kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиная "Молодёжь:свобода и ответственность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная гостиная в рамках Рождественских чтений посвящена теме:"Молодёжь: свобода и ответственность". Цитаты по теме. Составление синквейнов. Викторина и обзор литературных произведений по данной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "Молодёжь:свобода и ответственность"»

МОЛОДЁЖЬ: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

(Литературная гостиная)


Новикова Ольга Алексеевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СШ №37» города Смоленска.

[email protected]


Как известно, в период с 22 по 25 января 2019 года в Москве пройдут XXVII Международные Рождественские образовательные чтения по теме: «Молодежь: свобода и ответственность». В нашей школе уже прошли мероприятия в рамках данной темы. Основной задачей данной литературной гостиной «Молодёжь: свобода и ответственность» являлось осмысление христианских основ жизни, закрепленных в определенных социальных, культурных и религиозных традициях, передаваемых от поколения к поколению. Предметом размышлений было соотношение человеческой свободы и нравственной ответственности. Ребята рассуждали о свободе и ответственности, о том, может ли существовать человеческая свобода без ответственности нравственной, и несет ли человек нравственную ответственность, не имеющий свободы? Вспомнили литературные произведения, центральной темой которых является свобода и ответственность.

Форма проведения – литературная гостиная.

Участники литературной гостиной – обучающиеся 9 класса. (Все сидят за столами, поставленными по кругу).

Цель: дать старшеклассникам возможность поразмышлять над понятиями «свобода», «выбор» и «ответственность», соотнести эти категории; задуматься о христианских основах жизни.

Ход мероприятия

Учитель. Ребята, вы уже достаточно взрослые, и, я думаю, наша встреча будет полезна для нас. Цель нашей встречи я вижу в том, чтобы пообщаться, порассуждать, призадуматься о том, что волновало и волнует каждого из вас. Накануне я попросила вас найти и записать интересные высказывания известных и малоизвестных людей, мудрые мысли по данной теме, собственные размышления о понятиях «свобода», «ответственность». Вы работали в группах. Итак, мы начинаем литературную гостиную. (Ребята зачитывают).

- Из словаря  В. И. .Даля: Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.  Свобода понятие сравнительное; она может относиться до простора частного, ограниченного, к известному делу относящийся, или к разным степеням этого простора, и, наконец, к полному, необузданному произволу или самовольству. Свобода печати, отсутствие цензуры, но может быть ответ перед судом. Свобода мысли, безответственность за мысли, убеждения свои. Свобода слова, позволенье выражать мысли свои. Свобода крестьян противополагается рабству и крепостному быту.

- Иерей Олег Давыденков: в учебниках догматического богословия среди свойств человеческой души обычно указывается такое свойство, как свобода. Однако свободу нельзя рассматривать как свойство только лишь души. Если, например, разумность — это свойство, которое принадлежит только душе, в душе имеет свое основание, но никак не в теле, то свобода — это нечто такое, что принадлежит не только душе, но человеку как таковому. Это скорее характеристика не души, а личности, состоящей из души и тела. О свободе можно говорить в двух смыслах: с одной стороны, о свободе формальной или психологической, и о свободе нравственной или духовной с другой.

- Из дневников Л. Н. Толстого: Человек, живущий духовным сознанием, не может быть несвободен. Будь правдив, смиренен и добр, и будешь свободен, спокоен и радостен. Свобода в том, что человек может иметь радость сознательного подчинения высшему закону своей жизни.  Увеличение свободы есть просветление сознания.  Свободен только тот человек, который повинуется одному закону Бога: «Познаете истину, и истина освободит вас». Чем ближе человек исполняет закон бога, тем он свободнее. Люди же свободу не могут дать. 

- Патриарх Московский Кирилл: Важнейший вопрос современности – это связь идеи прав и свобод личности с проблемой ее нравственной ответственности. Христианской мысли свойственно связывать идею достоинства личности с вопросом о нравственности, а это неизбежно приводит нас к размышлению о разрушительном действии греха на душу человека. На мой взгляд, внутренняя противоречивость в понимании современным миром идеи прав человека является следствием именно этого обстоятельства.

Учитель: Я вас услышала. Понятно, что вы зачитали те высказывания, которые совпадают с вашим видением. Итак, из вышесказанного следует, что свобода – выбор…. Наша тема требует глубокого и вдумчивого осмысления значений человеческого выбора. Свобода – всеобъемлющее понятие. А что для современного человека значит это понятие? А что можно сопоставить со свободой? (Ответы ребят)

- свобода и традиции в семье;

- свобода без ответственности не бывает;

- свобода и выбор в поступках;

- свобода и познание добра и зла;

- свобод и, как следствие, произвол;

- свобода и зависимость от чего-то;

- свобода и ответственность за себя и близких;

- свобода и жизненные ценности;

- свобода и ответственность за культуру;

- свобода и субкультура в молодежной среде;

- свобода в речи и великий русский язык.

Учитель. А почему же люди хотят быть свободными? (Ответы ребят)

- Обычно свободу ценят потому, что она дает людям возможность делать все, о чём мечтал;

- свобода помогает творить и воплощать в своей жизни вечные ценности, следуя классическим нормам красоты, истины и добра;

- она помогает людям использовать свое творческое начало так, чтобы приносить радость людям - своей семье, друзьям и обществу.

Учитель. Вот поэтому в течение всей истории человечества люди боролись не за абстрактную свободу ради свободы, а за свободу быть собой, быть добрыми и творить добро. Давайте вспомним литературные произведения, в которых звучит тема свободы.

Ответы учеников: А.С. Пушкин «Узник» (фрагмент наизусть), М.Ю. Лермонтов «Парус», «Мцыри» ( монолог Мцыри наизусть). Н. В. Гоголь «Мёртвые души», где ярко выражено сопоставление дороги со свободой: «Эх, тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал?». А.Островский «Гроза». Катерина - натура одухотворенная, мечтательная, попав в атмосферу жестоких законов, неравноправия, больше всего думает о свободе, как о средстве жизни на земле...



Учитель. Спасибо за ответы. Итак, продолжите фразу «Свобода — это…» Приблизительные ответы ребят:

- отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;

- сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;

- способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;

- реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;

- степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;

- наличие прав и их гарантированность;

- один из основополагающих принципов правового государства.

Учитель. Спасибо. А теперь перед вами словосочетания. Выберите и прокомментируйте значение их: «свобода личности», «свобода духа», «политические свободы», «свобода слова», «свободное время» и т.д .(Ребята работают в группах и рассказывают. Делается вывод об увеличении с возрастом не только числа предоставляемых свобод, но и степени их серьезности, глубины, смысла, а соответственно — возрастает личная ответственность за совершаемые поступки).

Вопросы для обсуждения:

  • За что мы ценим свободу?

  • Может ли человек быть абсолютно свободен?

  • В чем проявляется стремление к абсолютной свободе?

  • Что ограничивает это стремление?

Учитель. Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?

(Ребята называют целый список возможностей: богатство, авторитет, знания, власть, творчество, преступления и т.д.. Обсуждение.)

Учитель. В ходе таких рассуждений непременно возникает понятие ответственности. Понимание ответственности как особого социального и морально-правового отношения личности к обществу не может возникнуть в жизни человека спонтанно. Оно формируется в ребенке в процессе воспитания в течение длительного времени — через принятие в свою жизнь тех требований, которые предъявляются к детям со стороны взрослых, сверстников. Самое привычное, повседневное понимание ответственности — это способность отвечать. Вам предлагается небольшая работа в группах. Предложите свои варианты ответов на один из вопросов. (Ребятам достаются вопросы, на обдумывание в группах отводится 2-3 минуты)

«Я ответственен за...» (За что я могу и готов принять на себя ответственность).

«Я ответственен перед...» (Перед кем и перед чем я готов быть ответственен);

«Я не обязан нести ответственность за...» (За какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя);

«Ответственный человек — это...» (Какие качества личности соответствуют такому определению человека).

Учитель. Предложенные варианты напишите на цветных листах, зачитайте и поместите на общую схему. Дискуссия. «Свобода – это…» , «Ответственность –это…» (Ответы ребят)

- Возможность делать все, что я захочу и когда захочу.

- Следовать голосу моей совести и знать, что я прав.

- Стать, кем мечтаю.

- Целый день жить в радость.

- Распоряжаться своим временем самостоятельно.

- Иметь право кричать на кого-либо, когда я зол.

- Иметь возможность извиняться, когда я не прав или нечаянно кого-то обидел.

- Не зависеть от произвола других.

Учитель. Итак, свобода и ответственность всегда рядом.

Что есть свобода? – Счастье, Божий дар, бессмертие.

Она нужна как воздух, доброта,

Как храм, как дружба, Вы поверьте.

Как в мироздании безмерном красота,

Для человека суть свободы в силе.

Добра и зла – таков ее удел.

Свобода – зло, когда она – насилие.

Свобода – доброта, ей гимн поэт пропел.

Таким образом, выстраивается своеобразный «круг ответственности». Ребята, давайте подведём итог, используя полюбившийся приём синквейна (нерифмованные пятистишия по правилам).

Итак, слова «свобода», «выбор», «ответственность» будут являться темами синквейнов. Шесть групп – шесть работ. ( Время для выполнения – 3-4 минуты). Варианты созданных синквейнов зачитываются.

Свобода.

Открытая. Независимая.

Быть. Думать. Делать.

Очень важно в жизни каждого.

Движение.

Ответственность.

Самостоятельная. Ясная.

Решать. Говорить. Давать.

Не свершать зла.

Свобода.

Свобода.

Независимая. Достойная.

Думать. Совершать. Действовать

Свобода — право каждого человека.

Независимость.

Ответственность.

Надежный. Обязательный.

Обещать. Выполнять. Быть готовым.

Всегда отвечать за поступки!

Исполнительность.

Выбор.

Уверенный. Свободный.

Подумать. Решить. Принять.

Выбрать и довести до конца.

Действие.

Выбор.

Свободный. Достойный.

Думать. Искать. Действовать.

Находить правильное решение.

Поиск.







Учитель. Думаю, вы не будете оспаривать факт, что безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям.

Пример. Компания из трех молодых парней 15–17 лет однажды вечером решила развлечься катанием на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали попавшуюся на их пути машину…. Через час друзья уже были в полиции и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит.

Подумайте, почему ребята попали в подобную ситуацию. Обмен мнениями. Составление кластера: желание свободы в поступках – шалость (если обошлось без жертв!) – нарушение чьих-то прав – статья Уголовного кодекса – наказание.

Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

Учитель: Наш разговор я хочу завершить стихотворением Юрия Левитанского

«Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы.

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираем тоже - как умеем.

Ни к кому претензий не имеем.

Каждый выбирает для себя!



Список литературы

  • Журнал «Школьный психолог» № 7 2006г, стр. 10, О. Беляева «Свобода и ответственность».

  • Керимов Д.А. "Свобода и право" - "Философские науки" – 1964г. - №3

  • Философия: Учебник для высших учебных заведений --- Ростов на Дону: "Феникс", 1995 г.

  • Интернет-ресурсы.

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Литературная гостиная "Молодёжь:свобода и ответственность"

Автор: Новикова Ольга Алексеевна

Дата: 11.12.2018

Номер свидетельства: 490227


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства