месте,
И как взлетали к небесам
Слова о беспощадной мести,
Товарищи,я слышал сам!
(звучит песня «Москвичи» 1 куплет.)
Их матери не спят…Боль матери…с чем она сравнима?Ещё в 19 веке известный русский поэт Н.А.Некрасов в стих—ии «Внимая ужасам войны» писал:Одни я вмире присмотрел,святые.искренние слёзы,-то слёзы наших матерей. Проводив сыновей на фронт,они ждали их всю оставшуюся жизнь,гордясь сыновьями героями и проклиная предателей сыновей.
Чтец №10 .Р.Рождественский «реквием»
Ой,
Зачем ты\
Солнце красное,
Всё уходишь-
Не прощаешься?
Ой зачем с войны безрадостной,
Сын,
Не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою…
Отзовись моя кровиночка!
Маленький ,единственный…
Белый свет не мил…
Изболелась я.
Возвратись моя надежда,
Зёрнышко моё,зорюшка моя.
Горюшко моё…
Горюшко моё,- где же ты?
Не могу найти дороженьки,
Чтоб заплакать над могилою…
Не хочу я ничегошеньки,только сына милого.
За лесами моя ластынька!
За горами,за громадами…
Если выплаканы глазоньки,
Сердцем плачут матери.
Белый свет не мил,изболелась я.
Возвратись моя надежда,
Зёрнышко моё…
Зорюшка моя…
Горюшко моё,-где же ты..?
(Учитель читает стих-е А.Дементьева «Баллада о матери»
ЧТЕЦ №11.Джек Алтаузен «Мать»(стр.14-15) Джек Алтаузен.Мать.
Ей не спиться,что-то сердце ноет, -С фронта,милый,как же ты,откуда?
Ломит грудь,а ночь темным-темна. Отпустили?
Звёзд не видно,зимний ветер воет. –Нет,я сам ушёл.
И ,куда ни глянь ,везде война. Сам ушёл!-Он повторил и замер.
Стонет явор за окном уныло, Повторил,не пощадив седин.
Кот мурлычет в сонной тишине, Как чужие встретились глазами,
Пусто в хате.Мужа схоронила, И отвёл лицо в сторонку сын.
А сыны?Где ж быть им-на войне. Долгим взглядом мать его пытала,-
Двое шлют ей радостные вести. Страшен долгий материнский взгляд,-
Хоть и горько в доме жить одной, А потом беззвучно прошептала:
Но за старших двух душа на месте, -Будь ты проклят,уходи назад!
Только младший-жив ли он, родной? Есть у нас свои законы жизни:
От него ни писем,ни открытки. Мы в боях фашистских бьём зверей,
Где он?Что с ним?Полночь.Спит село. Кто изменит в этот час Отчизне,-
Услыхала кашель у калитки, Того ждёт проклятье матерей.
Встала: «Ну, кого там принесло?
Эх ты горе,так и не уснула…»
Дверь раскрыла,ветер валит с ног,
Вышла и руками вдруг всплеснула:
Младшенький,родименький сынок!
Обняла,к лицу его припала,
И стоял,обросший бородой,
Тот.кого в тазу она купала,
Мыла чистой тёпленькой водой.
Дрожь в ногах-всё старость и простуда.
Затопила печь,накрыла стол.
5 группа.
Только что прозвучало стих-е,в котором мать проклинает сына ,покинувшего поле боя.Такая же участь ждала и тех,кто возвращался из плена.
Тысячи людей разных национальностей были взяты в плен и загублены фашистами в концлагерях.Каждый год на местах бывших концлагерей расцветают красные маки. Они алеют ,как брызги крови жертв фашизма,напоминая о трагедии войны.В лагеря попадали мирные жители с захваченных немцами территорий и военные,попавшие в плен.О жестокости фашистов в концлагерях рассказывается в книгах.В статье С.И.Шешукова «Люди,когда же вы вспомните о нас?» автор..
В данный момент я работаю над темой «Лейтенантская проза.» и познакомился с творчеством К.Воробьёва.Хочу зачитать фрагмент из его повести «Это мы,господи!»
Я тоже начала работу над темой для областного конкурса сочинений по творчеству А.Т.Твардовского.Читая тексты поэм и критическую литературу,я поняла,что Твардовский одним из первых с великой болью заговорил о пленных:о злополучных сынах родной земли,называвшихся в ту пору «изменниками родины»и во множестве находившихся уже в своих лагерях.
И ещё продолжая мысль о том,что война-это люди,хочу прочитать отрывок из поэмы «Василий Тёркин»,глава «Переправа».
Переправа,переправа!
Берег правый,как стена…
Этой ночи след кровавый
В море вынесла волна.
Было так: из тьмы глубокой,
Огненный взметнув клинок,
Луч прожектора протоку
Пересёк наискосок.
И столбом поставил воду
Вдруг снаряд.Понтоны—в ряд
Густо было там народу--
Наших стриженых ребят…
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди,тёплые,живые,
Шли на дно,на дно,на дно…
Это очень страшные строки..
(Звучит песня «Бухенвальдский набат»)
РЕФЛЕКСИЯ.Хотелось бы узнать ваше мнение об услышанном?
Слово учителя:Все мирные силы планеты никогда не забудут фашистского варварства.Склоняя головы перед светлой памятью защитников Родины,освободим сердца от гнева и жестокости,вспомним,что мы-сыны и дочери великих народов,и будем достойны их.И пусть больше никогда мир не будет объят пламенем войны!Пусть бесконечная вселенная расцветает от детских улыбок и живёт по законам солнца и весны!
ГУ «Выдрихинский комплекс «Школа-детский сад»имени А.С.Иванова»