литературная гостиная"И серебряный месяц ярко над веком серебряным стыл..."
Литературная гостиная"И серебряный месяц ярко над веком серебряным стыл..."
Литературная гостиная посвящена поэтам серебряного века.Короткий экскурс в литературный салон Мережковских,знаменитую башню В.Иванова и основное действие происходит в арт-кафе "Бродячая собака".Включены сценки,стихи,звучит музыка, показ видеороликов.Оформление сцены очень простое: длинный стол для ведущих,молоток для входящих поэтов,большой стенд-полотно с портретами поэтов серебряного века.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«литературная гостиная"И серебряный месяц ярко над веком серебряным стыл..." »
Слайд1 ( Музыка тихая)
Начало20 века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба, и каждого второго можно назвать Моцартом стиха.
Поэты «серебряного века» - это целое созвездие в русской национальной галактике: Дмитрий Мережковский и его жена Зинаида Гиппиус –Анна Ахматова и Николай Гумилев, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Сергей Городецкий, юные Борис Пастернак и Марина Цветаева, Осип Мандельштам и Сергей Есенин, Андрей Белый и Александр Блок, Константин Бальмонт – этот Паганини стиха и Игорь Северянин – официально признанный королем поэтов. Перечисление славных имен можно было бы продолжить.
Слайд 2 Поэты образуют множество литературных направлений – символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Некоторые из них в творческом развитии меняли свое отношение к миру, социальным явлениям и представления о своем назначении. Неизменным оставался их божественный поэтический дар, благодаря которому они довели стих в поэтическом смысле до совершенства: звук, все краски мира и все тончайшие оттенки чувств обрели неслыханную до сих пор музыкальность.
Если поэзию Серебряного века представить как многотомник, то сегодня мы приоткрываем лишь первую его страницу – предисловие.
Слайд3 Серебряный век… Творческое вдохновение, вспыхнув ярким пламенем, не погасло в 1917 году, а ушло вглубь, скрылось в пепле от урагана истории. Прерванная душа, пресечённое слово, недопетая песня…В новом 21 столетии поэты Серебряного века вновь с нами.
Слайд 4- Санкт-Петербург. Литейный, 24 — дом Мурузи. Зинаида Гиппиус с Дмитрием Мережковским прожили в этом доме много лет. Салон Мережковских был одним из самых известных литературных собраний Петербурга Серебряного века.
Слайд 5 - "Дом Мурузи" играл ту же роль, какую впоследствии играла "Башня" Вяч. Ив. Иванова.
Слайд 6 - В доме Мурузи у Мережковских бывали не только литераторы и поэты, но и художники, философы, все, кто только не был равнодушен к культуре.
Слайд-7- Знаменитая башня Вячеслава Иванова. Этот дом станет одним из центров, где будут собираться поэты Петербурга. Они сутками будут спорить о жизни и о назначении поэта. Поэта, который, по их представлениям, играл большую роль в мироздании.
Слайд-7 -Попова И. Это было в башне В. Иванова. Читали стихи. От стихов тогда пьянели больше, чем от вина. Башня выходила на крышу соседнего дома, и было видно бледно-серое, без луны и звезд ночное небо, каким оно бывает в белые петербургские ночи, и высокую худощавую фигуру А. Блока, читающего своим монотонным, страстно-бессмертным голосом медленно и томительно печально-пронзительную по поэтической красоте «Незнакомку». Вся кровь во мне остановилась, когда после знаменитой строчки «духами и туманами она садится у окна», это обволакивающее А сменилось волшебным Е. и вЕют дрЕвним повЕрьями ЕЕ волшЕбныЕ Шелка…
(Входят все) Слайд-9 Жолнерович А. Больше 100 лет назад, в канун нового 1912года в Петербурге в подвале 2 дома Дашковых открылось артистическое кафе, арт-кабаре «Бродячая собака». Слава о кафе удивительно скандальная, легендарная произошла от сочетания скромности помещения и высочайшей концентрации блистательных талантов: Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский- список неисчерпаем.
Всевместе
Во втором дворе подвал, В нем — приют собачий. Каждый, кто сюда попал —
Просто пес бродячий. Но в том гордость, но в том честь, Чтобы в тот подвал залезть! Гав!- 2 раза-
(на сцене ставят столы, стулья, застилают скатерти) все танцуют под музыку
Слайд10 Видео Кафе «Бродячая собака» звучит песня А.Вертинского «Магнолия». Попова И. Заброшенный подвал, когда-то служивший винным погребом, замечательно преобразился. Стены украсили рукописями, архитектор Фомин собственноручно сложил огромный камин. У наружных дверей висели молоток и доска, в которую каждый входящий должен был стучать.
Михаил: «Бродячая собака»- живой памятник культуры Серебряного века.
Андрей: «Золотой век»- солнечный век поэтов 19 века.
Инга: Серебряный- лунная хандра, бурный расцвет и предвосхищение близкого краха поэтов 20 века.
М.: Луна, по древней мифологии, символ ущерба и неравенства.
А.: Истинная поэзия- любовь, мужество и жертва.- Фредерико Гарсия Лорка
И.: Сегодня мы вновь в «Бродячей собаке»
Многим из них не хватало скромного достоинства поэтов – классиков 19 века. Стремление их к самоутверждению, возвеличиванию и самовосхвалению не может не вызвать улыбки. Слайд-11 Сцена №1- за столиком И. : - Ах, господа, как хочется изысканного, возвышенного, утонченного. Я хотела бы упиваться музыкой поэтических строк! М.: Извольте, сударыня ! Мороженое из сирени! Мороженое из сирени! Анатолий: Ананасы в шампанском!/ 2 раза/ А. : Шампанское в меню!/ 2 раза/ М.: Я выпил грез фиалок фиалковый фиал… Н.: О Боже! Чьи это строки? Кто автор? А.: Как, вы не знаете? Это же король поэтов – И.Северянин! Н.: Северянин? И.: Северянин? - Се-ве-ря-нин…
М.:
Шампанская сила в поэте бурлила, На встречи с ним публика валом валила, И взорами девы поэта ласкали, И лопались лампы от рукоплесканий. 27 февраля 1918 года в зале Политехнического музея Северянина слушали в полном молчании, покоренные энергией ритмов и мелодикой строф. А.: Когда поэт закончил чтение, зал разразился аплодисментами и криками восторга. После подсчета голосов было объявлено: Король поэтов – И.Северянин, 2 место - В. Маяковский, 3 место - К. Бальмонт
Слайд-12 (стук молотка, входит) Северянин : Татарчук А.
Отныне плащ мой фиолетов, Берэта бархат в серебре. Я избран королем поэтов На зависть нудной мошкаре. Лишь мне восторг и поклоненье И славы пряный фимиам Моим любовь и песнопенье - Недосягаемым стихам Я так велик и так уверен, В себе настолько убежден, Что всех прощу и каждой вере Отдам почтительный поклон. В душе порывистость приветов Неисчислимое число. Я избран королем поэтов- Да будет подданным светло (Северянин садится в кресло) Сцена № 2 (Дамы и господа за столиками) И.: За что же возносила поэта толпа? Что она хотела слышать? Н.: Ах, сударыня, от него требовали "популярить изыски“, никого не интересовала его „вселенская душа“. Он входил и видел, как гости пьют вино, возлежат на бархате, вдыхают лилии. И поэт надел маску, скрылся за щитом иронии и самоиронии. Участники подносят маски к лицам. Северянин- Татарчук А. В смокингах, в шик опроборенные, великосветские слухи В княжьей гостиной наструнились, лица свои ослужив: Я улыбнулся натянуто, вспомнив сакрамно о порохе. Скуку взорвал неожиданно неопоэзный мотив. Каждая строчка—пощечина. Голос мой—сплошь издевательство. Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс. Я презираю Вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства, И презирая, рассчитываю на мировой резонанс. Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт. А.: Самое сокровенное, искреннее, обнаженное открыто выплеснулось, не утерпелось! Влепил наконец пощечину своим слушателям, а те в пылу восторгов даже и не заметили, что над ними откровенно издеваются! И.: С каким мастерством написано! Вы вдумайтесь, вслушайтесь в этот блестящий каламбур: «Я презираю Вас, Ваши Сиятельства!» Трагедия Северянина в том и состояла, что этого почти непристойно издевательского признания в те времена не заметили, думали: шутит, дразнит специально. Любимцу всё прощалось. Все хором
Снимите же маску, поэт! Снимите же маску, король! (участники снимают маски) Слайд-13 Жолнерович А.- И.Северянин «Их образ жизни»: Чем эти самые живут Что вот на паре ног проходят? Пьют и едят, едят и пьют – И в этом жизни смысл находят… Надуть, нажиться, обокрасть, Растлить, унизить, сделать болью… Какая ж им иная страсть: Ведь им и этого довольно! И эти-то, на паре ног, Так называемые люди «живут себе» … и имя Блок Для них, погрязших в мерзком блуде Бессмысленный, нелепый слог. Северянин - Жолнерович А.- Не завидуй другу, если он богаче, Если он красивей, если он умней. Пусть его достатки, пусть его удачи У твоих сандалий не сотрут ремней. Двигайся бодрее по своей дороге Улыбайся шире от его удач. Может быть, блаженство – на твоем пороге, А его, быть может, ждут нужда и плач Плачь его слезою! Смейся шумным смехом! Чувствуй полным сердцем вдоль и поперек Не препятствуй другу, ликовать успехом: Это – преступленье! Это – сверхпорок!
Слайд-14 М.: Бесспорно и то, что звездой первой величины в созвездии поэтов Серебряного века был Александр Блок. Преклонение перед ним и его творчеством было всеобщим, по воспоминаниям К. Чуковского, ни от кого так явственно, так ощутимо не исходил магнетизм.
Инга. Слова и строки выстраиваются в ряд и как бы уносятся на музыкальной волне. В беззвучной тишине возникают образы, в которых сливались горечь и восторг, безысходная тоска и радостное изумление перед чудом красоты. Трудно представить себе женщину, которая бы не влюбилась в него. Печальным, обиженным и даже чуть-чуть презрительным голосом читал он свои стихи. А.: Влюбленность расцвела в устах И в ранней грусти слез, И был я в розовых цепях У женщин много раз. К нему обращались со стихами 3.Гиппиус, А. Ахматова, М. Цветаева.
Слайд-15 М. Цветаева: Попова И.
Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке, Одно – единственное движенье губ, Имя твое – 5 букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Имя твое – ах, нельзя! – Имя твое – поцелуи в глаза, В нежную струну недвижных век, Имя твое – поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток… С именем твоим – сон глубок Предстало нам – всей площади широкой Святое имя Александра Блока.
Слайд-16 ( Видео Ночь, улица, аптека)
Слайд-17 М.: Пылающая и горькая рябина стала символом судьбы Цветаевой, тоже «горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.» Поэзию Цветаевой называют «поэзией её души!» В мае 1913 года в Крыму, в Коктебеле, Марина создала ныне широко известное стихотворение без названия, которое стало своеобразным предсказанием.
Медведева Н. читает стихотворение М.Цветаевой
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
А. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
Слайд-18 видео- «Под лаской плюшевого пледа» из к\ф Жестокий романс
М.: Цветаева – поэт «предельной правды чувств.» Её стихи удивительно современные, потому что проповедовали вечные ценности. Слайд-19 «Мне нравится, что вы больны не мной…»
Слайд-20 Цветаева: Инга
Вчера еще в глаза глядел, А нынче - все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, - Все жаворонки нынче - вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен: "Мой милый, что тебе я сделала?!" И слезы ей - вода, и кровь - Вода, - в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха - Любовь: Не ждите ни суда, ни милости. Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая... И стон стоит вдоль всей земли: "Мой милый, что тебе я сделала?" Вчера еще в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал, - Жизнь выпала - копейкой ржавою! Детоубийцей на суду Стою - немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу: "Мой милый, что тебе я сделала?" Спрошу я стул, спрошу кровать: "За что, за что терплю и бедствую?" "Отцеловал - колесовать: Другую целовать", - ответствуют. Жить приучил в самом огне, Сам бросил - в степь заледенелую! Вот, что ты, милый, сделал мне! Мой милый, что тебе - я сделала? Все ведаю - не прекословь! Вновь зрячая - уж не любовница! Где отступается Любовь, Там подступает Смерть-садовница. Само - что дерево трясти! - В срок яблоко спадает спелое... За все, за все меня прости, Мой милый, - что тебе я сделала
Звучитимпровизация песни «Бесаме мучо»Пары танцуют под музыку
М.Ведущий: А в это время возникают, как из воздуха, миллионные состояния, строятся банки, мюзик-холлы, великолепные рестораны, где люди оглушают себя музыкой, отражением зеркал, светом, шампанским, полуобнаженными женщинами.
Слайд-21 -А.: Русская Сафо - А. Ахматова. Ей были подвластны все секреты и тайны поэзии. Её вступление в литературу напоминало триумфальное шествие. М.: Божественная неповторимость личности… подчёркивались её потрясающей красотой. От одного взгляда на неё перехватывало дыхание. Высокую, темноволосую, смуглую, стройную и невероятно гибкую, с бездонно-зелеными глазами снежного барса её в течение полувека рисовали, писали красками, ваяли в гипсе и мраморе, фотографировали многие, начиная с Амадео Модильяни. Медведева Н. (А.Ахматова) встает с кресла и читает стихотворение: Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между клёнов шёпот осенний
Попросил: «Со мною умри!»
Я обманут моей унылой,
Переменчивой «злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на тёмный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-жёлтым огнём.
После прочтения стихотворения под музыку к Ахматовой приближается Гумилев присаживаясь рядом на стул.(Абдуллаев А.) Слайд-22 А.: Сильная личность, Николай Гумилёв, постоянно пытался найти место не только в поэзии, но и в жизни, то отправляясь в путешествия по Африке, то уходя на фронт во время Первой мировой, то бросая вызов власти… Неутомимый, страстный, мудрый и юный в своей наивности, задумчивый, одинокий воин. Слайд-23Видео клип Жираф
Н. (Медведева) Ахматова, сидя в кресле , наклонившись вперед , читает стихотворение
«Любовь»
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует.
То в инее ярком блеснёт,
Почудится в дрёме левкоя.
Но верно и тайно ведёт
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно её угадать
В ещё незнакомой улыбке.
Гумилев выходит на передний план и читает стихотворение, обращаясь к Ахматовой.
Слайд-24 -Я и Вы - Абдуллаев А.
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришёл из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам
Тёмным платьям и пиджакам –
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Я люблю – как араб в пустыне
Припадает к воде и пьёт,
А не рыцарем на картине,
Что на звёзды смотрит и ждёт.
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,
Чтоб войти не во всём открытый,
Протестантский, прибранный рай,
И туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: «Вставай!»
Стих.Ахматовой «Ты отступник» чит. Мытник П. 2АЭ
Ахматова- Медведева Н.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины жёлто-красной,
Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озёрной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Стих. Ахматовой «Сад» читает Блюденов Б. 2МЭ
Слайд-25 Северянин: Жолнерович А. ( Во время чтения стих. Маяковский В. (Дылюк Ю.) выходит на середину сцены, обращается к сидящим за столиками)
Мой друг, Великий Маяковский, В былые годы озорник, Дразнить толпу любил чертовски, Показывая ей язык. Ходил в широкой желтой кофте, То надевал вишневый фрак, Казалось, звал: «Окатастрофьте, Мещане, свой промозглый мрак!» В громоздкообразные строки, - То в полсажени , то в вершок,- Он щедро вкладывал упреки Тому, кто звал стихи «стишок» Его раскатный, трибунальный, Толпу клонящий долу бас Гремел по всей отчизне сальной, Где поп, жандарм и свинопас.
Маяковский: Дылюк Ю.
Вашу мысль, Мечтающую на размягченным мозгу, Как выжиревший лакей на засаленной кушетке, Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут. Досыта издеваюсь, нахальный и едкий. У меня в душе ни одного седого волоса, И старческой нежности нет в ней. Мир огромив мощью голоса, Иду – красивый Двадцатидвухлетний. Нежные! Вы любовь не скрипке ложите, Любовь на литавры ложит грубый Себя, как я, вывернуть не можете, Чтобы были одни сплошные губы? Хотите - буду от мяса бешеный И как небо меняя тона - Хотите – буду безукоризненно нежный, Не мужчина, а облако в штанах! Слайд-26 Сцена №3Диалоги (сидящие за столиками выкрикивают реплики)
Маяковский: Вы там, в третьем ряду, не размахивайте так грозно золотым зубом. Сядьте!
(Человеку с газетой) А вы положите сейчас же свою газету или уходите вон из зала: здесь не читальный зал. Здесь слушают меня, а не читают.
- Маяковский! Вы что полагаете, что мы все идиоты? Маяковский: Ну что вы? Почему все? Пока я вижу перед собой только одного… - Сколько денег вы получите за сегодняшний вечер? Маяковский:А вам какое дело? Вам – то ведь все равно ни копейки не перепадет. Ни с кем делиться я не собираюсь…Ну – с, дальше… - Как Ваша настоящая фамилия? Маяковский: Сказать? Пушкин! - Ваши стихи слишком злободневны. Они завтра умрут. Вас самого забудут. Бессмертие не ваш удел. Маяковский: А вы зайдите через 100 лет, там поговорим! - Ваши стихи мне непонятны. Маяковский: Ничего, Ваши дети их поймут! - Нет, и дети мои не поймут! Маяковский: А почему вы так убеждены, что дети ваши пойдут в вас? Может быть, у них мама умнее, а они будут похожи на нее. - Почему вы так себя хвалите? Маяковский: Мой соученик по гимназии Шекспир всегда советовал: Говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут твои друзья. - Мы с товарищем читали ваши стихи и ничего не поняли! Маяковский: Надо иметь умных товарищей. - Ваши стихи не волнуют, не греют, не заряжают. Маяковский: Мои стихи не море, не печка и не чума. - Зачем вы носите кольцо на пальце? Оно вам не к лицу. Маяковский: Вот потому, что не к лицу, и ношу на пальце, а не в носу! А.Ведущий: Все знали Маяковского – бунтаря, грубияна, но это иллюзия. Прежде всего, это был бесконечно одинокий, страдающий человек. Единственное, что нужно ему в жизни – это любовь женщины – безоглядная, глубокая, всепоглощающая и главное – взаимная.
В. Маяковский читает стихотворение «Послушайте!»
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!
М.:2 полюса любви – поклонение и жестокость, наивность и развязность. Маска. 2 полюса – поэзия и любовь, которые слились в одну ломаную черту – жизнь. Искусство называлось трагедия, трагедия называлась «Великий Маяковский». Современники относились в Маяковскому сложно. Кого-то раздражали его футуристические изыски, а кто-то завидовал его славе. Но многие оценили его безумно – нежный и оригинальный стихотворный язык. Слайд-27 -Инга. (Стих. И.Северянина):
Он в жизнь вбегал рязанским простаком Голубоглазым, кудреватым, русым, С задорным носом и веселым вкусом, К усладам жизни солнышком влеком Но вскоре бунт швырнул свой грязный ком В сиянье глаз. Отравленный укусом, Змей мятежа, злословил над Иисусом. Сдружиться постарался с кабаком В кругу разбойников и проституток, Томясь от богохульных прибауток, Он понял, что кабак ему поган… И богу вновь раскрыл, раскаясь, сени Неистовой души Благочестивый русский хулиган. Слайд-28 Сарогин М. – Есенин- читает стихотворение «Выткался на озере...»
Дылюк Ю.-Маяковский: Почему вы таскаетесь по салонам, Есенин?
М.: Глядишь, понравлюсь и в люди выведут. А.: Есенин! Ваши стихи чистые, свежие, голосистые, давно не испытывал такого наслаждения Слайд-29 видео на песню С. Есенина « Мне осталась одна забава..» (тихо, усилить к концу слов ведущего) А: Трагедия Есенина в том, что он, ощущавший свою поэтическую одаренность, не мог не видеть, как обыденное давило живую душу его божественного дара. Открытый для себя, он открывал себя и другим людям, но зачастую эта открытость оборачивалась жестокими ударами и незаживающими ранами души для самого поэта. М. -Поэзия сильна индивидуальностями . Был символизм, но от него остались Блок, Брюсов, Белый. Ушел футуризм, но остался Маяковский. Был имажинизм, но остался Есенин. Был акмеизм, но остались Ахматова и Гумилев. Все яснее простая истина, что без индивидуальности поток поэзии явно не полон.
Васинский В. (Н.Гумилев «Шестое чувство»).
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб,
что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано.
Сперва измучившись,
нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам
с бессмертными стихами. .
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать –
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Обречены идти все мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои.
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем..
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
А. Они так мечтали сделать своих читателей героями «сильной, веселой и злой планеты»
Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка,
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака.
М. Выстрелами на дуэли были убиты Пушкин и Лермонтов, пробитое пулей, перестало биться сердце Маяковского, безумная жестокость оборвала жизнь Николая Гумилева ... Сколько поэтов преждевременно потеряла Россия!
И. Как воскресить их! Как оживить? Живой водой воистину может стать наше прикосновение к его стихам, наша память о них. Только тогда расцветут «сады души» погибших поэтов и удивят нас своей красотой и благородством.
Васинский В. («Сады души» Н. Гумилев).
Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор черный,
Глубокие, прозрачные бассейны,
Растенья в них, как сны, необычайны.
Как воды утром, розовеют птицы,
И - кто поймет намек старинной тайны? –
В них девушка в венке великой жрицы...
Я не смотрю на мир бегущих линий,
Мои мечты лишь вечному покорны.
Пускай сирокко бесится в пустыне,
Сады моей души всегда узорны.
Слайд-30
М. :Велик был новый век России Век побед и свершений. А.: Страшен был новый век России Век 20-й Век войн и репрессий. И.: Прекрасен был новый век России Век 20-й Век поэзии и любви! Все хором: Каким будет наш новый век? Век 21-й?(Общий поклон)