Просмотр содержимого документа
«"Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова"»
«Кавказ в творчестве
М. Ю. Лермонтова»
Урок - концерт
Подготовила: Мархиева Л.М.
Цели урока:
помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться;
постараться воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях Лермонтов.
развить творческие способности учащихся
воспитать интерес, терпимость к другим нациям
Оформление класса (зала): портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин, акварелей и рисунков поэта на кавказские темы.
Ход урока.
Индивидуальное домашнее задание: подготовиться к
уроку-концерту, выучить наизусть стихотворения.
1). Орг. момент. (1-2 мин.)
Наэкране, расположенном на классной доске), панорама кавказских гор. Звучит романс на стихи М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»
Слово учителя. Здравствуйте, уважаемые учащиеся и гости, мы рады приветствовать Вас в этом зале!
Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ!
Эти вдохновенные строки написал М. Ю. Лермонтов. Любовь Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам поэт пронес через свою короткую и мятежную жизнь. Сегодняшняя наша встреча посвящена 205-летней годовщине со дня рождения Великого русского поэта. Мы поговорим с вами о тех страницах жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, которые посвящены Кавказу.
2) Викторина (5 мин.) (слайд №2)
-Многие сведения о жизни и творчестве поэта вам уже известны, поэтому урок целесообразно начать с викторины. Выигрывает тот, кто даёт больше правильных ответов на вопросы)
Где и когда родился Лермонтов? (3 (15) октября 1814 года, в Москве)
Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова? Благодаря этому человеку, он почти избежал своей первой ссылки. (Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева)
Более 800 композиторов написали музыку на стихи М.Ю. Лермонтова. Какими музыкальными инструментами владел сам поэт? (Фортепиано, скрипка, флейта)
Кто является адресатом юношеской любовной лирики Лермонтова? (Наталья Федоровна Иванова - дочь московского литератора Ф. Ф. Иванова).
Куда был сослан Лермонтов за сочинение «Смерть поэта»? (Был арестован и переведен служить в Нижегородский драгунский полк, который находился а Закавказье и принимал участие в войне с горцами).
Назовите первое опубликованное стихотворение. (Стихотворение «Весна» напечатано в 1830 году в журнале «Антеней», за подписью «L»).
Какое стихотворении М.Ю.Лермонтова, по словам Л.Н. Толстого, послужило зерном для создания романа «Война и мир»? («Бородино»)
Где и как погиб М.Ю. Лермонтов? (В Пятигорске на дуэли с Н. Мартыновым)
Горы, оказавшие большое влияние на жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. (Кавказ)
- Молодцы, ребята! А теперь слово предоставляется ведущим: Гариевой Раяне и Цицкиевой Феридэ.
3). Первые встречи с Кавказом(слайд №3-6)
Ведущий 1.Первые встречи Лермонтова с Кавказом состоялись в детские годы. По совету врачей, Е.А.Арсеньева, бабушка поэта, привозила его для лечения на Кавказские Минеральные Воды.
Дом, в котором поселились тарханцы, стоял у подножья Горячей горы. Из дома открывался прекрасный вид на Машук и отроги Горячей горы, покрытые кряжистым низким дубом, буком, ясенем, кизилом.
В 1832 году Лермонтов так вспоминал кавказские рассветы:
Лермонтов (Ажигов): «Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов, они так сияли в лучах восходящего солнца, и, в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда».
На доске (экране) изображение горы Машук.
Ведущий 2.В Пятигорске Лермонтова окружали мужественные, пропахшие порохом люди, среди которых было немало коренных кавказцев, борющихся за свою свободу и независимость. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушал народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта.
Слово учителя. Отрывок из поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон» прочтет Чапанова Раяна
Ученик 1 (Чапанова Раяна)
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Ещё ребёнком робкими шагами
Взбирался я на гордые скалы,
Увитые туманными чалмами,
Как головы поклонников аллы
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы;
Я в гости к ним летал мечтой послушной
И сердцем был товарищ их воздушный
5). Лермонтов – певец Кавказа. (Слайд №7)
Ведущий 1 Пребывание Лермонтова на Кавказе оказало большое влияние на его литературное творчество. Увиденное, услышанное и пережитое в детские годы подсказало поэту темы и образы многих художественный произведений. В. Г. Белинский писал: «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта. Странное дело! - Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтическою их родиною! Пушкин посвятил Кавказу одну из первых своих поэм — Кавказский пленник. Грибоедов создал на Кавказе свое «Горе от ума». И вот является новый великий поэт — и Кавказ делается его поэтическою родиною, пламенно любимою им..
Ведущий 2. В изображении Кавказа Лермонтов пошел дальше своих предшественников. Он шире и глубже показал край синих гор и мужественных людей. Как певец Кавказа М. Ю. Лермонтов по праву занял первое место в русской литературе. Кавказ был для поэта символом свободы:
Слово учителя.Отрывок из поэмы «Измаил-бей» прочтет Олигов
Олиг
Ученик 2 (Олигов Олиг) Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой: Они меня в младенчестве носили И к небесам пустыни приучили. И долго мне мечталось с этих пор Все небо юга и утесы гор. Прекрасен ты, суровый край свободы, и вы, престолы вечные природы, Когда, как дым, синея, облака Под вечер К вам летят издалека, Над вами вьются, шепчутся как тени, Как над главой огромных привидений Колеблемые перья, - и луна По синим сводам странствует одна. Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих небес прозрачную лазурь, И чудный вой мгновенных, громких бурь, Когда пещеры и холмы крутые Как стражи окликаются ночные; И вдруг проглянет солнце, и поток Озолотится, и степной цветок, Душистую головку поднимая,
Блистает, как цветы небес и рая… (Отрывок из поэмы «Измаил-бей»)
5) Черкесы. (Слайд №8).
Ведущий 1. В 1828 году Четырнадцатилетний Лермонтов пишет поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник». В это время он учится в Московском университетском благородном пансионе. Поэмы — первые произведения, посвященные Кавказу. Они были навеяны поэту впечатлениями детских лет.
(Отрывок из поэмы «Кавказский пленник» читает Дзейтова Джаннета)
Ученик 3 (Дзейтова Джаннета)
Лежал ковер цветов, узорный, По той горе и по холмам; Внизу сверкал поток нагорный, И тек струисто по кремням... …Черкешенки к нему сбежались, Водою чистой умывались. Со смехом младости простым На дно прозрачное иные Бросали кольца дорогие, И к волосам своим густым Цветы весенние вплетали; Гляделися в зерцало вод, И лица их в нем трепетали. Сплетаясь в тихий хоровод, Восточны песни напевали, И близ аула, под горой Сидели резвою толпой; И звуки песни произвольной Ущелья вторили невольно.
Ведущий 2. Через четыре года Лермонтов создает поэму «Измаил-Бей». В ней он дает живые зарисовки увиденных им сцен из жизни горцев. В основу поэмы Аул Бастунджи» легла легенда о Селиме, человеке непреклонном и свободолюбивом. Селим влюбился в прекрасную Зару, выданную замуж за его старшего брата. Зара втайне готова ответить на чувство Селима, однако она не может нарушить старинных обычаев. В порыве отчаяния и злобы Селим убивает Зару и сжигает саклю брата. От загоревшейся сакли вспыхнул огнем весь аул Бастунджи. События, о которых рассказывается в поэме, происходят в районе Пятигорска. Аул Бастунджи в действительности существовал еще в начале ХIХ века. Он находился между. Машуком и Бешту и был уничтожен после того, как жители его ушли в горы. В детстве Лермонтов видел развалины этого аула
. Ученик 4 (Гизгиев Абдула)
Между Машуком и Бешту, назад Тому лет тридцать, был аул, горами Закрыт от бурь и вольностью богат. Его уж нет.-
Кудрявыми кустами
Покрыто поле: дикий виноград, Цепляясь, вьется длинными хвостами Вокруг камней, покрытых сединой, С вершин соседних сброшенных грозой!.. Чтец. В ауле том без ближних и друзей Когда-то жили два родные брата, И в Пятигорске не было грозней И не было отважней Ак-булата. Меньшой был слаб и нежен с юных дней, Как цвет весенний под лучом заката! Чуждался битв и крови он и зла, Но искра в нем таилась... и ждала…
6) «Смерть поэта» (слайд № 9) Ведущий 1.29 января 1837 года от тяжелой раны, полученной на дуэли, скончался А.С. Пушкин. Смерть Пушкина потрясла Лермонтова. Свою боль Лермонтов выразил в стихотворении «Смерть поэта».
Ведущий 2.Стихотворение Лермонтова быстро распространилось по всему Петербургу. По распоряжению царя «за вольнодумство, более чем преступное» Лермонтов был арестован и после семидневного расследования дела «о нёпозволительных стихах» сослан на Кавказ. В марте 1837 года М. Ю. Лермонтов выезжает к месту ссылки. В полк он не попал, так как по дороге тяжело заболел и вынужден был отправиться на лечение в Пятигорск. Во время первой ссылки Лермонтов побывал в Кисловодске, Железноводске, Ставрополе и в других местах Северного Кавказа и Закавказья. Лермонтов интересовался старинными преданиями горцев, рассказами о событиях, которые происходили в то время на Кавказе. Он записывал их где-нибудь в поле или в горах при свете костра. Из окон дома, в котором поэт жил в Пятигорске, открывался широкий вид на кавказский хребет.
7) «Парус» (Слайд №10). Ведущий 1.На Кавказе Лермонтов познакомился с декабристами. Здесь отбывал наказание активный участник восстания 1825 года писатель Александр Бестужев-Марлинский. В поэме Бестужева «Андрей, князь Переяславский» есть строка «Белеет парус одинокий». Она поразила Лермонтова своим лаконизмом, своей лирической интонацией. Из этой строки родилось новое стихотворение, в котором выражена тема мятежа, жажда бури.
Слушаем запись романса «Парус». Музыка А. Варламов. (Исполняет хор РЦДО)
8) Художник и поэт. (Видеофрагмент «Лермонтов-художник»)
Ведущий 2.Кавказ был одной из главных тем не только стихов, поэм и «благоуханной прозы Лермонтова, но и его многочисленных рисунков, акварелей и нескольких картин, выполненных с большим профессиональным мастерством.
Лермонтову-поэту всегда помогал Лермонтов-художник. Михаил с детства прекрасно рисовал и очень любил это занятие. Любая кавказская панорама Лермонтова – это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей – всадники, погонщики и верблюды, грузинки, набирающие в Куре воду, – подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но, несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест, а кроме того, с описанием этих мест в произведениях.
По возвращении из первой ссылки всего за два года поэт завершает работу над поэмами «Мцыри», «Демон» и романом «Герой нашего времени», пишет такие превосходные стихотворения, как «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «И скучно и грустно» и др.
Слово учителя. В поэме «Мцыри» изображена сильная, свободолюбивая личность. Молодой горец Мцыри, с шестилетнего возраста находящийся в неволе, жил одной мыслью – вернуть себе свободу, «родимую страну».
Ученик 5 (Ажигов Беслан ) (Слайд 11)
Я знал одной лишь думы власть – Одну – но пламенную страсть: Она, как червь во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны как орлы. Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской, Ее пред небом и землей Я ныне громко признаю И о прощенье не молю.
Слово учителя. Основная идея поэмы «Мцыри» – Родина, единение с нею, свобода. Лермонтов увидел силу духа, стремление к вольности, верность Родине у русских людей и у народа, населяющего Кавказ.
9) «Валерик» (Слайд № 15) Ведущий 1. В 1840 году за дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтова арестовывают и предают суду. А затем по личному распоряжению Николая 1 переводят в Тенгинский полк, находившийся на Кавказе в районе ожесточенных боев. Царское решение имело целью поставить беспокойного, неудобного поэта в такие условия, при которых ему грозила бы гибель. Осуждая войну, поэт вынужден был принимать в ней участие. В журнале боевых действий отряда, в котором находился Лермонтов, под 11 июля 1840 года имеется такая запись: «Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имея поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы».
Слово учителя. Это сражение поэт описал в стихотворении «Валерик». (прочтет Беков Али)
Ученик 6. (Беков Али)
Вдруг залп... Глядим: лежат рядами. Что нужды? Здешние полки Народ испытанный. В штыки, Дружнее! раздалось за нами. Кровь загорелася в груди! Все офицеры впереди... Верхом помчался на завалы Кто не успел спрыгнуть с коня... Ура! - и смолкло. Вон кинжалы, В приклады! и пошла резня. И два часа в струях потока Бой длился. Резались жестоко, Как звери, молча, с грудью грудь, Ручей телами запрудили. Хотел воды я зачерпнуть... (И зной и битва утомили Меня), но мутная волна Была тепла, была красна.
Слово учителя. Поэту больно оттого, что горские племена, к которым он относится с уважением и любовью, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.
И с грустью тайной и сердечной Я думал: «Жалкий человек. Чего он хочет!.. Небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем?»
10)В Пятигорске. (Слайд №16)
Ведущий 2. Походы и бои чередовались с лечением на водах в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. В часы отдыха он совершал уединенные прогулки в горы. Любил верховую езду. В Пятигорске поэт жил в небольшом домике под камышовой крышей. Половину домика занял А. А. Столыпин, вторую половину — Лермонтов. Здесь поэт провел два месяца своей жизни — с 14 мая по 15 июля 1841 года, написал последние свои стихи... Сейчас в этом домике мемориальный музей. Тысячи людей бесконечными потоками идут сюда отдать дань глубокого уважения замечательному художнику слова, певцу Кавказа.
11) Записная книжка (Слайд №17) Ведущий 1. Ни тяжелая служба, ни беспокойство и тревога, владевшие поэтом, не могли оторвать его от литературной работы. При отъезде из Петербурга В.Ф.Одоевский, друг М.Ю. Лермонтова, подарил ему записную книжку и сделал в ней такую запись: «Поэту Лермонтову даётся сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил её сам, и всю исписанную».
В эту книгу Лермонтов вписал созданные на Кавказе поэтические шедевры: «Сон», «Тамара», «Свидание», «Листок», «Морская царевна», «Пророк».
Ведущий 2. Лермонтов предчувствовал свою гибель. Уезжая на Кавказ, он говорил своим друзьям «об ожидающей его скорой смерти». В стихотворении «Завещание» есть такие строки:
. Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить.
Незадолго до смерти Лермонтов написал проникнутое глубокой грустью и тревогой стихотворение «Выхожу один я на дорогу».
Слово учителя. Вашему вниманию представляется музыкально-хореографическийномер в исполнении ученицы 5 класса Джамбулатовой Фариды, романс «Выхожу один я на дорогу». (5 мин)
12) Дуэль и смерть. (Слайд №18)
Ведущий 2. Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в его жизни. Здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Николая Мартынова. На одном из светских вечеров в пятигорском семействе шутки Лермонтова задели Мартынова – ничтожный по нынешним понятиям повод. Увы, понятие чести в XIX веке имело и свои отрицательные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намериваясь стрелять в товарища, и был убит наповал.
15 июля 1841 года у подножья горы Машук произошла дуэль с майором Мартыновым. Выстрел Мартынова оборвал жизнь поэта. (Видеофрагмент).
13) «Суровый край свободы…» (Слайд №19)
Ведущий 1. М.Ю. Лермонтов подарил русской литературе вдохновенные произведения, посвящённые Кавказу. «Суровому краю свободы» он остался верен до конца.
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь,
Когда пещеры и холмы крутые
Как стражи откликаются ночные;
И вдруг проглянет солнце, и поток
Озолотится, и степной цветок,
Душистую головку поднимая,
Блистает, как цветы небес и рая…
14). Подведение итогов урока. (Рефлексия)
Учитель: Ребята! Мы вспомнили события из жизни Лермонтова М.Ю., навсегда связавшие его с Кавказом, прошли по местам, освященным памятью о нем, по тем многочисленным тропинкам, по которым когда-то ходил сам поэт и герои его бессмертных произведений.
-Каков основной мотив лирики Лермонтова?
-Где произошла дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым?
Ребята, любите свой край, читайте стихи и прозу М.Ю.Лермонтова. Спасибо за работу!