kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная композиция "Поющий нерв эпохи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие позволит глубже изучить творчество В. С. Высоцкого, познакомиться с особенностями его песенного наследия, узнать его как личность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "Поющий нерв эпохи"»

Литературный вечер памяти Владимира Высоцкого.

«Поющий нерв эпохи»


«Соплеменники, окажите честь -

Зачеркните “был”. Напишите - есть”!»

П. Вегин


Цели: ознакомить учащихся с поэтическим миром В.Высоцкого, заинтересовать творчеством поэта, пробудить интерес к поэзии и авторской песне; развивать творческие способности учащихся, навыки выразительного чтения, воспитывать патриотизм, гражданственность, нравственные ценности

.

Оборудование: свечи, гитара, портрет поэта, презентация, выставка книг В.Высоцкого, фонограммы песен В.Высоцкого, видеофрагменты выступлений, монологов, фрагменты художественных фильмов, в которых снимался В. Высоцкий;

Ход мероприятия

- Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить о Владимире Семёновиче Высоцком, узнать о нём, попытаться понять его как человека, как поэта, певца. 25 января В. С. Высоцкому исполнился бы 81 год. Замечательный поэт ушёл из жизни в самом расцвете своих творческих сил.

Уникальна в своей простоте и трагичности судьба поэта, певца и актера Владимира Семеновича Высоцкого. За свои 42 года интенсивной и нервной жизни он успел и не успел столько, сколько простой человек сможет сделать, лишь прожив несколько столетий. Чтобы его понять, нужно в первую очередь вслушаться в его песни. Вслушаться в каждое его слово: «Он жил – как пел, а пел – как жил».

Песня «Кони привередливые»

Он был тих в жизни, добр к друзьям, деликатен, незаметен дома, его все любили, что редко в актерской среде. Трудно говорить о нем в прошедшем времени — своими песнями жив он во всех нас.

Есть люди, которые метеоритом врываются в нашу судьбу, оставляя после себя неизгладимый след. Они при жизни ещё становятся легендой, одно упоминание их имени согревает нам душу, делает добрей и чище. Таким человеком и был Владимир Семёнович Высоцкий. О нем впервые узнали в середине 50-х годов. Актер, бард, поэт, композитор, Человек.

При жизни ни одна песня, ни одно стихотворение не были изданы на родине поэта. Он не получил ни наград, ни званий, ни орденов, ни медалей. Но его знали все. И его любили.

Он не умел жить и чувствовать вполсилы, он работал на износ. "Поющий нерв эпохи", - так называл Высоцкого поэт Е.Евтушенко. Он не вошёл, он буквально ворвался в искусство. Голос В.Высоцкого зазвучал по всей стране.


Песня «Я не люблю»

Его популярность в нашей стране была поистине грандиозной. Его песни звучали везде: и в маленьких рыбацких посёлках, и в общежитиях больших заводов, и в студенческих клубах, и на дачах чиновников.
Многие до сих пор пытаются объяснить секрет популярности Высоцкого. Он жил так, как и пел, с таким напором, с такой отдачей, и шел навстречу своей судьбе что не надо гадать, какое у него было сердце. Он осуществлял мечту каждого человека – выразиться полностью, всем существом сразу.

Есть поэты и актёры лучше Высоцкого, но нет равного ему человека, в котором бы эти разные таланты слились в едино. Секрет его популярности в том, что он всегда говорил правду, он был абсолютно искренен. Среди 600 его стихотворений и песен есть слабые, но лживых нет. За это его любил народ. И верил ему.

Я весь в свету, доступен всем глазам,-
Я приступил к привычной процедуре:
Я к микрофону встал как к образам…
Нет-нет, сегодня – точно к амбразуре.
И микрофону я не по нутру –
Да, голос мой любому опостылет,-
Уверен, если где-то я совру –
Он ложь мою безжалостно усилит.

Владимир Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года в семье военнослужащего. Отец, Семен Владимирович, кадровый офицер, участвовал в обороне Москвы, освобождал Донбасс, с боями дошел до Берлина. Мать, Нина Максимовна, работала начальником бюро в научно - исследовательском институте. После пребывания в эвакуации на Урале Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке, где и сложился дружеский круг, которому он показывал свои первые песни, а писать начал с 8 лет. Интересно, что гитара у Владимира Высоцкого появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом – на аккордеоне.

Песня «На большом Каретном».

Из автобиографии: «У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров. Но мама моя очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу – лет до тринадцати-четырнадцати – водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека остается маленький уголок о детства, который открывается навстречу искусству. Родители хотели, чтобы я стал нормальным советским инженером, и я поступил в Московский строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Но потом почувствовал, что мне это … словом, невмоготу, и однажды залил тушью чертеж, в шестой раз переделанный, и сказал своему другу, что больше в институт не хожу.

С большим трудом поступил в студию МХАТ. Считалось, что мой голос не приспособлен для сцены, и пытались даже отчислить из студии за профнепригодность из-за голоса. Но закончил студию в числе нескольких лучших учеников».


После её окончания стал работать в Московском драмтеатре им. Пушкина. Потом, когда в 1964 году открылся Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю. Любимова, молодой актёр пришёл туда и проработал там до конца жизни. Высоцкий вошёл в число ведущих артистов театра сразу. Люди ночами стояли за билетами, чтобы посмотреть его в роли Гамлета, Галилея, Хлопуши.

Из книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет»: «На сцене неистово кричит и бьется полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное. Сцена наклонена под углом к полу, и цепи, которые держат четыре человека, не только сковывают пленника, но и не дают ему упасть.

Это шестьдесят седьмой год. Я приехала в Москву на фестиваль, и меня пригласили посмотреть репетицию «Пугачева», пообещав, что я увижу одного из самых удивительных исполнителей - некоего Владимира Высоцкого. Как и весь зал, я потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актера. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно растворяются в тени. Все, кто был в зале, аплодируют стоя.».

Самой сильной театральной ролью Высоцкого считают Гамлета. Актёр всегда играл Гамлета как в последний раз. Играл в любом состоянии здоровья. На последних спектаклях за кулисами дежурили врачи. «Гамлет, - моя любимая роль,- говорил он на встречах со зрителями, - Я не играю принца Датского. В Гамлете я стараюсь показать современного человека, может быть, самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гамлет, был для меня нелегким.» Эта роль была сыграна им 217 раз.

Параллельно с работой в театре были киноработы. Несмотря на большую занятость, Высоцкий снялся более чем в 25 фильмах. Его киногерои - это люди разных судеб, характеров и профессий.». Самая известная и самая любимая роль – Жеглов в телесериале “Место встречи изменить нельзя”. Это одна из самых сильных работ Высоцкого, его лебединая песня.

Так кем же он все-таки был, Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Об этом можно спорить. Но прежде всего он был личностью, явлением, и факт этот в доказательстве уже не нуждается. Одни любили его, другие ненавидели – но равнодушных не было.

Песня «Спасите наши души»

Его песни все слушали, их все пели, пели для себя, но никто не мог исполнить. Это удивительно, но никто по- настоящему не пел и не споёт его песни. Нужен его темперамент, сложный, странный, надорванный, казалось, уже погибающий голос, которым он пел столько лет, ни разу его не сорвав. Песня Высоцкого становилась горьким, глубоким раздумьем о жизни.
Владимир Высоцкий собирал огромные залы зрителей, выступал на «полной отдаче», как будто в последний раз. «Я работаю весь вечер на полной отдаче: сейчас за кулисами я выжму свитер, и вы увидите, что это значит, когда работаешь, а не халтуришь»,- говорил он.

Песня «Парус».

Высоцкий выходил на сцену, говорил и пел в то время, когда в дефиците были: Правда, Открытость, Искренность. Многие видели недостатки, несправедливость в жизни, откровенную ложь, но молчали, а он, поэт и певец, говорил. Он пел прямо и честно, часто в ущерб себе, пел о том, что его волновало и тревожило — предостерегал, убеждал, надрывно взывал, стремясь прорваться к душам людей, и тогда сердца слушателей начинали биться в унисон с его большим и благородным сердцем. Главным в своём творчестве, он, как и в жизни, считал мужество и честность.


Песня «Ещё не вечер»


Всё творчество Высоцкого есть борьба, преодоление трудностей, препятствий. И всё ради любви, правды, добра. Он исполнял свои песни пронзительно, он мог быть таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто бы от сильного ветра закрывать глаза и втягивать голову в плечи, и казалось, еще секунда и рухнет потолок, взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнувшись умрет прямо на сцене. Казалось, невозможно петь на таком нервном накале, нельзя дышать..., а он пел..., он дышал...

Песня «Охота на волков»

 «Уметь дружить – такой же дар, как быть поэтом» - писал Высоцкий. Он обладал двумя этими дарами в совершенстве. «Дружба – это не значит каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли. Это просто желание узнавать друг о друге, что – то слышать и хотя бы довольствоваться тем, что вот мой друг здоров, и пускай себе здравствует.»

«Песня о друге»

Высоцкий умел быть не только серьезным, но и обладал тонким юмором. Он очень любил шутливые экспромты, пародии, эпиграммы и добрые, веселые сказки. Он как восторженный ребенок, способный на выдумку и озорство, умел как никто верить в чудо и создавать его в своих шуточных песнях. Большое место в творчестве Высоцкого занимают песни-сказки, песни-баллады, пародии. Песни, в которых за их шутливо-несерьезным содержанием скрывается раздумье о жизни, о серьезных вещах.

Песня "Баллада о переселении душ"

Главная тема всего творчества Высоцкого - поиск в жизни героического начала, тоска по нему, страстное желание увидеть его воплощённым. Он носил в себе этот подвиг, жил им. Большинство своих песен и стихов написал от 1 лица, пропуская чужие проблемы через свое сердце, примеряя на себе характеры и судьбы других людей. Не случайно и летчики, и геологи, и альпинисты, и ветераны считали его своим собратом.

Песня «Як-истребитель»

Тема войны – одна из центральных у Высоцкого. Ей посвящено более полусотни стихов, песен. Ему было 3 года, когда началась война, но рассказывал он о ней так, как будто был участником и очевидцем. На его концертах увешанные медалями ветераны плакали. Его песни делали для мира и памяти погибших больше, чем все фильмы, документы, памятники и официальные речи, вместе взятые. Родившись в тридцать восьмом году, поэт “прожил” войну в своих песнях, сделал её понятной для всех. По мнению многих поэтов, военная тема в песнях и стихах Высоцкого является вершиной творчества. «Это почетная задача – писать о людях, которые воевали.» - говорил он.

Песня «Он не вернулся из боя».

В жизни Владимира Высоцкого была большая любовь. Любовь, которая дает крылья на всю жизнь. В Советском союзе демонстрировался зарубежный фильм «Колдунья». Высоцкий, увидев в главной роли французскую актрису Марину Влади, влюбился в неё, и сказал, что эта девушка будет его женой. Так и случилось. Они познакомились в 1968 году после спектакля "Пугачев" на Таганке. Им обоим по тридцать, она разведена, он разводится, большой опыт жизни, пятеро сыновей на двоих (у неё – трое, у него – двое), впереди – целая жизнь. В 1970 году стали официально мужем и женой. Очень часто им приходилось жить в разных странах, но расстояние не убило любовь. Марина вспоминает: «Володя был больше, чем муж. Он был хорошим товарищем, с которым я могла делиться всем, что было на душе. Он рассказывал о своих делах, планах, мне первой читал новые стихи, новые песни, старался показать, как можно больше всего из того, что он любил, что ему было дорого. Это была не просто влюбленность, мы очень сильно любили друг друга».

Песня «Лирическая»

Злой рок русской поэзии. За редким исключением, всё сколько-нибудь значительное погибает, едва успев расцвести. Этой трагической участи не избежал и Владимир Высоцкий- артист, поэт, композитор редкостного и неповторимого дарования. Но и недоиграв, недопев, недописав, он оставил нам так много, что о нём ещё долго невозможно будет сказать «был». Он – «есть».

Не поминайте ни добром, ни лихом,
Зажгите молча тонкую свечу!
И пусть в округе будет очень тихо,
А вдалеке лишь музыка чуть- чуть.
Не надо слов, ни хоровых, ни сольных,
Пусть время плещет сквозь его причал.
Такие люди тишины достойны.
За нас за всех он криком откричал.

Песня «Не долюбил»

Трагедия его в том, что он не был понят при жизни. Запрет на его творчество, «замалчивание» стихов и песен, отмены спектаклей, сугубо личные переживания, постоянный надрыв, полная отдача работе и усталость – все это толкало его в бездну, подрывало его здоровье и подводило к трагической черте.

25 июля 1980 года поэта не стало. Поклониться Высоцкому пришли не только артисты, друзья и родственники. Незнакомые люди, которые любили его песни, стихи, пришли отдать дань памяти своему кумиру – тысячи людей, людское море, растянувшееся на километры. Внезапно над толпой поднялся голос Высоцкого – сотни людей взяли с собой магнитофоны с записями своих любимых песен. А со всех крыш, окружающих площадь, мальчишки вдруг запустили в небо голубей.

Владимир Высоцкий прожил короткую яркую творческую жизнь. Он в своих песнях сказал раньше других людям правду. Правду о себе, своих современниках, о нашем народе. Поэты не могут жить долго. Они проживают более эмоциональную, более страдальческую жизнь. Боль других - это их боль. С израненным сердцем долго не выдержишь. Высоцкий пролетел через свою жизнь, как метеор, оставляя после себя долго звучащий, ранящий след. Признание пришло к нему после смерти. Своими песнями он будил народ, всю страну. Наверное, поэтому его любили простые люди, власть так боялась его едких песен –ведь это были песни протеста – против пошлости, фальши, несвободы.

Его давили и травили,

Все, кто хотел и кто умел,

И груз подвешивали к крыльям,

Чтоб он высоко не летел

- Не наш! – кричали, -

Непривычный!

Не чистый голосом поет!

И все старались, как затычку,

Воткнуть свой кол в хрипящий

рот.

Не от того ль, что чьи-то руки

Давили шею, он хрипел?

И, зубы сжав от боли, муки,

Он о победах наших пел.

Хрипел и песней задыхался,

И умер с песней на зубах.

Похоже было – подорвался

На минных песенных полях.


Песня «Кони привередливые»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературно-музыкальная композиция "Поющий нерв эпохи"

Автор: Буянская Лариса Николаевна

Дата: 22.08.2019

Номер свидетельства: 518167


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства