kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная композиция "Память нам покоя не дает"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка- сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Великой Отечественной войне. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "Память нам покоя не дает"»







Введение

Данная работа представляет собой разработку сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Актуальна она , прежде всего, потому, что 2015 год- год юбилейный. Вся страна отмечает 70-летие Великой победы.

Тема композиции- «Память нам покоя не дает».

Цели: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, познакомить учащихся с произведениями, отражающими тему войны в литературе и музыке военного и послевоенного периода .

Задачи: воспитание патриотических чувств, развитие познавательного интереса и любви к Родине, приобщение к историко-культурному наследию; воспитание чувства уважения и признательности к участникам Великой Отечественной войны за их подвиг, верность и преданность Родине.

Сценарий позволяет расширить кругозор учащихся в раскрытии военной темы в литературе и музыке.































«Память нам покоя не дает».

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне.





Ведущий1.

Война. Это страшное слово постучалось в далёком 1941 году в каждую советскую семью. И, пожалуй ,не было ни одной семьи, откуда бы не ушли на фронт защищать Родину, не было ни одной семьи, из которой кто-то не трудился на оборонных работах, приближая долгожданную победу.1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Почти 27 миллионов жизней советских людей унесла она

Сегодня услышим стихи, песни, написанные в то суровое время, когда шли тяжёлые бои на фронтах, услышим стихи, написанные уже в мирное время.

( Звучит песня «Эх, хорошо в стране советской жить», песня прерывается, звучат позывные Москвы и голос Левитана о начале войны)

Ведущий2

В первые дни войны нужны были призывы, лозунги, марши. Уже на третий день войны появляется знаменитая песня Лебедева-Кумача, ставшая поэтической эмблемой эпохи – «Священная война».

24 июня слова были напечатаны в «Известиях» и «Красной Звезде», в тот же день композитор Александров написал на эти слова музыку. На следующий день выучил ее ансамбль.Под звуки этой песни уходили войска на запад бить фашиста.

(звучит песня «Священная война»)

Ведущий1.

Но были нужны и лирические песни, чтобы согреть души бойцов. Наибольшее признание получили песни в форме любовного послания. Одна из них -«В землянке» на слова Алексея Суркова

(Звучит песня «В землянке» в исполнении вокальной группы)



Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.


Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.


Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти не легко,

А до смерти - четыре шага.


Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.


Ведущий2

Константин Симонов говорил: “...писать о войне трудно. Писать о ней как только о чем-то парадном, торжественном и легком деле , нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах , только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови - это тоже значит лгать , ибо все это есть, но писать только об этом - значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне.”

Ужасы войны невозможно было бы пережить без веры . надежды и любви. Любовь согревала сердца фронтовиков, заставляла их яростнее сражаться и защищать своих любимых, матерей, детей. Их сердца были наполнены любовью, несмотря на ужасы войны. Любовь помогла выстоять и остаться в живых.

« Жди меня»- стихотворение необычайной судьбы. Немудрёные, казалось бы, строчки потрясли всех. Эти стихи вырезали из газет, переписывали, с ними шли в бой. В тылу женщины плакали, читая его. Слова этого стихотворения звучали как заклинание.

( Звучит стихотворение в исполнении автора)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.



Ведущий1.

Первыми встретили врага защитники Брестской крепости.Они навсегда увековечили свой героизм в неравной схватке с врагом. Позже им посвятят книги, стихи, песни…

(звучит песня Матвея Блантера «Грустные ивы склонились к пруду»)


Грустные ивы склонились к пруду,

Месяц плывёт над водой.

Там, у границы, стоял на посту

Ночью боец молодой.


В грозную ночь он не спал, не дремал,

Землю родную стерёг.

В чаще лесной он шаги услыхал

И с автоматом залёг.

В чаще лесной он шаги услыхал...


Чёрные тени в тумане росли,

Туча на небе темна...

Первый снаряд разорвался вдали -

Так начиналась война.


Трудно держаться бойцу одному,

Трудно атаку отбить.

Вот и пришлось на рассвете ему

Голову честно сложить.


Грустные ивы стоят у пруда,

Месяц глядит с вышины...

Сонному берегу шепчет волна

Имя героя страны.


Вместе с победой спокойные дни

В эти вернулись края.

Ночью на тихой заставе огни

Вновь зажигают друзья.

Ночью на тихой заставе огни

Вновь зажигают друзья.


Ведущий2

Еще совсем недавно отзвучали прощальные мелодии школьного вальса, а вчерашние выпускники, мечтавшие о мирном труде, о счастье и любви, надели солдатские шинели и отправились на фронт Родину защищать.


(Звучит песня в исполнении Булата Окуджавы «До свидания, мальчики», второй куплет читает ученица)


Ведущий1

«Жестокость является благом для будущего… Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью… Ты должен с сознанием своего достоинства проводить самые жестокие и самые беспощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия…»

Так напутствовал Гитлер своих солдат перед нападением на Советский Союз.

Ведущий2

« У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик- убивай»

Каждому немецкому солдату была дана такая памятка.

Ведущий1.

О жестокости немецких солдат , приводящей нормального человека в ужас, много писали в те страшные военные годы. Одним из таких поэтов был Муса Джалиль.. Во время Великой Отечественной войны он находился в действующей армии. Тяжело раненный, в июне 1942 года был взят в плен.

В концлагере Джалиль продолжал писать стихи, всего им было написано как минимум 125 стихотворений, которые составляют сборник стихов «Моабитская тетрадь» . В начале 1944г. казнен в тюрьме.


(чтение стихотворения «Варварство»)

Они с детьми погнали матерей 
И яму рыть заставили, а сами
 
Они стояли, кучка дикарей,
 
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
 
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
 
Окинул обреченных... Мутный дождь
 
Гудел в листве соседних рощ
 
И на полях, одетых мглою,
 
И тучи опустились над землею,
 
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
 
Я не забуду никогда, вовеки!
 
Я видел: плакали, как дети, реки,
 
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
 
Как солнце скорбное, омытое слезами,
 
Сквозь тучу вышло на поля,
 
В последний раз детей поцеловало,
 
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
 
Он обезумел. Гневно бушевала
 
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
 
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, —
 
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
 
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
 
Ребенок, мальчуган больной,
 
Головку спрятал в складках платья
 
Еще не старой женщины. Она
 
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
 
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
 
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
 
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
 
Прижала к сердцу, против дула прямо...
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
 
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь~-
 
И хочет вырваться из рук ребенок,
 
И страшен плач, и голос тонок,
 
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
 
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. —
 
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
 
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
 
Две жизни и одна любовь!
 
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
 
Земля моя, скажи мне, что с тобой1
 
Ты часто горе видела людское,
 
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
 
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
 
Но выше подними великой правды знамя,
 
Омой его земли кровавыми слезами,
 
И пусть его лучи пронзят,
 
Пусть уничтожат беспощадно
 
Тех варваров, тех дикарей,
 
Что кровь детей глотают жадно,
 
Кровь наших матерей...


Ведущий2

Константин Симонов написал стихотворение «Убей его» как напутствие советскому воину. В этом стихотворении поэт призывает бойца отомстить за убитых соотечественников, защищать свой родной дом, отца мать, свою Родину.

( звучит стихотворение в исполнении автора)

Ведущий1

В конце августа 1941 года к Ленинграду подошли еще не знавшие поражений лучшие части вермахта. Мир затаил дыхание.

8 сентября1941 года немецко-фашистские захватчики вошли в Шлиссельбург Ленинградцам силой своего духа, ненавистью к захватчикам, беспримерным героизмом удалось остановить врага у стен города.

Ленинград был блокирован. Угроза нависла над городом. Ленинград подвергался ежедневным бомбежкам, Гитлер был уверен, что голодающие, мерзнущие жители города вцепятся друг в друга из-за куска хлеба, возненавидят друг друга и сдадут город . Но он просчитался….

Город жил, работал. В блокадном Ленинграде была написана 7-я Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича


( звучит фрагмент Ленинградской симфонии «Нашествие»» ,на фоне читается стихотворение А.Ахматовой «Мужество»)

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.



Ведущий2

Несмотря ни на какие трудности, Ленинград выстоял ценой жизни многих людей. Мы должны быть благодарны защитникам великого города за то, что они сохранили город с его великолепными дворцами и парками, сохранили для нас, потомков героев войны историческое наследие ценой своей жизни.


(показ видеоклипа о ленинградском метрономе)

Ведущий1

Долго шел русский солдат по пыльным дорогам войны, много выстрадать пришлось. И вот он, Берлин, логово страшного врага. Самая страшная в истории человечества война закончена!!! Наступил долгожданный мир. Возвращались с фронта русские солдаты. А дома ждала семья. Но не всем суждено было возвратиься в родной дом, встретить своих близких.

(чтение стихотворения М.Исаковского «Враги сожгли родную хату»)

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?


Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.


Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,

Героя - мужа своего.


Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел..."


Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.


Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.


"Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.


Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам..."

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.


Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

"Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил..."


Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

1945

Ведущий1

Помните!

Через века, через года- помните!

О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Ведущий2

Люди!

Покуда сердца стучатся,-помните!

Какою ценой завоевано счастье,-

Пожапуйста, помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!..

Ведущий1

Мечту пронесите

через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придёт

никогда, -

заклинаю, -

помните!



(Минута молчания)























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Литературно-музыкальная композиция "Память нам покоя не дает"

Автор: Егоркина Марина Михайловна

Дата: 10.07.2019

Номер свидетельства: 516592


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства