kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальная игра по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок – заключительный  по теме «Творчество А.С.Грибоедова». Тема важная, так как предполагает проверку и обобщение знаний, полученных учащимися при изучении всей темы,  и дает возможность девятиклассникам осуществлять на данном уроке внутри- и межпредметные связи, развивать ОУУН и реализовать творческий потенциал. Работа над художественным словом  будет являться связующим звеном со следующим разделом учебника- «Творчество А.С.Пушкина».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Открытое внеклассное мероприятие по литературе.

Интеллектуальная игра по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».


Цели:


  1. способствовать развитию памяти, внимания, устной речи, воображения, мышления, творческих способностей, эмпатии, эмоциональной сферы личности;

  2. проверить и обобщить знания учащихся, полученные в рамках изучения темы, а также умение осуществлять их в новые нестандартные условия;

  3. содействовать воспитанию «талантливого» читателя, внимательного к художественному слову, образу, детали, приему и т.п., а также воспитанию сотрудничества и коммуникативности, эстетических установок.



Ход мероприятия:


  1. Организационно – мотивационный этап.


Звучит вальс А.С.Грибоедова.


Слайд № 1 - портрет А.С.Грибоедова.


Учитель:

Вот он: насмешливый, угрюмый,

С язвительной улыбкой на устах,

С челом высоким под завесой думы,

Со скорбию во взоре и чертах!

Певец, тебе даны рукой судьбы

Душа живая, пламень чувства,

Веселье тихое и светлая любовь,

Святые таинства высокого искусства.


Эти замечательные слова известный декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер посвятил своему другу, единомышленнику, известному русскому писателю А.С.Грибоедову, человеку громаднейшего ума и ослепительных способностей, музыканту, вальс которого вы только что слышали, математику, дипломату, психологу, автору бессмертной комедии «Горе от ума», произведения, которое уже два столетия продолжает увлекать читателей и зрителей.


Грибоедовскую комедию (это до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение литературы) не только продолжают ставить на сцене, но и по - прежнему о ней отчаянно спорят.

Казалось, о «Горе от ума» было сказано все: образы героев рассмотрены со всех сторон, мысль и пафос трактованы на разные лады, но это не мешает новым читателям восхищаться мастерством Грибоедова и видеть за хрестоматийными образами живых людей.

Давайте и мы вместе с Грибоедовым войдем в мир комедии.



Приглашаю вас на интеллектуальную игру по комедии «Горе от ума» (слайд № 2).

В игре принимают участие 2 команды: 9а и 9б класса.

Представьтесь, пожалуйста! (представление команд и их капитанов)


Во время игры будьте внимательны и постарайтесь не нарушать правила, они - перед вами (см. Приложение).

А наше уважаемое жюри определит самых талантливых читателей, лучших знатоков комедии. Жюри будет оценивать правильность ответов, их лаконичность и быстроту выполнения задания.


Готовы? В добрый путь!



  1. Конкурсы:


  • «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив».

(слайд № 3)

О ком эти слова? (о Чацком)

Да, так отзывается о своем герое драматург.


Не правда ли, эта характеристика Александра Андреевича Чацкого может быть отнесена и к его создателю А.С.Грибоедову?

В одном из писем А.С.Пушкина к А.А.Бестужеву читаем: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов».


Чтобы оценить творческий замысел автора, мы внимательно изучали его жизненный путь, стараясь осознать мотивы и глубину его суждений о мире, о жизни, об эпохе.


Давайте проверим, хорошо ли знаете вы биографию Грибоедова.


Вопросы задаются поочередно каждой команде:


  1. На экране – Московский благородный пансион (слайд № 4)

Какое отношение имеет это учебное заведение к Грибоедову?

(здесь писатель учился)


  1. На экране – Надгробие на могиле А.С.Г. на горе Мтацминда в Тбилиси (слайд № 5). Кто из близких людей поставил ему этот памятник и какие слова на нем высечены?

(Жена Нина. «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но

для чего же пережила тебя любовь моя!»)


3) Когда была написана комедия? (1824 год)


4) Как родился замысел комедии? (во сне)


  • «Ба! Знакомые все лица!»

(слайд № 6)


В письме к П.А.Катенину в январе 1825г. А.С.Г. писал: «Характеры портретны…портреты и только портреты входят в состав комедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий…»


Вы наверное догадались, что речь сейчас пойдет о героях комедии.

Задание: узнайте по словесному портрету действующих лиц комедии (Карточки - см. Приложение)


  • «Едва другая сыщется столица, как Москва!»

(слайд № 7)


Представим себе Москву 19 века, окунемся в то время, когда жил и творил А.С.Грибоедов.


(Видеоролик из фильма «Биография А.С.Грибоедова)


1) Среди многочисленных московских зданий – «Дом Фамусова» (слайд № 8).

Москва Фамусова – это прежде всего сам Павел Афанасьевич Фамусов, главный герой комедии, фигура колоритнейшая и противоречивая.

А известно ли вам, что прототипом его был дядя Грибоедова, Алексей Федорович, про которого сам поэт писал, что он смесь пороков и любезности. Как вы помните, в комедии у главного героя Фамусова тоже есть дядя.


Вспомните, кто он такой и что о нем говорится в тексте.


(Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к его услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом,

Век при дворе, да при каком дворе!...)


2)Еще одна достопримечательность Москвы – Кузнецкий мост (слайд № 9)

Вспомните, где встречается это название в тексте комедии.


( «Ты, быстроглазая, все от твоих проказ,

Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы;

Там выучилась ты любовников сводить…»


Кузнецкий мост- улица в центре Москвы, где во времена Грибоедова

было множество различных магазинов: книжных, кондитерских,

модных нарядов…)


3) «Ах! Боже мой! Ужли я здесь опять в Москве!» - восклицает Чацкий в первые минуты появления на сцене. И далее разговоры на эту тему не сходят с уст героев комедии до финала.

Почти все они так или иначе, хотя бы вскользь, упоминают о первопрестольной столице.

А теперь представьте себе, что все высказывания, суждения, реплики о Москве слились в единый монолог.


Попробуйте «расшифровать» этот монолог, т.е. распознать, реплики каких героев о Москве здесь использованы. (см. Приложение – Монолог о Москве)

  • «Дальше, дальше…»

(слайд № 10)

Комедия была восторженно встречена всеми передовыми людьми России 19 века, пьеса имела огромный успех. Прошло почти 2 века, комедия, поистине бессмертная, по –прежнему не сходит со сцен наших театров, продолжает увлекать читателей и зрителей.


Предлагаю вам сейчас посмотреть отрывок из спектакля «Горе от ума» режиссера Иванова.

(видеоролик)


Какой эпизод мы сейчас увидели? (конец 4 действия комедии)

А сколько действий должно быть в комедии, построенной по принципам классицизма? Вспомните «Недоросль» Фонвизина. ( 5 действий)


В 5 действии должна быть развязка, где наказывается порок и торжествует добродетель.

Грибоедов нарушил принцип классицизма, отказался от 5 действия, т.е. оставил финал открытым. А что могло бы еще произойти в 5 действии?


Этот вопрос я адресую вам! Включите свою фантазию и воображение и продолжите комедию!


  • «Да хоть кого смутят вопросы быстрые!»

(слайд № 11)

Приглашаются капитаны.

Сейчас вам предстоит перевоплотиться в героев комедии, а в каких – вы должны угадать сами.

(карточки для узнавания персонажа – см. Приложение)

Итак, литературная дуэль (слайд № 12) между Чацким и Фамусовым. Победит тот, кто правильно ответит на все мои вопросы. В случае затруднения вы можете обратиться к своим секундантам (к команде).


  1. Александр Андреевич, приехав в Москву и явившись в дом Фамусова, вы рассчитываете добиться любви Софьи и жениться на ней. Однако, московские дворянские семьи за жениха признают лишь того, у кого «наберется душ тысячи две родовых». А сколько у вас душ? Можете ли вы претендовать на руку Софьи?

(Чацкий не может считать себя кандидатом в женихи, т.к. имеет 300 или 400

душ- д.3, явл.21- спор Хлестовой и Фамусова)

  1. Как известно, вы, Павел Афанасьевич, человек занятой. Не соблаговолите ли рассказать о вашей занятости в течение недели? Какие записи внес Петрушка в календарь по вашему приказанию?

(«Во вторник зван я на форели…

В четверг я зван на погребенье…

В четверг, а может в патницу, а может и в субботу,

Я должен у вдовы, у докторши крестить» - д.2, я.1)

3) Александр Андреевич, что имел в виду Фамусов, когда говорил о вас: «По матери пошел, по Анне Алексеевне»?

(Фамусов отмечал роль наследственных факторов в сумасшествии

Чацкого: «Покойница с ума сходила восемь раз» - д.3, я.21)

4) Павел Афанасьевич, в финале пьесы, узнав о тайном свидании дочери, вы были чрезвычайно разгневаны. Какую меру наказания вы определи для нее?

( «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!» - д.4, я.14)


  • «Афоризмы «Горе от ума»

(слайд № 14)

«О стихах не говорю, половина должна войти в пословицу» - это известное высказывание А.С.Пушкина о комедии «Горе от ума» стало пророческим. Нет в русской литературе произведения, давшего миру столько крылатых выражений.

Предлагаю вам наиболее известные «грибоедовские афоризмы».

Проверьте свою эрудицию, закончите фразу и назовите автора (слайды № 15-26).


  • «Пожалуй, многое я знаю наизусть!»

(Домашнее задание, или Конкурс актерского мастерства)

(слайд № 27)

Командам накануне было дано задание подготовить инсценировку любого эпизода из комедии.

Проверим, как они справились с этим заданием.


Прошло почти два столетия с тех пор, как была создана комедия. Ушли в прошлое герои Грибоедова, изменилась эпоха, но многое из того, о чем они волновались и спорили, до сих пор волнует нас, современных читателей.

Понимать жизнь, как Чацкий, - это счастье, трудное счастье человека, который не может мириться с тем гнусным, что осталось и в наши дни. Этому пониманию жизни, долга и счастья учит умная и глубоко человечная комедия.

Я надеюсь, что эта книга и вас не оставила равнодушными, что вы испытали немало приятных минут, общаясь с прекрасным мастером слова, о котором великий поэт А.Блок сказал: «Не имея предшественников, он не имел и последователей, себе равных.


В завершении нашего мероприятия хотелось бы узнать, какой след оставила в вашей душе сегодняшняя игра.


3.Рефлексия ( см. Приложение)



4.Подведение итогов. Награждения.



Просмотр содержимого документа
«Приложение»

Правила игры:

  1. Играй честно.

  2. Обидно, когда проигрываешь, но не злись.

  3. Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся.

  4. Прежде чем ответить, посоветуйся с командой.

  5. Научи других тому, что умеешь сам.




Правила игры:

  1. Играй честно.

  2. Обидно, когда проигрываешь, но не злись.

  3. Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся.

  4. Прежде чем ответить, посоветуйся с командой.

  5. Научи других тому, что умеешь сам.




«Ба! Знакомые все лица!» (карточки)


1. «Ах! Боже мой! Он карбонари!

Опасный человек!

Что говорит! И говорит, как пишет!»




2. «И золотой мешок, и метит в генералы…»




3. «Низкопоклонник и делец…»




4. «А у меня что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой».


5. «Крепко набрался каких-то правил.

Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

В деревне книги стал читать…»




6. «Ей сна нет от французских книг…»


«Ба! Знакомые все лица!» (ответы)



1. «Ах! Боже мой! Он карбонари!

Опасный человек!

Что говорит! И говорит, как пишет!» (Чацкий)


2. «И золотой мешок, и метит в генералы…» (Скалозуб)


3. «Низкопоклонник и делец…» (Молчалин)


4. «А у меня что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой». (Фамусов)


5. «Крепко набрался каких-то правил.

Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

В деревне книги стал читать…» (брат Скалозуба)


6. «Ей сна нет от французских книг…» (София)




«Да хоть кого смутят вопросы быстрые!»



Карточка для «узнавания» персонажа»


1.Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти - так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит.





Карточка для «узнавания» персонажа


2.Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем,

Однако бодр и свеж, и дожил до седин,

Свободен, вдов, себе я господин…

Монашеским известен поведеньем!



«Да хоть кого смутят вопросы быстрые!» (ответы)



Карточка для «узнавания» персонажа»


1.Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти - так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит. (Чацкий)





Карточка для «узнавания» персонажа


2.Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем,

Однако бодр и свеж, и дожил до седин,

Свободен, вдов, себе я господин…

Монашеским известен поведеньем! (Фамусов)





Монолог о Москве.


Ах! Боже мой! Ужли я здесь опять,

В Москве…


Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будут два.

Тот сватался- успел, а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.


Извольте посмотреть на нашу молодежь,

Журим мы их, а если разберешь,-

В пятнадцать лет учителей научат.


Решительно скажу: едва

Другая сыщется столица, как Москва.


По моему сужденью,

Пожар способствовал ей много к украшенью…


С тех пор дороги, тротуары,

Дома и все на новый лад.


У нас есть общество, и тайные собранья

По четвергам. Секретнейший союз…


Что за люди! Сок умной молодежи!

Всю ночь толкуют, не наскучат,

Во- первых, напоят шампанским наубой,

А во-вторых, таким вещам научат…


И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

Нет! Недоволен я Москвой!


Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.

Пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!

Карету мне, карету!


Монолог о Москве (ответы)


Ах! Боже мой! Ужли я здесь опять,

В Москве… (Чацкий)


Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будут два.

Тот сватался- успел, а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах. (Чацкий)


Извольте посмотреть на нашу молодежь,

Журим мы их, а если разберешь,-

В пятнадцать лет учителей научат. ( Фамусов)


Решительно скажу: едва

Другая сыщется столица, как Москва. (Фамусов)



По моему сужденью,

Пожар способствовал ей много к украшенью… (Скалозуб)


С тех пор дороги, тротуары,

Дома и все на новый лад. ( Фамусов)


У нас есть общество, и тайные собранья

По четвергам. Секретнейший союз… (Репетилов)


Что за люди! Сок умной молодежи!

Всю ночь толкуют, не наскучат,

Во- первых, напоят шампанским наубой,

А во-вторых, таким вещам научат… ( Репетилов)


И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

Нет! Недоволен я Москвой! (Чацкий)


Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.

Пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!

Карету мне, карету! (Чацкий)








Рефлексия

Выбери утверждение:

Сегодняшняя игра

  • Скучная

  • Неинтересная

  • Полезная

  • Веселая

  • Отличная

  • Праздник



Выбери утверждение:

Сегодняшняя игра

  • Скучная

  • Неинтересная

  • Полезная

  • Веселая

  • Отличная

  • Праздник



Выбери утверждение:

Сегодняшняя игра

  • Скучная

  • Неинтересная

  • Полезная

  • Веселая

  • Отличная

  • Праздник



Выбери утверждение:

Сегодняшняя игра

  • Скучная

  • Неинтересная

  • Полезная

  • Веселая

  • Отличная

  • Праздник


Выбери утверждение:

Сегодняшняя игра

  • Скучная

  • Неинтересная

  • Полезная

  • Веселая

  • Отличная

  • Праздник



Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Александр  Сергеевич  Грибоедов  1795-1829

Александр Сергеевич Грибоедов

1795-1829

Интеллектуальная игра   по комедии А.С.Грибоедова  «Горе от ума»

Интеллектуальная игра по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

«Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив»

«Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив»

Московский благородный пансион

Московский благородный пансион

Надгробие на могиле А.С.Грибоедова на горе Мтацминда в Тбилиси.

Надгробие на могиле А.С.Грибоедова на горе Мтацминда в Тбилиси.

«Ба! Знакомые все лица!»

«Ба! Знакомые все лица!»

«Едва другая сыщется столица, как Москва!»

«Едва другая сыщется столица, как Москва!»

Кузнецкий мост.

Кузнецкий мост.

«Дальше, дальше!»

«Дальше, дальше!»

«Да хоть кого смутят вопросы быстрые!»

«Да хоть кого смутят вопросы быстрые!»

«О стихах не говорю, половина должна войти в пословицу»

«О стихах не говорю,

половина должна войти в пословицу»

Афоризмы

Афоризмы

«Служить бы рад…»

«Служить бы рад…»

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»  Чацкий

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»

Чацкий

«Счастливые часов…»

«Счастливые часов…»

«Счастливые часов не наблюдают» София

«Счастливые часов не наблюдают»

София

«Свежо  предание…»

«Свежо

предание…»

«Свежо предание, а верится с трудом»  Чацкий  Чацкий

«Свежо предание, а верится с трудом»

Чацкий

Чацкий

«Герой не моего…»

«Герой не моего…»

«Герой не моего романа»  София  София

«Герой не моего романа»

София

София

«Дома  новы…»

«Дома

новы…»

«Дома новы, но предрассудки стары» Чацкий

«Дома новы, но предрассудки стары»

Чацкий

«Минуй нас пуще всех печалей…»

«Минуй нас пуще всех печалей…»

«Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»  Лиза

«Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»

  • «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»

Лиза

«Пожалуй, многое я знаю наизусть»

«Пожалуй, многое я знаю наизусть»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Интеллектуальная игра по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Автор: Кучумова Елена Васильевна

Дата: 20.05.2017

Номер свидетельства: 417181


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства