kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Листая страницы пушкинских творений."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий посвящен творчеству А.С. Пушкина, не только тем произведениям, которые читались ранее детьми, но и тем,которые они прочитали летом и на уроке лит-ры, в основном это прозаические произведения. Сценарий представлен как театральная гостиная, т.к. в неи используются отрывки произведений для инсценировки.

Просмотр содержимого документа
«" Листая страницы пушкинских творений."»

Сценарий литературной композиции « Листая страницы пушкинских творений…» для театральной гостиной.



Разработала для школьного и районного мероприятия « Я Пушкина читаю строки…» учитель русского языка и литературы МБОУ « Мгинская СОШ» Кировского района, Ленинградской области Ряшина Наталия Николаевна



Цели:

Расширить и систематизировать знания учащихся о непростой судьбе и уникальном таланте А.С. Пушкина.

Развивать способности к литературно-театральному творчеству.

Воспитывать интерес к художественному слову.


Музыкальное оформление :

Народные «Субботея», «Вышла Дуня..»

Г.Свиридов “Метель” - “Вальс”

Ведущие открывают театральную гостиную.




В слове «Пушкин» - все вместе: имя 
И фамилия - все в одном. 
Сплошь нетленными, 
Золотыми 
Все шесть букв его стали в нем.

Шестибуквие,

Шестизвучие...

А над ним-

Где-то там, над ним-

Светит имя его певучее.

О, как мы этот свет храним!( Н.Браун)



Светлый гений Александра Сергеевича сопровождает каждого из нас всю жизнь - от первого до последнего дня Он необходим нам в любую минуту, при любом случае- как доверительный советчик, как учитель и утешитель, как пример верности и мужества

Пушкин - это лучшее, что есть в каждом из нас. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви.

Пушкин однажды заметил, что произведения истинных поэтов « вечно юны»… Вечно юны для нас и пушкинские творения. Поэт учит нас Верности и Благородству, Нежности и Любви.

Он самым первым приходит в наше детство и уносит нас по морям и волнам, мимо острова Буяна, в царство славного Салтана.

Мой Пушкин! Ты мне дорог с малых лет,

Твои стихи я слышу с колыбели,

Я сказками волшебными согрет,

Что музыкой в душе моей звенели…



 Сказка о попе и работнике его Балде. (Инсценировка по одноименной сказке А. С.Пушкина)

Действующие лица:

Поп

Попадья

Поповна

Балда

Скоморохи 2

Торгаши 4


На сцене появляются 2 скомороха.


Занавес открывается. Звучит мелодия

Скоморох1 Подходи, честной народ,

Базар, ярмарка идёт.

Здесь найдёте, что хотите,

Не стесняйтесь, подходите!


Скоморох2 А вот палатный ряд,

Ему каждый рад!


Торговец1 Лапоточки покупайте,

Сына, дочку одевайте!


Торговец2 Кому кафтаны, кому сарафаны,

Кому платки, кому портки!


Торговец4 Посмотрите, тут у нас

Продаётся хлебный квас!

Вкусный, ядрёный,

На меду варёный


Скоморох1 Ой, дайте кваску,

Заглушить тоску,

Тоску по колбаске,

Не ел с самой пасхи!


Скоморох2 Эх, веселись, народ,

Базар, ярмарка идёт!

Звучит музыка «Субботея». Выходит поп.

Скоморох1 Ой, кого мы видим!

Проходи, батюшка, не обидим!

Узнаём, ты – поп, толоконный лоб.

Видать, пошёл по базару

Посмотреть кой какого товару.


Поп Ну да…

Скоморох2 Ну да! Ой, а это кто? Неужто Балда?


Все вместе: Балда!

Скоморх2 Идёт, сам не зная куда!


Музыка «Вдоль по улице в конец шёл удалый молодец». Занавес закрывается. Перед занавесом выходят Балда и поп.

Балда Чего, батюшка, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?


Поп Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?


Балда Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год по три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай варёную полбу.


Скоморох1 Призадумался поп,

Стал себе почёсывать лоб,

Щёлк щелку ведь рознь,

Да понадеялся он на русский авось.


Поп Ладно, не будет нам обоим накладно,

Поживи-ка на моём подворье,

Покажи своё усердье и проворье.


Музыка «Субботея»..

Скоморох1 Живёт Балда в поповом доме

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.


Скоморох2 Попадья Балдой не нахвалится,

Поповна о Балде лишь печалится.

Лишь один поп его не любит,

Никогда его не приголубит.

О расплате думает частенько,

Время идёт, а срок уж близёхонько.


Балда сладко зевает и крепко засыпает.

Скоморох1 Поп не ест, ни пьёт, ночи не спит,

Лоб у попа заранее трещит.

Вот поп попадье признаётся


Поп (шёпотом). Балда храпит.

Ну скажи, что делать остаётся,

Ум у тебя, у бабы, догадлив,

На всякие хитрости повадлив.


Попадья Знаю средство,

Как удалить от нас такое бедство.

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,

А требуй, чтоб он её исполнил точь - в-точь.

Тем ты и лоб без расправы,

И Балду без расплаты оставишь.


Танец попа и попадьи.

Поп А ну-ка, поди-ка сюда,

Верный мой работник Балда. (Балда выходит из-за занавеса)

Слушай: платить обязались черти

Мне оброк до самой моей смерти.

Попадья Лучшего б не надобно дохода.

Поп Да есть недоимки за три года.

Как наешься ты своей полбы,

Собери-ка с чертей мне оброк полный!

Балда уходит за верёвкой., почёсывая затылок. Звучит «Субботея». Поп с попадьёй довольные, танцуя, уходят.

Скоморох1 Балда с попом понапрасну не споря,

Пошёл прямо к синему морю.

Сказка о попе и о работнике его Балде»-прекрасная сказка, высмеивающая скупость и погоню за дешевизною. Поп дал невыполнимое задание своему работнику Балде, чтобы избавиться от него, но Балда оказался хитер настолько, что даже черти его испугались.

Пушкин и басня немного неожиданное для нас сочетание. Но все же Пушкин обращался и к этому жанру.

В 1829 году Пушкин написал басню «Сапожник». Она о том, что не следует критиковать то, в чем не разбираешься, и не являешься специалистом.

Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво…
А эта грудь не слишком ли нага?..»

Тут Апелесс прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»

Есть у меня приятель на примете!
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах;
Но чёрт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!


Но вот дети вырастают, и на их книжных полках появляются такие произведения, как «Повести Белкина». Вам, конечно, известно, что под фамилией Белкин скрывался сам А.С.Пушкин. По мнению многих читателей, самая веселая повесть - «Барышня-крестьянка». Итак, слушайте и смотрите..


. 1-й ведущий:Это повесть о двух любящих сердцах, которые встретились по счастливой случайности и сразу полюбили друг друга.

Недалеко друг от друга жили два семейства — Муромских и Берестовых. В семье Муромских росла и расцветала дочь Лиза. В семье Берестовых — сын Алексей, который недавно вернулся с военной службы. Алексей и Лиза раньше никогда не виделись.

 

На сцене появляется Настя, наперсница Лизы.

Настя: А я Настя - наперсница Лизы и хранительница всех ее тайн.

 

Ведущий: И вот однажды Настю пригласили в гости к Берестовым.

 

Настя: Барышня, позвольте мне пойти в гости.

Лиза: Пойти в гости? Изволь, а куда?

Настя: В Тугилово, к Берестовым. Поварова жена у них именинница.

Лиза: Хорошо, иди.

 

1-й ведущий: Придя с праздника, Настя обо всем рассказала Лизе.

Настя: Ну, Лизавета Григорьевна, видела я молодого Берестова.

Лиза: Ах, как бы мне хотелось его увидеть!

Настя: Да что же тут мудреного? Тугилово от нас недалеко. Пойдите гулять в ту сторону; он же всякий раз рано поутру ходит с ружьем на охоту.

ЛизаДа нет, нехорошо, он может подумать, что я за ним гоняюсь. Лучше я наряжусь крестьянкой.

Настя: Хорошо. Наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте в Тугилово.

 

Ведущий: И вот ранним утром Лиза, переодетая крестьянкой и напутствуемая словами Насти: «Идите, Лизавета Григорьевна, и ничего не бойтесь», отправилась в деревню Берестовых. Она вышла на заднее крыльцо, перебралась через огород в поле. Так она шла, задумавшись, по пыльной дороге до тех пор, пока легавая собака не залаяла на нее.

 

Раздается собачий лай; Лиза вздрагивает; на сцене появляется Алексей.

Алексей: Не бойся, милая, собака моя не кусается.

Лиза: Да нет, барин, боюсь, видишь, какая она злая.

Алексей: Я провожу тебя, если ты боишься. Ты позволишь идти подле себя?

Лиза: А кто те мешает?

Алексей: Откуда ты, красавица?

Лиза: Из Прилучина. Я дочь Василия-кузнеца, иду в лес по грибы. А ты тугиловский, што ли?

Алексей: Так точно, я камердинер молодого барина.

Лиза: А лжешь, не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин.

Алексей: Почему же ты так думаешь?

Лиза: Да по всему

Алексей: А как тебя зовут, душа моя?

Лиза: Акулиною!

Алексей: Ну, мой друг, Акулина, непременно буду в гости в  твоему батюшке Василию-кузнецу.

Лиза: Что ты! Что ты! Не приходи! Коли дома узнают, что я с барином болтала, беда будет.

Алексей: Но я непременно хочу тебя снова видеть!

Лиза: Ну, я когда-нибудь опять сюда приду.

Алексей: Когда же?!

Лиза: Да хоть завтра!

Алексей: Милая Акулина, расцеловал бы тебя, да не смею. Так завтра, в это время, не правда ли?!

Лиза: Да, да...

 

Ведущий: Молодые люди расстались. Лиза вышла из леса, перебралась через поле к месту, где Настя ожидала ее. Там она переоделась, делясь своими впечатлениями.

Настя: Ну что, Лизавета Григорьевна, видели ли вы барина?

Лиза: Видела я Алексея.

Настя: Ну и как он вам?

Лиза: Красивый барин, но уж больно самовлюбленный.

 

Настя: Но молодые люди подружились, и между ними завязалась переписка. Я относила записки барышни в дупло старого дуба до тех пор, пока враждовавшие долгое время отцы влюбленных не помирились.

 

2-й ведущий: И тогда отец Алексея предложил ему жениться на Лизе. Но он отказался, ведь его сердце принадлежало Акулине. И вот однажды утром Алексей решил съездить в Прилучино и объясниться с Лизаветой Григорьевной.

 

На сцене Лиза (Акулина)читает письмо Алексея. Он стремительно входит.

Алексей (видит читающую Лизу): Лизавета Григорьевна...Акулина!!!

Лиза: Ах!

1-й ведущий: Я не буду вдаваться в подробности, а скажу лишь одно: у этой истории счастливый финал.


Звучит вальс Г. Свиридова к кинофильму «Метель», исполняемый Машей, героиней одноименной повести. На сцене рояль, на нем зажженные свечи в подсвечниках.

2-й ведущий: Узнаете эту прелестную музыку? Это вальс к повести Пушкина «Метель». В ней рассказывается о двух молодых людях — Маше и Владимире, полюбивших друг друга и решивших соединить свои судьбы, но на их пути встали родители Маши. Влюбленные же решили тайно обвенчаться.

На сцену выходит Марья Гавриловна, горничная несет за ней шаль и подает ей стул. Марья Гавриловна садится, горничная на­кидывает на нее шаль.

Марья Гавриловна (раскрывает книгу): Ах, эти французские романы! Какая любовь! Какие чувства!

Горничная: Вам письмо.

Марья Гавриловна: Ах, это Владимир пишет (читает): «Если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?

Умоляю венчаться тайно, скрываться несколько времени, а потом броситься к ногам родителей».

Горничная: Марья Гавриловна тайно обвенчалась, но не с Владимиром. Он вскоре уехал на войну с Наполеоном и погиб.

Марья Гавриловна: Прошел год. Никто не узнал о моей тайне. Я богатая невеста. Но никому не подаю и малейшей надежды.

Горничная: В соседнюю деревню приехал в отпуск раненый гусарский полковник.

Марья Гавриловна: Это Бурмин; он очень милый молодой человек. И кажется, нрава тихого и скромного. Влюблен ли он? Это загадка для меня. Я знаю, что ему нравлюсь, и я его отмечаю ото всех. Что же удерживает его от признания?

Тихо звучит «Романс» Г. Свиридова из «Метели». Горничная уходит. Марья Гавриловна одна слушает музыку.

Бурмин: Я давно ищу случая открыть свое сердце. Выслушайте меня и простите. Я вас люблю, я вас люблю страстно.

(Марья Гавриловна низко наклонила голову.)

Я хочу открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду.

Марья Гавриловна: Она всегда существовала, я никогда не могла быть вашей женою.

Бурмин: Я несчастное создание... я женат! И я не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!

Марья Гавриловна: Что вы говорите? Как это странно! Про­должайте, я расскажу после... но продолжайте, сделайте милость.

Бурмин: В начале 1812 г. я спешил в полк, попал в ужасную метель и заблудился. Я увидел вдали огонек - это была церковь. Двери были не заперты - я вошел. В церкви на лавочке сидела де­вушка в полуобморочном состоянии, а другая терла ей виски. Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» «Начинайте, начинайте, батюшка», - ответил я рассеянно.

Девушку подняли. Непонятная, непростительная ветреность... я стал подле нее перед аналоем: священник торопился.

Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», - сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. «Ай, это не он, не он», - вскрикнул» она и упала без памяти.

Я вышел из церкви, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!»

Марья Гавриловна: Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою?

Бурмин: Не знаю. В то время я так мало полагал важности в моей проказе.

Марья Гавриловна: Боже мой! Так это были вы! И вы не уз­наете меня?

(Бурмин бросается к ее ногам.)

Гаснет сеет. Звучит «Тройка» Г. Свиридова из «Метели».

Уходили одни поколения, приходили другие, а Пушкин всегда оставался живым, необходимым народу, к его поэзии обращались в дни торжеств и в дни тяжких испытаний. Его имя стало символом борьбы и надежд, светочем на самых трудных поворотах. Его стихи облагораживают нашу душу, помогают находить ответы на трудные вопросы бытия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
" Листая страницы пушкинских творений."

Автор: Ряшина Наталия Николаевна

Дата: 15.10.2019

Номер свидетельства: 522760

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства