kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Историко-литературный рыцарский турнир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра на параллель 6 классов по литературе и истории Средневековья

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Историко-литературный рыцарский турнир»

Турнир начинается с показа на большом экране презентации «Ах, эти средние века…» (слайды 1-8) в сопровождении средневековой музыки («Зеленые рукава»)

Голос главного ведущего за сценой:

Ах, эти средние века!

Они глядятся в наши воды,

И мчится времени река,

И улетают в вечность годы.

Но очень часто музыкант,

Склонясь над нотными листами,

Рассыплет памяти талант,

Забывшись средними веками.

Вступительное слово главного ведущего:

Добрый день, милостивые дамы и благородные рыцари! Здравствуйте, дорогие шестиклассники и уважаемые жюри! Сегодня мы присутствуем на знаменитом состязании самых наиумнейших и благороднейших рыцарей Лицея. Нам с вами предстоит перенестись примерно в 11-14 века в Западную Европу и на один день побывать рыцарями и прекрасными дамами. Сегодня у нас «Рыцарский турнир», и на него собрались самые знаменитые и благородные рыцари из знатных семейств шестых классов Лицея 130, все они хотят испробовать свои силы, показать свою ловкость, смекалку, свои знания. А сферой приложения своего ума они выбрали самые интересные науки: историю и литературу. Путь к победе будет нелёгок, на пути их поджидают каверзные вопросы, серьёзные задачи, опасные приключения. Но мы надеемся, что из всех трудностей наши именитые гости выйдут с честью, сражаться они будут честно, будут снисходительны к своим противникам, добры и справедливы к своим друзьям! Так давайте пожелаем им доблестного сражения, успеха и побед!

Ведущий 1

Сражение сейчас начнется непростое:

Стремясь завоевать победу,

Вы копья будете ломать

Лишь в интеллектуальном поединке,

Вести который будем мы – герольды.

А чтоб турнир не превратился в драку,

А рыцари – в разбойников с большой дороги,

У нас есть строгий суд, который может

В мгновенье ока первенство отнять

И передать достойному.

Ведущий 2: Дорогие друзья! Судить наш турнир любезно согласились милые, очаровательные и обаятельные дамы, которые вошли в жюри, и достойнейшие рыцари, которые завоевали уважение своей рыцарской доблестью. (Представляют членов жюри и председателя жюри, слайд 9)

Ведущий 1. Просим команды подняться на сцену.

Звучат фанфары, означающие начало турнира.

1 Ведущий: Я думаю, что среди вас есть настоящие рыцари: умные и сильные, ловкие, смелые, великодушные.

2 Ведущий: И сегодня мы увидим, какая же команда будет достойна этого звания. Мы начинаем рыцарский турнир.
 

1 конкурс. Представление команд (домашнее задание).

Ведущий 1 Турнир начинается с приветствия. Просим знатоков геральдики подняться на сцену.

Каждая команда представляет герб, девиз, название своей команды (название -1 б., объяснение символики герба и сам герб – 2 б, девиз -1, подача материала - 1 б. Общее кол-во баллов: 5)

 2 конкурс. Разминка (за правильный ответ-1 балл).

Команды занимают места на сцене.

Ведущий 2. Сегодня мы говорим об эпохе рыцарства, эпохе, воспетой в рыцарских романах.

            Там, где руины между скал

            Казались дикими камнями,

            Бойниц раздвинулся оскал,

            И плещет рыцарское знамя.

            И вот на берегу речном

            Не цепкий терн, не хмель косматый –

            Опоры каменных хором,

            Суровых башен строй зубчатый.

Так описал Вальтер Скотт замок Кэдьо. Итак, замок, если верить словарям,  – это укрепленное жилище феодала. Посмотрим, сумеют наши знатоки захватить замок. Просим знатоков замка подняться на сцену.

Разминку мы назвали «Штурм замка». Выберете себе вопросы, на которые вам предстоит ответить.

1.Что означает слово «рыцарь»? (конный воин, всадник.)

2.Какого происхождения слово «рыцарь»? (немецкого)

3.Кто такие герольды? (специальные глашатаи, занимались организацией турнира)

4.Как называли себя участники первого крестового похода и почему? (крестоносцы т.к. нашивали на одежде кресты из красной материи; “освободители гроба Господня из рук неверных”)

5.На каких языках разговаривали крестоносцы? (французский, немецкий, английский)

6.С какого возраста начиналось обучение рыцаря? (с 7 лет)

7.В чем состояла задача рыцаря, участвовавшего в поединке? (выбить противника из седла

8.Кто такие вассалы и сеньоры? (сеньор-держатель земли, вассал-военный слуга).

9.Как называлось башня в замке феодала, которая являлась его жилищем ? (донжон).

10.Какому числу лиц рыцарь мог давать клятву верности? (рыцарь подчинялся только своему сеньору).

11.Какие обязанности брал вассал по отношению к своему сеньору? ( выступать в поход, участвовать в суде, помогать советом, выкупать из плена).

12.Что такое турнир? (военное состязание рыцарей).

13.Какой предмет вручали рыцарю при его присяге и пожаловании ему земельных владений? (меч)

14.Как называлось место проведения турнира? (ристалище).

15.Как именуются сообщества рыцарей? (ордена)

 3 конкурс макет замка

А сейчас команды представят макеты своих замков. (макет, название главное башни – ДОНЖОН, другие башни, стены, подъемный мост, ров, пояснение, что нужно сделать, чтобы захватить замок)

4 конкурс «Историческая личность».

(по 2 балла за каждый правильный ответ)

По отрывку определите, о какой исторической личности идёт речь.

-1) О храбрости и отваге его слагали легенды, и были у него верные рыцари, которых потом назвали рыцарями «Круглого стола». (Артур-вождь бриттов).

-2) О нём сложено много песен. По латинской форме его имени правители европейских стран стали называть себя….(Карл Великий).

-3) Этот король хотел всех превзойти славой, но преуспел в умении наживать себе врагов. Хотел взять Иерусалим, но взял только Акру, а затем сам попал в плен к немецкому императору. (Ричард Львиное сердце).

-4) Он жил в средней Азии и был великим учёным, философом, астрономом географом, поэтом, но особенно прославился как врач. (Ибн Сина или Авиценна)

-5) Его основной принцип - единое государство, единый закон, единая религия! Тихим ровным голосом он мог отдать приказ казнить десятки тысяч ни в чём не повинных людей. Создал первый кодекс законов и отвоевал значительную часть прежних римских владений (Юстиниан).

 

5 конкурс. Каким должен быть рыцарь? По 2 балла.

Мы приглашаем на сцену знатоков рыцарского кодекса и куртуазного искусства.

Ведущий 1. - Наши доблестные рыцари сегодня сражаются интеллектуально, а милые дамы расскажут о том, какими должны быть рыцари. Наш 5 конкурс: «Каким должен быть рыцарь»

Вы должны назвать по два важных качества рыцарей, не повторяя тех качеств, которые назвал ваш соперник.

 1. Презирать расчётливость, проявлять щедрость – подарки, пиры, охота, дорогая одежда…

2. Верность королю и сеньору – главная обязанность

3. Рыцарь должен искать подвиги.

4. Бороться с врагами христианской веры.

5. Защищать честь дам, защищать слабых и обиженных (вдов, сирот)

6. Быть справедливыми и галантными.

Ведущий 2. А сейчас на сцене наши средневековые артисты. Сценка «Уленшпигель и ректор в университете».

Сценка «Уленшпигель и ректор в университете»

Ректор. Уленшпигель, извольте чётко и доступно отвечать на вопросы. Вопрос первый: сколько бочек воды в море? Если вы не сумеете ответить на этот вопрос, мы осудим вас и ославим как невежу и оскорбителя науки.

Уленшпигель. Достопочтенный господин ректор, прикажите остановиться другим водам, которые со всех концов текут в море. Тогда я измерю, докажу и скажу всю правду об этом, что нетрудно сделать.

Ректор (замявшись). Ну что ж, я беру назад свой вопрос, ибо вижу, что вы человек хитрый. Ответьте-ка на другой вопрос: сколько дней прошло со времени Адама и до сего дня?

Уленшпигель. Всего семь дней, а когда они кончились, начались другие семь. И так до скончания мира.

Ректор. Отвечай мне быстро на третий вопрос, негодный человек: где середина земли?

Уленшпигель. Совсем близко. Когда говорят или кричат на небе, здесь, внизу, хорошо слышно. Заберитесь наверх, а я тут внизу покричу негромко, это вы должны будете слышать, а если не услышите, тогда я ошибся.

Ректор. Ну что ж, примем и это за ответ за невозможностью проверить. Как велико небо? Знаешь ли?

Уленшпигель. В нём тысяча сажень ширины и тысяча локтей высоты, в этом я не ошибусь. Если вы не хотите мне верить, уберите с неба солнце и луну и все звёзды, перемерьте хорошенько, тогда вы увидите, что я прав, хотя вам это не очень нравится.

Ректор в гневе сбрасывает с себя шапку, бросает её и убегает.

Фонограмма песни Д. Тухманова «Во французской стороне…»

 6 конкурс «Проанализируйте исторический источник» (4 балла)

Ведущий 2 7 конкурс «Проанализируйте исторический источник». От команды приглашается по 2 человека. Вы получаете текст, прочитав который, ответите письменно на вопросы.

7. Конкурс Стихи Прекрасной Даме

(Выступление команд)

Оценки жюри – максимум 4 балла.

Ведущий 2 Прекрасная Дама – «Дама Сердца» должна быть у каждого рыцаря и вдохновлять его на подвиги. В ее честь рыцарь слагал гимны и сражался на турнирах. Но и к даме предъявлялись высокие требования. Она должна быть более знатной, а кроме того, нежной и кроткой в общении, безукоризненно верной, с твердым характером. Дама  обязана быть не только красивой, но и умной.

А сейчас мы посмотрим, как, с точки зрения наших участников, проходило признание в любви Прекрасным Дамам. Вам нужно составить стихотворение, восхваляющее прекрасную даму, состоящее из строфы разных способов рифмовки : 6А - перекрестная, 6Б – параллельная, 6В – кольцевая, 6Г – перекрестная. Достопочтенные господа, дама, которой понравится ваше стихотворение, подарит вам свой платочек.

Время на выполнение задания – 3 минуты.

В истории осталось множество имен прекрасных дам. Давайте попробуем вспомнить некоторые из них.

  1. Самая вороватая женщина, которая украла кораллы у Карла. (Клара.)

2. Самая красивая женщина, из-за которой началась одна из первых мировых войн — между троянцами и ахейцами, описанная Гомером в поэме «Илиада». (Елена Прекрасная.)

З. Самая любопытная женщина, древнегреческие боги подарили ей шкатулку, в которой хранились все беды мира: войны, болезни, голод, вражда, --и строго-настрого наказали никогда ее не открывать. Эффект был предсказуем — в этом может убедиться каждый, раскрыв утреннюю газету. Как звали эту женщину? (Пандора.)

4. Какая пара влюбленных самая знаменитая в мире? (Ромео и Джульетта)

  8 конкурс. Какие же сильные и благородные рыцари собрались на нашем турнире! Благородные господа! Расскажите же о вашем обмундировании?

А теперь прошу вас выбрать из предложенных предметов те, которые оруженосец должен помочь вам взять с собой на турнир или войну (из предложенных вариантов нужно выбрать подходящее оружие и доспехи).

Как вы знаете, рыцари любили не только сражаться в войнах и на турнирах. Они любили еще и пиры. Представим, что вы попали на такой пир. Выберите те блюда, которые подавались на таком пиру. 

 9. Конкурс «РЕШЕТКА ЗАМКА» (разгадывание кроссворда)

Ведущий 1. О соблюдении кодекса рыцарской чести мы сегодня говорили, но мы знаем, что рыцари своё благородство не проявляли по отношению к тем, кто стоял ниже их по происхождению, порой были очень грубы и жестоки. Мы продолжаем наше интеллектуальное состязание. Следующий конкурс «Решётка замка». Умеющие мастерски разгадывать кроссворды легко преодолеют эту преграду. От каждой команды требуется 2 человека.



1.      Франкский граф, погибший в битве с маврами в Ронсевальском ущелье (Роланд)

2.      Один из военно-монашеских орденов (тамплиеры)

3.      Благородное оружие рыцаря (копье)

4.      Отличительный знак рыцаря (герб)

5.      Так называли норманнов на Руси (варяги)

6.      Неблагородное, по мнению рыцарей, оружие – скоростной лук (арбалет).

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО:  Грааль -  некий таинственный сосуд, в который была собрана кровь распятого на кресте Иисуса, религиозная святыня.

https://rutube.ru/video/532cfa75efd6c5c946901c341c7de6f4/?utm_source=embed&utm_medium=referral&utm_campaign=logo&utm_content=532cfa75efd6c5c946901c341c7de6f4&utm_term=yastatic.net&t=33

10. Конкурс «Узнай термин» («Секретный ключ») (3 балла)

Ведущий 2 Пока часть команды разгадывает кроссворд, остальным участникам турнира предстоит решить замысловатую головоломку. Конкурс называется «Узнай термин» Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения исторических терминов. Назовите эти термины. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и т.д.

 А пока участники собирают головоломку, прошу жюри выбрать самые лучшие, на ваш взгляд, рабочие тетради – СМЕШБУКИ. Просим выбрать 8 тетрадей.

А также просим выбрать самый личный герб ученика (по одному из каждого класса).

1. Люди, одинаковые, с, наследство, по, передающимся, группы, большие, и, обязанности, права. (Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству – сословия)

2. Обязанность, зависимый, выполнять, принудительный, крестьяне, по, сеньор, отношение. (Принудительные обязанности, выполняемые зависимыми крестьянами по отношению к сеньору – барщина и оброк)

3. Обменивать, хозяйство, в, или, все, который, не, производить, для, необходимое, потребление, себя, для, продажа, покупается, обменивать, для, собственный. (Хозяйство, в котором всё необходимое производится не для продажи, а для собственного потребления – натуральное)

Ведущий 1. В нашем заключительном конкурсе на ристалище встретятся один на один капитаны команд. Капитаны команд, внимание на экран. Вам предстоит рассказать о главном герое увиденного эпизода всё, что вам о нём известно. Ответ принимается от того рыцаря, кто вызовется первым.

 

11. Конкурс капитанов

А) Киноконкурс

Просмотр фрагмента фильма «Барбаросса» (1 балл)

Ведущий.2 Этот средневековый герой дал название военному плану фашистской Германии в годы Второй мировой войны. Назовите имя этого человека, чем он известен. И что это за операция была во время Второй мировой войны ХХ века? (Барбаросса – немецкий император, возглавивший третий крестовый поход в 1189 г. за возвращение Иерусалима. Утонул при переправе через горную речку в Малой Азии. План «Барбаросса»- план по захвату нашей страны в 1941 г.) – имя, титул, порядковый номер по счёту крестового похода, год, судьба, цель операции)

Б) «Что обозначает крылатое выражение?» (2 балла)

«Бросить перчатку»

«Копья ломать»

«Открытое забрало»

Жюри подводит итоги

Звучит фонограмма средневековой музыки

Ведущий 1 Мы просим всех участников турнира подняться на сцену

Ведущий: Вот и закончился наш рыцарский турнир. Сегодня вы почувствовали себя рыцарями и теперь можете сказать о себе словами поэтессы Юнны Мориц:

И я была, как остальные,

Пуды носила я стальные-

Кольчуги, латы и шеломы-

Железо с прорезью для глаз

(Смотри научные альбомы,

Историю за пятый класс).

Внимая вражескому крику,

Я поднимала эту пику

И этот меч над головою,

Внимая вражескому вою.

И только юноше понять,

Как это можно все поднять –

Не раз, не два, а сколько надо,

В железной битве, и в пекле ада,

В крови средневековых лет,

Где мог быть истинным поэтом

Лишь рыцарь, воин и атлет.

Между колечек, скреп, застежек

Немало потайных дорожек

Находит гибель − ей видней.

Имей любовь на этот случай.

Средневековье – наилучший

Раздел, где сказано о ней!

Звучит фонограмма фанфар

Подведение итогов, награждение победителей.

















































Исторический источник 1.

«...Бароны собрали совет, чтобы установить, когда они соизволят выступить и в какую сторону им угодно будет направиться. На этот раз они не смогли прийти к соглашению, потому что им казалось, что ещё слишком мало рыцарей. В том же году, менее чем через два месяца, они собрались на совет в другом городе. Здесь были все графы и бароны, которые приняли крест... Конец совета был таков, что они избрали послов, лучших, каких они могли найти, и дали им полную власть делать всё. Итак, шесть послов пустились в путь... В морском городе-республике они надеялись найти большее число судов, чем в каком-либо другом порту. И они ехали верхом целые дни, так что прибыли туда на первой неделе поста. Венецианский дож, которого звали Энрико Дандоло, очень мудрый и очень храбрый, принял их с большим почётом, как он сам, так и другие горожане».

Почему, согласно данному тексту, бароны не смогли прийти к соглашению? 

Исторический источник 2.

«...Бароны собрали совет, чтобы установить, когда они соизволят выступить и в какую сторону им угодно будет направиться. На этот раз они не смогли прийти к соглашению, потому что им казалось, что ещё слишком мало рыцарей. В том же году, менее чем через два месяца, они собрались на совет в другом городе. Здесь были все графы и бароны, которые приняли крест... Конец совета был таков, что они избрали послов, лучших, каких они могли найти, и дали им полную власть делать всё. Итак, шесть послов пустились в путь... В морском городе-республике они надеялись найти большее число судов, чем в каком-либо другом порту. И они ехали верхом целые дни, так что прибыли туда на первой неделе поста. Венецианский дож, которого звали Энрико Дандоло, очень мудрый и очень храбрый, принял их с большим почётом, как он сам, так и другие горожане».

К какому событию готовятся участники совета? Кто такой дож?

Исторический источник 3.

«...Бароны собрали совет, чтобы установить, когда они соизволят выступить и в какую сторону им угодно будет направиться. На этот раз они не смогли прийти к соглашению, потому что им казалось, что ещё слишком мало рыцарей. В том же году, менее чем через два месяца, они собрались на совет в другом городе. Здесь были все графы и бароны, которые приняли крест… Конец совета был таков, что они избрали послов, лучших, каких они могли найти, и дали им полную власть делать всё. Итак, шесть послов пустились в путь… В морском городе-республике они надеялись найти большее число судов, чем в каком-либо другом порту. И они ехали верхом целые дни, так что прибыли туда на первой неделе поста. Венецианский дож, которого звали Энрико Дандоло, очень мудрый и очень храбрый, принял их с большим почётом, как он сам, так и другие горожане».

 Что, согласно данному отрывку, первоначально помешало совету баронов принять решение о сроке и направлении их выступления?

Исторический источник 4.

«...Бароны собрали совет, чтобы установить, когда они соизволят выступить и в какую сторону им угодно будет направиться. На этот раз они не смогли прийти к соглашению, потому что им казалось, что ещё слишком мало рыцарей. В том же году, менее чем через два месяца, они собрались на совет в другом городе. Здесь были все графы и бароны, которые приняли крест… Конец совета был таков, что они избрали послов, лучших, каких они могли найти, и дали им полную власть делать всё. Итак, шесть послов пустились в путь… В морском городе-республике они надеялись найти большее число судов, чем в каком-либо другом порту. И они ехали верхом целые дни, так что прибыли туда на первой неделе поста. Венецианский дож, которого звали Энрико Дандоло, очень мудрый и очень храбрый, принял их с большим почётом, как он сам, так и другие горожане».

 В каком городе, согласно данному отрывку, послы надеялись найти большее число судов, чем в каком-либо другом порту?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Историко-литературный рыцарский турнир

Автор: Шукшаева Индира Владимировна

Дата: 26.11.2025

Номер свидетельства: 677827


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства