kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Образ собаки в творчестве писателей 19-20 веков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию материал исследовательской работы ученицы 7 класса "Образ собаки в творчестве писателей 19-20 веков". В работе исследуется образ собаки в русской литературе. Материал может быть полезен и на уроке литературы в 7 классе, и для проведения внеклассных мероприятий. В работе также даны материалы анкетирования одноклассников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«собака»





МБОУ Краснинская средняя общеобразовательная школа

Краснинского района Смоленской области



Исследовательская работа по литературе





Работу выполнила

ученица 7 б класса

Борисенкова Виктория.

Руководитель:

Новикова Е.В.


п. Красный, 2013 год



План работы

1.Поисковый этап.

Анализ реальной ситуации. Моделирование желаемой ситуации.

Определение потребности в информации. Анкетирование одноклассников и

выявление проблемной ситуации. Определение существующей проблемы.

2.Аналитический этап.

Постановка цели исследования. Определение задач работы. Составление

плана реализации исследования. Сбор и изучение информации (чтение

научно-популярной литературы, работа с интернет-ресурсами). Анализ

имеющейся информации (анализ произведений писателей 19-20 века).

3. Практический этап.

Выполнение плана работы над исследованием.

4. Презентационный этап.

Подготовка реферата и презентации.

Создание списка - рекомендации произведений о собаках.





















Содержание:

1. Введение.

2. Основная часть.

2.1. История образа собаки как вечного образа в художественной литературе и искусстве.

2.2. Развитие образа собаки в литературе 19века.

2.3. Развитие образа собаки в литературе 20 века.

3.Заключение.

4. Список литературы.

5. Приложение.

5.1. Список литературы о собаках.

5.2. Список кинофильмов и телесериалов о собаках.

5.3. Обращение к жителям посёлка.



























Введение

Боже, помоги мне быть таким человеком,

каким считает меня моя собака!

Януш Леон Вишневский


Это случилось два года назад, на уроке литературы. Мы в классе знакомились с творчеством И. С. Тургенева и начали читать его рассказ «Муму». Когда мы дошли до эпизода гибели Муму, я сама не заметила, как из моих глаз полились слёзы. Это потрясение от прочитанной сцены осталось у меня в памяти. А в прошлом году я посмотрела фильм «Хатико» и снова испытала те же самые чувства. Я всегда любила собак. У нас дома жили и живут собаки. Особенно мне запомнился пёс Серый, который прожил в нашем доме почти 20 лет, он был равноправным членом нашей семьи. Его судьба связана с судьбой нашего дома и через отношение к нему я понимала, какие качества должны быть в человеке. Бабушка говорила, что раньше в посёлке было меньше бездомных собак, а теперь... Почему это происходит сегодня? Почему изменилось отношение к собаке, верному другу человека?

Размышляя об этом, я задумалась над тем, какую роль играет образ собаки в художественном произведении, почему так часто различные писатели изображают в своих произведениях собак. Выбор темы является для меня не случайным – мне хотелось бы найти ответы на все эти вопросы в произведениях русских писателей. Я считаю, что моё исследование актуально, потому что реальная ситуация ужасающая: человек объявил настоящую войну своим бывшим четвероногим друзьям. На защиту собак должны встать все, в том числе и современная литература, так как настоящая литература должна воспитывать человека. Может быть, люди, читая добрые, настоящие книги о животных, и сами станут немного добрее, милосерднее по отношению к братьям нашим меньшим.

В ходе своей работы я использовала различные методы исследования: анкетирование, комментирование позиций исследователей, идейно-тематический анализ произведений, изучение научно-популярной литературы, подготовка реферата и презентации.



Основная часть

Проблема исследования: выяснить, как изменялось изображение собаки в русской литературе 19-20 веков и как это связано с нравственными уроками, которые даёт нам то или иное художественное произведение.

Гипотеза исследования: образ собаки играет важную роль в произведении, потому что отношение к братьям нашим меньшим является проверкой на человеческую состоятельность. Если в произведении есть образ собаки, то через отношение к ней человека автор показывает его нравственные качества.

Цель исследования: выявить идейно-художественную роль образа собаки в произведениях писателей 19-20 века.

Цель работы определила постановку и решение следующих задач:

1. Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ собаки.

2. Описать темы и проблемы, которые раскрываются с помощью образа собаки в художественных произведениях.

3.Выяснить, какую роль играет образ собаки в произведениях авторов 19-20 веков.

4. Определить нравственные уроки, которые пытаются донести авторы произведений через образ собаки.

5. Создать список – рекомендацию произведений о собаках.

Объектом исследования стал образный мир писателей 19-20 века (И.С.Тургенева, И.А.Крылова, А.П.Чехова, А.И.Куприна, Л.Н. Андреева, С.А.Есенина, Г.Н.Троепольского). Предмет исследования - образ собаки в указанных произведениях авторов 19-20 веков.

Своё исследование я начала с анкетирования одноклассников. При беседе с ними я задала им следующие вопросы :

1.Любите ли вы читать книги о животных?

2.Какие книги, героями которых являются собаки, вы читали?

3.Хотели бы вы иметь дома собаку?

4.Как вы думаете, может ли собака в чём- то превосходить человека? В чём?

Из 17 опрошенных одноклассников 14 ответили на первый вопрос положительно. Вот самые интересные ответы:

- такие книги всегда интересно читать. Наверное, у животных действительно есть душа;

- только я не люблю, когда животные погибают;

- в книгах животные часто гораздо добрее человека. А в людях стало много зла;

- я никогда не задумывался, а ведь животные действительно благороднее нас, в нас гораздо больше зла.

Но ответы на второй вопрос меня поразили: оказывается, ребята прочитали очень мало книг, где встречаются герои - собаки. Самым распространённым был ответ: рассказ «Муму» И. С. Тургенева (эту книгу вспомнили 16 человек), 2 человека назвали «Белого пуделя» А. Куприна. Других книг ребята не смогли назвать, значит, они их не читали. А вот желание иметь дома собаку выразили почти все опрошенные (16 человек).

Отвечая на четвертый вопрос, 9 человек согласились с тем, что собаки могут превосходить людей. Главной чертой характера собак называли верность, преданность их людям.

Итак, по результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: мои одноклассники очень мало прочитали произведений, в которых героями являются собаки, хотя многие из друзей желают иметь собственную собаку и отмечают хорошие качества четвероногих друзей.

Работая над поставленной проблемой, я прочитала очень много литературы, в том числе и научно-популярной. Я познакомилась с книгой Владимира Иосифовича Гершуна «Домашние животные» и статьями из энциклопедии о животных. Из этих книг я узнала много интересного о собаках: об их происхождении, одомашнивании, использовании человеком. Из обращения к интернету я узнала много интересного о самых знаменитых собаках, о памятниках собакам, о произведениях живописи и музыки, посвящённых этим животным, познакомилась с подвигом собак, впервые побывавших в космосе, с жизнью собаки-инвалида Фейт, которая, лишившись передних лап, научилась ходить на задних, с подвигом собак во время Великой Отечественной войны, с собаками президентов и со многими другими историями из жизни этих прекрасных животных.

История образа собаки как вечного образа в художественной

литературе и искусстве

Обращение к образу собаки в мировой художественной культуре уходит корнями в глубокую древность. Истоки культа этого животного следует искать в каменном веке, так как собака была первым животным, прирученным человеком. Веру в божественную сущность собаки разделяли многие ученые древности. В древнем Египте, Эфиопии, Месопотамии, Греции существовал культ собаки. Собака часто становилась героем мифов и легенд. В древнем Египте собака была важнейшим звеном в заупокойном культе умерших. Бог мертвых, Анубис, представлялся в виде человека с головой собаки или шакала. Согласно греческой мифологии, трехголовый пес Цербер охранял выход из подземного царства Аида, препятствуя возвращению душ умерших в царство живых. В Риме храм Юпитера сторожили собаки. Говорят, когда философ Сократ доказывал что-то, то клялся собакой, а премудрый Платон считал собаку «большим философом». Одним словом, у большинства народов древности собака была в большом почете.

В русском фольклоре собака всегда положительный персонаж, нередко спасающий герою жизнь (в ряде сюжетов преданность пса сравнивается с верностью жены, всегда не в пользу последней). Образ собаки и волка часто встречается в русских сказках. Высоко ценили собак славянские племена. Собака одной породы с волком, но с давних времен стала его лютым врагом, защищая-оберегая хозяйское добро. Недаром сложилась неизменно оправдывающаяся в жизни поговорка: "Собака - человеку верный друг". Русский народ всегда верил в приметы: если собака качается из стороны в сторону - к дороге хозяину; воет пес, опустив морду вниз, или копает под окном ямку - быть в доме покойнику; воет, подняв голову - ждут пожара. Начиная с мрачной эпохи Средних веков, собака стала символом палачей. На Руси опричники Ивана Грозного приторачивали к седлам собачьи головы, символизируя слепую преданность жестокому хозяину. То, что образ собаки существовал еще в древних мифах и продолжает находить свое воплощение в современной литературе, даёт нам право говорить о "вечности" образа собаки.

Специалисты определили: за свою жизнь человек может прочитать примерно десять тысяч книг. А чтоб собрать всё и прочитать, что написано о собаках, не хватит, наверное, и тысячи человеческих жизней. Ведь о собаках написаны стихи, поэмы, рассказы, повести, романы.

Нет, пожалуй, ни одного крупного писателя, который хотя бы несколько страниц не посвятил собакам. Итак, в своей работе я привожу лишь малую часть примеров, то есть произведений о собаках. Но даже и этого достаточно, чтобы осознать верность и любовь собак к людям, их преданность, самозабвение и бесконечную привязанность и желание, умение защищать человека, охранять его.

Развитие образа собаки в литературе 19 века

В самом начале становления русской словесности образ собаки был лишь символом или знаком и, как правило, появлялся только в баснях, где собака олицетворяла определенные качества, чаще всего преданность и верность. В начале девятнадцатого века собаки существую в некоем условном обличии, без ссылок на породу или упоминаний о каких-то особенностях. Собака - и всё, а главная её черта - верность человеку. Эту традицию продолжает в своих баснях И. А. Крылов. Я выбрала для анализа одну, малоизвестную басню И. А. Крылова «Собака, Человек, Кошка и Сокол».

В заглавии басни перечислены все герои. Обратим внимание на порядок перечисления: нет ли и здесь странности? На какое-то странное место поставлен здесь человек! Для «царя природы» не отыскалось ничего лучшего, как положение между собакой и кошкой! Может быть, это случайность? Но в подлинном художественном произведении нет ничего случайного. Попробуем разгадать эту загадку, читая басню. В басне говорится о том, как Собака, Человек, Кошка и Сокол «поклялись однажды в дружбе вечной», но, когда на них напал медведь, Сокол улетел, Кошка убежала в лес. Они нарушили клятву, предав дружбу. И только Собака кинулась защищать Человека. Вот почему автор поставил её на первое место. Только она бросилась в схватку с медведем, только у неё хватило смелости, самоотверженности, только она оказалась верным другом

В басне Крылова все персонажи, кроме Собаки, поступили низко. Они предали дружбу, следствием чего стала гибель того, кого они называли своим другом. Проблема басни связана с нравственными ценностями: что такое предательство, кого можно назвать настоящим другом.

Но чем дальше, тем разнообразнее становятся наши персонажи. В произведении А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» образ собаки Сбогар говорит об определённой черте характера героя Алексея: его увлечении модной французской литературой.

С развитием литературы образ собаки становится более тонким. С помощью собаки писатели начинают показывать героя в действии, в поступках, в конечном счёте, в судьбе. И первым это сделал И. С. Тургенев в своём бессмертном рассказе «Муму». Судьба немого Герасима оказалась тесно связанной с судьбой его единственного друга - собаки. Гибель друга становится настоящим потрясением для героя, он совершает поступок - уходит из ставшего ему ненавистным дома барыни.

И. С. Тургенев заложил и другую традицию русского повествования о собаках. Это описание собаки самой по себе, проникновение в её внутреннюю жизнь, попытка увидеть окружающий мир её глазами. Особенности изображения собаки в этот период особенно ярко можно показать на примере знаменитой миниатюры И. С. Тургенева «Собака».

Повествование ведётся от первого лица и представляет собой размышление о жизни и смерти. Автор олицетворяет собаку и применяет к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов». И. С. Тургенев подчёркивает незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понимать друг друга. В данном стихотворении автор говорит о равноценности жизни человека и собаки. Между ними нет никакой разницы, ведь в душе собаки, как и в душе человека, живёт огонёк надежды, веры в будущее. Тема произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти: «Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой».

Итак, в данном стихотворении автор говорит о равноценности жизни человека и собаки. Тургенев считает: чтобы понять собаку, не обязательно понимать, что она говорит. Нужно всего лишь взглянуть ей в глаза, в которых светится её любовь к жизни.

Постепенно в литературе складывается новая традиция в изображении собаки: собака как некое орудие судьбы, дающееся герою, чтобы проявить свою подлинную сущность. Здесь русская литература начала с произведений для детей. Лидером является знаменитая Жучка из произведения Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».

В этом ряду стоит и знаменитый рассказ А. Куприна "Белый пудель", все с тем же самопожертвованием ребенка ради собаки. В рассказе описывается один не особо удачный день из жизни бродячих циркачей дедушки Мартына Лодыжкина (на плече — старая «нездоровая» шарманка), мальчика Сергея (взят дедушкой «напрокат» у забулдыги, который вскоре умер) и пуделя Арто. Этот день заканчивается тем, что мальчик Серёжа спасает из плена своего четвероногого друга, рискуя своей жизнью, переборов страх, отчаяние. В этом поступке проявляется его истинная сущность, главные черты характера: верность дружбе, готовность на подвиг ради друга, которым стала собака. Куприн даёт оценку своему герою через его поступок, через отношение к четвероногому другу.

Лидерство в изображении собак в художественных произведениях в конце 19 начале 20 века принадлежит, конечно, А. П. Чехову. Как подсчитано, в его произведениях действует 124 собаки! Одним из главных произведений Чехова о собаках стала «Каштанка». Это рассказ о собаке, страдающей от несовершенства между людьми. Автор наделяет собаку способностями размышлять и переживать, события и человеческие характеры в произведении раскрываются через восприятие животного. Антон Павлович Чехов, рассказывая о собачьей верности и преданности, поднимает в произведении общезначимые проблемы нравственности, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. "Каштанка" остается одним из самых проникновенных и точных описаний собачьей психологии.

Развитие образа собаки в литературе 20 века

В 20 веке тема «братьев наших меньших» становится актуальной. В произведениях 20 века порой трудно отличить, о ком оно написано: человек и собака начинают существовать в литературе на равных. Основной проблемой становится проблема беззащитности всего живого перед жестокостью человеческого мира. На защиту собаки встаёт знаменитый русский писатель Леонид Андреев.

Так, в его рассказе “Кусака” мы видим брошенную, никому не нужную собаку. Она так много натерпелась боли, унижения и оскорбления, что потеряла последнюю веру в человека. Она не знала, что такое любовь и ласка, получала лишь камни и палки. Но однажды Кусаке повезло. На дачу, где жила собака, приехали люди. Они полюбили Кусаку, играли с ней каждый час, и Кусака «расцвела всею своей собачьей душой».

Она научилась ласкаться, но по привычке от каждого прикосновения руки ей было больно, словно от удара. Вскоре собака привыкла к этим людям и полюбила их. Но собачье счастье продолжалось недолго. Осенью люди покинули дачу и оставили Кусаку опять одну. Она ещё долго бежала по их следам, когда вернулась на дачу, стучала в двери, но ей никто уже не открывал. «Собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно - тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу». Так Кусака ещё раз пережила очередное предательство, на которое, как оказалось, способны только люди.

Леонид Андреев доказал, что только человек может развить в собаке чувства доверия и любви, но также он способен и разрушить это собственными руками, предав собаку в очередной раз. А предательство собака запоминает на всю жизнь, и вернуть в ней вновь доверие будет не так-то и просто. Это не просто рассказ о брошенной собаке, это повествование о человеческом равнодушии, неспособности и нежелании девочки защитить своего друга. Прочитав рассказ, понимаешь, что человек, не любящий животных, способный предать, обрывает связь с миром природы.

Конечно, нельзя обойти вниманием творчество Сергея Александровича Есенина, его произведения о животных, в том числе о собаках, оставляют в памяти читателя глубокий след. В каждом из этих произведений звучит боль за судьбу «братьев наших меньших», нуждающихся в милосердии и защите.

Животный мир у Есенина – часть природы, живой, одушевлённой, разумной. У его зверей есть свои думы и заботы, свои горести и радости. По словам М. Горького, С. Есенин «первый в русской литературе так умело и с такой любовью пишет о животных».

Никого не может оставить равнодушным «Песнь о собаке». Это история о собаке, потерявшей своих семерых щенят по вине человека. Эта история показана в самый трагический момент жизни собаки. Измученной собаке, потерявшей своих щенков, месяц кажется одним из её погибших детёнышей. В этом стихотворении слышится голос, призывающий нас к сочувствию всем живым, страдающим существам:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Есенинская собака способна на глубокие чувства, её горе безмерно и беспредельно, но совершенно недоступно разуму «хмурого хозяина», равнодушно и привычно исполняющему обычное в крестьянском быту «дело» – «утопление» слепых щенят. «Песнь о собаке» стала событием не только в есенинском творчестве, но и во всей русской поэзии: никто из поэтов до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом. Есенинская собака - это не просто животное, выполняющее своё дело - охранять дом, а животное, способное на глубокие чувства. Она может и мыслить, и страдать, и радоваться. Этим стихотворением Есенин говорит о том, что не может быть чужой боли в мире, где всё взаимосвязано. В единстве всего живого смысл человеческой жизни.

Другим писателем 20 века, который глубоко проник в трагедию собачьей жизни, стал Гавриил Николаевич Троепольский. Его произведение «Белый Бим Чёрное ухо» наполнено и радостью, и горем, и счастьем, и трагизмом.

Эта повесть о жизни обычного охотничьего пса, которого звали Бимом. Судьба так распорядилась, что хозяин Бима, Иван Иванович, по болезни был вынужден уехать на лечение и оставить его на попечение своей соседки. Но Бим был настолько привязан к своему хозяину, что не смог прожить без него и одного дня. И именно с этого момента Бим начинает понимать, что такое жизнь бродячей собаки, что такое голод, унижение и предательство со стороны человека. Описывая трудности, которые пришлось преодолеть бедной собаке, автор пишет и о другом: о душевной глухоте, чёрствости, жестокости, неспособности к состраданию. Ведь если бы не равнодушное отношение людей, Бим, наверное, не погиб и был бы счастлив со своим хозяином. Автор описывает по-настоящему человеческие качества Бима: собака в повести сочувствует – это одна из форм проявления человеколюбия, понимание чувств и мыслей другого человека. Бим обладает такими моральными качествами, как верность, преданность, «человечность».

Все эти качества в собаке проявляются в большей степени, чем в людях. Всем этим «человеческим» качествам Бима противопоставлены такие качества людей, как равнодушие, жестокость, подлость не только по отношению к «низшему» существу, но и по отношению себе подобному – человеку. Эти нравственные проблемы актуальны в наше время.



Заключение

Проанализировав произведения, я пришла к следующим выводам:

1. Образ собаки играет важную роль в литературных произведениях.

2. Благодаря этому образу, мы можем точнее понять идею произведения и авторский замысел.

3. С помощью данного образа писатели характеризуют реальную действительность и внутреннее состояние человека.

4. Этот образ многофункционален:

- Собака – действующее лицо, персонаж;

- Средство характеристики человека (уровень образованности, воспитанности);

- Символ, позволяющий выявить внутреннюю сущность человека («добрые» люди у Л. Н. Андреева);

- Символ, позволяющий выявить ненормальность человеческого существования (страдание – норма жизни для людей, и этот стиль копирует собака (А. П.Чехов);

- Символ, позволяющий выявить оценку поступков людей (самоотверженность – предательство ).

По результатам анализа можно выделить следующие нравственные проблемы, которые поднимают авторы в своих произведениях:

1. Проблема несправедливого и жестокого отношения человека к собаке.

2. Проблема одиночества и человека, и животного.

3. Проблема власти и жажды наживы посредством эксплуатации животного.

4. Проблема нравственных ценностей в жизни.

Мы видим, что образ собаки действительно очень важен в произведении, ведь отношение к животному – это проверка на человеческую состоятельность. Человек живет не только среди людей, но и среди животных, обладающих своей мудростью, и людям есть чему у них поучиться. Любое соприкосновение с миром зверей согревает, учит великодушию, доброте, чего подчас так не хватает человеческому обществу. Люди должны уметь заботиться не только о себе, но и о тех, кого приручили, если не хотят, чтобы окружающий мир стал жестоким и несправедливым.

Образ собаки в литературе достаточно частотен и неоднозначен. Я исследовала функции данного образа в произведениях русской литературы XIX – XX веков, вошедших в школьную программу. Выдвинула гипотезу: отношение к братьям нашим меньшим является проверкой на человеческую состоятельность. В ходе исследования гипотеза подтвердилась: русские писатели подчеркивали в образе собаки нравственно-этические стороны, пытаясь научить людей заботиться не только о себе, но и о тех, кто живёт рядом. В дальнейшем мне бы хотелось познакомиться с произведениями современных авторов, в которых встречается образ собаки.

Вся русская литература высоконравственна: она учит добру, любви, состраданию, в том числе ко всему живому. Но сейчас человек утрачивает эти нравственные качества. К сожалению, человек ценит то, что ему выгодно, что дорого стоит, что престижно. А посмотришь на улицу – там бродят брошенные собаки, кошки. Мне кажется, необходимо остановиться каждому человеку и внимательно к себе присмотреться, задуматься о том, какую роль играют животные в нашей жизни. Собака – это верный друг человека, преданный ему по самой своей сути, что особенно проникновенно можно почувствовать , читая произведения русских писателей. Каждый писатель по-своему трактовал образ собаки, обращая внимание читателя на то, что в любой ситуации человек не должен забывать о братьях наших меньших.

В отношении к собакам проявляются самые человеческие чувства: доброта, любовь и привязанность. Эти нравственные качества становятся в дефиците в нашем обществе, и их воспитанию могут помочь книги о собаках. Нравственно воспитанный человек никогда не сделает ничего плохого «братьям нашим меньшим».

В приложении к моей работе вы можете познакомиться со списком произведений, кинофильмов о собаках.

























Список литературы

1. Бельская Л.Л. Песенное слово: поэтическое мастерство С. Есенина.- М.: Просвещение, 1990.

2. Гершун В. И. Домашние животные.-М.: Просвещение, 1986.

3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка.- М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.

4. Дмитриев Ю. Соседи по планете.- М.: Юнисам, 1993.

5. Капитонова Л. А. А. П. Чехов в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.- М.:ТИД «Русское слово- РС», 2000.

6. Катаев В. Б. Проблемы интерпретации.- М.: Просвещение, 1979.

7. Корабельников В. А. Легенды и быль о собаках.-М.: Просвещение,1993.

8. Куприн А. И. Рассказы.- М.: Детская литература, 1976.

9. Маркин В. А., Хинн О. Г. Я познаю мир: животные. Детская энциклопедия.- М.: Издательство АТС, 2000.

10. Рассказ Л. Андреева «Кусака».- ЛШ, №2, 1994.

11. Русские писатели – детям.- М.: Дрофа-Плюс, 2006.

12. Соколов З. П. Культ животных в религиях.- М.: Просвещение, 1972

13. Тимофеев Л. И. Словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение,1974.

14. Троепольский Г. Белый Бим Чёрное ухо.- М.: Детская литература, 1976.

15. Тургенев И. С. Стихотворения в прозе.- М.: Детская литература, 1967.

16. Эвенков И. С. Сергей Есенин, изд. 2-е, перераб.-М.: Просвещение, 1987.

17. Интернет-источники:

http://3arev.livejournal.com

http://fictionbook.ru

http://www.zooprice.ru

http://dog-dogi.narod.ru

http://www.rvb.ru/18vek/Krylov/toc.htm

Список произведений о собаках

1. Ж.Г. Верн «Пятнадцатилетний капитан».

2. А. П. Чехов «Каштанка».

3. А.И. Куприн «Белый пудель».

4. Артур Конан Дойль «Собака Баскервилей».

5. Г.Н. Владимов «Верный Руслан. История караульной собаки».

6. Г.Н.Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо».

7. М.А. Булгаков «Собачье сердце».

8. А.Н.Толстой «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

9. Э.М. Хемингуэй «Нужна собака-поводырь».

10. Джек Лондон «Джерри-островитянин», «Майкл, брат Джерри».

11.Д. Хэрриот «Истории о собаках».



























Фильмы о собаках

«Балто» (мультфильм)

«Белка и Стрелка. Звездные собаки» (мультфильм)

«Белый Бим Чёрное ухо» (фильм)

«Белый плен» (фильм)

«Белый пудель» (фильм)

«Белые росы» (фильм)

«Бетховен» (фильм)

«Бобик в гостях у Барбоса» (мультфильм)

«Волшебник Изумрудного города (фильм)»

«Вольт» (мультфильм)

«Все дороги ведут домой» (фильм)

«Все псы попадают в рай» (мультфильм)

«Дэниэл и суперпсы» (фильм)

«Завтрак с Эйнштейном» (фильм)

«Зевс и Роксана» (фильм)

«К-9: Собачья работа» (фильм)

«Ко мне, Мухтар!» (фильм)

«Король воздуха» (фильм)

«Лапы» (фильм)

«Маленький бродяга» (фильм)

«Марли и я» (фильм)

«Мужики!» (фильм)

«Операция "Ы" и другие приключения Шурика» (фильм)

«Отель для собак» (фильм)

«Пес Барбос и необычный кросс» (фильм)

«Поводырь» (фильм)

«Пограничный пёс Алый» (фильм)

«Самогонщики» (фильм)

«Спартак и Калашников» (фильм)

«Тёрнер и Хуч» (фильм)

«Трое в лодке, не считая собаки (фильм)»

«Трое из Простоквашино» (мультфильм)

«Хатико: самый верный друг» (фильм)

«Частный детектив, или Операция «Кооперация» (фильм)

«Четыре танкиста и собака» (фильм)





























Жители поселка!


Вы заметили, что в последнее время на наших улицах стало много бездомных собак? А вы не задумывались, откуда они появляются?

Мы сами виноваты в том, что столько собак бродяжничает по улицам, роясь в мусорных баках, пугая прохожих. Приобретая собаку, многие не задумываются о её дальнейшей судьбе, для некоторых людей собака - это просто игрушка. Игрушка может хозяину надоесть, и окажется собака на улице, голодная, никому не нужная, одинокая.

Так произошло с собакой по кличке Леся. Эта собака уже 7 месяцев живёт возле нашей школы. Никто не помнит, как она появилась, был ли у неё хозяин. Всё это время она живёт на улице, стойко переживая все тяготы бездомной собачьей жизни. Несмотря на все трудности своего житья, она не ожесточилась, её собачья душа тянется к людям. Она всегда встречает ребятишек у школы, виляет хвостом, благодаря за угощение. А как она любит поиграть с ребятишками, побегать за ними, при этом не причиняя им никакого вреда.

Добрые люди! Не проходите мимо, откликнитесь на мой призыв! У кого есть возможность, возьмите к себе эту собаку! Если мы с вами не будем равнодушны, то и бездомных собак станет меньше. Будьте ответственны за судьбу того, кого вы приручили! И собака станет вашим самым преданным и надёжным другом.

Просмотр содержимого презентации
«презентация Борисенкова Виктория»

Исследовательская работа по литературе Образ собаки в русской литературе XIX-XX веков Работу выполнила Борисенкова Виктория,  ученица 7 б класса  МБОУ Краснинской СОШ Руководитель Новикова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории  

Исследовательская работа по литературе

Образ собаки в русской литературе XIX-XX веков

Работу выполнила

Борисенкова Виктория,

ученица 7 б класса

МБОУ Краснинской СОШ

Руководитель

Новикова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории

 

Боже, помоги мне быть таким человеком, каким считает меня моя собака.  Януш Вишневский

Боже, помоги мне быть таким человеком, каким считает меня моя собака.

Януш Вишневский

Страницы, которые потрясли…

Страницы, которые потрясли…

Проблема исследования: Цель исследования:  Выявить идейно-художественную роль образа собаки в произведениях русских писателей XIX-XX веков Как изменялось изображение собаки в русской литературе и как это связано с нравственными уроками, которые даёт нам то или иное художественное произведение

Проблема исследования:

  • Цель исследования:

Выявить идейно-художественную роль образа собаки в произведениях русских писателей XIX-XX веков

Как изменялось изображение собаки в русской литературе и как это связано с нравственными уроками, которые даёт нам то или иное художественное произведение

Задачи: 4. Выяснить, какую роль играет образ собаки в произведениях авторов и определить нравственные уроки, которые пытаются донести авторы произведений через образ собаки. Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ собаки. Описать темы и проблемы, которые раскрываются с помощью образа собаки. Показать, как образ собаки помогает понять идею произведения. 5. Создать список-рекомендацию произведений о собаке.

Задачи:

4. Выяснить, какую роль играет образ собаки в произведениях авторов и определить нравственные уроки, которые пытаются донести авторы произведений через образ собаки.

  • Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ собаки.
  • Описать темы и проблемы, которые раскрываются с помощью образа собаки.
  • Показать, как образ собаки помогает понять идею произведения.

5. Создать список-рекомендацию произведений о собаке.

Анкетирование одноклассников

Анкетирование одноклассников

  • Любите ли вы читать книги о животных?
  • Какие книги, героями которых являются собаки, вы читали?
  • Хотели бы вы иметь дома собаку?
  • Как вы думаете, может ли собака в чём-то превосходить человека?
Мои одноклассники очень мало прочитали произведений, героями которых являются собаки, хотя многие из друзей желают иметь собственную собаку и отмечают хорошие качества четвероногих друзей.

Мои одноклассники очень мало прочитали произведений, героями которых являются собаки, хотя многие из друзей желают иметь собственную собаку и отмечают хорошие качества четвероногих друзей.

Памятник Хатико (Япония ) Памятник собакам, ждущим своих хозяев (Франция)

Памятник Хатико (Япония )

Памятник собакам, ждущим своих хозяев (Франция)

Собаки во время Великой Отечественной войны

Собаки во время Великой Отечественной войны

История образа собаки как вечного образа в художественной литературе и искусстве

История образа собаки как вечного образа в художественной литературе и искусстве

Древняя Русь

Древняя Русь

Образ собаки в литературе XIX века Басня И.А.Крылова «Собака, Человек, Кошка и Сокол»

Образ собаки в литературе XIX века

Басня И.А.Крылова «Собака, Человек, Кошка и Сокол»

И. С. Тургенев. Судьба героя и судьба собаки Собака как способ характеристики героя

И. С. Тургенев. Судьба героя и судьба собаки

Собака как способ характеристики героя

Попытка проникновения во внутренний мир собаки И.С.Тургенев «Собака»

Попытка проникновения во внутренний мир собаки

И.С.Тургенев «Собака»

Собака как некое орудие судьбы, дающееся герою, чтобы проявить свою подлинную сущность

Собака как некое орудие судьбы, дающееся герою, чтобы проявить свою подлинную сущность

А.П.Чехов и его произведения о собаках

А.П.Чехов и его произведения о собаках

Тема «братьев наших меньших» в творчестве писателей XXвека Леонид Андреев. «Кусака»

Тема «братьев наших меньших» в творчестве писателей XXвека

Леонид Андреев. «Кусака»

«Песнь о собаке» Творчество С.А.Есенина

«Песнь о собаке»

Творчество С.А.Есенина

Г.Н.Троепольский. «Белый Бим Чёрное ухо»

Г.Н.Троепольский. «Белый Бим Чёрное ухо»

Заключение символ, позволяющий выявить ненормальность человеческого существования (страдание – норма жизни для людей и этот стиль копирует собака (А.П.Чехов)); символ, позволяющий выявить оценку поступков людей (самоотверженность – предательство ) Функции образа собаки: собака – действующее лицо, персонаж; средство характеристики человека (уровень образованности, воспитанности); символ, позволяющий выявить внутреннюю сущность человека («добрые « люди у Л.Андреева);

Заключение

  • символ, позволяющий выявить ненормальность человеческого существования (страдание – норма жизни для людей и этот стиль копирует собака (А.П.Чехов));
  • символ, позволяющий выявить оценку поступков людей (самоотверженность – предательство )

Функции образа собаки:

  • собака – действующее лицо, персонаж;
  • средство характеристики человека (уровень образованности, воспитанности);
  • символ, позволяющий выявить внутреннюю сущность человека («добрые « люди у Л.Андреева);

По результатам анализа можно выделить следующие нравственные проблемы, которые поднимают авторы в своих произведениях:

По результатам анализа можно выделить следующие нравственные проблемы, которые поднимают авторы в своих произведениях:

  • Проблема несправедливого и жестокого отношения человека к собаке.
  • Проблема одиночества и человека, и животного.
  • Проблема власти и жажды наживы посредством эксплуатации животного.
  • Проблема нравственных ценностей в жизни.
  •  
6. Г.Н.Троепольский «Белый Бим Чѐрное Ухо». 7. М.А. Булгаков «Собачье сердце». 8. А.Н.Толстой «Приключения Буратино, или Золотой ключик». 9. Э.М. Хемингуэй «Нужна собака-поводырь». 10. Джек Лондон «Джерри-островитянин», «Майкл, брат Джерри». 11.Д. Хэрриот «Истории о собаках». Список произведений о собаках   1. Ж.Г. Верн «Пятнадцатилетний капитан». 2. А. П. Чехов «Каштанка». 3. А.И. Куприн «Белый пудель». 4. Артур Конан Дойль «Собака Баскервилей». 5. Г.Н. Владимов «Верный Руслан. История караульной собаки».

6. Г.Н.Троепольский «Белый Бим Чѐрное Ухо».

7. М.А. Булгаков «Собачье сердце».

8. А.Н.Толстой «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

9. Э.М. Хемингуэй «Нужна собака-поводырь».

10. Джек Лондон «Джерри-островитянин», «Майкл, брат Джерри».

11.Д. Хэрриот «Истории о собаках».

Список произведений о собаках

1. Ж.Г. Верн «Пятнадцатилетний капитан».

2. А. П. Чехов «Каштанка».

3. А.И. Куприн «Белый пудель».

4. Артур Конан Дойль «Собака Баскервилей».

5. Г.Н. Владимов «Верный Руслан. История караульной собаки».

Фильмы о собаках «Зевс и Роксана» (фильм) «К-9: Собачья работа» (фильм) «Ко мне, Мухтар!» (фильм) «Король воздуха» (фильм) «Лапы» (фильм) «Маленький бродяга» (фильм) «Марли и я» (фильм) «Мужики!» (фильм) «Операция

Фильмы о собаках

  • «Зевс и Роксана» (фильм)
  • «К-9: Собачья работа» (фильм)
  • «Ко мне, Мухтар!» (фильм)
  • «Король воздуха» (фильм)
  • «Лапы» (фильм)
  • «Маленький бродяга» (фильм)
  • «Марли и я» (фильм)
  • «Мужики!» (фильм)
  • «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» (фильм)
  • «Отель для собак» (фильм)
  • «Пес Барбос и необычный кросс» (фильм)
  • «Поводырь» (фильм)
  • «Пограничный пѐс Алый» (фильм)
  • «Самогонщики» (фильм)
  • «Спартак и Калашников» (фильм)
  • «Тѐрнер и Хуч» (фильм)
  • «Трое в лодке, не считая собаки (фильм)»
  • « Балто» (мультфильм)
  • «Белка и Стрелка. Звездные собаки» (мультфильм)
  • «Белый Бим Чѐрное ухо» (фильм)
  • «Белый плен» (фильм)
  • «Белый пудель» (фильм)
  • «Белые росы» (фильм)
  • «Бетховен» (фильм)
  • «Бобик в гостях у Барбоса» (мультфильм)
  • «Волшебник Изумрудного города (фильм)»
  • «Вольт» (мультфильм)
  • «Все дороги ведут домой» (фильм)
  • «Все псы попадают в рай» (мультфильм)
  • «Дэниэл и суперпсы» (фильм)
  • «Завтрак с Эйнштейном» (фильм)

Фильмы о собаках

Фильмы о собаках

  • «Трое из Простоквашино» (мультфильм)
  • «Хатико: самый верный друг» (фильм)
  • «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (фильм)
  • «Четыре таксиста и собака» (фильм)
  • Образ собаки в телесериалах.
  • «Возвращение Мухтара»
  • «Комиссар Рекс»
  • «Лесси»
  • «Барон Букин»
  • «Четыре танкиста и собака»

Жители посёлка!

Несмотря на все трудности своего житья, она не ожесточилась, её собачья душа тянется к людям. Она всегда встречает ребятишек из школы, виляет хвостом, благодаря за угощение. А совсем надавно наша Леся стала мамой. Весь подъезд подкармливает «мамашу». А я смотрю на щенят и часто думаю о том, что с ними будет, когда они подрастут. Я не хочу, чтобы они повторили судьбу своей матери!

  • Добрые люди! Не проходите мимо, откликнитесь на мой призыв! У кого есть возможность, возьмите к себе в дом щенка! Если мы с вами не будем равнодушны, то и бездомных собак станет меньше. Будьте ответственны за судьбу того, кого вы приручили! И собака станет вашим самым преданным и надёжным другом.

Вы заметили, как в последнее время на наших улицах стало много бездомных собак? А вы не задумывались, откуда они появляются? Мы сами виноваты в том, что столько собак бродяжничает по улицам, роясь в мусорных баках, пугая прохожих. Приобретая собаку, многие не задумываются о её дальнейшей судьбе, для некоторых людей собака- это просто игрушка. Игрушка может хозяину надоесть, и окажется собака на улице, голодная, никому не нужная, одинокая. Так произошло с собакой по кличке Леся. Эта небольшая собачка уже три года живёт во дворе дома по улице Новосибирской. Никто не помнит, как она появилась, был ли у неё хозяин. Зимой и летом она живёт на улице, стойко переживая все тяготы бездомной собачьей жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Исследовательская работа "Образ собаки в творчестве писателей 19-20 веков"

Автор: Новикова Елена Владимировна

Дата: 31.07.2014

Номер свидетельства: 110923


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства