Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "Мне имя дали при крещенье - Анна"»
Алдошина Т. А.,
учитель русского языка и литературы
КГУ «СОШ №18»
ВКО, г. Семей.
Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников
«Мне дали имя при крещенье - Анна…»
( Литературный портрет Анны Ахматовой)
Цель: знакомство с жизнью и творчеством А. А. Ахматовой.
Задачи: учащиеся полнее узнают о гражданской позиции поэтессы, увидят её роль в литературе, закрепят навыки выразительного чтения.
Оформление: портреты и фотографии А. Ахматовой, Н. Гумилёва, Л. Гумилева разных лет.
Звучит музыка Бетховена.
-Добрый день, дорогие друзья! Сегодня нас ждет встреча с Анной Андреевной Ахматовой – уникально талантливой поэтессой, очаровательной женщиной.
-Всю жизнь она несла в своей душе солнце радости жизни, её непостижимую прелесть и делилась с миром этими неубывающими редчайшими сокровищами. Анне Ахматовой благодарны все, кто ищет общения с поэзией и умеет понимать её благую исключительность. Она выражала правду Времени, и за это мы говорим ей спасибо и засыпаем цветами её могилу. Её поэзия и сегодня рядом с нами во всей своей первозданной чистоте.
- Ахматова никогда не сетовала на возраст. Она и старость принимала как должное Она пробивалась к солнцу жизни из-под всех развалин, вопреки всему оставаясь собой.
-Когда её возраст пересек 70-летнюю черту, когда её черная челка, спускавшаяся на прямые строгие брови, освещенная зеленовато-сероватым светом удлиненных глаз, побелела и откинулась на затылок, обнажив прекрасный, высокий лоб, когда её походка стала подчеркнуто-степенной, к ней пришла слава, не изменчивая и не ветреная, как прежде, и уже не отходила от неё ни на шаг. И Ахматова принимала её как должное, осознавая свое достоинство как поэт и как человек.
- В конце 19 века, в июле 1889года, в пригороде Одессы в семье отставного инженера-механика Андрея Горенко родилась дочь Анна, которой суждено было войти в созвездие самых крупных русских поэтов, Очень мечтательная, непохожая на других, девочка начала писать стихи с 11 лет.
(появляются 3 ученицы)
1. Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
-Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь.
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
2. Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман.
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
3. Есть в близости людей заветная черта,
Её не перейти влюбленности и страсти, -
Пусть в жуткой тишине сливаются уста
И сердце рвется от любви на части.
И дружба здесь бессильна, и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.
Стремящиеся к ней безумны, а её
Достигшие – поражены тоскою…
Теперь ты понял, отчего моё
Не бьётся сердце под моей рукою.
(Звучит увертюра к опере Чайковского «Евгений Онегин»)
Появляется ученица, исполняющая роль Ахматовой
-Эти бедные стихи пустейшей девочки почему-то перепечатываются тринадцатый раз. Появились они и на некоторых иностранных языках. Сама я не предрекала им такой судьбы и прятала под диванные подушки номера журналов, где они впервые были напечатаны, чтобы не расстраиваться. От огорчения, что «Вечер» появился в печати, я уехала даже в Италию, а сидя в трамвае, думала, глядя на соседей: «Какие они счастливые- у них не выходит книжка».
- Это было в 1912 году. Стихи перепечатывались 13 раз, но тем не менее российские молодые поэтессы того времени неизменно начинали свое творчество с подражания её знаменитому «Сероглазому королю»
(Звучит романс в исполнении А. Вертинского)
-Так начинался её путь к совершенству, путь познания и самопознания, путь ответственности души.
-В то время я гостила на земле,
Мне дали имя при крещенье- Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.
Так дивно знала я земную радость
И праздников я знала не двенадцать,
А столько, сколько было дней в году.
Я, тайному велению покорна,
Товарища свободного избрав,
Любила только солнце и деревья.
Однажды поздним летом иностранку
Я встретила в лукавый час зари,
И вместе мы купались в теплом море,
Её одежда странной мне казалась,
Ещё страннее -губы , а слова-
Как звезды падали сентябрьской ночью.
И, стройная, меня учила плавать,
Одной рукой поддерживая тело
Неопытное на тугих волнах.
И часто, стоя в голубой воде,
Она со мной неспешно говорила,
И мне казалось, что вершины леса
Слегка шумят, или хрустит песок,
Иль голосом серебряным волынка
Вдали поет о вечере разлук.
Но слов её я помнить не могла
И часто ночью с болью просыпалась.
Мне чудился полуоткрытый рот,
Её глаза и гладкая прическа.
Как вестника небесного, молила
Я девушку печальную тогда:
«Скажи, скажи, зачем угасла память
И, так томительно лаская слух,
Ты отняла блаженство повторенья?»
И только раз, когда я виноград
В плетеную корзинку собирала
А смуглая сидела на траве,
Глаза раскрыв и распустивши косы,
И томною была и утомленной
От запаха тяжелых синих ягод
И пряного дыханья дикой мяты,-
Она слова чудесные вложила
В сокровищницу памяти моей,
И, полную корзину уронив.
Припала я к земле сухой и душной,
Как к милому, когда поет любовь.
-Так пишет она о своей юности. А ведь мало кто знает, что, когда она узнала о том, что она Поэт, и поверила в эту неизбежность, не кто иной, как отец, запретил ей подписываться отцовской фамилией Горенко и она взяла фамилию своей прабабушки - Ахматова.
АХМАТОВА: годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Стихи для меня начались не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова. Их знала моя мама. Училась я в царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда с неохотой. Когда родители мои развелись, мы с мамой переехали на юг. В 1910 году я вышла замуж за Гумилева, и мы поехали в Париж на месяц. В1912 году родился мой единственный сын-Лев.
- Именно тогда вышел первый сборник её стихов «Вечер». 300 экземпляров. Критика к нему отнеслась благосклонно. А вслед за «Вечером» – «Четки».
АХМАТОВА: Жизни моей второй книге было отпущено примерно шесть недель. В начале мая литературный Петербург замирал, все понемногу разъезжались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, здесь все стало иным. Время распорядилось иначе.
-Целый год ты со мной неразлучен,
И как прежде и весел и юн!
Неужели же ты не измучен
Смутной песней затравленных струн,-
Тех, что прежде, тугие, звенели,
А теперь только стонут слегка,
И моя их терзает без цели
Восковая, сухая рука…
Верно, мало для счастья надо
Тем, кто нежен и любит светло,
Что ни ревность, ни гнев, ни досада
Молодое не тронет чело.
Тихий, тихий, и ласки не просит,
Только долго глядит на меня
И с улыбкой блаженной выносит
Страшный бред моего забытья.
-Там тень моя осталась и тоскует,
Все в той же синей комнате живет,
Гостей из города за полночь ждет
И образок эмалевый целует.
И в доме не совсем благополучно:
Огонь зажгут, а все-таки темно…
Не оттого ль хозяйке новой скучно,
Не оттого ль хозяин пьет вино
И слышит, как за тонкою стеною
Пришедший гость беседует со мною?
-Там много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен.
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.
Строителей её благодарю,
Пусть их забота и печаль минует.
Отсюда раньше вижу я зарю,
Здесь солнца луч последний торжествует.
И часто в окна комнаты моей
Влетают ветры северных морей,
И голубь ест из рук моих пшеницу…
А недописанную мной страницу-
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
(Звучит романс А. Варламова «На заре ты её не буди»)
АХМАТОВА: Эти стихи написаны в Слепнево. Я носила тогда малахитовое ожерелье и чепчик из тонких кружев. В моей комнате висела большая икона – Христос в темнице. Узкий диван был таким твердым, что я просыпалась ночью и долго сидела, чтобы отдохнуть. Там, в Слепнево, я встретилу Войну 1914 года, там провела последнее лето 17-го.
-А. Блок так писал об Ахматовой:
«Красота страшна», - Вам скажут-
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан- в волосах,
«Красота проста», - Вам скажут-
Пестрой шалью неумело
Вы укроете ребенка,
Красный розан- на полу,
Но, рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащим,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:
«Не страшна и не проста я;
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, как жизнь страшна»
-Жизнь её не была легкой. Беда шла за ней по пятам, но великая правда её лирики всегда исполнена мужества. Поэтому миллионные тиражи её книг нарасхват. Чего только не выпало на долю Ахматовой: и смерть сестер, и тяжелые болезни, и личные трагедии, 2 революции, 2 страшные войны. Её волновало все в этом мире, и она оставляла свои заметы- стихи.
Я не искала прибыли и славы не ждала,
Я под крылом у гибели все тридцать лет жила.
А муза и глохла и слепла,
В земле истлевало зерном,
Чтоб снова, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом!
АХМАТОВА: с середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые- перепечатывать. Уже готовый двухтомник издательства Гессена («Петроград») был уничтожен, брань стала планомерной и продуманной.
(Звучат стихотворения «По неделе ни слова ни с кем не скажу…»
«Мне голос был…»
«Небывалая осень построила купол высокий…»
«И всюду клевета сопутствовала мне…»
АХМАТОВА: Отечественная война застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву. До мая 1944 –го я жила в Ташкенте, Жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, я часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А ещё я узнала, что такое человеческая доброта: В Ташкенте я много и тяжело болела.
В мае 1944 я прилетела в Москву, уже полную надежд и ожидания близкой победы. В июне я вернулась в Ленинград.
И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Звучит стихотворение «Мужество»
«А вы, мои друзья последнего призыва…»
Победа у наших стоит дверей…
Как гостью желанную встретим!
Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысячи тысяч смертей,-
Так мы долгожданной ответим!
Звучит «Вальс №7» Шопена
АХМАТОВА:Когда я писала стихи, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым нет равных.
Звучит «Ноктюрн» Фильда.
- Её похоронили под Ленинградом, в поселке Комарове на Карельском перешейке, на кладбище среди соснового леса. И летом, и зимой на её могиле всегда лежат живые цветы. Розы. Ландыши. Цикламены. И ромашки тоже. Дорожка к её могиле не заносится снегом зимой и не зарастает травой летом. Ветер с залива шумит в вершинах сосен, и они разговаривают, чуть раскачиваясь, между собой, о чем-то своем. К ней приходит и юность, и старость, мужчины и женщины. Такая у неё участь. Ведь истинный поэт живет долго и после смерти, и люди будут идти сюда долго, очень долго, пока звучат её стихи.