kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиница "Мужество Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно – исторический проект  «Мужество Ленинграда» для групп СПО.

Цель: повышение интереса к историческому и культурному наследию страны через связи литературы и истории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиница "Мужество Ленинграда"»

Литературно – исторический проект «Мужество Ленинграда»

Цель: повышение интереса к историческому и культурному наследию страны через связи литературы и истории.

Задачи:

  • расширить представление обучающихся о блокаде Ленинграда в годы войны, героизме ленинградцев и его защитников;

  • воспитывать нравственно-патриотические чувства, гражданственность, достоинство, чувство гордости за свою страну, свой народ, чувство сострадания;

  • воспитывать историческую память обучающихся, уважением к старшему поколению, к истории и культуре страны.


(Звучит вой сирены, треск зениток, рокот моторов. Наступает тишина. В тишине - стук метронома…)

Чтец: Опять война,

Опять блокада,

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться: правы

И убедительны слова,

Но даже если это правда,

Такая, правда не права!

Чтоб снова, на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы! (Юрий Воронов)


-- 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Перед вами карта современной России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.

Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на этот город с целью стереть его с лица земли. ………

-- В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце блокады. Блокада Ленинграда – это одна из трагических и героических страниц в истории Великой Отечественной войны. “Блокада” - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и смертью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности. Они жили под постоянными бомбёжками и обстрелами, мёрзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких……..

-- Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. В городе были и другие очень тяжелые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт. Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой был – 41 градус, за водой ходили к Неве.

Самым страшным испытанием стал голод. Враг был уверен, что голодающие, мёрзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город. Но ленинградцы не сдались. За 900 дней они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолётов, 10 миллионов снарядов и мин. Голодные, измождённые подростки – рабочие по 12-14 часов не выходили из промёрзших цехов.

Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем несравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали всё, что можно применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень.

Продукты стали выдавать по карточкам. С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба. Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть.

В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей. ………(«блокадный хлеб»)

-- 900 дней и ночей Ленинград находился во вражеской блокаде. Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. В ноябре-декабре1941 – январе 1942 года начинает действовать ледовая дорога - по Ладожскому озеру. Эта дорога названа ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.

Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя. …………(«дорога жизни»)


-- Больше двух лет, днем и ночью, шли «Дорогой жизни» корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях: в стужу, в буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк.

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь – опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасёт

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора –

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне – до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь!

(О. Берггольц)


-- На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба. В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.

Можно было выскочить из машины! Но как же детишки? Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины.

-- Движением на ледовом участке дороги управляли девушки-регулировщицы, одетые в белые маскировочные халаты, перепоясанные крест на крест винтовкой и противогазом. В пургу многие водители теряли ориентировку и останавливались. Угадывая дорогу по едва приметным знакам, регулировщицы выводили машины, помогали объехать пробоины от снарядов и бомб. Если во время обстрела падал снаряд, регулировщицы сразу устремлялись туда, ограждали опасное место и указывали путь. Водители называли этих девушек «богинями».

Скульптура «Регулировщица», выполненная из белого камня, была установлена в 1986 г. у второго километрового столба «Дороги Жизни», на границе города и области. Лепили ее с настоящей регулировщицы Веры Роговой. «Я считаю, что это памятник не только регулировщицам, а всем женщинам, которые работали на «Дороге Жизни», — говорит Вера Ивановна. — Ведь ежедневно здесь работали около 20 тысяч человек из разных служб: регулировщицы, техпомощь, пограничники, артиллеристы, ПВО, на льду стояли обогревательные и медицинские палатки». Вера Рогова помнит две запавшие в душу истории: о потопленной фашистами барже с эвакуируемыми детьми и о сломавшейся на ладожском льду машине с мукой.

-- Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной магистрали. Все эти сооружения входят в Зеленый пояс Славы.


-- Во время блокады многие вели дневники, куда по свежим следам записывали то, что пережили. В них, где карандашом, бледными чернилами, аккуратно или наспех, иногда коченеющей рукой люди писали о своих страданиях.

Особенно страшно читать дневники детей. На весь мир известна печальная история 11 – летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки всех родных и сделала сиротой. В те жуткие дни Таня вела страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой. Это – скорбная летопись, блокадная хроника смерти самых близких, самых дорогих ей людей. …… («Таня Савичева»)


-- В мае 1972г. рядом с могилой Тани был сооружен памятник, запечатлевший в металле страницы её блокадного дневника на красной кирпичной стене, символически изображающей разрушенное здание. 1982г. – на могиле был сооружен гранитный памятник с бронзовым барельефом Тани. Позже рядом с кладбищем оформили площадь. Одну из улиц назвали именем Т. Савичевой. Именем Тани Савичевой названа одна из малых планет Солнечной системы…….


-- Город Ленинград называют музеем под открытым небом. Трудно представить его без граненых шпилей Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Инженерного замка, без круглого златоглавого купола Исаакиевского собора. Они радуют глаз даже в ненастный осенний день. С началом Великой Отечественной войны значительная часть художественных сокровищ Ленинграда эвакуирована в глубь страны. Во время блокады самые ценные здания и скульптуры по возможности прятали от бомбежек, маскировали.

……..(«сохранение памятников»)



-- Казалось, прежде всего – хлеб. Ну, еще вода и тепло. Так ведь нет. В иссушенном организме душа, страдающая и униженная голодом, тоже искала себе пищи. Жизнь духа продолжалась. Пища духовная, когда так мало было просто хлеба, не обесценивалась, она значила больше, чем в сытые времена.

У блокадного Ленинграда была своя богиня Сострадания и Надежды, и она разговаривала с блокадниками стихами. Стихами Ольги Берггольц.

Ольга Берггольц: «Я думаю, что никогда больше не будут люди слушать стихи так, как слушали в ту зиму голодные, опухшие, еле живые ленинградцы».

И как бы ни казалось невероятным, вопреки всему в блокадном Ленинграде не замирала духовная жизнь. В декабре сорок первого в Эрмитаже по инициативе академика И.А. Орбели торжественно был отмечен пятисотлетний юбилей великого узбекского поэта Алишера Навои. Истощённые музейщики делали научные доклады, готовили конференции. И это событие дало понять всему миру: «Эрмитаж жив! Ленинград не сдаётся!». В городе продолжали работать театральные труппы и библиотеки, выходили газеты и издавались книги. Оперетты шли даже в голодную лютую зиму. Артисты стоически сверкали шелками и пели в зале, где было минус 3-5 градусов. Театр Балтфлота за 12 месяцев дал 3000 спектаклей.

И именно в блокадном Ленинграде Шостакович написал свою симфонию, посвятив ее всем жителям блокадного города, дав ей название «Ленинградская». Для её исполнения в блокадном городе музыкантов как-то подкормили, чтобы придать им сил. Дирижёра Карла Элиасберга привезли на саночках – не было сил идти. Но концерт состоялся! И опять весь мир услышал: «Ленинград жив! Ленинград не сдаётся!».

…Концерт начался!

И под гул канонады –

Она, как обычно, гремела окрест –

Невидимый диктор

Сказал Ленинграду:

«Вниманье!

Играет блокадный оркестр!..»

И музыка


Встала над мраком развалин,

Крушила

Безмолвие тёмных квартир.

И слушал её

Ошарашенный мир…

Вы так бы смогли,

Если б вы умирали?..

Об этом произведении искусства одна из зарубежных газет написала: “Страна, художники которой в эти суровые дни создают произведения бессмертной красоты и высокого духа, непобедима!” …… («Ленинградская симфония»)


Какая музыка была!

Какая музыка играла,

Когда и души и тела

Война проклятая попрала.

Какая музыка во всем,

Всем и для всех –

Не по ранжиру.

Осилим… Выстоим… Спасем…

Ах, не до жиру – быть бы живу…

И через всю страну струна

Натянутая трепетала,

Когда проклятая война

И души и тела топтала.

Стенали яростно, навзрыд

Одной – единой страсти ради

На полустанке – инвалид

И Шостакович – в Ленинграде.

-- Дети и во время блокады оставались детьми, и как все дети им хотелось играть. Но игры их были особенными. Могли они играть в подвижные игры – бегать, прятаться, играть в мяч, прыгать на скакалочке? Нет, конечно, же нет. Они были сильно истощены. Но они играли в игры «Чай», «Завтрак», «Обед», «Ужин». Они из бумаги, старых кусков обоев, газет вырезали имитацию продуктов.

Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почте.

В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчонка руки протянула

И головой - на край стола...

Сначала думали - уснула,

А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья - после похорон.


-- Пережила тяжелейшие испытания и наша землячка, жительница Акшинского района Рената Петровна Гришина…….. («рассказ о Р.П. Гришиной»)


-- 22 декабря 1941 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде, из них 15249 детей.

Кто в город не пустил врага,

Кто в смертной схватке одолел блокаду,-

Тому, как высший орден, дорога

Медаль «За оборону Ленинграда»

-- Мемориал "Цветок жизни" входит в мемориальный комплекс "Зеленый пояс Славы". Это первый большой мемориал на "Дороге жизни". Он был создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

На лепестках 15-ти метровой каменной ромашки - лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни "Пусть всегда будет солнце". Рядом находится плита, на которой высечена надпись: "Во имя жизни и против войны. Детям - юным героям Ленинграда 1941 - 1944 годов." Памятник был открыт 28 октября 1968 года. Архитектор — П.И. Мельников. Вокруг памятника высажено 900 берез, по одной березе за каждый день блокады. До сих пор в январские дни березы украшают алыми галстуками.

В карауле березы молчаливо стоят

Молодых краснозвездных вспоминают ребят…


-- К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.

18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта. И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей. А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Горожане собрались у репродуктора, чтобы услышать радостную новость. Пришла долгожданная победа! Конец войне! Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,- поздравляли друг друга.

26 января 1944 года Москва салютовала Ленинграду. А 27 января 1944 года дожившие до этого дня ленинградцы услышали январский гром с Марсова поля, Петроградской стороны, со стороны стрелки Васильевского острова. В честь выигранного сражения над Невой прогремел торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком.

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди… ………(«Блокада в цифрах»)


-- Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей.

Прошло 70 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах.

Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.

Почтим память минутой молчания всех тех, кто защищал город Ленинград и погиб в эти суровые дни блокады…….(минута молчания)--- метроном…


-- Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны. О мужестве блокадников слагались песни и снимались фильмы. Их были тысячи, а выжили - единицы. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде – это подвиг. Подвиг, который не меркнет в памяти поколений. Они – Победители, которые и через столетия останутся ярким символом несгибаемого мужества и стойкости!

Стой, как стоял, наш город величавый,

Над свежею и светлою Невой,

Как символ мужества, как воплощенье славы,

Как разума и воли торжество!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературная гостиница "Мужество Ленинграда"

Автор: Лариса Анатольевна Тудиярова

Дата: 06.10.2024

Номер свидетельства: 657230


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства