kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "В.Каверин. "Два капитана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Эпистолярный жанр в романе В. Каверина «Два капитана».

Работа состоит из введения, куда входят: цель, задачи, актуальность, новизна и практическая значимость работы, методы исследования, структура, анализ источников и литературы, основной части работы, включающей в себя три главы.

В первой описываются история возникновения письма, этикетные речевые формулы в письмах.

 Во второй главе рассказывается о письмах капитана Татаринова, как о сюжетной организации романа В. Каверина «Два капитана».

В третьей главе представлены исследования отрывков из писем капитана Татаринова.

 В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы.

 В приложение вынесены фотографии из сети интернет, обложки произведений В. Каверина.

«Эпистолярный жанр в романе В. Каверина «Два капитана».

Работа состоит из введения, куда входят: цель, задачи, актуальность, новизна и практическая значимость работы, методы исследования, структура, анализ источников и литературы, основной части работы, включающей в себя три главы.

В первой описываются история возникновения письма, этикетные речевые формулы в письмах.

 Во второй главе рассказывается о письмах капитана Татаринова, как о сюжетной организации романа В. Каверина «Два капитана».

В третьей главе представлены исследования отрывков из писем капитана Татаринова.

 В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы.

 В приложение вынесены фотографии из сети интернет, обложки произведений В. Каверина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "В.Каверин. "Два капитана"»

1


Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения

Сосновской средней общеобразовательной школы №2

в селе Третьи Левые Ламки



Всероссийский конкурс «Шедевры из чернильницы»

Номинация «Литературоведение»

Автор:

Полосина Дарья Ивановна,

ученица 9 класса

393860 Тамбовская область,

Сосновский район,

Село Первые Левые Ламки

Ул. Садовая, 89;

т. 89537116319

филиал МБОУ Сосновской СОШ №2

в селе Третьи Левые Ламки.

393860, Тамбовская область,

Сосновский р-он,

с. Третьи Левые Ламки,

ул. Интернациональная, 67.

84753253340;

Руководитель:

Шатилова Ольга Алексеевна,

учитель русского языка и литературы


Тамбов 2022


Краткая аннотация исследовательской работы

Название работы:

«Эпистолярный жанр в романе В. Каверина «Два капитана».

Работа состоит из введения, куда входят: цель, задачи, актуальность, новизна и практическая значимость работы, методы исследования, структура, анализ источников и литературы, основной части работы, включающей в себя три главы.

В первой описываются история возникновения письма, этикетные речевые формулы в письмах.

Во второй главе рассказывается о письмах капитана Татаринова, как о сюжетной организации романа В. Каверина «Два капитана».

В третьей главе представлены исследования отрывков из писем капитана Татаринова.

В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы.

В приложение вынесены фотографии из сети интернет, обложки произведений В. Каверина.











СОДЕРЖАНИЕ:


Введение 4

Глава 1. История письма. Этикетные речевые формулы в письмах……………………………………………………………..8

Глава 2. Письма капитана Татаринова в сюжетной организации романа В. Каверина «Два капитана»……………………………..12

Глава 3. Анализ писем капитана Татаринова…………………….14

Заключение 19

Список литературы 21

Приложение 22











ВВЕДЕНИЕ

«Письма -больше, чем воспоминанья:

на них запеклась кровь событий,

это -само прошедшее, как оно было,

задержанное и нетленное».

А. Герцен.

Сегодня, когда мы с вами живем в 21 веке, люди разучились писать письма. А ведь когда-то их получали в конверте! Как давно это было! Тогда люди писали друг другу бумажные письма, им не было цены. В письме можно было прочесть все: переживания, чувства, новости, горести, радости, исторические факты. Письмо воссоздавало судьбу, в них герой открывал свою душу современникам и потомкам.

Сколько понятий включает в себя это богатое, волшебное слово! Что может быть более интригующим, загадочным, чем письмо, ещё не раскрытое, которое держишь в руке, независимо, от кого оно: от близких, друзей или знакомых. Оно может и обрадовать, и огорчить, и перевернуть всю жизнь. Не зря писатели избирают письма как форму романного повествования. Эпистолярный жанр использовался и в русской классике. Жанр «письма» был популярным и в творчестве поэтов военного времени. Это письма-обещания, письма-исповеди, письма-клятвы.

У современной виртуальной переписки одно важное достоинство- мгновенность, что не просто позволят сократить расстояние, но и позволяет общаться в реальном времени. Вот эта мгновенность и вытеснила из человеческого общения переписку посредством бумажных писем.

Цель моей исследовательской работы: - доказать, что письмо как речевой жанр учит не только излагать свои мысли, но и является способом общения между людьми, средством выражения духовного мира человека, его мыслей, чувств, несёт в себе приметы времени.

-Доказать, что старые письма сыграли одну из важных ролей в романе В. Каверина «Два капитана», ведь само произведение начинается с их находки. Если бы Саня не нашел эти письма, он бы не смог найти экспедицию капитана Татаринова, не с мог доказать, что он открыл землю Марии, что виновником неудачной экспедиции является Николай Антонович, а самое главное, доказать Кате свою правоту, доказать ей, что он ее любит, ведь ради нее он ищет экспедицию.

Объектом исследования являются найденные письма капитана Татаринова.

Предметом исследования является изучение роли письма в человеческом общении.


Актуальность данной проблемы заключается в повышении у сверстников ответственности за сохранение письма как средства не только общения, но части истории.

Задачи исследования:

-изучить истоки эпистолярного жанра;

-изучить и проанализировать эпистолярное наследие капитана Татаринова к супруге;

-систематизировать проанализированный материал по письмам;

-определить и раскрыть особенности эпистолярных единиц в письмах капитана Татаринова к адресату.

Гипотеза: письма в целом – явление мало изученное. Писать, хотя бы изредка, обычные письма на листке красивой бумаги, своей рукой, по возможности красивым почерком-это возможность отразить свой внутренний мир, сохранить частицу своей истории. Как видим, история эпистолярного жанра очень интересна.

Методы исследования:

-теоретический, библиографический,

- сбор информации и её обработка;

-анализ писем;

-работа с интернет-ресурсами;

Полученные результаты могут быть использованы на уроках литературы при изучении романа В. Каверина «Два капитана».

Выбор произведения и автора для исследовательской работы не случаен, моя работа посвящена 120-летию со дня рождения писателя Вениамина Александровича Каверина, автора самого интересного приключенческого романа «Два капитана».




Глава 1. История письма. Этикетные речевые формулы в письмах.

Письмо прошло длинный и весьма сложный путь развития, который охватывает период в несколько тысяч лет.

Подлинная история письма начинается с того момента, когда появляется письмо начертательное, т. е. при помощи графических изображений. Но и до появления начертательного письма люди общались на расстоянии и во времени весьма разнообразными доступными им способами и средствами-знаками или символами.

Символические послания. Примером такой символической сигнализации может служить «письмо» древних скифов персам, упоминаемое у греческого историка Геродота (V в. до н. э.). (Приложение1).

Примитивные знаки. Перуанское письмо. Перуанское «письмо» древних инков «кипу» представляло собой систему шнуров из шерсти различного цвета с завязанными на них простыми и сложными узлами, каждый из которых имел определенное значение (Приложение1).

Бирки с зарубками. У народов первобытной культуры были распространены также бирки с зарубками. При торговых сделках и финансово-кредиторских операциях бирки часто расщеплялись на две половины, одна из которых вручалась должнику, а вторая оставалась у кредитора. По мере выплаты долга зарубки на каждой половинке бирки срезались (Приложение 1).

Памятные дощечки. Славяне также применяли бирки для счета и разного рода «записей». У них бирки назывались «памятными дощечками» или «носами», поскольку люди всюду носили с собой дощечки, делая на них всевозможные заметки, зарубки. Отсюда произошло выражение «зарубить на носу», т. е. запомнить крепко-накрепко, раз навсегда. (Приложение 1).

Пиктографическое письмо. Пиктография- наглядное письмо. Здесь все, что обладает наглядностью, находит прямое выражение в рисунках, которые создавались для каждого конкретного случая и не были устойчивыми (Приложение 2).

Идеографическое письмо. Один и тог же рисунок в одном и том же тексте мог выступать то в прямом, то в переносном значениях: Змея-животное, змея-мудрость (Приложение 2).

Слоговое письмо. Слоговое письмо представляет собой фонетическую систему. Ее простейшими элементами являются отдельные знаки или совокупность символов, обозначающие определенные слоги, которые состоят из согласного звука с гласным или же одного гласного (Приложение 2).

Буквенно-звуковое письмо. Это такое письмо, в котором каждый графический знак (буква) обозначает не целое слово, как в идеографии, и не слог, как в слоговом письме, а отдельный звук в слове. Мы и по сей день используем его (Приложение 2).

Такие письма не всегда содержали чувства, мысли, эмоции. В Древней Руси письма носили нравоучительный характер.

Затем письма заучивали наизусть, передавая их содержание другому человеку. Когда появилась почтовая связь, и грамотных стало больше, почтовые тройки везли письма адресатам. В эти письма автор вкладывал свою душу, любовные тайны. По характеру они были поздравительные, хвалебные, жалобные, просительные (Приложение3).

Особое внимание уделялось оформлению писем. Необходимо писать письмо аккуратно, на тонкой бумаге, при этом соблюдать речевой этикет. Выбор этикетных форм обращения определяется нормами русского речевого этикета.

Выбор имени и отчества, а также имени и наименования родства с ласкательными суффиксами определяются взаимоотношениями адресата и отправителя: «Дорогой мой! Глубокоуважаемая моя, Мария Васильевна!» Наиболее употребительными стилистически нейтральными являются приветствия: «Здравствуй!», «Добрый день!», которые могут стоять как перед обращением, так и после него, например: Здравствуйте, дорогая Екатерина Ивановна! Существуют стереотипные фразы. Они гармонично вводят сообщения (например: В нескольких словах расскажу о делах, или спешу сообщить новость…)

В конце письма располагаются такие части: итоговые фразы, повторные извинения, благодарности, поздравления, просьбы.

С такими письмами мы встречаемся на страницах романа В. Каверина «Два капитана», в которых мы узнаем о судьбе капитана Татаринова, письма, написанные им его жене.















Глава 2. Письма капитана Татаринова в сюжетной организации романа В. Каверина «Два капитана»

Прежде, чем приступить к исследованию писем капитана Татаринова, хочется сказать о сюжете произведения. В основе его лежат письма капитана Ивана Львовича Татаринова, экспедиция которого затерялась на севере в районе Новой Земли. Автор не случайно выбрал именно такой тип повествования. Эти письма проходят через весь роман, во многом определяя будущее главного героя -Саньки Григорьева.

Повзрослевший Саня Григорьев вдруг вспоминает свое детство, когда в их дворе оказались письма из сумки утопившегося от несчастной любви почтальона. Их вслух читали во дворе сердобольные соседи. Саня нашел эти письма, а одно, пропавшее, вспомнил. Эти письма стали завязкой увлекательного сюжета. Они являются своего рода связующим звеном в романе: прошлое не даёт покоя герою в настоящем и подталкивает его к будущим открытиям.

Со страниц романа мы узнаём, что Иван Львович Татаринов – капитан шхуны «Святая Мария», который осенью 1912 года отправился в северную экспедицию. Долгое время экспедиция считалась пропавшей, судьба Татаринова была неизвестна. И только волею случая и настойчивости Александра Григорьева стало известно, что Татариновым были сделаны важные географические открытия.

В руки Сани Григорьева попадает дневник погибшего штурмана со «Святой Марии», судна капитана Татаринова. Больших трудов, напряженного внимания требует от героя расшифровка рукописи: «…И снова я принимался за эту мучительную работу. Каждую ночь, а в свободные от полетов дни с утра - я с лупой в руках садился за стол, и вот начиналось это напряженное, медленное превращение рыболовных крючков в человеческие слова - то слова отчаяния, то надежды».1

Дешифровка дневника помогла Сане Григорьеву найти капитана Татаринова, подтвердила, что именно он первым открыл Северную землю.









Глава 3. Анализ писем капитана Татаринова

Анализируя письма капитана Татаринова, обращаю внимание, что точной даты в них нет, и не сказано первое ли это письмо или второе. В произведении сказано: «Здесь кончался первый лист. Я перевернул его, но на другой стороне ничего нельзя было прочитать, кроме нескольких бессвязных слов, чуть сохранившихся среди подтеков и пятен»2.

«Друг мой, дорогая моя, родная Машенька!

Вот уже около двух лет прошло с тех пор, как я послал тебе письмо через телеграфную экспедицию на Югорском Шаре. Но как много с тех пор переменилось, я тебе и передать не могу! …Но нет худа без добра! Совсем другая мысль теперь занимает меня. Надеюсь, она не покажется тебе – как некоторым моим спутникам – «детской» или «безрассудной3»…

Даты в письме нет, но мы видим, что давно оно отправлено: «…около двух лет прошло с тех пор, как я послал тебе письмо…». В. Каверин использовал данный приём для того, чтобы показать, что время не властно над стремлением человека жить и творить, открывать что-то новое для других. Именно для своей родной Машеньки, он совершает эту экспедицию.

Место отправления письма - Югорский Шар.

«Друг мой, дорогая моя, родная Машенька!» - так начинает своё письмо капитан Татаринов к жене. Формы стандартного этикетного обращения «дорогая, родная» приобретают в данном контексте иную окраску: они показывают душевные качества человека, а употребление притяжательного местоимения «моя» придаёт характер безмерной любви. Кроме того, использовано словосочетание-обращение «друг мой» - символ надёжности и преданности. Порядок слов использован прямой, а в обращении «друг мой» наблюдается обратный порядок слов, который выполняет смысловую функцию, служит для выделения необходимых слов. По таким обращениям можно сделать вывод, что капитан Татаринов видит в супруге надёжного товарища и преданного друга, которого он любит и ценит.

Приветствия в письме нет. Это говорит о чувствах, которые переполняют героя, о недостатке времени. Так много хочется сказать и выразить. А может, капитан Татаринов не хочет думать о тех огромных километрах, которые разделяют его с родными.

В информационной части капитан Татаринов рассказывает о минувших событиях, он точно излагает маршрут. Концовки у письма нет.



Второе письмо -это описание шхуны.

«Среди одного такого поля и стоит наша „Св. Мария“, по самый планшир засыпанная снегом… «Как видишь, Машенька, с горя я стал поэтом…Я пишу и перечитываю свое бесконечное письмо и снова пишу и вижу, что просто болтаю с тобой, а нужно сказать еще так много важного. Я посылаю с Климовым пакет на имя начальника Гидрографического управления… Я убежден, что это - земля. К сожалению, я не мог оставить корабль в тяжелом положении, чтобы исследовать её. Но всё впереди. Пока я назвал её твоим именем, так что на любой географической карте ты найдёшь теперь сердечный привет от твоего Монготимо Ястребиный Коготь, как ты когда-то меня называла. Как это было давно, боже мой! Впрочем, я не жалуюсь. Мы увидимся, и все будет хорошо. Но одна мысль, одна мысль терзает меня!»4

В письме мы видим обращение «Машенька». Употребление в этом слове уменьшительно-ласкательного суффикса- ЕНЬК-, говорит о добром отношении пишущего к своему адресату.

Да, Иван Львович любит свою Машеньку. Велика сила духа капитана Татаринова, он всячески поддерживает и команду, и свою Машеньку в том, что надо идти к намеченной цели. В этом письме он не забывает о своем долге перед Родиной.

Здесь мы видим трогательные чувства капитана к жене, когда он сообщает, что открыл землю и назвал её именем.

Иван Львович ужасается долгой разлуке; и он пытается донести до жены стремление увидеться с нею. Зная своё тяжёлое положение, он не хочет надрывать сердце Марии Васильевны.

Третье письмо- это, своего рода, крик души капитана.

«Молю тебя об одном». Нет имени, нет красивых слов.

Используя глаголы в повелительном наклонении, капитан Татаринов приказывает жене исполнить его просьбу - не верить Николаю Антоновичу, брату капитана… Он обвиняет его во многих неудачах экспедиции, но делает это неголословно. «Мы шли на риск, мы знали, что идём на риск, но мы не ждали такого удара».

Однако чувство любви к семье и родным людям побеждает горечь потерь и лишений. Быстро обрывается сюжетная канва, и капитан Татаринов вновь не находит слов, чтобы описать всё то, что он видит и испытывает. Он вспоминает о дочери, ласково называет её «Катюшкой». Снова тот же приём, который мы наблюдали во втором фрагменте: наличие уменьшительно-ласкательных суффиксов -символ проявления положительных эмоций и чувств.

Письма капитана Татаринова играют огромную роль в развитии сюжета романа. Они не только подталкивают Саньку Григорьева на подвиги, на достижение своих целей, на совершение добрых поступков, но и помогают читателю увидеть истинные чувства главного героя к жене, позволяют сопереживать героям. В письмах капитана заключена его короткая жизнь ради Марьи Васильевны и его любовь к ней.
















Заключение

Итак, в результате проделанной работы можно сделать следующие выводы: письмо имеет длительную историю своего развития. Оно прошло сложный путь от примитивных до самых современных форм общения, став одним из важнейших способов коммуникации, без которого трудно представить жизнь современного общества.

В своей работе я провела анализ эпистолярных единиц в письмах капитана И. Л. Татаринова к Марии Васильевне. В проанализированных отрывках самое большое распространение получили образные обращения, которые выражают доверительное, дружеское отношение к адресату. Это достигается путем использования эпитетов, уменьшительно-ласкательных суффиксов. Во всех фрагментах капитан Татаринов переходит без лишних предисловий к информационной части. Это обусловлено тем, что переписка носит вполне дружеский характер. Герой не использует приветствие, зная, что подобное не оскорбит адресата, так как между участниками переписки уже сложились доверительные отношения.

В информационной части писем Ивана Львовича новая информация всегда начинается с нового абзаца. В ней он всегда находит положительные реплики, успокаивающие фразы, для того чтобы его семья не беспокоилась за него. Письма пронизаны теплотой и любовью к адресату.

Письмо видоизменяется, но это не означает его полную мутацию, это, всего лишь, приспособление к новым техническим условиям.

Письмо- форма выражения человеческих отношений, и оно интересно для изучения.

















СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Каверин В. А., Два капитана. Роман, К., 1957

  2. Елина Е.Г. Эпистолярные формы в русской литературе 60-х годов XIX века.//Живые страницы. Из истории и теории литературы. Сб.статей. Изд-во Саратовского унив., 2010г.

  3. Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. М.: 2003. 192 с.

  4. 2. Андреев В.Ф. Современный этикет и русские традиции. М.: 2005. 400с.

  5. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо/ В.Г.Ветвицкий //М: Просвещение, 2014г.

  6. Павленко Н.А. История письма. Мн.: Высшая школа, 2017 г.

  7. http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=9551

  8. http://internet-school.ru/Enc.ashx?item=3828








Приложение1.

Примитивные знаки. Перуанское письмо

Бирки с зарубками


Памятные дощечки.

Приложение2.

Пиктографическое письмо




Приложение 3.



В. Каверин «Два капитана»





1 В. Каверин. Два капитана т.2, гл.7

2 В.Каверин. Два капитана. Книга 1, стр.38

3 Там же

4 В.Каверин. Два капитана. Книга 1, стр 40




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Исследовательская работа "В.Каверин. "Два капитана"

Автор: Полосина Дарья

Дата: 20.11.2022

Номер свидетельства: 617812


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства