kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеурочного занятия "Загадки русского языка и литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного внеурочного занятия с использованием краеведческого материала "Загадки русского языка и литературы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия "Загадки русского языка и литературы"»

Конспект интегрированного внеурочного занятия

с использованием краеведческого материала


«ЗАГАДКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»



Цели:

Образовательная: углубить знания обучающихся в области языка, литературы и искусства.

Развивающая: развивать умение обобщать и систематизировать, работать в коллективе, обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательная: воспитывать терпимость друг к другу, чувство долга, ответственность, трудолюбие, радость за успехи товарищей; формировать у обучающихся интерес к изучению языка, литературы и искусства; воспитывать любовь к родному региону.


Форма: интеллектуально-познавательная игра.


Участники: 3 команды по 8 человек


Место проведения: учебный кабинет.


Продолжительность игры: 50 минут.


Система судейства: учителя (жюри).


Подготовительный этап: разделить обучающихся на три равноправных команды, каждая из которых получает следующее задание:

  • придумать название команды и девиз,

  • выбрать капитана.


Оформление:

Оформить доску (название игры и эпиграф), подготовить столы для работы команд, стол для жюри, украсить кабинет.


Оборудование: мультимедийная презентация, фотографии достопримечательных мест города Тюмени, реквизиты для жюри (ручки, листы), грамоты.



Ход мероприятия


Вступительное слово

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на интеллектуально-познавательной игре "Загадки русского языка и литературы". По жеребьевке у нас образовалось три команды, давайте с ними познакомимся (каждая команда по очереди представляет себя: название, девиз, капитан).

Вы знаете, что существует разные виды познания: научное, художественное, бытовое, религиозное. Сегодня я хотела бы акцентировать ваше внимание на научном и художественном познании. Специфика научного познания заключается в получении объективных выводов, а специфика художественного познания заключена в оценке человеком художественных произведений. Два вида познания, выйдя из человеческой практики, служат ее интересам и осваивают действительность взаимодополняющими путями.

И язык, и литература, и искусство - это три отдельные области научного познания, которые в совокупности своей представляют четвертую область научного познания - область взаимодействия наук.

Язык - древнейший памятник доисторической жизни народа. "Сколько бы народ не отклонялся от своего первобытного состояния, пока он не утратил своего языка, до тех пор не погибнет в нем духовная жизнь его предков" (Ф.И. Буслаев). Язык развивается параллельно с развитием народа. Понятия "язык" и "народ" тесно связаны между собой. В старину они даже назывались одним словом - "язык".

Каков предмет литературы? Весь мир! Художественная литература и другие виды искусства, накапливающие и приумножающие опыт ценностного познания мира человеком и всем человечеством, играют роль общечеловеческой ценностной памяти. Выполняя роль сохранения человеческих знаний, искусство решает важную для развития человечества задачу - задачу познания сугубо человеческого содержания в окружающем нас безмерном мире.

Таким образом, литература не просто хранит, но и преумножает наш опыт, представления каждого о мире человеческих ценностей. Язык является памятником жизни этого человечества, а искусство - инструментом познания и эстетического освоения мира человеком. Поэтому язык, литературу и искусство можно рассматривать в совокупности как одну область научного познания. И сегодня у вас есть возможность показать ваши знания из этой области научного познания.

Великий философ Аристотель сказал: "Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле". Сегодня, принимая участие в нашей интеллектуальной игре, вы постоянно будете это доказывать.

Цель сегодняшней игры: выяснить, не кто знает больше, а кто знает лучше. Если вы владеете знанием, так дайте другим зажечь от него свои источники познания. Вперед! Желаю всем удачи! Но прежде чем начать, позвольте познакомить вас с правилами интеллектуальной игры. Игра состоит из двух раундов и финала. В каждом раунде вашему вниманию предложено 6 тем. В каждой теме по 5 вопросов, которые различаются по степени сложности, соответственно, и баллы за правильный ответ будут разными: первый вопрос - самый легкий, оценивается в 1 балл, цена каждого следующего вопроса возрастает на 1 балл. В процессе игры вы вправе выбрать и тему, и вопрос, который скрывается под так называемой стоимостью. На ответ дается 30 секунд. Если команда затрудняется ответить, то вопрос переходит другой команде.

Маленькая подсказка: особенность вопросов в том, что в них содержится часть ответа, маленький намек, а иногда даже само название может вам помочь. Ваши знания, память и внимание помогут вам одержать победу. Итак, начинаем игру!

(Звучит сигнал начала игры).


Чтобы игра была честной и справедливой, представляю наше уважаемое жюри (представление жюри).


Та команда, которая первой даст правильный ответ на вопрос, начнет нашу игру.

- Самая большая область Российской Федерации, которая уступает по территории Якутии и Красноярскому краю. (Тюменская область)








РАУНД 1


«Пословицы»


(Нужно в русском языке найти соответствия предложенным пословицам).


1.Немецкая пословица: «Это пока еще написано на звездах». (Это вилами на воде писано).

2. Осетинская пословица: «И в хорошем огороде есть гнилые тыквы». (В семье не без урода).

3. Польская пословица: «Как псу муха». (Как о стенку горох).

4. Болгарская пословица: «Когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу». (Когда рак на горе свистнет).

5. Французская пословица: «Жить как петух на откормке». (Жить как у Христа за пазухой).


«Моя Тюмень»


Нужно назвать достопримечательное место города Тюмени, которое изображено на фотографии.


«Нобелевские лауреаты»


1. Еще совсем мальчишкой этот лауреат участвовал в Гражданской войне. Приехав в Москву, в возрасте 17 лет стал печататься, а когда ему исполнилось 21, он уже был автором знаменитого «Тихого Дона». (М.А. Шолохов).

2. Этому художнику слова была присуждена Нобелевская премия в основном за прозу, хотя его знали на родине исключительно как поэта. Это неудивительно – его роман «Доктор Живаго» вплоть до перестройки был запрещен в СССР. (Б.Л. Пастернак).

3. Непререкаемый нравственный авторитет для той части российской интеллигенции, которая «всегда находилась во внутренней оппозиции режиму». Путевку в литературу ему дал главный редактор журнала «Новый мир» А.Т. Твардовский. Именно в этом журнале и были опубликованы «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». За первый том книги «Архипелаг ГУЛАГ» его отправили в изгнание. (А.И. Солженицын).

4. Русский поэт и прозаик К. Паустовский писал о нем, что он «дошел, особенно в своей автобиографической книге «Жизнь Арсеньева», до того предела в области прозы, о котором говорили А.П. Чехов и Л.Н. Толстой – до предела, когда нельзя уже отличить поэзию от прозы и каждое слово ложится на душу, как раскаленная печать». (И.А. Бунин).

5. Лучший русский поэт своего поколения, принужденный государством к эмиграции. Не возвратился на родину, даже когда появилась такая возможность, и умер в Нью-Йорке в 1996 г. оставил наследие, которому еще долго по частям предстоит возвращаться к русской аудитории. (И. Бродский).


«Профессии»


1. Сэмюэль Морзе учился в Европе искусству живописи. За картину «Умирающий Геркулес» получил золотую медаль. Позднее, уже в Америке, писал портреты, исторические полотна. В истории американского искусства занимает почетное место. Но весь мир его знает как … (Создателя азбуки Морзе).

2. Окончив философско-юридическое отделение Петербургского университета, этот человек вернулся в родную Сибирь. Долгое время был учителем, а затем стал директором гимназии. В свободное время писал стихи, поэмы, рассказы. Но в большую литературу вошло только одно произведение: сказка, написанная им еще в студенчестве.

… Ночь настала; месяц всходит;

Поле все Иван обходит,

Озираючись кругом,

И садится под кустом;

Звезды на небе считает

Да краюшку уплетает.

Вдруг о полночь конь заржал … (П.П. Ершов).

3. В Азии – акын, на Кавказе – ашуг, на Руси – баян, на Украине – кобзарь. Все они занимаются одним и тем же. Кто же это? (Народные поэты-песенники).

4. Этот писатель-сказочник был летчиком. Терпел аварии и не раз выручал сам товарищей. Однажды, совершив вынужденную посадку в Сахаре, без всякой надежды на спасение, он все же несколько дней шел вперед. «Каждая минута нашего молчания убивает тех, кого я люблю. Держитесь… Мы идем …» (А. де Сент- Экзюпери).

5. Титаническая личность Возрождения Леонардо да Винчи поражает и количеством профессий, которыми он владел: живописец, инженер, архитектор… Чего не хватает в перечне? (Изобретатель).


«Языки»


1. Мировые языки (наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные) являются рабочими языками этой известной международной организации. (ООН).

2. В Средние века этот язык стал международным и в течение многих столетий играл роль языка ученых. На нем сочинялись трактаты и излагались результаты экспериментальных исследований. Сейчас ученые называют этот язык мертвым, так как он ни для кого на земле не является родным. (Латынь).

3. Многочисленные попытки создать искусственный язык для межнационального общения заканчивались неудачей из-за ограниченности выразительных средств. Но этот язык является самым успешным, в современном мире все, кто выступает за принятие всемирного языка – посредника между народами, изучают и распространяют именно этот язык, изобретенный Людвигом Заменгофом в 1887 году. (Эсперанто).

4. Известный композитор и химик А.П. Бородин представил диссертацию для защиты именно на этом языке, что было сделано впервые. (Русский).

5. Вспомните, как стали называть позднее войну 1812 года. (Нашествие двунадесяти языков).

«В мире «Конька-Горбунка»


1.Что за чудо-огонёк увидели братья в поле? (Перо Жар – птицы)

2. Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь? (Вода студёная, вода варёная и молоко, вскипячённое ключом)

3. Какого цвета была златогривая кобылица?( Белая ("как зимний снег, бела")

4. «Тут Иван с печи слезает,
Малахай свой надевает». Что такое малахай? (Малахай - широкая одежда без пояса)

5. Какого роста был Конёк-Горбунок (в современных мерах длины)? (13,35 см, так как он ростом 3 вершка, а 1 вершок = 4,45 см)





РАУНД 2


«Сказочный»


1. Каким образом Изумрудный город в книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» из белого превращался в зеленый? (С помощью зеленых очков, которые надевались всем гостям и жителям города).

2. Как звали братьев Иванушки в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»? (Данило и Гаврило).

3. О чем Незнайка спорил со Знайкой на воздушном шаре? (Незнайка говорил, что облако жидкое, как кисель, а Знайка убеждал его, что облако сделано из тумана).

4. Во сколько раз Гулливер больше лилипутов? (В 12 раз).

5. Как называлась Харчевня в сказке А. Толстого «Золотой Ключик …»? (Харчевня «Трех пескарей»).


«Прогулка по старой Тюмени»


Нужно назвать улицу города Тюмени, которая изображена на фотографии. При этом знайте, что на фотографиях изображена старая Тюмень.


«Их так звали…»


1. Заслуга этого человека в том, что он утвердил жанр баллады в русской поэзии. Интерес к ней сопровождал всю его творческую жизнь. В честь героини одной из его баллад друзья в шутку прозвали его «Светланой». (В.А. Жуковский).

2. Стихи поэта высоко ценили величайшие русские писатели: А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой. В обществе за ним закрепилась слава остроумца и остряка, его называли «мастер блистательных импровизаций». А одно его стихотворение все российские дети знают со школьной скамьи: «Люблю грозу в начале мая …». (Ф.И. Тютчев).

3. Владимиру Маяковскому в детстве очень нравилось это сооружение – башня с сигнальными огнями на берегу моря за что и получил соответствующее прозвище. Какое? (Маяк).

4. Знаменитый поэт-песенник в детстве имел прозвище «высота». Отчасти это слово созвучно его фамилии, но его так звали за любовь к высоте. Позднее он всегда стремился быть на высоте: в кино, театре, в своих стихах и песнях.

(В. Высоцкий).

5. В жилах этого великого русского писателя текла кровь абиссинского царского рода. Благодаря этому он родился смуглокожим. Друзья по литературе любовно называли его «сверчок». (А.С. Пушкин).


«Владислав Крапивин - Командор страны детства»


1. Первым читателем, критиком и другом Вячеслава Петровича была ….кто? (мама)

2. Кем уже во втором классе мечтал стать Вячеслав Петрович? (Капитаном дальнего плавания)

3. Что такое КРАТОКРАФАН? (Краткий толкователь крапивинской фантастики)

4. О какой церкви говорит Вячеслав Петрович? «… это ведь самая большая моя любовь; в раннем детстве мне грезилось, что она скрывает какие тайны… Видел как с нее спиливали маковки, как досками забивали арочные проемы…» (Спасская церковь на ул. Ленина в Тюмени)

5. Кого из русских писателей Вячеслав Петрович считает своим первым учителем, вспоминая, что « …всю жизнь я перечитывал его чудесные рассказы и повести. По его великолепной книге «Золотая роза» я учился писать»? (К.Г.Паустовского)


«Народные промыслы»


1. Кистями разной величины, мазками длинными и короткими мастера гжели создают гамму до 30 оттенков этого цвета. Какой это цвет? (Синий).

2. Кружева плели во многих уголках России: в Ельце, Рязани, Вятке, Вологде. Создавалась эта ажурная сказка из нитей, получаемых из растений, которое еще называют «русским шелком». Что это за растение? (Лен).

3. Есть дерево, про которое говорят:

Первое дело – мир освещать,

Второе дело – скрип утишать,

Третье дело – больных исцелять,

Четвертое дело – чистоту соблюдать.

Но было у этого дерева еще одно важное дело – дарить людям красоту: издавна на Руси делали из коры его корзины, короба, шкатулки, посуду и даже лапти. (Береза).

4. Золотом горят листья деревьев, краснеют ягоды рябины, калины, пестреют цветы. Но это не осенний лес, а такая же нарядная, красочная, золотая деревянная посуда. Как она называется? (Хохлома).

5. Каслинские мастера всегда славились изящностью и почти ювелирной отделкой своих творений. Скульптурные изображения точно передают все движения людей и животных. Каслинские умельцы делали из этого материала даже украшения. Не верится, что все это сделано из тяжелого металла. Что это за металл? (Чугун).


«Символика Тюменской области»


1. Когда образовалась Тюменская область? (14 августа 1944 года)

2. Герб Тюмени был утверждён Екатериной Второй в 1785 году. В верхней части щита находится символика Тобольска - воинская арматура, знамена, барабаны, алебарды; в нижней- символика Тюмени- золотой дощаник в знак того, что «от сего города начинается плавание по рекам всей Сибири». А что такое дощаник? (Дощаник - большая плоскодонная лодка, на которой можно перевести много груза).

3. Как известно, флаг Тюменской области представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равных по ширине горизонтальных полос белого, синего и зелёного цветов. А что символизируют эти цвета? (Белый - мир, чистоту, правду, совершенство. Синий - небо, возвышенные идеалы. Зелёный - обновление, надежду, молодость. Кроме того, белый обозначает снег, синий - реки и озёра, зелёный - леса).

4. Когда появился герб Тюменской области? (Герб Тюменской области появился в мае 1995 года).

5. Завершите одной строкой первое четверостишие гимна Тюменской области:

Много ль известно вам мест, где случается чудо,

Мест, где творится история наша с тобой?

Здесь родились и рождаются лучшие люди,

……………………………………………

(И называется это Тюменской Землёй).








ФИНАЛЬНЫЙ РАУНД


Ведущий: Капитаны команд! Приглашаю вас принять участие в финальном раунде. Перед вами 4 темы. Каждый капитан может убрать из перечня ту тему, которая ему не нравится. Таким образом, останется только один вопрос, который и будет разыгран. Стоимость этого вопроса – 5 баллов.


«Символ региона»


Герб одного из самых старейших поселений описывается так: «В верхней части щита герб Тобольский. В нижней, в серебряном поле, три дерева берёз…». Какому поселению принадлежит этот герб? Чем знаменит этот посёлок? (Герб принадлежит Берёзово (основано было в 1593 году). Своё название посёлок (до 1926 года город) получил по ближайшей берёзовой роще. В Берёзово был сослан князь Александр Меншиков, сподвижник Петра Первого; здесь отбывали ссылку декабристы. В 1953 году в Берёзово открыто первое газовое месторождение).


«Древние языки»


Озеро Самотлор в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа дало название крупнейшему месторождению нефти. А что в переводе с хантыйского означает «Самотлор»? (Предполагают, что в переводе с хантыйского слово означает «мёртвое озеро», «шайтан озеро», «сердце-озеро»).


«Знакомые все лица…»


О ком поэт А.А. Блок сказал, что он – это «воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности»? (об Д.И. Менделееве)


«Книжный мир»


Владислав Крапивин говорил: «Этот реквием – не о человеке. Он о старом тополе, который был для меня живым, как человек, и любимым, как человек… Да разве только для меня!!!» Назовите произведение - реквием. («Тополиная рубашка»)


Ведущий: Молодцы, ребята, справились с заданием. Пришло время подвести итоги нашей игры. Слово жюри.

(Слово жюри, вручение грамот).

А я вам, ребята, пожелаю счастливого плавания по морю знаний. Читайте книги и познавайте все прелести, тайны и загадки языка, литературы и искусства.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект внеурочного занятия "Загадки русского языка и литературы"

Автор: Захарова Светлана Александровна

Дата: 17.09.2018

Номер свидетельства: 478037


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства