kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование музейных технологий как фактор формирования чувств патриотизма и гражданственности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть имена и есть такие даты -

Они нетленной сущности полны:

Мы в буднях перед ними виноваты

Не замолить по праздникам вины  - это начало сценария

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование музейных технологий как фактор формирования чувств патриотизма и гражданственности»

[Введите текст]


Одной из форм работы по формированию гражданственности и патриотизма является использование материалов музея на уроках и во внеурочной деятельности.

Школьный музей – большой помощник в решении образовательно- воспитательных задач.

Он способствует расширению кругозора и развитию познавательных интересов и способностей учащихся.

Метод использования музейных материалов позволяет учителю вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к шлубоким выводам и обобщениям.

Образовательные задачи очень многих уроком литературы тесно связаны с воспитанием гражданственности и чувств патриотизма. Страницы прошлого нашей страны предоставляют нам такую возможность. Внеклассная работа с привлечением музейных материалов развивает и углубляет знание истории родного края. Участие ребят в поисково-собирательной работе, близкое знакомство с историческими фактами помогают формировать чувство ответственности и гордости за свой край, Отечество, т.е. чувство сопричастности с прошлым и настоящим нашей страны.

Музей создает вокруг ученика образовательное пространство, которое выводит его за рамки школы, что, безусловно, способствует выстраиванию его профессионального интереса, помогает в социальном самоопределении.

Школьный музей является выжным фактором в социализации личности ученика. Участие в работе музея формирует у учащегося навыки поисковой исследовательсокой деятельности, развивает инициативу, общественную активность, предоставляет возможности для самостоятельной творчесой работы. Ребята оказываются в пространстве разного возрастного общения, преобретающего сейчас особую ценность. Здесь проявляется инициатива, умение работать в команде, учитывать интересы других людей, проявлять лидерские качества, что впоследствии положительно скажется в профессиональной деятельности, поможет в социальной адаптации.

В 2016 г. Нашей школе исполнилось 100 лет, а школьному музею, экспозиции которого запечатлели память о минувших годах, - 35 лет. Группа ребят под моим руководством занималась исследовательской работой, осуществляя проект: «Использование музейных технологий как фактор формирования чувств патриотизма и гражданственности».

Ы музее накоплены уникальные материалы о синявинской наступательной операции, о II Ударной армии, незаслуженно оболганной, сохранены стихи участников боев за освобождение Мги. На материалах музея нами был написан сценарий. Он универсален: его можно использовать к любым памятным датам: 21 января – день освобождения Мги; затем – прорыы блокады Ленинграда; 9 мая – день Победы, и т.д., и просто на уроках мужества.




Есть имена, и есть такие даты, -

Они нетленной сущности полны,

Мы в буднях перед ними виноваты, -

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.


Опять война,

Опять блокада, -

А может, нам о них забыть?


Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».


И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!


Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

(Ю.Воронов)

А я не могу о войне,

Как будто права не имею,

Вдруг не расплавлюсь на огне

А только руки обогрею.

Ах, как слова мои ничтожны.

Но память требует опять…

Сказать об этом – невозможно…

Но невозможнее – молчать.


Шёл первый год войны.

Враг шёл на приступ Ленинграда

И вот тогда из грозной тьмы

Встал призрак под названием Блокада.



Гитлеровское командование не случайно обратило свои взоры на Ленинград. Ведь здесь

Были заложены основы нашего государства. Это светоч национальной культуры. Это он

создал в своё время первый советский трактор, первый блюминг.

Город на Неве – это ключ к северу. Овладение Ленинградом превратило бы Балтийское

море в немецкое, лишило бы нас Балтийского флота.

О красоте же Ленинграда можно говорить бесконечно. Он торжествен, строг и велико-

лепен всегда. Даже мрачный туман, унылый дождь – приметы только ему свойственной

красоты.





И чем ярче разрывы немецких снарядов освещали наш город, тем больше Гитлеру

хотелось овладеть им. Снился фашистам Ленинград, хотелось им устроится здесь на

тёплую и сытую зимовку.


Всем, что есть у тебя живого,

Чем страшна и прекрасна жизнь,

Кровью, пламенем, сталью, словом,

Задержи врага, задержи!



В итоге жестоких кровопролитных боёв гитлеровцам удалось овладеть станцией Мга и перерезать ж/д линию, связывающую осаждённый Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года, захватив Шлиссельбург, враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.



Блокада!

Кто пережил её, не сможет позабыть, как за водой ходили до ближайшего канала, как первой, самой страшной зимой, Мать детям хлеб свой отдавала.

Как люди умирали на ходу, когда их побеждал мороз и голод

Дорогу жизни, что тогда по льду с большой земли вела в блокадный город.



По дороге, занесённой снегом,

Мальчик шёл, вёз санки за собой.

Долго ждал он дома маму с хлебом,

Ждал её он долго, час, другой.

Мамы нет, вокруг всё потемнело,

Вьюга веет и метель метёт,

Смотрит он в окошко то и дело.

Мальчик, твоя мама не придёт.






Дом взорвался от фашистской мины.

С дома роковое то стекло

У стоящей на углу осины

Сердце твоей мамы обожгло.





125-блокаднный грамм –

Кусочек жизни на ладошке.

Я подношу его к губам – он рассыпается на крошки и на мгновенье голод снимет покров свой…

Я вдруг загрущу

И на колени перед ними,

Как пред иконой, опущусь




Война над застывшей Невою

Дохнула пожаром в лицо

Смыкает тиски огневые

Блокады стальное кольцо

На саночках воду возили,

И мёртвых возили на них

А хлеба горбушку делили

По дням, чтоб остаться в живых.




Но фронт дрался, чтобы разорвать Кольцо блокады. Со стороны Мги, Волхова, Любани бойцы 2х фронтов утопая в болотах шли на воссоединение, чтобы прорвало кольцо Блокады.


Клип



Земля стонала, плавился металл,

А на снегу кипела кровь, алея

Но человек под пулями вставал,

Брал у врага траншею за траншеей

Бойцы не выходили из атак,

Их звали к мести жертвы Ленинграда,

И заалел над Мгой победный флаг,

По швам трещала чёрная блокада.






Но это было только начало.

Ещё сердцам нужно было пережить тысячи смертей. Ещё земля должна была впитать всю кровь погибших, ещё должна была переполниться чаша народного долготерпения.



В бою подо Мгой рвутся снаряды, сметая живое с земли, Когда наших танков тяжёлых громады на запад вперёд поползли.



На Синявинских высотах

Дзот на дзотах - шквал свинца

Выливали по пехоте.

Бой смертельный без конца.






Но снова, сгорая ль,

Как факелы, в танке,

В грязи ли под жутким дождём,

Клянёмся смертельною схваткой атаки:

Мы с этой земли не уйдём.



А там, оседая, в разрывах мохнатых

Обломками брёвен в траву,

Глядят, погибая, Синявина хаты

Решётками рам за Неву.



А пули звенят

Возле меня,

Летят, летят,

Крови моей хотят.

Кричу, обессилев

Через хрипоту,

«Пропадаю.

Пропадаю!»

И к ногам осины

Весь в поту припадаю.

Жить хочется!

Жить хочется!

Жи-и-ть!

Когда же это кончится?





Насилье родит насилье,

И ложь умножает ложь,

Когда нам берут за горло,

Естественно взяться за нож.

Но нож объявлять святыней

И, вглядываясь в лезвиё,

Начать находить отныне

Лишь в нём отраженье своё, -

Нет, этого я не умею,

И этого я не смогу.

От ярости – онемею,

Но в ярости не солгу.



Сцена - солдат на фронте




Когда в середине января 1943г в битве за полное снятие блокады 2 фронте- Ленинградский и Волховский соединились, перед фашистами встала угроза окружения. Боевой прорыв наших солдат был так силён, что под их натиском противник бежал.





Блокада прорвана!

На берегах Невы салют гремит!

Ворвалась снова жить - за все

Потери как награда.

Мы соберём тебе расстрелянный гранит,

Построим памятник! И пусть в веках хранит

Он память гордо о муках Ленинграда.




С головами поникшими

Над отцами погибшими встали мы.

Над легендой повитыми их могильными

плитами

Встали мы.

Им, как будто бы мысленно,

Тихо мы и невыспренно,

Говорим!







«Листья вашего дерева,

А не серая тень его –

Это мы!

Это вашего голоса,

Зёрна вашего колоса–

Это мы!

Верность вашим обличиям,

Верность вашим обычаям,

Мы храним!


(все подходят к стойке с огнем)





У вечного огня! Я знаю, что хочу!

Я, голову склоняя, гляжу в глаза огня

И медленно шепчу:

Всем, сбившимся с пути,

Всем, рухнувшим с коня,

Дорогу освети, свет Вечного огня,

Свет вечного костра!

Мы у тебя в долго!

В долгу за каждый вздох

И прежде, и теперь!

И если я тебе не выплачу свой долг,

Тогда убей меня, и прокляни меня,

Жар вещего костра,

Свет Вечного огня!





Всё помнится, ничто не позабыто!

Всё помнится, никто не позабыт.

И днём и ночью в чаша из гранита

Святое пламя трепетно горит.





Наш город называется Ленинград .

И пусть теперь другой он стал, но в нём

Живут ещё се те, кого блокада

Своим суровым обожгла огнём.





Мы говорим о подвиге, о славе

И о кольце, готовом задушить,

Но, думаю, мы забывать на вправе,

Что этим людям всем хотелось жить!





Шумят над погибшими березы, молчат обелиски. Мы живы, потому что они умерли. Так пусть наша жизнь будет достойна их солдатской смерти.





Песни о вас ваши внуки споют,

Стоя на братской могиле.

Спите, сражённые, спите, мы тут

Красный венок положили.





Слетятся, сбегутся, сойдутся,

Эпохи у этой стены.

Волнения в душу вольются,

Тревоги минувшей войны.

И снова наш путь завершится

Счастливым сегодняшним днём,

И будут снежинки кружиться,

И таять над Вечным огнём.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Замуленко Ирина Андреевна

Дата: 19.03.2017

Номер свидетельства: 401515


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства