Цель: Расширить знания учащихся о жизни и творчестве И.А.Крылова.
Задачи: Познакомить с биографией и произведениями великого баснописца, формировать читательский интерес, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать у детей навык общения, культуры поведения чувства взаимопомощи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Расширить знания учащихся о жизни и творчестве И.А.Крылова.
Задачи: Познакомить с биографией и произведениями великого баснописца, формировать читательский интерес, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать у детей навык общения, культуры поведения чувства взаимопомощи.
Подготовительный этап: - Организация выставки книг И. А. Крылова в библиотеке школы.- Работа над учебным проектом «Мы рисуем басни И. А.Крылова».
Надписи: «Поэт и мудрец слились в нём воедино». Н.В.Гоголь «Его басни переживут века». К.Н.Батюшков.
Ход праздника:
1-ый ведущий: В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник. Около памятника всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру человека, который сидит в кресле. У него умное лицо. Немного ниже кресла на памятнике – различные животные. Здесь и лиса, и волк, и обезьяна. Это памятник Ивану Андреевичу Крылову – великому русскому баснописцу, а животные – это герои его произведений.
2-ой ведущий: Основные факты его биографии. Иван Андреевич Крылов родился 13.02. 1769 года в Москве, в семье небогатого армейского офицера. Отец его был постоянно занят, и мальчиков Ваню и брата Лёвушку воспитывала мать, простая женщина без всякого образования, но умная и добрая. После смерти отца семья оказалась в крайней нужде. С девяти лет Иван вынужден работать. У него хороший почерк, и его берут в канцелярию писарем (переписывать бумаги).
1-ый ведущий: Восемнадцатилетний Крылов пишет свои первые басни. Позднее появляются сатирические стихи и комедии. Правительство предупреждает Крылова, что его ждёт суровое наказание, если он не прекратит писать. Но Иван Андреевич Крылов не бросает литературной работы. Теперь он пишет только басни. Герои басен – животные, вещи, растения. Но под их видом изображаются всё те же люди: добрые и злые, умные и глупые, трудолюбивые и ленивые, имеющие власть и бесправные.
2-ой ведущий: 13 февраля 2019 года исполнилось 250 лет со дня рождения И. А. Крылова. И его имя всё так же близко и дорого каждому русскому человеку. Много баснописцев появилось в последующие времена, но всё же дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует над басенным миром.
Учитель: А теперь пришло время показать, как вы знаете басни И.А.Крылова. Состязаться будут две команды, им поочерёдно задаются вопросы. За каждый правильный ответ жюри ставит один балл. Победит команда, получившая большее количество баллов. А лучшие чтецы примут участие в конкурсе чтецов. Удачи!
Конкурсное чтение басни. (1-ый чтец)
I – Закончить фразу из басни И. А. Крылова. Как называется басня? (за правильное название – дополнительный балл)
«Сыр выпал, … (с ним была плутовка такова») «Ворона и Лисица».
«У сильного, …(всегда бессильный виноват») «Волк и Ягнёнок».
«Когда в товарищах согласья нет, …(на лад их дело не пойдёт») «Лебедь, щука и рак»
«Ты всё пела? Это дело, …(так поди же, попляши») «Стрекоза и Муравей».
«Ай, Моська! Знать она сильна, …(что лает на слона!») «Слон и Моська».
«А вы, друзья, как не садитесь, …(всё в музыканты не годитесь») «Квартет».
Конкурсное чтение басни. (2-ой чтец)
II – Вспомнить пропущенное слово в названии басни:
«Ворона и …(Лисица)»
«Волк на …(псарне)»
«Кот и …(повар)»
«Стрекоза и (Муравей)»
«Щука и …(Кот)»
«Осёл и …(Соловей)»
«Волк и … (Ягнёнок)»
«Зеркало и …(Обезьяна)»
Конкурсное чтение басни. (3-ий чтец)
III – Сумка, с потерянными и найденными вещами. Определить, кому принадлежат вещи. (Дополнительный балл команде, которая назовёт басню).
- Кость. («Волк и Журавль»)
- Ноты. («Квартет»)
- Зеркало. («Зеркало и Обезьяна»)
- Очки. («Мартышка и очки»)
- Шкатулка. («Ларчик»)
- Сыр. («Ворона и Лисица»)
Конкурсное чтение басни. (4-ый чтец)
V – Узнайте басню по иллюстрации. (на слайдах презентации)
Конкурсное чтение басни. (5-ый чтец)
VI - «Волшебная шкатулка»
-Приходилось ли вам слышать слова из басни в обычной речи, без ссылки на источник?
-Как называются такие слова? (крылатые)
В волшебной шкатулке лежат карточки с «крылатыми» словами из басен Крылова. Ученики по очереди достают карточку, читают выдержку и объясняют смысл выражения:
«А Васька слушает да ест» - («Кот и Повар») (Употребляется в значении, когда один говорит, а другой не обращает на него никого внимания).
«А ларчик просто открывался» - («Ларчик») (Поговорка, рекомендующая не искать сложных решений там, где дело решается просто).
«У сильного всегда бессильный виноват» - («Волк и Ягнёнок») (Употребляется при незаслуженных обвинениях старшими младших по возрасту или должности).
«Рыльце в пуху» - («Лисица и Сурок») (Употребляется в значении быть причастными к чему-либо преступному, неблаговидному).
«Избави, Бог, и нас от этаких судей» - («Осёл и Соловей») (Так говорят, когда человек берётся судить о том, чего сам не понимает).
«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» («Щука и Кот») (Мораль: каждый должен заниматься своим делом).
Конкурсное чтение басни. (6-ой чтец)
VII –Угадай персонаж.
«Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой» (К Муравью («Стрекоза и Муравей»)
«Послушай-ка, дружище! Ты сказывают, петь великий мастерище! Хотел бы очень я сам посудить, твоё услышав пенье, велико ль подлинно твоё уменье?» (К Соловью «Осёл и Соловей»)
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка – Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите» (К Ослу, Козлу, косолапому Мишке «Квартет»)
«Что это там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа» (Обезьяна «Зеркало и Обезьяна»)
« Тебя без скуки слушать можно. А жаль, что не знаком ты с нашим Петухом, ещё б ты боле навострился, когда бы у него немного поучился» (Осёл «Осёл и Соловей»)
«Когда светлейший Волк позволит, осмелюсь я донесть, что ниже по ручью от Светлости его шагов я на сто пью» (Ягнёнок «Волк и Ягнёнок»)
«Друзья! К чему весь этот шум? Я ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры» (Волк «Волк на псарне»)
«Ничуть меня то не тревожит, внём проку мало вижу я, хоть век его не будь, ничуть не пожалею, лишь были б жёлуди, ведь я от них жирею» (Свинья «Свинья под дубом»)
Конкурсное чтение басни. (7-ой чтец)
VIII – Вспомни название басни (Учитель читает известные строчки, надо назвать, из каких басен они взяты)
- «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» («Волк и Ягнёнок»)
- «Ты сер, а я, приятель, сед, и волчью вашу я давно натуру знаю» («Волк на псарне»)
- «Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши» («Стрекоза и Муравей»)
- «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона» («Слон и Моська»)
«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» («Квартет»)
-«А я скажу, по мне уж лучше пей, да дело разумей» («Музыканты»)
Конкурсное чтение басни. (8-ой чтец)
IX – Имена. Предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И.Крылова. Задание: Составить пары, которые звучат в названиях басен, наклеить на лист бумаги.