kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Концерт, посвященный творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слова, прозвучавшие сейчас, являются своеобразным эпиграфом нашего необыкновенного урока – урока – концерта. Мы осмелились прикоснуться к двум судьбам, действительно неповторимым – творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой. Лишь прикоснуться, мы не оговорились, потому что в творчество каждой из них – это целый мир, свой, особенный, непредсказуемый и непохожий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Концерт, посвященный творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой»


ПЛАН

УРОКА – КОНЦЕРТА

«Две женщины, два лика, две судьбы»

(о творчестве А. Ахматовой и М. Цветаевой)

Оформление: Выставка книг с произведениями А. Ахматовой и М. Цветаевой

На доске эпиграф:

«Две женщины, два лика, две судьбы…

Анна Ахматова – Марина Цветаева.

Они различны и неповторимы.

Но зрелость, мудрость их и музы сила

Переплелись с твоей судьбой, Россия!»

Ведущий (сначала читает эпиграф, на доске).

- Слова, прозвучавшие сейчас, являются своеобразным эпиграфом нашего необыкновенного урока – урока – концерта. Мы осмелились прикоснуться к двум судьбам, действительно неповторимым – творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой. Лишь прикоснуться, мы не оговорились, потому что в творчество каждой из них – это целый мир, свой, особенный, непредсказуемый и непохожий.

Однажды Лев Озеров, написавший очерк о жизни и творчестве А. Ахматовой, попросил ее посмотреть его, чтобы выверить некоторые биографические данные. Неожиданно он услышал: «Могу ли я прервать чтение? Случилось как раз то, чего я так опасалась. Вы даете параллельную характеристику Цветаевой и Ахматовой, по существу, сравниваете нас. Этого делать не следует. Ведь мы такие разные…»

К этому нельзя не прислушаться. Разные! Это правда. Но, столь разные, они представляют одну и ту же эпоху – каждая по – своему - эпоху начала 20 века, эпоху бурь и социальных потрясений. Мы познакомились с их интересной и очень непростой судьбой, судьбой поистине драматической. Одно это их уже объединяет.

Анна Ахматова . (Выходит ученица в темном платье, на плечах светлая шаль)

- Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой в семье отставного инженера. Годовалым ребенком я была перевезена на север в Царское Село. Там и прожила до 16 лет…(Спускается и садится немного поодаль от ведущих).

Звучит музыка С. Рахманинова «Прелюдия ре мажор № 4.

Ученик: Анна Андреевна Горенко (Ахматова – псевдоним по фамилии прабабушки – татарки княжны). Какая она была? Высокая, стройная, с гордой статью и царственной посадкой головы, негромким глуховатым голосом и взором, обращенным в саму себя. Образ Ахматовой возникает и во многих стихотворениях Гумилева, ее мужа.

Я знаю женщину: молчание,

Усталость горькая от слов

Живет в таинственном мерцанье

Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно.

Лишь медной музыка стиха,

Пред жизнью дальней и отрадной

Высокомерна и глуха.

Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке.

Второй ученик:

С именем Ахматовой вошла в русскую литературу «женская поэзия». «Царскосельская муза», «Сафо XX века», Ахматова, по пророческим словам И. Мандельштама, стала « одним из символов величия России». Плоть от плоти своего народа, она разделила с ним все тяготы и невзгоды.

А. Ахматова (ученица): «Я счастлива, что жила в эти годы…, жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны…»

«Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был..»

Третий ученик. Да, Ахматова имела полное право так написать о себе:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утолить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто – красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Ведущий:

Две женщины, два лика, две судьбы…

Анна Ахматова - Цветаева Марина.

Они различны и неповторимы…

Марина Ивановна Цветаева!

(Звучит музыка С. Рахманинова «Прелюдия Соль мажор № 5).

М. И. Цветаева (Под музыку выходит ученица в светлом платье с шалью на плечах, в руках держит ветку рябины):

Красною кистью рябина зажглась.

Падали листья. Я родилась.

Спорили сотни колоколов.

День был субботний: Иоанн Богослов.

Мне и доныне хочется грызть

Жаркой рябины горькую кисть.

26 сентября 1882 года вместо желанного, предрешенного, почти предсказанного сына Александра родилась всего только я.

Кто создан из камня, кто создан из глины,

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская…

(Садится возле журнального столика).

Ученик: Светловолосая, с детской челкой и с завитками на висках, невысокая и очень тоненькая, часто смеющаяся, бесконечно умная, добрая и щедрая по отношению к другим и бесконечно требовательная к себе. Такой запомнили Марину ее друзья, сестра Анастасия. Вся она порыв, смятение, страсть, непредсказуемость. И стихи ее то нежные, наполненные волшебной музыкой в юности, то пульсирующие, "рвущиеся" в зрелом возрасте. Но о чем бы Цветаева ни писала, ее стихам свойственна необыкновенная душевная широта, стремительность, духовность, необыкновенное очарование. Наверное, они потому и столь притягательны для многих композиторов.

(Исполняется песня на слова Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»)

Ученик. Тематический мир поэтессы необозрим. История и современность, быт и героика, любовь и творчество. Она обращалась к людям, потому что твердо знала, что труд поэта не может быть напрасным:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

И в этой уверенности не было бравады. Рано или поздно подлинная поэзия найдет своего читателя, а поэзия, обращенная к людям, наполненная правдой чувств, всегда подлинная.

(Звучит музыка Ф. Шопена «Ноктюрн № 1 си бемоль минор»).

Марина Цветаева:

Заповедей не блюла, не ходила к причастью.

Видно, пока надо мной не пропоют литию,

Буду грешить – как грешу – как грешила: со страстью!

Господом данными мне чувствами – всеми пятью!

Други! Сообщники! Вы, чьи наущенья – жгучи!

Вы, сопреступники! Вы, нежные учителя!

Юноши, девы, деревья, созвездия, тучи, -

Богу на Страшном суде вместе ответим, Земля!

Ведущий. Какая удивительная сопричастность ко всему на свете. Удивительно точно сказала об этом сама поэтесса: «Я буду жить в жизни других».

Благословляю ежедневный труд,

Благословляю еженощный сон.

Господню милость – и господен суд,

Благой закон – и каменный закон.

И пыльный пурпур свой, где столько дыр…

И пыльный посох свой, где все лучи!

Еще, господь, благословляю мир

В чужом дому – и хлеб в чужой печи.

(Звучит музыка Ф. Шопена «Ноктюрн № 1 си бемоль минор»)

Ведущий: Разные судьбы, разные направления, но…женщина всегда остается женщиной. А это значит, что звучит в них голос любви, голос сердца.

Любовь и поэзия. Старая, традиционная тема. Казалось бы, что нового здесь можно сказать? Но они говорят, открывают ее каждая по – своему – и Ахматова, и Цветаева. Роднит их любовную поэзию, пожалуй, только одно: нет в их стихах любви только безоблачной, счастливой, любовь в их поэзии – это борьба, преодоление, страдание и самоотречение – все, как в жизни.

А. Ахматова

Сжала руки под темной вуалью…

- Отчего ты сегодня бледна?

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула : «Шутка,

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

(Звучит музыка «Ноктюрн № 1 си бемоль»)

Марина Цветаева.

Вчера я еще в глаза глядел,

А нынче – все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей – вода, и кровь – вода, -

В крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

(Звучит песня «У зеркала». Исполняют под гитару девушки).

Ведущий. Тревоги любви были не самой большой болью в жизни Ахматовой и Цветаевой. Пройдет время, и в их стихах зазвучит иная боль, «поважнее дела страстных бурь и подвигов любовных». И вот здесь их пути разойдутся.

1917 год. А. Ахматова сделает твердый выбор: не поддастся волне эмиграции из России, а заявит во весь голос:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь Россию навсегда».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речи недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Ведущий. Не с теми, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Мужественно и твердо прозвучали эти слова несколько позже, в 1922 году. И это несмотря на то, что собственная судьба была к поэтессе крайне неблагосклонна (незаконный арест Гумилева, ее мужа, а затем его расстрел; запрет печатать его стихи , а в годы жестокого беззакония - в 30-е годы – арест ее сына и долгие месяцы в тюремных очередях).

Ведущий. М. Цветаева не приняла революцию, ее жестокости, кровопролития. И хотя в ее стихах этого периода такая же боль за судьбу России, за свою, она не выдерживает испытания, уезжает за границу: сначала в Чехию, затем в Париж.

Пригвождена к позорному столбу.

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что невинна.

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем,

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою – за счастьем….

Ведущий. Нет, Цветаева не изменила ни себе, ни России. Там, в эмиграции, одинокая и отверженная, она остается верной своей Родине, такой далекой и непонятной, чей зов слышит постоянно. Эта память не дала ей погибнуть на чужбине в голоде и нищете.

Тоска по родине!

Давно разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно,

Где совершенно одинокой быть..

…Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все равно, и все – едино.

Но если по дороге – куст встает,

Особенно – рябина….

Ведущий. В начале 30-х годов М. Цветаевой предстояло решить вопрос: оставаться или ехать в СССР, куда уже вернулись ее муж и старшая дочь.

М. Цветаева: «Я бесконечно остыла сердцем.. Мне вообще хотелось бы не быть…стихов нигде не берут, ни строчки… Все свелось к одному: ехать или не ехать…все вокруг меня выталкивает в Россию… в которую ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна».

Ведущий: Тяжелым было возвращение на Родину, с которой разделяют долгие 17 лет, но оно все же состоялось в 1939 году.

Нас родина не позовет!

Езжай, мой сын, домой – вперед-

В свой край, в свой век, в свой час,-

От нас -

В Россию – вас, в Россию – масс

В наш – час – страну! В сей – час- страну!

(Звучит тревожная музыка Бетховена).

Ведущий : 1939 год принес миру начало Второй мировой войны, принес гибель, страдания, слезы. Эти события потрясают и М. Цветаеву, и А. Ахматову. Они не смогли замкнуться в собственном горе. Лирика этой поры – это боль , это гнев, мужество, постоянная готовность разделить с народом его горе. Трагедийное начало просто врывается в поэзию Цветаевой:

О, дева всех румянее среди зеленых гор

Германия! Германия! Германия!

Позор!

Полкарты прикарманила,

Астральная душа!

Встарь – сказками туманила,

Днесь – танками пошла…

О, мания! О мумия

Величия! Сгоришь,

Германия!

Безумие, безумие творишь!

Ведущий: А. Ахматова в самое мрачное для страны время обращается к народу с вдохновляющими строками в стихотворении «Мужество»:

Мы не знаем, что ныне лежит на весях

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова.

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым его пронесем

И внукам дадим и от тлена спасем

Навеки!

Ведущий: Война безжалостна перечеркивала планы и жизни людей. В мучительную минуту одиночества М. Цветаева не выдерживает и добровольно уходит из жизни. Болезненные разочарования, личные утраты сломили душу и сердце поэтессы. Она не видела выхода. «Мне совестно, что я жива…» «Я уже целый год примеряю смерть…» Вот такой была М. Цветаева. Ничего не делавшая на половину:

«Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи те самые серебряные сердечные дребезги», - очень точно сказала она о себе.

(Звучит песня на стихи Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну»).

Ведущий: Две женщины, два лика, две судьбы…

Марины Цветаевой уже нет в живых. Ушла из жизни прекрасная женщина, прекрасный человек, прекрасная поэтесса.

Анне Ахматовой судьба готовила новые тяжкие испытания. 1946 год – обвинение Жданова, обвинение в безыдейности творчества, в оторванности от народа, от вопросов общественной жизни, обвинение в пессимизме, в уходе в узенький мир личных переживаний. И это против Ахматовой, которая говорила:

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья,-

Ведь все равно я с вами до конца.

Ахматова была отлучена от своего читателя на долгие годы. Но любовь читателей к ее творчеству не исчезла никогда. Сегодня мы имеем возможность познакомиться со многими ее произведениями. Нашел своего читателя и «Реквием», созданный еще в 35-40-е годы поэтический памятник всем, стоявшим с ней в тюремных очередях, всем обездоленным и замученным.

(Звучит музыка «АВЕ Мария»)

Ученик :Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой,

Сказала: «Сюда прихожу, как домой».

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Страстное и трагическое слово Ахматовой было обращено к потомкам, и мы его услышали.

Ведущий: Две женщины. Два лика. Две судьбы… Что же все-таки притягивает нас к их творчеству? В чем их «загадка»? Наверное, она в пленительном сочетании женственности, хрупкости с твердостью, решимостью, в их верности поэтическому слову.

(Звучит стихотворение Ахматовой «Забудут? – вот чем удивили!» Читает ученица)

А Муза и глохла, и слепла,

В земле истлевала зерном,

Чтоб после, как Феникс из пепла,

В эфире восстать голубом.

(Звучат стихи Цветаевой и Ахматовой в исполнении учеников).





















































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Концерт, посвященный творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой

Автор: Хомич Алла Леонидовна

Дата: 06.03.2018

Номер свидетельства: 460904


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства