Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная литературная игра "Лидер чтения"»
Интеллектуальная литературная игра «Лидер чтения». 6 класс .
Форма проведения - игра.
Цели: выявить уровень знаний учащимися текстов художественных произведений и теории литературы, приобщать к чтению художественной литературы.
Оборудование: компьютер, презентация, грамоты.
Ход мероприятия
Вступительное слово.
Представление жюри.
Объяснение условий игры. Представление участников.
Содержание игры
Содержание игры представлено шестью тематическими блоками, каждый из которых содержит 6 вопросов различного уровня сложности. “Стоимость” вопроса от 10 до 60 баллов. Всего 36 вопросов.
Блок 1 “Писатели и поэты” включает вопросы, связанные с высказываниями о писателях и поэтах:
10 баллов: Лето 1831 года _______ и Пушкин проводили в Царском селе. Там они вступили в своеобразное “состязание”: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Кто из русских писателей вступил в состязание с А.С.Пушкиным? (Жуковский)
20 баллов: Окаком зарубежном писателе 19 века сказано им самим : «Жизнь моя- настоящая сказка, богатая событиями, прекрасная» (Андерсен)
30 баллов:Кто из писателей 19 века говорил о себе:“...я сам не знаю, какая у меня душа – хохлацкая или русская. Я знаю только то, что никак не дал бы преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином”. (Гоголь)
40 баллов: “Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги”. Кто из русских писателей является автором этих строк? (Паустовский)
50 баллов: Кто из русских писателейв детстве был воспитанником пансиона для мальчиков и сочинил сказочную повесть для своего племянника – будущего известного поэта Алексея Константиновича Толстого? (Антоний Погорельский)
60 баллов: “...Думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне... Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле”. Кто из писателей является автором этих строк? (Виктор Петрович Астафьев)
Блок 2 “Портрет героя” выявляет знание пятиклассниками текста художественного произведения и умение школьников определять литературного героя по его портретной характеристике:
10 баллов: “Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли...”. (Герасим)
20 баллов: Жил-был в Бережках со своей бабкой мальчик ________, по прозвищу “Ну Тебя”. _________был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: “Да ну тебя!”(Филька, Паустовский. «Теплый хлеб»)
30 баллов: “... на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать – девка. Коса чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светлеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь”. (Хозяйка Медной горы , сказ Бажова)
40 баллов: “...девочка тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса”.(Дина, «Кавказский пленник». Толстой)
50 баллов: “ –Лгут люди, я совсем не хороша..» (Оксана. «Ночь перед Рождеством»)
60 баллов: “... Женщина эта необычайно прекрасная….”.(Снежная королева. Андерсен)
Блок 3 “Какому герою принадлежат слова?” направлен на проверку знания текста произведения и умения определять героя произведения на основе его речевого высказывания:
10 баллов: “По-ми-ло-вать... Каз-нить... Лучше напишу “казнить” – это короче”.
20 баллов: “Она будет танцевать со мной, если у нее будет букет красных роз ”.(Студент. «Соловей и роза» Оскар Уайльд)
30 баллов: “ «Ну, чего еще, на что нам еще собака?.. Вчера я пошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены..» (Барыня. Тургенев «Муму»)
40 баллов: “Негодный мусор... на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать”. (Робинзон Крузо..Даниэль Дефо)
50 баллов: “Не полагай... что так легко избавиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою”.(Чернушка. «Черная курица». Погорельский)
60 баллов: «На вас не напасешься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! » (Филька. «Теплый хлеб». Паустовский)
Блок 4 “Жанры” содержит вопросы литературоведческого характера и проверяет знание пятиклассниками жанров изученных в 5 классе произведений (пятиклассники на уроках в течение учебного года получили первоначальное представление о таких жанрах, как сказка, рассказ, повесть, роман, пьеса, сказ):
10 баллов: Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.(сказка)
20 баллов: Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене.(пьеса)
30 баллов: Вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях. Больше рассказа, но меньше романа. (повесть)
40 баллов: Стихотворение, в основе которого чаще лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом. (баллада)
50 баллов: Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.(рассказ)
60 баллов: Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора. (сказ)
Блок 5 “Стихотворная речь” включает задания, связанные с умением определять способ рифмовки и стихотворный размер Поскольку задания этого блока вызывают у учеников особую трудность, в тексте стихотворения делаю разметку - подсказку: делю каждый стих на стопы, в результате ребятам нужно выбрать нужный ритм, расставить ударение и определить вид двусложного или трёхсложного размера.
10 баллов:
В игре её конный не словит, В беде – не сробеет, – спасёт: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт! Н.А. Некрасов
Какой способ рифмовки используется поэтом? (перекрестная)
Определи стихотворный размер в данной строфе. (Хорей)
30 баллов:
Был тру/дный бой./ Всё ны/нче как/ спросо/нку, И толь/ко не/ могу/ себе/ простить:/ Из ты/сяч лиц/ узнал/ быя/ мальчо/нку. А как/ зовут/, забыл/ его спро/сить. А.Т. Твардовский
Определи стихотворный размер в данной строфе.(Ямб)
40 баллов:
Хотя про/клинает /проезжий/ Дороги/ моих по/бережий/. Люблюя /деревню/ Николу/. Где кончил /начальну/ю школу! / Н.М.Рубцов
Определи стихотворный размер в данной строфе.(Амфибрахий)
50 баллов:
Мальчику/ жизни не / жалко /, Гибель е / му нипо / чём /. Мне прода / вать свою / совесть / Совестно / будет при / нём. / Р.Стивенсон (пер. С.Маршака)
Определи стихотворный размер в данной строфе.(Дактиль)
60 баллов:
Задрожа/ли листы/, облета/я, Тучи не/ба закры/ли красу/, С поля бу/ря ворва/вшися зла/я Рвёт и ме/чет и во/ет в саду/. А.А.Фет
Определи стихотворный размер в данной строфе.(Анапест)
Блок 6 “Средства выразительности” выявляет умение определять в предложенном фрагменте выразительно-изобразительные средства. На уроках русского языка и литературы школьники уже получили представление о сравнении, эпитете, олицетворении, метафоре, гиперболе, о фонетических средствах выразительности (аллитерация).
10 баллов:
“Тайга...Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны молчаливая, равнодушная”.(В.П.Астафьев).
Какое средство выразительности использовано в выделенном фрагменте?(Эпитет)
20 баллов:
Их разве слепой не заметит, А зрячий о них говорит: “Пройдёт – словно солнце осветит! Посмотрит – рублём подарит!” (Н.А.Некрасов)
Какое средство выразительности использовано в выделенном фрагменте?(Сравнение)
30 баллов:
Задрожали листы, облетая, Тучи неба закрыли красу, С поля буря ворвавшися злая Рвёт и мечет и воет в лесу. (А.А.Фет)
Какое средство выразительности использовано в данном фрагменте?(Олицетворение)
40 балов:
... Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел. (М.Ю.Лермонтов)
Какое средство выразительности использовано в выделенном фрагменте?(Гипербола)
60 баллов: Пан Тыбурций. Повесть “В дурном обществе”. В.Г.Короленко
Блок 4 “Жанры”
10 баллов: Сказка
20 баллов: Пьеса
30 баллов: Повесть
40 баллов: Баллада
50 баллов: Рассказ
60 баллов: Сказ
Блок 5 “Стихотворная речь”
10 баллов: Перекрёстная
20 баллов: Хорей
30 баллов: Ямб
40 баллов: Амфибрахий
50 баллов: Дактиль
60 баллов: Анапест
Блок 6 “Средства выразительности”
10 баллов: Эпитет
20 баллов: Сравнение
30 баллов: Олицетворение
40 баллов: Гипербола
50 баллов: Метафора
60 баллов: Фразеологизм
“Литературная игра. 6 класс” предназначена для проведения обобщающего урока литературы в 6 классе в конце учебного года. Все вопросы объединены в 6 тематических блоков, каждый из которых содержит 6 вопросов разного уровня сложности.
Содержание игры
Блок 1 “Жанры” содержит вопросы литературоведческого характера и проверяет знание шестиклассниками жанров изученных в 6 классе произведений (шестиклассники на уроках в течение учебного года получили первоначальное представление о таких жанрах, как роман, миф, легенда, феерия, новелла):
10 баллов: Большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета.
20 баллов: Сказания, передающие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.
30 баллов: Произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.
40 баллов: Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика с особым характером и складом речи.
50 баллов: Театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.
60 баллов: Малый прозаический жанр (разновидность рассказа), отличается строгостью композиции, остротой сюжета, отсутствием описательности. (Например, “Маттео Фальконе”.)
Блок 2 “Портрет героя” выявляет знание шестиклассниками текста художественного произведения и умение школьников определять литературного героя по его портретной характеристике:
10 баллов: Она “была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик был чистенький и глядел вверх”.
20 баллов: “Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, и шиворот разорван; но ничего, не конфузится”.
30 баллов: “Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, он был вреднее и злее всех левонтьевских ребят”.
40 баллов: “...волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила”.
50 баллов: “... тоненькая невысокая девушка.... Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. ... Остальное неподвластно словам, кроме слова “ОЧАРОВАНИЕ”.
60 баллов: “Я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и сосем чёрные, коротко остриженные волосы”.
Блок 3 “Какому герою принадлежат слова?” направлен на проверку знания текста произведения и умения определять героя произведения на основе его речевого высказывания:
10 баллов: “Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся”.
20 баллов: “Я согласилась, я дала клятву, князь – мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно”.
30 баллов: “ Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля, свойство характеров; я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее, может быть, именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками”.
40 баллов: “Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чём ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя”.
50 баллов: ““Как известно из древнегреческой мифологии, Геракл совершил двенадцать подвигов. Один молодой человек хотел исправить греческую мифологию. Он хотел совершить тринадцатый подвиг Геракла...”
60 баллов: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться”.
Блок 4 “Термины” включает вопросы, связанные со знанием основных литературоведческих понятий:
10 баллов: Картина природы в художественном произведении.
20 баллов: Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.
30 баллов: Изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.
40 баллов: Краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью.
50 баллов: Отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.
60 баллов: Последовательность и связь событий в художественном произведении.
Блок 5 “Стихотворная речь” включает задания, связанные с умением определять вид рифмовки и стихотворный размер.
10 баллов:
Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. (С.Есенин)
Определи стихотворный размер в данной строфе.
20 баллов:
Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою... (Н.Рубцов)
Определи стихотворный размер в данной строфе.
30 баллов:
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя... (М.Ю.Лермонтов)
Назови способ рифмовки в данной строфе.
40 баллов:
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
Определи стихотворный размер в данной строфе.
50 баллов:
Когда на меня навалилась беда И шёл я по отчему краю, “Отдай свою боль мне”, – сказала вода, по горному склону стекая. (К.Кулиев)
Определи стихотворный размер в данной строфе.
60 баллов:
Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко. И грустно. И весело. Я ничего не пойму. (Афанасий Фет)
Определи стихотворный размер в данной строфе.
Блок 6 “Кто автор?” выявляет знание шестиклассниками авторов изученных в 6 классе художественных произведений.
10 баллов:
Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном.
20 баллов:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя; И вот наконец докатился до Чёрного моря.
30 баллов:
“На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем”.
40 балов:
Учись у них – у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора.
50 баллов:
Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою.
60 баллов:
“ Я открыл глаза: утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Всё стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья...Я проворно встал и подошёл к мальчикам”.
Ответы:
Блок 1 “Жанр произведения”
10 баллов: Роман
20 баллов: Мифы
30 баллов: Легенда
40 баллов: Сказ
50 баллов: Феерия
60 баллов: Новелла
Блок 2 “Портрет героя”
10 баллов: Настя. Рассказ “Кладовая солнца”. М.М.Пришвин
20 баллов: Левша. Сказ “Левша”. Н.С.Лесков
30 баллов: Санька Левонтьев. Рассказ “Конь с розовой гривой”. В.П.Астафьев
40 баллов: Павлуша. Рассказ “Бежин луг”. И.С.Тургенев
50 баллов: Ассоль. Феерия “Алые паруса”. А.Грин
60 баллов: Лидия Михайловна. Рассказ “Уроки французского”. В.Г.Распутин
Блок 3 “Какому герою принадлежат слова?”
10 баллов: Левша. Сказ “Левша”. Н.С.Лесков
20 баллов: Маша Троекурова. Роман “Дубровский”. А.С.Пушкин
30 баллов: Грэй. Феерия “Алые паруса”. А.Грин
40 баллов: Лидия Михайловна. Рассказ “Уроки французского”. В.Г.Распутин
50 баллов: Харлампий Диогенович. Рассказ “Тринадцатый подвиг Геракла”. Ф. Искандер
60 баллов: Маленький принц. Сказка “Маленький принц”. А. де Сент-Экзюпери
Блок 4 “Термины”
10 баллов: Пейзаж
20 баллов: Антитеза
30 баллов: Портрет
40 баллов: Эпиграф
50 баллов: Эпизод
60 баллов: Сюжет
Блок 5 “Стихотворная речь”
10 баллов: Хорей
20 баллов: Ямб
30 баллов: Опоясывающая
40 баллов: Дактиль
50 баллов: Амфибрахий
60 баллов: Дактиль
Блок 6 “Кто автор?”
10 баллов: Александр Сергеевич Пушкин
20 баллов: Михаил Юрьевич Лермонтов
30 баллов: Антон Павлович Чехов
40 баллов: Афанасий Афанасьевич Фет
50 баллов: Николай Михайлович Рубцов
60 баллов: Иван Сергеевич Тургенев
Правила игры
Класс делится на команды. Команда выбирает капитана, который организует обсуждение вопроса в группе и назначает того, кто отвечает на заданный вопрос (как правило, отвечающим назначается тот, кто первым в группе предложил правильный ответ). Каждая команда имеет сигнальную карточку на случай внеочередного ответа на вопрос.
Очерёдность команд в игре определяется жеребьёвкой, которую проводит учитель (ведущий).
Игра состоит из одного раунда. Капитан каждой из команд по предложению своей группы выбирает тематический блок и ячейку с вопросом, после чего ведущий зачитывает соответствующий вопрос.
Время на обсуждение составляет 1 минуту. В случае правильного ответа команда получает жетон с цифрой, обозначающей количество очков, равное стоимости вопроса. В случае неправильного ответа команда теряет количество очков, равное стоимости вопроса. (Ведущий или его помощник на специальном листе фиксирует количество потерянных, в случае неправильного ответа, командами очков.) Если команда не дает ответа, то количество очков, равное стоимости вопроса, не теряется. В случае, если команда даёт неправильный ответ или отказывается отвечать, право ответа предоставляется той команде, которая первой с помощью сигнальной карточки выразит желание ответить на вопрос. Ограничений в выборе тематического блока и ячейки с вопросом для команд нет.
По окончании игры команды подсчитывают количество заработанных очков (на жетонах), определяют лучшего игрока в своей команде и сообщают ведущему. Ведущий делает окончательный подсчёт очков и называет команду, победившую в игре.
Аналогичны условия игры, если в ней индивидуальные участники.