kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиная. "Авторская песня".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная гостиная    «Авторская песня»  посвящена произведениям бардов.  Данную разработку целесообразно использовать  после изучения творчества  А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора в 11 классе. Разработка расширяет учебную программу по литературе, знания об авторской песне, эпохе, культуре 60-70-80 годов ХХ столетия, способствует развитию творческого потенциала учащихся.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная. "Авторская песня".»

Литературно-музыкальная гостиная.

Внеклассное мероприятие.

«Авторская песня»

Кравченко Елена Юрьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №32, г. Сургут


Пояснительная записка


 

Внеурочные занятия по литературе – это неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы в школе. Она проводится постоянно, организуется для расширения и углубления знаний по предмету, развития творческих способностей учащихся.  

При изучении курса литературы в старших классах возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений, так как подросткам (в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма) кажется «невероятно устаревшим» весь спектр проблем, поставленных этой литературой.

«Литературная гостиная» - хорошо известная форма проведения предметного внеклассного мероприятия. Это гибкая форма работы, предполагающая свободное общение на литературном материале, «живой» диалог. Добавление музыкального материала придаёт современное и живое звучание известной форме.


Основная часть

Характеристика мероприятия

По охвату аудитории: учащиеся 11 классов (возможно привлечение 10-х)

По содержанию: свободная (возможно отступление от сценария).

По форме: диалоговая (преобладает свободное общение участников с включением монологических выступлений учащихся).

Оборудование

Плакаты-постеры Юрия Визбора, Александра Галича, Виктора Цоя, Владимира Высоцкого, Олега Митяева, Игоря Талькова, «Мы родом из СССР».

Экран, проектор. Подготовленные презентации и видеофрагменты.

Катушечный магнитофон, гитара.

Фотографии, газетные статьи, журнальные вырезки.

Сборники стихов Визбора, Галича, ноты песен Талькова.

Этап проведения мероприятия

Отбор, обсуждение и систематизация литературного материала, знакомство с разнообразными источниками.

Осмысление идеи мероприятия.

Выстраивание композиции и подготовка сценария.

Подбор музыкального оформления.

Подбор декораций.

Оформление рекламы (пригласительных билетов, объявлений, афиш).

Момент воспроизведения. Представление подготовленных материалов о бардах, исполнение стихов, песен, романсов, участие в обсуждении.

Этап рефлексии

Проводится обычно после проведения мероприятия для родителей и на классном часе на следующий день или в течение недели после встречи для учащихся в форме анкет с примерными вопросами:

Понравилось ли Вам мероприятие?

Чему научила Литературно-музыкальная гостиная?

О чём Вам не удалось узнать?

О чём или о ком хотелось бы узнать больше?

Что хотелось бы рассказать на следующей встрече? И т.д.

Образовательные цели:

  • овладение умением понимать своеобразие мировоззрения и художественных особенностей творчества поэтов-исполнителей;

  • формирование конкретных и прочных знаний о культуре и эпохе;

  • установление взаимосвязей творчества поэта-исполнителя и эпохи.

Развивающие цели:

  • пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация интереса к поэзии, песне;

  • раскрытие творческих способностей учащихся.

Воспитательные цели:

  • развитие духовного мира старшеклассников;

  • создание условий для формирования мыслящей личности, имеющей интерес к культуре и искусству, способной обогащать себя духовно.


Данную разработку целесообразно использовать после изучения творчества А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора в 11 классе. Рассчитана разработка на учеников 11 классов, их родителей и учащихся 10 класса. Разработка расширяет учебную программу по литературе, знания об авторской песне, эпохе, культуре 60-70-80 годов ХХ столетия, способствует развитию творческого потенциала учащихся.


Сценарий литературно-музыкальной гостиной

«Авторская песня»


Учитель. Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы пришли сюда, чтобы поговорить об авторской песне и о тех людях, которые дарили и продолжают дарить нам свое искусство. Их называют по-разному: авторы-исполнители, поэты-барды, барды. Их творчество тоже не имеет одного названия.

1ученик. Что же такое авторская песня? Часто можно слышать такие

определения, как авторская песня, самодеятельная песня или бардовская песня.

Слайд № 1

2ученик. Ничто так не сближает исполнителя со слушателем, как живая музыка, как задушевная поэзия, звучащая под нехитрые переливы гитары.

Слушаем звучание гитары, воспроизводимое магнитофоном

1ученик. Авторская песня…создают их такие же люди, как мы с вами: чуть-чуть наивные, верящие в добро, ищущие справедливости...

Как просто, черт возьми,
С себя стряхнуть болото,
До солнца долететь
И возродиться вновь.

Немного истории.

1 родитель. Знаете, конце 50–начале 60-х годов прошлого столетия, во времена знаменитой «оттепели», зарождались новые формы общения между соседями и друзьями – то, что, позднее назовут «московской кухней». В московских компаниях сложился даже особый стиль общения. Собирались за столом, пели (обычно под гитару), танцевали – и говорили, говорили. Тогда по Москве ходило множество анекдотов. В каждой компании были свои любимые рассказчики, певец и любимые песни. Это были странные песни: их нельзя было услышать по радио и их не исполняли со сцены, но знали все.

2 родитель.  Это были даже не песни, а пение стихов под гитару. Первые барды не были музыкантами. Более того – лишь единицы могли причислить себя к профессиональным поэтам. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены – представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня. Они пели о жизни, о том, что волновало их сверстников.

Выступление родителей. Рассказ о жизни студентов в СССР.

(на слайдах фотографии из личных архивов: студенческий стройотряд, песни у костра, исполнение любимой студенческой песни)

3 ученик. Определяя сущность авторской песни, основоположник

бардовского движения Булат Шалвович Окуджава говорил, что это – «поэзия под гитару», А Владимир Семёнович Высоцкий - что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку.

4 ученик. Бардовская песня – это искренний разговор по душам со слушателем. Как бы наедине со всеми. Барды 60-х пели о любви и романтике, о дружбе и взаимовыручке, о кострах и походах, о победах и поражениях, о силе и слабости человеческого духа – то есть о жизни во всех её проявлениях

Слайд: Александр Галич.

5 ученик. Среди поэтов-певцов «первого поколения» особое место занимает Александр Аркадьевич Галич. Единственный исполнитель авторской песни, который не поддерживал романтической идеи в своих песнях. Он первым начал критиковать существующий строй, причем он это делал без страха и совершенно откровенно.

Песня Галича «Не бойтесь люди» - демонстрация видеоролика

6 ученик. Первые подобные песни Галича появились в начале 60-х годов. В это же время, власти СССР начинают вести активную борьбу с авторской песней, поэтому Александр Галич вынужден был уехать за границу.


Подготовленные выступления родителей об эпохе, запретах с показом фотографий, рассказом о «потаённой» литературе.

5 ученик. Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме,

называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными.

Песня Галича «Старательский вальсок» - видеоролик. Пение всей аудиторией как караоке.

6 ученик. Среди поющих поэтов сразу появились московские кумиры. Записи их песен расходились быстро благодаря появившимся магнитофонам. Многие из родившихся тогда песен звучат и по сей день. Среди авторов, ставшими известными в те годы, яркими звездами горят имена трех «предтеч»: Булата Шалвовича Окуджавы, Юрия Иосифовича Визбора, Владимира Семеновича Высоцкого.

Слайд: Булат Окуджава.

3 ученик. Такие песни рождаются спонтанно, как желание высказаться, поделиться тем, что наболело. Как поется в одной из песен Булата Окуджавы, «каждый пишет... как он дышит... не стараясь угодить...» Такие песни не пишутся «на потребу», в расчете на сбыт – они рождаются... И в этом смысле «поющаяся поэзия» – искусство глубоко интимное, даже исповедальное. Само собой разумеется, такая песня, адресована далеко не всем и каждому.

Подготовленные выступления: стихи Окуджавы читают учащиеся

Песня «Виноградная косточка»- видеоролик, слова на слайде, общее исполнение

4 ученик. Долгое время авторская песня практически не выходила за пределы породившей ее среды, распространяясь «от компании к компании». Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» – в самодеятельных студенческих «капустниках» на туристических слетах, которые постепенно превратились в подлинные ее фестивали. Власть в то время считала ее безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта. Так оно, по существу, и было.

Слайд: Юрий Визбор.

3 родитель. Барды 60-х пели о любви и романтике, о дружбе и взаимовыручке, о кострах и походах, о победах и поражениях, о силе и слабости человеческого духа – то есть о жизни во всех её проявлениях.

Юрий Визбор с детства мечтал стать летчиком, занимался в аэроклубе. После I курса пединститута впервые попал в горы. Здесь же, в институте, появились и первые песни: о кострах и палатках, о встречах и разлуках, о романтике вольной жизни. Потом армия – 3 года службы в Заполярье, потом – работа журналистом, благодаря которой он побывал везде: в горах и в море, в Азии и на Северном Полюсе.

Песня Визбора «Спокойно, дружище, спокойно…» - видеоролик, кадры

из фильма

4 родитель. Он любил океан, суровую Арктику, неприступные и постоянно манящие горы. С песнями Ю.Визбора вошли в нашу жизнь действительная мужская романтика, понятие о деле, достойном настоящих мужчин. И если кто-то говорил ему, что пора остепениться, спуститься с гор на землю и приучиться к спокойной, размеренной жизни, он не спорил, не доказывал, а просто говорил: «Каждый выбирает по себе…».

Подготовленные выступления родителей. Чтение стихотворений Юрия Визбора и рассказ о том, как стихотворение попало в студенческую среду.

Песня Визбора «Милая моя...» пение караоке, на слайдах слова.

1ученик. Со временем положение авторской песни изменилось. Социальный оптимизм сменился апатией, цинизмом. Свободная по самой своей природе авторская песня тут же стала важной и самой демократичной частью и формой такой культуры. Как известно, «поэт в России — больше, чем поэт». Поэт-певец — тем более. Более того, как раз в эти годы она обрела зрелость и жанровую определенность, поднялась до явления высокой культуры, оставив далеко позади породившую ее доморощенную самодеятельную песню, а голос поэта превратился в голос совести больного общества, который, в конце концов, был услышан всеми.

Слайд: Владимир Высоцкий.

7 ученик. Высоцкий заявил о себе в начале 60-х годов песнями на «блатные темы». Во второй половине 60-х годов Высоцкий расширяет свой поэтический «театр одного актера». Главными его песнями становятся солдат, альпинист, спортсмен, подводник, милиционер, старатель… Поэт признавался, что ему интересны люди, рискующие жизнью, как бы застигнутые в момент решающего жизненного выбора.

Песня «Если друг оказался вдруг…» звучит в исполнении Владимира Семёновича Высоцкого (видеофрагмент)

8 ученик. Высоцкий обладал удивительной способностью: писать о том, чего не пережил, с такой психологической достоверностью, будто с ним это было на самом деле. До сих пор многие уверены в том, что он неоднократно покорял вершины гор, что он спускался в подводной лодке на дно океана, что он воевал.

7 ученик. Манера исполнения Высоцкого была более энергичной и драматизированной. От других бардов его отличал и уникальный голос, позволяющий использовать самые разные речевые маски и интонации. К тому же, Высоцкий был виртуозом стиха, абсолютно чуждого всякой монотонности, свободно заключаемого в рамки самых разных поэтических размеров, его рифмы изысканны и в то же время очень естественны.

Песня «Здесь вам не равнина»

Подготовленные выступления родителей, о том, когда впервые услышали песни В.С.Высоцкого, когда познакомились с творчеством.

8 ученик. Сознавая огромную силу воздействия авторской песни, власти перешли к прямому ее преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций, издательств, радио- и телестудий, их изгоняли из творческих союзов, выталкивали в эмиграцию, всячески поносили в печати. Лишь изредка, «по недосмотру», прорывалась она в отдельные кинофильмы и спектакли, да и то, главным образом, в качестве «фоновой» музыки.

Слайд: Игорь Тальков

7 ученик.  Игорь Тальков – замечательный поэт, певец и композитор долгое время был исполнителем одной песни.

Редкое интервью с Игорем Тальковым- демонстрация видео.

8 ученик. Когда-то его спросили: «Вы себя считаете русским патриотом?» «А что Вы вкладываете в это понятие? Ведь патриотизм приобрел сейчас различные формы», - ответил Тальков.- «Я считаю себя русским патриотом, потому что мне не безразлично, что происходит с Россией. Россия обескровлена, находится в коматозном состоянии. Выход из этого состояния зависит от того, как скоро люди, населяющие ее, прозреют и потянутся к Правде, Свету, Истине, Богу».

Песня «Россия» в исполнении Игоря Талькова

7 ученик. Игорь Тальков любил Россию, он хотел ее возрождения. Он был по-настоящему счастлив, когда получил возможность петь на сцене свои гражданские песни. Люди не уходили с его концертов равнодушными.

Россия – боль моей души.
Социальные песни – крик моей души.
Бой за добро – суть моей жизни.
Победа над злом – цель моей жизни.

Песни гражданского содержания – его метод борьбы с несправедливостью, ложью, злом.

Песня «Господа –демократы»

8 ученик.  Песни – это кратчайший путь к сердцу и уму человека. Поэтам казалось, что они не могли высказаться до конца в своих концертах, поэтому выступления на сцене перерастали порой в митинги. Зрителей, приходивших на эти концерты, удивляло сочетание несочетаемого в их творчестве: мягкие, лирические песни о любви звучали на фоне резких политических, кричащей композицией. В этих песнях поэты пытались донести до ума и сердца слушателя то, о чем болит и кричит душа.

Подготовленные выступления родителей: рассказ о гибели Игоря Талькова.

Песня Игоря Талькова «Памяти Виктора Цоя» в исполнении автора- видеоролик  

Слайд: Виктор Цой

9 ученик. Одним из наиболее ярких выразителей новых поэтических настроений стал Виктор Цой. Несмотря на восточную внешность, Виктор Цой был коренным ленинградцем. Он родился 21 июня 1962 года в городе на Неве. К 21 году Виктор был одним из самых известных ленинградских музыкантов.

Песня Виктора Цоя «Капли крови…»

10 ученик. Герой цоевских песен – неплохой парень, чаще из спецшколы или обычного ПТУ. Нам хорошо знакома его нелегкая жизнь, и мы знаем о нем почти все, вплоть до мелочей. Сумбурность поступков, неуверенность в завтрашнем дне позволяют назвать его романтиком и мечтателем, не очень уверенно чувствующим себя в хаосе городской жизни, потому он, как и положено романтикам, предпочитает тихую ночную пору.

Песня Виктора Цоя «Солнце» в исполнении учащихся

9 ученик Цой говорил: «Я пишу о том, что происходит вокруг меня. Я не думаю, что с помощью материальных благ можно усыпить действительно талантливого человека. Конечно, ему будет труднее понять, неустроенному, того, кто уже достаточное время живет в комфорте. И последний уже вряд ли сможет написать правдиво о проблемах первого».

Песня Цоя «Перемен» - фрагмент концерта

Слайд: Олега Митяев





11 ученик: Авторская песня может быть звонкой, кричащей, а может быть тихой и грустной. Именно такие песни пишет Олег Митяев. В детстве Митяев хотел стать собаководом (кинологом) и приручил всех собак в округе. Игре на гитаре учился во дворе.

Песня Олега Митяева «Давай поговорим», учащиеся исполняют вместе с автором, пение караоке

12 ученик. Концерты Олега Митяева обычно длятся от двух с половиной до трех часов, хотя слово «концерт» в привычном понимании к выступлению Митяева не совсем подходит. Его концерт - чистая импровизация, песни зависят от настроения зала, а шутки и воспоминания - от интонации сказанного кем-то из зрителей слова. Несмотря на то, что песни Митяева зачастую грустные, на сцене Митяев очень веселый.

Ведущий. Олег Митяев приехал из Челябинска и моментально оброс друзьями, среди которых артисты, космонавты, врачи – люди разных народов и разных профессий. К нему тянутся. Рядом с ним тепло и светло. Он выстроил большой дом и поставил на участке большой стол. И все приходят и садятся – тот самый случай, когда «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» В этих Митяевских словах – какая-то магия.

Песня: Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались исполняется всеми участниками Литературно-музыкальной гостиной

Подготовленные выступления - стихи Олега Митяева. Рассказ родителей о продолжении традиции и в городе Сургуте. ООО СургутНефтегаз ежегодно проводит на Каменном мысу слет участников авторской песни.

Исполнение родителями песни Олега Митяева

Учитель. Суть авторской песни вовсе не в «авторском праве» на стихи, мелодию и исполнение, а скорее в праве на утверждение самостоятельной жизненной позиции, авторского мироощущения и в праве самому, без помощников рассказать о том, что «наболело», используя слово, музыкальную интонацию, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест. Каждой такой песней автор как бы говорит: это – я, это – мое, сокровенное, «это – мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью» (Б. Окуджава).

1 ученик. В конце нашей встречи хочется спросить: как вы думаете, есть ли будущее у бардовской песни?

Слайд –опрос и анкета для родителей-рефлексия.

Учитель. Мы рады были видеть вас в нашей литературно-музыкальной гостиной. До новых встреч.

Заключительный слайд, песня.



Список источников 



  1. Абельская Р.Ш. Каждый пишет, как он слышит: Поэтика Булата Окуджавы. Екатеринбург: УГТУ; УПИ, 2008.

  2. Авторская Песня. Антология / сост. Д. А. Сухарев. М.: «Эксмо», 2009.

  3. Антология бардовской песни: 100 бардов, 600 песен / Авт.-сост. Р. Шипов. – Москва: Эксмо, 2009.

  4. Скуднова И.К. Вечер, посвященный авторской песне.   Воспитание школьников №7. М.: Школьная Пресса, 2004.


ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ


http://vmuzike.net/playlist/50323

http://www.youtube.com

http://ru.mityaev.ru

http://yanmayzesl.narod.ru

http://www.kulichki.com Владимир Семёнович Высоцкий

http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=59 Галич

http://vizbor.ru/ Визбор Юрий

https://ru.wikipedia.org/wiki/Цой_Виктор_Робертович

https://ru.wikipedia.org/wiki/Тальков_Игорь_Владимирович


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературная гостиная. "Авторская песня".

Автор: Кравченко Елена Юрьевна

Дата: 10.04.2022

Номер свидетельства: 604518

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Презентация на тему "Авторская песня" "
    ["seo_title"] => string(43) "priezientatsiia-na-tiemu-avtorskaia-piesnia"
    ["file_id"] => string(6) "141695"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418149901"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "классный час "Год культуры - история Кубани в лицах" "
    ["seo_title"] => string(52) "klassnyi-chas-god-kul-tury-istoriia-kubani-v-litsakh"
    ["file_id"] => string(6) "222535"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436432728"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Строки, опалённые войной "
    ["seo_title"] => string(25) "stroki-opalionnyie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "182854"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425627124"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Внеклассное занятие по теме "Гайдару - 110 лет". Презентация. "
    ["seo_title"] => string(66) "vnieklassnoie-zaniatiie-po-tiemie-gaidaru-110-liet-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "107634"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403359206"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства