Познакомить учащихся с событиями 14 декабря 1825 года.
Ознакомить учащихся с творчеством поэтов-декабристов (и других поэтов о декабристах).
Развивать навыки выразительного чтения.
Развивать мыслительную деятельность учащихся, прививать интерес к предметам – истории и литературе.
Задачи:
Образовательные: обеспечить создание у школьников образного представления о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории; познакомить с поэтическим творчеством поэтов – декабристов.
Воспитательные: с целью нравственного воспитания учащихся ярко показать проявление декабристами таких моральных качеств, как мужество, стойкость, любовь к Родине. Подвести учащихся к самостоятельному осмыслению истинного подвига декабристов и их роли в просвещении Сибири.
Развивающие: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы, создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательной деятельности; развивать умение анализировать стихотворения.
Оборудование: проектор,презентация и иллюстрации, дополнительная литература, сообщения учащихся (опережающие задания).
Ход вечера:
I.
1 ученик В декабре 1825 года произошло первое в истории России открытое вооруженное восстание-выступление против самодержавия и крепостного права.
14 декабря на Сенатской площади в Петербурге император Николай I приказал расстрелять картечью непокорных солдат и офицеров.
Завершением кровавой драмы стали привлечение почти шестисот человек к следствию, казнь пяти руководителей, каторга и ссылка в Сибирь многих декабристов.
По велению императора эти события были окружены заговором молчания в течение нескольких лет. Родственникам казненных запрещалось носить траур, письма из Сибири и в Сибирь просматривались и подвергались жесткой цензуре, о декабристах не упоминали где бы то ни было, в том числе и в печати.
Но о героях, самоотверженно зажегших первую искру освободительного движения, помнила вся мыслящая передовая Россия.
2 ученик. Итак, декабристы были первыми. Революционные идеи, владевшие их сердцами и помыслами, зарождаются вскоре после войны 1812 года, когда русская армия разгромила полчища Наполеона Бонапарта, и русские солдаты и офицеры дошли с триумфом до Парижа. Феномен дворянской революционности во многом объясняется высокими моральными качествами передовой части русского дворянства, а также осознанием того, что понятие чести, достоинства и свободы личности несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом. Декабристы создают первые тайные революционные общества: в 1816 году – Союз спасения, а в 1818 году – Союз благоденствия, Южное и Северное тайные общества. Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой великосветской жизни приводят молодых, хорошо образованных людей с великолепными светскими и военными карьерами на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года.
3 ученик с рассказом о восстании
II.
1 ученик. Одним из организаторов и руководителей Северного тайного общества был Кондратий Федорович Рылеев, замечательный русский поэт-декабрист. Вступление на путь активной борьбы с самодержавием придало поэзии Рылеева ту силу и значимость, которые завоевали ему почетное место в истории русской гражданской поэзии.
После подавления восстания Рылеева арестовали, он был заключён в Петропавловскую крепость. Здесь в могильной тишине одиночной камеры провёл он все шесть месяцев следствия. В эти трагические дни он не потерял чувства собственного достоинства, всю ответственность брал на себя, стараясь отвести беду от товарищей. От последнего свидания с женой Рылеев отказался, не хотел подвергать её такому жестокому испытанию, а себя лишить сил, необходимых, чтобы встретить казнь спокойно.
4 ученик с рассказом о Рылееве и стихотворением «Узник»
1 ученик. Бросается в глаза тот факт, - с удивлением замечали современники, – что большинство участников русской революции “обладало поэтическим даром”.
Вместе с Рылеевым на Сенатскую площадь вышли Александр Бестужев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Одоевский – известные поэты. На каторгу позже были осуждены более 10 поэтов; из отправленных на каторгу 120 человек более половины занимались литературной деятельностью.
Декабристы были очень образованными людьми, одаренными и очень талантливыми. Они владели не только иностранными языками, но и виртуозно играли на музыкальных инструментах.
5 ученик. Отрывок из стихотворения Батенькова
6 ученик В своих воспоминаниях декабрист Михаил Лунин писал: “….в числе осужденных были истинные музыканты и исполнители: Свистунов, Ивашев, Юшневский, Вадковский. Федор Вадковский превосходно играл на скрипке. Свистунов – на виолончели, Александр Юшневский – на рояле. Верными себе остались они и в далекой Сибири, куда были сосланы после подавления восстания на Сенатской площади. С концертами они выступали перед своими товарищами, местными жителями. Песни Шуберта и Мендельсона исполнял Александр Юшневский. В Петровске они создали хор, который пел и светскую, и духовную музыку. В Минусинске хором руководил декабрист Свистунов.
III .
7 ученик. Песня под гитару. («Кавалергарда век недолог…»)
8 ученик. Александр Одоевский. В его поэзии ярко отразились сокровенные думы, настроения и чувствования декабристов после разгрома восстания, в годы их подневольной жизни.
Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки, и лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард, цепями, своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы в душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей и пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей, и радостно вздохнут народы!
Одоевский смотрел далеко вперед. Это был поэт революционной перспективы. И за «затворами тюрьмы» он хранил верность декабристским идеалам.
ученик. Раскаты залпов, раздавшиеся 14 декабря 1825 года, отозвались живым ярким словом в сердцах потомков. Замечательные мастера художественного слова по сей день воспевают в своих произведениях мужество, самоотверженность и патриотизм этих «могучих богатырей, кованых из чистой стали с головы до ног». Когда декабрьская катастрофа разделила дворянское общество на тайно сочувствующих восстанию, и на явных сторонников монархии, А.С. Пушкин остался верен своим друзьям-декабристам. В своих стихах он вспоминает о декабристах, заверяет их в своей дружбе, высоко оценивает их патриотический подвиг.
Ученик со стихотворением А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд…»
10 ученик. Декабристы мечтали о создании благоприятных условий для развития местных народностей. Особенно ценна для нас деятельность декабристов, направленная на пробуждение общественного сознания сибиряков. Важнейшими делами декабристов в Сибири были обучение населения грамоте и ремеслам.
2 ученик. Из декабристов особенно выделялись своею хозяйственной деятельностью братья Бестужевы. Михаил изобрёл особый вид экипажа, приспособленный для езды по горным дорогам – «бестужевку». Желая, чтобы это изобретение сделалось полезным для всего края, он организовал мастерскую для их изготовления.
Работавшие под его руководством около 30 человек из русской и бурятской молодёжи обучились столярному, кузнечному и другим ремёслам.
3 ученик. Но особенной талантливостью почти во всех областях технической и умственной деятельности отличался Николай Бестужев, который был одинаково искусным механиком, портным, сапожником, литейщиком, художником и писателем. Он изобрёл печь нового устройства, много работал по усовершенствованию хронометров, вёл образцовое огородничество, изучал местный край, исследовал Гусиное озеро и нашёл месторождение каменного угля, производил наблюдения над землетрясениями. Благодаря его таланту художника до нас дошли портреты многих декабристов их жен и детей, городских жителей (115портретов), виды Читы и Петровского Завода.
4 ученик. В местах своего поселения декабристы занимались педагогической деятельностью, создавали школы, в том числе и музыкальные. В Тобольске, например, школу посещали 90 человек. Ещё в 1842г. Якушкин организовал в Ялуторовске мужскую школу, а в 1846г. в память о своей жене женскую школу. Занятия велись при непосредственном участии Якушкина и по учебникам им составленным. Эта женская школа была образцовой и единственной в Западной Сибири. Декабристы основали школы и в других местах: братья Беляевы в Минусинске, братья Бестужевы в Селенгинске, Якубович в селе Назимове, Раевский в Олонках. Они первыми приступили к созданию публичных библиотек и библиотек при начальных училищах, где их раньше не существовало. Многое из того, что вводили в своей учебно-воспитательной работе декабристы, нашло отраженье и дальнейшее развитие в советской, а затем и российской педагогической практике.
5 ученик. Исследователь и писатель Вл. Гирченко так характеризует влияние декабристов на Сибирь: « Не пренебрегая никаким физическим трудом, никаким ремеслом, декабристы на этой трудовой основе строили рациональную хозяйственную деятельность, неизвестную ранее сибирскому населению. Они стремились поднять уровень окружающей их жизни и распространить свет знания на заброшенной далёкой окраине России.»
Учитель: Декабристы сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, даёт основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края. 30 лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на поселении был днём борьбы, днём работы, они утверждали в сознании людей идеалы служения своей Отчизне, они предвидели её будущее.
Спасибо всем выступавшим!
Задание на дом: по литературе - написать сочинение-эссе «Мои мысли о декабристах»