Конспект внеклассного мероприятия по литературе на тему "Поэзия великих поэтов - Пушкина и Абая"
Конспект внеклассного мероприятия по литературе на тему "Поэзия великих поэтов - Пушкина и Абая"
Внеклассное мероприятие по литетературе посвящено двум великим поэтам России и Казахстана- Пушкину и Абаю. В ходе мероприятия учащиеся знакомятся поближе с биографией и творчеством поэтов, пропускают их творчество через свой внутренний мир. При подготовке мероприятия с ребятами велась большая работа. Учащиеся искали сведения о поэтах в книгах, на страницах Интернета. В ходе урока они знакомили одноклассников с интересными фактами жизни замечательных поэтов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия по литературе на тему "Поэзия великих поэтов - Пушкина и Абая"»
Внеклассное мероприятие по литературе в 4 классе.
Тема: Поэзия великих поэтов - Пушкина и Абая.
Задачи: Помочь осознать и понять величие двух гениев казахского и русского народов, пропустить их творчество через свой внутренний мир.
Подвинуть ребят задуматься о значении творчества Абая и Пушкина. Осознание своего Я, как социума в культуре казахского и русского народов.
Тезис: Понимаю и принимаю культуру разных народов через осознание себя как социума.
Оборудование: Портреты Абая и Пушкина, высказывания Н.А. Назарбаева и Д. Благого, выставка книг, мультфильмы по сказкам А. С. Пушкина. «Сказка о золотой рыбке» и др.слайд-шоу о природе Казахстана и России.
I Слово учителя
II 1 ведущий: В созвездии блистательных имён Явились Гении, своё представив слово. И каждый был талантом наделён, Так непохожим на талант другого .
2 ведущий: Пушкин в России, Абай в Казахстане - оба великие родоначальники новой литературы в своих странах. В то же время оба служили своим творчеством не только своей стране, своему народу, но и всему человечеству. Сегодня каждого из них знает действительно весь мир.
1 ведущий: А что мы, школьники ,знаем о жизни этих великих людей? Не так уж и мало. И вы сейчас в этом убедитесь.
Сценка (Ребята сидят полукругом на стульях и ведут беседу)
- Ребята, давайте поговорим о чём–нибудь важном и интересном.
- Предложение принимается!
- О чём же будем говорить?
- Да о том, что узнали недавно. Я вот, например, узнал, что настоящее имя Абая - Ибрагим. Оказывается , его мама в детстве звала Абаем, что в переводе означает “внимательный”.
- А я прочитал о том, что Абай с раннего возраста начал писать стихи, но первое стихотворение было напечатано, когда поэту было сорок лет и называлось оно “Лето”.
- Послушайте, кроме того, что Абай писал стихи, он ещё был талантливым композитором.
- Абай Кунанбаев знал несколько языков и переводил на казахский язык произведения Лермонтова, Крылова. Особенно ему нравилось переводить А.С.Пушкина.
- А почему?
- Да потому что взгляды Пушкина были во многом схожи со взглядами Абая. И кто знает, если бы Александр Сергеевич так рано не ушёл бы из жизни, то они обязательно бы встретились.
- Про Пушкина известно, что в детстве он отличался необыкновенной памятью и наблюдательным умом.
- А вы знаете, что Пушкин в совершенстве знал французский язык, потому что в доме, в котором он воспитывался, все говорили по - французски
- Он очень любил читать. Тайком ночью Александр пробирался в кабинет отца и читал до рассвета.
- Да… если бы и я так читал…
- Пушкин очень ценил дружбу. После окончания Лицея он постоянно встречался со своими друзьями и посвящал им стихи. Этот день был 19 октября.
- Ребята я придумала! А давайте мы тоже соберёмся в этот день и почитаем стихи Пушкина.
- И Абая.
- И назовём этот день Днём дружбы!
2 ведущий: Абай и Пушкин. Пушкин и Абай. Как много доброго нам дали эти люди. Поёт внучатам колыбельную апа.
2 ведущий: И любят сказки Пушкина все дети.
Показывается отрывок из сказки “О рыбаке и рыбке”
Учитель (К зрителям): Какие сказки А.С.Пушкина вы ещё знаете ? Молодцы. Сегодня вы ещй раз доказали, что у нас в Казахстане хорошо знают и любят этого замечательного и русского поэта. А знают ли в России произведения нашего Абая?
3 ведущий: Российские читатели с уважением относятся к творчеству Абая и ставят его в один ряд со всемирно известными мыслителями. Его “Слова назидания” давно стали достоянием всего человечества.
Учитель: Произведения “Слова назидания” были написаны Абаем в пожилом возрасте. В нём он размышляет о смысле жизни, даёт советы молодёжи, разоблачает человеческие пороки, пропагандирует высоконравственные качества человека.
“Слова…” написаны просто, доступно и интересно.
Послушайте некоторые из них. Это перевод «Слов» на русский язык
Учитель: “Слово третье” “Великие мудрецы давно заметили: каждый лентяй труслив и безволен; безвольный же человек всегда хвастлив; хвастливый кроме трусливости ещё и глуп; а глупый всегда невежествен и бесчестен. Из бесчестных - выходят жадные, неуживчивые и бездарные существа, никому не нужные на свете”.
“ Слово восемнадцатое” “Красивым и сильным делает человека его ум, образованность, честь и обаяние”.
“Слово тридцать первое” “Для того, чтобы запомнить советы и следовать им, нужно соблюдать четыре условия.
Первое: Надо быть сильным настолько, чтобы подавить в себе самолюбие, когда тебе дают совет.
Второе: Надо принимать умные слова сердцем, всей душой так, словно утоляешь ими жажду.
Третье:Следует по нескольку раз повторять услышанное, чтобы закрепить его в памяти.
Четвёртое: Надо держаться подальше от вещей, которые изнашивают человеческий ум и заставляют его терять свои ценные свойства”
1 ведущий: Эти произведения находят отклик, в первую очередь, у молодых читателей, которые только вс тупают в самостоятельную жизнь.
Стихотворение ”Обращение к акыну”
Через века, Абай, мы слышим твоё Слово. К нему обращаемся снова и снова. Оно знакомо с самых ранних лет, В нём на вопросы ищем мы ответ.
* * *
Оно нас призывает к разуму, добру, Быть нетерпимым к подлости и злу, Порядочность и честь сою хранить, И всей душою Родину любить.
* * *
Мы на природу смотрим твоим взглядом, Ты учишь: ”Любоваться ею надо! Зимою, летом, осенью, весною Она нас радует своею красотою”.
* * *
Нет, не напрасно на земле ты жил, Верным словом народу родному служил. И хоть недругов было не счесть у тебя, Неотступно о правде писал ты всегда.
* * *
И пусть молоды мы и порою несмелы, Рассуждаем о многом пока неумело, Но, шагая к вершине жизненной новой, Через века, акын, мы слышим твоё слово.
2 ведущий: Язык певцов природы так прекрасен В изображении лесов, озёр, степей, Так живописен и разнообразен, Что вызывает восхищение людей.
Звучат стихотворения Пушкина и Абая. “Весна” и ;Зима” Абая, “Осень” Пушкина на фоне прекрасной природы (слайд-шоу)
3 ведущий: Абай был первым из казахов, кто навсегда породнил поэзию Пушкина с казахским народом. Он перевел на казахский язык отрывки из “ Евгения Онегина”, положил их на музыку. Это было большим событием.
2 ведущий: Слова любви, на каком бы языке они не были сказаны или написаны, передают только самые искренние и нежные чувства, которые испытывают люди по отношению друг к другу, к родной природе, к Родине. Познакомившись с творчеством Абая и Пушкина, мы осознаём и понимаем силу этой любви, которая помогает людям жить и верить в светлое и прекрасное, вдохновляет на добрые дела и поступки.
3 ведущий: С наследием двух стран соприкасаясь, Мы убеждаемся - оно неоценимо, Ведь в творчестве своё м перекликаясь, Сближают нас поэты побратимы.
1 ведущий: Казах и русский. Русский и казах, В одном столетии пером служа народу, Единство мыслей выразив в стихах, Свой величие проносят через годы
2ведущий: И отдавая дань любви и уважения, Своим кумирам и отечества сынам Мы не даём им впасть в забвенье,