2 - ой ведущий: А его философские стихи?! Многие строки просто стали
крылатыми словами:
«Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо…»
«Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок…»
3 - й ведущий: Версты все потрясенной земли
Все земные святыни и узы
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!
Это муза не прошлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу.
Н.Рубцов. «Сергей Есенин»
4 - ый ведущий: Каким он был? Добрым, нежным, беззащитным, словно с
ободранной кожей…
1 – ый ведущий: Он любил людей и прославлял все то, что было дорого
каждому человеку, и в каждой душе находило отклик
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
2 - ой ведущий: Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
3 - й ведущий: Свой литературный вечер мы так и назвали «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле»: адресаты лирики Есенина»
4 - ый ведущий: И сегодня мы попытаемся вам рассказать о них, об
адресатах, о тех, кого любил поэт и кому посвящал свои
стихи
1 – ый ведущий: «Хотите узнатьтворчество поэта, поезжайте на его
родину, - заметил И- В Гете
2 - ой ведущий: Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный,
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Так писал Есенин о своем любимом Константиново
3 - й ведущий: "Нет поэта без родины», - утверждал Есенин. И он любил родину, любил ее, стихийной, органической, неистребимой любовью. Он любил свой «край бедный", "заброшенный", "забытый", "невеселый", край "озерной тоски" и "пастушеской грусти"... Любил его, когда он был «тих …после бури и гроз…», любил, когда пришел «не тот социализм, о котором я думал», когда «в крови вся душа», потому что «Октябрь суровый обманул их в своей пурге…» Для Есенина ни жизнь, ни смерть не мыслимы вне родины
4 - ый ведущий: В автобиографическом наброске 1916 г. он писал: «Пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти до 8 лет», в доме деда. «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю» («Автобиография», 1924). «Дед мой был умственный человек»,— говаривал Есенин. Много позже, в декабре 1924 г., в «Письме деду» внук скажет о нем, о своем деде - Федоре Андреевиче Титове:
Наивность милая
Нетронутой души!
Недаром прадед
За овса три меры
Тебя к дьячку водил
В заброшенной глуши
Учить «Достойно есть»
И с «Отче» «Символ веры».
1 – ый ведущий: Бабушка поэта по матери Наталья Евтеевна Титова была мастерица рассказывать сказки. Эти сказки, по свидетельству самого поэта, собирали ребят «в зимний вечер»:
...И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет...
(«Бабушкины сказки», 1915
2 - ой ведущий: « Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам», отмечал поэт в «Автобиографии» 1923 года
3 - й ведущий: Сестра поэта Александра Есенина вспоминает: «Наша мать была... стройна, красива, лучшая песенница на селе, играла на гармони... Одних гармоний стояло у них несколько корзин (гармони тогда были маленькие).
4 - ый ведущий: А далее она продолжает: «Я рано научилась петь... пела все, что пела наша мать, а она во время любой работы пела... Это были и русские народные песни, и романсы, а в предпраздничные вечера и праздничным утром она пела молитвы из церковной службы. Она, как и бабушка, много ходила по церквям и все службы знала наизусть...»
1 – ый ведущий: Отец поэта, Александр Никитич Есенин, мальчиком пел в церковном хоре; умение петь он сохранил на всю жизнь, хотя довольно рано оторвался от деревенских корней. Приезжая из Москвы в деревню, всегда ходил грустный, неприкаянный, болезненно ощущая свой разрыв с деревенской жизнью. Психологически нечто подобное переживал потом и сам поэт...
2 - ой ведущий: «И позже, когда сын читал ей свои стихи, «мать, как всегда, слушала чтение Сергея с затаенным дыханием... Она отлично понимала и глубоко чувствовала стихи сына и многие из них запоминала...».
Сценка «Ты одна мне радость и отрада…»
(Есенин сидит за столиком на переднем плане сцены, пишет письмо, размышляя над строчками. Мать в платке и шушуне (можно безрукавке), прикладывая руку к глазам, смотрит вдаль, потом начинает писать ответ.
Звучит мелодия Свиридова или муз. к песне «Письмо матери»)
Есенин:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Мать:
«Если можешь ты,
То приезжай, голубчик,
К нам на святки
Купи мне шаль,
Отцу купи порты.
У нас в дому
Большие недостатки
Мне страх не нравится,
Что ты поэт,
Что ты сдружился
С славою плохою
Гораздо лучше б
С малых лет
Ходил ты в поле за сохою
Есенин:
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Мать:
Стара я стала
И совсем плоха,
Но если б дома
Был ты изначала,
То у меня
Была б теперь сноха
И на ноге
Внучонка я качала.
Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой
Ушел в кабацкий омут.
Есенин:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,—
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
Мать:
Любимый сын мой,
Что с тобой?
Ты был так кроток,
Был так смиренен.
И говорили все наперебой
Какой счастливый
Александр Есенин!
Есенин:
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто па дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
3 - й ведущий: Александра Александровна Есенина, (1911 – 1981), младшая сестра поэта, которую осенью 1924 года Есенин взял из Константинова в Москву. Сестра поэта вспоминает: « Я рано научилась петь... пела все, что пела наша мать, а она во время любой работы пела... Это были и русские народные песни, и романсы…» Своей младшей сестренке поэт посвятил немало стихотворений…
1 - ый ведущий: В 1917 году С.Есенин женился на З.Н.Райх, которая в то время являлась работницей Сытинской типографии. От поэта у нее осталось двое детей. После разрыва Райх, женщина исключительно талантливая, завоевала себя имя, как артистка театра Мейерхольда, который стал ее учителем и мужем.
2 - ой ведущий: Быть может, боль и страдание оттого, что человек, которого она горячо любила, оставил ее, помогли Зинаиде Райх найти путь к сердцам зрителей. Кто видел Райх в роли Маргариты, героини известной пьесы Дюма-сына "Дамы с камелиями", тот никогда не забудет ее взволнованной, сердечной игры.
3 - ий ведущий: Мейерхольд усыновил детей поэта. В1937 году Мейерхольд был арестован и умер в тюрьме. Зинаиду Райх нашли убитой в их квартире. Есть основание предполагать, что убийство сознательно исценировано НКВД, сотрудники которого опасались разоблачений подробностей и обстоятельств, связанных с арестом Мейерхольда.
4 - ый ведущий: В стихотворении "Письмо от матери" Есенин так вспоминает о своем первом браке:
Но ты детей
По свету растерял,
Жену свою
Легко отдал другому.
И без семьи, без дружбы,
Без причал,
Ты с головой
Ушел в кабацкий омут«
Быть может, боль и страдание оттого, что человек, которого она горячо любила, оставил ее, помогли Зинаиде Райх найти путь к сердцам зрителей и стать талантливой актрисой
Лирик: ЗИНАИДА…
Поэта с ней свела судьба,
Соединила.
Столкнулись два упрямых лба,
Две разных силы.
Она была ему женой,
Ох, непокорной!
Когда являлся он хмельной,
Кипели ссоры.
Не знал он, что потерпит крах
Любовь до гроба,
И вскоре Зинаида Райх
Уйдет к другому.
Внезапен был ее уход
В театр, в актрисы.
И стал ей мужем Мейерхольд,
Ее капризом.
Теперь ей было не до ссор
Она играла!
И знаменитый режиссер
Смотрел из зала.
Поэт от ревности страдал...
Ах, Зина, Зина!..
Он все на свете бы отдал
За взгляд единый!
1 – ый ведущий: Августа Леонидовна Миклашевская, актриса Московского камерного театра. Её портрет Есенин увидел на столе у Блока при первой встрече весной 1915 года. Поэт познакомился с нею в 1923 году и посвятил ей цикл стихов «Любовь хулигана». Именно в стихотворении, посвященном А.Л. Миклашевской, прозвучала знаменитая поэтическая формула, по которой поэзия Есенина безошибочно узнается «Я сердцем никогда не лгу…»
Чтец:
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
О, возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета,
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.
И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Что б я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.
Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными — кладбища и хаты.
Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.
Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.
Лирик: Августа…
Она в стихах его осталась
Мечтою хрупкой, как фарфор.
Она была... (какая жалость!)
Согласной лишь на разговор.
Поэт у ног ее склонялся,
Медовым словом обольщал.
К руке губами прикасался,
Любовь и верность обещал.
Но августейшая Августа
Не приняла игры чужой.
Она сама играла в чувства
На сцене малой и большой.
И слух ее, привыкший к лести,
Всегда признаний пылких ждал.
Есенин женщины прелестней
И недоступнее не знал.
Он ждал ее улыбки, вздоха
И не дождался ничего...
И все ж ей роль дала эпоха
Быть вечной спутницей его.
Актриса предпочла остаться
Мечтою хрупкой, как фарфор.
Ну, как же ей не восхищаться,
Согласной лишь на разговор!..
2 - ой ведущий: Осенью 1921 года В Москву приехала известная американская танцовщица Айседора Дункан. Вскоре 44 – летняя Дункан
и 26 – летний поэт стали мужем и женой…
3 - й ведущий: Айседора Дункан - одна из крупнейших танцовщиц нашей современности - приехала в Москву, чтобы организовать художественную танцевальную школу для детей.
Танцовщица - смелый новатор своего искусства. В Париже, в Луврском музее и позднее в Греции она изучала античные вазы, на которых изображены танцоры. Цель изучения - возродить искусство древнего танца, который служил не пустой забавой, не элегантным развлечением, а средством гармонического развития всех жизненных сил человеческого тела и духа. Дункан танцевала в легкой греческой тунике, босиком, без традиционных балетных туфель. Танцы ее восторженно встречались смелыми реформаторами литературы и искусства.
К.С. Станиславский, один из основателей Художественного театра, преклонялся перед ее дарованием.
4 - ый ведущий: Вот как описывает их первую встречу Анатолий Мариенгоф в «Романе без вранья» ( Л., «Прибой» 1927):
…Якулов устроил пирушку у себя в студии
В первом часу ночи приехала Дункан.
Красный, мягкими складками льющийся хитон, красные, с отблеском меди, волосы; большое тело, сту пающее легко и мягко.
Она обвела комнату глазами, похожими на блюдца из синего фаянса, и остановила их на Есенине.
Маленький, нежный рот ему улыбнулся.
Изадора легла на диван, а Есенин у ее ног.
Она окунула руку в его кудри и сказала:
— Solotaia golova!
Было неожиданно, что она, знающая не больше десятка русских слов, знала именно эти два.
Потом поцеловала его в губы.
И вторично ее рот, маленький и красный, как ранка от пули, приятно изломал русские буквы:
— Anguel!
Поцеловала еще раз и сказала:
— Tschort!
В четвертом часу утра Изадора Дункан и Есенин уехали.
1 - ый ведущий: …На другой день мы отправились к Дункан.
- А теперь, Изадора (и Есенин пригибает бровь),танцуй... понимаешь, Изадора?.. Нам танцуй!
Он чувствует себя Иродом, требующим танец у Саломеи.
- Tansoui? Bon!
Дункан надевает есенинские кепи и пиджак. Музыка чувственная, незнакомая, беспокоящая.
Апаш — Изадора Дункан. Женщина — шарф.
Страшный и прекрасный танец.
Узкое и розовое тело шарфа извивается в ее руках. Она ломает ему хребет, беспокойными пальцами сдавливает горло. Беспощадно и трагически свисает круглая шелковая голова ткани.
Дункан кончила танец, распластав на ковре судорожно вытянувшийся труп своего призрачного партнера.
2 - ой ведущий: В 1913 году знаменитая танцовщица пережила большую трагедию: при аварии автомобиля погибли ее дети. С тех пор ее красивое одухотворенное лицо было полно глубокой затаенной грусти.
Возможно, и Есенин напоминал танцовщице погибшего сына. Льняные кудри, голубые глаза, нежный овал лица — наверное, именно таким представлялся Айседоре взрослый сын.
3 - ий ведущий: Плохо владея русским, Айседора понимала поэзию Есенина интуитивно. Он же не пропускал ни одного спектакля Дункан, наблюдал за ее выступлениями не только из зрительного зала, но и со сцены. Оба, по сути, одинокие, усталые, израненные, они тянулись друг к другу. В памяти Сергея Городецкого осталась картина, когда Айседора навещала больного Есенина в его квартире в Богословском переулке: "... она приехала в платке, встревоженная, со сверточком еды и апельсином, обмотала Есенина красным своим платком. Я его так и зарисовал, он называл этот рисунок — "В Дунькином платке". В ту домашнюю будничную встречу их любовь как-то особенно стала мне ясна".
4 - ый ведущий: Эта любовь преобразила обоих. О высоком благородстве Айседоры говорит и такой ее поступок. Как законная жена поэта, она отказалась от присужденных ей в 1926 году гонораров за вышедшие произведения поэта в сумме 300 тысяч франков в пользу его матери и сестер, хотя сама находилась в это время в тяжелейшем материальном положении.
1 - ый ведущий: Айседоре Дункан, как и некоторым другим своим любимым женщинам, Есенин не посвящал стихотворений. Но ее образ прослеживается во многих стихотворных строчках поэта.:
"... Я не знал, что любовь - зараза,
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума..."
А в другом уже читаем:
2 - ой ведущий: А в одном из разговоров Есенин произнес такие слова: "Я хочу сказать, что за белые пряди, спадающие с ее лба, я не взял бы золота волос самой красивейшей девушки..."
Лирик: АЙСЕДОРА
Есть женщины - как музыка, как стих..
Не зря они поэтами воспеты!
Она, должно, была одной из них,
Жена и друг известного поэта.
Была она отнюдь немолода,
Но в танце легкой бабочкой порхала.
И полюбил поэт ее, когда
Ему большой любви не доставало.
Как объяснить мучительный союз
Поэта с знаменитой танцовщицей?.
. Должно быть, это был союз двух муз,
Освистанный богемою столицы.
Заставил Бог обоих их страдать,
Переживать и ссоры, и раздоры.
Но стал бы наш поэт большим,как знать,
Когда б своей не встретил Айседоры.
3 - й ведущий: В 1924—1925 гг. Есенин создал цикл лирических стихотворений „Персидские мотивы«, в котором отразились кавказские впечатления, в частности, встреча с учительницей Шаганэ Нерсесовной Тертерян, (по некоторым источникам Тальян), с которой у Есенина завязалась искренняя, светлая дружба.
Чтец:
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что лупа там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе ноле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Лирик: ШАГАНЭ…
С глазами Суламифи юной,
С косою длинною до пят,
Она вошла - запели струны!
Расцвел благоуханный сад!
Она вошла - свершилось диво!
И... помутилось в голове.
Поэт "Персидские мотивы"
Отдал красавице-вдове.
Стихи запрятала подальше
Она от любопытных глаз.
И даже сын, любимый мальчик,
Не знал, пока не пробил час.
Хранила тайну до могилы,
Шептала нежные слова,
Поэта, может, и любила,
Но стать с ним рядом не могла
4 - ый ведущий: Прототипом Анны Снегиной из одноименной поэмы называют помещицу Л.И.Кашину — молодую, интересную, образованную женщину, которая после революции ни в какие заграницы не уезжала, а работала в Москве переводчицей и стенографисткой. Судьба распорядилась так, что Л.И. Кашина была похоронена в 1937 году на одном кладбище с Есениным.
Лирик: ЛИДИЯ…
Она была девушкой в белом,
Как фея, как ангел, как сон...
А он был - и дерзкий, и смелый,
В нее, как мальчишка, влюблен.
Как детские игры жестоки!...
Не страшно, смеясь, оттолкнуть.,
Прости ей, поэт синеокий,
Что боль не давала заснуть.
Прости ей, помещичьей дочке,
Излишнюю гордость и спесь
И то, что поверить не хочет,
Что чувства у юноши есть.
...Судьба это белое платье
В пылающий бросит костер...
Отдаст офицеру в объятья
Ее. И - закончится спор.
И нет уже девушки Лиды
Поэт ее Анной нарек.
И нет уже детской обиды.
Все в прошлом. Прости ее, Бог...
Сценка «Есенин и Анна Снегина»
(Есенин, вглядываясь в окно…)
Есенин:
Мой мельник с ума, знать, спятил.
Поехал,
Кого-то привез...
Я видел лишь белое платье
Да чей-то привздернутый нос.
Потом, когда стало легче,
Когда прекратилась трясь,
На пятые сутки под вечер
Простуда моя улеглась.
Я встал.
И лишь только пола
Коснулся дрожащей ногой,
Услышал я голос веселый
Снегина: (оживленно, снимая перчатки…)
«А!
Здравствуйте, мой дорогой!
Давненько я вас не видала.
Теперь из ребяческих лет
Я важная дама стала,
А вы — знаменитый поэт.
Ну, сядем. Прошла лихорадка?
Какой вы теперь не такой!
Я даже вздохнула украдкой,
Коснувшись до вас рукой.
Да...Не вернуть, что было
. Все годы бегут в водоем.
Когда-то я очень любила
Сидеть у калитки вдвоем
. Мы вместе мечтали о славе...
И вы угодили в прицел,
Меня же про это заставил
Забыть молодой офицер...»
Я слушал ее и невольно
Оглядывал стройный лик.
Есенин: Хотелось сказать:
«Довольно!
Найдемте другой язык!»
Но почему-то, не знаю,
Смущенно сказал невпопад:
«Да... Да...
Я сейчас вспоминаю...
Садитесь.
Я очень рад.
Я вам прочитаю немного
Стихи
Про кабацкую Русь...
Отделано четко и строго.
По чувству — цыганская грусть».
Снегина:
«Сергей!
Вы такой нехороший.
Мне жалко,
Обидно мне,
Что пьяные ваши дебоши
Известны по всей стране.
Скажите:
Что с вами случилось?»
Есенин: «Не знаю».
Снегина: «Кому же знать?»
Есенин: «Наверно, в осеннюю сырость
Меня родила моя мать».
«Шутник вы...»
Снегина: «Вы тоже, Анна».
Есенин: «Кого-нибудь любите?»
Снегина: «Нет».
Есенин: «Тогда еще более странно
Губить себя с этих лет:
Пред вами такая дорога...»
Сгущалась, туманилась даль...
Не знаю, зачем я трогал
Перчатки ее и шаль.
(Анна уходит…)
Есенин: (расхаживая по сцене, внимательно все разглядывая)
Я снова на мельнице...
Ельник
Усыпан свечьми светляков.
По-старому старый мельник
Не может связать двух слов:
Мельник: (в плаще и шапке, обнимает поэта)
«Голубчик! Вот радость! Сергуха!
Озяб, чай? Поди, продрог?
Да ставь ты скорее, старуха,
На стол самовар и пирог.
Сергунь! Золотой! Послушай!
И ты уж старик по годам...
Сейчас я за милую душу
Подарок тебе передам».
Есенин: «Подарок?»
Мельник: «Нет...
Просто письмишко.
Да ты не спеши, голубок!
Почти что два месяца с лишком
Я с почты его приволок».
Есенин: Вскрываю... читаю... Конечно!
Откуда же больше и ждать!
И почерк такой беспечный,
И лондонская печать.
Снегина: (голос из – за сцены, затем Есенин уходит, Анна появляется)
«Вы живы?.. Я очень рада...
Я тоже, как вы, жива.
Так часто мне снится ограда,
Калитка и ваши слова.
Теперь я от вас далеко...
В России теперь апрель.
И синею заволокой
Покрыта береза и ель.
Сейчас вот, когда бумаге
Вверяю я грусть моих слов,
Вы с мельником, может, на тяге
Подслушиваете тетеревов.
Я часто хожу на пристань
И, то ли на радость, то ль в страх,
Гляжу средь судов все пристальней
На красный советский флаг.
Теперь там достигли силы.
Дорога моя ясна...
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна».
Есенин:
Письмо как письмо.
Беспричинно.
Я в жисть бы таких не писал.
По-прежнему с шубой овчинной
Иду я на свой сеновал.
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет.
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
1 - ый ведущий: Ещё в ранний период в 1912году, будучи членом Суриковского литературно-музыкального кружка, объединявшего начинающих писателей и поэтов из рабочих и крестьян, Есенин завязывает контакты с молодыми поэтами, близкими ему по духу. Так состоялось знакомство с Александром Ширяевцом, ставшим одним из самых близких друзей Есенина, к которому обращены его письма и одно из лучших стихотворений поэта «Мы теперь уходим понемногу…»
Чтец:
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Награждение победителей конкурсов по творчеству Есенина
(Все участники вечера выходят на сцену)
2 – ой ведущий: Наш вечер подходит к концу
3 – й ведущий: Мы надеемся, что вы много узнали о тех, кого любил Есенин, об адресатах его лирики…
4 – й ведущий: И что вы также полюбите поэзию Есенина, как полюбили её мы.
1 – й ведущий: А сейчас давайте все вместе споем песню на слова С.А.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» Слова вы видите на нашем экране.