kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно -музыкальная композиция по творчеству В.Высоцкого "Мне есть, что спеть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие рекомендую использовать при подготовке к мероприятию по творчеству В.Высоцкого

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно -музыкальная композиция по творчеству В.Высоцкого "Мне есть, что спеть"»


МБОУ «СОШ а. Псаучье - Дахе имени Героя России Охида Муссовича Карданова»








Литературно-музыкальная

композиция


«Мне есть, что спеть…»











Составитель: учитель русского языка и литературы

Ламкова Альбина Мухарбиевна


















Цели:

  • показать важнейшие составляющие художественного мира В. Высоцкого, черты его индивидуальности;

  • рассмотреть тематическое разнообразие и эстетическое единство его произведений;

  • осмыслить авторскую концепцию

мира и человека;

  • нравственное воспитание учащихся.


Форма проведения: литературный огонек


Оборудование:

  • портреты и фотографии поэта,

  • сборники стихотворений,

  • записи песен,

  • фрагменты фильма Вл. Виноградова «В. Высоцкий. Песни – монологи».


Эпиграф:


Тебя, как древнего героя, держава на защите несла,

Теперь не важно, что порою несправедливою была.

Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,

Но записи твои звучали и в подворотне, и в кремле.


Ход урока


Звучит песня В. Высоцкого «Кто кончил жить трагически, тот истинный поэт…»


Учитель: Эту песню написал замечательный человек – Владимир Высоцкий, один из основоположников авторской песни. К его песням можно относиться по –разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Но мимо песен Владимира Высоцкого нельзя пройти. И сделать вид, что их просто-напросто нет, тоже нельзя. Сами песни не дадут этого сделать.


Ученик: Готовясь к уроку, мы узнали, что творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телеспектаклях, 8- в радиоспектаклях.


Учитель: Мы открываем первую страницу, которая называется «На большом Каретном».


Эпиграф к ней:


Как бы ни было нам

Хорошо иногда-

Возвращаемся мы по домам.


Сообщение учащегося «Биография В. Высоцкого».


Учитель: Следующая страница «Навстречу жизни».


Эпиграф к ней:


Как нас дома не грей

Не хватает всегда

Новых встреч нам и новых друзей-

Будто с ними беда,

Будто с ними теплей.

Свои первые песни Высоцкий писал только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании.


Фрагмент фильма (монолог В. Высоцкого «Песня для друзей»)


Ранние песни В. Высоцкого были немного уличные и хулиганские. Самую первую симпатию Высоцкий вызвал как раз тем, что его задиристые куплеты не походили на то, что люди слышали в эфире. И эти насмешливые, иронические монологи без малейшей помощи средств массовой информации разлетались по стране. О популярности и истоках своих ранних песен Высоцкий говорил в одном из немногочисленных интервью.


Фрагмент фильма (монолог В. Высоцкого «Авторская песня»)


Учитель: Третья страница называется «Все судьбы в единую слиты»



Эпиграф к ней:


Почему все не так! Вроде- все как всегда:

То же небо- опять голубое,

То же лес, тот же воздух и та же вода,

Только он не вернулся из боя.


«Песня о звездах» - чтение стихотворения.


Ученик: В многогранном творчестве Высоцкого важное место занимают стихи о войне. Когда началась война, ему было всего 3 года, но, вслушиваясь в проникновенные строки этих стихов, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям.


Как будто он сам вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, на которой «все судьбы с путями скрестились»:


И крики «ура!» застывали во рту,

Когда мы пули глотали.

Шесть раз занимали мы тут высоту,

Шесть раз мы ее отдавали.

А может ее стороной обойти.

Да что мы к ней так прицепились?!

Но, видно уж точно все судьбы – пути

На этой высотке скрестились.


Ученик: Как будто он сам, тяжело раненный, лежал в госпитале:


И однажды, как в угаре,

Тот сосед, что слева мне

Вдруг сказал: «Послушай, парень,

У тебя ноги – то нет…»


Ученик: Как будто это он сам, старый, опытный, много повидавший воин передает эстафету новобранцем, сыновьям, свято веря в то, что они не погибнут, освободят Родину:


Я успеваю улыбнуться,

Я вижу, кто идет за мной.

Мы не успели…оглянуться,

А сыновья…уходят в бой.


Ученик: Как будто это он сам, молодой солдат, еще не успевший испытать многих радостей жизни и уже обреченный на смерть, в начале ночного сражения, взглянув на небо и увидев падающую звезду, загадал себе самое сокровенное желание – «выйти живым из боя» и был убит вражеской пулей, показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой:


Я уже решил, миновала беда.

И удалось отвертеться…

Но с неба свалилась шальная звезда

Прямо под сердце


Ученик: Как будто это он сам переживает, как свою собственную, смерть друга, с которым прошел через все войну:


Нам и место в землянке хватало вполне,

Нам и время текло для обоих.

Все теперь одному, только кажется мне:

Это я не вернулся из боя.


Учитель: Военные стихи Высоцкого трагичны, но в тоже время в них нет безысходности, они полны оптимизма. В основании этого оптимизма глубочайшая, неисчерпаемая, поистине сыновья любовь поэта к родной земле.


Ученик читает стихотворение «Песня о земле»


Учитель: Следующая страница называется «Десять тысяч и всего один забег».


Эпиграф:

Посмотрите. Вот он

Без страховки идет!

Чуть правее наклон –

упадет. Пропадет!

Чуть левее наклон –

все равно не спасет…

Но зачем-то ему

Очень нужно пройти

четыре четверти пути!


Ученик: На концертах Высоцкий часто пел о спорте. Никто из поэтов не уделял столько внимания спортивной теме. Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе, - занимался просто так, - боксом, акробатикой. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера. Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта.

У него есть песня «Профессионалы», которую он написал после игры СССР – Канада в хоккей, когда сборная СССР стала в пятый раз чемпионом мира. Эта песня стала любимой у хоккеистов:


Профессионалам – отчаянным малым,

Игра – лотерея, -кому повезет.

Играю с партнером -как бы с матадором,-

Хоть, кажется, принято наоборот.


Ученик: «Песенка про прыгуна в длину» посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. У него несчастье, он все время переступает доску, от которой отталкивается, - и у него рекорды не засчитываются.


Что случилось, почему кричат?

Почему мой тренер завопил?

Просто восемь сорок результат,-

Правда, за черту переступил.

Ой, приходится до дна ее испить-

Чашу с ядом вместо кубка я беру.

Стоит за черту переступить-

Превращаюсь в человека – кенгуру.


Ученик: «Песня о штангисте» -это не шуточная песня – она лирико-комедийная. Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире. Высоцкий хотел сначала написать комедийную песню, даже придумал куплет для нее. Там было так:


Пытаются противники

Рекорды повторить,

Ноя такой спортивненький

Что страшно говорить

Но затем передумал, песня получилась более серьезная.

Не отмечен границей мустанга,

Скован я, в движениях не скор.

Штанга, перегруженная штанга-

Вечный мой соперник и партнер.

Такую неподъемную громаду

Врагу не пожелаю своему-

Я подхожу к тяжелому снаряду

С тяжелы чувством: вдруг не подниму?!

Мы оба с ним как будто из металла,-

Но только он – действительно металл.

А я так долго шел до пьедестала,

Что вмятины в помосте протоптал.


Учитель: Пятая страница «Страна Любви – великая страна!»


Эпиграф:

Я в поле влюбленным постелю,

Пусть поют во сне и наяву!

Я дышу – и, значит, я люблю!

Я люблю, и, значит, я живу!


Ученик: С Мариной Влади Высоцкий познакомился в 2967 году, хотя узнал о ней гораздо раньше. В Союзе был популярен фильм «Колдунья» с ее участием. Во время очередного приезда в Москву Марина побывала в театре на Таганке. Ей очень понравилась игра молодого, но очень талантливого и уже популярного актера В. Высоцкого в спектакле «Пугачев». После ужина в ресторане Высоцкий увез Марину к другу и весь вечер пел для нее свои песни под гитару.


Марина Влади – русская и по отцу, и по матери. Ее настоящая фамилия Мария Катрин Владимировна Полякова – Байдарова. Фамилия ее образовалась от сокращения отчества – Марина Влади – мировна.


Большая любовь вдохновила Высоцкого, и он посвящает Марине все новые и новые стихи.


Мне каждый вечер зажигает свечи

И образ твой окуривает дым…

Но не хочу я знать, что время лечит,

Что все проходит вместе с ним.


1 декабря 1969 года они поженились. Но это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого брака и у Марины тоже. Положение осложнялось еще и тем, что Влади жила и работала в Париже. Их соединял только телефон. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную трубку только что написанные песни, признавался в любви.


Люблю тебя сейчас

Не тайно- напоказ.

Не «после» и не «до» в лучах твоих сгораю;

Навзрыд или смеясь,

Но я люблю сейчас,

А в прошлом - не хочу, а в будущем – не знаю.


Звучит песня «Она была в Париже»


Учитель: Шестая страница называется «Я ненавижу сплетни в виде версий».


Эпиграф к ней:

Я не люблю, когда мне лезут в душу.

Тем более, когда в нее плюют.


Ученик: Как у каждой творческой личности, у Высоцкого были удачи и поражения, многочисленные переживания. Свои душевные и физические страдания он пытался утопить в вине. Высоцкий не был алкоголиком: он нигде не был зарегистрирован в таком качестве, никогда не лечился. Он сам боролся с пьянством в своих песнях и понимал, какой вред наносит алкоголизм человеку.


Высоцкий не любил афишировать свою личную жизнь, и поэтому о ней он мало говорил, зато разные газетные писаки и прочие «почитатели» его творчества дополняли этот недостаток своими домыслами. Как бы в отместку он написал песню «Слухи»:


Закаленные во многих заварухах,

Слухи ширятся, не ведая преград.

Ходят сплетни, что не будет больше слухов совершенно.,

Хотят сплетни, будто сплетни запретят.

Словно мухи тут т там, ходят слухи по домам.


Ученик: Толпы поклонников донимали его глупыми вопросами о личной жизни. Чтобы не было неясностей, Высоцкий написал песню, которая отвечала на многие вопросы любопытных, и иногда исполнял ее на концертах.


Я все вопросы освещу сполна,

Дам любопытству удовлетворенье.

Да! У меня француженка жена,

Но русского она происхожденья.

Нет! У меня сейчас любовниц нет,

А будут ли? Пока что не намерен.

НЕ пью примерно около двух лет.

Запью ли вновь? Не знаю, не уверен.


Ученик: Песни Высоцкого чем-то похожи на роли, он сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем. И делал все так талантливо и убедительно, что иные его путали с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и восторгались. Люди считали, что он в свое время горел в танке, воевал в штрафбате, шоферил на Полярном Урале, «срок тянул на Колыме». А Высоцкий будто бы и не обращал на это внимания. Он снова и снова выходил на сцену и пел свои песни-роли. И это были уже не роли, а целые пьесы со своими характерами, конфликтами, сюжетом.


Звучит песня «Дорожная история»


Учитель: Последняя страница «Когда я отпою и отыграю»


Эпиграф:

Немного прошу взамен бессмертия:

Широкий тракт, да друга, да коня.

Прошу покорно голову склоняя,

В тот день, когда отпустите меня,

Не плачьте вслед, во имя милосердия!


Ученик: Свое последнее стихотворение Высоцкий написал за 5 дней до смерти. Он читал его всего один раз Марине Влади.


Ученик читает стихотворение «И снизу лед, и сверху – маюсь между»


Ученик: Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года от инфаркта в больнице, а в это время полным ходом в Москве шла Олимпиада, был прекрасный пятничный день, на стадионах во всю раздавали медали, и, казалось, всем было не до него. Ни газеты, ни радио, ни телевидение не посчитало это событие настолько важным, чтобы уделить смерти поэта хоть чуточку внимания, они продолжали славить победы спортсменов. Только на Таганке висел написанный от руки некролог, и люди останавливались и читали. Их становилось все больше и больше, появились цветы, реки цветов, люди прощались с Владимиром Высоцким.


12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, он словно стремится из стягивающих его пут. Над ним гитара. Позади – две красивые лошадиные головы, которые напоминают о лучшей его песне.


Звучит песня «Кони привередливые»


Ученик: О Высоцком много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, выходят его книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты – труднодоступные горные вершины. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войне. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц.


Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету «Владвысоцкий». В космосе, среди огромного количества планет, блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем известного поэта, певца и актера – Владимира Высоцкого.


Учитель: Лучше всего, на наш взгляд, творчество Высоцкого охарактеризовал Евгений Евтушенко:


Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,

Теперь неважно, что порою несправедливою была.

Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,

Но записи твои звучали и в подворотне, и в Кремле.


Знакомство с песенным творчеством В. Высоцкого состоялось. Говорить о нем, читать его стихи, слушать его песни можно не один урок. Теперь у каждого из нас есть «свой собственный Высоцкий», т.е. есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.


Приложение. Стихи.


Список использованной литературы:

  1. В. Высоцкий. Нерв: Стихи.- Алма-Ата: Онер, 1989.-192с.

  2. Влади М. Владимир, или Прерванный полет/ Пер. М. Влади и Ю. Абдуловой. – Алма – Ата: Жазушы, 1990.-.176с.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературно -музыкальная композиция по творчеству В.Высоцкого "Мне есть, что спеть"

Автор: Ламкова Альбина Мухарбиевна

Дата: 17.06.2022

Номер свидетельства: 609943


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства