kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока - семинара по татарской литературе в 10 классе "Стихи из преисподней" (О лирике участника и ветерана войны Шафеева Шагидуллы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодняшний урок мы посвятим военной лирике участника и ветерана войны Шагидуллы Хабибулловича Шафиева.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока - семинара по татарской литературе в 10 классе "Стихи из преисподней" (О лирике участника и ветерана войны Шафеева Шагидуллы)»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Талачево муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан















Стихи из преисподней

(О лирике участника и ветерана войны Шафеева Шагидуллы )

Открытый урок-семинар по татарской литературе в 10 классе













Разработала: Рахматуллина Зиля Маратовна,

учитель татарского языка и литературы

МОБУ СОШ с. Талачево

Стерлитамакского района




2016-2017 учебный год











Я буду сокрушать врага и как поэт, и как солдат.

А коль погибну — жизнь мою мои детишки повторят.

Фатих Карим





Тема урока-семинара: " Стихи из преисподней "

Слайд: Портрет Шафеева Шагидуллы Хабибулловича


Тип: урок ознакомления с новым материалом.

Цели урока

Образовательные:

-ознакомить обучающихся с жизнью Шагидуллы Хабибулловича;

-раскрыть духовный мир ветерана войны;

-познакомить с и творчеством Шагидуллы Шафиева;

-учить анализировать стихи.

Развивающие:

-развивать образно-мыслительную деятельность обучающихся;

-развивать культуру чувств.

Воспитательные:

-прививать любовь к родной литературе, культуре Башкортостана;

-воспитывать чувство патриотизма и гордость за героев своей родины;

-способствовать развитию интереса обучающихся к творчеству и личности участника и ветерана войны.

Межпредметные связи:

Татарская литература, история, культура РБ, география.

Методы, формы и приемы работы:

Словесный, наглядный, частично-поисковый. Индивидуальная и групповая форма познавательной деятельности. Беседа, устные выступления обучающихся, ответы на вопросы, анализ текста, выразительное чтение, чтение стихотворений наизусть, самостоятельная работа).

Подготовка к уроку:

Учащиеся:

Должны ознакомиться с жизнью и творчеством Шагидуллы Шафиева ; читать наизусть стихотворения; подготовить сообщения на заданные темы.

Преподаватель:

Продумать оформление кабинета; учебно-методическое обеспечение, составить презентация, выставка книг,

Продолжительность занятия: 60 минут.

Содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов

1. Организационный момент: 1 мин.

2. Постановка целей. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала: 6 мин.

  • сообщение темы, целей и плана занятия;

  • вступительное слово учителя.

3. Изучение нового материала: 18 мин.

  • прослушивание сообщений обучающихся;

  • постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности;

4. Закрепление полученных знаний: 25 мин.

  • проверка понимания поэзии Шагидуллы Шафиева через анализ его стихов;

  • постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности;

5. Контроль полученных знаний: 6 мин.

  • самоконтроль обучающихся;

6. Подведение итогов урока, заключительное слово преподавателя; 3 мин.

7. Домашнее задание: 1 мин.

Обеспечение урока:

Презентация по творчеству Шагидуллы Шафиева, музыкальное оформление; плакат с эпиграфом; карта РБ, уголок по творчеству Шагидуллы Шафиева; раздаточный материал – стихотворения Шагидуллы Шафиева, опорные слова, таблицы, воспоминания современников; викторина по творчеству поэта, тесты для контроля 

Ход урока:

  • Оргмомент.

  • Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Постановка целей.

  • Вступительное слово учителя:

Учитель: Сегодняшний урок мы посвятим военной лирике участника и ветерана войны Шагидуллы Хабибулловича Шафиева.

Ведущий: В первые два наиболее трагических года войны мы оставляли в немецких котлах порой не то что армии, а целые фронты. Сегодня мы знаем лишь единицы тех, кто мужеством своим, как мог, в плену приближал День Победы. Имена генерала Карбышева, летчика Девятаева, поэта Мусы Джалиля сегодня известны если не каждому, то уж точно старшему поколению. Но не каждому из бывших узников дано было так обессмертить свое имя, даже ценой собственной жизни. Да и узнали мы о них уже после хрущевской оттепели.

А сколько было их, безвестных героев,не сломившихся под пытками, не оказавшихся в рядах власовцев. А ведь это тоже был своего рода подвиг: между предательством в обмен на жизнь и медленной мучительной смертью от пыток, побоев, голода и просто расстрелов выбрать второе. Сколько было тех, кто, умирая за колючей проволокой, желал только об одном: что не погиб в бою. И что никогда не увидит, пожалуй, самый желанный в их жизни день – День Победы.

Ученик: Шагидулла Хабибуллович Шафиев дожил до Победы. В сорок пятом его освободили американцы. Ему несказанно повезло. И только потому, что выжил в четырехлетнем немецком плену, но и потому, что свои не посадили. Даже дали дослужить. При погонах, с автоматом. Таким он запечатлен на снимке, что хранится сегодня в семье Шафиевых.

Самого его давно нет в живых. А его удивительную историю поведал нам его сын Мушараф Шагидуллович. Он принес блокнот своего отца. Это были стихи его отца. За выцветшими от времени строками сразу и не разглядишь, что написаны они арабскими буквами. Стихи из фашистского ада.

За поворотом молодость осталась.

Как верстовые столбики года.

Такой судьбы, какая мне досталась,

Врагу не пожелаю никогда…

Ученик: К началу войны Шагидулла Хабибуллович уже успел отслужить в армии. Ему шел двадцать первый год, когда его забрали на переподготовку. Уходил он из родного Талачево на месяц, а оказалось- на четыре года. В лагерях его и застала война. По дороге на фронт успел отправить домой весточку. Писал, что везут их на запад, возможно, в Латвию и что воевать будет в артиллерии.

Весенним майским днем посеял я пшеницу.

А летом уж забрали воевать.

Несжатый хлеб за домом моим снится,

Который мне не довелось собрать.



Вчерашнему крестьянину повоевать довелось самую малость. Многие бойцы не успели даже толком узнать своих командиров- сразу бросили в бой . Даже номер части не связали.

Тот единственный свой бой Шагидулла Шафиев запомнил свою оставшуюся жизнь. Было это где-то под Великими Луками. По словам его сына Мушарафа Шагидулловича, бились они за город Сибиж. Горячий соленый пот вперепешку с пылью застилал глаза, мешал наводчику наводить прицел.Раздалась команда:»Прицел такой-то, залпом-огонь!». Затем:»Четыре снаряда беглым-огонь!»

Стреляли, пока не кончились снаряды. Потом прозвучало:Отбой! Замки с орудий снять, выбросить в болото».

Расставшись с ломом оказались мы

Пол городом- каким –не знаю сам.

И так за этот город бились мы,

Что черный пот шел с кровью пополам.

Ученик:Потом стало ясно, что пока артиллеристы отбивали одну атаку за другой, где-то за их спинами немцы обошли их. Пушки пришлось бросить, предварительно утопив замки. На лошадях повезли лишь полевую кухню. С собой только карабины, патроны, каски и противогазы ( в сорок первом в Красной армии с ними еще не расставались).Не то что люди- лошади с ума сходили.Полевую кухню раздолбили сразу.Уцелели немногие бойцы: те,кто по горло в воде отсиделся в болоте. Так они оказались в окружении. Сколько

их бродило тогда по лесам и болотам!

Немало нас осталось в окружении.

От голода идти уж нету сил.

Бродили по лесам в изнеможении,

Не зная, где свои , где фронт, где тыл.

Ученик:Вскоре их осталось трое: русский, татарин и туркмен. Переплыли реку Сибиж. На другом берегу развели костерок, разделись, чтобы обсохнуть, и уснули. Проснулись от конского топота и немецкой речи. Немцев было трое и их трое.Но до винтовок дотянуться не успели, немцы наехали на них на лошадях. С этого момента для бойца Шагидуллы Шафиева началась жизнь в плену.

В том окружении трое нас осталось.

И пусть не суждено вернуться нам домой.

В то утро мы врагу бы не попались,

Когда б винтовки были под рукой.

Ученик:Их погнали обратно, на другой берег. Немцы верхом постоянно хлестали их плетьми и били прикладами по голове. Первым захлебнулся туркмен.Он плавал-то кое-как. Видно, там в арыках у них не больно то поплаваешь.

Потом пошел на дно русский. Конвоир удачно прицелился ему прикладом по голове. Шагидулла с детства хорошо нырял. У них в Асаве был пруд.И они с пацанами все лето проводили там дни напролет. Слыл лучшим ныряльщиком в деревне. Это его и спасло. Как только над головой взмывал приклад винтовки, Шагидулла, шестым чувством учуяв беду, успевал нырнуть с головой. Приклад хлюпал по воде, не нанося ему никакого вреда. Немцы так увлеклись этой игрой в выживание своей жертвы, что не заметил, как все вместе переплыли реку.За эту изворотливость они подарили бойцу жизнь. Жизнь в аду.

Слюною брызжет вражий конвоир:

«Скажи, скотина, если хочешь жить:

Кто коммунист и кто твой командир?!».

Исходит в крик, и пса готов спустить.

Ученик:За колючей проволокой народу было-тьма. В том муравейнике Шафиев разглядел командира дивизии. Он был в гражданке, но боец узнал его, хотя до этого видел его всего-то раз. Они встретились глазами, и поняли все: комдив понял, что боец его узнал, а боец дал понять, что не выдаст его.

Пленных почти не кормили, зато избивали постоянно. То номер части выпытывали, то имена командиров. На триста человек давали пилотку овса. Но и тут люди оставались людьми. Не теряли человеческого достоинства, не давили, не убивали друг друга за щепотку зерна. Наслюнявив кончик пальца, по очереди цепляли по зернышку. Переловили всех лягушек, полевок. Тем и выживали.

Ученик:Здесь, за колючей проволокой, и начал сочинять стихи рядовой Шафиев Шагидулла Хабибуллович. Был у него блокнотик, что сунул кто-то из родственников, провожал в дорогу на переподготовку. «Зачем он мне?»- подумал он тогда. Кому могло прийти в голову , что целых четыре года он будет заносить туда стихи, пропитанные кровью и болью. Да еще и за тысячи верст от дома…

Однажды ночью он сделал подкоп под оградой из колючей проволоки и бежал. Поймали его в лесу. Как водится, избили до полусмерти, привели в лагерь и отдали на растерзание собакам. Огромный волкодав трепал Шагидуллу, захлебываясь пеной, пока он из последних сил не окликнул пса: «Алекс! Алекс!».

Услышав свою кличку, животное оставило жертву. Немецкие овчарки оказались человечнее своих хозяев.

Ну, вот и все, конец всему приходит.

Перед лицом собачья пасть хрипит.

Но пес, услышав:»Алекс!, вдруг отходит.

Ну почему в бою я не убит?! – написал он в тот день свой заветный блокнот.

Ученик:По улицам города мчалась странная кавалькада. С грохотом катились телеги, подгоняемые немецкими ездовыми, с автоматами на плечах.Странным в кавакальде было то, что весь этот обоз был заряжен…

людьми.По пятнадцать человек в каждой упряжке. Так пленных перегоняли на вокзал. На вокзале каждому дали в руки по мешку с песком. «Мешок – это ваша охранная грамота,- пояснили им.- С мешком не сбежите. Кто выронит- сразу получит пулю».

Пятнадцать человек- в одну упряжку.

Фашист нагайкой погоняет нас.

И некуда бежать от доли тяжкой,

А коль сбежишь- догонит пуля враз.

Ночью подъехал поезд, и повезли их куда-то на запад. Высадились уже где-то в Чехославакии.

Ученик:Дни однообразно вплетались в недели, недели – в месяцы. Так прошел год плена, затем второй…Человек привыкает ко всему. Ежедневные побои, унижения, нечеловеческий труд, расстрелы, голод, смерть стали буднями военнопленных. Та мирная, довоенная жизнь осталась где-то в другой жизни, будто и не с ними это было.

Ученик:Но Шафиева не оставляла мысль о побеге. В лагере он поменял имя и фамилию. С чьей-то легкой руки Шагидулла Шафиев стал Шуркой Шаталиным. Немцы переиначили его в «Шталина» Однажды, будучи в хорошем расположении духа конвоиры стали тешиться: «Эй, Шталин! Ты есть киндер Шталина (Сталина). Скажи, когда война закончится? Что сказайт твой папа?»

«Сын Сталина» за словом в карман не полез.

-Ваш Гитлер, кажется, еще в сорок первом обещал чаепитие в Москве на 7 ноября. Пожалуй, ужинать мы будем в берлине.

Как только переводчик перетолмачил это, ржание среди конвоиров оборвалось.В следующую секунду пленники отлетел от увесистого удара конвоира: «Русиш швайн!».

Вскоре начало ощущаться приближение фронта. Прежде всего это чувствовалось в поведении немцев. Конвоиры ходили озабоченные, стали злее, усерднее. Среди военнопленных поговаривали, что больше всего они боялись отправки на Восточный фронт.

Ученик: Однажды, во время очередной бомбежки, на территорию лагеря упала бомба. И совсем как в той сказке про смерть на конце иглы, в бомбе оказался песок, в песке-записка по –русски: «держитесь, у немца силы на исходе!».

То ли это специально наши подбросили такую бомбу, то ли случайно упала немецкая бомба с посланием от рабочих, угнанных с оккупированных территорий, так или иначе, это прибавило сил пленным.

Во время одной из бомбежек, когда пленные разбирали завалы, Шафиев спрятался под побитую машину. В здание рядом попала бомба, и обломками завалило машину. После отбоя немец увидел лежащего под машиной пленного и взвел курок, чтобы застрелить, как он думал,беглеца. Но товарищи отстояли его: «Он только хотел портянки перетянуть». Выволокли обессилевшего товарища, взвалили на плечо и понесли в лагерь. И в этом аду люди оставались людьми.

Ученик: И все же ему удалось осуществить мечту о побеге. Была весна сорок пятого. Месяц беглец прятался по лесам. Питался сырой кониной от падшей лошади, гнилыми дикими яблоками. Забрел в какой-то хутор и, обессиленный, уснул в стогу сена. К утру запах дохлой конины окончательно взбудоражил лошадей в стойле. Вдруг послышалась украинская песня, и в сарай вошла девушка с ведром. Из угнанных. Увидев беглеца, остановилась, как вкопанная.

-Дочка, не выдавай!-взломился солдат- Я свой, я пленный, бежал из лагеря.

Девушка напоила его молоком и указала, куда бежать.

-Туда, на запад надо идти,-сказала она на прощанье.- Там, говорят, американцы.

Шафиев кинулся к лесу. Но не добежал. Догнали. Чья-то мускулистая рука как котенка схватила его за шкирку и на ходу посадила в догонявший «Студебекер». Весу-то в нем было, пожалуй, чуть больше, чем в котенке. В джипе сидело несколько здоровенных негров. Американцы хохотали и хлопали его по плечу: «Рашен? Гуд!Карош!»

В руки кто-то сунул шоколадку. Шафиев плакал, заливаясь слезами:

-Дайте лучше автомат! Где немцы?!

А в ответ хохот еще пуще. Видно, поняли, чего он хочет. Мол, всяка нашелся. Привезли к офицеру. Перекинулись фразами. Зачем-то попросили дать им котелок. Котелок бывшего пленника был особенный с двойным дном. А там, между стенками, «оружие» – маленький ножичек, булавка-талисман, что сестренка подарила, когда уходил в лагеря на переподготовку. Своего рода оберег, с которым Шафиев не расставался все годы плена. И главное блокнотик со стихами. Котелку цены не было. Неудивительно, что солдат вцепился в него чуть ли не зубами. Американцы пожали плечами и махнули рукой: пусть таскает, раз он ему так дорог.

Ученик:Как писать чувства человека, четыре года проведшего в фашистском плену и в одночасье оказавшегося на свободе, среди друзей, накормленного, да еще и на пуховой перине! Шафиев лежал на бюргерской кровати и вспоминал товарищей в плену. И впервые за четыре года ему не хотелось писать стихи.

Через несколько дней его перевели в лагерь для перемещенных лиц.Однажды там появились муллы в белых чалмах из Турции. С Кораном в руке, они агитировали мусульман ехать с ними в Стамбул. Мотивировали это тем, что Советский Союз лежит в руинах, что на родине бывших советских военнопленных ждет такой же лагерь, если не хуже. А в Турции их ждут татарские невесты-красавицы.

Потом были допросы смершников. Те умели выколачивать показания не хуже эсэсовцев. Несколько месяцев допросов, изнурительных бесед, проверок все же были ничто по сравнению с немецким пленом. Шафиев прошел и это. Ему вернули форму, автомат и еще несколько месяцев дали дослужить в армии. И хотя повоевать ему не довелось, стойкость и мужество бойца оценил в благодарности сам г.Жуков.

Ученик: В далеком германском плену Шагидулле Хабибулловичу, конечно, не доводилось читать знаменитые строки стихотворения К.Симонова «Жди меня». Но в мыслях он не раз обращался к тем, кто остался дома.И верил,что они его ждут. И пусть звучит это сегодня уже неоригинально, но до конца своих дней он был уверен, что спасением своим из ада он обязан им. Тем, кто ждал и верил в его возвращение.

А булавка, что прошла с ним через все круги ада, и по сей день хранится в семье Шафиевых.



Заключительное слово учителя:

Солнце светит ярко над землёй родною.

Дети вспоминают подвиги отцов.

Мы гордимся Волгой, мирною рекою,

Мужеством и доблестью отцов!

Сочти всех павших за тебя, победа,

И поимённо нынче назови.

Пою твой Май – живой источник света,

Родник добра, и славы, и любви!



(Исполняется песня «День Победы» )

Интерес к истории Великой Отечественной войны не ослабевает со временем, да и не может этого произойти, потому что бессмертна сама память людская о великом подвиге народа во имя Родины!

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рахматуллина Зиля Маратовна

Дата: 12.10.2016

Номер свидетельства: 348520


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства