Просмотр содержимого документа
«Литературный вечер-бал «Сокровищница мыслей, чувств, портретов…» сценарий для 10-11 классов.»
Литературный вечер-бал
«Сокровищница мыслей, чувств, портретов…»
сценарий
для 10-11 классов
Автор сценария: учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Чернышева Ирина Петровна
Ведущий
Здравствуйте уважаемые гости и все желающие посетить наше мероприятие!!!
Ведущая
Мы очень рады видеть всех Вас в стенах нашей замечательной школы №4 г.Сальска. Сегодня мы хотим продемонстрировать Вам, как ученики нашей школы любят русскую литературу: классическую и современную; как умеют читать стихи, вникая в каждую поэтическую фразу; как прекрасно вживаются в роль литературных персонажей, проникаясь их чувствами, переживаниями , мыслями… Как благоговейно могут обращаться с прозаическим словом и передавать суть прочитанного, как умеют петь русские романсы, лирические и эстрадные песни, а также исполнять классические танцы; трансформироваться в героев 19-20 веков и понимать их душевные переживания и определять, в чём поиск смысла жизни каждого человека, живущего на земле…
Ведущий
Итак начнём, мы сейчас же заглянем в наш волшебный ларец, может мы найдём что-то интересное (открывает волшебный ларец под фантастическую музыку)
Книга А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Итак, мы переносимся в Петербург…
Волшебная музыка…
Сцена 1 (пианино 1 мелодия )
Онегин и Татьяна
(Чередниченко Д. и Кочарян К.)
Письмо Онегина к Татьяне
Онегин
Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит! Чего хочу? с какою целью Открою душу вам свою? Какому злобному веселью, Быть может, повод подаю!
Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел: Привычке милой не дал ходу; Свою постылую свободу Я потерять не захотел. Еще одно нас разлучило... Несчастной жертвой Ленский пал... Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал; Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан.
Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
И я лишен того: для вас Тащусь повсюду наудачу; Мне дорог день, мне дорог час: А я в напрасной скуке трачу Судьбой отсчитанные дни. И так уж тягостны они. Я знаю: век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я...
Боюсь: в мольбе моей смиренной Увидит ваш суровый взор Затеи хитрости презренной — И слышу гневный ваш укор. Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви, Пылать — и разумом всечасно Смирять волнение в крови; Желать обнять у вас колени И, зарыдав, у ваших ног Излить мольбы, признанья, пени, Все, все, что выразить бы мог, А между тем притворным хладом Вооружать и речь и взор, Вести спокойный разговор, Глядеть на вас веселым взглядом!..
Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе.
Татьяна
Я вышла замуж. Вы должны,
Довольно; встаньте. Я должна Вам объясниться откровенно. Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я? Сегодня очередь моя.
Я вас прошу, меня оставить; Я знаю, в вашем сердце есть И гордость и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.
Ведущая
Печальна судьба обоих героев, обуревает нас счастливая грусть, не побоюсь этого выражения. Человек может считать себя самым счастливым, если он уже способен любить и страдать, а кто-то, проживая в браке из чувства долга, всё равно любит другого и любим… Это сложно, но, оказывается, возможно. Что может быть выше этого и трогательнее…
Ведущий
Давай вновь заглянем в нашу сокровищницу и посмотрим, с кем мы можем встретиться ещё… Драма А.Н.Островского «Гроза».
Волшебная музыка…
Ведущая (удивлённо) Ооо! Как интересно, всегда хотелось познакомиться с Катериной поближе. Давай послушаем …Тссс…
Классическая музыка
Сцена 2 (классическая музыка)
Катерина и Варвара
(Мышанская Е. и Сенченко К.)
Пауза. Молчание.
Катерина. Отчего люди не летают?
Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.
Катерина. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)
Варвара. Что ты выдумываешь-то?
Катерина(вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.
Варвара. Ты думаешь, я не вижу?
Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, – у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!
Варвара. Да ведь и у нас то же самое.
Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану – у нас тоже везде лампадки горели – да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.
Варвара. А что же?
Катерина(помолчав). Я умру скоро.
Варвара. Полно, что ты!
Катерина. Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю.
Ведущий
Как жаль, что так трагически оборвалась жизнь замечательной молодой женщины.
Ведущая
Это был действительно прерванный полёт изящной птицы.Истинно русский характер, идеальный и решительный…
Ведущий.
Заглянем в сокровищницу ещё раз….
Ведущая
Вот и ещё одна замечательная пьеса Александра Николаевича «Бесприданница». Давайте послушаем о чём говорят наши герои.
Паратов. Я бы желал засвидетельствовать свое почтение Ларисе Дмитриевне. Могу я ее видеть?
Огудалова. Отчего же. Я ее сейчас пришлю к вам. (Берет футляр с вещами.) Да вот, Сергей Сергеич, завтра Ларисы рождение, хотелось бы подарить ей эти вещи, да денег много нехватает.
Паратов. Тетенька, тетенька! ведь уж человек с трех взяла! Я тактику-то вашу помню.
Огудалова(берет Паратова за ухо). Ах ты, проказник!
Паратов. Я завтра сам привезу подарок, получше этого.
Огудалова. Я позову к вам Ларису. (Уходит.)
Входит Лариса.
Явление восьмое
Паратов и Лариса.
Паратов. Не ожидали?
Лариса. Нет, теперь не ожидала. Я ждала вас долго, но уж давно перестала ждать.
Паратов. Отчего же перестали ждать?
Лариса. Не надеялась дождаться. Вы скрылись так неожиданно, и ни одного письма…
Паратов. Я не писал потому, что не мог сообщить вам ничего приятного.
Лариса. Я так и думала.
Паратов. И замуж выходите?
Лариса. Да, замуж.
Паратов. А позвольте вас спросить: долго вы меня ждали?
Лариса. Зачем вам знать это?
Паратов. Мне не для любопытства, Лариса Дмитриевна; меня интересуют чисто теоретические соображения. Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц… имел ли право Гамлет сказать матери, что она «башмаков еще не износила» и так далее.
Лариса. На ваш вопрос я вам не отвечу, Сергей Сергеич; можете думать обо мне, что вам угодно.
Паратов. Об вас я всегда буду думать с уважением; но женщины вообще, после вашего поступка, много теряют в глазах моих.
Лариса. Да какой мой поступок? Вы ничего не знаете.
Герои замирают…
Романс «А напоследок я скажу»
Исполняет Сандыкова Эвелина
Ведущая
Перебирай же книги, друг, ещё!!! Что есть там в нашем сундуке?...
Ведущий
«Война и мир»? Грандиозное произведение, роман-эпопея в 4-х томах. Сколько героев, жизней, сплетения судеб описано было графом Толстым в этом произведении.Ростовы, Болконские, Курагины… А великие полководцы Кутузов и Наполеон.
Ведущая
Как не вспомнить душевные переживания Наташи Ростовой, застенчивого и робкого Пьера Безухова, статного и величавого Князя Андрея Болконского, лучистые глаза Княжны Марьи и нежный тихий голосок Лизы Болконской.
Ведущий
А теперь вновь перенесёмся в Петербург 31 декабря 1809 года. Первый бал Наташи Ростовой…
Волшебная музыка
Сцена 4
(Герои сценки входят и танцуют Полонез)
Князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, барон, Элен Курагина и другие…
(Черняков Д., Гимельрейх Ф., Бобрышева Е. и массовка (Новикова Д., Куц М., Борисенко Ю.)
(звучит лёгкий вальс – фон для диалога героев)
Наташа
- Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: „А! это не она, так и нечего смотреть!“ Нет, этого не может быть!
Безухов
— Вы всегда танцуете. Тут есть моя protégée, Ростова молодая, пригласите ее.
Болконский
— Где? — (спросил Болконский). — Виноват, — (сказал он, обращаясь к барону), — этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцевать.
(Он вышел вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер.
Графиня(сказала графиня, краснея).
— Позвольте вас познакомить с моей дочерью.
Болконский
— Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, — Позвольте…(сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном),
( Он предложил ей тур вальса.. Они были вторая пара, вошедшая в круг.)
Все участники сцены танцуют вальс и уходят со сцены
Ведущий
Как прекрасна атмосфера бала! Как потрясающе танцевали раньше!!! Девушки и дамы были так грациозны и красивы!
Ведущая
А кавалеры всегда сдержанны и галантны…
Ведущий
Ты не устала заглядывать в сокровищницу?
Ведущая
От такого мало кто устанет. Нам так с тобою повезло. Сегодня мы мечтаем и погружаемся в волшебный мир литературы.
Ведущий
А следующая наша находка-это замечательный роман Льва Николаевича «Анна Каренина».
Волшебная музыка…
Сцена 5 (без музыкального сопровождения)
Анна Каренина и Алексей Вронский
(Лиховцова Е. и Нейжмак М.)
Вронский
- Вы точно поедете в театр?
Анна Каренина
Отчего же вы так испуганно спрашиваете? Отчего мне не ехать?(оскорблённая)…
Вронский
-Разумеется, нет никакой причины (нахмурившись)
Анна Каренина
-Вот это самое я и говорю.
Вронский
-Анна, ради Бога! Что с вами?
Анна Каренина
-Я не понимаю, о чём вы спрашиваете?
Вронский
- Вы знаете, что нельзя ехать?
Анна Каренина
-Отчего? Я поеду одна. Княжна Варвара поехала одеваться, она поедет со мной.
Вронский (неудомевая, пожал плечами)
- Но разве вы не знаете… (начал было он)
Анна Каренина
-Да я не хочу знать! (почти вскрикнула она).Не хочу. Раскаиваюсь я в том, что сделала? Нет, нет и нет. И если бы опять то же,то было бы опять то же. Для нас, для меня и для вас, важно только одно: любим ли мы друг друга. А других нет соображений. Для чего мы живём здесь врозь и не видимся? Почему я не могу ехать? Я тебя люблю, и мне всё равно, если ты не изменился? Отчего же ты не смотришь на меня?
Вронский (он посмотрел на неё, вся её элегантность и красота раздражали)
Чувство моё не может измениться, вы знаете, но я прошу не ездить, умоляю вас(с нежною мольбою в голосе, но с холодностью во взгляде)
Анна Каренина
- А я прошу вас объяснить, почему я не должна ехать?
Вронский
- Потому, что это может причинить вам то…(он замялся)
Анна Каренина
- Я ничего не понимаю. Яшвин не может компрометировать и княжна Варвара ничем не хуже других. А вот и она. Я еду с нею…
Ведущая
Даа! Я пребываю в таком состоянии, что не могу ничего сказать. Почему так коварна бывает любовь? Почему всё так сложно. Люди любят друг друга, а зачастую остаются одинокими…
Ведущий
Давай ещё покопаемся в ларце и найдём что-нибудь интересное.
Ведущая
Вот и наш земляк – Антон Павлович Чехов. Сколько замечательных произведений он подарил миру. А это пьеса «Три сестры». Тяжёлые времена 1900 года.
Ведущий
Волшебная музыка
Сцена 6 (вся сцена на фоне драгунского марша)
Маша, Ирина и Ольга.«Три сестры» А.П.Чехова
(Карачихина Е., Волобуева Е. и Лихошерстова Д.)
Три сестры стоят, прижавшись друг к другу.
Маша. О, как играет музыка! Они уходят от нас, один ушел совсем, совсем навсегда, мы останемся одни, чтобы начать нашу жизнь снова. Надо жить... Надо жить...
Ирина(кладет голову на грудь Ольге). Придет время, все узнают, зачем все это, для чего эти страдания, никаких не будет тайн, а пока надо жить... надо работать, только работать! Завтра я поеду одна, буду учить в школе и всю свою жизнь отдам тем, кому она, быть может, нужна. Теперь осень, скоро придет зима, засыплет снегом, а я буду работать, буду работать...
Ольга(обнимает обеих сестер). Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! О, боже мой! Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь. О, милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем... Если бы знать, если бы знать!
Ольга. Если бы знать, если бы знать!
Марш звучит громче и убывает…
Ведущая
Образы трех сестер являются олицетворением духовной красоты, искренности и непременного одиночества даже среди самых родных и близких людей.
Ведущий
Продолжим или будем заканчивать наше любопытное занятие с сокровищницей?
Ведущая
А давай-ка ещё разок заглянем.
И это снова Антон Павлович Чехов и его «Вишнёвый сад». А сейчас мы послушаем монолог Любови Андреевны Раневской.
Волшебная музыка
Сцена 7(нежная музыка)
Любовь Андреевна Раневская. Пьеса А.П.Чехова «Вишнёвый сад».
(Дикалова Ю.)
Монолог
О, мои грехи... Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского, — он страшно пил, — и на несчастье я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время, — это было первое наказание, удар прямо в голову, — вот тут на реке... утонул мой мальчик, и я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться, не видеть этой реки... Я закрыла глаза, бежала, себя не помня, а он за мной... безжалостно, грубо. Купила я дачу возле Ментоны, так как он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днём, ни ночью; больной измучил меня, душа моя высохла. А в прошлом году, когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил, сошёлся с другой, я пробовала отравиться... Так глупо, так стыдно... И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей... (Утирает слёзы.)
Господи, господи, будь милостив, прости мне грехи мои! Не наказывай меня больше! (Достаёт из кармана телеграмму.) Получила сегодня из Парижа... Просит прощения, умоляет вернуться... (Рвёт телеграмму.) Словно где-то музыка. (Прислушивается.)
Ведущая
С детских лет героиня привыкла к роскоши. Раневская – символ страны в прошлом, она помнит, как сад давал обильные урожаи, и жалеет, что сейчас уже не так. При этом она старается поддержать прежний уровень, кутить и устраивать балы.
Ведущий
Незаурядно закончился 19 век русской литературы. Герои её были очень интересны и противоречивы.
Хорошо мы тобою попутешествовали и порадовали наших гостей. Но ведь на этом наша русская литература не заканчивается.
Ведущая
Она бесконечна и вечна. Я не представляю свою жизнь без книги, без её героев, их слёз и счастья.
Ведущий
Книга помогает жить и творить, помнить и чтить, любить и прощать, падать и подниматься, страдать и смеяться.
Ведущая
А ведь мы с тобою вспоминали сейчас только прозу, а теперь послушаем наших ребят, современников и их любимые стихи - поэзию 20-21 веков. Она по временным рамкам намного ближе к нам, и никто из нас не представляет своего существования без неё.
Ведущий
Действительно, когда грустно - читаешь стихи, хорошо на душе – читаешь стихи; обидел кто иль предал – тоже читаешь стихи…
Ведущая
любишь и мучаешься – вновь читаешь стихи, поздравляешь с днём рождения родных и близких – опять подыскиваешь стихи.
Ведущий
Давайте вместе окунёмся в потрясающий волшебный мир русской поэзии.
Ведущий
Наташа, а какие ассоциации у тебя вызывает сочетание слов Серебряный век?
Действительно, в серебряном веке столько тайны и волшебства…Наши ребята сейчас продемонстрируют нам свои любимые стихи поэтов Серебряного века.
Ведущая
Безусловно, о них говорить много и не надо вовсе. Эти стихи нужно только слушать и погружаться в глубину смысла, принимать их всею душой и всем сердцем.
Ведущий
Да, потому что каждая поэтическая строка создаёт в нашем воображении особый мир и настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном…
Звучит инструментальная музыка
Читают 8 чтецов: Кимбаров Г., Гимельрейх Ф., Оноприенко Е., Волобуева Е., Чернышев Е., Стадник А., Бурцева А., Власова Ю..
Кимбаров Г.
Александр Блок
Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди - на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгораний -
Не приемлет лазурная тишь...
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
Гимельрейх Ф.
Валерий Брюсов
Ты — женщина, ты — книга между книг, Ты — свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг.
Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток.
Ты — женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты — в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся — от века — на тебя!
Оноприенко Е.
Анна Ахматова
Сжала руки под темной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?»… – Оттого что я терпкой печалью Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот, Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру». Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».
Волобуева Д.
Александр Блок
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Чернышёв Е.
Борис Пастернак
Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти.
Стадник А.
Анна Ахматова
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки.
Бурцева А.
Марина Цветаева Б.Пастернаку
Рас-стояние: версты, мили… Нас рас — ставили, рас — садили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали… Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это — сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили — рассорили, Расслоили… Стена да ров.
Расселили нас как орлов —
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили — растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который — март?! Разбили нас — как колоду карт!
Власова Ю.
Сергей Есенин
Свет вечерний шафранного края, Тихо розы бегут по полям. Спой мне песню, моя дорогая, Ту, которую пел Хайям. Тихо розы бегут по полям.
Лунным светом Шираз осиянен, Кружит звезд мотыльковый рой. Мне не нравится, что персияне Держат женщин и дев под чадрой. Лунным светом Шираз осиянен.
Иль они от тепла застыли, Закрывая телесную медь? Или, чтобы их больше любили, Не желают лицом загореть, Закрывая телесную медь?
Дорогая, с чадрой не дружись, Заучи эту заповедь вкратце, Ведь и так коротка наша жизнь, Мало счастьем дано любоваться. Заучи эту заповедь вкратце.
Даже все некрасивое в роке Осеняет своя благодать. Потому и прекрасные щеки Перед миром грешно закрывать, Коль дала их природа-мать.
Тихо розы бегут по полям. Сердцу снится страна другая. Я спою тебе сам, дорогая, То, что сроду не пел Хайям… Тихо розы бегут по полям.
Песня на стихи М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной».
Исполняют: Боднарчук А.
Ведущая
Быстро закончилась эпоха Серебряного века, вот только вспыхнул плеяда талантливейших мастеров пера, как наступила Оттепель 50-60 годов 20-го столетия.
Ведущий
И появлялись новые имена, не менее одарённых художников поэтического слова: Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Эдуард Асадов и многие другие.
Ведущая
Ведь всех не перечесть, потому что наша советская поэзия была тоже очень многогранной, сильной, смелой. Несмотря ни на что, поэты продолжали писать свои стихи и читать их людям, находя искренний отклик в душе каждого мыслящего человека.
Ведущий
Вот к нам пожаловала ещё группа ребят, любителей поэзии периода Оттепели….
Звучит инструментальная музыка
Читают Завезён А., Петрова А., Выборнова Е..
Завезён А.
Роберт Рождественский
Моя вселенная
Пришла ты праздником, пришла любовию, Когда случилось это, я теперь не вспомню. И не поверю я и на мгновение, Что в мире мы могли не встретиться с тобою
И радость вешняя, и память вещая — И над моею головою солнце вечное.
Любовь нетленная — моя вселенная, Моя вселенная, которой нет конца.
Ты стала жизнью мне, судьбою стала, Обратно все мои года перелистала И озарение, и день рождения И ты во мне, как будто Новый год, настал.
Петрова А.
Евгений Евтушенко
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.
Выборнова Е.
Эдуард Асадов
Мы решили с тобой дружить, Пустяками сердец не волнуя. Мы решили, что надо быть Выше вздоха и поцелуя...
Для чего непременно вздох, Звезды, встречи... скамья в аллее? Эти глупые "ах" да "ох"!.. Мы - серьезнее и умнее!
Если кто-то порой на танцах Приглашал тебя в шумный круг, Я лишь щелкал презрительно пальцем - Можешь с ним хоть навек остаться.
Что за дело мне? Я же друг!
Ну а если с другой девчонкой Я кружил на вешнем ветру, Ты, плечами пожав в сторонке, Говорила потом мне тонко: - Молодец! Нашел кенгуру!
Всех людей насмешил вокруг.- И, шепнув, добавляла хмуро: - Заявляю тебе, как друг: Не танцуй больше с этой дурой!
Мы дружили с тобой всерьез! А влюбленность и сердца звон... Да для нас подобный вопрос Просто-напросто был смешон!
Как-то в сумрак, когда закат От бульваров ушел к вокзалу, Ты, прильнув ко мне, вдруг сказала: - Что-то очень прохладно стало, Ты меня обними... как брат...
И, обняв, я сказал ликуя, Слыша сердца набатный стук: - Я тебя сейчас поцелую! Поцелую тебя... как друг...
Целовал я тебя до утра, А потом и ты целовала И, целуя, все повторяла: -Это я тебя, как сестра...
Улыбаясь, десятки звезд Тихо гасли на небосводе. Мы решили дружить всерьез. Разве плохо у нас выходит?
Кто и в чем помешает нам? Ведь нигде же не говорится, Что надежным, большим друзьям Запрещается пожениться?
И отныне я так считаю: Все влюбленности - ерунда. Вот серьезная дружба - да! Я по опыту это знаю...
Песня на стихи Вероники Тушновой «А знаешь, всё ещё будет…»
Исполняют: Выборнова Е. (гитара), Власова Ю.
Ведущая
Знаешь, мы много говорили о поэзии века прошлого 20-го, а ведь есть и замечательные поэты 21 века. Не могу не вспомнить потрясающих Ларису Рубальскую и Андрея Дементьева. С каждым их стихом человеку все более открывается ускользающая часть жизни, мимолетная, но пропитанная самыми искренними из впечатлений.
Читают Старкова Д., Приходько А., Сухих Н.
Старкова Д.
Лариса Рубальская
В обычное время настала весна. Весна — это время влюблённых. Росла у дороги простая сосна, На ней поселились вороны.
Ну что ж тут такого? — сосна, как сосна, Вороны — обычное дело. Но в стае обычной ворона одна Была, представляете, белой!!!
Без белой вороны, скажите мне, кто Заметил бы серую стаю? А с неба стремился весенний поток И снег, представляете, таял.
Приходько А.
Андрей Дементьев
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку, Если то, что случилось, нельзя изменить. Как записку из прошлого, грусть свою скомкав, С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось. Иль о том, что случиться не может уже. Лишь бы озеро вашей души не мутилось Да надежды, как птицы, парили в душе.
Не жалейте своей доброты и участья. Если даже за все вам — усмешка в ответ. Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство… Не жалейте, что вам не досталось их бед.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте — Поздно начали вы или рано ушли. Кто-то пусть гениально играет на флейте. Но ведь песни берет он из вашей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте — Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви. Пусть другой гениально играет на флейте, Но еще гениальнее слушали вы.
Сухих Н.
Ирина Самарина- Лабиринт
Тише, тише… Не судите, это грех… Вы порадуйтесь душою за успех… Вы поплачьте над чужою — над бедой… Сострадание — ручей с живой водой…
Тише, тише… Не ругайте сгоряча… Чья-то жизнь, возможно, гаснет как свеча… Не задуйте кривотолком тот огонь… Поддержите, поднеся к нему ладонь…
Тише, тише… Не врывайтесь в жизнь людей, Наблюдая с высоты судьбы своей… Потому что жизнь — сплошные этажи… Там, вверху, возможно, просто больше лжи…
Тише, тише… Ведь слова острей ножа… Нужно жить, на сердце злобы не держа… Много мнений, только помнить нужно впредь, Что на всех свою рубашку не одеть…
Тише, тише… Там где слухи — правды нет… Лишь Всевышний знает правильный ответ… И от глаз его не скрыться, не уйти, Вот поэтому живи и не суди…
Ведущий
Большое спасибо всем читающим. Вы все тронули нас до глубины души. Вы истинные ценители отечественной поэзии заставили нас о многом вспомнить, переоценить и задуматься над своею жизнью. Всё ли мы делаем так как надо: умеем ли прощать и смотреть на вещи просто, улыбаться, когда хочется плакать, и молчать, когда невыносимо тяжко не крикнуть…
Ведущая
Жаль, что время так быстротечно… Хотелось вас слушать ещё и ещё… Но всё прекрасное когда-нибудь заканчивается. Вот подошло к концу и наше торжественное мероприятие, посвящённое русскому человеку и его безграничной любви к русской прозе и русской поэзии…
Позвольте в заключение спеть Вам ещё одну замечательную песню современного поэта-композитора Олега Митяева «Изгиб гитары жёлтой». Мы очень надеемся, что Вы будете петь её вместе с нами.
Выходите сюда все участники нашего сегодняшнего литературного бала…