Просмотр содержимого документа
«Конкурс знатоков «Дыханьем Родины храним…» Ломоносову посвящается»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное Питерского района Саратовской области»
Конкурс знатоков
«Дыханьем Родины храним…»
Ломоносову посвящается
Фамилия, имя, отчество автора:
Сисенгалиева Ажарганым Карагушевна
Конкурс знатоков
«Дыханьем Родины храним…»
Оформление. Выставка книг Ломоносова и о Ломоносове «Крестьянский сын Михайло Ломоносов», родившийся под северной звездой; плакаты: с высказывания-
ми о Ломоносове: «В стезе российской словесности Ломоносов был первым» (Н. Ради-
щев); «Ломоносов был великий человек... Он создал первый университет. Он лучше сказать сам был первым нашим университетом» (А. С. Пушкин). Действующие лица:ведущий (учитель), чтецы (ученики старших классов), знатоки (ученики IX – XI классов), биографы. Ведущий. Два столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын великого русского народа - М.В.Ломоносов. Простой русский человек, сын архангельского крестьянина - помора, он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать. Короток жизненный путь Ломоносова. Он родился 8(19) ноября 1711 года, скончался на 54-м году жизни 4(15) апреля 1765 года. За это время он совершил столько научных открытий, осуществил столько изобретений, что трудно найти во всей предшествующей мировой истории другого человека таких огромных и плодотворных, творческих подвигов. По силе мысли, глубине знаний, разносторонности творчества Ломоносов не знал себе равных в предшествующей истории человечества, да и на протяжении последующих двух веков. В его жизни и делах воплощены лучшие черты великого русского народа. Обширен перечень областей науки, техники и культуры, с которыми он соприкасался, внося в них новое: химия, физика, история, поэзия, экономика, механика, геология, астрономия и. д. Он был новатором в горном деле, в изготовлении приборов, в русской грамматике, в правилах стихосложения, в развитии русского литературного языка и во многом другом. Ломоносов рождён был Россией, жил для России и все свои силы, знания и помыслы отдал России.
Ведущий. Дорогие гости, учителя, ребята сегодня мы проводим конкурс знатоков «Дыханьем Родины храним…», посвящённый Михаилу Васильевичу Ломоносову. Для знатоков прозвучат вопросы и задания. За каждый правильный ответ - 1 балл. Если знатоки затрудняются ответить, на помощь приходят зрители. За правильный ответ им вручается жетон. Активные участники будут поощрены. (Представляются члены жюри во главе с председателем).Вести конкурс нам помогут чтецы и биографы. (Звучит торжественная музыка.) Чтец. «Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей- либо яркой жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо XVIII столетия. Звездою первой величины явилась слава Михайла Ломоносова». (Борис Шергин. «Изящные мастера»). 1-й биограф. Михайло Ломоносов родился в селе Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. 2-й биограф. Это современное название. Во времена Ломоносова оно звучало так - Архангельская губерния, Куростровская волость Двинского уезда, деревня... Ведущий. Знатоки, внимание! Назовите место рождения Ломоносова.(Мишанинская.) 2-й биограф. Мишанинская располагалась на острове на реке Северная Двина. 1-й биограф. Крестьяне жили там не особенно бедно. Они обрабатывали землю, добывали рыбу и морских зверей (тюленей да моржа) в Белом море. «Нас река да море кормит», - говорили они.
2-й биограф. Михайло был единственным сыном зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Василий Дорофеевич был известен всей округе, человек состоятельный, он одним из первых на Севере приобрел морское судно с двумя мачтами — гукор. Он оснастил судно так, как это делали голландские моряки. Ведущий. Знатоки! Вопрос второй. Как называлось морское судно Василия Дорофеевича? (Чайка.) 1-й биограф. Михайло рос здоровым и сильным мальчиком, сообразительным и любознательным. С 10 лет он, как все поморские мальчики, уходил на промысел в море. 2-й биограф. Учиться грамоте он начал поздно, лет в двенадцать. К тому времени он уже освоил рыбный промысел. Но дивное устройство окружающей природы волновало его, хотелось учиться. Ведущий. Задание знатокам. Назовите первые книги, по которым учился Ломоносов.
Он выучил их наизусть и назвал «вратами учености». («Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого. 3 балла.) 2-й биограф. Ломоносову шел 19-й год, когда он понял, что если он действительно хочет учиться дальше, то надо уходить из отчего дома. 1-й биограф. Зимой 1730 года Михайло Ломоносов ушел с рыбным обозом в Москву. Без денег отправляться нельзя, и он обратился за помощью к соседу: занял у него тулуп и денег. Ведущий. А сейчас вопрос зрителям. Сколько денег одолжил Ломоносову его сосед Фома Шубный? (3 рубля.) 2-й биограф. Обоз с мороженой рыбой шел из Холмогор в Москву около трех недель. В конце декабря подошли к Москве. Здесь Ломоносов поступил учиться в лучшее по тем временам учебное заведение. Ведущий. Знатоки, слушайте вопрос. Как называлось это учебное заведение? Второе его название?(Московская Славяно - греко-латинская академия. Второе название — Спасские школы.) 1-й биограф. Чтобы поступить туда, Ломоносову пришлось пойти на обман: скрыть свое крестьянское происхождение. 2-й биограф. Зачислили его в первый класс, так как именно там начинали изучать латинский язык, который был нужен для дальнейшей учебы. 1-й биограф. Весь курс академии, рассчитанный на 12 лет, Ломоносов закончил за 5 лет! 2-й биограф. А в каких условиях приходилось учиться! Ломоносову, как и другим ученикам, назначалось жалованье. Ведущий. Внимание, знатоки! Каким было «жалованье ученика Славяно-греко-латинскойакадемии в месяц, в год? (90 копеек в месяц, 10 рублей в год.) 1-й биограф. Это было тяжелое время для Ломоносова. Впоследствии он вспоминал: «...Несказанная бедность: имел один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет, и наук не оста-
вил». (Из письма Ломоносова Шувалову в 1753 году.) 2-й биограф. Другим ученикам помогали родители, а сбежавшему из дома Михайле было стыдно обращаться к отцу. Так он и жил на 3 копейки в день. 1-й биограф. В конце 1735 года в Московскую Академию пришел приказ – отправить 20 наиболее способных к наукам учеников в Петербург для обучения при Академии наук. Среди них был и 24 - летний Михайло Ломоносов. 2-й биограф. В сентябре 1738 года Ломоносов для продолжения учебы был послан за границу.
Ведущий. Зрители, вопрос вам! Сколько учеников было отправлено тогда за границу? (3 ученика,) 2-й биограф. В ноябре 1736 года Ломоносова зачислили в Марбургский университет, где он прослушал курс по физике, математике, химии и философии. 1-й биограф. В июле 1739 года Михайло Васильевич с товарищами был отправлен в Саксонию в город Фрейберг, где учили горному делу. В общей сложности за рубежом Ломоносов прослушал курсы по 16 научным дисциплинам. 2-й биограф. В 1739 году (за границей) Ломоносов пишет оду «На взятие Хотина» и отправляет ее в Петербург в Российское собрание при Академии наук. 1-й биограф. Это было как гром среди ясного неба! Впоследствии Белинский сказал: «Новая русская литература началась с «Оды на взятие Хотина». С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим». 2-й биограф. Поэт Ломоносов воспевал в своих произведениях любовь к родине, к русским людям, к науке. Ведущий. В «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносов прославляет науку. Знатокам мы вручаем листки с отрывками из оды. Им надо вставить пропущенные слова.
…юношей питают, Отраду ... подают, В счастливой жизни украшают, В ... случай берегут, В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в …, В ... шуму и наедине, В покое сладки и в труде. (Науки, старым, несчастный, пустыне, градском) Звучит стихотворение М. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» Ведущий. Знатоки заканчивают работу, и вот что у них получилось. Чтец читает отрывок, который был предложен знатокам.
1-й биограф. Ломоносов знал и любил русский язык. О красоте русского языка он писал: Чтец. «Карл V , римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским - с друзьями, немецким — неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». 1-й биограф. Ломоносов заложил основы современного русского разговорного языка. Два его сочинения имели большое значение для развития русского языка. Это «Российская грамматика» и «Краткое руководство к риторике». Много поколений русских людей учились по этим учебникам. 2-й биограф. Пушкин сказал о Ломоносове: «Ломоносов был великий человек... Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Ведущий. Вопрос знатокам. Как вы понимаете это высказывание Пушкина?
(Знания Ломоносова в самых разных областях обширны. Ломоносов знал, к примеру, 31 язык, из них 11 - в совершенстве.) Чтец. «Трудно назвать какую-либо отрасль из существовавших в XIII веке, в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада. В физике, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время», — сказал академик Келдыш. Ведущий. Внимание, знатоки! Какие заслуги Ломоносова в астрономии? (Ломоносов открыл существование на Венере атмосферы.) Какое древнерусское искусство возродил Михаил Васильевич? (Мозаику.) 1-й биограф. Перечислить все заслуги Ломоносова просто невозможно за столь короткое время. Не случайно на Западе долгое время считали, что Ломоносовых в России два: один — химик, другой — поэт и историк. 2-й биограф. Архангельский помор вошел в историю как один из самых выдающихся людей России. Мы чтим его как достойного сына, всю жизнь посвятившего матери - России. Тяжело заболев в марте 1764 года, он говорил академику Я. Штелину: «Друг, я вижу, что должен умереть. Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества...»
Чтец. Н. И. Рыленков «Ломоносов»
Куда бежать от сплетен и доносов! В просторных залах смрадно, как в аду! И вот опять Михайло Ломоносов Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов, Прямой, как ветер северной реки, Оп сохранил неукротимый норов И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской Одной латынью голод утолял, Молокососов укрощал указкой И сметкою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил. Везде дыханьем родины храним, Не он ли в старом Марбурге заставил Немецких буршей трепетать пред нам?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашел слова, звучащие как медь!
Доколь же иноземное засилье
Придется в Академии терпеть?
В нее вошел, достойный славы Россов, Как беломорский ветер молодой, Крестьянский сын Михайло Ломоносов, Родившийся под северной звездой.
(Звучит торжественная музыка.) Ведущий. Наш конкурс подошел к концу. Слово жюри. (Подведение итогов, вручение призов. Звучит музыка.)