kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Соловецкие юнги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час направлен на воспитание благодарности и уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны, развитие чувства сопричастности к Отечеству, к своему народу, интереса к его прошлому и настоящему, углубление знаний об исторических событиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Соловецкие юнги"»

Анфимова Наталия Александровна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 25» г. Северодвинска

Классный час для учащихся средних и старших классов «Соловецкие юнги»

Цель: воспитание благодарности и уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны через знакомство с историей «Соловецкой школы юнг», произведением Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками» и личную беседу с юнгами.

Задачи:

- воспитывать любовь к историческому прошлому своего народа, родной земле, городу, семье, родному дому;

- развивать чувство сопричастности к Отечеству, к своему народу, интерес к его прошлому и настоящему;

- углублять знания об исторических событиях своей Родины.

- знакомить обучающихся с историей армии и флота, формировать представления о различных родах войск, об особенностях службы.

Оформление: портрет В. Пикуля, выставка книг В. Пикуля

Оборудование: презентация, проектор, аудиозапись Б. Окуджавы «До свидания, мальчики».

Предварительная подготовка: чтение книги Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками»; выразительное чтение наизусть подготовленным учеником стихотворения И. Мордовиной «Юнги».

Приглашенные гости: Потыков Виктор Никанорович, секретарь Совета ветеранов г. Северодвинска, юнга набора 1944 года, Есения Романова, ученица 9А класса МБОУ «СОШ №25», участница «Летней Соловецкой школы юнг» 2012, 2013, 2014 года.

Ход урока

Учитель (Слайд 1)

«Соловецкие юнги, наши мальчики русские,

Ваши плечи, по-детски худые и узкие,

Заслонили просторы родной вам России!

Будьте вечно героями!

Будьте вечно живыми!»

Л. Варамеев

Читает торжественно мальчик в форме юнги (гюйс, бескозырка) (Слайд 2):

«Юность… Она была тревожной, как порыв ветра, ударивший в откинутое крыло паруса. Тогда было суровое время жертв, и мы были готовы жертвовать. Многие из нас тогда же ступили на палубы боевых кораблей».

Звук метронома.

Учитель (Слайд 3):

1942 год. Приказ народного комиссара Военно-морского флота Н. Г. Кузнецова: «В целях воспитания и подготовки квалифицированных кадров моряков путём практического обучения непосредственно на судах ввести в наркомвоенфлоте институт воспитанников-юнг».

Приказ командующего Северным флотом № 0366 от 11 июля 1942 года:

«1. Сформировать школу Юнгов Военно-морского флота при Учебном отряде с дислокацией на Соловецких островах.

2. Школу Юнгов ВМФ подчинить командиру Учебного отряда. Плановые занятия начать с 1 сентября 1942 года.

Командующий Северным флотом вице-адмирал - Головко.

Член Военного совета флота дивизионный комиссар – Николаев.

Начальник штаба Северного флота контр-адмирал - Кучеров».

Выразительное чтение ученика (Слайд 4):

«Юнги»

И. Мордовина

Монастырские своды молчали.
Здесь мальчишек войне обучали.
Им всего-то пятнадцать от роду,
Но уйдут они камнем под воду.


Не сдаваться в бою их учили.
Пасть героем с мечтой они жили.
Это были советские дети.
Кто за жизнь пацанов был в ответе?


Сколько их Соловки приютили?
Скольких там за войну обучили?
В море шли без сомненья, с размахом.
В юных душах ещё нету страха.


Моряков заменяли погибших,
До Победы большой не доживших.
Юнги быть, кем угодно, умели,
За Отчизну погибнуть хотели.


Добровольная школа морская,
В Соловках всем грехи отпуская,
Обучала детей гордой смерти.
Звали их «соловецкие черти».

Звучит аудиозапись 1 куплета и припева песни Б. Окуджавы «До свидания, мальчики».

Учитель.

Пятнадцатилетние юнги вписали свою страничку в историю Победы над фашизмом. В 1942 году из разных концов страны в Архангельск, в Соловецкую школу юнг, устремились сотни ребят. Кем они были, эти мальчишки? Романтиками? Наверное. Но не просто мечтателями – они рвались к настоящим боевым делам. Они хотели стать военными моряками, рвались в бой, стремились попасть на военные корабли и защищать свою Родину вместе с отцами и старшими братьями. Ни слёзы матерей, ни строгие запреты директоров заводов, где работали подростки, никакая другая сила не могли их остановить. Приехавшие более чем из 80 городов страны, собрались они на причалах Архангельска. Отсюда пароходы доставили их на Соловецкие острова.

Бывший юнга первого набора вспоминал (читает воспоминания мальчик в форме юнги (гюйс, бескозырка)): « … на рассвете в розоватой дымке показались Соловецкие острова. Сначала был контур нескольких островов, потом мы увидели чёрный густой лес, скалистые низкие берега и высокую гору. На ней находился маяк. Маяк не мигал. Удивительное царство зелени и камня. Щедра природа здесь. Запахи моря перемешались с запахами разнотравья. Меня уже не пугал этот далёкий край своей суровостью. Остров лежал тихо и задумчиво, как огромный дредноут на вечном приколе.

Мы заночевали в кремле, в монастырских кельях. Окно нашей кельи выходило на гавань Благополучия, у причала которой стоял «Краснофлотец», тот самый пароход, на котором мы приплыли. Завтра он уйдёт в море. Надо доставить из Архангельска новый отряд юнг - добровольцев».

Учитель.

Юнги стойко переносили все тяготы жизни на пустынном скалистом острове, успешно постигали азы искусства морского боя. Первым их испытанием было строительство землянок. Эта тяжёлая работа была по плечу не каждому взрослому солдату. Иногда уставали так, что к вечеру падали от изнеможения, а утром их снова поднимали в 5 – 6 часов утра. Вскоре всеобщими усилиями срубили баню. После тяжелого трудового дня землянки казались раем. Срубленные из бревен, засыпанные сверху песком и землей, «укутанные» дерном, они имели две печки, сложенные из кирпича. В землянках юнги отогревались, сушили одежду и обувь.

Ребята смогли выдержать все тяготы взрослой службы, сумели за короткий срок построить школу. Каждый юнга имел обязанности перед товарищами. В неделю приходилось по два раза дневалить по роте. Суббота отводилась на уборку территории, штопку обмундирования, стирку белья. Наряд на камбуз запомнился всем: нужно было начистить 12 мешков картошки в течение всего лишь нескольких часов!

Ещё не окончив курс обучения, юнги уже выполняли боевую задачу – обеспечивали оборону Соловецких островов.

Но не только строительством занимались мальчишки, главное для юнг – учеба. Занятия в Соловецкой школе юнг начались с 1 сентября 1942 года.

Каждый юнга знал назубок распорядок дня. В утренние часы занимались общеобразовательными предметами, а на последнем, шестом, уроке после обеденного перерыва, когда наступали сумерки, учили морские термины. Особенно трудно давались наименования рангоута и такелажной оснастки кораблей парусного флота. Все юнги без исключения проходили практику по военно-морскому делу. Они выходили в море на шлюпках под парусами и на веслах, набивая кровавые мозоли, преодолевая страх перед штормящим морем.

Радисты изучали устройство разных типов приемников, передатчиков, азбуку Морзе. К концу курса обучения многие из них принимали на слух и передавали в эфир не менее 100 знаков в минуту. Рулевые занимались прокладкой курса корабля, определением своего местонахождения в открытом море. Штурманское дело давало общее знакомство с приборами и их использованием в кораблевождении, учились читать морские карты.

Боцманы учились управлять шлюпкой, сращивать тросы, вязать морские узлы, плести кранцы. Серьезно занимались изучением сигнального дела - передавали флажками азбуку Морзе, световые сигналы.

К началу 1942 г. жизнь курсантов в Савватьево стала веселее. Юнги самостоятельно построили большой камбуз, пекарню и матросский клуб.

Сентябрь 1943 года. Приближались экзамены и прощание со школой. Подготовка к экзаменам проводилась с большим подъемом, юнги помогали друг другу, повторяли материал, подтягивали отстающих. Экзамены показали, что подавляющее большинство юнг отлично усвоили все предметы и готовы к службе на кораблях. Многие отвечали на экзаменационные билеты без подготовки, отлично справлялись с дополнительными вопросами комиссии и представителей Северного флота.

Перед отъездом юнги дали клятву на верность своему воинскому долгу.

Читает торжественно мальчик в форме юнги (гюйс, бескозырка).

«Родина! Великая Советская держава! В день отправки нас на боевые корабли приносим себе свою клятву! Мы клянемся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, умножать боевые традиции советских моряков, хранить и оберегать честь Школы юнг ВМФ. Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха, не знать покоя, быть в первых рядах самых мужественных и самых смелых, самых храбрых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон родины».

Юнги сдержали клятву. Проверку боем они выдержали с честью и до конца.

Соловецкая школа юнг за три выпуска подготовила 4111 радистов, рулевых, боцманов, мотористов, электриков. (Слайд 5)

Учитель.

Одним из юнг первого набора был и Валентин Саввич Пикуль, ставший впоследствии известным писателем. (Слайд 6). О Соловецкой школе юнг он написал в повести «Мальчики с бантиками».

Ученик.

Валентин Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде.

В 1939 году отец будущего писателя, Савва Михайлович Пикуль, был направлен на работу на новую судоверфь в г. Молотовск (ныне Северодвинск). (Слайд 7). Сюда к нему в 1940 году переехали из Ленинграда Валентин с матерью. Жили они в деревянном доме на улице Индустриальной, 39/19 (сейчас там установлена памятная доска). Валентин Пикуль занимался в Доме пионеров в кружке «Юный моряк».

Война шестиклассника Валю застала во время каникул у бабушки в Ленинград е. Вернуться до осени не удалось. Матери с сыном пришлось пережить первую блокадную зиму в городе на Неве (Слайд 8).

В 1942 году Валентину с матерью удалось выехать из Ленинграда по «Дороге жизни» в Молотовск одним из эшелонов. Подросток очень хотел стать моряком. Как только Валентин узнал о наборе в школу юнг ВМФ, сбежал из дома прямо во флотский полуэкипаж в Соломбале. Ему было 14 лет, ростом мал, здоровьем слаб. Но Пикуль прошел все испытания, его приняли в Школу юнг.

В 1943 году Пикуль с первым набором юнг окончил обучение на Соловецких островах по специальности «рулевой-сигнальщик» и был отправлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота, где прослужил до конца войны.

После победы поступил в Ленинградское подготовительное военно-морское училище, но в 1946 году его отчислили «из-за нехватки знаний». Он работал начальником отдела в водолазном отряде, потом в пожарной части и занимался самообразованием. Уже тогда Пикуль решил посвятить себя литературному творчеству и поступил вольным слушателем в литературный кружок, начал посещать объединение молодых писателей.

Прочитав книгу о миноносцах Северного флота, он возмутился тем, что она скучно написана, и решил рассказать об этом правдивее и лучше. Пикуль задумал свой первый роман под названием «Курс на Солнце». Однако даже после третьего варианта повести он остался работой неудовлетворён и собственноручно уничтожил рукопись. Тем не менее фрагменты повести были опубликованы в выходившей тогда в Таллине флотской газете «На вахте».

Первый роман Пикуля вышел в 1954 году. «Океанский патруль» рассказывал о борьбе с фашистами в Баренцевом море во время Великой Отечественной войны. Роман имел большой успех, и Пикуль был принят в Союз писателей.

К теме своей юности писатель обратился в 1974 году, рассказав о Соловецкой школе юнг в автобиографической повести «Мальчики с бантиками».

Учитель.

Умели драить медь до глянца

И не смыкать на вахтах глаз,

Да что греха таить, всё было,

И погибали вы не раз.

Не раз по дому сердце ныло,

В боях калила вас судьба.

Остались в памяти эсминцы,

Тральцы, подлодки, катера.

Вам, ветераны – юнги, снится

Давно минувшая война!   

(Слайд 9)

У нас в гостях юнга Северного флота, на собственном опыте узнавший, что такое Соловки и что такое война, - Потыков Виктор Никанорович, секретарь Совета ветеранов Северодвинска. Попросим его поделиться своими впечатлениями об учебе в Соловецкой школе юнг.

Выступление ветерана.

Вы можете задать свои вопросы ему.

Учитель.

Если вы думаете, что Соловецкая школа юнг давно прекратила свое существование, то заблуждаетесь (Слайд 9).

1 августа 2007 на Международном слёте юнг – ветеранов Соловецкой школы юнг 1942-45гг. был подписан протокол о создании Летней Соловецкой школы юнг (Слайд 10).

За 7 лет существования Летней Соловецкой школы юнг её выпускниками стали 75 подростков из Архангельска, Северодвинска, Костромы и Кеми. Главной задачей Летней Соловецкой школы юнг является патриотическое воспитание подрастающего поколения и адаптация современных юнг на основе исторического опыта легендарной Соловецкой школы юнг (1942-1945гг.).

Ветераны говорят: «Видя молодых юнг, мы вспоминаем свою молодость и верим, что есть люди, которые готовы верно служить Родине».

Учитель.

Предоставим слово инструктору, участнице Летней Соловецкой школы юнг, ученице школы № 25 Романовой Есении.

Выступление ученицы.

Я родилась на берегу Белого моря, в городе Северодвинске, который славен корабелами и мореходами. С детства я люблю море и в будущем хочу связать свою жизнь с ним, поэтому три года я занимаюсь в Детском морском центре «Североморец». Я с гордостью ношу звание юнги.

Летом 2012, 2013 и 2014 годов я была участницей Летней Соловецкой школы юнг. На занятиях нас обучали строевой подготовке, стрельбе, обращению с оружием, азбуке Морзе и другим премудростям морского дела. Современные юнги посещали знаменитые места Большого Соловецкого острова – Савватьево и Исаково, где во время войны располагались землянки наших предшественников. Но самое главное - у нас были встречи с ветеранами. Стало традицией возложение венков к монументу Соловецким юнгам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Программа в нашей школе была под стать военной – флажный семафор, подача бросательного конца, вязание морских узлов, стрельба из пневматической винтовки и многое другое.

Все юнгаши дали торжественную клятву быть преданными защитниками Отечества и заступили на вахту памяти у монумента Соловецким юнгам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Нам было очень интересно общаться с ветеранами, которые рассказывали о годах обучения и службы, соревновались с нами на умение вязать морские узлы, владеть флажным семафором, разбирать - собирать автомат.

И мы старались не уронить гордого звания юнги. Путь на Соловецкий архипелаг по неспокойному морю, шлюпочный поход по системе каналов и озёр, общение со сверстниками из других городов закалили нас. Непростыми выдались экзамены на звание юнг и особенно инструкторов – тем почётнее было сдать их. Я получила звание инструктора в июле 2013 года. Совсем ещё юные и уже почтенные юнги были в пилотках и бескозырках – настоящая преемственность поколений! Ребята, приехавшие на Соловки из разных городов страны, общались с ветеранами с огромным интересом и не отходили от них ни на шаг.

В 2013 году в Северодвинске мне удалось встретиться с юнгой первого набора Косаревым Алексеем Семеновичем, его воспоминания я записала и рассказала о его судьбе в своей научно-исследовательской работе (Слайд 11).

Я считаю, что соловецкий юнга – это гордое звание, которое с четью пронесли через трудную и героическую жизнь выпускники Школы, и мы, современные юнги, продолжаем носить это звание, возрождая традиции любви к Родине и Отечеству.

Учитель.

В 2007 году на Соловках был открыт музей школы юнг. В экспозиции представлены различные фотографии, документы, в том числе табели об успеваемости юнг, морские предметы военного времени, вооружение, макет землянки, в которой жили первые юнги. А ещё - там назван каждый…

В 1972 году был сыгран первый «большой сбор», посвященный юбилею Соловецкой школы юнг ВМФ. На Соловки приехали бывшие юнги. Многие не узнали друг друга: сколько лет прошло…

Память о павших в боях за Родину оставшиеся в живых юнги увековечили в памятнике возле стен Соловецкого монастыря.

Предлагаю почтить их память минутой молчания.

Метроном.

Минута молчания. (Слайд 12)

Учитель.

«Соловецкие юнги, наши мальчики русские,

Ваши плечи, по-детски худые и узкие,

Заслонили просторы родной вам России!

Будьте вечно героями!

Будьте вечно живыми!»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час "Соловецкие юнги"

Автор: Наталия Александровна Анфимова

Дата: 25.11.2020

Номер свидетельства: 564431


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства