Роль поэзии периода оттепели в общественной жизни страны в 60-е годы было очень велико.Она становится выразителем времени,откликается на события и перемены,дает эмоциональную оценку.Это непростое время-всплески интереса к поэзии совпадает с особенно острыми историческими периодами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект мероприятия "Ах,шестидесятые.." »
МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»
«Ах,шестидесятые…»
(Внеклассное мероприятие по творчеству
поэтов –шестидесятников Е.Евтушенко,
Б.Ахмадуллиной,А.Вознесенского,Р Рожден-
ственского.)
Разработала Галиахметова Л.Н,
учитель русского языка и
литературы I квалификационной
категории.
Шемордан 2012
«Ах, шестидесятые…»
(«громкая» поэзия периода «оттепели»)
Цели: показать роль поэзии периода «оттепели» в общественной жизни страны;
дать краткий обзор-характеристику поэзии «шестидесятников».
Оборудование: мультимедиа, слайды с фотографиями поэтов-шестидесятников, диски с песнями на слова Б.Ахмадуллиной, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы, Р.Рождественского.
Метод.приемы: сообщения учащихся, выразительное чтение стихотворений.
Звучит песня на стихи Е.Евтушенко «Со мною вот что происходит..»
Вед.1 Добрый день, дорогие друзья!
Вед.2 Здравствуйте!
Вед.1. Чувство уважения к литературе, и особенно к поэзии, внимание к ней в нашей стране врожденные. Всплески интереса к поэзии совпадают с особенно острыми историческими периодами.
Вед.2 Лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, дает им эмоциональную оценку еще до того, как происходит осмысления нового. Так было на рубеже 19-20 вв, в годы революции, в годы Великой Отечественной войны. Так было и в 60-е годы 20 века.
Вед.1 Шестидесятые- время надежд, время перемен, время оттепели. Непростое время. Аллегорическое уподобление социальных процессов природным образно передавали идею обновления общества.
Послушайте, как описывал оттепель Николай Заболоцкий в одноименном стихотворении.
Звучит стихотворение Н.Заболоцкого «Оттепель».
Вед.3 Обновление общества было связано с важными историческими и социальными переменами, которые произошли в нашей стране, начиная с середины 50х годов.
Это смерть Сталина в марте 1953 года и последовавшие за ней политические изменения: секретный доклад Хрущева на 20 съезде КПСС в феврале 1956 года, наметившем курс на развенчание «культа личности» и духовные обновления жизни общества, ослабление информационной блокады.
Происходит возвращение произведений Булгакова, Зощенко, Пастернака, Ахматовой и многих других писателей. Стали появляться новые литературные журналы, новые литературные направления. Советские люди получили возможность познакомиться с современной западной культурой, несколько десятилетий находившейся за «железным занавесом».
Вед.4 В 1954 году была опубликована повесть Ильи Эренбурга «Оттепель», и это название укоренилось за целым периодом жизни страны. Также «о трудной весне» писал В.Овечкин , Л.Мартынов говорил: «Я чую наступление марта»,Булат Окуджава объявлял себя «дежурным по апрелю».
Звучит песня Б.Окуджавы «Дежурный по апрелю».
Вед.5Поэзия откликнулась на наступление «оттепели» быстрее и живее, чем проза. Произошел настоящий «поэтический бум», связанный прежде всего с именами Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Б.Ахмадуллиной, Р.Рождественского. Эти молодые поэты приобрели широкую популярность, выступая с поэтической «эстрады». Их выступления были самыми заметными и шумными.
На мультимедийной доске высвечиваются фотографии поэтов.
Вед.6 В стране появиласьновая, так называемая «эстрадная» поэзия , открытая широкой публике, заполнявшей целые большие залы и даже стадионы.
Послушайте два стихотворения Е.Евтушенко «Мне говорят…» и «Юмор»
Тихо звучит песня на стихи Е.Евтушенко «Со мною вот что происходит…».
Вед.7. Безусловно, Евгений Александрович Евтушенко был главным агитатором, поэтическим лидером этого короткого противоречивого периода. Лирика молодого поэта , окончившего в 1954 году Литературный институт, превосходила поэзию многих современников как в России , так и за ее пределами.
Вед.8 В поэзии Е.Евтушенко , в ее «громкости», «эстрадности» было множество формул перехода к либеральной весне. Звучали типичные «антикультовые» мотивы, также поэт критиковал ритуалы и обычаи советской эпохи, помпезность, лакировку.
Послушайте два стихотворения Е.Евтушенко «О простоте», « Людей неинтересных в мире нет»
Звучат стихотворения Е.Евтушенко «О простоте», «Людей неинтересных в мире нет».
Вед.9 Андрей Анд.Вознесенский(род. в 1933), выпускник Московского архитектурного института, создал свои первые книги также в 60-е годы.
Он имел свою читательскую аудиторию и свои поэтические истоки, весьма серьезные. Не отрицая важности площади, даже стадиона, Вознесенский обращался прежде всего к интеллектуалам, «физикам и лирикам».Опирался на традиции Б.Пастернака и развивающийся опыт русского и мирового авангарда.
Звучит стихотворение А.Вознесенского «Есть русская интеллигенция».
Вед.10 Литература периода «оттепели» - сложное понятие. В ней отразилось время критики культа личности, массового освобождения безвинных людей из тюрем, ожидания демократических перемен и духовного раскрепощения личности.
Звучит стихотворение А.Вознесенского «Не надо околичностей».
Вед.2 Послушайте воспоминания А.Вознесенского из статьи «Ах,шестидесятые…»
«Какие мы были?Мы были тощие и уже тогда ничего не боялись. Все мы тогда распевали Окуджаву .Он не написал еще песенку про дураков, но они считали его песни опасными. Белла Ахмадуллина водила «Москвич», ее овал светился музыкой. Е.Евтушенко, сияющий первым в Москве нейлоновым костюмом, и Р.Рождественский, в лыжном свитере с выпущенным воротником, пламенно читали с эстрады прекрасные стихи».
Звучит стихотворение Е.Евтушенко «Карьера».
Звучит песня на стихи Р.Рождественского «Не думай о секундах свысока».
Вед.3 Многие мотивы гражданской лирики Евтушенко развил Р.Рождественский (1932-1994), который еще в годы учебы в Литературном институте познакомился и с Е.Евтушенко, учившимся на старшем курсе, и с Б.Ахмадуллиной, тоже начинавшей в плеяде «громких поэтов».Р.Рождественский, не имевший вкуса к экспериментам , вернул поэзию к романтике революции, к образам гражданской войны.
Тихо звучит песня на стихи Б.Ахмадуллиной «По улице моей который год…».
Вед.1 Поэзия Беллы Ахмадуллиной отличалась женственностью, тем, что она выработала свой язык невысказанных намеков, самонаблюдений, словно укротила крик , научилась по- ахматовски ценить паузы , прочерки, глубокое дыхание.
Звучит стихотворение Б.Ахмадуллиной « Влечет меня старинный слог».
Вед.2. Сборники стихов этих поэтов выпускались массовыми тиражами, вообщестихи стали общим повальным увлечением - читала буквально вся страна!
Вед.1. Владимир Высоцкий говорил: « Повесьте где-нибудь в стороне маленький листочек, вырванный из тетради, и напишите четыре фамилии- да одну даже - Евтушенко, Вознесенский, Ахмадуллина, Рождественский- и будет заполнен стадион через 2 дня, и не достанете билета.
Почему это так, - это именно из-за того, что люди тянутся не только к стихам, но и к нескольким поэтам у нас, которые пишут прекрасные стихи.»
Вед.1 Несмотря на популярность, на любовь зрителей, работы этих поэтов подвергались постоянной критике, однако оставались официально дозволенными. Это была поэзия на экспорт, показывавшая, что и в СССР существует свобода поэтических форм.
Вед.2 На стихи этих поэтов были сложены песни, которые звучат из любимых кинофильмов. Сегодня вы слушали песни «Не думай о секундах свысока» на стихи Р.Рождественского, «По улице моей который год звучат шаги, мои друзья уходят» на стихи Б.Ахмадуллиной, «Со мною вот что происходит» на стихи Е.Евтушенко, песни Б.Окуджавы.
Тихо звучит песня «По улице моей который год…» .
Вед1. В своей статье «Ах, шестидесятые» А.Вознесенский продолжает: «Спасибо шестидесятым за духовный подъем, за то, что освободили и реабилитировали людей. Но главное свобода не вне, а внутри человека. Изменили ли мы время?Конечно. Но мы тогда не думали об этом. Вопреки легенде мы не так часто выступали вместе.Читали тоже по-разному, но стихи выражали боли народа. Общими были страсть страны, воздух надежд, люди, верящие в нас, творческий взлет шестидесятых».
Вед2. Мы заканчиваем наше выступление, надеемся, что оно вам понравилось и что вы узнали много нового и интересного об этом периоде в литературе. Спасибо, что слушали нас!