kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект заседания школьного литературного кружка, посвященного экранизации повести И.С. Тургенева «Ася» (к 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка ставит своей целью развитие интереса к литературе через киноискусство. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект заседания школьного литературного кружка, посвященного экранизации повести И.С. Тургенева «Ася» (к 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева).»

Конспект

заседания школьного литературного кружка.


Тема: Экранизация повести И.С. Тургенева «Ася»

(к 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева).

8 класс


Е.А. Кердиваренко, МБОУ «Школа № 80»

г. Ростов-на-Дону


Цели для учителя: развивать интерес к литературе через киноискусство; осуществить анализ художественно-выразительных средств создания литературного образа и сопоставление их с приемами кинематографа, наблюдение за спецификой воплощения сюжета в литературном произведении и киноповествовании; сопоставить образ литературного героя и киногероя, провести анализ художественных средств их создания; ориентировать обучающихся на написание рецензии.


Задачи для учеников: научиться анализировать интерпретацию эпического произведения (кинофильма), оценивая, как интерпретируется исходный текст; определить художественные приемы создания образов героев и раскрытия их характеров в фильме и литературном произведении; показать роль пейзажа в повести и кинофильме; выявить роль детали в раскрытии образов; определить собственную позицию в оценке экранизации повести.


Ожидаемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности обучающихся, живого интереса к изучаемому материалу, понимания чувств других людей и сопереживания им; использование для решения познавательных коммуникативных задач различных источников информации; формирование такой личности, которая могла бы, владея определёнными запасами информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.

Метапредметные: формирование навыков анализа произведения, умения выделять главное и существенное в определении авторского замысла и собственной позиции его оценки, умения отвечать на вопросы, критически мыслить, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей, строить монологические и диалогические высказывания.

Предметные: через экранизацию фильма способствовать более глубокому проникновению учащихся в слово, формированию грамотной устной и письменной речи, её развитию и обогащению, развитию эстетического вкуса, образного мышления, умению понимать и ценить произведение искусства; расширять круг гуманитарных интересов учащихся.

Виды деятельности учащихся: исследовательская работа, сопоставление авторского текста с экранизацией произведения, участие в диалоге, устное высказывание на заданные вопросы, создание собственного текста.

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, текст повести «Ася», использование ИКТ для демонстрации отрывков из кинофильма.


Ход заседания


Дорогие участники киноклуба, все вы видели не раз, как в зале гаснет свет, вспыхивает экран и начинается волшебство. Имя этому волшебству – кино.

- Скажите, а какую роль играет кино в вашей жизни?

(Это и приятный досуг, и познание, и путешествие во времени и пространстве, и смелые мечты человека о новых достижениях).

Российское кино не только всегда живо откликалось на события, происходящие в жизни страны, но и обращалось к русской литературной классике. Ведь именно классические произведения помогают современному читателю и зрителю найти ответы на многие волнующие их нравственные вопросы. Именно поэтому многие выдающиеся советские и российские кинорежиссёры создали столько замечательных фильмов по произведениям И.С. Тургенева.

- Экранизации каких произведений Тургенева вы видели или знаете о их существовании?

(«Отцы и дети», «Вешние воды», «Дворянское гнездо» и др.).

Вот видите, как много этих фильмов. И это не случайно, ведь И.С. Тургенев чутко улавливал настроение общества, его герои описаны с уважением и любовью, с интересом к личности каждого. Им создана целая галерея разнообразных характеров, удивительных женских образов. Он показал, что в простом русском народе скрываются богатейшие возможности, дарования. Имя Тургенева тесно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви. И сегодня наше заседание посвящено экранизации замечательной повести И.С. Тургенева «Ася». С этим произведением мы с вами познакомились на уроках литературы, а фильм просмотрели на предыдущем занятии.


- Судя из темы нашего занятия, как бы вы определили задачи, поставленные перед нами?

(Ребята высказывают свои предположения, затем сравнивают их с задачами занятия, которые появляются на экране).


- Скажите, пожалуйста, что вы знаете об истории создания этой повести?

(Ученики рассказывают об истории написания «Аси»).

- Какое впечатление произвело на вас это произведение?

- Как вы думаете, почему режиссёр решил экранизировать именно эту повесть? Что его привлекло?

(Повесть «Ася» посвящена любви. В ней всё о движениях сердца, о юношеских устремлениях).

- А что вы знаете о том, где и когда был снят этот фильм, кто его режиссёр?

(Заранее подготовленная группа учащихся рассказывает о том, что фильм был снят на киностудии «Ленфильм» совместно с киностудией ГДР «ДЕФА» в 1977 году. Режиссёр – Иосиф Ефимович Хейфиц, народный артист СССР, заслуженный кинорежиссёр, лауреат двух Сталинских премий, снявший более двух десятков фильмов, среди которых такие известные, как «Дело Румянцева», «Дама с собачкой», «Большая семья», «Дорогой мой человек» и др. Актёры, сыгравшие главные роли, - Е.Коренева, В. Езепов, И. Костолевский).


- Как вы думаете, на возникновение каких зрительских эмоций рассчитывал создатель фильма, когда предварил его чтением стихотворения А. Фета, адресованным А.Л. Брежской? (На экране видеоряд со звучащим стихотворением).

(Меняющийся красный цвет, сопровождающий чтение стихотворения, напоминает языки пламени, символизирует любовь, вызывает у нас чувство тревоги, переживания. Этот красный цвет проходит через весь фильм: красные цветы букета, предназначенного Н.Н. Асе; засушенная ветка красного гераниума, подаренная когда-то влюблённому герою. Стихотворение Фета полно тихой грусти, сожаления о несбывшейся любви, потерянном счастье).

- Одинаково ли начинается книга и фильм? Почему?

(И книга, и фильм начинаются с рассказа Н.Н. о себе, о своём образе жизни, о цели его путешествия. Это помогает зрителю сразу узнать героя, а ещё рассказ от имени героя-повествователя придаёт повести достоверность, искренность).

- Найдите, пожалуйста, в тексте описание внешности Аси, манеры её поведения. Какие изобразительные средства языка использует для этого писатель? Как характеризует Асю её портрет?

(Сразу выделяется главное – непохожесть девушки на остальных. Необычно сочетание взаимоисключающих определений-эпитетов «чёрными, светлыми глазами». Да, глаза чёрные, но они излучают свет. Портрет Аси дополняется по ходу повествования. Он раскрывает характер героини. Ещё одна деталь: «глаза глядели прямо, светло, смело», «взор её внезапно становился глубок и нежен» - свидетельствует о переменчивом, но сильном, цельном характере девушки).

- В чём особенность портрета Гагина? Найдите его в тексте, процитируйте.

(«Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на него всякому любо, точно они греют вас или гладят». Это портрет-впечатление. Писатель дважды в описании внешности Гагина употребляет эпитет «мягкие», подчёркивая этим натуру героя: мягкие глаза и мягкие курчавые волосы).

- Соответствует ли, по вашему мнению, образ главной героини, который сложился у вас при чтении, с тем образом, который создала актриса Коренева? Возможно, вы хотели бы что-то добавить в её интерпретацию этого образа?

(Нет прямого внешнего сходства Аси и актрисы. Но Е. Коренева – изящная, романтичная, глубоко чувствующая, переживающая, мятущаяся. Ей удалось передать тонкую душевную организацию своей героини).

- Как вы считаете, удачно ли режиссёр подобрал актёров для ролей Н.Н. и Гагина?

(В. Езепов, играющий в фильме Н.Н., - человек с мягкими чертами лица, говорящими о слабости характера, нерешительности. И. Костолевский (Гагин) – открытый, самоотверженный, понимающий, мягкий).


- В книге очень много пейзажных зарисовок. Найдите в тексте повести эти отрывки. Где происходит действие? Какова природа, окружающая главных героев? Какую роль играет пейзаж в понимании произведения?

(Пейзаж помогает увидеть место, где происходит действие, раскрывает истинные чувства, жизнь души героев. Он изображён взволнованно, искренне. Здесь много романтических деталей. Описание природы как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь при этом «пейзажем души»).

- Как выражен пейзаж в фильме? Сохраняется ли его роль?

(Пейзаж в фильме, в отличие от литературного произведения, где он нарисован при помощи художественного слова, выражен видеорядом и выполняет те же функции, что и в книге).


- Все ли сцены, эпизоды сохранены в фильме?

(Нет, не все. К сожалению, отсутствует, например, эпизод с ритуальным чтением письма молодой вдовушки, который говорит о поверхностности, неискренности чувства героя. Его желание любви в тот момент было намного больше самой любви.

Отсутствует и эпизод с «лунным столбом». Слова, которые прокричала Ася Н.Н.: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили» - предрекают разбитые мечты героев о счастье, о любви.

Некоторые диалоги переделаны, или изменена их хронология).

- Как вы думаете, почему?

(Это происходит потому, что литература и кино располагают совершенно разными художественно-образными языками и выразительными средствами. Даже одно и то же содержание они выражают по-разному, потому что нельзя язык одного вида искусства прямо, без изменений, перенести на язык другого. Прежде всего, именно из-за этого и возникают различия между содержанием литературного текста и фильмом. Кроме того, такие изменения могут быть связаны и с желанием автора фильма высказать своё отношение к событиям, отражённым в произведении).


- Удалось ли вам заметить режиссёрские находки в фильме?

(Таких находок очень много. Создатель фильма имеет право на своё прочтение и своё истолкование литературного произведения. Режиссёр иногда изменяет детали или привносит новые. Они создают особенную атмосферу фильма, определённое настроение, помогают лучше понять душевное состояние героев, создают некие символы).


- Давайте мы боле конкретно проанализируем некоторые из этих находок.


Ребята делятся с товарищами теми режиссерскими находками, которые они отметили в фильме (некоторые из этих эпизодов проецируются на экран):

- В фильме Ася, которая сидела на выступе стены, была в венке из рябины. Рябина – символ России, родины (для сравнения, образ рябины в лирике Цветаевой). Это подчёркивает истинно народную душу главной героини. Ещё одна маленькая деталь: Ася всё время возится со щенками, кормит их. И это не случайно, ведь она долго жила простой крестьянской жизнью.

- В книге Ася поливает цветы, растущие на стене, со стакана, а в фильме набирает для этого воду из родника в соломенную шляпку. Это говорит о непосредственности, некоторой спонтанности характера девушки.

- Героиня фильма выпускает птичку из клетки, что символизирует её стремление к свободе.

- Гагин рассуждает о своём намерении создать картину под названием «Счастье», на которой была бы изображена женщина с развевающимися на ветру волосами. Ведь счастье в свободе, стремлении вперёд, умении оставаться самим собой наперекор всему.

- Когда герой фильма сомневается в том, что Ася и Гагин действительно брат и сестра, и подозревает их в любовной связи, букет красных роз, предназначенный для любимой, отправляется в тележку мусорщика, и на него летит всякий хлам. А далее происходит сцена в кабачке германской деревушки, где тягостные размышления Н.Н. проходят на фоне чувственного веселья, танцев, и специально для него исполняется песня «Алфавит любви». А главный герой думает о том, что хорошо было бы, если бы азбука любви была так проста, как эта песня.

- В фильме рассказ Гагина о драматической судьбе Аси происходит в немецкой церкви под звуки органа, что придаёт этому рассказу характер исповеди, он звучит как некое очищение.

- Нова и сцена с шарманщиком, который играет свои незамысловатые мелодии. Из шляпы показываются огромные испуганные глаза маленькой обезьянки. У зрителя невольно возникает ассоциация с таким же любопытным и немного испуганным взглядом на мир главной героини. И именно здесь (а не как в книге, в тесной комнате, где стены давят и не дают развернуться крыльям) режиссёр во время вальса, который танцуют Ася и Н.Н. под звуки шарманки, включает разговор о птицах. Это придаёт больше драматизма ситуации: над тобой небо, а ты не можешь развернуть крылья.

- Нерешительность, страх героя перед ответственностью за чужую судьбу передаёт эпизод в кабачке, когда Н.Н. загадывает, что если игрок собьёт все кегли, то он сделает Асе предложение. Герой пытается переложить своё решение на волю случая. Все кегли были сбиты, но решительного действия так и не последовало.

- И ещё несколько удачных режиссёрских находок. Н.Н. уже в зрелом возрасте решает посетить то место, где когда-то мог быть счастливым. Он идёт по дорожкам, усыпанным жёлтыми листьями осеннего увядания. И только у двери дома, где некогда жила Ася, растут всё те же красные розы, как символ того, что любовь не умирает никогда. А пустые комнаты дома, в котором живёт немолодой уже герой, печальная музыка, которую он играет на рояле, засушенный цветок красного гераниума в книге и собака, его единственный друг, подчёркивают одиночество Н.Н. и пустоту его жизни.


Весь фильм пронизан музыкой. Это и весёлые немецкие танцы, и тихие минорные мелодии.

- Соответствует ли, по вашему мнению, музыка содержанию и идее фильма?

(Музыка, действительно, помогает нам лучше понять те чувства, которые испытывают герои фильма, что двигало их поступками. Автор музыки – известный композитор, импровизатор О.Н. Каравайчук).


- Какие сцены фильма произвели на вас самое большое впечатление? Почему?

- Удалось ли авторам фильма заставить вас сопереживать происходящему на экране?

- Какие эмоции, чувства, переживания вызвал у вас фильм?

- Что особенно понравилось или не понравилось в фильме?


Рефлексия.

- Согласны ли вы с такой режиссёрской трактовкой повести И.С. Тургенева «Ася»?

- Экранизация – пересказ книги или истолкование её?

- Может ли просмотр фильма заменить чтение произведения?

- Что интереснее: посмотреть сначала фильм-экранизацию, а потом прочитать художественное произведение, или наоборот?

- По желанию, ребята, вы можете написать, взяв за основу наше занятие, рецензию на экранизацию повести И.С. Тургенева «Ася».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Кердиваренко Елена Александровна

Дата: 07.05.2018

Номер свидетельства: 468725


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства