Литературная гостиная «Сила и счастье А.П. Чехова»
Задачи:
– привлечь внимание обучающихся к жизни и творчеству великого писателя и драматурга А.П. Чехова, заинтересовать его произведениями;
– развивать творческие способности обучающихся, связную монологическую речь, предоставляя возможность импровизировать;
– воспитывать активную жизненную позицию, читательскую культуру.
Оборудование: портрет А.П. Чехова, книги, пазлы с иллюстрациями к произведениям писателя, музыкальное сопровождение, ноутбук, экран.
Музыкальное сопровождение:
П.И. Чайковский «Октябрь», М.И. Глинка «Ноктюрн», А.А. Алябьев «Вальс», И.И. Шварц «Фортепианный концерт», звуки движущегося поезда
Действующие лица:
ведущие вечера:
чтец стихотворения:
чтец от автора - Чехов:
чтец от жены автора - Книппер:
герои рассказа «Ну, публика!...»:
учащиеся-зрители.
Рассказы для пазлов:
1885
Дачники
Живая хронология
Злоумышленник
Лошадиная фамилия
На чужбине
1895
Анна на шее
Белолобый
1900
Три сестры
Литературная гостиная «Сила и счастье А.П. Чехова»
Высказывания об А.П. Чехове (Учащиеся из зрительного зала встают по очереди и произносят высказывания об А.П. Чехове)
1.Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека… М. Пришвин
2. Чехов – это Пушкин в прозе. Л.Н. Толстой
3. Трудно говорить о Чехове – он слишком велик, слишком многогранен, чтобы его можно было измерить. О. Кейси Шон, ирландский писатель
4. Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый… А.М. Горький
5.Чехов – неисчерпаем…он говорит о Человеческом с большой буквы. К.С. Станиславский
6. …Хотя Чехов стихов не писал, всё же он – подлинный поэт… Го Мо-Жо, китайский писатель
Звучит музыка П.И. Чайковский « Октябрь»
Учитель: Дорогие гости! Мы пригласили вас в этот кабинет. Сегодня это не просто кабинет. Это гостиная. Что такое гостиная? Гостиная – это комната для приема гостей. Наша гостиная необычная – литературная. Здесь мы будем вспоминать о большом, умном, внимательном человеке, который прожил короткую жизнь, но сумел увидеть и прочувствовать всю пестроту и сложность русской действительности. Имя этому человеку – Антон Павлович Чехов. В этом году мы отмечаем его 160-летие со дня рождения.
Звучит музыка П. И. Чайковский « Октябрь»
Чтец зажигает свечу
Чтец: Свеча - символ жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая, а ее пламя как человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет ее беззащитен и нежен. Но пока она горит, нам хорошо с ней, она разделяет нашу боль и нашу радость.
2 слайд. Портрет Чехова
1 ведущий: Говорят, что использовать свечи нерационально. Мало света от них. То ли дело -электрический светильник! Его свет проникает во все уголки.
2 ведущий: Но когда все вокруг освещено одинаково ярко, как отличить главное от второстепенного? Великое от малого? Ведь любая незначительная вещь на близком расстоянии и ярко высвеченная может показаться неимоверно важной и весомой и затмить собою то, что еще величественнее и выше.
1 ведущий: Да сам человек! Человек зажигает свечу. Слушая музыку и стихи, приходя в храм, чтобы помолиться об ушедших и во здравие сущих. И тогда все вторичное уходит во тьму, и остается он один на один со своей душой, со своим внутренним миром. И тогда…
Звучит музыка М.И. Глинки «Ноктюрн». На фоне музыки – слова из рассказа «Крыжовник»:
Чехов: …« К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество… слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча… Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольно счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…»
2 ведущий: Эти слова из рассказа «Крыжовник» были написаны Чеховым более 100 лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым «человеком с молоточком», который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
1 ведущий: А.П. Чехов – один из любимейших писателей нашего народа, наша национальная гордость и слава. Личность А.П. Чехова поражает сочетанием душевной мягкости и деликатности с мужеством и силой воли.
Вряд ли был на свете другой писатель, который тратил столько усилий на то, чтобы всегда оставаться незаметным в толпе. Он ни разу не выступал на эстраде или даже в тесном кругу с чтением своих произведений: в театре, на премьере своих пьес, садился в самые последние ряды, и, глядя на него, никто бы не поверил, что это автор пьесы.
2 ведущий: Верно подметил Иван Бунин: «В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве, — человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости».
3 слайд
1 ведущий: Чтобы понять Чехова–человека, не нужно представлять его себе таким, каким он выглядит на портретах и фотографиях последних лет: с утомленным лицом, в пенсне, делающим его взгляд тусклым. Это не настоящий Чехов. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Лучше вспомнить, каким был Чехов в юности, в тот славный период, когда начал формироваться его славный талант – искренний и смелый взгляд, бесстрашно устремленный на мир. Это был не просто писатель. Это был человек, который открыл для себя и предложил людям особый образ жизни и мышления. Иными словами, это был человек, который сделал себя сам.
2 ведущий: Давайте вспомним эпизоды из жизни Антона Павловича Чехова.
1 ведущий: Родился писатель «краткой» прозы в 1860 году в городе Таганроге.
4 слайд. Домик Чехова в Таганроге
2 ведущий: Чехов ведет свой род от крепостных крестьян. Дед Чехова по отцу, Чехов Егор Михайлович, был крепостным в Воронежской губернии, волевым и хозяйственным человеком, стремившимся дать максимальное образование детям. Упорным трудом им были скоплены деньги, позволившие выкупить себя вместе с семьей из 6 человек на волю. После этого он приписал себя к мещанскому сословию, купил домик в Таганроге, но продолжал жить в селе. В конце жизни служил управляющим в имении.
1 ведущий: Семья Чеховых отличалась способностями к искусству, литературе… Отец писателя, Павел Егорович, с самого раннего детства имел пристрастие к пению и музыке, играл на скрипке, а написанная им икона Иоанна Богослова и теперь ещё цела и находится в ялтинском доме Антона Павловича. Он имел небольшую лавочку в Таганроге, и Антон Чехов и его старшие братья с малых лет долгими часами сидели в лавке отца. Павел Егорович хотел сделать своих детей по-настоящему образованными людьми. Он отдал их в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить языкам.
5 слайд
2 ведущий: Душой семейства была мать, Евгения Яковлевна. Всегда заботливая, она всю жизнь посвящала детям. «Отец и мать — единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди…» — писал семнадцатилетний Чехов.
1 ведущий: Уже в эти годы духовный облик Чехова отличался большой глубиной, мужественностью, моральной ясностью. Чехов очень рано стал сознавать ответственность за свои слова и поступки, начал работать над самовоспитанием, противопоставляя мещанской, тяжёлой среде, с её грубостью, неуважением к человеку, свой идеал воспитанного человека.
6 слайд
2 ведущий: Одной из характерных черт Чехова-подростка и юноши было глубокое чувство человеческого достоинства. В 19 лет он писал своему брату Михаилу: «Ничтожество своё сознаёшь? Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну, и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожество».
1 ведущий: Чехов с юношеских лет упорно работал над собой, над своим характером. В одном из писем он писал о том, что привык сдерживать свой от природы резкий, вспыльчивый характер, «ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».
7 слайд
2 ведущий: Когда, окончив таганрогскую гимназию, Чехов переселился в Москву, где в это время жила семья, и стал студентом медицинского факультета, ему пришлось взять на себя всю заботу о семье. Он начал сотрудничать в юмористических журналах, печатая в них маленькие рассказы. Первый его рассказ «Письмо к ученому соседу», появился под псевдонимом «….въ» 9 марта 1880 года в десятом номере художественно-юмористического журнала «Стрекоза».
8 слайд
Мультфильм по рассказу «Письмо к ученому соседу»,
авторский вариант 1882 года (сборник «Шалости»)
9 слайд
Учитель: Повторюсь, «Письмо к ученому соседу» был напечатан в 1880 году, а это значит, что рассказ тоже является юбиляром, ведь ему исполнилось 140 лет. Предлагаю поиграть в квест-игру: собрать пазлы (детали лежат в конвертах на столах) и при помощи иллюстрации определить еще несколько произведений-юбиляров. В качестве подсказки используйте номер, указанный на пазле. Это страница подскажет вам название произведения.
Давайте озвучим эти названия.
Передаю слово ведущим.
2 ведущий: Начав свой писательский путь, как юморист и сатирик, Чехов на первых порах ещё не придавал серьёзного значения своему литературному труду, считая себя будущим врачом.
1 ведущий: Но уже тогда его рассказы полны искрящегося смеха, тонкого, умного юмора... Так Чехов стал творцом нового вида литературы – маленького рассказа.
2 ведущий: Ранней весной 1892 года семейство Чеховых переехало в имение Мелихово близ станции Лопасня Московско-Курской железной дороги. Усадьба была куплена за 13 тысяч рублей. Антон Павлович в душе был счастлив, приобретя собственный дом.
10 слайд
1 ведущий: Мелихово стало настоящей чеховской усадьбой. В доме было 10 комнат. Обстановка была более чем скромная. Главное украшение — безукоризненная чистота. Здесь писатель создал свои лучшие произведения: «Палата №6», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Писателя А. П. Чехова интересовали только люди. Разные характеры, разные натуры — люди хорошие и дурные, добрые, злые, умные и глупые. Чехов никогда не был бесстрастным художником.
2 ведущий: В Мелихово Чехов занимается врачебной деятельностью. Чехов — писатель и врач — не мог мириться с бедствиями народа, которые он видел на каждом шагу. Только за лето 1892 года им было принято около тысячи больных, причем этот труд не оплачивался. Он служил земским врачом и постоянно оказывал медицинскую помощь жителям ближайших деревень. К нему со всей округи шли и ехали больные. Он осматривал, выслушивал, выстукивал, назначал лечение, да еще снабжал бесплатными лекарствами.
11 слайд
1 ведущий: Удивительно, как сочетался у А.П.Чехова труд писателя с трудом врача.
В октябре 1888 года Чехов писал поэту А. Н. Плещееву: «Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах... Мое святая святых — это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь, абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником».
2 ведущий: Письмо это замечательно. В нем действительно заключена выстраданная писателем программа, которая исподволь созревала и наконец излилась страстным, искренним, приподнятом слогом.
Чехов страстно хотел исключить из современной ему действительности насилие, фальшь, «заточение» в разнообразные «футляры». Он мечтал о том, чтобы между людьми установились простые, чистые, добрые и гармоничные отношения. Своеобразной проверкой жизненных связей между людьми у Чехова не однажды служила любовь. Рассказы «Душечка», «Ариадна», «Дама с собачкой», «Чайка» — в них любовь сопряжена с волнующими Чехова общественными страстями. Писатель видел в любви могучую силу, способную всколыхнуть душу человека, побудить его заново посмотреть на свою порой скучную и неприглядную до встречи со своей любовью судьбу и открыть более широкие, чем прежде, горизонты жизни.
1 ведущий: Художественные открытия А.П. Чехова поражали современников. Высоко творчество писателя ценил Лев Толстой. Он писал.: «…У Чехова все правдиво до иллюзии…Какой превосходный язык…Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я не могли бы так писать.»
12 слайд
2 ведущий: Важное место в творческой биографии Чехова занимает драматургия. Созданные им пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» - стали важным событием театральной жизни России конца 19 начала 20 века. Писатель придавал театру большое значение. После премьеры «Чайки», Чехов подарил Немировичу-Данченко медальон с надписью: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!!»
13 слайд
1 ведущий: У Антона Павловича была душа страстного путешественника. Он объехал весь мир.
Инсценировка рассказа «Ну, публика»
Звук гудка паровоза. Звук приближающегося поезда переходящего в стук колес.
Выходит контролер.
Контролер: Шабаш, не буду больше лениться!.. Ни… ни за что! Пора уж за ум взяться. Надо работать, трудиться… Любишь жалованье получать, так работай честно, усердно, по совести, пренебрегая покоем и сном. Привык, брат, задаром жалованье получать, а это вот и нехорошо… и нехорошо… (Проверяет билеты) Вашш… билеты!.. Вашш… билеты!
Контролер: (Прочитав себе несколько подобных нравоучений, обер-кондуктор Подтягин начинает чувствовать непреодолимое стремление к труду. Уже второй час ночи, но, несмотря на это, он будит кондукторов и вместе с ними идет по вагонам контролировать билеты) Вашш… билеты!
Один из пассажиров спит, контролер будит его, нетерпеливо повторяет.
Контролер: Вашш… билеты!
Пожилой пассажир (вздрагивает, открывает глаза и с ужасом): Что? Кто? а?
Пассажирка 1: Вам говорят по-человечески: предъявите билеты! Потрудитесь, пожалуйста!
Пожилой пассажир: Боже мой! Господи, боже мой! Я страдаю ревматизмом… три ночи не спал, нарочно морфию принял, чтоб уснуть, а вы… с билетом! Ведь это безжалостно, бесчеловечно! Если бы вы знали, как трудно мне уснуть, то не стали бы беспокоить меня такой чепухой… Безжалостно, нелепо! И на что вам мой билет понадобился? Глупо даже!
Контролер: (Подтягин думает, обидеться ему или нет, — и решает обидеться) Вы здесь не кричите! Здесь не кабак!
Пожилой пассажир: Да в кабаке люди человечней… Изволь я теперь уснуть во второй раз! И удивительное дело: всю заграницу объездил, и никто у меня там билета не спрашивал, а тут, словно чёрт их под локоть толкает, то и дело, то и дело!..
Контролер: Ну, и поезжайте за границу, ежели вам там нравится!
Пожилой пассажир: Глупо, сударь! Да! Мало того, что морят пассажиров угаром, духотой и сквозняком, так хотят еще, чёрт ее подери, формалистикой добить. Билет ему понадобился! Скажите, какое усердие! Добро бы это для контроля делалось, а то ведь половина поезда без билетов едет!
Контролер: Послушайте, господин! Ежели вы не перестанете кричать и беспокоить публику, то я принужден буду высадить вас на станции и составить акт об этом факте!
Пассажирка 2: Это возмутительно! Пристает к больному человеку! Послушайте, да имейте же сожаление!
Контролер: Да ведь они сами ругаются! Хорошо, я не возьму билета… Как угодно… Только ведь, сами знаете, служба моя этого требует… Ежели б не служба, то, конечно… Можете даже начальника станции спросить… Кого угодно спросите… (Уходит)
Пожилой пассажир: Вот ваш билет!
Контролер: (выходит) Действительно, не нужно было будить больного. Впрочем, я не виноват… Они там думают, что это я с жиру, от нечего делать, а того не знают, что этого служба требует… Ежели они не верят, так я могу к ним начальника станции привести».
Входит начальник станции.
Контролер: Вот этот господин, говорят, что я не имею полного права спрашивать с них билет, и… и обижаются. Прошу вас, господин начальник станции, объяснить им — по службе я требую билет или зря? Господин! (будит пожилого пассажира). Господин! Можете вот начальника станции спросить, ежели мне не верите.
Больной вздрагивает, словно ужаленный, открывает глаза и, сделав плачущее лицо, откидывается на спинку дивана.
Пожилой пассажир: Боже мой! Принял другой порошок и только что задремал, как он опять… опять! Умоляю вас, имейте вы сожаление!
Контролер: Вы можете поговорить вот с господином начальником станции… Имею я полное право билет спрашивать или нет?
Пожилой пассажир: Это невыносимо! Нате вам ваш билет! Нате! Я куплю еще пять билетов, только дайте мне умереть спокойно! Неужели вы сами никогда не были больны? Бесчувственный народ!
Пассажирка 1: Это просто издевательство! Иначе я не могу понять этого приставанья!
Начальник станции: Оставьте…
Подтягин пожимает плечами и медленно уходит за начальником станции.
Контролер: (появляется) Изволь тут угодить! Я для него же позвал начальника станции, чтоб он понимал, успокоился, а он… ругается
Пассажир 3: Послушайте, господин обер-кондуктор! Ваше поведение по отношению к больному пассажиру возмутило всех очевидцев. Я инженер Пузицкий, это вот… господин полковник. Если вы не извинитесь перед пассажиром, то мы подадим жалобу начальнику движения, нашему общему знакомому.
Контролер: Господа, да ведь я… да ведь вы…
Пассажир 3: Объяснений нам не надо. Но предупреждаем, если не извинитесь, то мы берем пассажира под свою защиту.
Контролер: Хорошо, я… я, пожалуй, извинюсь… Извольте… (подходит к пожилому пассажиру и будит его). Господин! Послушайте, господин!
Больной вздрагивает и вскакивает.
Пожилой пассажир: Что?
Контролер: Я тово… как его?.. Вы не обижайтесь…
Пожилой пассажир: Ох… воды…(задыхается больной, хватаясь за сердце). Третий порошок морфия принял, задремал и… опять! Боже, когда же, наконец, кончится эта пытка! Слушайте… Высадите меня на следующей станции… Более терпеть я не в состоянии. Я… я умираю… (Выбегает с криками).
Контролер: (вслед ему) Я тово… Вы извините…
Пассажиры: Это подло, гадко! Убирайтесь вон отсюда! Вы поплатитесь за подобное издевательство! Вон!
Контролер: Ну, публика! Извольте вот ей угодить! Извольте вот служить, трудиться! Поневоле плюнешь на всё… Ничего не делаешь — сердятся, начнешь делать — тоже сердятся…
2 ведущий: Стремление погрузиться в гущу жизни, глубже узнать родину побудили Чехова совершить поездку на далекий Сахалин. Путешествие было трудным, через всю Россию, по бездорожью. За три с небольшим месяца Чехов обошел все сахалинские тюрьмы и поселения. В числе каторжан, живущих на Сахалине, находилась и Софья Блювштейн – Сонька-Золотая Ручка. Результатом этого путешествия стала книга «Остров Сахалин».
14 слайд
Звучит музыка А.А. Алябьева «Вальс
1 ведущий: В 1898 г. Чехов познакомился с актрисой Московского художественного театра Ольгой Книппер. Первая встреча Ольги Леонардовны с Чеховым проходила на репетиции спектакля «Царь Фёдор». Она вспоминала так «…с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни».
2 ведущий: В июне 1901 года Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались. Актриса добавила фамилию мужа к своей – Книппер-Чехова. Она любила Чехова и в отличие от его родных готова была бросить все и переехать из столицы к больному мужу в провинциальную Ялту, где Чехову необходимо было жить из-за болезни.
1 ведущий: Чехов и его жена были людьми особенными, единственными в своем роде. Они были люди редкой и прекрасной судьбы.
2 ведущий: В 1904 году здоровье Антона Павловича ухудшилось. Врачи посоветовали увезти его в Германию. Начались сборы за границу. Однако, несмотря на болезнь, жизнерадостность не покидала писателя. Он мечтал о новой пьесе, совершенно нового для него направления. Сохранились воспоминания жены о последних часах жизни Чехова:
15 слайд
Книппер: «Даже за несколько часов до своей смерти он заставил меня смеяться, выдумывая один рассказ после трех тяжелых, тревожных дней ему стало легче к вечеру… В начале ночи он проснулся и первый раз в жизни попросил послать за доктором…пришел доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки: «Я умираю.!» потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давненько я не пил шампанского…», покойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».
1 ведущий: Прожил Чехов всего 44 года. Когда он умер, после него осталось не только 20 томов всемирно прославленной литературы, но 4 деревенские школы, да шоссейная дорога, да библиотека для целого города, да памятник Петру 1, да посеянный на пустоши сад.
2 ведущий: Этот «гений надежды», человек необыкновенного душевного изящества прожил короткую, но чрезвычайно интересную и содержательную жизнь.
1 ведущий: Интересные факты о Чехове позволяют глубже узнать эпохальную личность писателя и его творчество.
16 слайд
Учащиеся-зрители встают из-за столов, называют факты из биографии, прочее, связанное с именем Чехова, затем подходят к стенду и прикрепляют к портрету А.П. Чехова рисунок
1 учащийся: За публикацию произведения «Письмо к ученому соседу» в журнале «Стрекоза» (март, 1880 года) А.П.Чехову выдали гонорар, составляющий 5 копеек за строку. А вот за пьесу «Вишневый сад» издательство «Знание» в 1904 году предложило писателю огромную сумму – 5 тысяч рублей.
2 учащийся: Человек без селезенки, Брат моего брата, Врач без пациентов, Антоша Чехонте, Крапива, Шиллер Шекспирович Гете – это псевдонимы Антона Павловича Чехова. Всех их насчитывается более 50.
3 учащийся: Чехов садился работать за письменный стол только в чистой рубашке, пиджаке и бабочке.
4 учащийся: Мало кто знает, что по образованию Чехов был дипломированным врачом. Одним из его преподавателей был профессор Н.В. Склифосовский.
5 учащийся: А.П.Чехов признан одним из самых экранизируемых писателей во всем мире. Русский писатель уступает только Чарльзу Диккенсу и Уильяму Шекспиру.
6 учащийся: Антон Павлович восхищался творческим мастерством Лермонтова. Чехов безмерно уважал и неоднократно с теплотой отзывался о творчестве и жизни Льва Толстого. В свою очередь, Толстой не жаловал пьесы Чехова. Толстой серьезно повлиял на мировоззрение писателя, но в плане литературного мастерства Чехов равнялся на Лермонтова, не раз говорил, что именно у Лермонтова он учился писать.
7 учащийся: Трехтомник рассказов Чехова был отправлен в космос для космонавта Геннадия Падалки специальной группой психологической поддержки.
8 учащийся: Мало кто знает, каким было хобби писателя. Чехов долгое время собирал марки. Его коллекция состояла из почтовых марок не только России, но и Германии, Греции, США, Англии, Финляндии, Венгрии, Японии, Австрии, Италии, Швеции, Франции, Бельгии, Швейцарии. Коллекция содержит около 15 тысяч экземпляров и хранится в Доме-музее Чехова в Ялте.
9 учащийся: Чехов любил семечки, что было в привычке у многих южан, а также сладости, особенно мармелад и домашнее варенье.
10 учащийся: Любимое блюдо писателя - караси в сметане. А еще писатель обожал блины. Любил их так искренне, так нежно, что написал об этом почти эссе.
11 учащийся: Чехов был большим поклонником такс. Его домашними питомцами были две таксы: Бром Исаич и Хина Марковна. Про своих питомцев Чехов говорил так: "Бром и Хина безобразной наружности собаки. Лапы кривые, тела длинные, но ум необыкновенный".
12 учащийся: Из своего путешествия на Цейлон писатель привез двух мангустов. Одного из них прозвали «Сволочь». «Симпатичная и самостоятельная зверушка, перед которой пасуют даже мои таксы» – так Чехов отзывался о питомце в одном из писем Н. А. Лейкину.
13 учащийся: Чехов увековечен в Солнечной системе. Его фамилию носит один из кратеров на Меркурии. Антону Павловичу не скучно на планете: вместе с ним там «живут» Лермонтов, Достоевский, Толстой, Мусоргский, Чайковский, Репин и многие другие деятели русской культуры.
2 ведущий: Никакие испытания не мешали писателю мечтать о счастливом будущем человечества. Он описывал жизнь, которую видел по-своему, как отзывчивый, наблюдательный свидетель, не навязывая своих суждений. Он предоставлял читателю делать выводы, и это были именно такие выводы, каких ожидал от него «художник жизни», несравненный русский писатель Антон Чехов. Вся Россия его времени, от петербургской гостиной до деревенской избы, отображена в его произведениях.
1 ведущий: Чехов писал Дмитрию Васильевичу Григоровичу, писателю, человеку «большой литературы», который в 1886 году первым признал талант Антона Павловича:
Чехов: «Я глубоко убежден, что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, не забудут ни Вас, ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут Гоголя. Вымрут и забудутся люди, которых Вы изображали, но Вы останетесь целы и невредимы. Такова Ваша сила и таково, значит, и счастье».
2 ведущий: Таковы сила и счастье Чехова.
17 слайд. Видео с героями из рассказов
По сцене проходит А.П. Чехов, приветствует чтеца и зрителей
Чтец: Тисненый том волнующих рассказов
Прочитан от начала до конца…
Метель свистит, поет и плачет сразу.
Метель доносит звуки бубенца.
Никто об этом больше не расскажет!
Закрой глаза – и вновь перед тобой
Знакомые по книгам персонажи
Возникнут зримо длинной чередой.
А там, где площадь выметена чисто,
При фонарях в вечерней тишине
Увидишь на прогулке беллетриста –
Знакомую бородку и пенсне.
Благодари, встречай его с поклоном,
Ведь многое он людям рассказал.
Е. Евстигнеев. «Над книгой Чехова»
Учитель: Так потихоньку сгорела еще одна свеча, Удивительным светом которой мы немного сумели воспользоваться. Может быть, мы стали хоть чуточку светлей? Кто знает…
Прошло 160 лет со дня рождения великого писателя и драматурга. Но годы не властны над его творениями. Гуманизм Чехова, его искрометный юмор, глубокая вера в возможности русского человека понятны и близки нам, людям 21 века.
Этими словами разрешите закончить нашу встречу. Спасибо за внимание!
18 слайд
Звучит музыка И.И. Шварца Фортепианный концерт
Чехов: …« К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество… слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча… Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольно счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…»
Чехов: «Я глубоко убежден, что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, не забудут ни Вас, ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут Гоголя. Вымрут и забудутся люди, которых Вы изображали, но Вы останетесь целы и невредимы. Такова Ваша сила и таково, значит, и счастье».
Книппер: «Даже за несколько часов до своей смерти он заставил меня смеяться, выдумывая один рассказ после трех тяжелых, тревожных дней ему стало легче к вечеру… В начале ночи он проснулся и первый раз в жизни попросил послать за доктором…пришел доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки: «Я умираю.!» потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давненько я не пил шампанского…», покойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».
Чтец: Свеча – символ жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая, а ее пламя как человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет ее беззащитен и нежен. Но пока она горит, нам хорошо с ней, она разделяет нашу боль и нашу радость.
Чтец: Тисненый том волнующих рассказов
Прочитан от начала до конца…
Метель свистит, поет и плачет сразу.
Метель доносит звуки бубенца.
Никто об этом больше не расскажет!
Закрой глаза – и вновь перед тобой
Знакомые по книгам персонажи
Возникнут зримо длинной чередой.
А там, где площадь выметена чисто,
При фонарях в вечерней тишине
Увидишь на прогулке беллетриста –
Знакомую бородку и пенсне.
Благодари, встречай его с поклоном,
Ведь многое он людям рассказал.
1.Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека… |
2. Чехов – это Пушкин в прозе. |
3. Трудно говорить о Чехове – он слишком велик, слишком многогранен, чтобы его можно было измерить. |
4. Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый… |
5.Чехов – неисчерпаем…он говорит о Человеческом с большой буквы. |
6. …Хотя Чехов стихов не писал, всё же он – подлинный поэт… |
1 факт: За публикацию произведения «Письмо к ученому соседу» в журнале «Стрекоза» (март, 1880 года) А.П.Чехову выдали гонорар, составляющий 5 копеек за строку. А вот за пьесу «Вишневый сад» издательство «Знание» в 1904 году предложило писателю огромную сумму – 5 тысяч рублей. |
2 факт: Человек без селезенки, Брат моего брата, Врач без пациентов, Антоша Чехонте, Крапива, Шиллер Шекспирович Гете – это псевдонимы Антона Павловича Чехова. Всех их насчитывается более 50. |
3 факт: Чехов садился работать за письменный стол только в чистой рубашке, пиджаке и бабочке. |
4 факт: Мало кто знает, что по образованию Чехов был дипломированным врачом. Одним из его преподавателей был профессор Н.В. Склифосовский. |
5 факт: А.П.Чехов признан одним из самых экранизируемых писателей во всем мире. Русский писатель уступает только Чарльзу Диккенсу и Уильяму Шекспиру. |
6 факт: Антон Павлович восхищался творческим мастерством Лермонтова. Чехов безмерно уважал и неоднократно с теплотой отзывался о творчестве и жизни Льва Толстого. В свою очередь, Толстой не жаловал пьесы Чехова. Толстой серьезно повлиял на мировоззрение писателя, но в плане литературного мастерства Чехов равнялся на Лермонтова, не раз говорил, что именно у Лермонтова он учился писать. |
7 факт: Трехтомник рассказов Чехова был отправлен в космос для космонавта Геннадия Падалки специальной группой психологической поддержки. |
8 факт: Мало кто знает, каким было хобби писателя. Чехов долгое время собирал марки. Его коллекция состояла из почтовых марок не только России, но и Германии, Греции, США, Англии, Финляндии, Венгрии, Японии, Австрии, Италии, Швеции, Франции, Бельгии, Швейцарии. Коллекция содержит около 15 тысяч экземпляров и хранится в Доме-музее Чехова в Ялте |
9 факт: Чехов любил семечки, что было в привычке у многих южан, а также сладости, особенно мармелад и домашнее варенье |
10 факт: Любимое блюдо писателя - караси в сметане. А еще писатель обожал блины. Любил так искренне, так нежно, что написал об этом почти эссе. |
11 факт: Чехов был большим поклонником такс. Его домашними питомцами были две таксы: Бром Исаич и Хина Марковна. Про своих питомцев Чехов говорил так: "Бром и Хина безобразной наружности собаки. Лапы кривые, тела длинные, но ум необыкновенный". |
12 факт: Из своего путешествия на Цейлон писатель привез двух мангустов. Одного из них прозвали «Сволочь». «Симпатичная и самостоятельная зверушка, перед которой пасуют даже мои таксы» – так Чехов отзывался о питомце в одном из писем Н. А. Лейкину. |
13 факт: Чехов увековечен в Солнечной системе. Его фамилию носит один из кратеров на Меркурии. Антону Павловичу не скучно на планете: вместе с ним там «живут» Лермонтов, Достоевский, Толстой, Мусоргский, Чайковский, Репин и многие другие деятели русской культуры. |
Контролер: Шабаш, не буду больше лениться!.. Ни… ни за что! Пора уж за ум взяться. Надо работать, трудиться… Любишь жалованье получать, так работай честно, усердно, по совести, пренебрегая покоем и сном. Привык, брат, задаром жалованье получать, а это вот и нехорошо… и нехорошо… (Проверяет билеты) Вашш… билеты!.. Вашш… билеты!
Контролер: (Прочитав себе несколько подобных нравоучений, обер-кондуктор Подтягин начинает чувствовать непреодолимое стремление к труду. Уже второй час ночи, но, несмотря на это, он будит кондукторов и вместе с ними идет по вагонам контролировать билеты) Вашш… билеты!
Один из пассажиров спит, контролер будит его, нетерпеливо повторяет.
Контролер: Вашш… билеты!
Пожилой пассажир (вздрагивает, открывает глаза и с ужасом): Что? Кто? а?
Пассажирка 1: Вам говорят по-человечески: предъявите билеты! Потрудитесь, пожалуйста!
Пожилой пассажир: Боже мой! Господи, боже мой! Я страдаю ревматизмом… три ночи не спал, нарочно морфию принял, чтоб уснуть, а вы… с билетом! Ведь это безжалостно, бесчеловечно! Если бы вы знали, как трудно мне уснуть, то не стали бы беспокоить меня такой чепухой… Безжалостно, нелепо! И на что вам мой билет понадобился? Глупо даже!
Контролер: (Подтягин думает, обидеться ему или нет, — и решает обидеться) Вы здесь не кричите! Здесь не кабак!
Пожилой пассажир: Да в кабаке люди человечней… Изволь я теперь уснуть во второй раз! И удивительное дело: всю заграницу объездил, и никто у меня там билета не спрашивал, а тут, словно чёрт их под локоть толкает, то и дело, то и дело!..
Контролер: Ну, и поезжайте за границу, ежели вам там нравится!
Пожилой пассажир: Глупо, сударь! Да! Мало того, что морят пассажиров угаром, духотой и сквозняком, так хотят еще, чёрт ее подери, формалистикой добить. Билет ему понадобился! Скажите, какое усердие! Добро бы это для контроля делалось, а то ведь половина поезда без билетов едет!
Контролер: Послушайте, господин! Ежели вы не перестанете кричать и беспокоить публику, то я принужден буду высадить вас на станции и составить акт об этом факте!
Пассажирка 2: Это возмутительно! Пристает к больному человеку! Послушайте, да имейте же сожаление!
Контролер: Да ведь они сами ругаются! Хорошо, я не возьму билета… Как угодно… Только ведь, сами знаете, служба моя этого требует… Ежели б не служба, то, конечно… Можете даже начальника станции спросить… Кого угодно спросите… (Уходит)
Пожилой пассажир: Вот ваш билет!
Контролер: (выходит) Действительно, не нужно было будить больного. Впрочем, я не виноват… Они там думают, что это я с жиру, от нечего делать, а того не знают, что этого служба требует… Ежели они не верят, так я могу к ним начальника станции привести».
Входит начальник станции.
Контролер: Вот этот господин, говорят, что я не имею полного права спрашивать с них билет, и… и обижаются. Прошу вас, господин начальник станции, объяснить им — по службе я требую билет или зря? Господин! (будит пожилого пассажира). Господин! Можете вот начальника станции спросить, ежели мне не верите.
Больной вздрагивает, словно ужаленный, открывает глаза и, сделав плачущее лицо, откидывается на спинку дивана.
Пожилой пассажир: Боже мой! Принял другой порошок и только что задремал, как он опять… опять! Умоляю вас, имейте вы сожаление!
Контролер: Вы можете поговорить вот с господином начальником станции… Имею я полное право билет спрашивать или нет?
Пожилой пассажир: Это невыносимо! Нате вам ваш билет! Нате! Я куплю еще пять билетов, только дайте мне умереть спокойно! Неужели вы сами никогда не были больны? Бесчувственный народ!
Пассажирка 1: Это просто издевательство! Иначе я не могу понять этого приставанья!
Начальник станции: Оставьте…
Подтягин пожимает плечами и медленно уходит за начальником станции.
Контролер: (появляется) Изволь тут угодить! Я для него же позвал начальника станции, чтоб он понимал, успокоился, а он… ругается
Пассажир 3: Послушайте, господин обер-кондуктор! Ваше поведение по отношению к больному пассажиру возмутило всех очевидцев. Я инженер Пузицкий, это вот… господин полковник. Если вы не извинитесь перед пассажиром, то мы подадим жалобу начальнику движения, нашему общему знакомому.
Контролер: Господа, да ведь я… да ведь вы…
Пассажир 3: Объяснений нам не надо. Но предупреждаем, если не извинитесь, то мы берем пассажира под свою защиту.
Контролер: Хорошо, я… я, пожалуй, извинюсь… Извольте… (подходит к пожилому пассажиру и будит его). Господин! Послушайте, господин!
Больной вздрагивает и вскакивает.
Пожилой пассажир: Что?
Контролер: Я тово… как его?.. Вы не обижайтесь…
Пожилой пассажир: Ох… воды…(задыхается больной, хватаясь за сердце). Третий порошок морфия принял, задремал и… опять! Боже, когда же, наконец, кончится эта пытка! Слушайте… Высадите меня на следующей станции… Более терпеть я не в состоянии. Я… я умираю… (Выбегает с криками).
Контролер: (вслед ему) Я тово… Вы извините…
Пассажиры: Это подло, гадко! Убирайтесь вон отсюда! Вы поплатитесь за подобное издевательство! Вон!
Контролер: Ну, публика! Извольте вот ей угодить! Извольте вот служить, трудиться! Поневоле плюнешь на всё… Ничего не делаешь — сердятся, начнешь делать — тоже сердятся…
Инструкция:
1. Соедините детали пазла.
Как определить из какого произведения собранная иллюстрация?
1. Просуммируйте цифры первого горизонтального ряда.
2. Просуммируйте цифры другого горизонтального ряда.
3. Вычтите из суммы первого ряда сумму другого ряда.
4. Полученная цифра является номером страницы той книги, в которой Вы прочитаете название произведения.
Инструкция:
1. Соедините детали пазла.
Как определить из какого произведения собранная иллюстрация?
1. Просуммируйте цифры первого горизонтального ряда.
2. Просуммируйте цифры другого горизонтального ряда.
3. Вычтите из суммы первого ряда сумму другого ряда.
4. Полученная цифра является номером страницы той книги, в которой Вы прочитаете название произведения.
Инструкция:
1. Соедините детали пазла.
Как определить из какого произведения собранная иллюстрация?
1. Просуммируйте цифры первого горизонтального ряда.
2. Просуммируйте цифры другого горизонтального ряда.
3. Вычтите из суммы первого ряда сумму другого ряда.
4. Полученная цифра является номером страницы той книги, в которой Вы прочитаете название произведения.
Инструкция:
1. Соедините детали пазла.
Как определить из какого произведения собранная иллюстрация?
1. Просуммируйте цифры первого горизонтального ряда.
2. Просуммируйте цифры другого горизонтального ряда.
3. Вычтите из суммы первого ряда сумму другого ряда.
4. Полученная цифра является номером страницы той книги, в которой Вы прочитаете название произведения.
Инструкция:
1. Соедините детали пазла.
Как определить из какого произведения собранная иллюстрация?
1. Просуммируйте цифры первого горизонтального ряда.
2. Просуммируйте цифры другого горизонтального ряда.
3. Вычтите из суммы первого ряда сумму другого ряда.
4. Полученная цифра является номером страницы той книги, в которой Вы прочитаете название произведения.
Инструкция:
1. Соедините детали пазла.
Как определить из какого произведения собранная иллюстрация?
1. Просуммируйте цифры первого горизонтального ряда.
2. Просуммируйте цифры другого горизонтального ряда.
3. Вычтите из суммы первого ряда сумму другого ряда.
4. Полученная цифра является номером страницы той книги, в которой Вы прочитаете название произведения.
Инструкция:
1. Соедините детали пазла.
2. Соедините буквы или слоги по горизонтали и получите название произведения, иллюстрацию которого Вы собрали.
Инструкция:
1. Соедините детали пазла.
2. Соедините буквы или слоги по горизонтали и получите название произведения, иллюстрацию которого Вы собрали.