Литература родного края. Жизненный и творческий путь Вишнякова Михаила Евсеевича.
Литература родного края. Жизненный и творческий путь Вишнякова Михаила Евсеевича.
Литература родного края должна остаться в памяти учащихся, воспитать чувство гордости и достоинства. Забайкальский край богат талантливыми людьми, среди которых писатели и поэты. К сожалению многих уже нет в живых, но благодаря произведениям, мы помним об этих замечательных людях.
Михаил Евсеевич Вишняков - один из известнейших поэтов Забайкальского края.Это человек, который любил и прославлял свой родной уголок до последних дней своей жизни. Советую познакомить учащихся с творчеством поэта через его произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
До урока ребятам было предложено принести рисунки и фотографии о родном крае.
Ход урока.
Звучит песня о Забайкалье в исполнении учителей.
I).Слово учителя: В 2004 году в нашей деревне появился интересный человек. Высокий, немного сутуловатый, в очках и очень общительный. Он познакомился со всеми продавцами нашего села, задавал вопросы о леспромхозе, об охотниках, о ягоде. Его интересовало буквально всё. Тут же читал стихи. Уехал, а многие так и не поняли, что они общались с талантливым замечательным поэтом Забайкалья.
Через год вышел двухтомник, и в одной из этих книг мы увидели стихотворение, посвящённое жительнице нашего села, выпускнице нашей школы.
Голубику посыпали сахаром-
Голубую,- как первый мороз, -
Стол накрыли, уселись и ахнули:
Надо ж так разгостились всерьёз.
И забыли, что в баньке протопленной,
Млеет пар, что с утра налегке
У тропинки, дождями протоптанной,
ждёт туман с полотенцем в руке;
Что в студёной воде омовения,
Пшикнет камень, как метеорит,
И, вздохнув под берёзовым веником,
Жар уймётся, душа отболит.
Здравствуй, русская жизнь незабытая!
Чаша синих небес и земля,
Где укроется, настежь открытая,
Беспощадная старость моя!
Как удивительно автор этих строк выразил своё отношение к увиденному (голубика, банька). Эти слова напоминают нам что-то близкое, родное.
Ребята, а если вы услышите словосочетание родной край, какие ассоциации у вас возникают?
Вы своё отношение, свою любовь, видение своего родного края выразили через фотографии. Это и ваши коровы, и покос, и любимая речка.
У меня родной край – это цветущая черёмуха в родительском доме, это белые берёзки на покосе, это жарки. Родной край – это сильные мужчины, это выносливые женщины. Ну и, конечно, это талантливые люди. А у нас их очень много. Среди них известные поэты и прозаики Забайкалья.
Никонов Василий Григорьевич
Балябин Василий Иванович
Куренной Евгений Евстафьевич
Донец Геннадий Семёнович
Макаров Борис Константинович
Вишняков Михаил Евсеевич
Лавринайтис Виктор Бронислалович
Жамболон Арсалан Жамбалович
Граубин Георгий Рудольфович
И это далеко не весь список талантливых писателей Забайкалья.
Итак ,сегодня мы открываем следующую страницу в нашей литературе под названием «Литература родного края».
Цель нашего урока познакомиться с творчеством одного из Забайкальских поэтов, с Вишняковым Михаилом Евсеевичем. Это он был в нашей Хушенге, и она ему очень понравилась, это он написал стихотворение о нашей деревне.
Наш урок необычный. Это урок-концерт. На нём вы услышите стихи и сказки Михаила Евсеевича, песню на стихи этого поэта, песни забайкальских композиторов. Послушаете, а потом расскажите об этом родным и близким.
II). Слово ученикам.
Ученик №1: Михаил Евсеевич Вишняков родился 2 сентября 1945 года в селе Сухайтуй Читинской области.
Учитель читает стихотворение:
Я родился для песен в непесенный полдень России
Тяжело назревали намокшие в ливень хлеба.
И крестьянские вдовы в несжатых полях голосили
И ссыпали зерно в непроветренные погреба.
Над большими дорогами шли косяки перелётных,
Возвращались солдаты в шинелях, как небо, седых.
Их встречали в полях. Обступали устало и плотно.
И так долго, так жадно глядели на них.
Эта послевоенная осень!
Я родился на жатве. И вечером с хлебным обозом
Был отправлен домой, и , когда мы въезжали в село,
У околицы ветер сломал молодую берёзу,
И багряной листвою мою колею замело.
Ученик №1: Пройдя трудовой путь (табунщиком, мельником и судостроителем, журналистом в газетах и на телевидении), он принёс в поэзию глубокое значение жизни, народного мировоззрения, своеобразного сибирского уклада, широту мысли и своё видение мира.
Основной темой творчества этого поэта является тема Родины.
Спит рожь с васильками на кромке,
И дорога ушла в окоём.
О своём шепчет август негромко,
И овсянки свистят о своём.
Я люблю тебя Родина, спелой –
Земляничной, пшеничной, ржаной,
Загорелой, с полоскою белой,
От прошедшей грозы надо мной.
Буду резким, как молния-всадник.
Бог даст силу, дорогу, судьбу.
Но зачем так щемит или саднит
Шрам какой или крестик на лбу?
(забытое стихотворение 1965г.).
Ученик №2: Это стихотворение называется «На Родине». Оно посвящается Марии, Сергею, Петру, Александру, Михаилу, Павлу, Вере, Николаю, Анне Рыжаковым. Севостьяну, Григорию, Льву, Тимофею Чистяковым.
Снится Родина... Небо, земля
И эпоха крещенских морозов,
И четыре славянских берёзы,
А за ними поля да поля.
Впереди так бело, что темно.
Выживай, если сможешь при жизни
Зло заплакать об этой Отчизне, -
Русским людям иной не дано.
Но стоят, лучик солнца хранят,
Отрясая сверкающий иней.
И мне чудится – где-то поныне
Бубенцы, раскатившись, звенят.
Настигают и давят мой сон
Тяжким топотом, смертной угрозой.
Но четыре славянских берёзы
Тихо гасят мучительный звон.
Звучит песня «Посадил я берёзу».
Ученик №3: Перед вами мелькают видения прекрасных женщин, созданные лёгкими мазками (босоножки, оставленные на пороге; солнечное плечо). Сквозь лёгкую дымку прорисовывается история любви, размолвок и примирений. От той поры, когда ещё торжествует «возмездье нежности, бушующей давно», до рождения тихого желания, «чтоб нам друг друга не хватило до яблоневой седины». Поэтизируется любовь верная и единственная.
Буйство губ, разбой льняноволосый,
Безоглядность. Ранний холодок
В отоспевших ягодах, в колосьях,
В путанице листьев и дорог.
Где в Читинской области такая
Жизнь была и девушка была –
Та, что с лебедиными руками,
Та, что рано из дому ушла?
Над Сухайкой свет луны и тени,
Ночь горчит полынью и вином.
Надломиться? Рухнуть на колени?
Как листва, заплакать под окном?
Отыскать звезду над сеновалом,
В инее морозные столбы,
Бросить песню и пойти обвалом
Вниз по склону жизни и судьбы?
Никогда! Отчаянью не верьте.
Пусть надежда болью изошла,
Жить и петь, и помнить мне до смерти –
Жизнь была и девушка была.
Через двадцать лет, как наважденье,
Чувствовать острее и родней,
У тебя сегодня день рожденья
Самой русой дочери моей.
Ученик №4: Встречались, влюблялись, но не остались вместе. Почему? Жаль! Об этом начинаешь понимать лишь потом.
Это стихотворение называется «Прощание с Еленой».
Здравствуйте, Елена Тимофеевна.
Возможно ль,
не спросив
ни мужа, ни детей,
Словно путник ночью, постучаться осторожно
В белый домик юности твоей?
Что ж никто не отзовётся? Сердце леденеет,
Как в метели неприютный гость.
У поэтов это откровенней и больнее,
Что не спелось – значит не сбылось,
Ум высокий, руки золотые – всё для счастья
Мы имели, отправляясь в путь.
Отчего ж так трудно постучаться,
Дверь открыть и руки протянуть?
Я недавно был на родине.
Заре высокой
поклонился низко, не дыша.
Нам бы дом построить – с голубями,
с белой крышей,
распахать у леса огород
И растить весёлых, кареглазых ребятишек,
Это лучший на земле народ.
Ты прости меня по-деревенски просто и бесслёзно.
Я уйду, и рано поутру
Снег засыплет след и оборвётся лист с берёзы,
Столько трепетавший на ветру.
Ученик №5: Вы вторгаетесь в мир авторских воспоминаний, узнаёте историю его семьи, его мать, которую он помнит по утренней светлой молитве, узнаёте о смерти брата Ивана и сестры Риты, о гибели сына.
Продаём – так случилось – отцовский дом.
Двор и берёзы- родительский дом
Нет, не один я, а с братом вдвоём.
Детство своё продаём.
Дом наш высокий! Под солнечной дранкой,
У золотых в сентябре тополей,
В нём мы родились
От маленькой русской крестьянки,
Русые и большеглазые дети полей.
Дом, где на яростный Праздник Победы
Плакал отец над своим же солдатским письмом.
Дом, где стояли большие гробы наших дедов,
Мы, как чужие, чужим продаём.
Брат мой! Ты плачешь? Не надо, братишка...
Новый хозяин доволен и рад.
Вон сколько русых, вихрастых его ребятишек,
Не отрываясь, на двери глядят.
Пусть у них будет для света двенадцать окошек,
Будет калитка для друга и встреч,
Пусть по двору их прокатит
Буланая старая лошадь
И убаюкает русская печь.
Пусть нас простит наша милая родина:
Тёмное поле, дорога, дымок из трубы,
рыжий подсолнух в пустом огороде
и недопитый колодец судьбы.
Этот колодец и детство оставим в придачу
Тем, кто вернулся в родные края.
В доме отца не устроишь весёлую дачу.
Он не для праздности – для бытия.
Это стихотворение называется «Дом». Посвящено Ивану Вишнякову – брату.
Ученик №6:
Иван, расскажи мне о маме –
Как можешь, своими словами.
Как шла она полем, слезу утирая,
Певунья, плясунья, жена молодая.
Зачем торопилась на вечный ночлег
И резала голые руки о снег?
Огромное, тёмное, зимнее поле
Седое от инея, страха и боли
Да русское небо в туманных огнях,
Её привезли на морозных санях.
Я помню лишь лампы, да спирт, да озноб,
Да светлый, из тёса сколоченный гроб.
Иван, а какой она в жизни была?
Горела крапивой иль маком цвела?
Была темпераментной, а может, красивой,
Крестьянская дочь, Вишнякова Аксинья,
Жена партизана гражданской войны,
Какие у ней подрастали сыны?
Как странно любила бездомных скитальцев,
Боялась войны да стрелы громовой.
Иван, расскажи мне о маме.
Я, может быть, плачу её соловьями,
Но падают звуки, как снежная осыпь,
И горло болит, и в душе безголосо.
Вот сын уже вырос. Вот дочка растёт.
Но бабушка песен для них не споёт.
Лишь ветер свистит над родными буграми,
Иван, расскажи мне о маме.
Ученик №7: А чуть позже появятся такие стихи:
Никто из Вишняковых не приехал
Похоронить сестру мою, шальную Риту.
Я был один. Один и помню всё.
Когда узнал о смерти сына,
Спасибо русской горькой водке –
Я пил и пил, и пил, и пил...
В трудные минуты жизни рядом всегда была жена. Это стихотворение посвящено ей.
Солнышко ты моё золотое, солнышко золотое,
Тихая девочка, мать моих шумных детей,
Кто я такой, и за что на земле удостоен
Неугасимой и незаменимой любви твоей?
Только прикрою глаза –
снова осень и старенький флигель,
книжная полка, в окне золотящийся свет,
как ты встречала меня,
как была недоступно счастливой
в редкие праздники этих непраздничных лет.
Осень как парус плывёт.
И прощально гудят теплоходы.
Выбелил утренние наши поляны и наши луга,
Ты уж поверь – впереди ещё лучшие годы,
Лето ушло, но придут молодые снега,
И остаётся, теперь уж до смерти,
то чувство святое,
что я сумел в своей памяти тихо хранить.
Солнышко ты моё золотое,
Солнышко золотое....
Как бы всё это тебе в первый раз
объяснить?
Ученик №8: А сколько любви и тепла в строчках, посвящённых дочери – Лене Вишняковой.
Влюблённый, вечно обидчивой,
Одной грустить под луной?
Глаза Ваши – две голубичины,
Наспели голубизной.
Такой вот хрупкой и тоненькой
Зачем по дождю ходить?
Под синим китайским зонтиком
Вдвоём можно вместе быть.
Сегодня Вы не вчерашняя:
Походка, манера, стать.
Какая ж Вы нынче барышня
Пора на балах блистать!
Ученица №9: В стихах Михаила Вишнякова постоянно возникают образы сибиряков. Это, конечно, прежде всего, коренной сибиряк, у которого всё было прочно.
Хозяин.
Был дом добротной кладки.
Двор широкий.
Амбары, баня, шиферный навес.
Два стога сена – луговой осоки,
И тропка, убегающая в лес.
По вечерам корова с водопоя
Шла медленно, гружённая телком,
Постанывая травами и полем,
И сбившимся тяжёлым молоком.
Хозяин – бригадир из леспромхоза –
Мужик неразговорчивый, крутой,
Морил в сарае белую берёзу
И мастерил свой ларчик золотой.
Он всё умел – примериться толково,
обдумать от начала до конца,
Как сруб поставить, отковать подкову,
Перестелить ступени у крыльца.
Отбить косу, и, вымахав поречье,
В хороший полдень вывершить стожок,
И в чуть туманистый субботний вечер
Склонить над баней золотой дымок.
Откроет погреб – в два наката кадки,
Соленья, и варенья, и грибы.
Всё было прочно, было всё в порядке .От быта и до собственной судьбы.
Была на смертный случай домовина,
Была на саван штука полотна.
Не потому ли тонкая рябина
До времени сгорела у окна.
Ученик №10: Поимённо говорит Михаил Евсеевич о людях, связанных с Сибирью. Это Чехов, проехавший всю Сибирь до Сахалина, чтобы узнать Россию, одержимый духом «совестливости и сострадания» («Все мы имеем свой маленький каторжный остров горьких сомнений и добрых весёлых надежд»). Это само олицетворение Сибири писатель Валентин Распутин.
«Степенное упрямство мысли», «мерцает вровень с отечественной болью и виной». Это десятки и десятки посвящений к стихам – слово о живых, ярких, бессломных личностях XX века – друзьях и врагах поэта – от безвестного табунщика до мэра Юрия Лужкова.
Ученик №11: Пиком творчества 70-ых стала работа на Читинском телевидении. Молодой поэт возглавил телевизионную станцию «Нива», где автор, редактор и ведущий приобрёл огромную популярность у зрителей.
Грустно поэтом родиться в Чите,
Городе, недобудимо-угрюмом.
Светлые мысли и лучшие думы
Гаснут, как свечи, в сплошной темноте.
В 1978 году с отличием защитил диплом в литературном институте им. М. Горького Союза писателей СССР на заочном отделении «Поэзия». Дипломные стихи вышли книгой «Горький зной» в Москве. С 1979 года Михаил Вишняков – член Союза писателей СССР (позже России), автор двенадцати поэтических сборников, вышедших в Иркутске и Москве.
Звучит песня «Читинский вальс».
Над Читой, над Читой
Опускается звездный вечер.
Город мой, город мой,
Новостроек огнями расцвечен.
Мы с тобой вдвоем о Чите поем,
Городе нашем, городе твоем и моем.
Припев:
Чита, Чита.
Сопок таежных сплошная гряда.
Голубая моя Ингода.
С юной девушкой схожа твоя красота
И чиста, и нежна, и сурова Чита.
Город мой, город мой по весеннему юн и строен.
И квартал здесь любой утопает в огнях новостроек.
Это все вокруг дело наших рук
Юности нашей друзей и подруг.
Припев:
Ученик №12: Новая ступень в творчестве поэта – переложение на современный поэтический язык «Слова о полку Игореве», над которым он работал около двадцати лет. Труд издан в Чите в 1995 году. Переизданное в 2003 году в Москве красочное издание академик Лихачёв назвал «одним из лучших рифмованных переводов в России».
Не начать ли, братья и друзья,
О походе Игоревом Слово?
Долго помнит Русская земля
Кровь и раны князя удалого.
Поведём же горестный рассказ
По уставу воинского стана,
По былинам, что дошли до нас,
А не вещим вымыслам Баяна.
Ученик №13: С середины 90-ых годов поэт начал интересную работу в прозаическом жанре. Его «Забайкальские болтомохи» (романтические и мистические, охотничьи и бытовые истории) – заметное явление забайкальской лексикографии.
Давняя и плодотворная творческая дружба связывает Михаила Евсеевича с литераторами Якутии, Бурятии и Агинского Бурятского автономного округа. Переводил также якутских, татарских, юкагирских и зарубежных авторов.
В последние годы стал известен как эссеист и мемуарист, автор воспоминаний и портретов писателей. Плодотворны его труды в жанре исторической миниатюры.
Ученик №14:В поэзии Вишнякова много места отводится природе, которая всегда раскрывается через человека.
Пой, Чикой, синеглазый и русый Чикой
Пусть не вьются те чайки над нашей рекой.
Здесь отмечена жизнь православным перстом
Здесь увенчана жизнь нашим русским крестом.
Пой, Чикой: колокольный малиновый звон,
На божницах свеченье старинных икон.
Пой, Чикой: расписные ворота открой –
Красоты и любви не отыщешь такой!
Зеленеет тайга, колосятся хлеба,
Это родина наша и наша судьба.
Пой, Чикой – время вечную пряжку прядёт,
Богородица с сыном стоит у ворот.
Помолись и трудись. Бог воздаст за труду.
Хлеб и мёд золотой – все земные плоды,
Кружевная резьба на крылечке твоём,
И собралась родня за широким столом.
Пой, Чикой, хлебосольный во все времена,
Наша родина доброю славой красна!
Пой, Чикой – в голосистом и чистом краю –
Пой, Чикой, величальную песню свою!
Ученик №15: Припомнилось ещё одно стихотворение «Золотые осенние рыжики».
Золотые осенние рыжики
В светлых вёдрах, под крепкими крышками
Усолели – отведать пора.
Лист смородины снимешь, и точно! –
Зарумянились нежные, сочные –
Жар зари – по эмали ведра!
К ним положено то, что на столике
Мы имели во время застойное,
Никогда не сбиваясь на крик:
Разговор со своим разумением.
Свет осенний, покой над солением,
Благоденствия редкостный миг:
Утомлённое празднество осени!
Над зелёным сиянием озими –
Жар осины в сосновой тени.
Всё осело добротно-вещественно.
И опять перед зимним предшествием
Распушаются вербные дни.
Грустно, осень, на тракте просёлочном
Видеть листья с наколками солнечных,
Прожигающих память лучей.
Или молодость наша беспечная,
Красоты ли земная, невечная
Облетает в студёный ручей.
Пики горных хребтов зарумянились,
И возвысились, и затуманились,
Вьются тучи, и сыплет крупа.
То-то радости штатным охотникам!
За стогами, у старой поскотины
Объявилась пушная тропа.
Штормовое предупреждение!
Завершайте земное радение.
Гонит ветер с верховий листву.
И шепчу я, склонившись к орешине:
До свидания, листья сгоревшие,
В этот год я вас переживу.
Ученик №16: А хотите я вам сказку Михаила Евсеевича расскажу?
Ученик №18: В жизни Читы и области поэт зарекомендовал себя как неравнодушный к судьбе своих земляков общественный деятель. В 1980-1990 годах заведовал Бюро пропаганды художественной литературы Читинской писательской организации. Как поэт и мастер устных поэтических выступлений объехал страну от Курил и Колымы до Северного Кавказа и Казахстана. Был в Монголии, Китае, Северной Корее. Участвовал в праздновании 1000-летия принятия христианства на Руси в Новгороде. В 1995 году Михаилу Евсеевичу было присвоено звание Заслуженного работника культуры, в этом же году – лауреата премии «Чита – триумф-95», а в 2001 году – лауреата журнала «Наш современник».
Ученик №19: Много лет входил в редколлегию альманаха «Сибирь», сегодня – член редколлегии известного журнала «Сибирские огни», был организатором и первым редактором газеты «Чита литературная». Участвовал в работе трёх съездов Союза писателей РСФСР, учредительном съезде Ассоциации писателей Сибири. Михаил Евсеевич руководил работой семинаров молодой поэзии в Чите, Иркутске, Томске, Благовещенске.
Ученик№20: Михаил Евсеевич – автор более пятидесяти песен, созданных в содружестве с забайкальскими композиторами. Их знают и поют в Забайкалье. Особенно популярна у читинцев песня «Тропинка детства», которая в исполнении Иосифа Кобзона вышла на всероссийский уровень – прозвучала по 1 каналу центрального телевидения в концерте к 60-летию Победы 9 Мая 2005 года.
Рассказ учителя пения биографии Иосифа Кобзона. Звучит песня «Тропинка детства» (слова М.Е.Вишнякова) (звукозапись).
Ученик №21: В настоящее время Вишняков остаётся единственным забайкальским автором, печатающим свои произведения в центральных российских литературных журналах и коллективных сборниках. Вошли стихи нашего земляка и в «Антологию русской поэзии XX века».
Ученик №22: Михаил Евсеевич Вишняков давно стал литературным мэтром, к его уверенному басу прислушивались , с его мнением считались . Медленно, но неуклонно расширялась сфера его литературной деятельности. Он печатался не только в Чите, Иркутске, но и в Москве, Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Владивостоке, в Поволжье, Казахстане, Молдавии, в Австралии, Китае, Монголии.
К 60-летию поэта в известном московском издательстве «Русь» вышел двухтомник избранных произведений «Стихи и поэмы» - итог сорокалетней работы автора.
Учитель: Родной край – это родной дом. Любите и цените его.
Вот и всё, что мы сегодня смогли рассказать об этом человеке. А говорить о нём можно ещё очень много.
К следующему уроку каждый из вас должен быть готов познакомить нас с прочитанным ещё летом произведением из цикла «Литература родного края».