Литературная гостиная на тему "В гостях у поэтов Восточного Казахстана"
Литературная гостиная на тему "В гостях у поэтов Восточного Казахстана"
В мероприятии принимали учащиеся 8Б и 8В (31 человек) 1999-2001 годов рождения.
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством местных поэтов в культурно-историческом, социальном контексте, отработать умения и навыки выразительного чтения, развивать творческое воображение, обратить внимание на нравственно-этическое воспитание, любовь к родному краю, к его природе, на примере жизни поэтов показать, как учеба и познание окружающего мира помогают в достижении цели, поставленной человеком, в осуществлении его мечты.
Подготовительная работа – подбор группы детей для выразительного чтения стихов.
Форма проведения – литературная гостиная.
Тема актуальная, соответствуют задания и интересы учащихся.
Материал подобран с учетом психо-физического развития учащихся данного возраста. В ходе работы соблюдался методический принцип – коммуникативность.
Применялось взаимодействие учителей русского языка, казахского языка,
Цель достигнута.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная на тему "В гостях у поэтов Восточного Казахстана" »
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Литературная гостиная
в 8 классах
на тему
«В гостях у поэтов »
Провели Мурашкина Е.В.
Ботищева С.А.
КГУ «Опытнопольская средняя школа»
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством местных поэтов в культурно-историческом, социальном контексте, отработать умения и навыки выразительного чтения, развивать творческое воображение, обратить внимание на нравственно-этическое воспитание, любовь к родному краю, к его природе, на примере жизни поэтов показать, как учеба и познание окружающего мира помогают в достижении цели, поставленной человеком, в осуществлении его мечты.
Сообщение Ботищевой С.А. о творчестве М.И.Чистякова.
Рудный Алтай, его замечательные люди, его прекрасная природа - главная тема творчества Михаила Чистякова. Родной край воспет поэтом с любовью, с той внутренней увлеченностью, которая не может не захватить читателя.
Жизнь нашего земляка, известного поэта М. Чистякова вобрала в себя столько, что хватило бы с лихвой на три жизни.
Михаил Иванович Чистяков родился 1 сентября 1917 года в селе Ургуш Башкирской АССР. Детство, юность у поэта были трудными - в три года потерял мать, в четырнадцать - отца. С третьего курса института в июле 1942 года Михаил добровольцем ушел в ряды Красной Армии. 22 ноября 1942 года получил тяжелое осколочное ранение в голову и в двадцать три года почти полностью потерял зрение.
В январе 1943 года М.И. Чистяков вернулся домой инвалидом. Жил сначала в Алма-Ате, потом переехал в Чимкент, в 1949 году - в Усть-Каменогорск. Здесь он преподает русский язык и литературу в школе, много читает, пишет стихи.
Большое напряжение дало себя знать: зрение резко ухудшилось, и М.И. Чистяков оставляет работу в школе. Он посвящает себя журналистике и литературе, стремясь отобразить художественным словом героические свершения своих земляков, обновление родной земли.
М. Чистяков - автор тридцати поэтических сборников. Это ему принадлежат строчки:
Лег на плечи мне день.
Лег на плечи мне век.
И оставлен покой…
Я берегу восходы и закаты,
И зеркала веселых детских глаз,
Оружие сдано, погоны сняты,
Но сердце не уволено в запас…
Его первая книжка с поэмой "Яков Ушанов" появилась в 1961 году. Затем были сборники "Усть-Камень", "Иртыш", "Солдатская память", "Дорога", "Родина", "Алтай", "Степной сокол", "Мои берега".
От книги к книге голос поэта крепнет, обретает собственную окраску, стихи становятся более лиричными, философскими.
Становление М. Чистякова как поэта связано с Рудным Алтаем.
Ульба, Серебрянка, Иртыш, Зайсан, Бухтарминское море - это его родной преображенный край. Как о нем не писать, как не восторгаться!
Я каждое утро
Стою над Ульбою,
Охвачен прохладой горных круч.
Смотрю, как река зеленой губою
Ловит первый озябший луч.
Имя нашего земляка Михаила Чистякова, автора многочисленных поэтических сборников, известно не только в Казахстане. О творчестве поэта созданы три телевизионных фильма. Его земляками - писателями, журналистами, читателями - издана книга "Певец земли иртышской", в которой повествуется о жизни и творчестве Михаила Ивановича.
Михаил Чистяков - член Союза писателей Казахстана, лауреат премии Союза писателей Казахстана, Почетный гражданин г. Усть-Каменогорска.
Имя поэта М.И. Чистякова вошло в "Краткую Казахскую энциклопедию".
За участие в Великой Отечественной войне Михаил Иванович награжден орденом Отечественной войны первой степени, медалью Г.К. Жукова и многими юбилейными медалями. За активное участие в развитии казахстанской литературы он дважды награжден Почетными грамотами Верховного Совета Казахстана.
Михаил Иванович Чистяков умер 13 апреля 2006 года
Учащиеся читают стихи «Моя земля», «Усть-Камень», «Зайсан», «В устье горных кряжей», «Я люблю журавлиный восход..», «Иртыш».
Слово Мурашкиной Е.В. о Е.Курдакове.
Учащиеся читают стихи «Иволга», «Лишь задую в гармошку губную», «Переберу с любимыми словами..»
Слово Мурашкиной Е.В. о С.Анисимове.
Родился поэт 19 сентября 1911 года в селе Красноярском (ныне Предгорное) Усть-Каменогорского уезда Семипалатинской области в семье крестьянина-ямщика. Детство было голодным и трудным. Окончил школу-семилетку. Затем - учеба в Усть-Каменогорском педтехникуме, которая прервалась неудачной поездкой юного Анисимова в Москву с целью посвятить себя театру и кино. Вернувшись из Москвы, продолжил учебу в педтехникуме уже г. Семипалатинска. Но и его не пришлось окончить, так как в 1931 году Анисимова пригласили на работу в газету "Прииртышская правда". С этого времени и всю свою жизнь он посвятил литературе.
В 1933-1935 гг. С.Анисимов будучи в рядах Красной Армии, учился заочно в Ленинградском институте журналистики.
С 1936 по 1941 гг. вновь работал в органах печати. Не прекращалась его литературная жизнь и в годы Великой Отечественной войны. Начал он воевать рядовым пехотинцем, а закончил военным корреспондентом, затем военным секретарем газет "В бой за Родину" и "Советский танкист".
Начав писать стихи еще в 30-е годы, Семен Анисимов не сразу громко заявил о себе. Быть может, поэтому, стихи его не избалованы вниманием критики. Но очевидно одно: поэт работал в индивидуальной манере. Он не обличает, не проповедует, он предлагает заглянуть в "низенькие окна" родного дома, "как в материнские глаза", полюбоваться туеском берестяным, что "пахнет полем, мятой и укропом" или послушать "сказки бабушки Зере, служить добру-добром".
Ушел из жизни Семен Михайлович не успев допеть до конца своей песни, и, все же, он имеет право сказать о своих стихах: "Я поднимаю солнечную ношу - Охапку отзвеневших сентябрей!".
Учащиеся читают стихи «Лес», «Мед», «Сказки бабушки Зере».
Слово учителя казахского языка Бекпосыновой А.А. об Абае.
Учащиеся читают стихи Абая.
Слово о Павле Васильеве. Чтение стихов.
Подведение итогов.
Самоанализ
В мероприятии принимали учащиеся 8Б и 8В (31 человек) 1999-2001 годов рождения.
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством местных поэтов в культурно-историческом, социальном контексте, отработать умения и навыки выразительного чтения, развивать творческое воображение, обратить внимание на нравственно-этическое воспитание, любовь к родному краю, к его природе, на примере жизни поэтов показать, как учеба и познание окружающего мира помогают в достижении цели, поставленной человеком, в осуществлении его мечты.
Подготовительная работа – подбор группы детей для выразительного чтения стихов.
Форма проведения – литературная гостиная.
Тема актуальная, соответствуют задания и интересы учащихся.
Материал подобран с учетом психо-физического развития учащихся данного возраста. В ходе работы соблюдался методический принцип – коммуникативность.
Применялось взаимодействие учителей русского языка, казахского языка,
Цель достигнута.
Ученики активно работали.
Вывод – проводить дальнейшую работу по экономическому воспитанию, рекомендовать специальную литературу.