Концерт, посвященный творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой
Концерт, посвященный творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой
Слова, прозвучавшие сейчас, являются своеобразным эпиграфом нашего необыкновенного урока – урока – концерта. Мы осмелились прикоснуться к двум судьбам, действительно неповторимым – творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой. Лишь прикоснуться, мы не оговорились, потому что в творчество каждой из них – это целый мир, свой, особенный, непредсказуемый и непохожий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Концерт, посвященный творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой»
ПЛАН
УРОКА – КОНЦЕРТА
«Две женщины, два лика, две судьбы»
(о творчестве А. Ахматовой и М. Цветаевой)
Оформление: Выставка книг с произведениями А. Ахматовой и М. Цветаевой
На доске эпиграф:
«Две женщины, два лика, две судьбы…
Анна Ахматова – Марина Цветаева.
Они различны и неповторимы.
Но зрелость, мудрость их и музы сила
Переплелись с твоей судьбой, Россия!»
Ведущий (сначала читает эпиграф, на доске).
- Слова, прозвучавшие сейчас, являются своеобразным эпиграфом нашего необыкновенного урока – урока – концерта. Мы осмелились прикоснуться к двум судьбам, действительно неповторимым – творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой. Лишь прикоснуться, мы не оговорились, потому что в творчество каждой из них – это целый мир, свой, особенный, непредсказуемый и непохожий.
Однажды Лев Озеров, написавший очерк о жизни и творчестве А. Ахматовой, попросил ее посмотреть его, чтобы выверить некоторые биографические данные. Неожиданно он услышал: «Могу ли я прервать чтение? Случилось как раз то, чего я так опасалась. Вы даете параллельную характеристику Цветаевой и Ахматовой, по существу, сравниваете нас. Этого делать не следует. Ведь мы такие разные…»
К этому нельзя не прислушаться. Разные! Это правда. Но, столь разные, они представляют одну и ту же эпоху – каждая по – своему - эпоху начала 20 века, эпоху бурь и социальных потрясений. Мы познакомились с их интересной и очень непростой судьбой, судьбой поистине драматической. Одно это их уже объединяет.
Анна Ахматова . (Выходит ученица в темном платье, на плечах светлая шаль)
- Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой в семье отставного инженера. Годовалым ребенком я была перевезена на север в Царское Село. Там и прожила до 16 лет…(Спускается и садится немного поодаль от ведущих).
Звучит музыка С. Рахманинова «Прелюдия ре мажор № 4.
Ученик: Анна Андреевна Горенко (Ахматова – псевдоним по фамилии прабабушки – татарки княжны). Какая она была? Высокая, стройная, с гордой статью и царственной посадкой головы, негромким глуховатым голосом и взором, обращенным в саму себя. Образ Ахматовой возникает и во многих стихотворениях Гумилева, ее мужа.
Я знаю женщину: молчание,
Усталость горькая от слов
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно.
Лишь медной музыка стиха,
Пред жизнью дальней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
Второй ученик:
С именем Ахматовой вошла в русскую литературу «женская поэзия». «Царскосельская муза», «Сафо XX века», Ахматова, по пророческим словам И. Мандельштама, стала « одним из символов величия России». Плоть от плоти своего народа, она разделила с ним все тяготы и невзгоды.
А. Ахматова (ученица): «Я счастлива, что жила в эти годы…, жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны…»
«Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был..»
Третий ученик. Да, Ахматова имела полное право так написать о себе:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утолить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто – красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Ведущий:
Две женщины, два лика, две судьбы…
Анна Ахматова - Цветаева Марина.
Они различны и неповторимы…
Марина Ивановна Цветаева!
(Звучит музыка С. Рахманинова «Прелюдия Соль мажор № 5).
М. И. Цветаева (Под музыку выходит ученица в светлом платье с шалью на плечах, в руках держит ветку рябины):
Красною кистью рябина зажглась.
Падали листья. Я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний: Иоанн Богослов.
Мне и доныне хочется грызть
Жаркой рябины горькую кисть.
26 сентября 1882 года вместо желанного, предрешенного, почти предсказанного сына Александра родилась всего только я.
Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская…
(Садится возле журнального столика).
Ученик: Светловолосая, с детской челкой и с завитками на висках, невысокая и очень тоненькая, часто смеющаяся, бесконечно умная, добрая и щедрая по отношению к другим и бесконечно требовательная к себе. Такой запомнили Марину ее друзья, сестра Анастасия. Вся она порыв, смятение, страсть, непредсказуемость. И стихи ее то нежные, наполненные волшебной музыкой в юности, то пульсирующие, "рвущиеся" в зрелом возрасте. Но о чем бы Цветаева ни писала, ее стихам свойственна необыкновенная душевная широта, стремительность, духовность, необыкновенное очарование. Наверное, они потому и столь притягательны для многих композиторов.
(Исполняется песня на слова Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»)
Ученик. Тематический мир поэтессы необозрим. История и современность, быт и героика, любовь и творчество. Она обращалась к людям, потому что твердо знала, что труд поэта не может быть напрасным:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
И в этой уверенности не было бравады. Рано или поздно подлинная поэзия найдет своего читателя, а поэзия, обращенная к людям, наполненная правдой чувств, всегда подлинная.
(Звучит музыка Ф. Шопена «Ноктюрн № 1 си бемоль минор»).
Марина Цветаева:
Заповедей не блюла, не ходила к причастью.
Видно, пока надо мной не пропоют литию,
Буду грешить – как грешу – как грешила: со страстью!
Господом данными мне чувствами – всеми пятью!
Други! Сообщники! Вы, чьи наущенья – жгучи!
Вы, сопреступники! Вы, нежные учителя!
Юноши, девы, деревья, созвездия, тучи, -
Богу на Страшном суде вместе ответим, Земля!
Ведущий. Какая удивительная сопричастность ко всему на свете. Удивительно точно сказала об этом сама поэтесса: «Я буду жить в жизни других».
Благословляю ежедневный труд,
Благословляю еженощный сон.
Господню милость – и господен суд,
Благой закон – и каменный закон.
И пыльный пурпур свой, где столько дыр…
И пыльный посох свой, где все лучи!
Еще, господь, благословляю мир
В чужом дому – и хлеб в чужой печи.
(Звучит музыка Ф. Шопена «Ноктюрн № 1 си бемоль минор»)
Ведущий: Разные судьбы, разные направления, но…женщина всегда остается женщиной. А это значит, что звучит в них голос любви, голос сердца.
Любовь и поэзия. Старая, традиционная тема. Казалось бы, что нового здесь можно сказать? Но они говорят, открывают ее каждая по – своему – и Ахматова, и Цветаева. Роднит их любовную поэзию, пожалуй, только одно: нет в их стихах любви только безоблачной, счастливой, любовь в их поэзии – это борьба, преодоление, страдание и самоотречение – все, как в жизни.
А. Ахматова
Сжала руки под темной вуалью…
- Отчего ты сегодня бледна?
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула : «Шутка,
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
(Звучит музыка «Ноктюрн № 1 си бемоль»)
Марина Цветаева.
Вчера я еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Все жаворонки нынче – вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей – вода, и кровь – вода, -
В крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
(Звучит песня «У зеркала». Исполняют под гитару девушки).
Ведущий. Тревоги любви были не самой большой болью в жизни Ахматовой и Цветаевой. Пройдет время, и в их стихах зазвучит иная боль, «поважнее дела страстных бурь и подвигов любовных». И вот здесь их пути разойдутся.
1917 год. А. Ахматова сделает твердый выбор: не поддастся волне эмиграции из России, а заявит во весь голос:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь Россию навсегда».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речи недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Ведущий. Не с теми, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Мужественно и твердо прозвучали эти слова несколько позже, в 1922 году. И это несмотря на то, что собственная судьба была к поэтессе крайне неблагосклонна (незаконный арест Гумилева, ее мужа, а затем его расстрел; запрет печатать его стихи , а в годы жестокого беззакония - в 30-е годы – арест ее сына и долгие месяцы в тюремных очередях).
Ведущий. М. Цветаева не приняла революцию, ее жестокости, кровопролития. И хотя в ее стихах этого периода такая же боль за судьбу России, за свою, она не выдерживает испытания, уезжает за границу: сначала в Чехию, затем в Париж.
Пригвождена к позорному столбу.
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою – за счастьем….
Ведущий. Нет, Цветаева не изменила ни себе, ни России. Там, в эмиграции, одинокая и отверженная, она остается верной своей Родине, такой далекой и непонятной, чей зов слышит постоянно. Эта память не дала ей погибнуть на чужбине в голоде и нищете.
Тоска по родине!
Давно разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно,
Где совершенно одинокой быть..
…Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все равно, и все – едино.
Но если по дороге – куст встает,
Особенно – рябина….
Ведущий. В начале 30-х годов М. Цветаевой предстояло решить вопрос: оставаться или ехать в СССР, куда уже вернулись ее муж и старшая дочь.
М. Цветаева: «Я бесконечно остыла сердцем.. Мне вообще хотелось бы не быть…стихов нигде не берут, ни строчки… Все свелось к одному: ехать или не ехать…все вокруг меня выталкивает в Россию… в которую ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна».
Ведущий: Тяжелым было возвращение на Родину, с которой разделяют долгие 17 лет, но оно все же состоялось в 1939 году.
Нас родина не позовет!
Езжай, мой сын, домой – вперед-
В свой край, в свой век, в свой час,-
От нас -
В Россию – вас, в Россию – масс
В наш – час – страну! В сей – час- страну!
(Звучит тревожная музыка Бетховена).
Ведущий : 1939 год принес миру начало Второй мировой войны, принес гибель, страдания, слезы. Эти события потрясают и М. Цветаеву, и А. Ахматову. Они не смогли замкнуться в собственном горе. Лирика этой поры – это боль , это гнев, мужество, постоянная готовность разделить с народом его горе. Трагедийное начало просто врывается в поэзию Цветаевой:
О, дева всех румянее среди зеленых гор
Германия! Германия! Германия!
Позор!
Полкарты прикарманила,
Астральная душа!
Встарь – сказками туманила,
Днесь – танками пошла…
О, мания! О мумия
Величия! Сгоришь,
Германия!
Безумие, безумие творишь!
Ведущий: А. Ахматова в самое мрачное для страны время обращается к народу с вдохновляющими строками в стихотворении «Мужество»:
Мы не знаем, что ныне лежит на весях
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым его пронесем
И внукам дадим и от тлена спасем
Навеки!
Ведущий: Война безжалостна перечеркивала планы и жизни людей. В мучительную минуту одиночества М. Цветаева не выдерживает и добровольно уходит из жизни. Болезненные разочарования, личные утраты сломили душу и сердце поэтессы. Она не видела выхода. «Мне совестно, что я жива…» «Я уже целый год примеряю смерть…» Вот такой была М. Цветаева. Ничего не делавшая на половину:
«Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи те самые серебряные сердечные дребезги», - очень точно сказала она о себе.
(Звучит песня на стихи Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну»).
Ведущий: Две женщины, два лика, две судьбы…
Марины Цветаевой уже нет в живых. Ушла из жизни прекрасная женщина, прекрасный человек, прекрасная поэтесса.
Анне Ахматовой судьба готовила новые тяжкие испытания. 1946 год – обвинение Жданова, обвинение в безыдейности творчества, в оторванности от народа, от вопросов общественной жизни, обвинение в пессимизме, в уходе в узенький мир личных переживаний. И это против Ахматовой, которая говорила:
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья,-
Ведь все равно я с вами до конца.
Ахматова была отлучена от своего читателя на долгие годы. Но любовь читателей к ее творчеству не исчезла никогда. Сегодня мы имеем возможность познакомиться со многими ее произведениями. Нашел своего читателя и «Реквием», созданный еще в 35-40-е годы поэтический памятник всем, стоявшим с ней в тюремных очередях, всем обездоленным и замученным.
(Звучит музыка «АВЕ Мария»)
Ученик :Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой».
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Страстное и трагическое слово Ахматовой было обращено к потомкам, и мы его услышали.
Ведущий: Две женщины. Два лика. Две судьбы… Что же все-таки притягивает нас к их творчеству? В чем их «загадка»? Наверное, она в пленительном сочетании женственности, хрупкости с твердостью, решимостью, в их верности поэтическому слову.
(Звучит стихотворение Ахматовой «Забудут? – вот чем удивили!» Читает ученица)
А Муза и глохла, и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб после, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом.
(Звучат стихи Цветаевой и Ахматовой в исполнении учеников).