kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова"»


«Кавказ в творчестве

М. Ю. Лермонтова»

Урок - концерт


Подготовила: Мархиева Л.М.


Цели урока:

помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться;

постараться воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях Лермонтов.

развить творческие способности учащихся

воспитать интерес, терпимость к другим нациям


Оформление класса (зала): портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин, акварелей и рисунков поэта на кавказские темы.


Ход урока.

Индивидуальное домашнее задание: подготовиться к

уроку-концерту, выучить наизусть стихотворения.


1). Орг. момент. (1-2 мин.)

На экране, расположенном на классной доске), панорама кавказских гор. Звучит романс на стихи М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»


Слово учителя. Здравствуйте, уважаемые учащиеся и гости, мы рады приветствовать Вас в этом зале!


Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ!


Эти вдохновенные строки написал М. Ю. Лермонтов. Любовь Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам поэт пронес через свою короткую и мятежную жизнь. Сегодняшняя наша встреча посвящена 205-летней годовщине со дня рождения Великого русского поэта. Мы поговорим с вами о тех страницах жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, которые посвящены Кавказу.


2) Викторина (5 мин.) (слайд №2)

-Многие сведения о жизни и творчестве поэта вам уже известны, поэтому урок целесообразно начать с викторины. Выигрывает тот, кто даёт больше правильных ответов на вопросы)


Где и когда родился Лермонтов? (3 (15) октября 1814 года, в Москве)

Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова? Благодаря этому человеку, он почти избежал своей первой ссылки. (Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева)

Как звали домашнего учителя Лермонтова? (Алексей Зиновьевич Зиновьев — педагог, ученый, литератор).

Более 800 композиторов написали музыку на стихи М.Ю. Лермонтова. Какими музыкальными инструментами владел сам поэт? (Фортепиано, скрипка, флейта)

Кто является адресатом юношеской любовной лирики Лермонтова? (Наталья Федоровна Иванова - дочь московского литератора Ф. Ф. Иванова).

Куда был сослан Лермонтов за сочинение «Смерть поэта»? (Был арестован и переведен служить в Нижегородский драгунский полк, который находился а Закавказье и принимал участие в войне с горцами).

Назовите первое опубликованное стихотворение. (Стихотворение «Весна» напечатано в 1830 году в журнале «Антеней», за подписью «L»).

Какое стихотворении М.Ю.Лермонтова, по словам Л.Н. Толстого, послужило зерном для создания романа «Война и мир»? («Бородино»)

Где и как погиб М.Ю. Лермонтов? (В Пятигорске на дуэли с Н. Мартыновым)

Горы, оказавшие большое влияние на жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. (Кавказ)


- Молодцы, ребята! А теперь слово предоставляется ведущим: Гариевой Раяне и Цицкиевой Феридэ.


3). Первые встречи с Кавказом (слайд №3-6)

Ведущий 1. Первые встречи Лермонтова с Кавказом состоялись в детские годы. По совету врачей, Е.А.Арсеньева, бабушка поэта, привозила его для лечения на Кавказские Минеральные Воды.

Дом, в котором поселились тарханцы, стоял у подножья Горячей горы. Из дома открывался прекрасный вид на Машук и отроги Горячей горы, покрытые кряжистым низким дубом, буком, ясенем, кизилом.

В 1832 году Лермонтов так вспоминал кавказские рассветы:

Лермонтов (Ажигов):  «Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов, они так сияли в лучах восходящего солнца, и, в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда».
 

На доске (экране) изображение горы Машук.


Ведущий 2. В Пятигорске Лермонтова окружали мужественные, пропахшие порохом люди, среди которых было немало коренных кавказцев, борющихся за свою свободу и независимость. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушал народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта.


Слово учителя. Отрывок из поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон» прочтет Чапанова Раяна


Ученик 1
(Чапанова Раяна)


Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный.

Ещё ребёнком робкими шагами

Взбирался я на гордые скалы,

Увитые туманными чалмами,

Как головы поклонников аллы

Там ветер машет вольными крылами,

Там ночевать слетаются орлы;

Я в гости к ним летал мечтой послушной

И сердцем был товарищ их воздушный


5). Лермонтов – певец Кавказа. (Слайд №7)

Ведущий 1 Пребывание Лермонтова на Кавказе оказало большое влияние на его литературное творчество. Увиденное, услышанное и пережитое в детские годы подсказало поэту темы и образы многих художественный произведений. В. Г. Белинский писал: «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта. Странное дело! - Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтическою их родиною! Пушкин посвятил Кавказу одну из первых своих поэм — Кавказский пленник. Грибоедов создал на Кавказе свое «Горе от ума». И вот является новый великий поэт — и Кавказ делается его поэтическою родиною, пламенно любимою им..


Ведущий 2. В изображении Кавказа Лермонтов пошел дальше своих предшественников. Он шире и глубже показал край синих гор и мужественных людей. Как певец Кавказа М. Ю. Лермонтов по праву занял первое место в русской литературе. Кавказ был для поэта символом свободы:


Слово учителя. Отрывок из поэмы «Измаил-бей» прочтет Олигов

Олиг


Ученик 2 (Олигов Олиг)
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили.
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга и утесы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы,
и вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым, синея, облака
Под вечер К вам летят издалека,
Над вами вьются, шепчутся как тени,
Как над главой огромных привидений
Колеблемые перья, - и луна
По синим сводам странствует одна.
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих небес прозрачную лазурь,
И чудный вой мгновенных, громких бурь,
Когда пещеры и холмы крутые
Как стражи окликаются ночные;
И вдруг проглянет солнце, и поток
Озолотится, и степной цветок,
Душистую головку поднимая,

Блистает, как цветы небес и рая… (Отрывок из поэмы «Измаил-бей»)


5) Черкесы. (Слайд №8).

Ведущий 1. В 1828 году Четырнадцатилетний Лермонтов пишет поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник». В это время он учится в Московском университетском благородном пансионе. Поэмы — первые произведения, посвященные Кавказу. Они были навеяны поэту впечатлениями детских лет.


(Отрывок из поэмы «Кавказский пленник» читает Дзейтова Джаннета)

Ученик 3 (Дзейтова Джаннета)


Лежал ковер цветов, узорный,
По той горе и по холмам;
Внизу сверкал поток нагорный,
И тек струисто по кремням...
…Черкешенки к нему сбежались,
Водою чистой умывались.
Со смехом младости простым
На дно прозрачное иные
Бросали кольца дорогие,
И к волосам своим густым
Цветы весенние вплетали;
Гляделися в зерцало вод,
И лица их в нем трепетали.
Сплетаясь в тихий хоровод,
Восточны песни напевали,
И близ аула, под горой
Сидели резвою толпой;
И звуки песни произвольной
Ущелья вторили невольно.


Ведущий 2. Через четыре года Лермонтов создает поэму «Измаил-Бей». В ней он дает живые зарисовки увиденных им сцен из жизни горцев.
В основу поэмы Аул Бастунджи» легла легенда о Селиме, человеке непреклонном и свободолюбивом. Селим влюбился в прекрасную Зару, выданную замуж за его старшего брата. Зара втайне готова ответить на чувство Селима, однако она не может нарушить старинных обычаев. В порыве отчаяния и злобы Селим убивает Зару и сжигает саклю брата. От загоревшейся сакли вспыхнул огнем весь аул Бастунджи.
События, о которых рассказывается в поэме, происходят в районе Пятигорска. Аул Бастунджи в действительности существовал еще в начале ХIХ века. Он находился между. Машуком и Бешту и был уничтожен после того, как жители его ушли в горы. В детстве Лермонтов видел развалины этого аула

.
Ученик 4 (Гизгиев Абдула)


Между Машуком и Бешту, назад
Тому лет тридцать, был аул, горами
Закрыт от бурь и вольностью богат. Его уж нет.-

Кудрявыми кустами

Покрыто поле: дикий виноград,
Цепляясь, вьется длинными хвостами
Вокруг камней, покрытых сединой,
С вершин соседних сброшенных грозой!..
Чтец. В ауле том без ближних и друзей
Когда-то жили два родные брата,
И в Пятигорске не было грозней
И не было отважней Ак-булата.
Меньшой был слаб и нежен с юных дней,
Как цвет весенний под лучом заката!
Чуждался битв и крови он и зла,
Но искра в нем таилась... и ждала…


6) «Смерть поэта» (слайд № 9)
Ведущий 1.
29 января 1837 года от тяжелой раны, полученной на дуэли, скончался А.С. Пушкин. Смерть Пушкина потрясла Лермонтова. Свою боль Лермонтов выразил в стихотворении «Смерть поэта».

Чтец читает стихотворение «Смерть поэта». (Видеофрагмент).


Ведущий 2. Стихотворение Лермонтова быстро распространилось по всему Петербургу. По распоряжению царя «за вольнодумство, более чем преступное» Лермонтов был арестован и после семидневного расследования дела «о нёпозволительных стихах» сослан на Кавказ.
В марте 1837 года М. Ю. Лермонтов выезжает к месту ссылки. В полк он не попал, так как по дороге тяжело заболел и вынужден был отправиться на лечение в Пятигорск.
Во время первой ссылки Лермонтов побывал в Кисловодске, Железноводске, Ставрополе и в других местах Северного Кавказа и Закавказья.
Лермонтов интересовался старинными преданиями горцев, рассказами о событиях, которые происходили в то время на Кавказе. Он записывал их где-нибудь в поле или в горах при свете костра. Из окон дома, в котором поэт жил в Пятигорске, открывался широкий вид на кавказский хребет.



7) «Парус» ( Слайд №10).
Ведущий 1. На Кавказе Лермонтов познакомился с декабристами. Здесь отбывал наказание активный участник восстания 1825 года писатель Александр Бестужев-Марлинский. В поэме Бестужева «Андрей, князь Переяславский» есть строка «Белеет парус одинокий». Она поразила Лермонтова своим лаконизмом, своей лирической интонацией. Из этой строки родилось новое стихотворение, в котором выражена тема мятежа, жажда бури.

Слушаем запись романса «Парус». Музыка А. Варламов. (Исполняет хор РЦДО)

8) Художник и поэт. (Видеофрагмент «Лермонтов-художник»)

Ведущий 2. Кавказ был одной из главных тем не только стихов, поэм и «благоуханной прозы Лермонтова, но и его многочисленных рисунков, акварелей и нескольких картин, выполненных с большим профессиональным мастерством.

Лермонтову-поэту всегда помогал Лермонтов-художник. Михаил с детства прекрасно рисовал и очень любил это занятие. Любая кавказская панорама Лермонтова – это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей – всадники, погонщики и верблюды, грузинки, набирающие в Куре воду, – подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но, несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест, а кроме того, с описанием этих мест в произведениях.


По возвращении из первой ссылки всего за два года поэт завершает работу над поэмами «Мцыри», «Демон» и романом «Герой нашего времени», пишет такие превосходные стихотворения, как «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «И скучно и грустно» и др.



Слово учителя. В поэме «Мцыри» изображена сильная, свободолюбивая личность. Молодой горец Мцыри, с шестилетнего возраста находящийся в неволе, жил одной мыслью – вернуть себе свободу, «родимую страну».

Ученик 5 (Ажигов Беслан ) (Слайд 11)


Я знал одной лишь думы власть –
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской,
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.



Слово учителя. Основная идея поэмы «Мцыри» – Родина, единение с нею, свобода. Лермонтов увидел силу духа, стремление к вольности, верность Родине у русских людей и у народа, населяющего Кавказ.



9) «Валерик» (Слайд № 15)
Ведущий 1. В 1840 году за дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтова арестовывают и предают суду. А затем по личному распоряжению Николая 1 переводят в Тенгинский полк, находившийся на Кавказе в районе ожесточенных боев. Царское решение имело целью поставить беспокойного, неудобного поэта в такие условия, при которых ему грозила бы гибель.
Осуждая войну, поэт вынужден был принимать в ней участие. В журнале боевых действий отряда, в котором находился Лермонтов, под 11 июля 1840 года имеется такая запись: «Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имея поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы».

Слово учителя. Это сражение поэт описал в стихотворении «Валерик». (прочтет Беков Али)

Ученик 6.  (Беков Али)


Вдруг залп... Глядим: лежат рядами.
Что нужды? Здешние полки
Народ испытанный. В штыки,
Дружнее! раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди...
Верхом помчался на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня...
Ура! - и смолкло.
Вон кинжалы, В приклады! и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть...
(И зной и битва утомили Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.


Слово учителя. Поэту больно оттого, что горские племена, к которым он относится с уважением и любовью, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.


И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет!.. Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?»


10) В Пятигорске. (Слайд №16)


Ведущий 2.
Походы и бои чередовались с лечением на водах в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. В часы отдыха он совершал уединенные прогулки в горы. Любил верховую езду. В Пятигорске поэт жил в небольшом домике под камышовой крышей. Половину домика занял А. А. Столыпин, вторую половину — Лермонтов. Здесь поэт провел два месяца своей жизни — с 14 мая по 15 июля 1841 года, написал последние свои стихи... Сейчас в этом домике мемориальный музей. Тысячи людей бесконечными потоками идут сюда отдать дань глубокого уважения замечательному художнику слова, певцу Кавказа.


11) Записная книжка (Слайд №17)
Ведущий 1. Ни тяжелая служба, ни беспокойство и тревога, владевшие поэтом, не могли оторвать его от литературной работы. При отъезде из Петербурга В.Ф.Одоевский, друг М.Ю. Лермонтова, подарил ему записную книжку и сделал в ней такую запись: «Поэту Лермонтову даётся сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил её сам, и всю исписанную».

В эту книгу Лермонтов вписал созданные на Кавказе поэтические шедевры: «Сон», «Тамара», «Свидание», «Листок», «Морская царевна», «Пророк».


Ведущий 2. Лермонтов предчувствовал свою гибель. Уезжая на Кавказ, он говорил своим друзьям «об ожидающей его скорой смерти». В стихотворении «Завещание» есть такие строки:


. Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить.


Незадолго до смерти Лермонтов написал проникнутое глубокой грустью и тревогой стихотворение «Выхожу один я на дорогу».


Слово учителя. Вашему вниманию представляется музыкально-хореографический номер в исполнении ученицы 5 класса Джамбулатовой Фариды, романс «Выхожу один я на дорогу». (5 мин)


12) Дуэль и смерть. (Слайд №18)


Ведущий 2. Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в его жизни. Здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Николая Мартынова. На одном из светских вечеров в пятигорском семействе шутки Лермонтова задели Мартынова – ничтожный по нынешним понятиям повод. Увы, понятие чести в XIX веке имело и свои отрицательные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намериваясь стрелять в товарища, и был убит наповал.


15 июля 1841 года у подножья горы Машук произошла дуэль с майором Мартыновым. Выстрел Мартынова оборвал жизнь поэта. (Видеофрагмент).


13) «Суровый край свободы…» (Слайд №19)

Ведущий 1. М.Ю. Лермонтов подарил русской литературе вдохновенные произведения, посвящённые Кавказу. «Суровому краю свободы» он остался верен до конца.


Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь,

Когда пещеры и холмы крутые

Как стражи откликаются ночные;

И вдруг проглянет солнце, и поток

Озолотится, и степной цветок,

Душистую головку поднимая,

Блистает, как цветы небес и рая…


14). Подведение итогов урока. (Рефлексия)



Учитель: Ребята! Мы вспомнили события из жизни Лермонтова М.Ю., навсегда связавшие его с Кавказом, прошли по местам, освященным памятью о нем, по тем многочисленным тропинкам, по которым когда-то ходил сам поэт и герои его бессмертных произведений.

 -Каков основной мотив лирики Лермонтова?

-Где произошла дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым?



 Ребята, любите свой край, читайте стихи и прозу  М.Ю.Лермонтова. Спасибо за работу!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова"

Автор: Дзоурова Айна Саварбековна

Дата: 26.10.2020

Номер свидетельства: 561338


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства